Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 25 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Апрѣль.
День первый.

Сказаніе о святомъ Авраміи, мученикѣ Болгарскомъ [1].

Святый Аврамій по происхожденію своему не былъ Русскимъ, а «иного языка», вѣроятнѣе всего, Болгариномъ волжскимъ [2]. Онъ занимался «гостьбой», то-есть торговлей по разнымъ землямъ. Кто обратилъ Аврамія къ Христовой вѣрѣ, когда и гдѣ онъ принялъ святое крещеніе, это остается неизвѣстнымъ. Естественно, что разъѣзды по христіанскимъ землямъ въ качествѣ торговца и встрѣчи съ христіанами купцами познакомили его съ евангельской вѣрой, и это склонило Аврамія къ православной истинѣ, привело къ сознанію ложности всѣхъ остальныхъ вѣръ. Въ 1229 году приплылъ онъ по Волгѣ съ товаромъ въ столицу Болгаріи, на главный рынокъ всего царства — Болгаръ Великій, называемый въ нашихъ лѣтописяхъ Великимъ городомъ. Увидали Болгары большое богатство Аврамія, узнали, что онъ не Русскій и, значитъ, не получитъ защиты ни отъ другихъ русскихъ торговцевъ, которыхъ не мало жило въ столицѣ Болгаріи, ни отъ Суздальскихъ князей, которые не давали въ обиду своихъ подданныхъ, и взяли его подъ стражу. Можетъ быть, они считали Аврамія измѣнникомъ вѣрѣ отцовъ и закону ихъ жизни; опасались, что за нимъ послѣдуютъ другіе ихъ сородичи въ обращеніи къ Христовой вѣрѣ, которую онъ нелѣностно проповѣдывалъ, и рѣшили вернуть Аврамія въ исламъ или погубить. Много дней принуждали его отречься отъ Христа, но безуспѣшно. Потомъ начали увѣщавать ласками. Святый Аврамій не поддался и ласкамъ: онъ небоязненно исповѣдывалъ Христа истиннымъ Богомъ и проклялъ Магомета и вѣру болгарскую. Болгары запрещали ему это, стращали муками, но исповѣдникъ Христовъ не восхотѣлъ имъ покориться: оставивъ все, отъ всего отказавшись, онъ предпочелъ умереть за Христа. Нечестивыми Болгарами онъ былъ сначала повѣшенъ внизъ головою, потомъ 1 апрѣля 1229 года усѣченъ или обезглавленъ на мѣстѣ, которое и донынѣ извѣстно по преданію, — оно въ полутора верстахъ отъ селенія Успенскаго, бывшаго Болгара Великаго, въ небольшой рощицѣ: здѣсь вырытъ колодезь съ холодной, какъ ледъ, водою. Русскіе христіане, бывшіе въ то время по торговымъ дѣламъ въ Болгарѣ, взяли тѣло святаго мученика и погребли его на христіанскомъ кладбищѣ Великаго города [3]. Наказаніе отъ Бога не замедлило на безбожныхъ мучителей святаго Аврамія: загорѣлся городъ ихъ великій, и погибла половина его; послѣ того и оставшаяся половина загоралась нѣсколько разъ, такъ что въ концѣ концовъ осталось очень мало городскихъ жилищъ, сгорѣло и многое множество безъ числа товара. Все это сдѣлалось надъ бозбожными за пролитіе невинной крови Христова мученика Аврамія.

Между тѣмъ, при гробѣ святаго мученика начались знаменія, которыя послужили поводомъ къ его почитанію.

Прошелъ неполный годъ: 9 марта 1230 года принесены были мощи святаго Аврамія въ славный городъ Владиміръ на Клязьмѣ. Въ срѣтеніе мощамъ за версту отъ города вышли: святый и благовѣрный великій князь Георгій Всеволодовичъ, епископъ Митрофанъ [4] съ клиросомъ и духовенствомъ, княгиня съ дѣтьми и весь народъ. Святыя мощи мученика положены были въ женскомъ Княгининомъ монастырѣ, въ церкви Успенія Пресвятыя Богородицы, гдѣ почиваютъ они и донынѣ [5].

При перенесеніи мощей святаго Аврамія во Владиміръ и по положеніи ихъ во гробѣ совершилось много чудесныхъ исцѣленій.

Во время нашествій татаръ на Владиміръ святыя мощи мученика Христова Аврамія не разъ приходилось скрывать отъ враговъ: сестры монастыря скрывали ихъ, вѣроятно, въ усыпальницѣ подъ Благовѣщенскимъ придѣломъ Успенскаго храма. Когда опасность проходила, мощи вновь ставились наружу: но почему-то ихъ помѣстили не въ главномъ храмѣ, а въ названномъ придѣлѣ, въ каменной гробницѣ. Мощи были закрыты, на верхней доскѣ гробницы имѣлось изображеніе святаго мученика. Въ 1711 году ихъ перенесли въ главный Успенскій храмъ и поставили на вскрытіи у сѣверной стороны праваго столба. Торжество перенесенія происходило въ недѣлю о разслабленномъ (11 мая); вмѣстѣ съ тѣмъ святыя мощи переложены были изъ ветхой гробницы въ новую деревянную. Въ концѣ XVIII столѣтія начатъ былъ сборъ на серебряную раку угоднику Божію Аврамію, и въ 1806 году его честныя мощи вновь переложены въ серебряную раку, а надъ нею поставленъ деревянный рѣзной вызолоченный балдахинъ [6].

При мощахъ хранятся въ особомъ шкафѣ желѣзныя вериги, принадлежавшія, по преданію, святому мученику Аврамію. Ихъ возлагали въ прежнее время на болящихъ изступленіемъ ума.

Мѣстное празднованіе памяти святаго Аврамія началось, вѣроятно, среди христіанъ, жившихъ въ Болгарѣ, благодаря знаменіямъ при гробѣ мученика. Во Владимірѣ или въ одномъ Успенскомъ монастырѣ мѣстное празднованіе совершалось со времени перенесенія его мощей. Затѣмъ митрополитъ Макарій, предъ соборомъ 1547 года, установилъ общецерковное празднованіе памяти святаго Аврамія. Въ Казани днями его памяти считаются день мученической кончины святаго Аврамія и перенесенія мощей — 1 апрѣля и 9 марта, во Владимірѣ — день одного переложенія мощей святаго мученика — недѣля о разслабленномъ.

Примѣчанія:
[1] Свѣдѣнія о св. Авраміи содержатся въ древнихъ лѣтописяхъ русскихъ. На основаніи ихъ въ концѣ XVIII в. написано было житіе, но теперь оно утеряно; имѣются только извлеченія изъ житія.
[2] Волжскіе и камскіе Болгары — народъ тюркско-финскаго племени, ихъ потомки теперешніе Чуваши. Болгарское царство существовало до нашествія Монголовъ (1236-1237 гг.). По вѣрѣ своей Болгары сначала были язычниками, а въ 20-хъ годахъ X в. обратились въ исламъ.
[3] Ясно, что христіанство было довольно распространено въ торговой столицѣ волжской Болгаріи, хотя, несомнѣнно, большинство христіанъ были здѣсь пріѣзжіе торговцы не только изъ Руси, но и съ православнаго Востока. — Вѣкъ почти спустя (въ 1329 г.) въ Болгарѣ мученически пострадалъ богатый іерусалимскій купецъ и ученый въ философіи Ѳеодоръ, вызвавшій ярость населенія спорами о вѣрѣ: его замучили невѣрные, не стерпя посрамленія своей вѣры въ спорѣ.
[4] Епископъ Митрофанъ, погибшій отъ татаръ 7 февраля 1237 г., правилъ епархіей съ 1227 г.
[5] Успенскій Княгининъ женскій монастырь во Владимірѣ, надъ р. Лыбедью, основанъ въ 1199 г. вел. княгинею Маріею, въ монашествѣ Марѳою, супругой вел. кн. Всеволода Большое Гнѣздо.
[6] Рака, въ которой мощи св. Аврамія почивали до 1806 г., перенесена въ 1892 г. на мѣсто мученической кончины святаго — въ с. Успенское Спасскаго у. Казанской губ. Туда же препровождена была икона мученика Аврамія съ частицею его мощей. Ранѣе того, въ 1873 г. для Казанскаго каѳедральнаго собора препровожденъ былъ крестъ также съ частицею мощей.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга дополнительна, вторая: Мѣсяцы Январь-Апрѣль. — М.: Синодальная Типографія, 1916. — С. 506-509.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0