Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День шестой.

Житіе во святыхъ отца нашего Евтихія, архіепископа Константинопольскаго.

Родиною святаго Евтихія было находившееся во Фригіи [1] селеніе, называвшееся «Божественное». Впослѣдствіи святый Евтихій оградилъ это селеніе каменными стѣнами, построилъ здѣсь обширную церковь во имя сорока мучениковъ и поселилъ добродѣтельныхъ мужей и главнымъ образомъ иноковъ, проводившихъ жизнь подобно ангеламъ, — онъ желалъ, чтобы селеніе то не только по наименованію, но и на самомъ дѣлѣ было божественнымъ. Итакъ заботами святаго все превратилось въ крѣпкій городъ. Родители святаго Евтихія были воинъ Александръ и Синесія, дочь честнаго и добродѣтельнаго священника Исихія, служившаго въ Августопольской церкви. Однажды Синесія, когда носила во чревѣ этотъ благословенный плодъ, почивая на постелѣ, увидала себя осіяваемою неизреченнымъ свѣтомъ; она ужаснулась и размышляла, чтó бы это значило? Видѣніе же это предуказывало на имѣвшій родиться отъ нея духовный свѣтъ, — просвѣтителя многихъ остававшихся во тьмѣ заблужденія.

Господь освятилъ какъ нѣкогда пророка Іеремію [2] раба Своего, прежде рожденія предназначивъ его быть свѣтомъ міра и великимъ святителемъ. Отрокъ былъ окрещенъ своимъ дѣдомъ, вышеупомянутымъ священникомъ Исихіемъ и у него же получилъ первоначальное обученіе книгамъ. Уже въ дѣтскомъ возрастѣ имѣлись предзнаменованія будущаго сана Евтихія. У пресвитера Исихія училось много дѣтей, сверстниковъ Евтихія, и вотъ во время игръ они начали писать на стѣнѣ свои имена, называя себя, кто пресвитеромъ, кто какимъ-либо другимъ чиномъ; блаженный Евтихій написалъ себя съ титуломъ патріарха, — «Евтихій патріархъ»; этимъ онъ какъ бы пророчески предуказывалъ на дарованіе ему отъ Бога въ будущемъ патріаршеской чести. Когда святому Евтихію исполнилось двѣнадцать лѣтъ, онъ былъ отправленъ родителями и дѣдомъ для дальнѣйшаго образованія въ Константинополь. Отличаясь предъ прочими своими успѣхами въ изученіи свѣтской науки, онъ ясно понялъ, что сама по себѣ внѣшняя премудрость не есть, по слову святаго апостола Іакова нисходящая свыше, но земна, душевна, бѣсовска (Іак. 3, 15), т. е. ищущая земныхъ благъ, служащая для чувственныхъ похотей любострастной души, не приносящая любящимъ ея ни одного духовнаго плода, тогда какъ яже свыше премудрость первѣе убо чиста есть, потомъ же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодовъ благихъ (Іак. 3, 17), которыми насыщаются усвояющіе эту премудрость. Такимъ образомъ благоразумный юноша Евтихій, какъ мужъ по уму, старательно отыскивалъ сходящую свыше премудрость; найдя ее, онъ положилъ въ своемъ умѣ благое намѣреніе трудиться не для міра, но для Бога въ сонмѣ иноковъ. Когда же онъ достигъ лѣтъ зрѣлаго мужа и размышлялъ о иночествѣ, какъ непоколебимомъ намѣреніи, то по божественному усмотрѣнію, случилось небольшое препятствіе, которое удержало его на нѣкоторое время отъ принятія монашества. Оно состояло въ слѣдующемъ: митрополитъ Амасіи [3], и нѣкоторые другіе изъ почетныхъ лицъ этого города усердно убѣждали блаженнаго, чтобы онъ безъ иночества принялъ на себя епископство надъ городомъ Лазихіею [4]. Повинуясь волѣ митрополита и прочихъ какъ рѣшенію Самого Господа, блаженный Евтихій отдалъ себя, какъ агнецъ стригущему, Амасійскому архіерею, замедлившему въ то время въ Константинополѣ по церковнымъ дѣламъ. Взявши Евтихія, онъ ввелъ его въ церковь Пресвятой Дѣвы Богородицы, называвшуюся Урбикіевой, отъ имени ея создателя восточнаго воеводы Урбикія, и здѣсь въ отдѣльномъ мѣстѣ, въ крещальнѣ, постригъ его въ церковнаго клирика. Случайно, во время постриженія Евтихія, остриженные волоса его упали въ находившуюся въ крещальнѣ святую воду, и предстоящіе съ удивленіемъ говорили, что породившая его духовнымъ рожденіемъ (т. е. крещеніемъ) матерь (святая купель), принявши въ себя его волосы, сама становится для него воспріемницею при постриженіи въ клирика. Затѣмъ блаженный Евтихій былъ поставленъ во діакона, а потомъ на тридцатомъ году своей жизни хиротонисанъ во пресвитера. И когда блаженному Евтихію оставалось только возложить на себя санъ епископа, промыслъ Божій, устрояя рабу своему лучшее будущее, измѣнилъ обстоятельства, и епископство Лазихійское получилъ другой мужъ. Тогда святый Евтихій опять возвратясь къ первоначальному намѣренію, удалился въ одинъ изъ Амасійскихъ монастырей и облекся здѣсь въ иноческій чинъ. Этотъ монастырь былъ основанъ святыми мужами: Мелетіемъ, Ураніемъ и Селевкіемъ [5], изъ которыхъ первый и послѣдній, каждый въ свое время, нѣкогда были епископами церкви Амасійской и почили о Господѣ въ семъ святительскомъ санѣ, чудесно подавая отъ своихъ гробницъ исцѣленія болящимъ. О томъ великомъ Селевкіи расказывается, что онъ былъ чудотворцемъ и при жизни своей. Нѣкогда въ области Амасійской былъ сильный голодъ и къ святому Селевкію приходило безчисленное множество нищихъ и убогихъ, такъ что, наконецъ, всѣ его хлѣбные запасы истощились. Завѣдывавшій раздачей хлѣба, не имѣя никакой возможности помочь просящимъ и не вынося ихъ жалобъ, пришелъ къ святому и отдалъ ему ключи отъ житницъ. Взявши ключи, святый положилъ ихъ на своей постелѣ и всю ту ночь молился Богу, дабы Онъ сжалился надъ близкимъ къ смерти отъ голода народомъ, всесильною Своею рукою послалъ ему изъ источниковъ, Ему одному вѣдомыхъ, пищу. На утро нашли житницу наполненную пшеницею на столько, что даже нельзя было отворить дверей. Всѣ люди стали тогда брать невозбранно пшеницу, кому сколько было нужно и кто сколько могъ, причемъ разбираемая пшеница не оскудѣвала. Нѣкоторые забирали пшеницу мѣрою и по счету, и по записи оказалось, что число мѣръ вынесенныхъ изъ Селевкіевой житницы, умноженной Богомъ по молитвамъ святаго, доходило до десяти темъ (т. е. ста тысячъ мѣръ); такъ повѣствуется о святомъ Селевкіѣ. Подобно этому подавались исцѣленія отъ всякаго рода недуговъ и у гробницы святаго Уравія, нѣкогда занимавшаго престолъ Иверійскаго епископа и тамъ погребеннаго. Такими то великими мужами былъ устроенъ Амасійскій монастырь, въ которомъ потомъ преподобный Евтихій, принявшій на себя, съ облаченіемъ въ одежду чернеца, ангельскій образъ, препоясалъ истиною свои чресла и, воспріявши всѣ оружія Божіи, былъ поставленъ архимандритомъ надъ всѣми находящимися въ Амасійской митрополіи монастырями, причемъ онъ явился для иночествующихъ надежнымъ руководителемъ.

Въ то время царствовалъ Юстиніанъ Великій [6], и когда святители созывались на пятый вселенскій соборъ [7], то митрополиту Амасійскому случилось заболѣть, и онъ сталъ просить преподобнаго архимандрита Евтихія отправиться вмѣсто него на соборъ въ Константинополь. Когда блаженный Евтихій готовился въ путь, во снѣ ему было слѣдующее видѣніе. Онъ увидалъ простертымъ съ тверди небесной перстъ Божій, указывавшій на очень высокую, находившуюся надъ монастыремъ гору, на которой стоялъ храмъ святаго мученика Ѳалалея [8], при этомъ былъ голосъ свыше, обращенный къ Евтихію: «тамъ ты будешь епископомъ». Пробудившись отъ сна, святый удивлялся видѣнію и недоумѣвалъ, — что могло означать оно. А оно предзнаменовывало ему высокую степень патріаршества Константинопольскаго, на которую по благословенію Божію ему вскорѣ должно было возвестись. Когда преподобный Евтихій прибылъ въ Константинополь, то престарѣлый святѣйшій патріархъ Мина [9], уже близкій къ смерти, увидавши блаженнаго, пророчески сказалъ о немъ своему клиру, что онъ будетъ послѣ него патріархомъ; онъ приказалъ святому Евтихію проживать въ своемъ патріаршемъ домѣ, гдѣ велъ съ нимъ сердечныя бесѣды, наслаждаясь богодохновенными его рѣчами. Сообщивъ царю о благоразуміи и благонравіи преподобнаго Евтихія, Мина отправилъ его къ нему. Случайно въ тотъ же самый часъ у царя находились нѣкоторые изъ еретиковъ. Они стали препираться со святымъ по вопросамъ о догматахъ вѣры, но не имѣли силы противостоять премудрости и духу, съ которыми говорилъ преподобный Евтихій. Вопросъ состоялъ въ томъ, — слѣдуетъ ли анаѳематствовать еретиковъ и послѣ ихъ смерти. Нѣкоторые утверждали, что не слѣдуетъ налагать анаѳему на тѣхъ изъ еретиковъ, ересь которыхъ была обнаружена уже послѣ ихъ смерти. Святый же Евтихій напротивъ утверждалъ, что еретиковъ всячески, даже и послѣ ихъ смерти, слѣдуетъ предавать анаѳемѣ. Онъприводилъ изъ писанія въ примѣръ Іерусалимскаго царя Іосію, который вынулъ изъ гробовъ и сжегъ въ огнѣ кости умершихъ идолопоклонниковъ, по прошествіи многихъ лѣтъ послѣ ихъ смерти; подобнымъ образомъ, — утверждалъ святый, — слѣдуетъ предавать наказанію еретиковъ и послѣ ихъ смерти. Съ того времени преподобный Евтихій началъ пользоваться расположеніемъ царя, и всѣ хвалили его и почитали. Въ то время (еще до начала собора) заболѣлъ святѣйшій патріархъ Мина [10] и въ весьма преклонномъ возрастѣ отошелъ ко Господу. И вотъ многіе изъ лицъ облеченныхъ духовнымъ саномъ путемъ подарковъ и ходатайствъ домогались для себя у царя сей почести; царь, сердце котораго въ рукѣ Божіей, помышлялъ о блаженномъ Евтихіи; онъ далъ приказаніе одному изъ своихъ совѣтниковъ именитому мужу Петру, чтобы онъ незамѣтно слѣдилъ за Амасійскимъ архимандритомъ, — какъ бы послѣдній, избѣгая людской славы, тайно не убѣжалъ изъ Константинополя. Тогда святому было во снѣ другое видѣніе, о которомъ впослѣдствіи онъ самъ разсказывалъ своимъ домашнимъ. Мнѣ казалось, — говорилъ онъ, — будто я вижу большой и весьма свѣтлый домъ и въ немъ постель, покрытую драгоцѣннымъ украшеніемъ. На этой постели сидѣла какая то почтенная женщина, по-имени Софія, которая подозвавши меня къ себѣ, стала показывать мнѣ свое убранство. Вслѣдъ за симъ я увидѣлъ, что крыша дома наполнена снѣгомъ, а въ снѣгу стоитъ отрокъ, по имени Сотерикъ, который готовъ былъ поскользнуться и упасть внизъ съ крыши, но я, предупредивъ это, свелъ его съ крыши и снѣга и избавилъ отъ паденія. Это видѣніе было ему ночью наканунѣ избранія его на патріаршество и совершенно сбылось. Вѣдь не иное что знаменовало собою видѣнная женщина, по-имени Софія, какъ Константинопольскую соборную церковь святой Софіи, а наряды ея — дѣла церковныя. Отрокъ Сотерикъ, готовый упасть съ крыши, знаменовалъ собою догматическое исповѣданіе, которое близко было къ склоненію и ниспаденію въ ересь и требовало поспѣпшой помощи со стороны хорошаго защитника. Царю точно также было божественное откровеніе о преподобномъ Евтихіи, какъ о семъ онъ самъ сообщалъ съ клятвою всему своему правительству и клиру великой церкви. Разъ, расказывалъ царь, находился я на молитвѣ въ церкви святаго апостола Петра въ Аѳирѣ [11], гдѣ задремалъ и увидалъ сего верховнаго апостола показывающаго рукою на Евтихія и говорящаго ко мнѣ: «Пускай сей да будетъ поставленъ вамъ епископомъ». Выслушавши это, всѣ едиными устами взывали: «достоинъ, достоинъ!» И такимъ образомъ, по божественному изволенію и откровенію, святый Евтихій былъ возведенъ на престолъ Константинопольскаго патріаршества на сороковомъ году своей жизни. Въ самомъ началѣ его патріаршества, послѣ того какъ святые отцы собрались въ Константинополь, былъ открытъ пятый вселенскій соборъ. На немъ присутствовали древняго Рима папа Вигилій, Александрійскій патріархъ Аполлинарій, Антіохійскій Домнъ, которые вмѣстѣ съ святѣйшимъ патріархомъ новаго Рима Евтихіемъ и съ прочими святыми отцами утвердили благочестіе, предавши анаѳемѣ еретиковъ и ихъ злочестивыя мудрованія. Въ то время какъ святый Евтихій благополучно управлялъ Христовой Церковію, діаволъ съ слугами своими еретиками возбудилъ противъ него гоненіе. По прошествіи нѣсколькихъ лѣтъ императоръ Юстиніанъ, будучи незамѣтно обольщенъ еретиками, склонился на ихъ сторону и подъ видомъ благочестія сталъ сѣять ересь автартодокетовъ [12], т. е. нетлѣнномнителей, утверждавшихъ, что плоть Христова по причинѣ соединеніи съ нею Божества раньше своей смерти и воскресенія пребывала нетлѣнна и была не причастна человѣческимъ страданіямъ. Распространяя это еретическое ученіе, царь возмущалъ Церковь, принуждая всѣхъ вѣровать и исповѣдывать, какъ онъ самъ. Святѣйшій патріархъ Евтихій сопротивлялся этому, указывая что такое ученіе не принадлежитъ православной Церкви, но еретикамъ. На основаніи священнаго писанія и писаній святыхъ отцовъ онъ выяснялъ, что плоть Христова во всемъ, кромѣ грѣха, была подобна нашей тлѣнной плоти и доступна для страданій. Ибо, родившись отъ Пречистыя Дѣвы, она была повита пеленами, питалась млекомъ, претерпѣла обрѣзаніе и въ теченіе всей своей земной жизни требовала пищи и питія. И какимъ же образомъ нетлѣнная и не причастная страданіямъ плоть могла бы претерпѣть за насъ гвозди и копіе? Если только одно понимать подъ ея нетлѣніемъ, — что она была свободна отъ тлѣнія грѣховнаго и не истлѣла во гробѣ. Но царь не только не желалъ слушать православнаго ученія патріарха, но и всяческимъ образомъ склонялъ его подтвердить своею подписью справедливость его еретическаго ученія. И такъ какъ патріархъ не соглашался дать подпись на неправославное мудрованіе царя, то послѣдній сильно гнѣвался на него. Послѣ многихъ пререканій съ обѣихъ сторонъ, императоръ Юстиніанъ по наущенію еретиковъ, въ особенности начальниковъ областей Еѳерія и Аддея, собралъ изъ единомысленныхъ съ нимъ епископовъ беззаконное сборище (это происходило на двѣнадцатомъ году патріаршества Евтихія); царь представилъ этому сборищу на неповиннаго и святаго патріарха ложныя обвиненія и, съ подтвержденіемъ послѣднихъ лжесвидѣтелями, добился несправеддиваго осужденія, лишивъ такимъ образомъ престола добраго пастыря, святаго мужа, православнаго архіерея Евтихія, а на его мѣсто онъ избралъ нѣкоего лжепастыря Іоанна, по прозванію Схоластика [13], нечестивца и человѣкоугодника. Святый же Евтихій двадцать втораго января, въ день памяти святаго апостола Тимоѳея, руками солдатъ былъ выведенъ изъ церкви: областеначальникъ Еѳерій, придя съ оружіемъ и копьемъ и рыкая какъ лютый звѣрь, приказалъ насильственно вытащить святаго, причемъ онъ совлекъ съ него святительскую одежду и отослалъ въ ссылку въ Амасійскую область. Впрочемъ впослѣдствіи Еѳерій и самъ не избѣжалъ Божія отмщенія, въ свое время, вмѣстѣ съ единодушнымъ другомъ своимъ Аддеемъ; Еѳерій лишился сана, богатства и жизни; въ одинъ и тотъ же день, 3-го октября, — оба они за свою злобу справедливо были осуждены на смерть: имъ были отрублены топоромъ головы.

Между тѣмъ святитель Христовъ Евтихій, будучи отведенъ въ Амасійскую область, пребывалъ въ постѣ и молитвѣ въ своемъ монастырѣ, гдѣ творилъ много чудесъ, исцѣляя, по благодати Христовой, людскія немощи. Нѣкоторые изъ этихъ чудесъ святаго Евтихія приведемъ здѣсь. Въ городѣ Амасіи проживалъ вмѣстѣ съ своею женою нѣкій человѣкъ по имени Андрогинъ; мужъ и жена сильно скорбѣли, такъ какъ у нихъ раждались мертвые дѣти; ребенокъ умиралъ раньше появленія на свѣтъ; съ мольбою и сле-зами, подобно тому какъ нѣкогда суманитянка къ Елиссею (4 Цар. 3, 4), пришли супруги къ святителю Божію, прося его помолиться за нихъ Богу, чтобы Онъ даровалъ имъ видѣть живыми своихъ дѣтей. Святый, помазавши обоихъ супруговъ святымъ елеемъ, истекшимъ отъ Животворящаго Креста, и отъ находящейся въ Созополѣ иконы Пресвятой Богородиды, сказалъ имъ: «младенца который имѣется во чревѣ (жена была беременна) назовите Петромъ и онъ останется живъ». Находившійся же въ сіе время при святителѣ пресвитеръ Евстафій (составитель сего житія) спросилъ: «если же родится ребенокъ женскаго пола, то какимъ именемъ его назвать?» Святый же пророчески утверждалъ, что родится младенецъ мужескаго пола, который долженъ быть наименованъ Петромъ. Въ должное время жена родила младенца мужескаго пола, его назвали Петромъ и ребенокъ оставался живымъ и возрасталъ. Потомъ она родила и второго сына, и, принесши его на рукахъ къ архіерею Божію, спрашивала: — какъ назвать новорожденнаго. Пусть назовется «Іоаннъ», отвѣчалъ святый, такъ какъ Господь услышалъ молитву вашу въ церкви святаго Іоанна. Оба младенца доросли до мужескаго возраста и сдѣлались наслѣдниками своихъ родителей. Одинъ пресвитеръ съ церковнаго поселка привелъ къ угоднику Божію Евтихію своего четырнадцатилѣтняго глухо-нѣмого сына, по имени Нунехія. Помазавши его святымъ елеемъ, святый отверзъ слухъ его, развязалъ языкъ, такъ что глухонѣмой сталъ слышать и говорить. Еще другой какой-то изъ церковныхъ клириковъ по имени Кириллъ имѣлъ пятилѣтняго сына, который также былъ нѣмой и отъ болѣзни находился между жизнью и смертью; святитель Божій молитвою и его содѣлалъ здоровымъ и даровалъ ему способность рѣчи. Однажды принесенъ былъ къ святому четырехлѣтній младенецъ изъ города Зила [14] совершенно высохшій, почти не имѣвшій тѣла, а только лишь однѣ покрытыя кожею кости. Онъ не могъ также ничего и ѣсть, кромѣ того, что немного сосалъ изъ материнскихъ грудей. Онъ также получилъ отъ рукъ святаго исцѣленіе, будучи помазанъ святымъ елеемъ. Молитвою угодника Христова святаго Евтихія и помазаніемъ святаго елея изъятъ былъ изъ самыхъ вратъ смерти и еще одинъ, внезапно заболѣвшій и готовый умереть ребенокъ, — сынъ одного Амасійскаго художника. Одна женщина шла по дѣламъ съ своимъ семилѣтнимъ сыномъ и другимъ народомъ въ городъ. Отъ встрѣтившагося имъ лукаваго бѣса невинный ребенокъ былъ ужаленъ въ ноги и валялся на землѣ, будучи совершенно не въ состояніи подняться. Мать вмѣстѣ съ своими попутчиками, поднявши ребенка, принесла его въ монастырь къ блаженному патріарху, со слезами умоляя его оказать свое милосердіе и исцѣлить младенца. Посредствомъ своего обычнаго врачевства, — молитвы и святаго елея святитель возвратилъ здоровье ребенку, который сталъ также хорошо ходить, какъ и прежде, до несчастнаго случая. Близъ города Амасіи находился женскій монастырь, именуемый Флавія. Изъ этого монастыря къ святому была приведена юная отроковица, которая не могла причаститься Божественныхъ Таинъ. Предъ причащеніемъ на нее внезапно нападалъ страхъ и трепетъ и она отворачивалась отъ Святыхъ Таинъ съ ужаснымъ крикомъ. Когда же пытались вложить въ ея уста Святыя Тайны насильственно, то она немедленно выплевывала ихъ какъ нестерпимую горечь, ибо въ ней находился лукавый духъ. Усердно помолившись о ней къ Богу, архіерей Божій изгналъ изъ нея лукаваго бѣса. Отроковица, получивши исцѣленіе, спокойно приняла изъ рукъ архіерея Божественныя Тайны. Одинъ юноша, умѣвшій прекрасно украшать храмы мозаикою, въ домѣ Амасійскаго гражданина Хрисафія, отбивая отъ стѣнъ старую мозаику на мѣстѣ ея новой изображалъ святыя иконы. Тутъ, между прочимъ, находилось древнее изображеніе обнаженной Венеры [15]. Когда юноша сталъ уничтожать со стѣнъ это изображеніе, то находившійся при послѣднемъ бѣсъ поразилъ руку его мучительнѣйшею болѣзнію, называемою канцеръ [16]. Рука отекла, страшно загноилась и получилась неисцѣльная рана. Всѣ видѣвшіе больную руку говорили, что ее необходимо отнять, чтобы не сгнило все остальное тѣло. Находясь отъ столь ужасной болѣзни въ большой скорби, юноша съ сильнымъ рыданіемъ прибылъ къ угоднику Божію Евтихію, испрашивая излѣченія своему безвозвратно потерянному здоровью. Совершая о немъ молитву къ Богу и помазуя святымъ елеемъ больную руку, святый на третій день исцѣлилъ юношу и отпустилъ его здоровымъ. Уничтоживши исцѣленною рукою изображеніе безстыдной Венеры, юноша на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ получилъ болѣзнь, изобразилъ своего безмезднаго врача, святѣйшаго патріарха Евтихія. Подобнымъ же образомъ святый и у другого юноши исцѣлилъ поврежденную неизлѣчимою болѣзнею руку, которую врачи совѣтовали отрѣзать. Однажды къ святому былъ приведенъ бѣсноватый юноша, постоянно испытывавшій жесточайгаія мученія. Когда блаженный назнаменовалъ его крестнымъ знаменіемъ съ молитвою и помазалъ святымъ елеемъ его чело, то бѣсовская сила, какъ бы пронзенная огненнымъ копьемъ, начала кричать страшнымъ голосомъ, испуская пѣну и скрежеща зубами. Тогда можно было понять, что юноша былъ мучимъ не однимъ, но многими бѣсами. Затѣмъ оцѣпенѣвши, юноша ложалъ на землѣ какъ мертвый, а спустя немного времени онъ снова въ теченіе многихъ дней началъ испытывать тѣже самыя и даже гораздо болѣе сильныя страданія. Святый изумлялся, почему бѣснованіе не оставляетъ юношу въ теченіе столь долгаго времени, и святитель велѣлъ своему пресвитеру Евстафію (составителю сего житія), спросить юношу, кто онъ, откуда, гдѣ живетъ, чѣмъ занимается, какъ началось съ нимъ бѣснованіе. На эти вопросы юноша расказалъ все подробно о себѣ. «Я, говорилъ онъ, былъ инокомъ въ монастырѣ святаго Іоанна, находящемся въ Акрополи. Затѣмъ я сбросилъ съ себя иночество, удалился въ міръ, женился, содѣялъ множество грѣховъ и вотъ за это то самое, какъ вы видите, наказываемый Богомъ, я нынѣ страдаю, — но если вы имѣете какую-либо возможность, — помогите мнѣ». Выслушавши это, святый по своему обыкновенію сотворилъ о больномъ усердную молитву къ Богу, причемъ увѣщавалъ юношу снова возвратиться въ прежній монастырь и сдѣлаться инокомъ. Когда же юноша съ искренней готовностью обѣщалъ это сдѣлать, то по молитвамъ архіерея Божія Евтихія немедленно освободился отъ бѣсовскаго мучительства. Къ преподобному нѣкогда явился съ просьбою объ исцѣленіи одинъ прокаженный и онъ получилъ здоровье съ заповѣдію отъ святаго — никогда не пить вина. Другой человѣкъ во время тяжбы съ своимъ сосѣдомъ ложно поклялся на судѣ и по отмщенію Праведнаго Судіи — Бога, потерялъ зрѣніе, цѣлый годъ не видалъ свѣта. Водимый другими, онъ пришелъ съ раскаяніемъ къ сему чудотворцу, исповѣдуя предъ нимъ свой грѣхъ и въ тоже время ища исцѣленія своему душевному, а съ нимъ вмѣстѣ и тѣлесному недугу. Божественнымъ милосердіемъ, архіерейскою властію, угодными Господу молитвами сего святителя Христова онъ получилъ то и другое и возвратился къ себѣ, глядя глазами, какъ и раньше.

Къ доброму врачу святителю Евтихію стекалось безчисленное множество страждущихъ многоразличными болѣзнями мужчинъ, женщинъ и дѣтей, и по молитвамъ его всѣ получали скорое исцѣленіе. Во время нашествія персовъ въ Амасію собралось изъ окрестныхъ плѣненныхъ и опустошенныхъ непріятелемъ мѣстностей и городовъ множество народа; скопленіе его вызвало здѣсь сильный голодъ; тогда угодникъ Божій устроилъ такъ, что въ его монастырѣ не оскудѣвала пища. Ежедневно въ его монастырь приходило за полученіемъ пищи безчисленное множество народа, и наконецъ монастырскіе экономы сообщили однажды святому, что за оскудѣніемъ жита и муки не только нечего подавать приходящимъ, но и сами они не имѣютъ чѣмъ бы имъ питаться. Тогда преподобный, войдя въ житницу и закромъ и дѣйствительно замѣтивши полное оскудѣніе, помолился Богу и, утѣшая братію, сказалъ: «уповайте на Бога и вѣруйте, что все то, что вы отдаете нуждающимся, Богъ вдвойнѣ возвратитъ вамъ. Я твердо надѣюсь на милость Божію, — подобно тому какъ во дни пророка Иліи въ Сарептѣ Сидонской у вдовы не оскудѣлъ чанъ муки (3 Цар. 17, 16), такъ точно и у насъ въ настоящее время не будетъ недостатка въ необходимомъ, но всѣ будутъ ѣсть и насытятся и восхвалятъ Господа Бога нашего». По вѣрѣ и словамъ святаго такъ дѣйствительно и случилось, ибо не только не убывали непрестанно раздававшіеся хлѣбы, но разъ отъ разу увеличивалось ихъ количество: чѣмъ больше раздавалось хлѣба приходящимъ, тѣмъ болѣе умножалось всего въ житницѣ и закромѣ, такъ что въ дни голода въ довольствѣ питались всѣ странники, прищельцы и свои домашніе.

Угодникъ Божій Евтихій былъ не лишенъ и дара пророческаго За три года до смерти императора Юстиніана случилось быть въ Амасіи племяннику императора Іустину, имѣвшему тогда придворный чинъ и отправлявшемуся куда то на службу царскую. Уединившись съ нимъ, блаженный Евтихій сказалъ ему: «выслушай меня господинъ кирополатъ! Если я и грѣшенъ, тѣмъ не менѣе я рабъ и священникъ Бога моего, Который возвѣстилъ мнѣ, что по смерти своего дяди царствовать будешь ты. И такъ остерегайся, какъ бы занимаясь множествомъ дѣлъ, ты не замедлилъ, но наблюдай за собою, дабы тебѣ оказаться достойнымъ къ исполненію служенія вскорѣ возлагаемаго на тебя волею Господней». Іустинъ, выслушавши, возблагодарилъ Бога и просилъ у святаго пророка молитвенной помощи. Такимъ же точно образомъ впослѣдствіи онъ предвозвѣстилъ своимъ письмомъ о томъ же и имѣвшему вступить на царство послѣ Іустина градоначальнику Тиверію. Святый Евтихій написалъ къ нему въ Сирію слѣдующее: «Богъ нынѣ лишь отчасти даровалъ тебѣ управленіе народомъ, но въ самомъ скоромъ времени и все кормило царскаго управленія вручитъ тебѣ», чтó потомъ вскорѣ и сбылось.

По смерти императора Юстиніана, на царскій престолъ вступилъ его племянникъ Іустинъ; и когда умеръ вышеупомянутый патріархъ Константинопольскій Іоаннъ Схоластикъ, святѣйшій патріархъ Евтихій послѣ двѣнадцати лѣтъ и восми мѣсяцевъ своего пребыванія въ изгнаніи, былъ къ несказанной радости всего народа возвращенъ на престолъ, при чемъ его встрѣчали на сушѣ и на морѣ, восклицая — «благословенъ грядый во имя Господне!» Онъ принялъ свой престолъ въ воскресенье третьяго октября, въ каковое число, не задолго предъ этимъ по приказанію новаго царя были осуждены и казнены смертію враги святаго Евтихія областеначальники Еѳерій и Аддей.

Остальныя дни своей жизни святѣйшій патріархъ Евтихій прожилъ въ мирѣ, украшая Церковь православнымъ ученіемъ и чудесами: онъ своею молитвою остановилъ внезапно наступившую моровую язву и уврачевалъ больныхъ. — Послѣ сего и самъ онъ, отдавая долгъ природѣ, впалъ въ болѣзнь въ праздникъ пресвѣтлаго Воскресенія Христова. Благочестивый императоръ Тиверій пришелъ навѣстить его и святый предсказалъ царю скорую кончину послѣ своей собственной смерти, чтó и сбылось. Болѣя въ теченіе свѣтлой седмицы святѣйшій Евтихій въ Ѳомино воскресенье созвалъ весь свой клиръ и, преподавши всѣмъ миръ, благословеніе и послѣднее цѣлованіе, съ наступленіемъ ночи уснулъ о Господѣ сномъ временной смерти; святая же его душа удалилась въ немерцающій вѣчный день къ святымъ іерархамъ. Святый Евтихій занималъ патріаршій престолъ послѣ своего возвращенія изъ заточенія четыре года и шесть мѣсяцевъ; всѣхъ же лѣтъ отъ рожденія онъ имѣлъ семьдесятъ. Святый Евтихій съ честію былъ погребенъ въ апостольской церкви подъ ступенями алтаря, гдѣ находились мощи святыхъ апостоловъ Андрея, Тимоѳея и Луки [17].

Послѣ преставленія святѣйшаго патріарха Евтихія благочестивый императоръ Тиверій прожилъ только четыре мѣсяца и восемь дней и, согласно пророчеству святаго, скончался въ мирѣ. Мы же за все сіе прославимъ Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго Бога въ Троицѣ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Фригія — малоазійская область между Галатіею къ сѣверу, Писидіею и Памфиліею къ югу. Просвѣщена св. апостоломъ Павломъ.
[2] Въ книгѣ пророка Іереміи (гл. 1-я, ст. 5-й) Господь говоритъ къ пророку слѣдующее: прежде неже Мнѣ создати тя во чревѣ, познахъ тя, и прежде неже изыти тебѣ изъ ложеснъ, освятихъ тя, пророка во языки поставихъ тя.
[3] Амасія, городъ въ Азіатской Турціи, въ Сивасскомъ вилайэтѣ. Прежде Амасія была резиденціей царей Понта; въ ней много древностей; родина историка Страбона.
[4] На юго-западъ отъ Амасіи, въ предѣлахъ Галатійскихъ.
[5] Мученикъ Селевкій былъ растерзанъ звѣрями въ Галатіи — малоазійской области. Память его празднуется 13-го сентября.
[6] Императоръ Юстиніанъ управлялъ съ 527-565 г. Родился въ 482 или 483 г., былъ сыномъ Иллирійскаго крестьянина. Взятый своимъ дядей — впослѣдствіи императоромъ Юстиномъ I — въ Константинополь ко двору императора Анастасія, Юстиніанъ получилъ хорошее образованіе, а послѣ смерти дяди, еще ранѣе усыновленный имъ, вступилъ на престолъ. Прославилъ свое царствованіе подчиненіемъ вандальскаго и остготского государства, присоединеніемъ къ имперіи Италіи, сѣверной Африки и нѣсколькихъ испанскихъ городовъ. Въ 532 г. при немъ былъ народный мятежъ, съ трудомъ подавленный супругою его и Велизаріемъ. По его повелѣнію былъ изданъ сборникъ законовъ (Corpus iuris civilis).
[7] Пятый вселенскій соборъ былъ созванъ въ маѣ 553 г. въ Константинополѣ. На немъ присутствовало 165 епископовъ. Среди нихъ были всѣ восточные патріархи, но съ запада было только 5 африканскихъ епископовъ. Предсѣдателемъ былъ Евтихій, патріархъ Константинопольскій; соборъ былъ созванъ для окончательнаго рѣшенія вопроса о Ѳедорѣ Мопсуестскомъ, блаженномъ Ѳеодоритѣ и Ивѣ Едесскомъ. При этомъ соборъ утвердилъ вѣроопредѣленіе всѣхъ прежнихъ вселенскихъ соборовъ, въ томъ числѣ Халкидонскаго.
[8] Преподобный Ѳалалей — сирійскій отшельникъ. Скончался около 460 г. Память его празднуется 27-го февраля.
[9] Св. патріархъ Мина управлялъ Константинопольскою каѳедрою съ 536 по 552 г. Память его празднуется св. Церковію 25-го августа. Онъ былъ рукоположенъ изъ пресвитера и надзирателя дома св. Сампсона (27 іюня) въ патріарха Константинопольскаго папою Агапитомъ, бывшимъ въ Константинополѣ въ 536 г. Онъ перенесъ много скорбей отъ преемника Агапита папы Вигилія, который происками достигнувъ папскаго престола по случаю монофелитскихъ споровъ, подвергъ св. Мину отлученію. При немъ случилось чудное происшествіе: одинъ еврейскій мальчикъ по невѣдѣнію принялъ св. Тайны въ церкви; родитель его, узнавъ о семъ, бросилъ его въ огонь, но онъ остался невредимъ; мать его приняла крещеніе, а отецъ и послѣ того упорный, былъ наказанъ позорною смертію при Юстиніанѣ.
[10] Былъ патріархомъ съ 536 г. по 552 г.
[11] Аѳиръ — городъ на берегу Мраморнаго моря.
[12] Среди разнообразныхъ мнѣній, возникшихъ изъ монофизитскаго спора выдавалось одно, поддерживавшееся Юліаномъ Галикарнасскимъ. Онъ проповѣдывалъ, что тѣло Спасителя было нетлѣннымъ, что оно было изъято отъ смерти, подобно тому, какъ было бы изъято отъ нея тѣло Адама, если-бы онъ оставался въ своей невинности; что оно было тѣмъ же самымъ, какъ прежде и послѣ воскресенія, что его голодъ, жажда, усталость вытекали отнюдь не изъ состава его человѣческаго естества, но были чувствами, которымъ Онъ добровольно подвергалъ самого Себя. Автортодокеты своихъ противииковъ называли фтартолатрами (т. е. поклонниками тлѣннаго).
[13] Іоаннъ III Схоластикъ управлялъ Константинопольскою каѳедрою съ 565-577 г.
[14] Зела на югѣ отъ Амассіи, на рѣкѣ Ирисъ, въ царствѣ понтійскомъ, построенъ на холмѣ. Въ войну римлянъ съ понтійцами въ 67 г. до Р. Хр. римскій преторъ Тріарій здѣсь былъ разбитъ Митридатомъ. Нынѣ селеніе Зелехъ въ Малой Азіи въ турецкомъ вилайэтѣ Сивасъ.
[15] Венера у римлянъ, у грековъ Афродита богиня любви и красоты — жена Гефеста, родилась изъ морской пѣны. Она изображалась нагою.
[16] Канцеръ — ракъ.
[17] Патріархъ Евтихій скончался въ 582 г. Тѣло св. Евтихія въ 1246 г. изъ цареградскаго храма апостоловъ перенесено въ Венецію. Управлялъ Константинопольскою патріархіею первый разъ съ 552-565 г., а вторично съ 577-582 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 108-121.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0