Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, чудотворецСвт. Димитрій, митрополитъ Ростовскій, чудотворецъ, родился въ 1651 г. въ мѣстечкѣ Макаровѣ, Кіевской губерніи. Въ мірѣ Даніилъ, сынъ казачьего сотника Туптало. Окончивъ Богоявленскую школу (Могилянскую Духовную Академію), принялъ въ 1668 г. постригъ въ Кіевскомъ Кирилловомъ монастырѣ. Въ 1675 г. — іеромонахъ. Былъ игуменомъ въ нѣсколькихъ монастыряхъ монастыряхъ. Архимандритъ Черниговскаго Елецкаго монастыря и Новгородсѣверскаго Преображенскаго монастыря. Въ 1701 г. поставленъ митрополитомъ Тобольскимъ; по болѣзни остался въ Москвѣ и занялъ освободившуюся въ 1702 г. каѳедру въ Ростовѣ. Много потрудился въ установленіи церковного благочестія и въ дѣлѣ обличенія старообрядцевъ. Подвизался въ подвигахъ поста, молитвы, милосердія. Двадцать лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четьихъ-Миней, которыя началъ писать въ 1684 г. въ Кіево-Печерскомъ монастырѣ. Свт. Димитрій мирно скончался 28 октября 1709 г. и былъ погребенъ, по его завѣщанію, въ соборной церкви Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Обрѣтеніе мощей — 21 сентября 1752 г. Прославленіе — 22 апрѣля 1757 г. Перенесеніе мощей въ новую раку — 25 мая 1763 г.

Житія святыхъ свт. Димитрія, митр. Ростовскаго

Мѣсяцъ Апрѣль.
День первый.

Память преподобнаго отца нашего Евѳимія Суздальскаго.

Преподобный Евѳимій родился отъ благочестивыхъ родителей. Мѣстомъ его рожденія и воспитанія былъ Нижній Новгородъ. Когда онъ пришелъ въ возрастъ, то родители отдали его въ наученіе Божественныхъ Писаній, и блаженный отрокъ вмѣстѣ со сверстниками своими изучалъ ихъ съ большимъ прилежаніемъ, при чемъ совершенно чуждался дѣтскихъ игръ. Имѣя склонность къ молчанію и повинуясь во всемъ своимъ родителямъ, онъ часто посѣщалъ храмы Божіи, гдѣ любилъ стоять, уединившись въ темное мѣсто, чтобы никто не могъ развлекать его бесѣдами о тлѣнныхъ предметахъ міра сего и чтобы ему можно было съ полнымъ вниманіемъ слушать пѣніе и чтеніе церковное. Однажды онъ пришелъ въ святой храмъ и услышалъ въ евангеліи слова: аще кто хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и вóзметъ крестъ свой, и послѣдуетъ Ми и прочее (Лук. 9, 23 и дал.). Услышавъ эти слова, блаженный Евѳимій рѣшилъ отречься отъ благъ міра сего и ушелъ въ находившійся вблизи Нижняго Новгорода печерскій монастырь Вознесенія Господня [1], гдѣ отъ настоятеля этого монастыря, по имени Діонисія, и принялъ иноческое постриженіе. Поступивъ въ монастырь, Евѳимій сталъ предаваться великимъ подвигамъ. При постоянномъ пѣніи псалмовъ Давида день онъ обычно проводилъ въ трудахъ, усердно исполняя различныя монастырскія работы, а ночью удалялся въ пещеру и тамъ со слезами возносилъ Богу всенощныя моленія. Эти подвиги блаженный инокъ совершалъ, повинуясь во всемъ наставнику своему, преподобному Діонисію. Въ дальнѣйшей жизни своей онъ дошелъ до такой степени подвижничества, что иногда всю ночь проводилъ безъ сна въ молитвѣ и подвергалъ себя такому подвигу часто. При этомъ онъ былъ настолько воздерженъ въ пищѣ, что употреблялъ ее въ такомъ количествѣ, какое необходимо было для того, чтобы не изнемочь отъ голода, и не пилѣ ничего другого кромѣ воды, да и то только тогда, когда чувствовалъ сильную жажду. Послѣ сего наставникомъ его ему было назначено послушаніе служить при пекарнѣ. Здѣсь онъ еще болѣе увеличилъ свои подвиги, такъ какъ постоянно носилъ воду и рубилъ дрова. Вскорѣ ему велѣно было служить въ самой пекарнѣ. Работая здѣсь, преподобный всегда приводилъ себѣ на память вѣчныя мученія отъ неугасимаго огня и язвительнаго червя. Часто, смотря на огонь, онъ говорилъ самому себѣ:

— «Терпи, Евѳимій, чтобы чрезъ этотъ огонь ты могъ избѣжать огня вѣчнаго».

Видя такіе подвиги и терпѣніе преподобнаго Евѳимія, всѣ смотрѣли на него не какъ на человѣка, а какъ на живущаго среди нихъ ангела Божія.

Въ то время суздальскимъ и нижегородскимъ княжествомъ владѣлъ великій князь Борисъ Константиновичъ [2]. Онъ обратился къ настоятелю Печерской обители, преподобному Діонисію, съ просьбой прислать къ нему въ Суздаль блаженнаго Евѳимія въ строители монастыря, который онъ задумалъ устроить. Блаженный Діонисій съ радостію далъ обѣщаніе великому князю исполнить его просьбу, и, спустя немного времени, преподобный Евѳимій, принявъ напутственную молитву и благословеніе отъ наставника своего, отправился въ путь. Когда онъ пришелъ къ городу Гороховцу, то близъ него, на разстояніи около 8 верстъ, построилъ церковь во имя святаго отца Василія, архіепископа Кесаріи Каппадокійской, и устроилъ при ней общежительную пустынь [3], послѣ чего пришелъ въ Суздаль къ великому князю Борису Константиновичу. Князь весьма обрадовался прибытію преподобнаго и, проведши съ нимъ нѣкоторое время въ бесѣдѣ, отправился вмѣстѣ съ нимъ къ епископу суздальскому Іоанну [4]. Прибывъ къ епископу, великій князь открылъ ему свое намѣреніе, разсказалъ по порядку о жизни блаженнаго Діонисія, — о томъ, какъ Господь удостоилъ его дара пророчества и о томъ, какъ онъ благословилъ его устроить обитель, разсказалъ также и о преподобномъ Евѳиміи. Послѣ сего князь сталъ просить епископа итти съ нимъ, чтобы отыскать мѣсто для устройства обители, и епископъ отправился съ великимъ княземъ, а вмѣстѣ съ ними пошелъ и преподобный Евѳимій. Вскорѣ они нашли мѣсто вблизи города на горѣ, у рѣки, называемой Каменницей, на берегу которой былъ расположенъ и городъ Суздаль, и это мѣсто имъ понравилось. Тогда они сотворили молитву, воздавъ Богу благодареніе.

Послѣ сего на это мѣсто собралось множество народа, правители всѣхъ княжескихъ владѣній, бояре, князья и сановники его двора, духовенство, монашествующая братія, а также мужи и жены разнаго возраста. Въ присутствіи такого многолюднаго собранія епископъ Іоаннъ благословилъ и освятилъ мѣсто для обители и послѣ особой молитвы водрузилъ крестъ на томъ мѣстѣ, гдѣ надлежало быть престолу перваго храма. Тогда князь повелѣлъ приготовлять камни и все, необходимое для построенія храма. И когда повелѣніе князя было исполнено, онъ самъ первый, взявъ заступъ, сталъ своими руками копать ровъ, и его примѣру послѣдовали правители страны и бояре.

Послѣ сего была совершена служба на основаніе храма, и храмъ былъ заложенъ въ честь Преображенія Господа нашего Іисуса Христа, а затѣмъ стали возводить стѣны зданія. Преподобный Евѳимій, испросивъ у епископа благословеніе, взялъ топоръ и собственноручно обтесалъ у сѣверной двери алтаря вблизи святаго жертвенника три камня и устроилъ себѣ гробъ, гдѣ впослѣдствіи и было положено честное тѣло его.

Храмъ былъ оконченъ постройкою въ 1352 году [5] и въ томъ же году былъ освященъ. Епископъ Іоаннъ возвелъ блаженнаго Евѳимія въ санъ архимандрита и вручилъ его водительству христіанское стадо словесныхъ овецъ Христовыхъ, а князь далъ ему большое количество золота и серебра для устроенія обители. Съ этого времени преподобный Евѳимій со слезами сокрушенія сталъ предаваться великимъ подвигамъ. Днемъ онъ усердно трудился по устройству обители, а ночью возносилъ Богу непрестанныя усердныя молитвы, и такимъ образомъ устроилъ монастырь и въ немъ келліи для будущей братіи. Кромѣ уже бывшаго храма онъ соорудилъ еще другой храмъ во имя преподобнаго отца Іоннна Лѣствичника и пристроилъ къ нему каменную трапезу, гдѣ бы иноки въ зимніе дни могли собираться для молитвы и принятія пищи. Когда къ преподобному собралось въ обитель около 300 человѣкъ братіи и они не могли помѣститься въ трапезѣ, то онъ повелѣлъ построить новый храмъ во имя святителя Николая, мирликійскаго чудотворца, названный больничнымъ, и при немъ соорудить большую деревяную трапезу для того, чтобы въ нее собирались тѣ изъ братіи, которые не могли помѣститься съ другими въ каменной трапезѣ. Послѣ сего имъ были устроены по мѣрѣ нужды и другія необходимыя для обители постройки.

Такимъ образомъ трудами и молитвами преподобнаго Евѳимія при содѣйствіи благодати Божіей и устроена была вполнѣ удовлетворявшая всѣмъ монастырскимъ нуждамъ его обитель. И онъ началъ руководить ввѣреннымъ ему стадомъ твердо и богоугодно. Онъ установилъ правило, чтобы всѣ иноки безропотно пребывали въ послушаніи, въ искренней любви другъ къ другу, цѣломудріи и нестяжательности, чтобы никто изъ нихъ не имѣлъ ничего своего, но чтобы все у нихъ было общее, а если узнавалъ, что кто-либо изъ братіи имѣетъ собственность, на того налагалъ епитимію. Онъ не допускалъ разговоровъ братіи между собою въ церкви, а также всегда требовалъ отъ нихъ хранить молчаніе во время трапезы. Послѣ трапезы онъ велѣлъ всѣмъ расходиться по своимъ келліямъ, молча, не вступая при этомъ ни въ какіе разговоры другъ съ другомъ, и не разрѣшалъ посѣщать чужихъ келлій за исключеніемъ какой-либо крайней нужды. Кромѣ того онъ постановилъ, какъ общее правило, чтобы никто изъ иноковъ отнюдь не имѣлъ своихъ мудрованій, но каждый готовъ былъ исполнить всякое послушаніе. А братія съ своей стороны во всемъ повиновались ему, какъ ангелу Божію.

Для духовныхъ бесѣдъ преподобный Евѳимій совершалъ путешествія къ преподобному Сергію, Радонежскому чудотворцу, въ его обитель, такъ какъ они были современниками [6]. Послѣ такихъ бесѣдъ они съ любовію давали другъ другу благословеніе, а потомъ преподобный Евѳимій снова возвращался въ свой монастырь.

Въ такихъ подвигахъ блаженный Евѳимій прожилъ всю жизнь свою. Онъ никогда не измѣнялъ своему молитвенному правилу и, соединяя постъ съ милостынею, принимая странниковъ и давая пищу тѣмъ, кто не имѣлъ ея, къ прежнимъ подвигамъ своимъ прибавлялъ новые подвиги. Онъ былъ одеждою для нагихъ и утѣшеніемъ для скорбящихъ, такъ какъ помогалъ всѣмъ бѣднымъ, избавлялъ отъ бѣдъ впавшихъ въ несчастія, исцѣлялъ молитвою больныхъ, за должниковъ платилъ долги, самъ ихъ всѣмъ прощалъ и однимъ словомъ своимъ избавлялъ отъ насилія неправедныхъ судей тѣхъ, кого постигали бѣдствія. Бѣдность въ одеждѣ онъ такъ любилъ, что казался какъ-бы ничего не имущимъ. Онъ всегда носилъ одну только одежду, сшитую изъ жесткихъ овечьихъ шкуръ и зимою страдалъ отъ холода, а лѣтомъ вслѣдствіе тяжести одежды мучился отъ жара.

Такъ, всякими скорбными и узкими путями преподобный Евѳимій совершалъ свое жизненное шествіе и сталъ ощущать тѣлесныя немощи только тогда, когда достигъ уже глубокой старости. Почувствовавъ приближеніе кончины, онъ созвалъ къ себѣ всѣхъ иноковъ обители. Когда они увидѣли, что ихъ игуменъ очень слабъ и что близко время его отшествія ко Господу, то всѣ стали скорбѣть о разлукѣ съ нимъ и говорили:

— «Отецъ! ты оставляешь насъ сиротами, и когда тебя не будетъ съ нами, то опустѣетъ обитель наша».

Но преподобный, утѣшая ихъ, отвѣчалъ имъ на это:

— «Не скорбите о разлукѣ со мною и знайте, что если я пріобрѣту дерзновеніе молитвы къ Богу и дѣло мое будетъ угодно Ему, то обитель наша не только не опустѣетъ, но послѣ кончины моей число иноковъ въ ней еще болѣе умножится, если и вы будете имѣть любовь другъ къ другу».

Говорилъ преподобный и многое другое въ утѣшеніе братіи. Послѣ сего, когда уже стало наступать время его отшествія ко Господу, всѣ иноки, приходя къ нему, со слезами цѣловали его и просили у него послѣдняго благословенія. И, какъ чадолюбивый отецъ, преподобный всѣмъ далъ свое благословеніе, всѣхъ простилъ и самъ у всѣхъ испросилъ себѣ прощенія. Когда наступилъ, наконецъ, часъ разлученія души его съ тѣломъ, онъ причастился Святыхъ Таинъ и въ первый день мѣсяца апрѣля предалъ святую душу свою въ руки Господа, послѣ 52 лѣтняго управленія обителью [7]. Святое тѣло его иноки похоронили въ вышеупомянутомъ гробѣ, который въ началѣ построенія перваго монастырскаго храма преподобный устроилъ себѣ своими собственными руками. Блаженный Евѳимій и до сего дня совершаетъ многія чудеса и подаетъ исцѣленія тѣмъ, кто съ вѣрою приходитъ къ честному гробу его [8].

Примѣчанія:
[1] Печерскій Вознесенскій монастырь былъ основанъ въ окрестностяхъ Нижняго Новгорода около 1330 года другомъ преп. Сергія Радонежскаго святымъ Діонисіемъ, который ископалъ себѣ въ 5 верстахъ отъ города на берегу р. Волги пещеру и подвизался въ ней, а потомъ былъ архимандритомъ своей обители и впослѣдствіи архіепископомъ Суздальскимъ. Скончался въ санѣ митрополита Кіевскаго въ 1384 году. Память его 26-го Іюня.
[2] Неизвѣстно, почему Борисъ Константиновичъ названъ здѣсь великимъ княземъ. Суздальскіе князья домогались, правда, великокняжескаго престола послѣ смерти Симеона Гордаго, въ 1353, но потерпѣли въ этомъ неудачу, и только послѣ кончины Іоанна II Кроткаго, въ 1359 году, великое княженіе получилъ суздальскій князь Димитрій Константиновичъ. Впрочемъ, послѣдній былъ великимъ княземъ только нѣсколько лѣтъ. Въ 1363 году онъ вынужденъ былъ уступить великокняжескій престолъ сыну Іоанна Кроткаго, Димитрію Іоанновичу Донскому.
[3] Пустынь эта всегда была приписною къ Спасо-Евѳиміеву монастырю.
[4] Епископъ Іоаннъ причисленъ къ лику святыхъ. Память его празднуется 15 октября.
[5] Этотъ годъ считается и годомъ основанія монастыря, получившаго потомъ названіе Спасо-Евѳиміева. Онъ замѣчателенъ тѣмъ, что изъ суздальскихъ монастырей въ немъ первомъ введено было общежитіе.
[6] Въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ преподобный Евѳимій называется «спостникомъ и собесѣдникомъ» преподобному Сергію. Минея за апрѣль мѣсяцъ 1625 г.
[7] Преподобный Евѳимій окончался 1 апрѣля 1405 года, около 90 лѣтъ отъ роду.
[8] Чрезъ столѣтіе послѣ кончины преподобнаго, въ 1507 году 7 іюня, при копаніи рва для построенія вмѣсто сгорѣвшаго въ 1491 году Преображенокаго храма новаго храма обрѣтены были мощи его и оказались нетлѣнными: «лице было свѣтлое и ризы, какъ вчера одѣтыя».

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга восьмая: Мѣсяцъ Апрѣль.. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 25-30.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0