Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Д. И. Протопоповъ.
Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію,
южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи.

Мѣсяцъ Іюль.
День двадцать девятый.

Св. муч. Евстаѳія Мцхетскаго.

Жившіе въ Мцхетѣ персы не знали объ обращеніи Евстаѳія въ христіанство и считали его за человѣка, принадлежащаго къ ихъ вѣрѣ, и, однажды собравшись на праздникъ очищенія, прислали къ Евстаѳію спросить: почему онъ не участвуетъ вмѣстѣ съ ними на праздникѣ, пренебрегая тѣмъ самымъ ихъ законъ. Конечно, Евстаѳій могъ бы найти ту или другую благовидную отговорку и чрезъ это оградить себя отъ ненависти нечестивыхъ; но не таковъ былъ блаженный. Проникнутый чувствомъ глубокой преданности къ христіанству, вполнѣ убѣжденный въ божественности этой религіи, Евстаѳій неустрашимо сказалъ посланнымъ къ нему персамъ: «праздникъ вашъ — праздникъ тьмы, и вы, какъ исполнители этого праздника, такъ же темны и не понимаете ничего; я принялъ печать Господа нашего Іисуса Христа и исполняю теперь Его праздникъ, — праздникъ установленный Имъ. Я запечатлѣнъ печатью Христовою и избавленъ уже отъ той темноты, въ какую ввержены вы». Какъ ни не пріятно было персамъ слышать такія слова отъ Евстаѳія, однако они пока оставили его въ покоѣ; но, когда кончился праздникъ, нечестивые такъ донесли начальнику Мцхета: «въ этомъ городѣ живетъ человѣкъ нашей вѣры, который не почтилъ съ нами нашего праздника и даже осмѣливался и осмѣливается поносить нашу вѣру и этимъ хочетъ устрашить насъ, говоря, что онъ христіанинъ. Просимъ тебя, призови его къ себѣ и распроси его обо всемъ и суди его по данной тебѣ одному власти надъ этимъ городомъ». Въ виду такого заявленія начальникъ немедленно отправилъ къ Евстаѳію посланнаго съ приказаніемъ явиться къ нему. Это приказаніе первоначально смутило Евстаѳія, у него мелькнула-было мысль скрыться, но вскорѣ онъ одумался и сказалъ: «прежніе друзья мои сдѣлались мнѣ врагами. Убоюсь-ли людей? пойду, стану предъ лицемъ властелина и исповѣдую предъ нимъ Христа, ибо знаю слова моего Господа, Который говоритъ въ Евангеліи: всякаго, кто исповѣдуетъ Меня предъ человѣкомъ, и Я исповѣдую предъ Отцемъ Моимъ небеснымъ, а кто отвергнется Меня предъ людьми, отрекусь отъ того и Я предъ Отцемъ Моимъ небеснымъ (Матѳ. 10. 32-33)». Сказавъ это Евстаѳій бодро отправился къ начальнику и неустрашимо объявилъ себя предъ нимъ христіаниномъ.

Изъ разговора съ Евстаѳіемъ комендантъ убѣдился, что никакія пытки не могутъ отвратить его отъ Христа, почему и послалъ Его въ городъ Тифлисъ къ Арвандъ-Губнабу, сатрапу карталинскому, который одинъ во всей Грузіи имѣлъ власть миловать и казнить. Вмѣстѣ съ нимъ онъ отправилъ и другихъ христіанъ, обращенныхъ изъ персовъ. Предъ лицемъ сатрапа всѣ христіане мужественно объявили о своемъ вѣроисповѣданіи. Нечестивецъ приказалъ безмилосердно бить ихъ по лицу, затѣмъ, выведши на дворъ, обрить имъ головы, бить желѣзными прутьями по спинѣ, просверлить ноздри и бросить въ темницу, объявивши мученикамъ, что въ случаѣ ихъ отреченія отъ Христа имъ будетъ дарована свобода, и они будутъ награждены; если же станутъ упорствовать, то горькою смертію погибнутъ въ темницѣ. Двое христіанъ устрашились угрозы сатрапа, отреклись отъ Христа, были освобождены, хотя и не получили обѣщанныхъ сатрапомъ наградъ и почестей. Но св. Евстаѳій и прочіе исповѣдники Христовы остались непоколебимы. Около шести мѣсяцевъ томились узники въ темницѣ въ цѣпяхъ. Но вотъ шахъ персидскій приказалъ Арванду-Губнабу вернуться въ Персію. Вся Грузинская знать явилась проститься съ вельможею. Католикосъ Самуилъ II (581-587) и другія важныя лица воспользовались удобной минутой и стали просить Арванда-Губнаба освободить заключенныхъ Мцхетскихъ христіанъ. Ихъ просьба умилостивила сатрапа, и, по его приказанію, исповѣдники Христовы были освобождены.

Прошло три года, и сатрапомъ Грузіи былъ назначенъ Бежанъ Вузмилъ, человѣкъ суровый и жестокаго нрава. Тогда Мцхетскіе персы снова донесли этому новому начальнику объ св. Евстаѳіи, а вмѣстѣ съ тѣмъ и о другомъ христіанинѣ, Стефанѣ. Сатрапъ приказалъ привести ихъ къ себѣ. Св. Евстаѳій, прощаясь съ своей семьей, говорилъ: «прощаюсь я съ вами навсегда, ибо не увидите меня болѣе здѣсь; не отвергнусь я Христа Бога моего; не отпустятъ меня болѣе живымъ, и смерть моя должна послѣдовать въ Тифлисѣ, отсѣкутъ мнѣ голову, тѣло же мое, по Божіей волѣ, будетъ принесено сюда въ Мцхетъ и предано землѣ». Съ плачемъ и рыданіемъ провожали будущихъ мучениковъ ихъ родственники и домашніе. Когда перешли рѣку и стали на площадкѣ противъ храма Св. Креста Мцхетскаго, св. Евстаѳій поднялъ руки свои къ небу и сказалъ: «Господи, Господи, если удостоишь меня умереть ради святѣйшаго Твоего имени, то не попусти, чтобы тѣло мое съѣдено было псами и истерзано птицами небесными, но повели, Владыко мой, чтобы тѣло мое принесено было сюда — въ Мцхетъ и предано землѣ, гдѣ принялъ я святое крещеніе». Простившись окончателыю со всѣми, св. Евстаѳій и Стефанъ продолжали дальнѣйшій путъ въ Тифлисъ въ сопровожденіи только воиновъ. Когда исповѣдниковъ представили къ сатрапу, то Стефанъ тотчасъ же былъ освобожденъ, такъ какъ присутствовавшіе здѣсь сирійскіе вельможи засвидѣтельствовали предъ сатрапомъ, что онъ не принадлежалъ къ вѣрѣ персовъ, а рожденъ въ христіанствѣ. Остался одинъ Евстаѳій. «Кто ты такой и въ какой вѣрѣ спасаешься?» — спросилъ сатрапъ. «Я христіанинъ», — мужественно отвѣтилъ Евстаѳій. Бузмилъ, чтобы поколебать рѣшимость Евстаѳія, указывалъ ему на сиротство его жены и дѣтей; но затѣмъ, видя невозможность подѣйствовать убѣжденіемъ на святаго, приказалъ отсѣчь ему голову и тайно бросить за городъ на съѣденіе звѣрямъ и птицамъ, дабы христіане, узнавши, не воздали его тѣлу почести. Когда наступило время исполненія приговора, то святой съ такою молитвою обратился къ Богу: «Господи Боже Вседержителю! Ты услышалъ молитву прежде бывшихъ мучениковъ, которые ради имени Твоего ввержены были во время страшнаго холода въ озеро и умерли въ исповѣданіи Твоемъ; Ты услышалъ молитву мучениковъ, сожженныхъ огнемъ, растерзанныхъ и съѣденныхъ звѣрями, наслѣдовавшихъ обѣщанныя Тобою вѣчныя блага!.. Удостой и меня, Господи, быть участникомъ ихъ небесной радости, удостоившій меня ради Всесвятѣйшаго Твоего имени въ послѣднее время быть также мученикомъ и исповѣдникомъ! Ты знаешь, Владыко Господи Боже мой, Іисусе Христе, что Всесвятѣйшему Твоему имени не предпочелъ я ни отца, ни мать, ни братьевъ, ни семейство, ни родныхъ и близкихъ; Тебя только Одного Господа моего возлюбилъ всѣмъ сердцемъ и всею душею моею и ради имени Твоего полагаю голову мою. Владыко мой, прошу еще и молю Твою благость, чтобы тѣло мое не оставалось здѣсь въ Тифлисѣ, но чтобы предано было оно во святомъ градѣ Мцхетѣ, гдѣ ты открылся Мнѣ, да источаютъ по Твоей милости кости мои благодатныя исцѣленія всѣмъ притекающимъ къ нимъ, во славу Всесвятѣйшаго Твоего имени!» Кончивъ молитву, святой обратился къ воинамъ, чтобы они исполнили надъ нимъ приговоръ. Воины было колебались, но страхъ наказанія поборолъ ихъ робость, и голова святаго была отсѣчена въ 589 году 29 іюля. Когда наступила ночь, то тѣло святаго было брошено за городъ, но христіане тайно взяли св. тѣло и переправили въ Мцхетъ. Католикосъ Самуилъ, узнавъ объ этомъ, весьма обрадовался и положилъ тѣло подъ престоломъ патріаршаго Мцхетскаго собора, гдѣ оно почиваетъ и до настоящаго времени, источая исцѣленія. (Полное жизнеописаніе свв. Грузинск. церкви. М. Сабинина. Ч. 2-я. Стр. 79-91.)

Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи. — Мѣсяцъ Іюль. — Изданіе книгопродавца Д. И. Прѣснова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 368-373.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0