Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Апрѣль.
День четвертый.

Память преподобнаго отца нашего Іосифа, пѣснописца и творца каноновъ.

Отечествомъ святаго Іосифа была Сицилія [1]. Родители его, Плотинъ и Агаѳія, были люди благочестивые и добродѣтельные; за ихъ богоугодную жизнь Господь и даровалъ имъ такого сына, который, какъ выдающійся творецъ каноновъ, украсилъ церковь для ея блага священными пѣснопѣніями. Отрокъ былъ воспитанъ въ добромъ книжномъ наученіи и благонравіи и уже въ его дѣтскихъ обычаяхъ можно было видѣть указанія на то, что, ставъ мужемъ, онъ достигнетъ совершенства въ добродѣтеляхъ: онъ былъ кротокъ, тихъ, смиренъ, уклонялся отъ отроческихъ игръ; съ дѣтства полюбивъ постъ и воздержаніе, не искалъ вкусныхъ яствъ, питаясь лишь хлѣбомъ и водою, да и то вечеромъ; божественное писаніе изучалъ весьма успѣшно. Такъ возрасталъ Іосифъ тѣломъ и духомъ, когда произошло нашествіе варваровъ на сицилійскую страну, и родители его были вынуждены бѣжать изъ отечества своего въ иныя страны. Сначала Іосифъ отправился съ ними въ Пелопонесъ, но потомъ, оставивъ родителей, удалился въ Ѳессалонику, столицу Македоніи; здѣсь онъ поступилъ въ монастырь, постригся въ иноческій чинъ и учился трудамъ постническимъ, прилежно проходя всѣ виды подвижнической монашеской жизни и добродѣтелей; и сталъ онъ мужемъ совершеннымъ и инокомъ опытнымъ. Земля, покрытая кожею, служила ему постелью, ветхое рубище — одеждою; пощеніе его было велико, пища — небольшой кусокъ хлѣба и немного воды, стояніе — всенощное, колѣнопреклоненіе — непрестанное; въ устахъ всегда пѣніе, а въ рукахъ работа. Прилежно читалъ онъ божественныя книги, исполнялся премудрости и разума духовнаго, и, какъ ангелъ Божій, сіялъ среди братій примѣромъ чистаго и святого житія. Невозможно разсказать подробно о его добрыхъ дѣлахъ и многихъ подвигахъ.

Такъ благоугодно трудился онъ для Бога больше другихъ. По настояніямъ игумена и братіи, принялъ онъ санъ священства, бывъ рукоположенъ въ пресвитера епископомъ Ѳессалоникскимъ. Будучи пресвитеромъ, онъ еще усилилъ свои подвиги и труды, и часто совершалъ Божественную литургію, со слезами молился о себѣ и о всемъ мірѣ. Пришелъ въ монастырь тотъ преподобный Григорій Декаполитъ [2]; увидѣвъ преподобнаго Іосифа, онъ очень полюбилъ его какъ мужа святаго и пріобрѣлъ себѣ въ немъ друга и сожителя. Прошло нѣсколько времени, и Григорій, отправляясь въ Византію для укрѣпленія вѣрныхъ, смущаемыхъ еретиками, просилъ игумена и братію отпустить съ нимъ ему въ помощь Іосифа: ибо не хотѣлъ разлучаться съ нимъ. Но и братія съ игуменомъ не хотѣли лишиться такого сожителя, истиннаго раба Божія. Однако, уважая просьбу великаго старца и внимая нуждамъ церкви, волнуемой бурей еретической, они отпустили блаженнаго Іосифа съ святымъ Григоріемъ Декаполитомъ въ Византію.

Прибывъ туда, Іосифъ и Григорій поселились при церкви святыхъ мучениковъ Сергія и Вакха и, соревнуя другъ другу, повели жизнь суровую и изнурительную, — особенно блаженный Іосифъ, подражавшій старѣйшему подвижнику, великому отцу Григорію; взявъ его себѣ въ образецъ, онъ рѣшилъ въ сердцѣ своемъ непрестанно совершенствоваться въ добродѣтели. Оба трудились, прилежно поучая благочестивьтхъ соблюдать себя отъ вредной ереси, не смущаться и не сомнѣваться въ догматахъ правой вѣры и быть твердыми въ исповѣданіи истины. Въ то время нечестивый царь Левъ Армянинъ возобновилъ уже осужденную [3] иконоборную ересь, и воздвигъ великое гоненіе на Церковь; онъ извлекалъ изъ храмовъ Божіихъ святыя иконы, безчестно попирая ихъ ногами; единомысленныхъ съ нимъ еретиковъ онъ ставилъ на престолы православныхъ пастырей, которыхъ свергалъ и при этомъ мучилъ и губилъ различными способами нѣкоторыхъ изъ нихъ. Тогда святый Григорій съ святымъ Іосифомъ, облекшись въ броню вѣры (ср. Ефес. 6, 14), начали обходить городскія улицы, площади и дома вѣрныхъ, съ совѣтомъ, увѣщаніемъ и мольбою — не прельщаться еретическимъ лукавствомъ. И были слова ихъ подобны росѣ утренней, когда она оживляетъ цвѣты и траву полевую, вянущую отъ дневного зноя: они оживляли сердца человѣческія, малодушествующія, сомнѣвающіяся и какъ бы увядающія отъ зноя еретическихъ ученій. Потомъ многіе иночествующіе обратились съ просьбой къ преподобному Григорію, чтобы онъ блаженнаго Іосифа, какъ искуснаго въ словѣ и способнаго по своей тѣлесной крѣпости предпринять трудъ долгаго пути, послалъ въ древній Римъ, къ православнолу папѣ Леону третьему [4] и ко всѣмъ тамошнимъ православнымъ, возвѣстить о гоненіи, воздвигнутомъ въ Царьградѣ на святую Церковь. Они разсчитывали, что православные окажутъ изъ Рима помощь гонимымъ, опровергнутъ неправые догматы и заградятъ хульныя уста еретиковъ. Преподобный Григорій въ бесѣдѣ съ блаженнымъ Іосифомъ подавалъ ему такіе совѣты:

— «Чадо, настало нынѣ время явить сердечную любовь твою къ Богу и ревность къ благочестію; иди въ древній Римъ и возвѣсти главѣ тамошнихъ христіанъ и всѣмъ православнымъ на западѣ, какую бѣду на святую восточную Церковь навелъ злочестивый царь и по имени звѣрь, какъ оскорбилъ и попралъ икону Христову и Пречистой Его Матери, отнялъ у Церкви украшеніе ея, изгналъ неповинныхъ добрыхъ пастырей, а лжепастырямъ наемникамъ и хищнымъ волкамъ вручилъ стадо Христово, и теперь овцы расхищаются и разгоняются. Возвѣсти, какъ изо дня въ день яростная буря. поднятая державнымъ, волнуетъ Церковь Христову, и лютый Левъ, пришедшій изъ Арменіи, изрыгаетъ угрозы и поглощаетъ многихъ своимъ еретическрмъ лукавствомъ. Возвѣсти, убѣди и упроси, да обнажатъ православные мечъ слова Божія и противостанутъ гонящимъ насъ».

Такъ и подобное этому говорилъ святый Григорій. Блаженный Іосифъ, отъ юности вполнѣ привыкшій къ послушанію, не возражалъ ни мало; смиренно преклонивъ голову, онъ испросилъ у Григорія отеческихъ молитвъ и благословенія для путешествія, вошелъ въ корабль и поплылъ въ Римъ.

Но иное было угодно непостижимымъ судьбамъ Божіимъ. Все на пользу устрояетъ Богъ, и нерѣдко посредствомъ такихъ обстоятельствъ, которыя кажутся намъ неблагопріятными и жестокими, творитъ дивныя и преславныя дѣла къ прославленію Своего святаго имени. Такъ, по устроенію Божію, оказалось препятствіе и къ путешествію Іосифа въ Римъ. Единомысленники царя Льва Армянина, слуги и помощники мучительства его, узнавъ, что многіе, гонимые иконоборствомъ, уходятъ изъ столицы въ иныя страны, начали устраивать тайно по путямъ воднымъ и сухопутнымъ разбойническія засады, чтобы схватывать бѣглецовъ и возвращать ихъ въ руки иконоборцевъ. Не осталось тайнымъ для нихъ и то, что преподобный Іосифъ посылается православными монахами на западъ, въ Римъ; они подговорили морскихъ разбойниковъ напасть на него, и преподобный попалъ въ руки враговъ. Они разбили корабль, захватили также всѣхъ спутниковъ преподобнаго Іосифа и отвезли ихъ въ Критъ, къ иконоборцамъ, гдѣ преподобный, обремененный тяжкими оковами, былъ вверженъ въ темницу. Здѣсь день и ночь утѣшалъ онъ боговдохновенными рѣчами сотоварищей своихъ по заключенію, которыхъ немало страдало вмѣстѣ съ нимъ за правую вѣру; самъ радуясь въ узахъ о Господѣ, онъ говорилъ другимъ:

— «Что можетъ быть сладостнѣе и радостнѣе тѣхъ узъ, которыми мы обременены за любовь ко Христу и святой иконѣ Его? Если и причиняетъ намъ нѣкоторую скорбь кратковременное заключеніе, то за это страданіе дóлжно намъ благодарить Бога, ставя себѣ свѣтлымъ примѣромъ святаго Павла, который неизреченно радовался, что сподобился за имя Іисуса Христа страдать въ оковахъ, и цѣнилъ ихъ, точно дорогіе камни и золотыя украшенія. Болѣе того, и Христосъ пострада по насъ, намъ оставль образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его, иже грѣха не сотвори, ни обрѣтеся лесть во устѣхъ Его, иже укаряемь противу не укаряше, стражда не прещаше (1 Пет. 2, 21-23), по словамъ верховнаго апостола святаго Петра. Правда, тѣлесныя страданія причиняютъ нѣкоторую скорбь, но нельзя назвать носителемъ Христова ига того, кто не пойдетъ вслѣдъ Ему, и не будетъ переносить, хотя частью, тѣхъ страданій, которыя Онъ перенесъ за насъ. Будучи всесильнымъ Богомъ, Онъ могъ и инымъ какимъ либо образомъ спасти человѣка, однако благоволилъ, чтобы отъ труда и страданія родилась та сила добродѣтели, которая была бы въ состояніи открыть издавна затворенныя врата небесныя. И не показалъ Онъ намъ иного пути къ спасенію, кромѣ пути труда и скорби. Зачѣмъ же смущаться намъ, истощая здоровье наше въ страданіяхъ за святую икону Спасителя и Пречистой Его Матери? Противясь злочестивому повелѣнію царя, мы получимъ Божію благодать и благовременную помощь».

Такими и подобными рѣчами утѣшалъ и укрѣплялъ преподобный Іосифъ соузниковъ своихъ, заключенныхъ съ нимъ въ темницѣ за почитаніе иконъ. Пришлось раздѣлить ихъ заключеніе и нѣкоему православному епископу, также за почитаніе святыхъ иконъ взятому на страданіе. Онъ, чувствуя безсиліе перенесть темничныя лишенія, по-человѣчески смущался мыслями: изъ желанія освободиться отъ узъ и страданій началъ уже склоняться къ иконоборной ереси и, подобно кораблю при сильномъ волненіи, недалекъ былъ отъ потопленія. Съ какими только увѣщаніями не обращался къ нему преподобный Іосифъ, когда уразумѣлъ смущеніе его! Какихъ только слезъ не пролилъ, съ мольбою увѣщавая его безъ колебанія умереть за икону Христову, какъ за Самого Христа! И боговдохновенныя рѣчи его не остались напрасными: епископъ исполнился такой твердости, что даже въ лютѣйшихъ мукахъ не отвергся благочестія своего и въ мужественномъ величіи души претерпѣлъ все до конца. Выведенный на пытку, при видѣ мучителей и орудій мученія, онъ нимало не обнаружилъ страха, но самъ снялъ съ себя одежды и отдалъ себя на истязанія, желая тысячу разъ умереть — еслибы было возможно — за Христа Бога во плоти изображаемаго иконописаніемъ. Повѣшенный нагимъ на мѣстѣ мученій, весь пронзенный стрѣлами, пораженный наконецъ въ голову большими камнями, епископъ предалъ духъ свой Господу. Узнавъ о мученической кончинѣ епископа, блаженный Іосифъ весьма порадовался непоколебимому мужеству его и возблагодарилъ Христа, утвердившаго на таковой подвигъ избраннаго воина Своего, который, хотя и обнаружилъ въ началѣ нѣкоторую слабость, но потомъ вполнѣ исправился и побѣдилъ врага. Подобнымъ образомъ святый Іосифъ и иныхъ избавилъ отъ гибели душевной и направилъ ко Христу, непрестанно поучая всѣхъ спасительному пути; самого же его Богъ спасалъ отъ смерти, сохраняя его жизнь на пользу весьма многихъ.

Преподобный Іосифъ провелъ въ темницѣ шесть лѣтъ; и вотъ злочестиваго царя Льва Армянина постигла лютая кончина: въ ночь наканунѣ праздника Рождества Христова онъ былъ убитъ своими воинами въ церкви, за утреней. Въ тотъ же самый часъ преподобный Іосифъ въ критской темницѣ былъ извѣщенъ о погибели мучителя и чудесно освобожденъ отъ узъ явившимся ему святителемъ Николаемъ. Всю эту ночь святый Іосифъ проводилъ безъ сна, безпрерывно воспѣвая праздничныя пѣснопѣнія и молясь; передъ разсвѣтомъ яркое сіяніе озарило темницу, и предсталъ предъ нимъ облеченный въ святительскія одежды, святолѣпный и честный мужъ, съ сѣдыми волосами, свѣтлымъ лицомъ, и сказалъ ему:

— «Изъ Миръ Ликійскихъ пришелъ я къ тебѣ, посланный Богомъ, дабы немедля принести тебѣ радостную вѣсть: врагъ, смутившій Церковь и расѣявшій овецъ Христовыхъ, лишился и царства, и жизни, призванный на судъ Божій. Нынѣ дóлжно тебѣ возвратиться въ Константинополь и утвердить многихъ обитающею въ тебѣ благодатію Духа Святаго».

Затѣмъ святитель далъ ему свитокъ и сказалъ:

— «Прими этотъ свитокъ, и съѣшь его».

Въ свиткѣ же было написано: ускори Щедрый, и потщися яко Милостивъ на помощь нашу, яко можеши хотяй. Іосифъ взялъ этотъ свитокъ, прочиталъ и, съѣвъ, радостно сказалъ:

Коль сладка гортани моему словеса сія (Псал. 118, 103).

Тогда повелѣлъ явившійся ему воспѣть тѣ же слова. Радостно воспѣлъ ихъ святый Іосифъ, и тотчасъ вериги и оковы его ослабѣли и спали съ шеи, рукъ и ногъ его, и услышалъ онъ слова явившагося ему святителя:

— «Встань и слѣдуй за мной».

Онъ всталъ; двери темницы сами собою отворились, и онъ вышелъ, безъ вѣдома темничной стражи. И увидѣлъ онъ себя носимымъ по воздуху нѣкою невидимою силою. Въ непродолжительномъ времени онъ оказался близь Константинополя, на большой дорогѣ, ведущей въ городъ, и прославилъ Бога за такое преславное чудо.

Войдя въ городъ, Іосифъ не нашелъ уже въ живыхъ любимаго имъ отца Григорія Декаполита — онъ отошелъ ко Господу — а видѣлъ лишь ученика его, блаженнаго Іоанна, и вмѣстѣ съ нимъ у гроба Григорія много скорбѣлъ, что не сподобился застать въ живыхъ святаго отца. Спустя немного времени и Іоаннъ отошелъ ко Господу, и былъ погребенъ близъ святаго Григорія. Потомъ преподобный Іосифъ переселился на иное мѣсто, уединенное и безмолвное, находившееся за городомъ, недалеко отъ церкви святаго Іоанна Златоустаго. Поселившись здѣсь, онъ создалъ церковь во имя святителя Христова Николая, перенесъ въ нее мощи обоихъ отцовъ, Григорія и Іоанна, устроилъ монастырь и собралъ братію. Сюда къ преподобному Іосифу постоянно стекалось слушать его боговдохновенное ученіе много людей духовныхъ и мірскихъ, ибо благодать Духа Святаго подобно рѣкѣ текла изъ устъ его сладостными рѣчами. Будучи однажды въ Ѳессаліи, преподобный Іосифъ получилъ отъ одного извѣстнаго ему добродѣтельнаго мужа значительную часть мощей святаго апостола Варѳоломея [5], онъ принесъ ее въ свою обитель и, создавъ особую церковь во имя святаго апостола Варѳоломея, съ честью положилъ въ ней часть святыхъ мощей его. Питая великую любовь и вѣру къ святому апостолу, онъ часто сподоблялся видѣть его въ сновидѣніяхъ. Онъ желалъ украсить праздникъ святаго апостола хвалебными пѣснопѣніями, но не рѣшался, сомнѣваясь, будетъ ли угодно это дѣло святому апостолу, и усердно молилъ Бога и апостола Божія открыть ему это и даровать премудрость свыше для созданія достойныхъ святаго Варѳоломея, хвалебныхъ стиховъ. Съ постомъ и слезами молился преподобный Іосифъ сорокъ дней, и когда приблизился день памяти апостола, въ навечеріе празднества увидѣлъ онъ, что въ алтарѣ явился святый Варѳоломей, облеченный въ бѣлыя ризы, открылъ алтарную завѣсу, призывая его къ себѣ. Когда же преподобный Іосифъ подошелъ ближе, святый апостолъ взялъ съ престола святое Евангеліе, положилъ его на грудь Іосифу со словами:

— «Да благословитъ тебя десница всесильнаго Бога, и да изольются на языкъ твой воды небесной премудрости: сердце твое да будетъ храмомъ Духа Святаго, и пѣснопѣнія твои да усладятъ вселенную».

Такъ сказалъ святый апостолъ Варѳоломей и сталъ невидимъ, а преподобный Іосифъ, ощутивъ въ себѣ благодать премудрости, исполнился радости неизреченной и благодаренія. Съ того времени началъ онъ писать церковные гимны и каноны, которыми украсилъ праздникъ не только святаго апостола Варѳоломея, но и многихъ святыхъ, по преимуществу же почтилъ онъ многими канонами Пречистую Богоматерь и святителя Николая. Обильно украсилъ онъ святую Церковь пѣснопѣніями и получилъ наименованіе пѣснописца.

По воцареніи Ѳеофила [6], снова возстала на Церковь буря иконоборства, снова многіе подверглись гоненію и мученію. Тогда и преподобный отецъ нашъ Іосифъ пѣснописецъ, за безбоязненное и открытое обличеніе ереси, былъ изгнанъ въ Херсонъ, гдѣ въ узахъ и страданіяхъ оставался до смерти Ѳеофила. Царица Ѳеодора съ сыномъ Михаиломъ, принявшая правленіе по смерти Ѳеофила и съ святѣйшимъ патріархомъ Меѳодіемъ возстановившая православіе [7], возвратила Іосифа въ Царьградъ. Святый Игнатій [8], принявшій престолъ по преставленіи святаго Меѳодія, сдѣлалъ преподобнаго Іосифа сосудохранителемъ великой Божіей Константинопольской церкви. За добродѣтельную жизнь и за исходившія изъ устъ его премудрыя и душеспасительныя рѣчи, многихъ обращавшія на путь спасенія, преподобный Іосифъ былъ весьма любимъ святѣйшимъ патріархомъ и всѣмъ духовнымъ и мірскимъ чиномъ. Прошло нѣсколько лѣтъ, и преподобный Іосифъ за обличеніе беззаконія снова потерпѣлъ изгнаніе отъ Варды, брата царицы, перваго, послѣ царя, властелина. Не боясь Бога и не стыдясь людей, Варда тяжко нарушилъ законы Церкви, удаливъ отъ себя законную супругу свою безъ вины съ ея стороны и взявъ себѣ въ жены родственницу свою. Преподобный Іосифъ открыто обличалъ его, какъ нѣкогда святый Іоаннъ Предтеча Ирода (Матѳ. 14, 3-4), и за это Варда преслѣдовалъ его и причинялъ ему зло. Той же участи подвергся и святѣйшій патріархъ Игнатій, потерпѣвъ отъ беззаконнаго Варды изгнаніе и многія бѣды. Когда же Варда былъ убитъ слугами царя (и погибъ съ шумомъ), а за нимъ и царь Михаилъ лишился жизни также отъ своихъ приближенныхъ, и Василій Македонянинъ принялъ царство [9], тогда святый Игнатій и преподобный Іосифъ были возвращены въ Царьградъ, и Игнатій снова принялъ престолъ свой, а Іосифъ — прежнюю должность сосудохранителя. Не только святѣйшій Игнатій, но и преемникъ его, патріархъ Фотій [10], любили и почитали святаго Іосифа пѣснописца. Фотій вручилъ преподобному все церковное управленіе, называлъ его человѣкомъ Божіимъ, ангеломъ во плоти и отцомъ отцовъ, и повелѣлъ всему клиру своему имѣть преподобнаго Іосифа отцомъ духовнымъ, открывать ему совѣсть и исповѣдывать прегрѣшенія. Обладая прозорливостью, преподобйый провидѣлъ утаиваемые грѣхи, но не обличалъ грѣшника, а наставлялъ его увѣщательными рѣчами до тѣхъ поръ, пока исповѣдывающійся, умилившись, не открывалъ тайнаго беззаконія: ибо силенъ былъ Іосифъ въ боговдохновенныхъ рѣчахъ и легко могъ обращать грѣшныхъ къ покаянію.

Проживъ много лѣтъ и достигши глубокой старости, Іосифъ впалъ въ немощи тѣлесныя отъ многихъ трудовъ, въ которыхъ подвизался съ юности — отъ поста, гоненій за правду, отъ узъ и темницы, отъ заботъ о церковномъ устроеніи, объ украшеніи пѣснопѣніями праздниковъ и памятей святыхъ и отъ великихъ попеченій о спасеніи душъ человѣческихъ. Передъ отшествіемъ изъ міра, въ концѣ святой четыредесятницы, впалъ онъ въ болѣзнь и въ сновидѣніи получилъ отъ Бога извѣщеніе о своемъ скоромъ преставленіи. Въ святой великій пятокъ вольныхъ страстей Христовыхъ онъ переписалъ всѣ ввѣренныя ему церковныя вещи и дѣла и отослалъ къ святѣйшему патріарху Фотію. Потомъ, готовясь къ исходу, началъ молиться Богу, говоря такъ:

— «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что сѣнью крылъ Твоихъ Ты сохранялъ меня во всѣ дни жизни моей! И нынѣ соблюди до конца духъ мой и даруй мнѣ безъ вреда избѣжать князя тьмы и страховъ воздушныхъ, да не послужатъ къ радости врага моего прегрѣшенія жизни моей, по невѣдѣнію мною совершенныя. Слово Отчее, сохрани стадо Твое и защити до конца вѣка все созданное десницей Твоей. Возлюбленнымъ сынамъ Церкви Твоей будь помощникомъ; святой Церкви, невѣстѣ Твоей, даруй миръ вѣчный и тишину невозмущаемую; царское священіе [11] просвѣщай Твоими дарами; гордаго веліара [12] покори подъ ноги защитниковъ православной вѣры, всѣ вредныя для души ереси отврати отъ Церкви. Душѣ же моей даруй мирное и кроткое разлученіе съ тѣломъ. Если и недостоинъ я принадлежать къ числу святыхъ угодниковъ Твоихъ, въ которыхъ обиталъ Духъ Святый, — ибо сознаю себя грѣшнымъ предъ Тобою, — то Ты, безконечно благій, не взирай на грѣхи мои, но сотвори меня достойнымъ участи сыновъ Твоихъ».

Сотворивъ молитву и причастившись Божественныхъ Таинъ, преподобный Іосифъ благословилъ всѣхъ бывшихъ при немъ, воздѣлъ къ небу руки свои и съ свѣтлымъ и радостнымъ лицомъ предалъ Богу свою святую душу.

Тотчасъ отовсюду стеклось множество иноковъ и мірянъ; многіе изъ нихъ плакали, называя почившаго, одни — отцомъ, другіе — воспитателемъ, иные — благодѣтелемъ, иные — утѣшителемъ, другіе — учителемъ, наставникомъ и вождемъ къ спасенію. Съ прославленіемъ проводили ко гробу и съ почестями погребли его: но еще честнѣе и славнѣе была провождена безсмертными духами святая душа его въ небесныя обители. Это сподобился видѣть очами одинъ любимый имъ другъ, мужъ праведный и богоугодный, находившійся въ значительномъ разстояніи отъ мѣста кончины преподобнаго. Въ тотъ часъ, когда возлюбленная Богомъ душа Іосифа, разлучившись съ тѣломъ, возносилась къ небу, упомянутый мужъ слышалъ голосъ свыше, говорившій ему:

— «Выйди изъ храмины и увидишь дивныя тайны Божіи».

Онъ вышелъ и, взглянувъ вверхъ, увидѣлъ раскрывшійся сводъ небесный и лики святыхъ, выходившіе оттуда: сначала ликъ апостольскій, потомъ мученическій, пророческій и святительскій. Дивился и ужасался тотъ мужъ чудесному видѣнію, и недоумѣвалъ о значеніи его. И снова услышалъ онъ голосъ: «смотри и внимай, и узнаешь значеніе всего тобою видимаго». И тотчасъ увидѣлъ онъ четырехъ юношей свѣтлѣе всѣхъ, и посреди ихъ Дѣву неизреченной чистоты и славы: то была Пречистая и Преблагословенная Дѣва Марія, Матерь Христа Бога нашего. Шествуя, повелѣвала Она воинствамъ святыхъ мужей принять ту святую душу, которая прославила въ пѣснопѣніяхъ ихъ дѣянія и память и подражала житію ихъ. И всѣ съ неизреченной радостью встрѣчали и съ усердіемъ и любовью принимали нѣкое достойное почитанія лицо, возводимое къ небу. Созерцатель сего, упомянутый мужъ, мысленно спрашивалъ себя:

— «Кого же воинства небожителей сподобляютъ столь великой чести?»

И слышалъ громкіе голоса ангеловъ, возводившихъ душу святую: — «Это Іосифъ пѣснописецъ, украшеніе всей Церкви, сподобившійся благодати Духа Святаго, подражавшій житію апостоловъ и мучениковъ и описавшій дѣла ихъ, за что нынѣ отъ тѣхъ же святыхъ принимаетъ почесть и похвалу». Такъ душа преподобнаго Іосифа пѣснописца была введена съ торжествомъ въ небесныя обители. Это преславное видѣніе исполнило мужа-очевидца великой радостью, а также и великимъ сожалѣніемъ, что не сподобился онъ засимъ видѣть ту славу, съ которою благословенная душа вошла внутрь горнихъ обителей, предстала и поклонилась пресвѣтлѣйшему свѣту тріединаго Бога. Есть и другое извѣстіе о провожденіи преподобнаго Іосифа на небо. Была въ Царьградѣ церковь святаго мученика Ѳеодора фанерота, что значитъ объявителя (открывателя), такъ какъ притекающимъ съ молитвою открывалъ онъ объ украденныхъ, утаенныхъ или погибшихъ вещахъ. Бѣжалъ отъ одного человѣка рабъ очень полезный ему, и тотъ человѣкъ въ печали пришелъ въ церковь святаго Ѳеодора фанерота, отслужилъ молебенъ и молилъ мученика Христова показать ему раба его. Три дня и три ночи пробылъ онъ въ церкви и, не получивъ откровенія, въ скорби хотѣлъ удалиться. За утреней, когда читалось въ церкви душеполезное слово, онъ немного задремалъ во время чтенія, и увидѣлъ явившагося ему святаго Ѳеодора, который сказалъ:

— «Что скорбишь, человѣкъ? Разлучался отъ тѣла Іосифъ, творецъ священныхъ гимновъ, и мы были при немъ. Онъ преставился въ эту ночь, и мы всѣ, почтенные отъ него канонами и пѣснопѣніями, провождали душу его къ небу, и поставили предъ Лицо Божіе. Вотъ почему я замедлилъ явиться тебѣ. Теперь же я здѣсь и прошеніе твое исполняю: иди на такое-то мѣсто, — и назвалъ имя мѣста, — тамъ найдешь раба твоего, котораго ищешь».

Оба эти извѣщенія убѣждаютъ насъ, какую великую славу получилъ преподобный Іосифъ за труды свои отъ Бога, и какую почесть и похвалу отъ святыхъ Божіихъ. Предстоя нынѣ въ небесныхъ селеніяхъ престолу Божію, онъ воспѣваетъ ангельскія пѣсни, прославляя и восхваляя Отца и Сына и Святаго Духа, тріединаго Бога, во вѣки, аминь.

Примѣчанія:
[1] Сицилія — одинъ изъ большихъ острововъ Средиземнаго моря, на югъ отъ Аппенинскаго полуострова, отдѣляющійся отъ него Мессинскимъ проливомъ.
[2] Память его 20 ноября.
[3] На 7-мъ вселенскомъ соборѣ.
[4] Леонъ (Левъ) III † 816.
[5] Память его 11 іюня.
[6] Съ 829 по 842 г.
[7] Иконопочитаніе возстановлено въ 840 г. Св. Меѳодій † 846 г., память его 14 іюня.
[8] Св. Игнатій † 877 г., память его 23 октября.
[9] Василій Македонянинъ царствовалъ съ 867 по 886 годъ.
[10] Фотій первый разъ занималъ престолъ съ 857 по 867; вторично — съ 877 по 886 г.
[11] Такъ называются въ посланіи св. ап. Петра (1 Пет. 2, 9) христіане.
[12] Съ евр. — непотребный, — названіе діавола (2 Кор. 6, 15).

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль.. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 55-66.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0