Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 22 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Д. И. Протопоповъ.
Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію,
южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи.

Мѣсяцъ Октябрь.
День второй.

Свв. мучч. Аргветскихъ князей Давида и Константина.

Во время ихъ правленія на страну Аргветскую напалъ съ своими полчищами племянникъ Магомета Мурванъ Глухой. Святые братья укрѣпляли свое войско надеждою на помощь Божію. Мужественно встрѣтили христіане передовое войско Мурвана и разбили его. Узнавъ объ этомъ пораженіи, Мурванъ въ страшномъ гнѣвѣ ударилъ себя въ щеку и въ негодованіи воскликнулъ: «что это за люди, которые осмѣлились противиться волѣ великаго Магомета, дяди моего, и дерзнули воевать со мной?» Вслѣдъ за этимъ онъ отдалъ приказаніе снова сдѣлать вторженіе въ Аргветскую страну и, во что-бы то ни стало, покорить ее. Тогда арабскія войска Мурвана съ ожесточеніемъ ворвались во владѣнія святыхъ братьевъ и разгромили страну ихъ. Одни изъ жителей были убиты, другіе захвачены въ плѣнъ. Въ числѣ плѣнныхъ были и святые князья. Съ гнѣвомъ и насмѣшкою встрѣтилъ ихъ Мурванъ. «Какъ вы смѣли стать противъ меня?! Развѣ вы не знали, что я племянникъ великаго пророка Магомета, закону котораго слѣдуютъ вся Аравія и Персія? Я собственною силою подчинилъ себѣ всѣ страны отъ западнаго моря до востока!» Св. мученики на это кротко отвѣчали: «смѣхъ твой надъ нами и твоя гордость намъ кажутся тщетными и суетными. Жизнь твоя временна и слава твоя скоротечна; вѣтромъ она будетъ разсѣяна. Не потому тебѣ давались побѣды, что ты достоинъ того, но Богъ покаралъ насъ за наши грѣхи, ибо мы преступили заповѣдь Его, и Имъ опредѣлено было, чтобы ты владѣлъ нами, чтобы мы наказаны были твоею беззаконною и нечестивою рукою. Твой же дядя, которымъ ты хвалишься (напрасны надежды твои на него!), какъ намъ извѣстно, былъ лжецъ и обманщикъ, губитель всего твоего племени». Когда Мурванъ услышалъ этотъ отвѣтъ, то пришелъ въ необычайную ярость и приказалъ предстоящимъ бить святыхъ по лицу и безпощадно избить палками. Приказаніе тирана приведено было въ исполненіе, но святые мученики оставались непреклонны. Тогда Мурванъ задумалъ хитрою лестью склонить ихъ къ магометанству. «Слышалъ я отъ моихъ военачальниковъ о тебѣ, — говорилъ онъ св. Давиду, — что ты разумный начальникъ сей страны и искусный полководецъ на войнѣ; теперь послушай меня и добраго совѣта моего: оставь напрасное и безцѣльное твое мудрствованіе и слѣдуй закону Магомета, дяди моего. За это я тебя поставлю начальникомъ Персіи. А тебѣ, Константинъ — сказалъ онъ, обращаясь къ младшему брату, окажу большую почесть: ты будешь находиться всегда при мнѣ во время возсѣданія моего на престолѣ моемъ, ты будешь жить въ моемъ дворцѣ, ликовать и наслаждаться благами вмѣстѣ съ моими вельможами. Когда тиранъ окончилъ свою рѣчь, св. Давидъ, перекрестивъ свое лицо, отвѣчалъ: «не будетъ этого во вѣкъ, злой тиранъ, чтобы мы оставили свѣтъ истины и послѣдовали адскому и льстивому совѣту твоему! Богъ призвалъ насъ къ Своему свѣту; Онъ Соприсносущнаго Сына Своего послалъ на землю для спасенія нашего; Сынъ, принявъ плоть и оставшись вмѣстѣ съ тѣмъ неизмѣненъ Божествомъ, исполнилъ все, чтó было отъ вѣка предсказано о Немъ, т. е. умеръ на крестѣ, былъ погребенъ и въ третій день воскресъ, вознесся опять къ Отцу Своему и пріидетъ снова со славою многою судить живыхъ и мертвыхъ. Онъ послалъ Своихъ учениковъ по всей вселенной проповѣдывать Божественное ученіе, дабы спасти людей отъ работы идольскія. Къ намъ были присланы двое изъ главныхъ учениковъ Его, великій Андрей и славный Симонъ Кананитъ; они проповѣдывали въ нашемъ отечествѣ пришествіе Христово и всѣ, внявъ ихъ благовѣствованію, прекратили идолослуженіе и сдѣлались вѣрными Христу Богу, и мы, просвѣщенные св. крещеніемъ, никогда не станемъ слѣдовать другому какому-нибудь закону новоизмышленному, кромѣ закона Господа и Спаса нашего Іисуса Христа, и готовы за имя Его принять все: біеніе, всякаго рода мученія, огонь, воду, мечъ и наконецъ самую смерть! Это наша истинная христіанская вѣра, которую мы исповѣдуемъ и отъ которой не отречемся во вѣки». Св. Константинъ своими словами тоже посрамилъ тирана: «никогда не будетъ того, чтобы я послушался твоего беззаконнаго приказанія, — сказалъ онъ, — но, какъ старшій мой братъ Давидъ свидѣтельствовалъ тебѣ о всемъ, такъ и я исповѣдую, ибо мы одному закону и одной вѣрѣ научены, — вѣрѣ во Христа, и я вѣрую въ истиннаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа и въ исповѣданіи семъ готовъ умереть». Тогда пришедши въ страшное негодованіе, Мурванъ призвалъ палачей своихъ и приказалъ имъ въ продолженіе цѣлыхъ десяти дней не давать мученикамъ ни ѣсть, ни пить и во все это время безъ пощады мучить. Онъ думалъ, что тѣлесное нзнеможеніе и ужасныя муки заставятъ наконецъ святыхъ братьевъ отречься отъ Христа. Но всѣ усилія мучителей были тщетны. Мужественно переносили святые братья всѣ лишенія и всѣ жестокія пытки. Тогда Мурванъ опять обратился къ лести и лукавству. Онъ послалъ къ мученикамъ своихъ волхвовъ и законниковъ. Посланные, обратясь къ святымъ страдальцамъ, лукаво говорили имъ: «обладатель всей Персіи и Аравіи Мурванъ послалъ насъ къ вамъ; и мы думаемъ, что вы, по благоразумію вашему, послѣ такихъ мученій, изберете лучшее вмѣсто худшаго, и потому теперь скажите надлежащее слово и не раздражайте величество государя, не губите вашей цвѣтущей юности ради одного осужденнаго на тяжкія мученія и убіеннаго человѣка (этими словами они указывали на Іисуса Христа), но скорѣе послушайтесь добраго совѣта нашего, покоритесь закону великаго посланника Магомета и вы всегда съ нами будете наслаждаться счастіемъ; жалѣемъ мы юность вашу и уважаемъ мы доблести ваши и потому совѣтуемъ вамъ исполнить желаніе великаго государя, который далъ вамъ довольно времени для размышленія; примите княжескую одежду и драгоцѣнные подарки, которыми царь награждаетъ васъ въ увѣренности, что вы согласитесь принять законъ Магомета». Такою хитростію старались они отвратить святыхъ мучениковъ отъ христіанской вѣры.

Посмотрѣвши на нихъ, непобѣдимые мученики сказали: «неразумные посланники льстиваго Мурвана, не прельстятъ насъ безумныя слова ваши. Передайте хитрому и лукавому нечестивцу, который послалъ васъ, что мы остаемся при первомъ исповѣданіи нашемъ, что ни слава человѣческая, ни болѣзнь, ни муки, даже горькая смерть — не могутъ разлучить насъ отъ любви и вѣры Христовой; мы готовы на все; слава и честь, вами обѣщанныя, ненавистны и гнусны намъ; упованіе наше есть Господь Іисусъ Христосъ; за Него мы умремъ». Посланные возвратились и сказали Мурвану, что мученики остаются тверды и непоколебимы въ своемъ исповѣданіи. Тогда тиранъ приказалъ палачамъ повѣсить святыхъ страдальцевъ внизъ головою и немилосердно бить ихъ палками, послѣ приказано было надѣть на шею святымъ братьямъ большіе камни и, связавъ имъ руки и ноги, бросить мучениковъ въ рѣку. Повелѣніе тирана было исполнено. Предъ своею кончиною святые мученики обратились къ Богу съ горячею молитвою: «Господи Іисусе Христе, Сыне Божій! Какъ Ты внималъ прежде моленіямъ нашимъ и удостоилъ насъ пострадать за великое и святое имя Твое, такъ и нынѣ услыши молитвы рабовъ Твоихъ: Ты вѣдаешь, что мы сохранили нашу плоть въ чистотѣ и цѣломудріи: сохрани-же, и по смерти нашей, тѣлá наши нетлѣнными и нерушимыми, чтобы чрезъ нихъ прославилось Твое всесвятое имя, чтобы онѣ были цѣлительными во всякихъ болѣзняхъ и немощахъ. Даруй, Боже, тѣмъ, которые будутъ обращаться къ намъ скорую милость и отпущеніе грѣховъ». Потомъ, изобразивъ на себѣ крестное знаменіе, сказали: «Господи Іисусе Христе, Боже нашъ! въ руцѣ Твои предаемъ души наши, аминь». Послѣ этого они были брошены въ рѣку.

Тѣла святыхъ братьевъ, по повелѣнію Божію, были вынуты изъ воды и одними благочестивыми христіанами принесены на гору Цхалъ-Цители, на которой была выстроена часть города Кутаиса, разрушеннаго Мурваномъ. Въ этомъ городѣ, при одной разрушенной церкви, нашлась катакомба (или погребальная пещера), въ которой не былъ еще положенъ никто; въ этой пещерѣ положили святыя мощи. Тамъ онѣ оставались неоткрытыми и никому неявленными до великаго царя Баграта IV Багратіона (1027-1072). Этотъ царь, найдя дорогую святыню эту, возобновилъ храмъ и при храмѣ устроилъ обитель, и когда привелъ все въ порядокъ, тогда съ великою честію перенесъ въ новую церковь останки святыхъ мучениковъ и положилъ ихъ въ новоустроенной ракѣ. И до нынѣ мощи святыхъ мучениковъ князей Давида и Константина открыто почиваютъ въ одномъ гробѣ совершенно цѣлыя и невредимыя видимо для всѣхъ, какъ того просили они у Бога, и подаютъ всякаго рода исцѣленія приходящимъ къ нимъ съ вѣрою и любовію. Святые братья пострадали въ 730 году по Рождествѣ Христовѣ. (Полн. жизнеопис. свв. груз. церкви Сабинина, ч. 1. стр. 154-165).

Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи. — Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе книгопродавца Д. И. Прѣснова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 39-44.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0