Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Д. И. Протопоповъ.
Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію,
южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи.

Мѣсяцъ Май.
День первый.

Преп. Пафнутія Боровскаго.

Въ 1431 году умеръ настоятель монастыря, Маркеллъ. Братія и боровскій князь Симеонъ Владиміровичъ, высоко цѣня строго-подвижническую и глубоко-назидательную жизнь преподобнаго, умолили его принять начальство надъ обителью. Посвященный во игумена, онъ присоединилъ къ труднымъ подвигамъ инока не менѣе трудный подвигъ руководительства ввѣренныхъ его попеченію иноковъ.

За свою чистую и богоугодную жизнь онъ получилъ отъ Бога даръ прозорливости. Преподобный узнавалъ по взору, добрыми ли кто занятъ мыслями или худыми. Одинъ братъ, вышедши изъ обители, увидѣлъ женщинъ и съ наслажденіемъ смотрѣлъ на нихъ. Когда онъ возвратился къ преп. Пафнутію, тотъ взглянулъ на него и сказалъ: «ты не прежній». Въ другой разъ Пафнутій по одному взгляду узналъ убійцу. — Иногда бывали ему откровенія во снѣ. Однажды инокъ посланъ былъ по монастырскимъ нуждамъ въ одно селеніе; тамъ онъ согрѣшилъ съ женщиною. Между тѣмъ Пафнутій, совершивъ молитвенное правило, заснулъ и во снѣ видитъ прекрасный садъ съ красивыми плодовыми деревьями; онъ радовался при видѣ ихъ. Но вдругъ одно лучшее дерево упало. Опечалеиный тѣмъ, Пафнутій поднялъ упавшее дерево и опять посадилъ его; оно шаталось и готово было опять упасть, но онъ поддержалъ дерево, утопталъ землю около корня, и дерево стояло твердо. Проснувшись, преподобный понялъ смыслъ видѣнія. Когда возвратился согрѣшившій братъ, Пафнутій спросилъ его: «что съ тобою случилось?» Тотъ сначала стыдился признаться въ грѣхѣ, но, послѣ продолжительныхъ увѣщаній настоятеля открыть больную душу, исповѣдалъ свой грѣхъ. Преподобный расположилъ падшаго инока обратиться съ слезнымъ раскаяиіемъ къ Богу и искать душевнаго покоя въ надеждѣ на благость Божію, готовую принять кающагося грѣшника.

Пробывъ игуменомъ обители около тринадцати лѣтъ, преподобный тяжко заболѣлъ и принялъ схиму. Оправившись отъ болѣзни, преподобный оставилъ игуменство и въ 2-хъ верстахъ отъ Боровска, въ густомъ лѣсу, въ долинѣ между двумя рѣками, нашелъ себѣ уединенное мѣсто; здѣсь соорудилъ келлію и жилъ съ однимъ братомъ. Это было въ 1444 г. Вскорѣ слава его подвиговъ привлекла къ нему другихъ насельниковъ пустыни, которые съ благословенія преподобнаго строили келліи. Въ числѣ такихъ благочестивыхъ сожителей былъ Іосифъ, впослѣдствіи основатель Волоколамской обители, Исаія, родственникъ Пафнутія, Вассіанъ, писатель житія преподобнаго и впослѣдствіи ростовекій архіепископъ, и многіе другіе. Когда умножилось число учениковъ, преп. Пафнутій по желанію братіи устроилъ деревянный храмъ въ имя Рождества Пресв. Богородицы. Такъ образовался монастырь, который подъ мудрымъ управленіемъ преподобнаго болѣе и болѣе возрасталъ и числомъ и благочестіемъ иноковъ.

Господь являлъ дивную Свою помощь преподобному во всѣхъ его нуждахъ и скорбяхъ. Боровскому князю Василію Ярославичу досадно было, что оставленный Пафнутіемъ Высокій (Покровскій Боровскій) монастырь падаетъ, а новая обитель (во владѣніяхъ Суходольскаго) начинаетъ процвѣтать. Чтобы привлечь преподобнаго съ учениками на прежнее мѣсто, князь не разъ посылалъ слугъ своихъ сжечь новую обитель; но слуги каждый разъ попадались на глаза Пафнутію и возвращались домой со стыдомъ и страхомъ. Князь за свою непріязнь къ преп. Пафнутію былъ наказанъ плѣномъ, въ который взялъ его сынъ казанскаго царя Улу-Махмета, въ 1445 году. Находясь въ плѣну, бѣдный князь созналъ свою вину предъ преподобнымъ и рѣшился загладить свой грѣхъ любовію, если Господь возвратитъ его изъ плѣна. Незлобивый преподобный съ своей стороны молился за князя, и по его молитвѣ князь освободился изъ плѣна. По возвращеніи въ свою страну, князь прежде всего явился къ Пафнутію, испросилъ у него прощеніе и съ того времени былъ до гроба почтительнымъ къ нему.

Преподобный сколько былъ незлобивъ, столько же и терпѣливъ въ нуждахъ, и это терпѣніе, одушевленное упованіемъ на Господа, низводило благодать на обитель. Однажды приближался праздникъ Пасхи, а въ обители вовсе не было рыбы. Братія скорбѣли о томъ, но преподобный сказалъ имъ: «не печальтесь! Господь утѣшитъ насъ». Въ великую субботу, въ вечерню, пономарь пошелъ къ потоку почерпнуть воды и вдругъ увидѣлъ безчисленное множество рыбы. Пономарь извѣстилъ о томъ преподобнаго, а онъ велѣлъ закинуть мрежи, и рыбы было наловлено иа всю святую недѣлю.

Когда число учениковъ умножилось до 80-ти, преподобный рѣшился построить каменный храмъ въ честь Пречистой. При постройкѣ онъ самъ носилъ кирпичи, воду и другіе матеріалы. По отзыву современника, храмъ былъ дивно росписанъ Митрофаномъ и Діонисіемъ, лучшими живописцами того времени; храмъ былъ украшенъ иконами, книгами и богатою утварью, такъ что дивились ему властители земли Русской. Храмъ былъ освященъ 26 октября 1466 года. Заботясь о великолѣпіи храма, самъ преподобный во всемъ любилъ нищету и бѣдность; о тѣлесныхъ нуждахъ онъ не заботился. Но когда дѣло касалось нуждъ ближняго, онъ первый спѣшилъ на помощь. Однажды былъ сильный голодъ. Преподобный каждый день питалъ до тысячи голодныхъ жителей и ничего не оставилъ изъ монастырскихъ запасовъ, но Господь въ слѣдующій годъ послалъ особенное плодородіе. Строгій къ самому себѣ, преподобный былъ снисходителенъ къ другимъ и весьма разсудителенъ. Потому-то не только иноки, но и миряне имѣли его своимъ духовникомъ. Онъ хорошо зналъ церковныя правила и умѣлъ, какъ искусный врачъ, давать лекарства, приличныя болѣзни.

За свою истинно-христіанскую добродѣтельную жизнь св. Пафнутій, кромѣ дара прозорливости и откровеній, сподобился отъ Бога еще при жизни своей дара чудотвореній. Такъ, молитвами своими онъ исцѣлилъ ослѣпшаго юношу, подалъ здравіе впавшему въ разслабленіе иконописцу монастырскаго храма Діонисію и много другихъ чудесъ совершилъ.

Шестьдесятъ три года преп. Пафнутій провелъ въ иночествѣ и скончался въ глубокой старости, 83 лѣтъ, 1-го мая 1478 года. За недѣлю до смерти онъ предсказалъ день своей кончины и благочестиво приготовлялъ себя къ исходу изъ этой жизни. При отпѣваніи преподобнаго отъ слезъ и рыданій не могли ни пѣть, ни канонархать. По описанію современника. преп. Пафнутій былъ низокъ ростомъ, сгорбленный, съ сѣдою и длинною бородою. Тѣло его было погребено, по его желанію, близъ дверей храма. Мощи его почиваютъ въ настоящее время открыто въ придѣлѣ главнаго храма обители, посвященномъ его имени. Обитель преп. Пафнутія и послѣ кончины его была разсадникомъ иночества наравнѣ съ другими знаменитыми обителями того времени: отсюда вышли, кромѣ уже упомянутыхъ выше, Нифонтъ, еп. Суздальскій, извѣстный защитникъ православія въ борьбѣ съ жидовствующими, — Вассіанъ-Топарковъ, еп. Коломенскій, — преп. Давидъ, основатель Давидовой Вознесенской обители (пам. его 18 окт.), преп. Даніилъ чудотворецъ, основатель въ 1508 г. Переяславскаго Данилова монастыря (пам. 7 апр.), Макарій, архіепископъ Новгородскій, впослѣдствіи Московскій митрополитъ и др. Пафнутіевъ монастырь во время смутъ междоцарствія Тушинскимъ воромъ былъ разоренъ до основанія, а бывшіе въ немъ жильцы — побиты; впослѣдствіи Пафнутіева обитель была возобновлена вкладами князей Лыковыхъ, Рѣпниныхъ и Щербатовыхъ. Нынѣ этотъ монастырь включенъ въ 1-й классъ. (Четьи-Минеи. Русс. свв. Филарета, архіеп. Черн. Слов. истор. о свв. стр. 195-196. Ист. Росс. Іер. Ч. 3, стр. 432-436. Жит. свв. Муравьева.)

Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи. — Мѣсяцъ Май. — Изданіе книгопродавца Д. И. Прѣснова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 17-23.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0