Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 26 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Д. И. Протопоповъ.
Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію,
южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи.

Мѣсяцъ Октябрь.
День двадцать восьмой.

Священномуч. Неофита, еп. Урбнисскаго.

Въ такое-то время халифъ Мумлій, властитель Аравіи, Сиріи и Мидіи, желая покорить себѣ и сѣверныя страны, т. е. Кавказскій перешеекъ, послалъ для этой цѣли въ Грузію огромное войско, подъ начальствомъ своихъ полководцевъ — Омара и Бурула, подъ главнымъ предводительствомъ султана Ахмета. Огромное войско халифа скоро достигло предѣловъ Грузинскаго царства, разграбивъ и уничтоживъ все на пути и оставивъ по себѣ груды развалинъ. Пройдя юго-западныя провинціи Грузіи, оно расположилось лагеремъ въ средней Карталиніи, при сліяніи двухъ рѣкъ Куры и притока ея — большой Ліахвы, въ нынѣшнемъ городѣ Гори. Изъ этого лагеря высылались отряды для разоренія и опустошенія селъ и городовъ.

Проходя однажды по правому берегу Куры, противъ монастыря св. Шіо, магометанское войско замѣтило на противуположномъ берегу рѣки, въ горахъ Саркинетскихъ, монастырскую ограду, высѣченныя въ горѣ иноческія келліи и посреди обители храмъ. Увидѣвъ красивый монастырь, оба полководца, обратясь другъ къ другу, сказали: «стыдно будетъ силѣ нашей и повинны будемъ предъ султаномъ нашимъ, если не разрушимъ эту обитель и не воспользуемся ея богатствомъ». Сказавши это, полководцы пожелали сначала лично осмотрѣть обитель и, сѣвъ на коней и взявъ съ собой проводниковъ, хотѣли переправиться чрезъ рѣку въ бродъ; но быстрое русло рѣки удержало ихъ отъ такого намѣренія. Вернувшись назадъ, полководцы спросили нѣкоторыхъ грузинъ, хорошо знающихъ эту мѣстность, о виднѣвшихся на противуположной сторонѣ пещерахъ и зданіяхъ и ихъ обитателяхъ. Грузины отвѣчали, что это — обитель святаго и блаженнаго Шіо, и въ ней живутъ служители Господа, которые, вступивъ въ эту обитель, оставили міръ и все мірское, проводятъ постническую и дѣвственную жизнь и живутъ въ этихъ не гостепріимныхъ горахъ ради спасенія души. Услышавъ это, магометане удивились и оставили въ покоѣ мирныхъ насельниковъ обители. Но главнокомандующій Ахматъ чрезъ нѣсколько времени послалъ къ инокамъ обители вождя Омара, со множествомъ даровъ для монастыря. Онъ послалъ алву [1], золота, одинъ возъ ладону и воску, и просилъ чрезъ Омара иноковъ помолиться за него Богу и принять отъ него присланные имъ дары, а алву поставить у гроба св. Шіо и воскурить предъ нимъ присланный ѳиміамъ. Омаръ отправился, пославъ предъ собою воина извѣстить братію о своемъ приходѣ и передать имъ, чтобы они не безпокоились и не боялись его прихода, такъ какъ онъ идетъ утѣшить ихъ и служить имъ, а не причинять имъ зла. Посолъ отправился впередъ, а, спустя немного, отправился и самъ Омаръ.

Когда онъ подъѣзжалъ къ монастырскимъ воротамъ, то пораженъ былъ необыкновеннымъ зрѣлищемъ. Онъ увидѣлъ безчисленное множество небесныхъ силъ, парящихъ въ воздухѣ, и посреди ихъ одного инока, маститаго старца, съ большою сѣдою бородою, окруженнаго ослѣпительнымъ блескомъ. Это необыкновенное видѣніе испугало Омара и привело его въ страшное недоумѣніе. Однако Омаръ вступилъ въ обитель и передалъ инокамъ присланные дары. Но здѣсь Омара поразило еще другое явленіе: онъ увидѣлъ предъ собою безчисленныхъ иноковъ, подобныхъ небеснымъ ангеламъ въ человѣческомъ тѣлѣ; удивили Омара и бѣдность иноковъ, ихъ нищета, власяница, скромное обращеніе и ихъ необыкновенное смиреніе. Пораженный всѣмъ этимъ, Омаръ спросилъ: «святіи Божіи, чего бояться вамъ людей, когда я вижу, что васъ охраняетъ безчисленное множество небесныхъ воиновъ, которые парятъ надъ вами въ воздухѣ, имѣя среди себя одного маститаго старца, съ весьма длинною сѣдою бородою и волосами, благолѣпіе и красоту котораго я не въ состояній передать вамъ? я увѣренъ, что тѣ воины, парящіе въ воздухѣ надъ вашею обителью, суть ангелы Божіи, а инокъ тотъ — вашъ настоятель». Услышавъ отъ варвара эти слова, братія прославила Бога, избавившаго обитель Свою отъ агарянъ, молитвами раба Своего св. Шіо. Затѣмъ Омаръ сказалъ братіи: «если будетъ у меня свободное время, я приду къ вамъ, приму святое крещеніе и сдѣлаюсь христіаниномъ; приму иночество и останусь съ вами до самой смерти». Послѣ этого Омаръ оставилъ обитель съ миромъ, унося съ собой желаніе быть рабомъ нашего Искупителя.

Дивенъ Богъ, творяй чудеса и знаменія Единъ! Онъ превращаетъ мысленнаго волка въ незлобную овцу и теперь Онъ гонителя, подобно Савлу (ап. Павлу), превратилъ въ своего исповѣдника. — Омаръ чувствуетъ сильное влеченіе къ инокамъ, находитъ удобное время, беретъ съ собою двухъ самыхъ близкихъ и вѣрныхъ слугъ, оставляетъ лагерь безбожниковъ и спѣшитъ въ обитель Шіо. Тамъ находитъ онъ ликъ безчисленныхъ земныхъ ангеловъ, которые наставляютъ его, приводятъ ко Христу и утверждаютъ въ святой христіанской вѣрѣ. Въ этой обители Омаръ принимаетъ святое крещеніе, возрождается духовно и получаетъ новое имя Неофита. Вмѣстѣ съ Омаромъ получаютъ крещеніе и оба вѣрные его слуги. Одинъ крещается подъ именемъ Христодула, а другой — Христофора. Но Неофитъ не довольствовался только принятіемъ святаго крещенія; онъ хочетъ бóльшихъ подвиговъ, отрекается отъ міра, чтобы свѣтить ему своими подвигами и свидѣтельствовать истину предъ врагами святой вѣры. Для этого онъ доблестно вооружается всѣми подвигами иноческой жизни — терпѣніемъ и дѣвственною жизнію, и скоро дѣлается украшеніемъ обители, будучи возведенъ въ настоятеля послѣ смерти св. Евагрія, превосходя всѣхъ иноковъ строгостію своей жизни. — Жители окрестныхъ селъ и столичнаго города Мцхета скоро узнали о высокихъ подвигахъ Неофита и искренно радовались его равноангельской жизни.

Между тѣмъ въ это время, за смертію епископа урбнисскаго, каѳедра эта оставалась свободною, и католикосъ Самуилъ, наслышанный о подвигахъ Неофита, вызвалъ его изъ обители и возвелъ на упомянутую каѳедру.

Сдѣлавшись епископомъ, Неофитъ богобоязненно и твердо проходитъ это великое поприще служенія Христовой церкви, вступивъ въ борьбу съ огнепоклонниками. Силою святаго Евангелія очищаетъ онъ ввѣренную ему паству, поколебленную безбожными врагами, утверждаетъ ее, насаждаетъ въ ней духъ твердости и терпѣнія, и содѣлываетъ ее истинно-христіанскою. Враги христіанства не могли равнодушно смотрѣть на дѣла достохвальнаго Неофита и искали только удобнаго случая умертвить его и разрушить его дѣло. Не разъ подсылали они къ нему убійцъ; но всѣ ихъ усилія долго оставались напрасными. Наконецъ они рѣшили схватить его въ храмѣ [2], куда каждодневно ходилъ онъ на молитву и гдѣ часто разсказывалъ про св. первомученика Стефана, прославляя его любовь ко Христу и его подвиги и ублажая его кончину. Проповѣдь Неофита слышали и замышлявшіе погубить его; и вотъ они вознамѣрились умертвить Неофита такъ же, какъ когда-то умерщвленъ былъ іудеями св. первомученикъ Стефанъ. т. е. побить его камнями. Скоро выбрали они удобный случай для приведенія въ исполненіе такого своего намѣренія. Но, опасаясь схватить святителя во храмѣ, какъ предполагали ранѣе, они ворвались къ нему въ домъ, застали его на обычной молитвѣ, связали его и послѣ жестокихъ побоевъ повлекли на условленное заранѣе мѣсто, нанося и во время шествія жестокіе побои. Притащивъ его такимъ образомъ на мѣсто казни, они и здѣсь сначала безпощадно били святителя, ногами, потомъ стали бросать въ него камнями, разбивая все его тѣло. Во время этой жестокой и мучительной казни святой молился; но не долго продолжались его страданія: скоро онъ совершенно былъ забросанъ камнями и побитъ, подобно св. первомученику Стефану. Это было при католикосѣ Самуилѣ II. Не долго спустя послѣ смерти священномученика, тѣло его перенесено было въ Шіомгвимскую обитель и положено подъ престоломъ соборнаго храма, гдѣ почиваетъ оно и до настоящаго времени. Бывшіе слуги Омара, блаженные иноки Христодулъ и Христофоръ, подобно своему господину, украсились въ обители св. Шіо великими подвигами иночества. Христофоръ, прославившійся даже даромъ чудотворенія, былъ избранъ всею братіею настоятелемъ обители, послѣ смерти блаженнаго настоятеля обители, Иларіона. Скончался св. Христофоръ въ глубокой старости, достигнувъ ста сорока пяти лѣтъ (Жизн. свв. грузин. церк. Сабинина. Житія свв. Муравьева.)

Примѣчанія:
[1] Алва — сдѣланная изъ алавастра (алабастра — бѣлаго камня) ваза, подсвѣчникъ, курильница.
[2] Епископскій соборный храмъ въ городѣ Урбниссѣ основанъ въ честь св. первомуч. Стефана царемъ Бакаромъ, сыномъ Миріана. При Вахтангѣ Гургасланѣ здѣсь открыта была епископія, существовавшая до начала XIX вѣка. По другимъ извѣстіямъ, епископскій храмъ въ Урбниссѣ основанъ св. Ѳаддеемъ Степандцминскимъ, ученикомъ св. преп. отца нашего Іоанна Зедазнійскаго.

Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи. — Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе книгопродавца Д. И. Прѣснова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 435-441.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0