Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.

Мѣсяцъ Апрѣль.
День пятый.

Память преподобнаго отца нашего Платона Исповѣдника.

Преподобный Платонъ былъ сыномъ славныхъ и вмѣстѣ съ тѣмъ благочестивыхъ родителей-христіанъ, носившихъ имена Сергія и Евфиміи. Съ самыхъ юныхъ лѣтъ преподобнаго родители воспитывали его въ благочестіи и учили добродѣтелямъ христіанскимъ, но, не успѣвъ довести до конца дѣло воспитанія отрока, скончались, отойдя въ вѣчность, отъ сей преходящей жизни къ жизни нескончаемой.

Оставшись сиротою, преподобный былъ взятъ въ домъ родственниковъ своихъ, проживая у которыхъ оказалъ большіе успѣхи въ наукахъ, преуспѣвая вмѣстѣ съ тѣмъ и въ добродѣтеляхъ христіанскихъ.

Достигнувъ зрѣлаго возраста, преподобный оставилъ домъ родственниковъ своихъ и началъ своимъ трудомъ зарабатывать себѣ необходимыя средства для существованія. Преподобный былъ настолько трудолюбивъ и вмѣстѣ съ тѣмъ воздерженъ, что пріобрѣлъ скоро трудами рукъ своихъ большое состояніе.

Однако сердце преподобнаго было чуждо привязанности къ благамъ міра сего. Поэтому онъ, раздавъ нищимъ все свое состояніе и отпустивъ рабовъ своихъ на свободу, удалился на гору Олимпъ [1], гдѣ и принялъ постриженіе въ монашество въ одномъ изъ здѣшнихъ монастырей.

Проживая въ монастырѣ, преподобный проводилъ весьма строгую подвижническую жизнь, причемъ свободное отъ молитвы время употреблялъ на переписываніе книгъ и составленіе полезныхъ сборниковъ изъ писаній отцовъ Церкви. По смерти настоятеля того монастыря, Ѳеоктиста, преподобный Платонъ единогласно былъ избранъ игуменомъ монастыря. Это случилось на 35-мъ году жизни святаго [2]. Въ санѣ игумена преподобный сталъ подвизаться еще съ бóльшею ревностію, показывая своимъ примѣромъ всѣмъ братіямъ того монастыря образъ жизни истинно-христіанской.

Въ то время патріархомъ константинопольскимъ былъ святый Тарасій [3]. Услышавъ о подвигахъ преподобнаго Платона, онъ предложилъ ему взять на себя управленіе митрополіей Никомидійской [4]. Но преподобный, стремясь къ уединенной жизни подвижнической, по своему смиренію отказался отъ управленія митрополіей и удалился въ одно уединенное мѣсто, называвшееся Сакудіонъ [5], гдѣ онъ впослѣдствіи основалъ монастырь.

По случаю иконоборческихъ смутъ, царствовавшая тогда императрица Ирина [6] вмѣстѣ со святѣйшимъ патріархомъ Тарасіемъ созвала въ Никеѣ [7] седьмой вселенскій соборъ [8], на которомъ было осуждено нечестивое ученіе еретиковъ-иконоборцевъ и вмѣстѣ съ тѣмъ было возстановлено и подтверждено почитаніе святыхъ иконъ и поклоненіе имъ. Собравшихся на соборъ отцовъ было болѣе трехъ сотъ; въ числѣ ихъ былъ и преподобный Платонъ. Какъ человѣкъ начитанный и свѣдущій въ писаніяхъ божественныхъ, онъ былъ весьма полезенъ на соборѣ, такъ какъ мужественно защищалъ ученіе православія и дерзновенно обличалъ ученіе еретиковъ.

Когда засѣданія собора окончились, преподобный Платонъ удалился на мѣсто подвиговъ своихъ, въ Сакудіонъ. Мѣстность эта была сколько красива, столько же и удобна для подвиговъ уединенія. Находясь на горѣ, она была окружена со всѣхъ сторонъ красивыми высокими деревьями; единственный доступъ сюда открывала небольшая, едва виднѣвшаяся въ чащѣ лѣса, тропинка.

Вмѣстѣ съ Платономъ здѣсь подвизался его племянникъ Ѳеодоръ [9]. Вскорѣ ими была построена здѣсь церковь во имя святаго Іоанна Богослова.

Между тѣмъ молва о подвигахъ святаго распространялась все болѣе и болѣе и къ нему начали приходить многіе люди, ища у него наставленія и руководства въ жизни христіанской. Когда число учениковъ преподобнаго стало возрастать, онъ устроилъ на томъ мѣстѣ монастырь [10], причемъ обязанность настоятеля преподобный исполнялъ самъ.

Своею подвижническою жизнію преподобный Платонъ предлагалъ всѣмъ братіямъ добрый примѣръ для соревнованія. Особенно усердно подражалъ преподобному его племянникъ, блаженный Ѳеодоръ, проводившій дни и ночи въ непрестанныхъ подвигахъ молитвы и богомыслія.

Видя столь добродѣтельную жизнь Ѳеодора, преподобный Платонъ весьма радовался за него. Рѣшивъ отличить блаженнаго Ѳеодора священнымъ саномъ, преподобный отправился съ нимъ въ Византію къ святѣйшему патріарху Тарасію, который и рукоположилъ Ѳеодора въ санъ пресвитера, впрочемъ не столько по его доброй волѣ, сколько изъ его послушанія, ибо блаженный, считая себя недостойнымъ такого сана, не хотѣлъ принимать его и говорилъ, что санъ этотъ выше его силъ. Но будучи не въ состояніи противорѣчить волѣ отца своего духовнаго, а также волѣ патріаршей, онъ повиновался и принялъ священство. Когда преподобный Ѳеодоръ возвратился въ монастырь свой въ новомъ санѣ — священническомъ, то продолжалъ подвизаться здѣсь еще съ бóльшимъ усердіемъ и ревностію.

По прошествіи нѣсколькихъ лѣтъ, преподобный Платонъ, ставъ немощнымъ, вслѣдствіе многихъ трудовъ своихъ и преклоннаго возраста, рѣшилъ сложить съ себя начальствованіе надъ монастыремъ и пожелалъ, чтобы власть игумена послѣ него принялъ блаженный Ѳеодоръ. Онъ часто говорилъ ему объ этомъ, умоляя освободить его отъ тяжкаго для него бремени начальствованія надъ монастыремъ. Но блаженный Ѳеодоръ всякій разъ отказывался отъ настоятельства надъ монастыремъ, соглашаясь лучше самъ жить подъ начальствомъ другихъ, нежели начальствовать надъ кѣмъ-либо и полагая, что для спасенія душевнаго легче и полезнѣе получать наставленія отъ другихъ, нежели самому наставлять кого-либо.

Преподобный Платонъ, видя, что ему трудно препобѣдить смиреніе блаженнаго Ѳеодора, рѣшилъ сдѣлать слѣдующее: онъ слегъ въ постель, какъ-бы больной, — такъ какъ и въ дѣйствительности онъ былъ слабъ, — и, созвавъ всѣхъ братій, сказалъ имъ о себѣ, что онъ чувствуетъ приближеніе своей кончины, а затѣмъ спросилъ ихъ:

— «Кого хотите вы имѣть послѣ меня настоятелемъ? Кто наиболѣе способенъ на это, по вашему мнѣнію?»

Преподобный зналъ, что братія пожелаютъ имѣть своимъ настоятелемъ именно Ѳеодора, такъ какъ его всѣ любили и уважали за его великія добродѣтели. Такъ и случилось. Всѣ единодушно отвѣчали на предложенный вопросъ:

— «Послѣ тебя да будетъ надъ нами игуменомъ Ѳеодоръ!»

Тогда преподобный Платонъ передалъ свою власть блаженному Ѳеодору, такъ какъ сей послѣдній не могъ противиться желанію всѣхъ братій. Принявъ на себя санъ настоятеля, блаженный Ѳеодоръ вмѣстѣ съ тѣмъ усугубилъ свои подвиги, являясь образцомъ для всѣхъ и поучая всѣхъ жизни добродѣтельной не только словомъ, но и дѣломъ.

Въ то время царь Константинъ, сынъ благочестивой царицы Ирины, пришедъ въ возрастъ, устранилъ отъ царскаго престола свою мать, принявъ въ свои руки управленіе государствомъ [11]; будучи молодъ и развращенъ, отъ предавался разнаго рода грѣхамъ. Такъ онъ задумалъ изгнать отъ себя свою супругу Марію, для чего силою постригъ ее въ монашество; вмѣсто же нея онъ взялъ себѣ другую жену, по имени Ѳеодотію, приходившуюся родственницею его отцу [12]. Святѣйшій патріархъ Тарасій не одобрялъ этого беззаконнаго поступка царя и не хотѣлъ благословить его бракъ. Но одинъ пресвитеръ, по имени Іосифъ, бывшій экономомъ церкви константинопольской [13], нарушилъ божественные законы и, ослушавшись патріарха, согласился совершить надъ царемъ таинство брака.

Услышавъ о семъ блаженный Ѳеодоръ, а вмѣстѣ съ нимъ и преподобный Платонъ, весьма возскорбѣли душею. Воспламенившись ревностію о законѣ Божіемъ, Ѳеодоръ вмѣстѣ со святымъ Платономъ отправилъ ко всѣмъ инокамъ посланіе, въ которомъ сообщалъ о царскомъ беззаконіи и увѣщавалъ всѣхъ считать царя отлученнымъ отъ Церкви Христовой, какъ разорителя закона Божія.

Слухъ объ этой ревности и смѣлости блаженныхъ Ѳеодора и Платона распространился повсюду, такъ что о томъ узналъ и самъ обличаемый ими царь. Сильно разгнѣвавшись на святыхъ мужей, онъ приказалъ преподобнаго Ѳеодора послѣ жестокихъ мученій сослать на заточеніе въ Солунь [14], Платона же заключить въ темницу.

Послѣ смерти нечестиваго императора преподобный Платонъ былъ освобожденъ изъ темницы, святый же Ѳеодоръ былъ возвращенъ изъ заточенія.

Между тѣмъ святый Ѳеодоръ, по причинѣ постоянныхъ набѣговъ агарянъ [15], опустошавшихъ и захватывавшихъ въ свои руки различныя области Византійской имперіи, покинулъ Сакудіонъ, не желая подвергать жизнь братій обители опасности, и пришелъ вмѣстѣ съ братіею въ Константинополь, гдѣ принялъ управленіе знаменитымъ Студійскимъ монастыремъ [16].

Преподобный Платонъ, имѣвшій нѣкогда санъ игумена, теперь какъ смиренный инокъ пришелъ къ блаженному Ѳеодору и сталъ подвизаться въ его монастырѣ. При этомъ преподобный Платонъ смирялъ себя до того, что добровольно надѣлъ на ноги свои цѣпи, предаваясь непрестанно подвигамъ поста и молитвы.

Вскорѣ послѣ этого византійскій престолъ незаконно занялъ императоръ Никифоръ [17], своею властію возвратившій въ Церковь вышеупомянутаго пресвитера Іосифа, отлученнаго отъ Церкви патріархомъ Тарасіемъ за его беззаконный поступокъ. Когда послѣ этого святый Ѳеодоръ вмѣстѣ съ братіею обличилъ царя, поступившаго противно церковнымъ правиламъ, то царь весьма разгнѣвался на него и на всѣхъ братій обители Студійской и отправилъ всѣхъ ихъ вмѣстѣ съ достоблаженнымъ старцемъ Платономъ въ ссылку на одинъ изъ находившихся около города острововъ [18].

Пробывъ четыре года въ заточеніи, преподобный Платонъ уже въ глубокой старости возвратился въ Константинополь, гдѣ и поселился опять въ обители Студійской.

Много и усердно подвизаясь въ той обители, преподобный Платонъ прожилъ здѣсь еще три года и, наконецъ, отошелъ ко Господу, дабы вмѣстѣ съ прочими святыми предстать престолу Его и прославлять Его на небесахъ вѣчно [19]. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Олимпъ — гора въ малоазійской области Мизіи, на границѣ между Фригіей и Виѳиніей. Здѣсь находился весьма славившійся подвижничествомъ своихъ насельниковъ монастырь, именовавшійся монастыремъ «въ Символахъ», гдѣ и подвизался преподобный Платонъ.
[2] Это было въ 770 г.
[3] Святый Тарасій былъ патріархомъ съ 784 г. по 806 г. Память его празднуется 25 февраля.
[4] Никомидія — городъ въ малоазійской области Виѳиніи, расположенный въ сѣверо-восточномъ углу залива, образуемаго Мраморнымъ моремъ. Никомидія была построена въ 264 г. до Р. Хр. виѳинскимъ царемъ Никомедомъ I, отъ котораго и получила свое названіе. Никомидія была любимымъ мѣстопребываніемъ римскихъ императоровъ и полководцевъ, когда они совершали походы на востокъ. Въ настоящее время на мѣстѣ древней Никомидіи находится мѣстечко Исмидъ.
[5] Это мѣсто находилось невдалекѣ отъ горы Олимпъ.
[6] Святая Ирина, супруга императора Льва Хозара, управляла послѣ его смерти государетвомъ за малолѣтствомъ сына своего Константина (VI) Порфиророднаго съ 780 г. по 790 г. и потомъ самостоятельно съ 797 г. по 802 г. Память ея празднуется 7 августа.
[7] Въ церковной исторіи Никея извѣстна какъ мѣсто двухъ вселенскихъ соборовъ: перваго, бывшаго въ 325 г., собраннаго для обличенія ереси александрійскаго пресвитера Арія (отрицавшаго равенство Сына Божія съ Богомъ Отцемъ) и седьмого, о которомъ здѣсь идетъ рѣчь. Никея — въ древности богатый и цвѣтущій городъ малоазійской области Виѳиніи. Въ настоящее время на мѣстѣ древней Никеи находится очень бѣдное и малонаселенное мѣстечко Исникъ.
[8] Соборъ былъ созванъ въ 787 г.
[9] Это былъ знаменитый Ѳеодоръ Студитъ, прославившійся какъ мужественный защитникъ иконопочитанія и дерзновенный обличитель ереси иконоборческой. См. житіе его подъ 11 ноября.
[10] Обитель эта была основана преподобнымъ Платономъ въ 782 г.
[11] Это было въ 790 г., когда Константину исполнилось двадцать лѣтъ.
[12] Первой супругой императора Константина (VI-го) Порфироднаго была Марія, внучка святаго Филарета Милостиваго (память его 1 декабря), — княжна изъ малоазійскаго города Амніи. Константинъ вступилъ съ нею въ супружество по волѣ своей матери. Второй бракъ императора съ Ѳеодотіею, бывшей до этого времени придворною дамою, былъ заключенъ въ 795 г.
[13] Должность эконома церкви константинопольской была одною изъ самыхъ важныхъ должностей при константинопольскомъ патріархѣ: экономъ управлялъ не только домашнимъ хозяйствомъ патріарха (экономъ отъ οἰκονομέω — управляю домомъ) и завѣдывалъ его казною, но принималъ участіе и въ рѣшеніи вопросовъ по управленію самой патріархіей.
[14] Солунь или Ѳессалоники весьма значительный въ древности городъ Македоніи, лежавшій на берегу солунскаго или ѳермейскаго залива при Эгейскомъ морѣ (Архипелагѣ). Въ исторіи русской Церкви городъ этотъ извѣстенъ какъ мѣсто родины святыхъ первоучителей славянъ — Кирилла и Меѳодія (память ихъ 11 мая). Въ настоящее время городъ этотъ называется Салоники.
[15] Агаряне — мусульмане-арабы, называвшіеся такъ по имени Агари, наложницы Авраама, матери Измаила, отъ котораго и произошло племя арабовъ. Пользуясь постоянными смутами и междоусобіями при Византійскомъ дворѣ, агаряне дѣлали въ то время опустошительные набѣги на предѣлы Византійской имперіи.
[16] Преподобный Ѳеодоръ Студитъ былъ поставленъ игуменомъ Студійскаго монастыря въ 798 г. — Студійскій монастырь получилъ свое названіе отъ имени своего основателя — римскаго патриція (лицо высшаго сословія, соотвѣтствовавшаго нашему дворянству) Студія. Студій выстроилъ въ Константинополѣ большую и красивую церковь во имя святаго Іоанна Предтечи и устроилъ при ней монастырь, пригласивъ сюда иноковъ константинопольской обители «Неусыпающихъ» (основанной въ V в.). Такъ было положено начало существованія Студійскаго монастыря.
[17] Императоръ Никифоръ I царствовалъ съ 802 г. по 811 г.
[18] Это было въ 807 г.
[19] Кончина преподобнаго Платона послѣдовала въ 814 г., въ Лазарево воскресенье, на 79-мъ году жизни святаго.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 100-106.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0