



Православный календарь
Мѣсяцесловы

Житія святыхъ


Житія русскихъ святыхъ
Патерики



Новости сайта
|
Сегодня - понедѣльникъ, 18 февраля 2019 г. |
Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6. |
ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ
Д. И. Протопоповъ.
Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію,
южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи.
Мѣсяцъ Іюль.
День двадцать седьмой.
Новомуч. Христодула.
Св. Христодулъ происходилъ изъ селенія Балта, Кассандрскаго округа. Еще въ отрочествѣ онъ оставилъ родину и переселился въ Ѳессалоники. Здѣсь онъ изучилъ швейное ремесло и съ своими хозяевами не рѣдко ѣздилъ на ярмарки въ другіе города. Однажды, бывши на островѣ Хіосѣ, Христодулъ купилъ крестъ величиною около двухъ пядей, привезъ домой и отдалъ живописцу росписать его; а потомъ снесъ этотъ крестъ въ церковь св. Аѳанасія. Около этого времени принялъ мусульманство одинъ болгаринъ. Смотря на отступника, Христодулъ искренно скорбѣлъ сердцемъ о душевной погибели его и какъ бы въ облегченіе его положилъ въ умѣ своемъ умереть мученическою смертію. И вотъ 25 іюля, никому не говоря о своемъ намѣреніи, Христодулъ написалъ всѣ свои грѣхи, потомъ взялъ крестъ и отправился къ духовнику; здѣсь онъ исповѣдывалъ предъ духовнымъ отцемъ всѣ записанные имъ грѣхи. На другой день, въ праздникъ св. Пантелеимона, Христодулъ припомнилъ еще нѣкоторые грѣхи и вторично исповѣдывался у своего духовника. На третій день, рано утромъ предъ заутренею, онъ пошелъ въ церковь, зажегъ лампады и остался здѣсь до окончанія литургіи [1]. Послѣ литургіи Христодулъ взялъ крестъ и отправился въ мастерскую; но въ то время, какъ занимался работою, вдругъ услыхалъ барабанный бой, это была церемонія обрѣзанія несчастнаго отступника болгарина. Христодулъ тотчасъ оставилъ работу и съ крестомъ въ рукахъ отправился въ кофейную, гдѣ собрались въ большомъ числѣ турки, между которыми былъ и новый мусульманинъ. Христодулъ, смѣло пробиваясь сквозь толпу къ болгарину, сказалъ ему: «братъ! что сдѣлалось съ тобою? Вѣдь вотъ наша вѣра! Вотъ и Самъ Христосъ, Который распялся за насъ! Зачѣмъ ты оставилъ своего, Спасителя и сдѣлался туркомъ?» Но отступникъ не слушалъ его. Тогда ревнитель вѣры подошелъ ближе къ нему и, поднося крестъ, сказалъ: «братъ! облобызай крестъ Господа нашего!» Отступникъ уклонился. Янычары хотѣли было выгнать Христодула. «Я ничего худаго не дѣлаю», сказалъ онъ, «я имѣю дѣло съ братомъ моимъ, который намѣренъ отречься отъ вѣры своей». И затѣмъ безъ малѣйшаго страха подошелъ къ отступнику и началъ убѣждать его не принимать исламизма. Озлобленные янычары съ яростію бросились на него и осыпали его палочными и сабельными ударами; кровь ручьями полилась съ головы и шеи Христодула. Турки связали исповѣдника и повели съ крестомъ въ рукахъ къ начальнику янычаръ, а затѣмъ къ судьѣ. Свирѣпые янычары требовали у судьи смерти мученика, иначе угрожали изрубить его самого въ самомъ судилищѣ. Испуганный судья предалъ Христодула изувѣрамъ, чтобы они отвели его къ начальнику города. Варвары набросили веревку на шею мученика и привели къ начальнику города. Послѣдній упрекалъ Христодула за его дерзость и требовалъ отъ него принятія исламизма; но мученикъ рѣшительно отказался отъ предложенія. Тогда его повергли на землю и дали 204 жесточайшихъ палочныхъ удара по пятамъ, такъ что весь полъ покрылся кровію, а потомъ повели на висѣлицу. На дорогѣ, встрѣчая христіанъ, мученикъ говорилъ: «простите меня, братіе, и Господь проститъ васъ!» Шествіе остановилось противъ воротъ церкви св. Мины, гдѣ и повѣсили блаженнаго страдальца. Турки обнажили тѣло мученика и на плеча его положили тотъ крестъ, съ которымъ онъ явился предъ толпою. Повѣшенный представлялъ въ продолженіи двухъ дней зрѣлище крестнаго восхожденія на Голгоѳу Христа Спасителя. Христіане заплатили 600 піастровъ убійцамъ-язычникамъ за останки мученика и съ честію погребли ихъ. Благочестивые очевидцы брали себѣ частицы веревки и одежды мученика, при болѣзненныхъ случаяхъ курили ими, и священный дымъ исцѣлялъ вѣрующихъ отъ ихъ недуговъ. Мученіе св. Христодула относится къ 27 іюля 1777 года. (Христ. муч. на Вост. Свящ. Соловьева. Стр. 213-217).
Примѣчаніе:
[1] На востокѣ, во всѣхъ православныхъ церквахъ, Божественная литургія, исключая великихъ праздниковъ, начинается тотчасъ послѣ утрени и именно послѣ великаго славословія. Это дѣлается по древнему обычаю, когда церковь находилась еще подъ гнетомъ гоненій, а съ другой стороны, для удобства самихъ христіанъ. Литургія оканчивается съ восходомъ солнца, послѣ чего христіанинъ принимается за обычныя занятія. Христіане, какъ и всѣ жители востока, встаютъ очень рано и потому рѣдкіе изъ нихъ, и то по уважительнымъ причинамъ, остаются дома. Такой обычай съ малолѣтства пріучаетъ ихъ неопустительно посѣщать храмы Божіи и въ то же время не отнимаетъ потребнаго для занятій времени.
Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи. — Мѣсяцъ Іюль. — Изданіе книгопродавца Д. И. Прѣснова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 336-338.
/ Къ оглавленію /
Цитата «Торжество Православія»
|