Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Д. И. Протопоповъ.
Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію,
южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи.

Мѣсяцъ Іюль.
День двадцать восьмой.

Преп. Павла Ксиропотамина.

Господу благоугодно было возстановить изъ развалинъ ту обитель, въ которой подвизался смиренный Его рабъ, и предоставить Павлу славу и честь ея возобновленія: императоръ Романъ по чувству родственной любви къ Павлу, какъ скоро вступилъ на престолъ, тотчасъ сдѣлалъ повсемѣстное о немъ розысканіе. Посланные для этой цѣли нашли преподобнаго на Святой Горѣ и едва упросили его идти въ Константинополь для свиданія съ державнымъ сродникомъ и со всѣми близкими его сердцу. Встрѣча преподобнаго въ Константинополѣ была достойна подвижнической его славы и царственнаго происхожденія; весь городъ принялъ его какъ ангела, торжествено и съ необычайною радостію. Не смотря на то, что смиренный Павелъ явился среди придворнаго блеска и великолѣпія какъ нищій, въ разодранной рясѣ и съ крестомъ, вельможи съ почтительнымъ видомъ и уваженіемъ припадали къ нему и желали принять его благословеніе. Такъ изумительна сила добродѣтели, не смотря на внѣшнее ея смиреніе и простоту! Между тѣмъ императоръ Романъ находился въ тяжкой болѣзни: Павелъ, видя это, и тронувшись страдальческимъ его положеніемъ, возложилъ на него свои руки, и больной выздоровѣлъ. Это чудо еще болѣе прославило преподобнаго. Признательный царь, въ продолженіе пребыванія его въ Константинополѣ, оказывалъ ему постоянное благоволеніе и родственную пріязнь, давая ему полную свободу вести себя при дворѣ согласно аскетическнмъ правиламъ и обѣтамъ отшельнической жизни. Чтобы чаще пользоваться сладкими бесѣдами Павла, императоръ поручилъ ему воспитаніе и образованіе собственныхъ своихъ дѣтей. Такимъ образомъ время текло. Романъ былъ во всѣхъ отношеніяхъ доволенъ Павломъ. Но Павелъ, съ своей стороны, начиналъ грустить по оставленной имъ пустынѣ. Онъ рѣшился просить у императора увольненія на Святую Гору Аѳонскую. Кратко, но трогательно выразилъ предъ нимъ Павелъ душевныя свои чувства: «Государь, — говорилъ онъ, — какъ рыба безъ воды, такъ и инокъ безъ условій келейной жизни и пустыннаго безмолвія жить не можетъ; онъ мертвъ для Бога и безжизненъ для того, чтобъ въ точности исполнять свой долгъ и обязательства въ отношеніи къ Богу. Міръ — не иноческая стихія! Поэтому позволь мнѣ удалиться въ мою пустыню, гдѣ бесѣда съ Богомъ составляетъ высшее благо моей души». Грустно было императору разстаться съ преподобнымъ, къ которому питалъ онъ самое глубокое уваженіе и родственную любовь: но Романъ не рѣшился удерживать его при себѣ, противъ собственной его воли и желанія. Императоръ сказалъ только: «не хотѣлось бы мнѣ, святой отецъ, разлучаться съ тобою, доколѣ я живъ, потому что ты много доставилъ мнѣ утѣшенія и былъ руководителемъ въ путяхъ спасенія; но насильно удерживать тебя не смѣю. Прошу только объ одномъ: возьми, сколько угодно, моихъ сокровищъ, и расточи ихъ бѣднымъ, въ поминовеніе души моей». — «Государь, — отвѣчалъ на это Павелъ, — не нуждаюсь я въ твоихъ сокровищахъ и не могу раздавать ихъ: есть множество нищихъ и здѣсь, — призирай ихъ самъ. Впрочемъ, если желаешь оставить вѣчную по себѣ память, возобнови на Святой Горѣ монастырь, основанный царицею Пульхеріею и нынѣ пиратами превращенный въ развалины». Предложеніе преподобнаго было принято съ удовольствіемъ и радостію. Императоръ изъ собственныхъ сокровищъ отпустплъ суммы на возобновленіе монастыря, поручилъ это дѣло своимъ повѣреннымъ, и Ксиропотамъ съ тѣхъ поръ — въ достойной царственнаго ктиторства красотѣ и великолѣпіи. Не довольствуясь этимъ, Романъ, для освященія храма въ новой обители, назначилъ сына своего Ѳеофила, занимавшаго тогда каѳедру Константинопольской Церкви. И этого мало: въ изъявленіе особеннаго своего благоволенія и внимательности къ святому Павлу, царь при отбытіи его изъ Константинополя ввелъ его въ свою сокровищницу и предложилъ ему, въ напутствіе, безцѣнный и божественный даръ значительнаго размѣра, часть животворящаго древа Креста Господня. Самъ императоръ въ своей граматѣ, данной на имя святаго Павла, говоритъ объ этомъ такъ: «съ нѣкоторыми изъ вельможъ моихъ, вошедши въ мою царскую сокровищницу, я, между частицами древа животворящаго Креста, нашелъ болѣе другихъ значительную, достойную удивленія, особенно тѣмъ, что на ней и до нынѣ видѣнъ незабвенный памятникъ Влыдычней страсти — отверстіе, гдѣ была пригвождена божественная плоть Господа моего, въ очищеніе грѣховъ нашихъ, и гдѣ струилась пресвятая Его кровь. Длина этой частицы на локоть слишкомъ, толщины же въ одинъ перстъ; вѣсу въ ней сто драхмъ. Это святое сокровище, это страшное знаменіе небеснаго Царя, долженствующее явиться на небѣ предъ пришествіемъ Сына человѣческаго на судъ живыхъ и мертвыхъ, это божественное орудіе спасенія нашего я съ любовію пожертвовалъ преподобнѣйшему Павлу Ксиропотамскому, въ неотъемлемую собственность обители, на мое царское иждивеніе возобновляющейся, — пожертвовалъ до того времени, когда пріидетъ Господь. Требую, чтобъ этотъ даръ отпущенъ былъ съ церковными и военными почестями; а положатъ его пусть во святомъ алтарѣ, въ освященіе и утвержденіе царской нашей обители».

Получивъ честное древо, блаженный Павелъ благополучно прибылъ на Святую Гору и, по возобновленіи обители и освященіи соборнаго храма, честное древо, согласно царскому повелѣнію, положилъ въ алтарѣ, на святомъ престолѣ. Скоро собрались къ Павлу иноки, желавшіе подъ его мудрымъ и опытнымъ руководствомъ проходить крестный путь жизни. Иноковъ собралось такъ много, что преподобный сталъ тяготиться многолюдствомъ. Поручивъ правленіе обители одному изъ благочестивыхъ братій, онъ удалился къ подножію Аѳона, гдѣ и посвятилъ себя совершенному безмолвію и строгому уединенію. Искренно преданные Павлу, питая чувство дѣтской привязанности къ нему и нуждаясь въ личномъ его руководствѣ на жизненномъ пути, и тамъ нашли и поселились съ нимъ вмѣстѣ. Когда собралось около преподобнаго до 60 человѣкъ, онъ обратился къ константинопольскому двору съ просьбою пособія на основаніе новой обители, въ чемъ ему и не было отказано. Эта обитель была посвящена святому великомученику и побѣдоносцу Георгію и, отъ имени своего основателя, донынѣ носитъ названіе Святопавловской. Первымъ ея настоятелемъ былъ самъ преподобный Павелъ, — впрочемъ недолго: вскорѣ, по основаніи ея, наступилъ день и часъ блаженной его кончины, которая заблаговременно была открыта ему отъ Бога. За два дня до кончины, Павелъ созвалъ къ себѣ братію Ксиропотамской и новой своей обители и въ слухъ всѣхъ произнесъ: «дѣти! еще два дня, — и меня не будетъ между вами. Вы знаете и видѣли, какъ я жилъ въ этомъ святомъ мѣстѣ; какъ отъ юности своей хранилъ заповѣди отцевъ моихъ: умоляю и васъ твердо хранить ихъ, возлюбленные! Въ юности моей, когда усиливалась ересь иконоборства, я такъ ратовалъ противу нея, защищая православіе, что изъ любви ко Христу готовъ былъ пролить кровь мою до послѣдней капли. Обличеніе и уничтоженіе этой богоненавистной ереси, на основаніи преданій и свидѣтельствъ святыхъ отцевъ, которыя я излагалъ и письменно и устно, стоили мнѣ многихъ палочныхъ побоевъ. Говорю объ этомъ не по тщеславію, а для того, чтобъ и вы переносили великодушно всякое искушеніе и скорбь, въ чаяніи за то райскихъ вѣнцовъ отъ Бога». Горькій плачъ и слезы братіи заглушали предсмертныя слова Павла. — «Отче, — говорили ему братія, — не оставляй насъ въ сиротствѣ, и не лишай духовныхъ твоихъ наставленій; видя дивные твои подвиги, мы полагали, что ты еще долго не умрешь, а между тѣмъ ты отходишь отъ насъ, — утѣшеніе наше, отецъ нашъ и наставникъ!» Тронутый слезами и плачемъ братіи, заплакалъ и самъ умирающій и сквозь слезы продолжалъ: «перестаньте, братіе, плакать! — не смущайте своимъ плачемъ моего сердца. Что дѣлать! — настало время, котораго постоянно желала душа моя и страшилась плоть моя». При этихъ словахъ онъ всталъ, надѣлъ на себя мантію и, довольно помолившись, пріобщился пречистыхъ Таинъ. Вдругъ лице его просіяло какимъ-то необыкновеннымъ свѣтомъ, такъ что окружавшая его братія, бывъ поражена такою славою своего наставника, приклонилась ницъ. Вслѣдъ затѣмъ онъ сѣлъ и, проговоривъ всегдашнюю свою молитву: «Упованіе мое Отецъ, прибѣжище мое Сынъ, покровъ мой Духъ Святый, — Троице Святая, слава Тебѣ!» — обратился къ братіи и сказалъ: «болѣе всего, чада мои и братія, любите другъ друга, молитесь, смиряйтесь и имѣйте послушаніе: монахъ, чуждый этихъ сердечныхъ качествъ и свойствъ ангельскаго образа, не достоинъ называться монахомъ, — онъ не лучше мірянина». На вопросъ одного брата: «какъ пріобрѣсть слезы умиленія?» — святый сказалъ: «имѣй всегда въ умѣ твоемъ страшный судъ и грѣхи твои, — тогда не-хотя потекутъ у тебя слезы». Наконецъ преподобный склонился на смертный одръ и, скрестивши на груди руки, возвелъ молитвенныя очи на небо, вздохнулъ — и душа его тихо и мирно отошла къ Богу. Это было іюля 28 дня 820 года. (Аѳонск. патер. ч. 1-я стр. 53-61.)

Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи. — Мѣсяцъ Іюль. — Изданіе книгопродавца Д. И. Прѣснова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 349-356.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0