Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Д. И. Протопоповъ.
Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію,
южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи.

Мѣсяцъ Май.
День первый.

Св. пророка Іереміи.

Наставленный такимъ образомъ самимъ Господомъ и укрѣпленный обѣщаніемъ Его помощи, Іеремія со всею ревностію приступилъ къ пророческому служенію. И прежде всего онъ началъ строго и безпощадно обличать іудеевъ за отступленіе отъ истиннаго Бога и служеніе идолопоклонству, и грозить имъ бѣдствіями самой опустошительной войны, которая будетъ открыта съ сѣвера (Іер. 5, 15-17). Безутѣшный пророкъ всѣми силами старается разогнать готовую разразиться бурю, и всѣ улицы, всѣ публичныя площади оглашаются его то печальными и слезными, то грозными рѣчами. Онъ проповѣдуетъ всюду, гдѣ только собраніе народа было значительное. Но народъ смѣется надъ пророкомъ. «Родъ грубый и злой! они имѣютъ глаза и не видятъ, имѣютъ уши и не слышатъ; они не обрѣзаны сердцемъ, ихъ умъ огрубѣлъ, ихъ чело тверже камня; ни одинъ изъ нихъ не идетъ по пути правды, они всѣ увлекаются своими страстями, какъ бѣшеная лошадь, стремящаяся въ средину битвы» (Іер. 5, 21; 8, 6; 9, 26). Тогда человѣкъ Божій сказалъ самъ себѣ: «это, можетъ быть, бѣдняки; они глупы, потому что не знаютъ пути Господня, закона Бога своего; пойду я къ знатнымъ и поговорю съ ними, ибо они знаютъ путь Господень, законъ Бога своего» (Іер. 5, 4-5). Но увы! пророкъ нашелъ, что они еще хуже. Онъ не лучше былъ принятъ и пророками, и священниками, и судіями. Объ нихъ онъ говоритъ отъ лица Божія: «пророки пророчествуютъ ложь, и священники господствуютъ при посредствѣ ихъ, и народъ Мой любитъ это» (Іер. 5, 31). Судіи судятъ и управляютъ ради вознагражденій; священники учатъ ради корысти; пророки пророчествуютъ за деньги; они погубили народъ, пріучили его къ вещамъ суетнымъ и ложнымъ и не хотятъ даже перстомъ указать на тѣ бѣдствія, которыя скоро изліются на него (Іер. 6, 13). Между тѣмъ какъ жители городовъ іудейскихъ, по гласу благочестиваго царя Іосіи, толпами прибѣгали въ храмъ Господень, Іеремія, проникавшій въ глубину сердецъ и видѣвшій подъ обманчивою наружностію скрытое нравственное поврежденіе, стоялъ при вратахъ Іерусалимскаго храма и не переставалъ вопіять, что ихъ надежда на Бога напрасна, жертвы не имѣютъ цѣны, потому что въ тайнѣ они совершаютъ дѣла преступныя (Іер. 7, 2-6. 21-23). Умеръ царь Іосія. Весь Израиль оплакивалъ его, какъ отца; но болѣе всѣхъ сожалѣлъ о немъ Іеремія, который лучше всѣхъ чувствовалъ, какую невозвратимую потерю понесло его отечество. Со смертію благочестиваго царя наступило время постояннаго преслѣдованія великаго пророка. Едва погасла жизнь Іосіи, какъ появились въ Іудеѣ всѣ нечестія и всѣ безпорядки предъидущихъ царствованій подъ покровительствомъ его преемниковъ. Ревность человѣка Божія воспылала новымъ огнемъ; онъ гремѣлъ обличеніями, угрожалъ, умолялъ съ невѣроятнымъ жаромъ и настойчивостію, чтобы предотвратить грозящія бѣды на своихъ соотечественниковъ. Чтобы сильнѣе изобразить предстоявшее іудеямъ рабство, Іеремія прибѣгалъ къ необычайнымъ образамъ. Однажды, по повелѣнію Божію, онъ купилъ льняный поясъ, обвязалъ его вокругъ себя и потомъ скрылъ на берегахъ Евфрата, въ разсѣлинѣ скалы. Чрезъ нѣсколько времени онъ возвратился на берега Евфрата и увидѣлъ поясъ совершенно сгнившимъ въ каменной разсѣлинѣ (Іер. 13, 1-7). «Такъ, — сказалъ Господь пророку, — сокрушу Я гордость Іуды и великую гордость Іерусалима. Этотъ негодный народъ будетъ, какъ этотъ поясъ, который ни къ чему не годенъ» (Іер. 13, 9-10). Пророкъ возвѣстилъ все это іудеямъ. Въ другой разъ Богъ повелѣлъ Іереміи купить у горшечника глиняный кувшинъ и сокрушить его предъ собраніемъ народа. Пророкъ исполнилъ повелѣніе Божіе, и отъ лица Господа сказалъ іудеямъ: «такъ сокрушу Я народъ сей и городъ сей, какъ сокрушенъ горшечниковъ сосудъ, который уже не можетъ быть возстановленъ» (Іер. 19, 1-11). Для нагляднѣйшаго изображенія іудейскаго рабства, Іеремія, по новелѣнію Божію, надѣлъ на свою шею и нѣсколько времени носилъ сначала деревянное, а потомъ желѣзное ярмо. Ярмо онъ посылалъ и царямъ: идумейскому, моавитскому, аммонитскому, тирскому и сидонскому, предвозвѣщая и имъ рабство. Но чѣмъ сильнѣе было обличеніе, тѣмъ бóльшій гнѣвъ и даже ярость возбуждало оно въ сердцахъ обличаемыхъ.

Безуспѣшность проповѣди, необычайное ожесточеніе неблагодарныхъ и возмутительныхъ соотечественниковъ, гоненія и преслѣдованія, которымъ подвергался св. пророкъ, по временамъ доводили его почти до отчаянія и извлекали у него самыя горькія жалобы и мольбы. «Ты влекъ меня, Господи, — восклицалъ онъ, — и я увлеченъ; Ты сильнѣе меня и превозмогъ; и я каждый день въ посмѣяніи, всякій издѣвается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, кричу о насиліи, вопію о разореніи; потому что слово Господне обратилось въ поношеніе мнѣ и въ повседневное посмѣяніе. И подумалъ я: не буду я напоминать о Немъ, и не буду болѣе говорить во имя Его; но было въ сердцѣ моемъ, какъ бы горящій огонь, заключенный въ костяхъ моихъ, и я истомился, удерживая его, и не могъ.... Господи силъ! Ты испытываешь праведнаго и видишь внутренность и сердце. Да увижу я мщеніе Твое надъ ними; ибо Тебѣ ввѣрилъ я дѣло мое... Проклятъ день, въ который я родился; день, въ который родила меня мать моя, да не будетъ благословенъ! Проклятъ человѣкъ, который принесъ вѣсть отцу моему, и сказалъ: у тебя родился сынъ, и тѣмъ очень обрадовалъ его... Для чего вышелъ я изъ утробы? чтобы видѣть труды и скорби, и чтобы дни мои исчезали въ безславіи» (Іер. 20, 7-9. 12. 14-15. 18)? Господь въ утѣшеніе Своего раба обѣщаетъ уничтожить его враговъ; пророкъ успокоивается и ожидаетъ лучшаго времени для Израиля и потомъ, пролетая духомъ вѣка и пространство, видитъ народы земли собранными вокругъ единаго Вождя (Мессіи), и издали, чрезъ тму вѣковъ, привѣтствуетъ «чаяніе языковъ». «И соберу остатокъ стада Моего изъ всѣхъ странъ, куда Я изгналъ ихъ, и возвращу ихъ во дворы ихъ; и будутъ плодиться и размножаться. И поставлю надъ ними пастырей, которые будутъ пасти ихъ, и они уже не будутъ бояться и пугаться, и не будутъ теряться, говоритъ Господь. Вотъ наступаютъ дни, говоритъ Господь, и возставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будетъ поступать мудро, и будетъ производить судъ и правду на землѣ. Во дни Его Іуда спасется, и Израиль будетъ жить безопасно; и вотъ имя Его, которымъ будутъ называть Его: Господь оправданіе наше!» (Іер. 23, 3-6). Эти величественныя обѣтованія воодушевляютъ человѣка Божія новою ревностію, и стѣны Сіона снова оглашаются его пророческими рѣчами. Но пророческія рѣчи по обычаю остаются почти безъ успѣха.

Удары праведнаго гнѣва Божія не замедлили разразиться надъ беззаконнымъ іудейскимъ народомъ: бѣдствія, предсказанныя Іереміею іудеямъ, начались вскорѣ послѣ смерти Іосіи. Онъ оставилъ послѣ себя трехъ нечестивыхъ сыновей: Іоакима, Іоахаза и Седекію. Неизвѣстно, почему іудейскій народъ поставилъ царемъ послѣ Іосіи втораго сына его — Іоахаза. Но фараонъ Нехао чрезъ 3 мѣсяца, возвращаясь съ Евфрата въ Египетъ, взялъ Іоахаза въ плѣнъ, поставилъ царемъ іудейскимъ Іоакима и сдѣлалъ его своимъ данникомъ. Въ это время царь вавилонскій покорилъ своей власти Ассирійское царство и потомъ повелъ войну съ царемъ египетскимъ. Тогда Іеремія произнесъ грозное пророчественное слово ко всему народу іудейскому и ко всѣмъ жителямъ Іерусалима: «Господь посылалъ къ вамъ всѣхъ рабовъ Своихъ, пророковъ, съ ранняго утра посылалъ, и вы не слушали, и не приклоняли уха своего, чтобы слушать. Вамъ говорили: обратитесь каждый отъ злаго пути своего и отъ злыхъ дѣлъ своихъ, и живите на землѣ, которую Господь далъ вамъ и отцамъ вашимъ изъ вѣка въ вѣкъ... Но вы не слушали Меня, говоритъ Господь, прогнѣвляя Меня дѣлами рукъ своихъ на зло себѣ. Посему такъ говоритъ Господь Саваоѳъ: за то, что вы не слушали словъ Моихъ, вотъ Я пошлю, и возьму всѣ племена сѣверныя, говоритъ Господь, и пошлю къ Навуходоносору, царю вавилонскому, рабу Моему, и приведу ихъ на землю сію и на жителей ея и на всѣ окрестные народы; и совершенно истреблю ихъ, и сдѣлаю ихъ ужасомъ и посмѣяніемъ, и вѣчнымъ запустѣніемъ... и вся земля эта будетъ пустынею и ужасомъ; и народы сіи будутъ служить царю вавилонскому семьдесятъ лѣтъ. И будетъ, когда исполнится семьдесятъ лѣтъ, накажу царя вавилонскаго и тотъ народъ, говоритъ Господь, за ихъ нечестіе, и землю Халдейскую, и сдѣлаю ее вѣчною пустынею» (Іер. 25, 2. 4-5. 7-9. 11-12). Въ то же время пророкъ предсказалъ царю Іоакиму смерть безъ погребенія въ чужой землѣ (Іер. 22, 18-19. 24-26). Священники и лжепророки почли это пророческое слово уголовнымъ преступленіемъ и хотѣли предать Іеремію смерти. И только благодаря благоразумію нѣкоторыхъ князей и настойчивой защитѣ вельможи Ахикама, Іеремія спасся отъ угрожавшей ему опасности. Но, по приказанію Іоакима, онъ заключенъ былъ въ оковахъ въ темницу. Между тѣмъ Навуходоносоръ, разбивъ царя египетскаго, взялъ Іерусалимъ и сдѣлалъ Іоакима своимъ данникомъ. При этомъ онъ взялъ изъ храма часть священныхъ сосудовъ и переселилъ въ Вавилонъ многихъ красивыхъ и даровитыхъ отроковъ изъ царскаго и княжескаго рода (это было за 607 лѣтъ до Р. Хр.). — Въ четвертый годъ царствованія Іоакима было такое слово Господне къ Іереміи: «Возьми себѣ книжный свитокъ и напиши въ немъ всѣ слова, которыя Я говорилъ тебѣ объ Израилѣ, и объ Іудѣ, и о всѣхъ народахъ, съ того дня, какъ Я началъ говорить тебѣ, отъ дней Іосіи до сего дня. Можетъ быть, домъ Іудинъ услышитъ о всѣхъ бѣдствіяхъ, какія Я помышляю сдѣлать имъ, чтобы они обратились каждый отъ злаго пути своего, чтобы Я простилъ неправду ихъ и грѣхъ ихъ. И призвалъ Іеремія Варуха, сына Ниріи, и написалъ Варухъ въ книжный свитокъ изъ устъ Іереміи всѣ слова Господа, которыя Онъ говорилъ ему» (Іер. 36, 1-4). По приказанію Іереміи, Варухъ прочиталъ свитокъ въ Іерусалимскомъ храмѣ въ слухъ всего народа, собравшагося по случаю поста, назначеннаго Іоакимомъ при полученіи извѣстія о нашествіи Навуходоносора (самъ Іеремія томился тогда въ темницѣ и не могъ явиться въ домъ Господень для устной проповѣди. — Іер. 36, 5-10). Варухъ повторилъ потомъ чтеніе предъ вельможами іудейскими. Тѣ осторожно дали знать объ этой книгѣ царю. Онъ потребовалъ ее къ себѣ и приказалъ нѣкоему Іегудію читать. «Царь въ то время сидѣлъ въ зимнемъ домѣ, и передъ нимъ горѣла жаровня [1]. Когда Іегудій прочитывалъ три или четыре столбца, царь отрѣзывалъ ихъ писцовымъ но-жичкомъ и бросалъ на огонь въ жаровнѣ, доколѣ не уничтоженъ былъ весь свитокъ на огнѣ, который былъ въ жаровнѣ» (Іер. 36, 21-23). По повелѣнію Божію, Іеремія взялъ «другой свитокъ и отдалъ его Варуху писцу, сыну Ниріи, онъ написалъ въ немъ изъ устъ Іереміи всѣ слова того свитка, который сжегъ Іоакимъ, царь іудейскій, на огнѣ; и еще прибавлено къ нимъ много подобныхъ тѣмъ словъ» (Іер. 36, 32). Царь далъ повелѣніе схватить Варуха; но Богъ хранилъ его. За свое нечестіе и беззаконіе царь подвергся печальной участи, какъ предсказалъ Іеремія. Іоакимъ скоро отказался отъ покорности царю вавилонскому. Тогда Навуходоносоръ вторично овладѣлъ Іерусалимомъ, Іоакима отвелъ плѣннымъ въ Вавилонъ вмѣстѣ съ его матерью, гдѣ онъ умеръ и тѣло его было брошено безъ погребенія. Сынъ его, Іехонія, царствовалъ только 100 дней. По прошествіи этого времени, онъ былъ взятъ въ плѣнъ Навуходоносоромъ со всѣмъ своимъ семействомъ, гдѣ вскорѣ и умеръ. Въ этотъ разъ Навуходоносоръ переселилъ въ Вавилонъ весь царскій домъ, вельможъ, лучшихъ воиновъ и мастеровъ и взялъ съ собою сосуды храма и царскія сокровища. Царемъ же іудейскимъ онъ поставилъ третьяго сына Іосіи, Седекію. Новый царь послѣдовалъ всѣмъ заблужденіямъ своихъ предшественниковъ. Онъ не вразумился ни ихъ судьбою, ни словами пророка. Въ его царствованіе народъ іудейскій дошелъ до послѣдней степени нечестія и развращенія. Самъ же онъ безопасность свою думалъ основать на измѣнѣ царю вавилонскому и на союзѣ съ царемъ египетскимъ. Іеремія, какъ ревностный патріотъ, съ жаромъ убѣждалъ царя вѣрно служить Навуходоносору и не отлагаться отъ него; предсказывалъ, что за измѣну Іерусалимъ будетъ сожженъ, и царь отведенъ въ плѣнъ. Но напрасны были увѣщанія пророка. Седекія не послушалъ его, — измѣнилъ царю вавилонскому и заключилъ союзъ съ царемъ египетскимъ. Это было въ 9-й годъ царствованія Седекіи. Тогда Навуходоносоръ въ третій разъ обложилъ Іерусалимъ. Іеремія совѣтовалъ Седекіи сдаться Навуходоносору и предсказывалъ, что и городъ тогда не будетъ сожженъ, и самъ онъ съ своимъ семействомъ не погибнетъ, иначе случится то и другое. Но пророка за такой совѣтъ бросили въ ровъ, наполненный тиною, гдѣ онъ погибъ бы, если бы одинъ еѳіоплянинъ, служившій при дворѣ царскомъ, нѣкто Авдемелехъ, не спасъ его своимъ ходатайствомъ предъ царемъ. Царь однако, освободивши пророка изъ тины, велѣлъ посадить его въ оковахъ въ темницу. И въ этотъ разъ предсказаніе Іереміи исполнилось: Навуходоносоръ взялъ Іерусалимъ, сжегъ храмъ и дворецъ, и разрушилъ стѣны и всѣ зданія города. Сыновья Седекіи были заколоты предъ глазами отца, а самого Седекію ослѣпили, заковали въ цѣпи и отвели въ Вавилонъ, гдѣ онъ и умеръ въ темницѣ. Туда же отведены были и всѣ жители Іудеи (въ 589 г.). Только бѣднѣйшіе изъ нихъ оставлены были на своей землѣ для обработки полей и виноградниковъ.

По взятіи и разрушеніи Іерусалима, Навуходоносоръ приказалъ освободить изъ темницы Іеремію и позволилъ ему жить, гдѣ онъ хочетъ (Іер. 40, 4). Такая милость оказана была пророку, вѣроятно, потому, что Навуходоносоръ зналъ о немъ отъ взятыхъ въ плѣнъ іудеевъ. Іеремія, получивъ свободу, позаботился прежде всего о святынѣ Божіей. По его совѣту священники скрыли огонь, горѣвшій на алтарѣ всесожженій, въ пустой колодезь, о существованіи котораго никто не зналъ. Самъ пророкъ, по особенному повелѣнію Божію, унесъ съ собою Скинію, Ковчегъ Завѣта и алтарь кадильный и скрылъ ихъ въ пещерѣ горы Нававъ, въ которую входъ тщательно закрылъ. Нѣкоторые изъ сопровождавшихъ его пришли послѣ къ горѣ, чтобы видѣть мѣсто, гдѣ эти священные предметы были скрыты, но не могли найти его. Іеремія, узнавъ объ этомъ, упрекалъ ихъ за любопытство (2 Мак. 2, 1-7). Пророкъ Божій отъ лица Господня говорилъ іудеямъ: «И будетъ, когда вы размножитесь и сдѣлаетесь многоплодными на землѣ, въ тѣ дни не будутъ говорить болѣе: Ковчегъ завѣта Господня; онъ и на умъ не придетъ и не вспомнятъ о немъ, и не будутъ приходить къ нему, и его уже не будетъ» (Іер. 3, 16). И дѣйствительно, для новаго Израиля Ковчегъ Завѣта сталъ не нуженъ, такъ какъ онъ былъ прообразованіемъ событій Новаго Завѣта. — По взятіи и разрушеніи Іерусалима, Іеремія остался въ отечествѣ и привязался къ Годоліи, сыну Ахикама, котораго Навуходоносоръ сдѣлалъ правителемъ Іудеи. Думаютъ, что въ это время пророкъ написалъ книгу, извѣстную подъ именемъ «Плача». Послѣ убійства Годоліи нѣкіимъ вельможею Измаиломъ, іудеи изъ опасенія мести Навуходоносора рѣшились бѣжать въ Египетъ. Іеремія употреблялъ всѣ усилія, чтобы отвратить ихъ отъ этого намѣренія, увѣряя ихъ, что тамъ-то и постигнутъ ихъ тѣ бѣдствія, отъ которыхъ они бѣгутъ (Іер. 41, 1-18; 42, 1-22). Но іудеи не только не вняли ему, но и самого принудили идти съ собою. Бѣглецы поселились въ Тафнисѣ, гдѣ вскорѣ стали усвоять понятія, нравы и обычаи египтянъ и стали покланяться мѣстнымъ божествамъ. Тогда Іеремія съ новою силою сталъ грозить имъ бѣдствіями. По повелѣнію Божію, онъ взялъ нѣсколько большихъ камней, употреблявшихся на устройство фундамента, скрылъ ихъ въ глинѣ передъ тамошнимъ дворцемъ фараоновымъ и сказалъ: «Такъ говоритъ Господь Саваоѳъ, Богъ Израилевъ: вотъ Я пошлю, и возьму Навуходоносора, царя вавилонскаго, раба Моего, и поставлю престолъ его на этихъ камняхъ, скрытыхъ Мною, и раскинетъ онъ надъ нимъ великолѣпный шатеръ свой; и придетъ, и поразитъ землю Египетскую; кто обреченъ на смерть, тотъ преданъ будетъ смерти; и кто — въ плѣнъ, пойдетъ въ плѣнъ; и кто — подъ мечъ, подъ мечъ» (Іер. 43, 8-11). Далѣе исторія молчитъ о жизни Іереміи. Нѣкоторые христіанскіе писатели, напр. св. Ефремъ Сиринъ, свт. Епифаній, блаж. Іеронимъ свидѣтельствуютъ, что Іеремія за предсказаніе о печальной участи поселившихся въ Египтѣ іудеевъ побитъ ими камнями. Долго ли жилъ пророкъ Божій въ Египтѣ, достовѣрно не извѣстно; обыкновенно полагаютъ, что онъ не дожилъ до нашествія Навуходоносора, послѣдовавшаго на 5-мъ году по сожженіи Іерусалима, — не дожилъ, потому что ученикъ его Варухъ въ этомъ послѣднемъ году является уже въ Вавилонѣ (Вар. 1, 1-4), куда онъ отправился безъ сомнѣнія по смерти своего учителя. — Пророкъ проходилъ свое служеніе при Іосіи 19 лѣтъ, Іоахазѣ 3 мѣсяца, Іоакимѣ 11 лѣтъ, Іехоніи 100 дней, Седекіи 11 лѣтъ и около 4 лѣтъ въ Египтѣ; слѣдовательно пророческое служеніе Іереміи продолжалось около 45 лѣтъ, въ самое смутное, самое бѣдственное и тяжкое время царства іудейскаго. Іеремія, какъ думаютъ, погребенъ былъ въ Тафнисѣ, близъ Каира.

По свидѣтельству одного христіанскаго писателя, Александръ Македонскій перенесъ тѣло пророка въ Тетрапилъ въ Александріи, и это мѣсто весьма почиталось александрійцами (Лугъ Іоанна Мосха § 76 по русс. переводу). Никифоръ Каллистъ записалъ преданіе, что царица Елена украсила зданіемъ мѣсто или ровъ въ Іерусалимѣ, куда вверженъ былъ Іеремія. Во второй Маккавейской книгѣ упоминается, что, украшенный сѣдинами и славою и много молящійся о людяхъ и св. градѣ Іерусалимѣ, братолюбецъ, пророкъ Божій Іеремія, явился Іудѣ Маккавею и далъ ему златый мечъ отъ Бога на пораженіе враговъ (сирійцевъ) (2 Мак. 15, 13-16).

Изъ писаній этого великаго мужа дошли до насъ пророчества (въ 52 главахъ), Плачъ Іереміи (въ 5 главахъ), посланіе его къ іудеямъ, отведеннымъ въ плѣнъ вавилонскій. Ему приписываютъ еще нѣкоторые псалмы и между прочимъ 136-й псаломъ: «На рѣкахъ вавилонскихъ, тамо сѣдохомъ и плакахомъ...» Эта прекрасная и трогательная пѣснь, внушенная печалію плѣна, вполнѣ соотвѣтствуетъ отличительной меланхолической чертѣ пророка; по крайней мѣрѣ несомнѣнно то, что этотъ псаломъ не принадлежитъ Давиду, и что писатель его жилъ около времени плѣненія вавилонскаго. — Іереміи усвояютъ еще 3-ю и 4-ю книги Царствъ; усвояютъ потому, что въ послѣдней главѣ его книги пророчествъ содержится почти буквально сходное съ книгою Царствъ изложеніе царствованія Седекіи (Іер. 52, 1-34; сн. 4 Цар. 24, 18 ст. и далѣе). — Рѣчь Іереміи вообще проста и безъискуственна. Великія бѣдствія, которыхъ онъ былъ свидѣтелемъ и жертвою, наложили на его душу печать грусти, которою отзываются всѣ его писанія. Пламенно желая исцѣлить глубокую кровавую рану дщери Сіона, пророкъ съ силою горячаго патріота умоляетъ своихъ соотечественниковъ искать лучшее и скорѣйшее лекарство въ оставленіи заблужденій и обращеніи къ Богу. И слово пророка течетъ неудержимо, какъ живительный бальзамъ. Отсюда-то и происходятъ эти повторенія, эти многоразличные обороты одной и той же мысли. Впрочемъ въ словѣ Іереміи есть много изящества и возвышенности. Чтобы убѣдиться въ этомъ, стоитъ только прочесть нѣкоторыя главы его пророчествъ, напр. 9-ю главу. — Слезный тонъ рѣчи пророка отразился особенно въ «Плачѣ», предметъ котораго есть разрушеніе св. города и храма, опустошеніе отечества и потеря свободы іудейскаго народа.

Пророчества Іереміи по ихъ предмету можно раздѣлить на три класса: а) на пророчества, относящіяся къ іудейскому народу, б) пророчества, относящіяся къ сосѣднимъ народамъ и в) пророчества о Мессіи. Первыя пророчества (о народѣ іудейскомъ) несравненно многочисленнѣе; видно, что главною цѣлію пророческаго служенія Іереміи было возвѣстить своему несчастному отечеству тѣ плачевныя бѣдствія, которыя должны постигнуть его скоро за беззаконія. Между этими предсказаніями выдается пророчество о «семидесятилѣтнемъ плѣнѣ». Объ иноплеменныхъ народахъ говорится на многихъ страницахъ; они составляютъ исключительный предметъ шести предпослѣднихъ главъ (послѣдняя, — 52 глава есть ни что иное, какъ повтореніе главнѣйшихъ происшествій царствованія Седекіи). Бóльшая часть предсказаній этого рода возвѣщаетъ участіе язычниковъ въ новомъ завѣтѣ; это побудило нѣкоторыхъ христіанскихъ нисателей говорить, что «Іеремія есть пророкъ языковъ, какъ Павелъ ихъ апостолъ». Переносясь ко временамъ царства Мессіи, пророкъ предсказывалъ о нѣкоторыхъ событіяхъ этихъ временъ, напр. объ избіеніи младенцевъ царемъ Иродомъ (Матѳ. 2, 16-18, сн. Іер. 31, 15), предсказывалъ о самомъ Спасителѣ, что Онъ произойдетъ изъ дома Давидова, что имя Его будетъ Господь, что Онъ будетъ Царь праведный, принесетъ людямъ новый завѣтъ и спасетъ Іуду и Израиля (23, 5-6; 31, 31-33; 33, 14-16). (Кн. прор. Іереміи. 4 Цар. гл. 22-25. 2 Пар. гл. 34-36. Четьи-Минеи.)

Примѣчаніе:
[1] Печей въ домахъ у евреевъ не было. Во время холода среди комнаты ставили каминъ или жаровню съ горячими угольями. Кто хотѣлъ согрѣться, садился къ камину или жаровнѣ.

Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи. — Мѣсяцъ Май. — Изданіе книгопродавца Д. И. Прѣснова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 3-17.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0