Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Апрѣль.
День четвертый.

Страданіе святой мученицы Фервуѳы.

Послѣ мученической кончины персидскаго епископа святаго Симеона [1], которую онъ претерпѣлъ отъ руки царя Сапора [2], остались въ живыхъ двѣ его сестры: одна дѣвица, по имени Фервуѳа, а другая, вдова и, кромѣ того, — одна рабыня.

Святая дѣва Фервуѳа была еще очень молода и отличалась необыкновенною красотою. Услышавъ о красотѣ ея, царица персидская, жена Сапора, приказала привести ее къ себѣ. Итакъ, по прошествіи года со времени убіенія святаго епископа Симеона, царскіе слуги привели святую дѣву Фервуѳу вмѣстѣ съ сестрой ея и рабыней къ царицѣ. Увидавши своими собственными глазами чудную красоту Фервуѳы, царица обратилась къ ней съ такими словами:

— «При твоей красотѣ, дѣва, тебѣ слѣдуетъ быть госпожей надъ многими людьми!»

Святая же Фервуѳа отвѣтила ей:

— «Я имѣю Жениха — Христа, за Котораго претерпѣлъ страданія братъ мой; о другомъ женихѣ я не могу даже и помышлять!»

Ни о чемъ болѣе не разспрашивая Фервуѳу, царица приказала ей вмѣстѣ съ сестрою и рабынею ея остаться пока въ ея царскомъ дворцѣ.

На слѣдующій день утромъ царица внезапно заболѣла. Для того, чтобы вылѣчить ее, во дворецъ къ ней явились персидскіе волхвы [3]. Одинъ изъ этихъ волхвовъ, увидавъ въ палатахъ царицы прекраснѣйшую Фервуѳу, былъ пораженъ красотою ея; вскорѣ послѣ того, уйдя отъ царицы, волхвъ тотъ послалъ къ святой дѣвѣ сказать слѣдующее:

— «Если ты пожелаешь быть моею женой, то я попрошу царицу отпустить тебя на свободу, и ты будешь обладать большими богатствами».

Святая же Фервуѳа отвѣтила ему:

— «Будучи христіанкой, я не могу сочетаться бракомъ съ язычникомъ».

Волхвъ, плѣненный красотою Фервуѳы, такимъ отвѣтомъ былъ весьма пристыженъ и приведенъ въ гнѣвъ. Явившись къ царю Сапору, онъ сказалъ ему:

— «Болѣзнь царицы не случайная: ей дана какая-нибудь отрава. Въ палатахъ царицы пребываютъ двѣ сестры-христіанки, братъ которыхъ — христіанскій епископъ Симеонъ — былъ убитъ по твоему повелѣнію. Несомнѣнно, что проживающія во дворцѣ сестры убитаго епископа, по злобѣ на тебя, поднесли отраву твоей царицѣ».

Царь тотчасъ же приказалъ привести сестеръ на допросъ.

Когда всѣ три женщины — святая Фервуѳа, сестра ея я рабыня были введены въ царскую палату, то, по приказанію царя, къ нимъ вышелъ для допроса начальникъ волхвовъ Мавптисъ вмѣстѣ съ двумя другими сановниками. Когда пришли и возсѣли на своихъ мѣстахъ трое этихъ судей, предъ ними поставили для допроса упомянутыхъ трехъ женщинъ. Какъ только названные судьи замѣтили необычайную красоту святой Фервуѳы, то всѣ они возгорѣлись къ ней похотью, скрывая въ тоже время другъ отъ друга свои дурные помыслы. Послѣ того судьи спросили приведенныхъ женщинъ:

— «Для чего вы отравили царицу, властительницу вселенной? За этотъ поступокъ вы достойны смерти!»

— «Зачѣмъ, — отвѣчала святая Февруѳа отъ лица всѣхъ женщинъ, — сатана вложилъ въ ваше сердце такую несправедливую мысль и ради чего вы хотите несправедливо обезславить насъ? — Если вы жаждете нашей крови, то нѣтъ никого, кто бы воспретилъ вамъ пить ее. Если вы желаете насъ умертвить, то вѣдь ничто не препятствуетъ этому: вѣдь вы ежедневно оскверняете въ этомъ руки ваши. Какъ христіане, мы умираемъ за Христа — Бога нашего, не отрекаясь отъ Него, потому что Онъ есть жизнь наша; какъ предписано намъ покланяться и служить Единому Богу, такъ мы и будемъ поступать. Въ нашихъ книгахъ написано также и то, что волхвъ и чародѣй не должны жить, но должны умереть отъ руки своихъ же соплеменниковъ (Исх. 22, 18; Лев. 20, 6). Какимъ же образомъ могли бы мы приготовлять отраву для кого бы то ни было, зная, что такой поступокъ есть нисколько не меньшее преступленіе, какъ если бы кто отрекся отъ Бога нашего, потому что за оба эти грѣха одинаково предстоитъ смертная казнь!»

Въ то время какъ святая Фервуѳа говорила это, судьи съ удовольствіемъ слушали ее, дивясь красотѣ и мудрости ея и чувствовали себя безсильными возразить что-либо на ея слова. Каждый изъ нихъ размышлялъ самъ въ себѣ: «я упрошу царя, чтобы онъ освободилъ этихъ женщинъ отъ смерти, и возьму сію дѣвицу себѣ въ жены». И только едва Мавптисъ нашелся сказать:

— «Если вамъ законъ и запрещаетъ чародѣйствовать, то тѣмъ не менѣе вы могли сдѣлать это изъ мести за смерть брата вашего».

Святая Фервуѳа отвѣтила на это:

— «Правда, нашъ братъ пострадалъ отъ васъ; но если бы мы въ возмездіе за его смерть пожелали вамъ смерти, то мы погубили бы жизнь свою предъ своимъ Богомъ; если вы, пылая яростью, и убили нашего брата, тѣмъ не менѣе онъ живъ и радуется со Христомъ въ небесномъ царствѣ Его; въ сравненіи же съ этимъ царствомъ ваше — ничто!»

Когда святая изрекла эти слова, князья повелѣли отвести всѣхъ женщинъ въ темницу.

Раннимъ утромъ на слѣдующій день, начальникъ волхвовъ, Мавптисъ тайно послалъ слугу своего въ темницу къ святой Фервуѳѣ, поручивъ ему сказать слѣдующее:

— «Вотъ я готовъ упросить царя, чтобы ты и тѣ, кто съ тобою, остались живыми, только согласись быть моею женою».

Святая же дѣва дерзновенно отвѣчала на это:

— «Врагъ Бога и всякой правды! Закрой уста свои и не осмѣливайся болѣе говорить мнѣ такія нечестивыя рѣчи! Я не могу болѣе слушать ихъ! Вовѣки не будетъ того, чего желаешь ты! Одинъ разъ навсегда я сочеталась съ Господомъ моимъ Іисусомъ Христомъ, ради Котораго сохраняю мое дѣвство и ради Котораго стараюсь соблюсти въ чистотѣ мою вѣру. Онъ одинъ, свободный отъ грѣха, силенъ освободить меня изъ вашихъ нечестивыхъ рукъ и можетъ избавить меня отъ тѣхъ козней, которыя вы мнѣ устраиваете. Я не боюсь смерти и не страшусь крови. Тотъ путь, по которому вы хотите повести меня, доведетъ меня до возлюбленнаго брата моего, святаго епископа Симеона. Тамъ я и найду утѣшеніе въ моихъ печаляхъ и скорбяхъ, которыя особенно сильно испытываю послѣ его смерти».

Такимъ образомъ святая невѣста Христова, Фервуѳа дерзновенно отогнала отъ себя посланнаго къ ней Мавптисомъ человѣка, и самого Мавптиса заставила устыдиться. Подобнымъ же образомъ поступила святая Фервуѳа и съ двумя прочими судьями, плѣненными ея красотою. Каждый изъ нихъ также тайно посылалъ къ ней въ темницу своихъ пословъ, соблазняя святую Фервуѳу на вступленіе въ бракъ съ собою; но всѣ не имѣли успѣха и были посрамлены святою.

Послѣ того какъ всѣ трое судей замѣтили другъ у друга страсть къ святой дѣвѣ, то, видя всю неуспѣшность своихъ попытокъ завладѣть ею, они рѣшили во что бы то ни стало погубить сію святую дѣву, а также и тѣхъ женщинъ, которыя были съ нею. Съ этою цѣлію они пошли къ царю и донесли ему, что эти три женщины христіанки — волшебницы и чародѣйки, а потому — достойны смерти. Царь сказалъ, что если онѣ хотятъ остаться въ живыхъ, то должны поклониться солнцу.

Будучи снова представлены на судъ тѣмъ же тремъ упомянутымъ выше судьямъ, святыя мученицы, выслушавъ царское приказаніе — поклониться солнцу, отвѣчали:

— «Мы покланяемся Богу, Творцу неба и земли; солнцу же, — творенію нашего Бога, — мы не можемъ воздавать тѣхъ почестей, какія воздаемъ Богу. Никакія ваши угрозы не заставятъ насъ отказаться отъ любви къ Господу и Богу нашему Іисусу Христу».

Въ то время какъ святыя жены произносили эти слова, Мавптисъ и двое другихъ судей, бывшихъ съ нимъ, громкимъ голосомъ возопили:

— «Пусть погибнутъ съ лица земли эти три женщины, которыя дали отраву царицѣ и причинили ей жестокую болѣзнь!»

Немедленно затѣмъ вышелъ отъ царя смертный приговоръ святымъ мученицамъ, по которому три женщины-христіанки должны были умереть такою смертью, какую захотятъ изобрѣсти для нихъ персидскіе волхвы. Эти же нечестивые волхвы сказали:

— «Если эти женщины не будутъ разсѣчены пополамъ и если царица не пройдетъ сквозь разсѣченныя половины ихъ тѣлъ, то она не можетъ выздоровѣть».

Когда, затѣмъ, были ведены святыя мученицы для разсѣченія пополамъ, Мавптисъ снова послалъ къ святой дѣвѣ Фервуѳѣ своего слугу, который сказалъ ей отъ его имени:

— «Если ты пожелаешь меня послушаться, то ты не умрешь; также не умрутъ и тѣ женщины, которыя находятся съ тобою».

— «Для чего ты, нечестивый, — укоряла гнѣвнымъ и громкимъ голосомъ Мавптиса святая дѣва, — говоришь то, чего я не могу слушать? Я окончательно желаю умереть за Христа, Бога моего, дабы получить отъ Него жизнь вѣчную. Неужели я возлюблю жизнь временную для того, чтобы умереть для жизни вѣчной?»

Послѣ этого нечестивые мучители вывели святыхъ мученицъ за городъ, и здѣсь приготовили для каждой по два воткнутыхъ въ землю столба.

Затѣмъ святую дѣву Фервуѳу привязали къ одному изъ столбовъ за шею, а къ другому за ноги. Такимъ же образомъ привязали къ остальнымъ столбамъ и прочихъ святыхъ мученицъ. Послѣ же всего перепилили пополамъ большою плотничьею пилою святыхъ мученицъ. Такимъ образомъ святыя мученицы, невѣсты Христовы, предали чистыя души свои въ руки безсмертнаго Жениха своего.

Мучители же, водрузивъ шесть большихъ столбовъ — по три на каждой сторонѣ дороги, повѣсили на нихъ распиленныя части тѣлъ святыхъ мученицъ. Сіи послѣднія были какъ бы прекраснѣйшимъ, висящимъ на древахъ, покрытымъ кровію плодомъ. Явилось зрѣлище, полное ужаса и достойное слезъ. Затѣмъ по той же самой дорогѣ была пронесена между повѣшенными тѣлами святыхъ мученицъ нечестивая царица персидская, за которой шло великое множество народа. Послѣ всего этого честныя тѣла святыхъ мученицъ были брошены въ ровъ.

Такъ святая мученица Фервуѳа вмѣстѣ съ своею сестрою и рабынею окончила въ четвертый день мѣсяца апрѣля [4] свои страданія за Господа нашего Іисуса Христа, Которому возсылается слава, честь и поклоненіе во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Святый Симеонъ Варсавой (т. е. сынъ красильщика) съ 325 г. епископъ Селевкійскій и Ктезифонтскій замученъ въ 341 или 344 г. въ Великую пятницу 19-го числа мѣсяца Вармуда, соотвѣтствовавшаго нашему 14 Апрѣля. Память его празднуется Апрѣля 17. Селевкія лежала къ западу отъ Антіохіи, ближе къ Средиземному морю. Она была основана Селевкомъ Никаторомъ за 300 лѣтъ до Р. X. Селевкія и Ктезифонъ суть одинъ городъ, раздѣленный рѣкою Тигромъ.
[2] Сапоръ II-й былъ персидскимъ царемъ съ 309 г. по 381-й г. Христіанство въ Персіи существовало и въ болѣе ранній періодъ. Императоръ Константинъ Великій, вскорѣ послѣ своего обращенія писалъ въ пользу христіанъ Сапору. Но за успѣхомъ новой религіи съ завистію и тревогою слѣдили волхвы и, когда между Сапоромъ и Констанціемъ началась война, они донесли царю, что обращенцы были преданы римскимъ интересамъ. Вслѣдствіе этого Сапоръ началъ гоненіе, подвергая христіанъ особенно отяготительнымъ налогамъ. Затѣмъ былъ схваченъ и ихъ глава Симеонъ, епископъ Селевкійскій и Ктезифонскій, и приведенъ къ царю, который потребовалъ отъ него признанія національной религіи. Когда же онъ отказался отъ этого, царь приговорилъ его къ тюремному заключенію, а затѣмъ къ смертной казни. Гоненіе еще болѣе усилилось въ послѣдніе годы царствованія Сапора.
[3] Подъ волхвами въ древности разумѣлись люди мудрые, обладавшіе знаніемъ тайныхъ силъ природы, движенія свѣтилъ небесныхъ, священныхъ письменъ, толкователи сновъ и предсказатели будущаго.
[4] Кончина святыхъ мученицъ послѣдовала около 341-343 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль.. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 66-71.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0