Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Апрѣль.
День второй.

Страданіе святыхъ мучениковъ Амфіана и Едесія.

Святые мученики Амфіанъ и Едесій были братьями по плоти и происходили изъ греческаго языческаго семейства. Родиной ихъ былъ городъ Патара въ Ликіи [1]. Отсюда они были посланы родителями своими въ городъ Биритъ [2] для изученія языческихъ наукъ. Здѣсь Амфіанъ и Едесій проводили въ цѣломудріи дни юности своей, добродѣтельною жизнію своею удивляя всѣхъ своихъ сверстниковъ. Будучи чужды всякихъ легкомысленныхъ поступковъ, святые Амфіанъ и Едесій имѣли, по писанію, сѣдину мудростью своею и возрастъ старости житіе нескверно (Прем. 4, 9), за что и были награждены благодатію Божіею, ибо сердца ихъ осіялъ свѣтъ разумѣнія истины: сознавъ суету идолопоклонства, они восхотѣли возможно совершеннѣе познать путь благочестія христіанскаго для того, чтобы быть рабами Господа нашего Іисуса Христа.

Когда Амфіанъ и Едесій возвратились изъ Вирита въ свой родной городъ, то нашли отца своего возведеннымъ въ санъ начальника города и попрежнему проводящимъ нечестивую жизнь языческую вмѣстѣ со всѣми родственниками своими. Не желая жить посреди нечестивцевъ и грѣшниковъ, святые Амфіанъ и Едесій тайно оставили домъ своихъ родителей и, руководимые Духомъ Божіимъ, пришли въ палестинскій городъ Кесарію [3]. Здѣсь они встрѣтили благочестиваго пресвитера христіанскаго, по имени Памфила, принявшаго потомъ вѣнецъ мученическій за Христа [4]. Бывъ научены симъ святымъ пресвитеромъ тайнамъ вѣры христіанской, святые Амфіанъ и Едесій были просвѣщены тѣмъ же пресвитеромъ святымъ крещеніемъ. Послѣ этого святые постоянно пребывали вмѣстѣ съ блаженнымъ Памфиломъ, славословя и восхваляя Бога и занимаясь изученіемъ священныхъ книгъ и закона Господня.

Въ это время императоромъ былъ Максиминъ [5], принявшій въ свое управленіе восточную половину римской имперіи отъ дяди своего Максиміана Галерія [6]. Императоръ этотъ жестоко преслѣдовалъ христіанъ, такъ какъ былъ преисполненъ языческаго нечестія и ненавидѣлъ Бога истиннаго. Онъ былъ болѣе жестокъ нежели всѣ, предшествовавшіе ему, римскіе императоры-язычники. Христіане въ царствованіе Максимина пришли въ великое замѣшательство, такъ какъ всѣхъ, исповѣдывавшихъ имя Христово, нечестивый гонитель предавалъ смерти. Многіе изъ нихъ, стремясь избавиться отъ мученій и смерти, спасались отъ яростныхъ гонителей бѣгствомъ, оставляя свои дома и города, и скрывались гдѣ-либо въ потайныхъ мѣстахъ. Не мало, впрочемъ, было и такихъ христіанъ, которые открыто предавали себя въ руки мучителей своихъ и съ мужествомъ переносили свой страдальческій подвигъ. Къ числу послѣднихъ принадлежалъ и мужественный Амфіанъ, хотя и юноша тѣлеснымъ возрастомъ своимъ (такъ какъ ему не было еще и двадцати лѣтъ), но столѣтній старецъ своимъ разумомъ и мужествомъ.

Въ то время, когда, по распоряженію нечестиваго императора-язычника, нарочито посланные люди, придя въ Кесарію, начали призывать каждаго изъ гражданъ города того къ языческимъ храмамъ для принесенія тамъ жертвъ идоламъ, мужественный Амфіанъ, пребывавшій съ христіанами въ одномъ укрытомъ мѣстѣ, тайно отъ всѣхъ ушелъ изъ того мѣста и направился къ идольскому храму, въ которомъ въ то время игемонъ Урванъ приносилъ жертву идоламъ. Безбоязненно подойдя къ нему, святый Амфіанъ взялъ его за правую руку, въ которой онъ держалъ жертву, и началъ во всеуслышаніе дерзновенно увѣщавать его оставить свое заблужденіе и не покланяться бѣсамъ и идоламъ, созданнымъ руками человѣческими. Этотъ дерзновенный поступокъ мужественнаго Амфіана утвердилъ многихъ христіанъ еще крѣпче въ вѣрѣ христіанской; но язычниковъ, и въ особенности самого игемона, привелъ въ великую ярость. Тотчасъ же святый Амфіанъ былъ взятъ воинами игемона, какъ овца волками, и принялъ отъ нихъ безчисленные удары по устамъ, лицу и всему тѣлу, будучи брошенъ на землю и попираемъ ногами; затѣмъ святый былъ отведенъ въ темницу и закованъ въ цѣпи.

На другой день утромъ святый Амфіанъ былъ выведенъ на судъ предъ игемона, который убѣждалъ его принести жертву идоламъ. Но святый Амфіанъ оставался непоколебимымъ въ исповѣданіи вѣры Христовой. Послѣ этого святый мученикъ Христовъ былъ преданъ тяжкимъ мукамъ: воины повѣсили его на деревѣ и начали острыми желѣзными орудіями терзать все его тѣло и бить желѣзными прутами по лицу, шеѣ и бокамъ. Лице и все тѣло святаго мученика было настолько истерзаны мучителями, что даже его знакомые не узнавали его; всѣ ребра его были переломаны. Но и среди сихъ тяжкихъ страданій святый мученикъ Христовъ не переставалъ громкимъ голосомъ исповѣдывать Іисуса Христа, какъ бы не слыша, не чувствуя мукъ и страданій своихъ.

Между тѣмъ мучители усугубили свои страданія: они обвязали ноги святаго льномъ, пропитаннымъ масломъ и зажгли этотъ ленъ. Страдалецъ воспылалъ, тая какъ воскъ. Но и этою мукою не былъ устрашенъ святый мученикъ; наоборотъ, исполняясь все большаго и большаго дерзновенія, онъ еще болѣе громко началъ прославлять Іисуса Христа, обличая и укоряя въ то-же время нечестіе и безбожіе язычниковъ. Затѣмъ святый мученикъ снова былъ заключенъ въ темницу.

Послѣ этого, на третій день по заключеніи въ темницу святаго Амфіана, мучители снова начали испытывать твердость вѣры мученика новыми муками. Но такъ какъ святый и на этотъ разъ остался непреклоннымъ въ исповѣданіи вѣры Христовой, то игемонъ приказалъ предать его смерти, ввергнувъ его во глубину морскую. Воины привязали камень къ тѣлу мученика и, отвезя его довольно далеко отъ берега, бросили его въ море. Тотчасъ же море взбушевалось, земля потряслась, городъ тотъ заколебался, и всѣ бывшіе тамъ язычники исполнились великаго страха и ужаса. Потомъ волны морскія изнесли на землю изъ глубины морской тѣло святаго мученика.

Такъ окончились страданія святаго мученика Амфіана, во вторый день мѣсяца апрѣля [7].

Вслѣдъ затѣмъ были взяты на мученія многіе другіе христіане и въ числѣ ихъ, братъ Амфіана, Едесій. Приэтомъ одни изъ христіанъ подвергались многоразличнымъ мукамъ и страданіямъ, другіе же были посланы язычниками въ Палестину для работы на мѣдныхъ рудникахъ; къ числу этихъ послѣднихъ принадлежалъ и святый Едесій.

Спустя годъ святый Едесій былъ отведенъ изъ Палестины въ египетскій городъ Александрію [8]. Увидя здѣсь однажды языческаго князя Іероклея, возсѣдавшимъ на судилищѣ и чрезмѣрно ярившимся на христіанъ (онъ отдавалъ цѣломудренныхъ дѣвъ и женъ христіанскихъ на поруганіе язычникамъ), святый Едесій исполнился мужества и дерзновенія; устремившись къ тому князю, святый Едесій въ присутствіи всѣхъ ударилъ его по лицу, затѣмъ повергъ на землю, продолжая бить, укоряя его въ тоже время во всеуслышаніе за его неправедный судъ. Тотчасъ же святый Едесій былъ схваченъ воинами, бывшими здѣсь и преданъ на мученія подобно своему брату святому Амфіану. Послѣ продолжительныхъ мукъ, святый Едесій былъ преданъ одинаковой съ братомъ смерти, бывъ утопленъ въ морѣ [9]. Такимъ образомъ и святый Едесій принялъ святый вѣнецъ мученическій вмѣстѣ съ Амфіаномъ, бывъ награжденъ имъ отъ Христа, Спаса нашего, Которому возсылается слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ, во вѣки. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Ликія — малоазійская область.
[2] Биритъ — финикійскій городъ, славившійся въ древности какъ разсадникъ просвѣщенія и образованности. Нынѣ — Бейрутъ, столица Ливана.
[3] Кесарія палестинская — городъ находившійся въ Палестинѣ, на берегу Средиземнаго моря. Въ древности Кесарія была резиденціей римскихъ прокураторовъ и центромъ общественно-политической жизни страны. Въ исторіи христіанской Церкви Кесарія палестинская замѣчательна тѣмъ, что здѣсь впервые былъ открытъ язычникамъ доступъ въ Церковь Христову апостоломъ Петромъ, крестившимъ сотника Корнилія (Дѣян. гл. 10). Здѣсь же происходилъ послѣдній судъ надъ апостоломъ Павломъ, послѣ котораго онъ былъ отправленъ въ Римъ (Дѣян. гл. 25-27). Въ Палестинѣ была еще другая Кесарія, которая въ отличіе отъ упомянутой, называлась Филипповой. Она находилась у истоковъ Іордана.
[4] См. житіе св. Памфила подъ 16 февраля.
[5] Императоръ Максиминъ Дака царствовалъ съ 305 г. по 313 г.
[6] Императоръ Максиміанъ Галерій управлялъ римской имперіей съ 305 г. по 311 г.
[7] Кончина святаго мученика послѣдовала въ 306 г.
[8] Александрія — городъ въ Египтѣ, славившійся въ древности своею торговлею и образованностью.
[9] Кончина святаго мученика Едесія послѣдовала ок. 310 г.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль.. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 32-36.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0