Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Д. И. Протопоповъ.
Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію,
южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чимыхъ въ Россіи.

Мѣсяцъ Іюль.
День четырнадцатый.

Преп. Стефана Махрищскаго.

Поручивъ обитель свою завѣдыванію старца Иліи, преподобный вмѣстѣ съ ученикомъ своимъ Григоріемъ удалился изъ обители, какъ будто по какому-то дѣлу, въ недальнее мѣсто. Въ Вологодскомъ глухомъ лѣсу, на р. Авнежѣ, онъ основалъ пустынную обитель св. Троицы. Великій князь Димитрій Іоанновичъ прислалъ книги и другія пожертвованія въ Авнежскую пустынь, но вызвалъ преп. Стефана въ его Махрищскую обитель. Здѣсь съ восторгомъ радости встрѣтили добраго наставника ученики его. Когда же Стефанъ былъ въ Москвѣ, то и великій князь съ любовію принялъ его, долго слушалъ его назидательную бесѣду и какъ-бы въ знакъ особеннаго расположенія къ нему назначилъ для махрищской обатели луга, озера и пахатныя земли. Стефанъ ревностно заботился объ устройствѣ Махрищской обители и, сдѣлавъ распоряженіе о чинѣ полнаго общежитія, преподалъ наставленіе братіи строго слѣдовать сему чину.

Когда преп. Сергій отъ людскихъ тревогъ удалился изъ своей обители, чтобы въ уединенномъ мѣстѣ найти себѣ покой, преп. Стефанъ со всею братіею своею вышелъ на встрѣчу къ нему; поклонясь одинъ другому въ ноги, преподобные долго препирались не за первенство, а за меньшее значеніе; Стефанъ лежалъ на землѣ, прося благословенія Сергіева, Сергій не вставалъ, прося того же у Стефана, наконецъ Сергій въ видѣ гостя вынужденъ былъ уступить. Послѣ молитвы и бесѣдъ любви, Стефанъ далъ Сергію ученика своего Симона, знающаго окрестность, и Сергій на Киржачѣ основалъ себѣ обитель.

Строгій къ себѣ, но снисходительный къ другимъ преп. Стефанъ не гнѣвался на проступки другихъ и трудился для обители болѣе прочихъ; онъ усердно наставлялъ братію путямъ спасенія, но говорилъ свои наставленія кротко и тихо. Одежда на немъ была самая худая, въ заплатахъ и грубая. Обитель его по его молитвѣ и трудамъ пришла въ цвѣтущее состояніе. Братія ревновала о благочестіи, многіе изъ мірянъ приходили для молитвы и выслушать совѣтъ блаж. игумена. Достигнувъ глубокой старости, преподобный поручилъ управлять обителію опытному въ иноческой жизни старцу Ильѣ, а самъ, принявъ схиму, готовился къ переходу въ загробную жизнь. Наконецъ, причастившись св. таинъ, мирно предалъ духъ свой Господу 14 іюля 1406 года.

При игуменѣ Сергіевой обители Арсеніѣ (1525-1527 г.) махрищскій столѣтній старецъ и подвижникъ Германъ видѣлъ во время ночной молитвы своей слѣдующее: огонь, горѣвшій при гробѣ св. Стефана, озарялъ свѣтомъ своимъ обитель. Онъ сказалъ о томъ игумену Іонѣ, и игуменъ увидѣлъ то же самое. — Бл. Арсеній, принявъ это за извѣщеніе небесное, по опредѣленію собора, приказалъ поставить раку надъ могилою преп. Стефана, покрыть ее покровомъ и завесть неугасимую лампаду; совершивъ соборное служеніе, совѣтовалъ неотлагаемо совершать поминовеніе о преп. Стефанѣ. Мощи преподобнаго обрѣтены нетлѣнными при построеніи каменнаго храма св. Троицы въ 1550 году; на персяхъ Стефана найденъ тогда кожаный параманъ съ изображеніемъ праздниковъ Господнихъ.

Много чудесъ совершилось при мощахъ преп. Стефана; изъ нихъ наиболѣе замѣчательны слѣдующія: у жителя Юрьевскаго села Кучекъ сынъ Даніилъ еще въ младенчествѣ лишился ума и когда пришелъ въ лѣта юношескаго возраста, то дралъ на себѣ одежду, а иногда убѣгалъ въ лѣсъ. Не зная, что съ нимъ дѣлать, отецъ привезъ его въ Махрищскую обитель и оставилъ его въ гостинницѣ. Больному во снѣ является инокъ — старецъ, высокій ростомъ, съ щеками впалыми, съ долгою бородою, русою, но съ просѣдью и говоритъ: «встань, иди въ монастырь и оставайся тамъ до смерти». Послѣ этого видѣнія проснувшійся Даніилъ нашелъ себя совершенно здоровымъ. Въ Александровой слободѣ нѣкто Архипъ имѣлъ правую руку вовсе сухую, такъ что не могъ и поднимать ее. «Что ты спишь? Ступай въ Махрищскую обитель и помолись на гробѣ Стефана», такъ говорилъ ему кто-то во снѣ. Пробудясь, Архипъ, принялъ это за бредъ. Въ другой разъ, уже на яву, днемъ, въ воротахъ дома, является ему старецъ, высокій ростомъ, полусѣдой, съ долгою бородою и говоритъ: «не сказалъ ли я тебѣ, Архипъ: ступай въ Махрищскій монастырь и тамъ получишь исцѣленіе». Архипъ, выслушавъ въ обители молебенъ, окропился св. водою и внезапно сталъ владѣть рукою, началъ креститься ею. — Житель села Семеновскаго Алексѣй не владѣлъ ногой: тѣло на ней сгнило по колѣно и жилы скорчились. Во время голода съ трудомъ приползъ онъ въ обитель; игуменъ дозволилъ ему сидѣть у гробницы. Часто призывалъ бѣднякъ преподобнаго на помощь. И внезапно спали струпья съ ноги его, и нога расправилась, — деревяшка, употреблявшаяся Алексѣемъ въ помощь при ходьбѣ, осталась въ обители памятникомъ, да и онъ самъ остался служить обители. (Прологъ. Истор. Росс. Іер. Ч. 5. стр. 55-59. Энцикл. Слов. Ч. 3 стр. 92. С.-Петерб. 1861 г. Слов. Истор. о свв. стр. 225-226. Жит. свв. Муравьева.)

Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чимыхъ въ Россіи. — Мѣсяцъ Іюль. — Изданіе книгопродавца Д. И. Прѣснова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 174-177.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0