Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День седьмой.

Страданіе святаго мученика Калліопія.

Въ Памфилійской Пергіи [1] жила благочестивая и богобоязненная женщина Ѳеоклія; какъ она, такъ и ея семейство были проникнуты страхомъ Божіимъ; ведя добродѣтельную жизнь, Ѳеоклія раздавала щедрую милостыню. Находясь въ супружествѣ за почетнымъ, происходившимъ изъ сенаторскаго и патриціанскаго рода [2], человѣкомъ, Ѳеоклія въ теченіе многихъ лѣтъ не рождала дѣтей. Прилежными молитвами испросивши у Бога разрѣшенія своему неплодству, она, спустя долгое время по-выходѣ замужъ, зачала. Въ это время скончался мужъ ея, оставивши ее наслѣдницею огромнаго состоянія. Родивши сына, она назвала его Калліопій [3]. Обучая его наукамъ, Ѳеоклія главнымъ образомъ старалась внушить ему страхъ Божій и научить его премудрости Божественнаго писанія. Въ тѣ времена сильно было распространено служеніе кумирамъ, истина была скрываема ложью и большинство людей покланялись и приносили жертвы сквернымъ идоламъ. Постоянными же спутниками жизни св. Калліопія были молитва и постъ. Когда о святомъ юношѣ сообщили судьѣ что онъ христіанинъ, то его мать блаженная Ѳеоклія, снабдивши своего сына достаточнымъ количествомъ денегъ, одеждою, а такъ же пославъ съ нимъ нѣкоторыхъ слугъ, отправила его на кораблѣ въ другую страну, чтобы избѣжать несправедливаго осужденія. Такимъ образомъ, блаженный Калліопій, отплылъ въ Помпеопель Киликійскій [4]. Увидавши здѣсь, что нечестивый вождь Максимъ устрояетъ въ честь скверныхъ кумировъ жертвы, пѣнія и пляски, святой юноша удивлялся и спросилъ у кого то: «что за причина такого вашего ликованія?» — «Нынѣ праздникъ въ честь боговъ нашихъ, — отвѣчали они ему, — подойди и ты и присоединись къ нашему пиршеству». — «Я христіанинъ», — сказалъ святой, — и въ постѣ провожу праздники въ честь моего Христа, и неприлично чтобы уста, славящія Христа воспринимали оскверненныя жертвы нечестивыхъ боговъ». Эти слова святаго дошли до слуха военачальника Максима и послѣдній, пылая гнѣвомъ, приказалъ схватить и представить святаго юношу къ себѣ для допроса.

— «Какъ зовутъ тебя?» — спросилъ военачальникъ св. Калліопія, когда его привели на судъ.

— «Я христіанинъ — отвѣчалъ святый, — а имя мое Калліопій».

— «Нынѣ, когда вся вселенная, — сказалъ военачальникъ, — устрояетъ пиршество по случаю праздника боговъ, почему ты одинъ, не желая раздѣлить съ нами праздника, пребываешь въ какомъ то заблужденіи?»

— «Вотъ вы то, — отвѣтилъ святой Калліопій, — и суть тѣ самые, которые ходятъ во тьмѣ и обольщеніи, такъ какъ вы оставили живаго Бога, создателя неба и земли, все сотворившаго Своимъ словомъ и покланяетесь произведенію рукъ человѣческихъ, — безчувственному дереву и растрескавшемуся камню».

— «Твоя юность дѣлаетъ тебя дерзкимъ, — возразилъ военачаль-никъ, — подвергая тебя самого опасности испытать не малочисленныхъ мученія! Отвѣть намъ, изъ какой ты страны и чьего рода?»

— «Я изъ Памфильской Пергіи, — отвѣтилъ святый, — сенаторскаго и патриційскаго рода, но больше всего и почетнѣе всего для меня то, что я христіанинъ».

— «Есть ли у тебя родители?» — спросилъ военачальникъ.

— «Да, у меня есть мать, — отвѣчалъ святой, — а отецъ мой давно умеръ».

— «Клянусь великимъ солнцемъ и всѣми божествами, — отвѣчалъ военачальникъ, — что если ты поклонишься богамъ, то я выдамъ за тебя замужъ единственную дочь, которую имѣю».

— «Если бы я захотѣлъ жениться, — отвѣчалъ святой, — то могъ бы взять за себя твою дочь и ввести ее во владѣнія матери моей. Но знай, что я обѣщался Богу моему Христу, создавшему меня по Своему образу, соблюсти бренное сіе тѣло въ чистомъ дѣвствѣ и представить его непорочнымъ предъ праведнымъ судомъ Его. Ты поступай, какъ тебѣ угодно, но я христіанинъ».

— «Скверный и злобный, — закричалъ военачальникъ, — ты вѣроятно думаешь этими рѣчами возбудить во мнѣ бѣшенство, чтобы я скорѣе убилъ тебя? Такъ знай же, что я буду мучить тебя въ теченіе долгаго времени, раздробляя на части твое тѣло, а остатокъ его предамъ огню для сожженія».

— «Чѣмъ болѣе продожительны, — отвѣчалъ святой, — будутъ мои мученія, тѣмъ болѣе свѣтлый вѣнецъ сплетется мнѣ Христомъ за мои страданія. Вѣдь и писаніе говоритъ, что никто не увѣнчается, если не будетъ замученъ по закону» (2 Тим. 2, 5).

— «Разложите его, — обратился военачальникъ къ палачамъ, — и оловянными прутьями переломайте ему всѣ кости!»

Во время побоевъ святый Калліопій произнесъ: «благодарю Тебя, Христе, что Ты сподобилъ меня ради прославленія Твоего имени претерпѣть мученія».

— «Принеси жертву богамъ, — продолжалъ военачальникъ, — чтобы увидать тебѣ твое отечество и не лишаться твоего имущества. Видишь сколь жестоко мучать тебя!»

— «Я созерцаю сладость обѣщаннаго мнѣ Христомъ будущаго покоя и не ощущаю мученій, — сказалъ святый. — И хотя я въ настоящее время нахожусь и въ чужой странѣ, но я тѣмъ не менѣе знаю, что Господня земля, и исполненіе ея (Псал. 23, 1). И здѣсь я вижу матерь мою и свое отечество. Матерь моя — православная Христова Церковь, а отечество Небесный Іерусалимъ, согласно слову апостольскому, житіе наше на небесѣхъ есть (Флп. 3, 20). Если же ты напоминаешь мнѣ о моей плотской матери, то есть Божественный голосъ, утверждающій: иже любитъ отца или матерь паче мене, нѣсть мене достоинъ (Матѳ. 10, 37). Я ни во что не ставлю изобиліе богатствъ и почитаю за лучшее страдать со Христомъ распятымъ, чѣмъ со грѣхомъ имѣть кратковременное удовлетвореніе безумнаго міра».

— «Такъ какъ онъ уже положенъ, — сказалъ военачальникъ слугамъ, — то поверните его и бейте по животу сырыми жилами, приговаривая: нечестивецъ, не отвѣчай ни то ни се, но — на вопросъ!»

— «Лишенный благъ небесныхъ и болѣе свирѣпый, чѣмъ звѣрь, безумецъ! — сказалъ святый мученикъ военачальнику: — я и говорю тебѣ слова истины, а ты, имѣя ослѣпленныя душевныя очи и закрытыя уши, чтобы не слыхать словъ Господнихъ, несправедливо подвергаешь меня мученіямъ, убивая какъ разбойника!»

— «Поставьте, — приказалъ тогда военачальникъ палачамъ, — мучительское колесо съ острыми желѣзами и разведите подъ нимъ сильный огонь и туго, хотя бы даже до разрыва суставовъ, растянувши на колесѣ Калліопія, въ такомъ видѣ привяжите его къ колесу и повертывайте, чтобы онъ погибъ, разрѣзаемый желѣзомъ и поджигаемый огнемъ».

Когда такимъ образомъ начали мучить святаго юношу, онъ, въ тяжкихъ страданіяхъ возопилъ ко Господу, говоря: «Пріиди, Христе мой, на помощь рабу Твоему, — да прежде конца прославится чрезъ меня Твое святое имя, и дабы всѣ знали, что уповающіе на Тебя не посрамятся во вѣки!» И вотъ немедленно предсталъ ангелъ Господень, погасилъ огонь, остановилъ колесо и сдѣлалъ его неподвижимымъ и палачи не могли его повернуть. Молодое тѣло мучелика обливалось на колесѣ кровію и сквозь глубокія раны замѣтны были кости, такъ какъ колесо имѣло на себѣ обоюдуострые, пилообразные мечи. Военачальникъ приказалъ развязать мученика и снять его съ колеса. Зрѣлище страданій умилило всѣхъ смотрѣвшихъ и народъ возопилъ, говоря: «О несправедливый судъ! И какой юноша гибнетъ жестоко!»

— «Не говорилъ ли я тебѣ, — сказалъ военачальникъ святому, — что молодость твоя дѣлаетъ тебя дерзкимъ, подвергая тебя черезъ это жестокимъ мученіямъ?»

— «Безстыдный песъ, — отвѣчалъ святый, — ужели ты думаешь, что я испугался твоихъ мученій?»

— «Ты, окаянный, — замѣтилъ военачальникъ, — оскорбляешь меня, чтобы я скорѣе погубилъ тебя, но того не будетъ! Итакъ подойди и принеси жертву богамъ для избѣжанія еще болѣе жестокихъ мученій!»

— «Я уповаю, — отвѣчалъ святый мученикъ, — на Христа моего, и ты не въ состояніи осквернитъ во мнѣ исповѣданія Божія. Тѣло мое предоставляется тебѣ: мучь его, какъ хочешь, получишь за это отмщеніе отъ Бога въ день страшнаго суда, — въ нюже мѣру мѣришь, возмѣрится тебѣ (Матѳ. 7, 2).

— «Сковавши его желѣзными веригами, — приказалъ военачальникъ палачамъ относильно святаго Калліопія, — стерегите его во внутренней темницѣ, не имѣйте о немъ никакого попеченія и не допускайте никого изъ близкихъ къ нему христіанъ входить къ нему, чтобы кто нибудь не восхвалилъ его за его терпѣніе!»

Палачи немедленно сковали святаго страдальца и бросили его во внутреннюю темницу.

Блаженная Ѳеоклія, узнавши о такомъ страданіи за Христа своего единороднаго сына, святаго Калліопія, написала завѣщаніе относительно своего дома и всего своего имущества: она освободила своихъ рабовъ и рабынь, — числомъ двѣсти пятдесятъ человѣкъ и раздала нищимъ все золото и серебро и драгоцѣнное одѣяніе, которое имѣла. Все же остальное имущество и недвижимыя имѣнія, селенія, поля, виноградники отдала святѣйшей Церкви и, покинувши свое отечество, отправилась въ Киликію къ своему страждущему за Христа сыну. Заплативши деньги темничнымъ сторожамъ, она вошла во внутреннюю темницу и увидавши сына, припавши, поклонилась ему и обтирала гной его струпьевъ. Святой же Калліопій, будучи весь скованъ желѣзомъ, и отекшій отъ безчисленъ ранъ, не могъ встать предъ своею матерью и только проговорилъ:

— «Хорошо сдѣлала, что пришла ты, мать моя и свидѣтельница моихъ страданій за Христа!»

Ѳеоклія видя тѣло сына истерзанное ранами, говорила къ нему:

— «Блаженъ и благословенъ плодъ чрева моего, потому что я представила тебя, какъ Анна Самуила освященнымъ сосудомъ для Бога, и какъ Сарра Исаака предоставила тебя Христу въ благопріятную жертву!»

Всю ту ночь мать пробыла въ темницѣ, сидя при ногахъ сына, воспѣвала и славословила вмѣстѣ съ нимъ Бога. Въ полночь же заблисталъ въ темницѣ яркій свѣтъ и слышенъ былъ голосъ, восклицавшій:

— «Вы — святые исповѣдники Христовы, истребители идоловъ, оставившіе отечество и имущество для страданій со Христомъ!»

Съ наступленіемъ утра военачальникъ Максимъ, сѣвши на судилищѣ, вывелъ изъ темницы для допроса святаго мученика Калліопія. Поставивши его предъ собою, онъ спросилъ:

— «Оставилъ ли ты свое безуміе и соглашаешься ли для сохраненія жизни исполнить царское повелѣніе и поклониться богамъ? или же, напротивъ, ты желаешь покорно погибнуть, какъ и учитель твой Христосъ?»

— «Я удивляюсь, — отвѣчалъ святый, — твоему безстыдству! Ты много разъ слышалъ отъ меня одинъ и тотъ же отвѣтъ: я христіанинъ и умру за Христа; снова теперь о томъ же спрашиваешь меня и не стыдишься ополчаться противъ истины. Я горячо желаю пострадать подобно Учителю моему Христу и стремлюсь беззавѣтно умереть за Него»!

Выслушавши это и понявши непреклонное намѣреніе мученика и убѣдившись въ его непоколебимой душевной крѣпости, военачальникъ приказалъ распять его подобно Христу на крестѣ. Тогда былъ великій четвертокъ, когда совершается воспоминаніе святой тайной Христовой вечери. Святая Ѳеоклія, видя ведомаго своего сына, дала воинамъ пять золотыхъ монетъ, умоляя ихъ, чтобы они распяли Калліопія не какъ Христа, но внизъ головой. Это она сдѣлала по смиренію, считая недостойнымъ дѣломъ, чтобы сынъ ея въ образѣ распятія былъ подобенъ своему Господу Христу. Итакъ святый Калліопій былъ распятъ за Христа внизъ головой, въ четвертокъ спасительный вечери. Въ великій же пятокъ въ третій часъ дня онъ предалъ духъ свой въ руки Божіи, при сошествіи къ нему съ неба Божественнаго голоса, «войди Христовъ согражданинъ и сонаслѣдникъ святыхъ» [5].

Когда мертвое тѣло святаго Калліопія было снято со креста, блаженная мать его, прославляя Христа, обняла за шею сына, а затѣмъ немедленно предала и свою душу. Братія христіане пришедши взяли тѣла обоихъ и похоронили ихъ въ почетномъ мѣстѣ въ одной могилѣ, восхваляя Отца и Сына и Святато Духа. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Памфилія — въ древности часть малоазійскаго побережья, заключенная Ликіей и Киликіей и пролегавшая вдоль Памфильскаго моря (нынѣ заливъ Адалія). Раздѣляя историческія судьбы всей Малой Азіи, Памфилія была послѣдовательно подъ Персидскимъ, Македонскимъ и Сирійскимъ владычествомъ, затѣмъ вошла въ составъ Персидскаго царства и въ 120 г. до Р. X. сдѣлалась Римской провинціей. Населеніе, представлявшее смѣсь туземцевъ съ пришлыми киликійцами и греками, нравами и обычаями напоминало киликійцевъ и въ широкихъ размѣрахъ промышляло морскимъ разбоемъ. Важнѣйшіе города этой гористой по преимуществу страны, наполненной системою Тавра: Аталейя (Адалія), Сиде, (Эски-Адаліи), Кибира, Аспеидъ, Пергія, Соліонъ.
[2] Патриціи были въ Римѣ лица знатнаго происхожденія; сенаторъ — должностное лицо, занимавшее высшее служебное мѣсто въ государствѣ.
[3] Калліопій слово греческое и въ переводѣ на русскій языкъ значитъ — миловидный, съ хорошимъ взглядомъ.
[4] Киликія — Малоазійская провинція.
[5] Святый мученикъ Калліопій скончался 7-го апрѣля 304 г., въ пятницу, въ Киликійскомъ (въ малой Азіи) городѣ Помпеополѣ.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 128-134.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0