Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Д. И. Протопоповъ.
Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію,
южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи.

Мѣсяцъ Октябрь.
День первый.

Воспоминаніе явленія чудесно воздвигнутаго столпа во времена равноапостольныя Нины и подъ нимъ сокрытаго хитона Господня въ г. Мцхетѣ.

Въ Грузіи было преданіе, что въ городѣ Мцхетѣ въ царскомъ саду подъ большимъ кедромъ сокрытъ хитонъ Господень. Вотъ что объ этомъ говоритъ одинъ еврейскій первосвященникъ по имени Авіафаръ, жившій въ г. Мцхетѣ: «я, Авіафаръ, разскажу вамъ повѣствованіе, которое узналъ я и слышалъ отъ родителей моихъ, а тѣ въ свою очередь слышали отъ родителей и дѣдовъ своихъ, и о которомъ я знаю также изъ писемъ, присланныхъ къ намъ изъ Іерусалима. Когда царствовалъ Иродъ въ Іерусалимѣ, пришло къ намъ извѣстіе, что персы плѣнили св. градъ; вслѣдствіе чего были плачъ и скорбь карталинскихъ евреевъ, живущихъ въ Мцхетѣ.

Услышавъ о такомъ поразительномъ происшествіи въ ихъ отечествѣ, они собрались идти для подачи помощи городу Іерусалиму. Но чрезъ нѣсколько времени пришла другая вѣсть, что персы не покорить пришли Іерусалимъ оружіемъ, а принесли золото царское, цѣлительную смирну и благовонный ладонъ и искали отрока мужескаго пола, рожденнаго отъ племени Давидова, отъ одной только жены (т. е. безмужной жены), и Котораго они называли царемъ Іудейскимъ; нашли Его въ городѣ Виѳлеемѣ, въ одномъ убогомъ домѣ, и принесли ему вышесказанные дары, а за тѣмъ мирно же отправились восвояси. Отъ этой вѣсти была великая радость между евреями карталинскими. По прошествіи тридцати лѣтъ, прадѣдъ мой Эліозъ получилъ отъ іерусалимскаго первосвященника Анны письмо слѣдующаго содержанія: «Тотъ, для Котораго персидскіе цари пришли съ дарами, выросъ, достигъ въ мѣру возраста и именуетъ себя Сыномъ Божіимъ; поэтому приходите теперь видѣть смерть Его, которую Онъ заслужилъ по закону Моѵсееву». Когда прадѣдъ мой Эліозъ, человѣкъ довольно старый, имѣвшій въ живыхъ мать, которая происходила отъ рода первосвященника Иліи и сестру — Сидонію, собрался ѣхать, то мать его сказала, обратившись къ нему: «иди, чадо мое, на призывъ царскій для исполненія законнаго порядка; но только умоляю тебя — не присоединяйся къ замыслу враговъ Того, Котораго вознамѣрились убить; ибо Онъ есть слово пророковъ, притча премудрыхъ, таинство, сокрытое отъ начала вѣковъ, свѣтъ языковъ и жизнь вѣчная». Послѣ этого наставленія Эліозъ отправился въ Іерусалимъ, сопровождаемый Лонгиномъ Каренійскимъ и множествомъ другихъ. По прибытіи въ Іерусалимъ, всѣ они были зрителями распятія Господа. Въ то же время, когда исполнитель казни ударами желѣзнаго молота прибивалъ гвоздями Господа ко кресту, то мать Эліоза, бывшая въ Мцхетѣ, вдругъ услышала ударъ этого молотка и, содрогнувшись отъ страха, закричала громкимъ голосомъ, говоря: «прощай царство Израилево, ибо предали смерти Спасителя и Избавителя народа твоего, который отнынѣ будетъ повиненъ въ крови Создателя и Господа своего. Горе мнѣ, что я не умерла прежде этого времени: смерть избавила бы меня отъ этого страшнаго слуха; итакъ я не увижу на землѣ свѣта языковъ и славу Израиля». — Сказавши это, она тотчасъ же скончалась. Хитонъ же Господень, о которомъ распинатели метнули жребій, достался мцхетскимъ евреямъ, и Эліозъ привезъ его съ собою въ Мцхетъ. Со слезами встрѣтила Эліоза сестра его, и обнимая брата своего, привѣтствовала его съ благополучнымъ возвращеніемъ и объявила ему о смерти матери. При этомъ Эліозъ отдалъ хитонъ Господень сестрѣ своей, и Сидонія, принявъ его въ свои объятія, тутъ же скончалась. И безъ того удрученная смертію своей матери, она съ ужасомъ услыхала о смерти Христа Бога и о томъ, что братъ ея былъ свидѣтелемъ пролитія неповинной крови Іисуса вмѣстѣ съ Его врагами, и — вотъ жизнь мгновенно оставляетъ ее. Городъ Мцхетъ пораженъ былъ этимъ необычайнымъ явленіемъ; удивленъ былъ и самъ великій царь Адеркій (современникъ Христа, ум. въ 60 г. по Р. X.) и всѣ его вельможи. Адеркій пожелалъ видѣть умершую св. Сидонію и приросшій къ тѣлу ея божественный хитонъ. Удивленный и объятый страхомъ и ужасомъ, царь хотѣлъ было взять его изъ рукъ умершей, но послѣ тщетныхъ усилій онъ вынужденъ былъ оставить свое намѣреніе: дѣвица какъ бы съ большою силою прижала его въ свои объятія. Чрезъ нѣсколько времени Эліозъ похоронилъ сестру свою, а вмѣстѣ съ ней и хитонъ Господа и сдѣлалъ это съ такой тайной, что и до сего времени никому неизвѣстно, мѣсто погребенія св. Сидоніи. Нѣкоторые, впрочемъ, думаютъ, что Эліозъ похоронилъ сестру свою у кедра, растущаго посреди царскаго сада; но насколько это вѣрно, я не знаю. Часто просила меня св. Нина, чтобы я подробно узналъ отъ отца моего, о мѣстѣ, гдѣ хранится божествениый хитонъ Господень. На мои разспросы объ этомъ, и отецъ мой отвѣчалъ тоже, что говорили другіе, именно, что хитонъ хранится подъ кедромъ, гдѣ народъ такъ часто возсылаетъ свои хвалы Господу; мѣсто то воистинну мѣсто видимой лѣстницы Іакова, касающейся до небесъ». Такъ разсказываетъ о хитонѣ Господнемъ первосвященникъ Авіафаръ.

Долго спустя послѣ разсказаннаго событія, правнукъ Адеркія, царь Амзаэль, въ 88 г. по Р. X. употребилъ много усилій къ розысканію хитона Господня, но всѣ усилія его не привели къ желанной цѣли. На всѣ вопросы онъ узналъ тоже самое, что передаетъ первосвященникъ Авіафаръ.

Св. Нина жила въ кущѣ, устроенной въ царскомъ саду, среди котораго стоялъ тотъ вѣтвистый кедръ, который, по преданію, сокрылъ подъ собою хитонъ Господень. Разъ, послѣ обычной молитвы, она задремавши увидала сонъ, который потомъ повторялся ей нѣсколько разъ. Во снѣ ей представилось, что откуда-то налетѣло множество черныхъ птицъ, направившихъ полетъ свой къ рѣкѣ Арагвѣ; долетѣвши до рѣки, онѣ опустились къ берегамъ ея и начали купаться въ водѣ. Не много спустя, онѣ снова поднялись на воздухъ, но уже убѣленныя, какъ снѣгъ, и полетѣли въ царскій садъ. Здѣсь, помѣстившись на вѣтвяхъ деревьевъ, онѣ оглашали окрестность сада райскимъ пѣніемъ. — Св. Нина разсказала свой сонъ ученицѣ своей Сидоніи, дочери Авіафара. Сидонія отвѣчала ей: — «странница и пришелица въ странѣ нашей, но вмѣстѣ съ тѣмъ избавившая насъ отъ вѣчнаго плѣна грѣховнаго проповѣдію твоею! Ты слышала и знаешь всю печальную повѣсть о томъ, какъ дѣйствовали наши отцы противъ Небеснаго того Человѣка; какъ несправедливо возненавидѣли Его; какъ напрасно и беззаконно пролили кровь Его, какъ они чрезъ это были посрамлены и разсѣяны по всему міру; знаешь, какъ уничтожилось царство ихъ, и отнято отъ рукъ ихъ святилище Божіе, и дано народу чуждому, и какъ этотъ-то чуждый народъ наслѣдовалъ призваніе Божіе и воспріялъ славу евреевъ. Іерусалиме, Іерусалиме, (въ восторгѣ продолжала Сидонія), — ты широко раскидываешь крылья свои и собираешь къ себѣ всѣ народы со всѣхъ концовъ вселенной. Вотъ и сюда пришедшая отъ тебя жена сія (указываетъ на св. Нину) измѣнитъ обычаи и законъ этой страны». — Затѣмъ, смотря на св. Нину, Сидонія заключила: «твой сонъ знаменуетъ то, что мѣсто это будетъ превращено тобою въ духовный садъ, который будетъ приносить божественные плоды во вѣки».

Сонъ святой скоро оправдался: Грузинскій царь Миріанъ, который прежде колебался между христіанской вѣрой и религіею языческой, вскорѣ со всѣмъ своимъ народомъ принялъ св. крещеніе.

Слѣдующій случай между прочимъ побудилъ къ этому царя. Однажды въ лѣтній день царь охотился съ своими приближенными въ Мухранской сторонѣ, недалеко отъ Тифлиса. Невидимый духъ злобы овладѣлъ его сердцемъ и возбудилъ въ немъ ревность къ идолопоклонству. Вспомнивъ о своемъ прежнемъ усердіи къ богамъ и тяжело вздохнувъ, царь сказалъ своимъ приближеннымъ: «мы отъ боговъ нашихъ достойны всякой казни, потому что сдѣлались лѣнивыми въ исполненіи своихъ обязанностей по отношенію къ нимъ; мы навлекаемъ на себя страшный гнѣвъ великихъ боговъ нашихъ за то, что допустили чародѣевъ-христіанъ проповѣдывать въ землѣ нашей ихъ вѣру. Теперь я намѣренъ истребить мечемъ всѣхъ христіанъ, кланяющихся кресту; и затѣмъ мы усерднѣе примемся служить богамъ нашимъ Карталинскимъ. Я заставлю отречься отъ вѣры во Христа и супругу мою Нану; а если она этого не сдѣлаетъ, если не захочетъ оставить вѣры въ Распятаго на крестѣ; то она сдѣлается мнѣ ненавистна, и я погублю ее вмѣстѣ съ прочими христіанами». Собесѣдники царя, которые въ душѣ ненавидѣли христіанство, одобрили намѣреніе его. Объѣхавъ всю Мухранскую сторону, царь отправился затѣмъ на гору Тхоти (въ 20 в. отъ Мцхета). Когда онъ съ своими спутниками достигъ вершины горы, то вдругъ свѣтлый день превратился въ темную ночь. Охотники въ страхѣ разошлись въ разныя стороны. Блуждая по дубравѣ и потерявъ всякую надежду на спасеніе, царь обратился за помощію къ языческимъ богамъ. Но тщетны были всѣ мольбы его. Тогда глубоко задумался Миріанъ. «Вотъ», думалъ онъ, «сколько я ни призываю боговъ своихъ на помощь, но они остаются глухи къ моимъ воплямъ, и вотъ — я несчастный — погибаю. Отъ чего-же боги мои не слышатъ вопля растерзаннаго моего сердца? Я сейчасъ клялся служить имъ со всѣмъ усердіемъ и преданностью, какъ же они не хотятъ слушать преданнаго имъ раба? Ради ихъ я хочу обнажить мечь свой на христіанъ». Сказавши это, царь снова задумался. Тутъ онъ вспомнилъ о тѣхъ чудесахъ, которыя именемъ Христовымъ совершала св. Нина и, какъ бы пробужденный отъ глубокаго сна, громкимъ голосомъ воскликнулъ: «Боже Нины, разсѣй мракъ отъ очей моихъ, и я исповѣдую имя Твое; воздвигну древо креста и поклонюсь ему; построю Тебѣ домъ молитвы и буду послушнымъ рабомъ Тебѣ, и Твоей вѣрной ученицѣ — Нинѣ, пришедшей изъ Рима». Лишь только Миріанъ произнесъ эти словá, какъ темная ночь немедленно превратилась въ ясный день. Обрадованный царь поспѣшно слѣзъ съ коня, сталъ лицемъ къ востоку и, воздѣвъ руки къ небу, сказалъ: «Ты Богъ надъ всѣми богами и Господь всѣхъ господей! Боже, котораго проповѣдуетъ Нина! Славословимо имя Твое всѣми тварями поднебесными и всѣми живущими по всей землѣ. Ты избавилъ меня отъ смерти и разсѣялъ мракъ отъ очей моихъ; я узналъ теперь великую Твою благость ко мнѣ и сердце мое чувствуетъ отраду, утѣшеніе и Твое приближеніе ко мнѣ, Боже благословенный!» Въѣзжая въ городъ, царь громогласно взывалъ: «воздайте всѣ люди славу Богу Нины, ибо Онъ Богъ вѣковъ и Тому одному подобаетъ слава во вѣки». Подъѣхавъ къ кущѣ, гдѣ жила св. Нина, царь слѣзъ съ коня и, припавъ къ ногамъ святой, съ мольбою говорилъ: «удостой меня, о матерь моя, призывать имя Бога твоего и Спасителя моего!» Святая не могла удержать слезъ радости, плакалъ и царь съ царицею, плакалъ весь народъ. Умилительное было зрѣлище!

Слѣдующее чудесное событіе еще болѣе укрѣпило царя въ своемъ намѣреніи принять св. крещеніе. Миріанъ пожелалъ немедленно приступить къ построенію храма Божія. Царь спросилъ св. Нину о мѣстѣ для храма. Святая отвѣчала: «гдѣ угодно будетъ благочестивому желанію царскому». На это царь отвѣчалъ: «если ты предоставляешь моему желанію, то скажу тебѣ, что я люблю эту кущу твою; но люблю и свой садъ, полный прекрасными виноградниками и душистыми цвѣтами осѣянными величественнымъ кедромъ. Воистинну этотъ видимый и скоро преходящій садъ, — воскликнулъ Миріанъ, — измѣнится въ садъ духовный, возращающій плоды въ жизнь вѣчную; въ немъ мнѣ желательно было бы прежде всего выстроить домъ Божій для нашихъ молитвъ». Приступили къ работамъ. Такъ какъ мѣсто для постройки храма назначено было вокругъ кедра, то онъ и былъ срубленъ прежде всего. Изъ огромныхъ шести боковыхъ вѣтвей его, которыя окружали главный стволъ, сдѣлали шесть столбовъ, необходимыхъ для поддержки зданія деревяннаго храма. Главный же стволъ, который поражалъ всякаго своею громадностію, былъ назначенъ на средину храма для поддержанія купола. Устроили шесть столбовь, когда же начали ставить седьмой столбъ, то къ удивленію всѣхъ оказалось, что никакая сила человѣческая не могла сдвинуть его съ мѣста. Пришелъ царь со множествомъ народа, употреблены были въ дѣйствіе громадныя силы машинъ, но ничто не помогло: столбъ оставался неподвижно на своемъ мѣстѣ. Между тѣмъ наступилъ уже вечеръ; опечаленный царь возвратился домой, разошелся въ недоумѣніи и весь народъ. На зарѣ другаго дня св. Нина съ нѣкоторыми ученицами своими удостоилась чуднаго видѣнія. Вотъ разсказъ объ этомъ событіи, какъ передаетъ его одна изъ ученицъ св. Нины, Сидонія, дочь первосвященника Авіафара:

«Нѣкоторыя изъ ученицъ св. Нины задремали, а я, говоритъ Сидонія, — бодрствовала. Святая же Нина все время стояла на молитвѣ съ воздѣтыми къ небу руками. Тутъ предсталъ ей отрокъ, облеченный свѣтоноснымъ свѣтомъ, опоясанный огненнымъ плащемъ. Подойдя къ ней, онъ сказалъ тайно, на ухо, какія-то три слóва; святая Нина услышавши пала на землю и поклонилась ему. Потомъ отрокъ приблизился къ столбу, и, обнявъ его руками, поднялъ на воздухъ на значительную высоту. Удивленная этимъ дивнымъ знаменіемъ, — говоритъ Сидонія, — приблизилась я къ св. Нинѣ и спросила ее: «Госпоже моя, что это такое?» Св. Нина отвѣчала: «преклони голову твою къ землѣ»; я повиновалась. Чрезъ нѣсколько времени св. Нина встала съ земли, подняла также и меня, и мы отошли нѣсколько подальше отъ того мѣста. Стоя тутъ съ нѣкоторыми другими женщинами, мы видѣли, какъ этотъ столбъ, въ огненномъ видѣ, опустился внизъ и приблизился къ своему прежнему основанію и сталъ надъ прежнимъ пнемъ на высоту 12 локтей; потомъ столбъ этотъ по немногу то поднимался, то опускался къ своему основанію, изъ котораго, смотримъ, стало истекать благоухающее мѵро. Вставши по утру съ озабоченнымъ видомъ, Миріанъ взглянулъ въ окно на то мѣсто, гдѣ было назначено построеніе храма. Необыкновенное зрѣлище поразило его: онъ увидѣлъ необыкновенный свѣтъ, на подобіе молніи, достигающій отъ его сада до небесъ. Царь поспѣшилъ къ мѣсту этого чудеснаго знаменія, за нимъ послѣдовало множество придворныхъ, собрался и весь народъ, увидѣвши это необычайное явленіе. Взору присутствующихъ представлялось слѣдующее чудесное знаменіе: столбъ, блистая чуднымъ свѣтомъ, то спускался, то поднимался надъ мѣстомъ своего прежняго основанія; никѣмъ не поддерживаемый, становился прямо надъ своимъ основаніемъ на высоту 12 локтей. При этомъ изъ пня истекало благовонное мѵро. Необычайная радость и въ тоже время благоговѣйный страхъ объяли жителей Мцхета. Въ тоже время присутствіе Божіе было ознаменовано многими чудесами. — Одна мать принесла своего больнаго сына, который 8 лѣтъ лежалъ въ постели. Больной съ своею постелью былъ положенъ предъ свѣтоноснымъ столбомъ. При этомъ мать обратилась къ св. Нинѣ съ такими словами мольбы: «призри, Госпоже моя, на сына моего, приблизившагося уже къ смерти; знаю, что Богъ твой, Которому ты служишь и Котораго проповѣдуешь намъ, есть единый истинный Богъ». Тогда святая приложила свою руку къ столбу, а потомъ возложила ее на отрока и сказала матери: «если вѣруешь во Іисуса Христа, Сына Божія, принявшаго плоть для спасенія міра, то отнынѣ сила Его исцѣлитъ сына твоего». Когда мать сказала: «вѣрую во Іисуса Христа, Сына Божія», отрокъ сейчасъ же всталъ съ постели совершенно здоровымъ. — Одинъ слѣпорожденный еврей прикоснулся къ чудному столбу и тутъ же получилъ зрѣніе, славя и благодаря Бога. Много и другихъ чудесъ совершилось здѣсь. Явно было присутствіе Божіе. Тогда приступили къ постройкѣ храма, которая вскорѣ и была окончена.

Послѣ этого Миріанъ съ своимъ семействомъ принялъ св. крещеніе, крестились и вельможи, и весь народъ.

Сдѣлавшись христіаниномъ, царь пожелалъ получить болѣе подробныя свѣдѣнія о хитонѣ Господнемъ, о которомъ онъ прежде слыхалъ только немного, такъ какъ будучи язычникомъ, не могъ цѣнить достойно христіанской святыни. Призвавъ первосвященника Авіафара и другихъ евреевъ, онъ подробно распрашивалъ у нихъ о ризѣ Господней, и они подробно разсказали о ней все, что знали. Тогда царь, воздѣвъ свои руки къ небу, торжественно сказалъ: «Благословенъ еси, Господи Іисусе Христе, Сыне Бога Живаго! Ты изначала восхотѣлъ избавленія нашего отъ діавола и темныхъ мѣстъ, изволивъ Твоимъ смотрѣніемъ послать сюда хитонъ Твой Святой изъ Града Іерусалима чрезъ иноплеменныхъ намъ евреевъ, которые отверглись Божества Твоего».

Послѣ этого, по повелѣнію царя, начата была постройка другаго храма, на томъ мѣстѣ, гдѣ стояла куща св. Нины. Святая благодарила Бога: «Благословенъ Господь Іисусъ Христосъ — говорила святая и Отецъ Господа нашего, пославшій на землю съ высшихъ небесъ, съ державнаго престола Своего Слово Свое Святое, Которое сошло на землю, родилось воистинну отъ сѣмени Давидова, воплотилось отъ единой Жены Чистой, Непорочной и Святой, соблаговолившей послужить орудіемъ спасенія нашего, просвѣтило всѣхъ поднебесныхъ, спасло вѣрныхъ, родилось по подобію человѣка; Свѣтъ всяческихъ и образъ Божій принялъ крещеніе водою и Духомъ Святымъ, какъ человѣкъ, изволилъ принять распятіе, погребеніе и наконецъ въ третій день воскресъ, потомъ вознесся на небеса въ горнюю обитель Отца; Онъ пріидетъ опять со славою и Ему подобаетъ всякая честь и слава со Отцемъ и Святым Духомъ нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь». (Полн. жизнеопис. свв. груз. церкви Сабинина. Ч. 1, стр. 29-52.)

Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи. — Мѣсяцъ Октябрь. — Изданіе книгопродавца Д. И. Прѣснова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 20-30.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0