Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Д. И. Протопоповъ.
Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію,
южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи.

Мѣсяцъ Январь.
День восемнадцатый.

Св. Кирилла, архіепископа Александрійскаго.

Вскорѣ паства александрійская увидѣла и исполненіе своихъ надеждъ на избраннаго епископа въ его ревностной борьбѣ съ врагами Церкви Христовой и въ мѣрахъ, какія принималъ онъ для обращенія на путь истины еретиковъ, іудеевъ и язычниковъ. Первымъ его дѣломъ по вступленіи на александрійскій престолъ была борьба съ еретиками новатіанами, которые были особенно опасны для Церкви Александрійской. Мнимая строгость жизни, въ ознаменованіе чего они носили бѣлыя одежды и безъ крещенія не принимали впадшихъ въ смертный грѣхъ, привлекала къ нимъ множество послѣдователей. Въ началѣ 5-го вѣка они распространились во многихъ странахъ Египта и въ самой Александріи. Необходимость требовала употребить строгія мѣры тамъ, гдѣ не дѣйствовало кроткое слово убѣжденія. Кириллъ изгналъ еретиковъ изъ города вмѣстѣ съ нечестивымъ епископомъ Ѳеопемптомъ. Немало притѣсненій переносили православные и отъ іудеевъ египетскихъ. Эти враги Христовы при своемъ многолюдствѣ были тѣмъ смѣлѣе въ своихъ частыхъ возмущеніяхъ противъ христіанъ, что префектъ Орестъ иногда оставлялъ безъ наказанія явныя ихъ преступленія. Они дѣлали нападеніе на сильныхъ защитниковъ христіанства и убивали ихъ. Не могъ безъ сомнѣнія спокойно смотрѣть на эти гоненія Кириллъ. Не надѣясь защитить христіанъ отъ нападенія іудеевъ словомъ и кроткими убѣжденіями, онъ принялъ суровыя мѣры противъ нихъ, — отнялъ у іудеевъ синагоги и изгналъ ихъ изъ города. (Несомнѣнно, что въ этомъ случаѣ Кириллъ поступилъ по правамъ, предоставленнымъ императорами александрійскимъ епископамъ. Иначе іудеи вскорѣ возвратились бы въ Александрію, и префектъ Орестъ, крайне досадовавшій на это изгнаніе, не убоялся бы дозволить имъ входъ въ городъ и защитить ихъ вооруженною рукою, если бы изгнаніе было дѣломъ своеволія епископа и незаконнаго вмѣшательства въ кругъ чужой власти). Святитель, по изгнаніи іудеевъ изъ города, немедленно донесъ императору Ѳеодосію о злодѣяніяхъ іудеевъ и о своихъ распоряженіяхъ по этому поводу.

Тяжела была для Кирплла и борьба его съ язычниками, находившимися среди его паствы. Язычники имѣли здѣсь свои капища, прорицателей и прорицательницъ, къ которымъ обращались они съ вопросами объ успѣхѣ своихъ предпріятій и съ прошеніемъ помощи въ несчастіяхъ и болѣзняхъ. Къ христіанамъ язычники относились, конечно, враждебно. Много скорбей и несчастій приходилось переносить вѣрующимъ отъ невѣдущихъ истиннаго Бога. По распоряжеиію святителя Кирилла, язычники лишались своихъ храмовъ и жертвенниковъ и изгонялись изъ селеній своихъ.

Удаляя изъ среды своей паствы враговъ св. вѣры, святитель заботился объ утвержденіи своихъ пасомыхъ въ истинахъ вѣры и благочестія и словомъ и писаніями. Его пламенная ревность о чистотѣ христіанскаго ученія и непреклонная твердость въ защищеніи спасительной вѣры и святоотеческихъ писаній особенно обнаружились въ борьбѣ съ Несторіемъ и его послѣдователями. Занявши константинопольскій престолъ, Несторій сталъ распространять мысль, что Іисусъ Христосъ родился не Богомъ, а простымъ человѣкомъ, что божество соединилось съ Нимъ послѣ за святость Его жизни, и что потому Пресвятую Дѣву Марію нужно называть не Богородицею, а Христородицею. Увлекательный даръ слова, важная и строгая наружность, уединенная жизнь скоро пріобрѣли еретику множество единомышленниковъ. Не только ближайшіе изъ клира, но нѣкоторые изъ первыхъ сановниковъ имперіи благопріятствовали ему и принимали его ученіе. Самъ императоръ оказывалъ свое благорасположеніе къ новому патріарху царствующаго града. Несторіева ересь вскорѣ распространилась и въ монастыряхъ египетскихъ и произвела здѣсь жаркіе споры между иноками. Кириллъ, крайне огорченный этимъ извращеніемъ истины, счелъ святымъ долгомъ выступить защитникомъ чистаго ученія. Онъ написалъ окружное посланіе къ епископамъ другихъ церквей, въ которомъ защищалъ справедливость наименованія Пресвятой Дѣвы Богородицею и опровергалъ ученіе Несторія. Недовольствуясь этимъ, Кириллъ написалъ увѣщательное посланіе къ самому Несторію, и тѣмъ хотѣлъ вывести еретика изъ заблужденія. Но Несторій въ окружномъ посланіи видѣлъ личное оскорбленіе себѣ и сталъ еще настойчивѣе въ своемъ лжеученіи.

Въ 430 г. Кириллъ отправилъ къ Несторію снова посланіе, въ которомъ увѣщевалъ его, какъ брата о Господѣ, прекратить соблазнъ, произведенный его новымъ ученіемъ; здѣсь же Кириллъ изложилъ православное ученіе объ ипостасномъ (личномъ) соединеніи двухъ естествъ въ Іисусѣ Христѣ и разрѣшилъ возраженія Несторія противъ сей истины. Въ то же время святитель препроводилъ къ императору Ѳеодосію, императрицѣ и тремъ сестрамъ императора (св. Пульхеріи, Аркадіи и Маринѣ) три книги о вѣрѣ, въ которыхъ ясно изложилъ догматъ о воплощеніи Сына Божія и опровергъ заблужденія Несторія. Около этого же времени Кириллъ писалъ и къ нѣкоторымъ изъ своего клира, жившимъ въ Константинополѣ, и ближайшнмъ пастырямъ церкви. Въ письмахъ къ этимъ лицамъ св. защитникъ православія даетъ обѣщаніе стоять за истину до самой смерти. «Если бы нужно было, — такъ говоритъ св. Кириллъ въ письмѣ къ Акакію Мелитскому, — пожертвовать всѣмъ имуществомъ для примиренія съ собратіями, я тотчасъ доказалъ бы, что для меня все ниже любви; но теперь что мнѣ дѣлать, когда извращаютъ вѣру и вводятъ соблазнъ во всѣ церкви; что мнѣ, говорю, дѣлать, когда Самъ Богъ поставилъ меня строителемъ таинъ Своихъ, и по нашему строительству будутъ судимы всѣ поучаемые нами?... Я не забочусь объ оскорбленіяхъ мнѣ наносимыхъ и забываю ихъ; пусть судитъ Богъ... Предъ Богомъ говорю, что желаю ему (Несторію) славы и чести о Христѣ Іисусѣ, только бы оставилъ свои неправильныя мысли и призналъ ихъ незаконными. Если мы должны любить своихъ недруговъ, то тѣмъ болѣе товарищей и братьевъ. Но когда преступаютъ ученіе вѣры, то я ставлю себѣ правиломъ жизни — не терять твердости духа, хотя бы то стоило самой жизни». Такъ писалъ святитель александрійскій и съ неустрашимымъ духомъ, съ полнымъ сознаніемъ святости своего дѣла готовился встрѣтить и отражать врага Церкви и православной вѣры.

Между тѣмъ Несторій вмѣсто признанія вины своей отвѣчалъ Кириллу въ выраженіяхъ гордости и упорства. Мало того, сей лжеучитель для подкрѣпленія своего ученія хотѣлъ склонить на свою сторону римскаго папу (св. Келестина I), которому посылалъ свои сочиненія и письма. Папа счелъ нужнымъ разъяснить спорные вопросы вѣры на соборѣ, который и составленъ былъ въ Римѣ. Соборъ осудилъ ученіе Несторія и назначилъ ему десятидневный срокъ для принесенія раскаянія. И въ Александріи составился также соборъ, который согласно съ римскимъ предалъ осужденію ученіе Несторія. Извѣщая объ этомъ Несторія, Кириллъ подъ угрозою отлученія отъ сонма епископовъ увѣщевалъ его отречься отъ ложнаго ученія. А чтобы яснѣе видно было, въ чемъ состояло лжеученіе, отъ котораго Несторій долженъ былъ отказаться, къ письму присоединены были 12 такъ называемыхъ анаѳематизмовъ. Въ нихъ осуждались главные пункты заблужденія Несторія. Соборныя опредѣленія, осуждавшія Несторія, кажется, должны бы были расположить его оставить свое лжеученіе; но на самомъ дѣлѣ онъ далекъ былъ отъ раскаянія и продолжалъ съ прежнею силою защищать свое ученіе.

Для умиренія Церкви императоръ Ѳеодосій созвалъ вселенскій соборъ въ Ефесѣ (въ 431 г.). Объ этомъ просили императора и иноки православные, и клиръ, и самъ патріархъ Несторій, который, пользуясь покровительствомъ нѣкоторыхъ гражданскихъ сановниковъ, надѣялся оправдаться предъ соборомъ. Но соборъ, состоявшійся подъ предсѣдательствомъ св. Кирилла, осудилъ ученіе Несторія и опредѣлилъ удалить его съ престола. Раздраженные этимъ, сторонники Несторія стали взносить на Кирилла разныя клеветы и обращались съ нимъ дерзко, и вообще немало огорченій и оскорбленій пришлось перенести Кириллу на соборѣ. Но и въ сихъ тяжкихъ искушеніяхъ обычная твердость ни на минуту не оставляла святаго и восторжествовала надъ всѣми ухищреніями противниковъ. Папскіе послы, прибывшіе на соборъ, и сестра императора, Пульхерія, защитили Кирилла отъ разныхъ нареканій. Императоръ, выслушавъ посланныхъ отъ лица собора, оправдалъ гонимаго святителя и подтвердилъ опредѣленія собора. Такимъ образомъ вселенская Церковь, ратовавшая, можно сказать, въ лицѣ св. Кирилла противъ нечестиваго ученія еретиковъ, въ его же лицѣ праздновала свое избавленіе и торжество. Несторій былъ низложенъ съ константинопольскаго престола; на мѣсто его избранъ былъ (431 г.) Максиміанъ, человѣкъ благочестивый и правовѣрующій.

Изъ событій и дѣйствій св. Кирилла въ послѣдніе годы его жизни извѣстно между прочимъ причисленіе къ лику святыхъ Іоанна Златоустаго. Еще въ первые годы епископства св. Кирилла, Аттикъ, архіепископъ Константинопольскій, по настоянію антіохійскаго святителя Ѳеодота и своей паствы, внесъ въ церковные диптихи (книги, въ которыя вносили имена епископовъ и умершихъ) несправедливо осужденнаго и низложеннаго св. Іоанна Златоустаго, убѣждая къ тому же и св. Кирилла. Но Кириллъ, увлеченный своимъ дядею, Ѳеофиломъ, питавшимъ нѣкоторую вражду къ святителю Іоанну Златоустому, сначала не соглашался внесть его имя въ диптихи. Но потомъ, убѣжденный совѣтами многихъ другихъ и особенно письмами св. Исидора Пелусіота, а также нѣкоторымъ таинственнымъ чуднымъ видѣніемъ, Кириллъ перемѣнилъ свое намѣреніе и согласился съ Церковію Константинопольскою въ установленіи праздника въ память великаго іерарха.

Св. Кириллъ скончался въ 444 году, бывши архіепископомъ 32 года. Онъ завѣщалъ своею жизнію пастырямъ образецъ бодрствованія и непрестанныхъ подвиговъ ко благу Церкви, — всѣмъ, и пастырямъ, и пасомымъ примѣръ терпѣнія въ превратностяхъ и непоколебимой твердости въ исповѣданіи св. православной вѣры. Дѣйствительно, неутомимый дѣятель былъ сей святитель! Онъ не ограничивалъ своей дѣятельности заботами о своей паствѣ, но былъ строгимъ блюстителемъ и стражемъ чистоты вѣры вселенской Церкви. Неудивительно поэтому, что ближайшіе къ нему по времени церковные писатели называли его «мужемъ апостольскимъ, пастыремъ, который своею бдительностію превзошелъ славные примѣры предковъ, — твердымъ защитникомъ православной вѣры и непрестающимъ проповѣдникомъ».

Всѣ его творенія, кромѣ не многихъ словъ и писемъ, по содержанію своему могутъ быть раздѣлены на два рода: вѣроучительныя и истолковательныя. Главная заслуга св. Кирилла, какъ богослова, заключается въ раскрытіи и объясненіи имъ догмата о единствѣ лица въ Іисусѣ Христѣ съ сохраненіемъ двухъ естествъ.

(Четьи-менеи 9 іюня. Прибавл. къ творен. св. отцевъ 1854 г. часть 13-я.)

Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи. — Мѣсяцъ Январь. — Изданіе книгопродавца Д. И. Прѣснова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1884. — С. 332-340.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0