Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День седьмой.

Память преподобнаго отца нашего Георгія Исповѣдника, митрополита Митиленскаго [1].

Съ юныхъ лѣтъ возлюбивши Христа, преподобный отецъ нашъ Георгій сдѣлался монахомъ, велъ подвижническую добродѣтельную жизнь и, какъ никто другой, усовершенствовался въ смиренномудріи. Въ царствованіе Льва Исаврянина [2] онъ содѣлался исповѣдникомъ за Христа, претерпѣвши отъ иконоборцевъ гоненія и притѣсненія. Затѣмъ въ царствованіе православныхъ Константина и Ирины [3] онъ былъ возведенъ на архіерейскую каѳедру въ городѣ Митиленѣ, митрополіи острова Лесбоса. Святый Георгій былъ весьма милостивъ, щедрыми подаяніями питая алчущихъ. За свое великое воздержаніе онъ содѣлался другомъ ангеловъ и, отгоняя нечистыхъ духовъ и врачуя неизлѣчимыя недуги, явилъ себя чудотворцемъ. Доживши до времени царствованія императора Льва Армянина, возобновившаго иконоборчество [4], онъ снова, будучи уже глубокимъ старцемъ, претерпѣлъ гоненіе за святыя иконы. Еще раньше правленія императора Льва Армянина, возобновленія иконоборства и изгнанія святаго Георгія, въ Митиленѣ были нѣкоторыя знаменія, предуказывавшія на скорое появленіе въ Церкви Христовой смутъ и бѣдствій. Однажды въ храмѣ святой великомученицы Ѳеодоры, что близъ пристани, за вечерней во время всенароднаго пѣнія «Киріе елеисонъ» — Господи помилуй — стоявшій на престолѣ святый крестъ внезапно и съ сильнымъ шумомъ какой-то невидимою силою былъ взятъ съ своего мѣста и вознесся кверху подъ потолокъ, а затѣмъ, склонивши свой верхній конецъ къ низу, упалъ на землю. Народъ, видѣвшій это, былъ охваченъ великимъ страхомъ и ужасомъ; поднявши вверхъ свои глаза и руки, всѣ громогласно, въ теченіе продолжительнаго времени, взывали: «Киріе елеисонъ» и не желали выходить изъ церкви, такъ какъ ожидали, что островъ Лесбосъ посѣтитъ какая нибудь внезапная гибель. Въ то время въ церкви находился преподобный Симеонъ вмѣстѣ съ своимъ младшимъ братомъ Георгіемъ, который впослѣдствіи въ свое время наслѣдовалъ престолъ перваго Георгія [5]. Симеонъ, будучи прозорливцемъ, со слезами говорилъ народу:

— «Братіе, будетъ не такъ, какъ ожидаете вы. Богъ не погубитъ окончательно этой страны, но на дняхъ вступитъ на престолъ богоненавистный и богопротивный царь, который, ниспровергши на землю святыя иконы, отниметъ отъ церкви красоту ея».

По прошествіи нѣсколькихъ дней, въ церковь и въ алтарь вошелъ — дверь церкви случайно не была заперта — огромный и страшный вепрь, у котораго уши и хвостъ были обрѣзаны и легъ здѣсь на горнемъ мѣстѣ. Замѣтивши это, церковные сторожа немедленно стали прогонять вепря, но безуспѣшно, такъ какъ онъ былъ свирѣпъ и кидался на всѣхъ, пытавшихся выгнать его изъ алтаря, обращая ихъ тѣмъ въ бѣгство. Послѣ сего, принесши огромный колъ, стали до крови бить животное въ продолженіи долгаго времени и, обезсилѣвши, съ трудомъ смогли прогнать его. Узнавъ объ этомъ, тотъ же блаженный Симеонъ сказалъ:

— «Чада, повѣрьте, что этотъ вепрь знаменуетъ имѣющаго, — по попущенію Божію, — быть здѣсь епископа, который по жизни и нраву будетъ подобенъ свиньѣ».

Все это скоро и сбылось. Вышеупомянутый императоръ Левъ Армянинъ, вступивши на царскій престолъ, предпринялъ гоненіе противъ Церкви Божіей и въ то же время созвалъ въ Константинополь многихъ епископовъ, склоняя ихъ къ принятію иконоборческой ереси. Преподобный отецъ нашъ Георгій, митрополитъ Митиленскій, будучи также призванъ съ прочими епископами, явилъ себя неустрашимымъ воиномъ Христовымъ. Въ то время какъ многіе одобряли царево неправовѣріе, онъ своей истинною премудростію посрамилъ царя, лжепатріарха Ѳеодота, по прозванію Касситера [6], и прочихъ единомысленныхъ съ ними еретиковъ, и нѣкоторыхъ изъ нихъ довелъ до сознанія ихъ собственнаго заблужденія.

Царь и патріархъ, не перенося его обличеній, отправили его въ изгнаніе въ Херсонь [7], а на его мѣсто поставили въ Митилену митрополитомъ нѣкоего еретика, который подобно луговому вепрю (кабану) опустошилъ и осквернилъ виноградникъ Христовъ: онъ попиралъ святыя иконы, безсмысленно смущая словесныхъ овецъ. Святый же Георгій, проживши въ изгнаніи остальные дни своей жазни, по благодати Христовой совершилъ многія чудеса.

При наступленіи времени его преставленія возсіяла на небѣ пресвѣтлая звѣзда, — провозвѣстница блаженной его кончины, — которая была видима и на Лесбосѣ. По этой звѣздѣ въ Митиленѣ было познано словесными овцами отшествіе ко Господу ихъ пастыря, святаго Георгія.

Жизнь святаго при его добрыхъ дѣлахъ являлась свѣтомъ для міра. Блаженную же кончину его Богъ прославилъ свѣтлою звѣздой и послѣ его кончины для прославленія Своего угодника источилъ отъ его мощей чудесные цѣлебные источники.

Примѣчанія:
[1] Митилена, городъ на островѣ Лесбосѣ — (величайшій въ Эгейскомъ морѣ), близъ древней Трои и Мизіи (Малой Азіи); островъ гористъ, плодороденъ, богатъ лѣсомъ, хлѣбомъ, виномъ. Въ древности особенно процвѣтали города этого острова Крезосъ, Пирра, Митилена.
[2] Левъ Исаврянинъ царствовалъ съ 717 по 741 г. Онъ происходилъ изъ класса зажиточныхъ крестьянъ и настолько выдѣлился своей военной службой при Юстиніанѣ II, что въ 717 г. при всеобщемъ одобреніи былъ возведенъ на императорскій престолъ. Обративъ вниманіе на церковныя дѣла и, между прочимъ, на суевѣріе въ иконопочитаніи онъ рѣшился уничтожить послѣднее полицейскими мѣрами. Сначала онъ (726 г.) издалъ эдиктъ только противъ поклоненія иконамъ, для чего приказалъ поставить ихъ въ церквахъ повыше, чтобы народъ не лобызалъ ихъ. Въ 730 г. былъ изданъ эдиктъ, повелѣвавшій вынести иконы изъ храмовъ. Левъ Исаврянинъ достигъ того, что иконы временно были выведены изъ церковнаго употребленія.
[3] Императоръ Константинъ V Копронимъ (741-776) преслѣдовалъ иконопочитаніе съ еще бóльшею, чѣмъ его отецъ Левъ Исаврянинъ, жестокостью. Онъ хотѣлъ торжественно уничтожить иконопочитаніе, какъ ересь и для того въ 754 г. составилъ въ Константинополѣ соборъ, который названъ вселенскимъ. На немъ было 338 епископовъ, но ни одного патріарха. Здѣсь положено было, что иконопочитаніе — идолопоклонство, что единственный образъ Христа Спасителя — Евхаристія. Соборъ предалъ анаѳемѣ всѣхъ защитниковъ иконопочитанія и иконопочитателей, особенно св. Іоанна Дамаскина. Св. Ирина съ 780 по 790 и 797 по 802 управляла за малолѣтствомъ своего сына Константина Порфиророднаго. Она объявила себя за иконопочитаніе. Въ 787 г. Ириной въ Никеѣ былъ созванъ второй Никейскій и седьмой вселенскій соборъ, подъ предсѣдательствомъ патріарха Константинопольскаго Тарасія. На соборѣ состоявшемъ изъ 367 отцовъ, было возставлено иконопочитаніе.
[4] Левъ Армянинъ царствовалъ съ 813-820 г.
[5] Въ г. Митиленѣ, на островѣ Лесбосѣ, митрополитами были два Георгія. Первый изъ нихъ, о которомъ написано настоящее житіе, претерпѣлъ изгнаніе въ царствованіе Льва Армянана въ 816 г., второй же Георгій братъ Симеона прозорливца. Онъ былъ рукоположенъ въ пресвитера первымъ Георгіемъ, въ царствованіе Константина и Ирины (въ 752 г.), на престолъ же вступилъ въ царствованіе императора Михаила Косноязычнаго (820-829 г.), который по воцареніи даровалъ свободу православнымъ. Сей второй Георгій былъ изгнанъ за православіе иконоборческимъ императоромъ Ѳеофиломъ (829-842 г.); по смерти же Ѳеофила блаженная царица Ѳеодора (842-855 г.) со святѣйшимъ патріархомъ Константинопольскимъ Меѳодіемъ утвердила православіе и въ 842 г. возвратила второго Георгія изъ изгнанія; послѣ богоугодной жизни онъ скончался мирно на своемъ престолѣ.
[6] Ѳеодотъ I Касситеръ управлялъ патріархіею съ 815-821 г.
[7] Херсонь или Корсунь — греч. колонія, важнѣйшій изъ городовъ Херсонеса Таврическаго, близъ нынѣшняго Севастополя — мѣсто крещенія великаго князя Владиміра.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 124-127.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0