Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Д. И. Протопоповъ.
Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію,
южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи.

Мѣсяцъ Май.
День первый.

Преподобномучч. Евѳимія, Игнатія и Акакія.

Глубокая ночь. Невѣрные въ томъ домѣ, гдѣ жилъ Елевѳерій, спали крѣпкимъ сномъ. Кающійся грѣшникъ преклоняетъ колѣна и съ горькими слезами и съ воздѣтыми руками проситъ у Господа помощи скрыться отъ невѣрныхъ. По-утру, лишь только солнце начало разливать свои живительные лучи и золотить ими верхи горъ, Елевѳерій вышелъ изъ дома невѣрныхъ, никѣмъ незамѣченный, и поспѣшно отправился въ Константинополь, во дворецъ Россійскаго посольства, гдѣ онъ бывалъ нерѣдко, когда учился въ константинопольской школѣ. Изумились всѣ въ этомъ дворцѣ, увидѣвъ Елевѳерія въ турецкихъ одеждахъ. Елевѳерій со слезами разсказалъ русскимъ о своемъ преступномъ отреченіи отъ Христа и выразилъ пламенное желаніе скорѣе сбросить съ себя агарянскія одежды и идти на Аѳонскую гору. Русскіе тотчасъ сняли съ него турецкія одежды и надѣли христіанскія. Радуясь обращенію юноши къ свѣту Христовой вѣры, они составили по этому случаю нѣкоторый праздникъ, громко прославляя Бога, оказывающаго Свою дивную помощь въ обращеніи грѣшника. Вскорѣ нашелся корабль, который долженъ былъ плыть въ Стримонскій заливъ, оттуда — къ Аѳонской горѣ. Елевѳерій нанялъ это судно и прибылъ на немъ на Аѳонъ, къ лаврѣ св. Аѳанасія. Здѣсь встрѣтилъ онъ жившаго на покоѣ константинопольскаго патріарха Григорія и разсказалъ ему подробности своей жизни. Съ соболѣзнованіемъ выслушалъ патріархъ разсказъ Елевѳерія, удержалъ его при себѣ и назначилъ ему ходить каждый день къ благочестивому и опытному лаврскому духовнику Мелетію для слушанія умилостивительныхъ молитвъ, положенныхъ на этотъ случай Церковію. Чрезъ 40 дней Елевѳерій помазанъ былъ св. мѵромъ и принялъ прежнее наименованіе христіанина. Укрѣпившись духовно, Елевѳерій приходитъ въ скитъ св. Анны къ духовнику Василію и, пробывъ у него 20 дней въ трудахъ отшельническихъ, проситъ у него позволенія идти въ Константинополь, чтобы искупить тамъ свою вину мученическою смертію. Мудрый старецъ далъ ему такую заповѣдь: «Если тебя узнаютъ сами агаряне и будутъ тебя бить за то, что ты презрѣлъ Магометову вѣру, переноси терпѣливо всѣ страданія и радуйся этому. Самъ же безъ всякаго повода не подвергай себя опасности со стороны невѣрныхъ». Елевѳерій, явившись въ Константинополь, не былъ узнанъ никѣмъ изъ мусульманъ, хотя и видѣлся съ нѣкоторыми изъ нихъ, ему знакомыми. Въ печали отъ этой неудачи онъ уже хотѣлъ нарушить заповѣдь старца, но, одумавшись, возвратился на Святую Гору и поселился въ скиту Предтечи. Здѣсь онъ проводилъ свою жизнь въ постѣ, непрестанной молитвѣ, въ слезахъ и сокрушеніи о своихъ грѣхахъ, въ безмолвіи и смиреніи духа. Вступивъ на тернистый и суровый путь подвижничества и часто помышляя о мученичествѣ, Елевѳерій въ одну ночь видитъ сонное видѣніе, будто онъ, находясь внѣ своей келліи, весь былъ облитъ чрезвычайнымъ свѣтомъ отъ Креста, явившагося на небѣ. Близъ Креста сего замѣтилъ онъ нѣкоего прекраснаго юношу, который говорилъ ему: «Елевѳерій! вотъ орудіе, силою котораго великій Константинъ побѣдилъ враговъ своихъ; взявши его, теки и ты въ путь свой». Объ этомъ видѣніи Елевѳерій сообщилъ нѣкоторымъ благочестивымъ старцамъ, и тѣ сказали ему, что въ видѣніи Господь призываетъ его на подвигъ мученическій. Возрадовался Елевѳерій, что Самъ Богъ благословляетъ его на подвигъ мученичества, и рѣшилъ немедленно идти на этотъ подвигъ. Но прежде онъ принимаетъ монашество и вмѣстѣ съ нимъ новое имя, Евѳимія. Евѳимій удалялся со Святой Горы въ сопровожденіи многихъ отцевъ, которые одного желали и объ одномъ просили Бога, чтобы Евѳимій остался непоколебимымъ въ вѣрѣ до самой своей смерти. Послѣ многихъ бурь и бѣдъ на морѣ Евѳимій достигъ Констаитинополя. Здѣсь, снявъ съ себя свои одежды, онъ облекся въ заранѣе приготовленныя турецкія; затѣмъ, сотворивъ крестное знаменіе, съ крестомъ въ рукѣ, взятымъ имъ изъ скита Предтечи, отправился во дворецъ великаго визиря, предъ которымъ безбоязненно объявляетъ себя христіаниномъ. «Господинъ, — сказалъ онъ визирю, — я христіанинъ еще отъ предковъ; отецъ мой, мать моя и всѣ мои близкіе родственники также христіане. Эти одежды, которыя теперь ношу, далъ мнѣ ты; чтобы удостовѣрить тебя, что я христіанинъ, вотъ крестъ, который наша христіанская вѣра дала намъ въ истиннное орудіе противъ всѣхъ враговъ; а чтобы еще болѣе ты увѣрился въ сказанномъ мною, вотъ я попираю знаменіе безбожной и беззаконной вѣры твоей». Послѣ этихъ словъ онъ снимаетъ съ головы своей зеленую повязку, бросаетъ ее на землю и попираетъ ногами. Изумленный такимъ смѣлымъ поступкомъ юноши и почитая его нетрезвымъ, визирь приказалъ заключить Евѳимія въ темницу. Здѣсь турки забили ему ноги въ деревянныя колоды и наложили на него тяжелыя цѣпи. Черезъ нѣсколько часовъ визирь снова позвалъ къ себѣ Евѳимія и увѣщевалъ его отречься отъ Христа и принять магометанство, угрожая въ противномъ случаѣ предать его жестокимъ мукамъ. Но Евѳимій остался непреклоненъ. Разгнѣванный визирь приказалъ снова заключить его въ темницу и жестоко бить. Чрезъ три часа отъ начала истязаній, Евѳимій въ 3-й разъ представленъ былъ къ визирю на испытаніе. Не поколебавши и на этотъ разъ рѣшимости и твердости мыслей Евѳимія, онъ приказалъ отсѣчь ему голову. Необыкновенная радость и особенное веселіе отразились на лицѣ мученика при этомъ рѣшеніи. Когда достигъ онъ мѣста казни, то произнесъ о себѣ и о всемъ мірѣ пламенную молитву къ Господу. По окончаніи молитвы, св. мученикъ облобызалъ честный крестъ, который держалъ въ рукахъ, преклонилъ колѣна и главу свою со словами: «Господи! въ руцѣ Твои предаю духъ мой». Палачъ ударилъ Евѳимія въ голову, но не отсѣкши ее за одинъ разъ, заклалъ мученика, какъ овцу, въ горло. Такъ мужественный Евѳимій получилъ столь пламенно желаемую имъ блаженнуго кончину! Это было въ 1814 г., 22 марта. Честныя мощи его привезены были инокомъ Григоріемъ изъ Константинополя на Святую Гору и положены тамъ въ скиту Предтечи. При перенесеніи св. мощей на Аѳонъ, отъ нихъ совершалось множество чудесъ. (Аѳон. Пат. Ч. 2, стр. 190-213.) [1]


20 сентября 1814 г. Игнатій, напутствованный молитвами и благожеланіями скитской братіи, въ сопровожденіи благочестиваго инока Григорія, отправился въ Константинополь и остановился тамъ у одного благочестиваго христіанина Іоанна. Прежде шествія на подвигъ исповѣдничества Игнатій обратился съ пламенною молитвою къ Богоматери предъ чудотворною Ея иконою, находившеюся недалеко отъ дома Іоанна — въ домѣ нѣкоего благочестиваго христіанина. Игнатій со слезами умолялъ Владычицу, да утвердитъ Она его намѣреніе и благоустроитъ путь его къ мученичеству. И вотъ во время молитвы, въ полночь, внезапно отъ иконы отдѣлился свѣтлый вѣнецъ и почилъ на главѣ Игнатія. Ободренный и утѣшенный видѣніемъ, блаженный съ радостію отправился въ турецкое судилище. Вошедши туда, Игнатій обратился къ судьѣ съ такими словами: «Въ отрочествѣ своемъ я, принуждаемый вами, турками, далъ слово отречься святой моей вѣры; теперь пришелъ сюда взять это слово назадъ и проповѣдать предъ вами Христа моего Богомъ истиннымъ и Творцемъ всей твари». Окончивши рѣчь, Игнатій бросилъ на землю съ головы своей зеленую повязку, которую за нѣсколько дней предъ тѣмъ надѣлъ. Судья началъ убѣждать Игнатія отречься отъ Христовой вѣры и обѣщалъ ему за это жизнь, полную удовольствій; въ противномъ случаѣ угрожалъ лютою смертію. Но Игнатій продолжалъ безбоязненно исповѣдывать Христа и обличалъ ученіе Магомета, какъ нечестивое и бѣсовское. Тогда, по приказаніго судьи, святаго съ побоями отправили въ темницу, ноги его тамъ забили въ деревянныя колоды, а на шею наложили тяжелыя цѣпи. Но мужественный подвижникъ все переносилъ терпѣливо. Въ продолженіе двухъ дней судья неоднократно призывалъ его къ себѣ и убѣждалъ то угрозами, то ласками отречься отъ Христа. Наконецъ, видя непреклонность исповѣдника Христова, судья приказалъ удавить его. Слуги тотчасъ же повлекли св. Игнатія на мѣсто казни, гдѣ сначала задушили его, а потомъ повѣсили на деревѣ. Это было 8 октября 1814 года. Чрезъ три дня послѣ мученической кончины св. Игнатія сопровождавшій его инокъ Григорій купилъ за дорогую цѣну у палачей св. тѣло его и отправился съ нимъ на Святую Гору. При этомъ Григорій захватилъ и мощи св. муч. Евѳимія. Мощи обоихъ мучениковъ положены были въ новосозданномъ храмѣ при келліи старца Никифора (Аѳон. Пат. Ч. 2, стр. 214-222.)


Св. Акакій, въ мірѣ Аѳанасій, родился въ македонскомъ селеніи Неохори, близь г. Солуни, отъ благочестивыхъ и вмѣстѣ бѣдныхъ родителей. Не имѣя возможности въ этомъ селеніи пріобрѣтать даже необходимое для жизни, они переселились оттуда со всѣмъ своимъ семействомъ въ городъ Серезъ. Когда Аѳанасію исполнилось 9 лѣтъ, родители отдали его въ наученіе башмачному ремеслу. Но хозяинъ Аѳанасія оказался человѣкомъ жестокимъ; вмѣсто благоразумныхъ наставленій онъ ежедневно прибѣгалъ къ жестокимъ побоямъ. Не будучи въ состояніи переносить ихъ, Аѳанасій началъ помышлять о томъ, какъ бы освободиться отъ своего хозяина-мучителя. Однажды, въ великую пятницу, хозяинъ немилосердо избилъ Аѳанасія. Въ сильныхъ страданіяхъ отъ побоевъ Аѳанасій вышелъ изъ дома хозяина съ плачемъ и рыданіемъ и шелъ, самъ не зная куда. Дѣло было къ вечеру. На встрѣчу попались несчастному мальчику двѣ мусульманки. Замѣтивъ его плачущимъ, онѣ приласкали его, ввели въ свой домъ и накормили; затѣмъ онѣ предложили ему отречься отъ Христа и принять магометанство. Обласканный ими мальчикъ, чтобы избавиться отъ прежней несносной жизни, охотно согласился на предложеніе. Женщины тотчасъ отвели его къ хазнатари (хранителю султанскихъ сокровищъ) Юсуфу-бей. Тотъ поблагодарилъ женщинъ за такую услугу и немедленно совершилъ надъ мальчикомъ обрѣзаніе. Мальчикъ остался жить у хазнатари, который скоро усыновилъ его и съ этого времени питалъ къ нему нѣжную отеческую любовь, равно какъ и жена его. Весело жилось Аѳанасію въ домѣ богатаго мусульманина. Всѣ въ домѣ любили юношу и доставляли ему возможныя наслажденія и удовольствія. Аѳанасію исполнилось уже 18 лѣтъ. Въ это время госпожа его вмѣсто материнской любви почувствовала къ нему нечистое плотское влеченіе. Сначала она скрывала свою страсть къ нему, но наконецъ не выдержала себя и призналась юному Аѳанасію въ любви. Несмотря на девятилѣтнее пребываніе въ нечестивомъ домѣ, въ Аѳанасіи не угасъ еще страхъ Божій, и сердце его оставалось цѣломудреннымъ. Подобно цѣломудренному Іосифу онъ рѣшительно отказался отъ пагубнаго предложенія своей госпожи и отбѣжалъ отъ нея, оставивъ въ рукахъ ея свои одежды. Но посрамленная неистовая любовь всегда обращается въ ненависть и воспламеияется безумною местію; поэтому и посрамленная мусульманка рѣшилась непремѣнно отомстить невинному Аѳанасію, и употребила для того способъ, подобный способу египтянки (жены Пентефрія), т. е. оклеветала его передъ своимъ мужемъ въ томъ, что онъ хотѣлъ сдѣлать ей насиліе. Выслушавъ жалобу своей жены, хазнатари выгналъ Аѳанасія изъ дома, предоставивъ ему полную свободу идти, куда хочетъ. Аѳанасій тотчасъ же отправился къ своимъ родителямъ въ Солунь, куда они переселились изъ Сереза, послѣ того какъ получили непріятное извѣстіе объ обращеніи своего сына въ магометанство. Съ радостію приняли сына родители, особенно когда узнали, что онъ рѣшительно отказывается отъ магометанской вѣры и хочетъ быть опять христіаниномъ. Когда прошли первые дни радостнаго свиданія, мать Аѳанасія стала убѣждать своего сына отправиться на Аѳонъ, тамъ исповѣдать предъ духовными отцами свое паденіе и омыть его теплыми слезами. При этомъ она прибавила: «Прими во вниманіе, сынъ мой, и то, что какъ ты предъ безбожниками произвольно отрекся Іисуса Христа. Бога нашего, такъ подобаетъ тебѣ съ дерзновеніемъ и исповѣдать Его предъ ними и за любовь Его потерпѣть смерть, чтобы кровію своею загладить свое беззаконіе и быть сопричисленнымъ къ истиннымъ воинамъ Христовымъ». Вотъ истинно-благочестивая и чадолюбивая мать! Она не жалѣла тѣла своего сына, которое подлежитъ смерти и тлѣнію, но любила душу его безсмертную и нетлѣнную. Аѳанасій съ радостію принялъ предложеніе матери и безъ всякаго замедленія отправился на Святую Гору, гдѣ поселился въ Хиландарской обители. Пробывъ здѣсь довольно продолжительное время, онъ, по совѣту отцовъ этой обители, пошелъ въ Ксеновскій скитъ къ благочестивѣйшему духовнику Николаю. Духовникъ, выслушавъ отъ него подробную исповѣдь, прочиталъ надъ нимъ установленныя церковію умилостивительныя молитвы и помазалъ его святымъ мѵромъ. Послѣ сего Аѳанасій возвратился въ Хиландаръ, а черезъ годъ удалился въ Иверскую обитель. Здѣсь онъ услышалъ о недавно пострадавшихъ преподобномученикахъ Евѳиміи и Игнатіи, подвизавшихся въ скиту Предтечи подъ руководствомъ старца Никифора. Аѳанасій и самъ разжегся ревностію послѣдовать ихъ примѣру, для чего отправился къ наставнику ихъ, Никифору, которому послѣ искренней исповѣди во всѣхъ своихъ грѣхахъ объявилъ о своемъ намѣреніи пострадать за Христа. Духовникъ отдалъ его на испытаніе своему послушнику, старцу Акакію. Подъ его руководствомъ Аѳанасій началъ усердно подвизаться на трудныхъ стезяхъ аскетическихъ подвиговъ. Часто слезы ручьями текли изъ очей его при воспоминаніи объ отреченіи отъ Христа. Узнавъ обо всемъ этомъ, духовникъ постригъ Аѳанасія въ инока съ именемъ Акакія, а вскорѣ нашелъ его и способнымъ совершить трудный подвигъ мученичества. Тотъ же старецъ Григорій, который сопутствовалъ преподобномуч. Игнатію въ Константинополь, назначенъ былъ сопутствовать теперь и Акакію. Въ 1-й день мѣсяца апрѣля 1816 года они отправились въ путь на кораблѣ. Во время плаванія старецъ Григорій, замѣтивъ благочестіе шкипера, начальника корабля, и служащихъ на немъ, открылъ имъ тайно о намѣреніи Акакія и просилъ ихъ содѣйствія въ святомъ его дѣлѣ. Корабельщики съ радостію изъявили на то согласіе. По просьбѣ Григорія и Акакія, шкиперъ одѣлъ послѣдняго въ турецкія одежды, а братъ шкипера взялся его сопровождать къ визирю, такъ какъ самъ Акакій не зналъ туда дороги. Приплывъ къ Константинополю, Акакій со слезами простился съ Григоріемъ и направился съ своимъ путеводителемъ ко дворцу, гдѣ находится верховное оттаманское судилище. Близь дворца разстался съ Акакіемъ его вожатый. Мужественно и дерзновенно вошелъ Акакій внутрь крыльца этого судилища и прежде всего встрѣтилъ тамъ придверника визиря. Придверникъ спросилъ Акакія: кто онъ и за чѣмъ пришелъ? Акакій разсказалъ ему о своемъ отреченіи отъ вѣры Христовой въ девятилѣтнемъ возрастѣ, разсказалъ о своемъ происхожденіи, потомъ, исповѣдавъ предъ мусульманиномъ вѣру Христову, началъ обличать нечестіе вѣры мусульманской и называть Магомета лжецомъ и обманщикомъ. Въ доказательство же своего отреченія отъ магометанства снялъ съ головы своей зеленую повязку, бросилъ ее на землю и сталъ попирать ногами. Увидѣвъ такое поруганіе своей религіи, придверникъ началъ жестоко бить исповѣдника Христова. А такъ какъ время не позволяло представить его тогда же къ визирю, то, заковавъ его въ цѣпи, отправилъ до вечера въ темницу. Въ тотъ же день вечеромъ привели Акакія въ судилище. Сначала ласками и обѣщаніями всевозможвыхъ благъ судьи склоняли его къ отреченію отъ Христа. Но когда увидѣли его твердымъ въ своемъ исповѣданіи, приступили къ пыткамъ, послѣ которыхъ снова заключили его въ темницу. На другой день мученика опять привели въ судилище и снова ласками и обѣщаніями соблазняли его. Не успѣвъ и на этотъ разъ, визирь приказалъ отвести его, какъ преступника, къ одному жестокому городскому судьѣ, какъ будто для надлежащаго разсмотрѣнія дѣла. Но когда и здѣсь мученикъ остался непоколебимымъ въ своей вѣрѣ, рѣшено было съ утвержденія визиря на утро отсѣчь ему голову. Между тѣмъ Григорій, доселѣ пребывавшій въ Константинополѣ и тайно слѣдившій за участью Акакія, для духовнаго утѣшенія мученика считалъ приличнымъ и благовременнымъ сподобить его пріобщенія Св. Таинъ; но не зналъ, какъ это сдѣлать. Кто рѣшится проникнуть къ страдальцу въ темницу, куда онъ снова былъ ввергнутъ послѣ истязаній предъ градскимъ судіею? По нѣкоторомъ размышленіи Григорій обратился съ просьбою объ этомъ къ брату шкипера, который былъ важатымъ мученика: тотъ согласился. Одинъ іерей города Галаты далъ Григорію часть пренебеснаго хлѣба, вложенную въ дароносицу; а Григорій вручилъ ее моряку. Этотъ благополучно проникнулъ въ темницу, такъ какъ темничные стражи не были на своемъ посту и занимались завтракомъ. Исполнивъ данное порученіе, морякъ спокойно выходилъ изъ тюрьмы, но стражи, стоявшіе уже на своихъ мѣстахъ, неожиданно бросились на него и избили его до безпамятства. Когда благодѣтель Акакія пришелъ въ чувство, то увидѣлъ предъ собою возмутительную картину: дикая, оборванная толпа турокъ влекла къ мѣсту казни Акакія, связаннаго по рукамъ и ногамъ, и била его, чѣмъ попало. Мученикъ весь избитый и окровавленный безмолвно переносилъ истязанія. Морякъ послѣдовалъ за мучителями. Когда привели страдальца на мѣсто казни, онъ преклонилъ колѣна и главу свою и спокойно сказалъ палачу: «опускай мечъ твой, только смѣло и мѣтко», и въ ту же минуту священная глава его отдѣлилась отъ тѣла. Это было 1-го мая 1816 года. Морякъ поспѣшилъ извѣстить обо всемъ Григорія: старецъ возблагодарилъ Бога, давшаго Акакію силу до конца выдержать подвигъ мученичества, и при помощи добрыхъ христіанъ выкупилъ св. тѣло мученика у невѣрныхъ. Черезъ три дня по смерти мученика св. тѣло его было перенесено на тотъ же корабль, на которомъ и пріѣхалъ въ Константинополь св. Акакій. 9-го мая Григорій благополучно прибылъ со св. мощами на Аѳонъ и положилъ ихъ въ новосозданномъ храмѣ при келліи старца Никифора, рядомъ съ мощами преподобномучч. Евѳимія и Игнатія. Житія всѣхъ этихъ трехъ мучениковъ написаны современниками. (Аѳон. Пат. Ч. 2, стр. 223-233.)

Примѣчаніе:
[1] См. Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи. — Мѣсяцъ Мартъ. — Изданіе книгопродавца Д. И. Прѣснова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1884. — С. 170-176.

Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи. — Мѣсяцъ Май. — Изданіе книгопродавца Д. И. Прѣснова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 23-32.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0