Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Д. И. Протопоповъ.
Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію,
южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи.

Мѣсяцъ Августъ.
День двадцать восьмой.

Память свв. печерскихъ угодниковъ, почивающихъ въ Дальней пещерѣ — преп. Ѳеодосія.

Въ церкви Благовѣщенія въ тѣхъ же пещерахъ: преп. Веніамина, преп. Евфросини игуменіи Полоцкія, преп. Кассіана затворника, Арсенія трудолюбиваго, Евфимія схимника, Тита воина, Ахилы діакона, Паисія, Меркурія постника.

Въ церкви преп. Ѳеодосія: Макарія діакона, Пимена постника, Леонтія канонарха Печерскаго, Геронтія канонарха Печерскаго, Захаріи постника, Силуана схимника, Агаѳона чудотворца, Игнатія архимандрита Печерскаго.

Въ церкви Рождества Христова: преп. Лонгина, вратаря Печерскаго.

Кромѣ того, въ рукописныхъ святцахъ и памятникахъ упоминаются памяти почившихъ или невидимо почивающихъ въ Ѳеодосіевой пещерѣ: Иларіона, митрополита Кіевскаго, Амфилохія, еп. Владиміра-Волынскаго, Симеона, еп. Переславскаго, Тимоѳея, игумена лавры, Досиѳея (въ схимѣ Ѳеодосія) игумена, Акиндина, преемника его, старцевъ — Евлогія и Даніила.


Въ 28-й день августа Кіево-Печерская Лавра совершаетъ память всѣхъ подвижниковъ, нетлѣнно почивающихъ въ пещерѣ Ѳеодосіевой. Всѣхъ преподобныхъ, почивающихъ здѣсь — 45: изъ нихъ видимо почиваютъ — 32 и въ затворѣ — 13. Соборъ ихъ празднуется 28 августа, и кромѣ того во 2-ю недѣлю Великаго поста, вмѣстѣ съ соборомъ преподобныхъ отецъ Антоніевой, или ближней пещеры. Преподобнымъ, почивающимъ въ Ѳеодосіевой пещерѣ, положена служба всѣмъ вообще вмѣстѣ 28 августа, тогда какъ почивающіе въ Антоніевой пещерѣ имѣютъ особые дни службы имъ. Здѣсь будутъ излагаться житія или черты изъ жизни только тѣхъ святыхъ, свѣдѣнія о которыхъ сохранились.

Преп. Моисей чудотворецъ, желая представить Богу свое тѣло чистымъ, старался умерщвлять его разными способами; напр. носилъ на голомъ тѣлѣ желѣзный поясъ и желѣзный крестъ, который устроилъ себѣ самъ; за такіе подвиги и труды удостоился дара чудотвореній. Кальнофойскій пишетъ: «преподобные двое, во Св. Духѣ братія, Мартирій и Моисей, положены въ одномъ гробѣ, цѣлые въ святыхъ тѣлахъ своихъ». Нынѣ они покоятся отдѣльно.

Преп. Пафнутій затворникъ, по древнему извѣстію. «сдѣлавшись инокомъ, постоянно плакалъ, вспоминая о смертномъ часѣ, когда будетъ разлучаться душа съ тѣломъ. Гдѣ станутъ ангелы? кому достанется душа? какое рѣшеніе учинитъ Христосъ? гдѣ будетъ находиться душа: въ раю ли, или въ аду? Такъ въ плачѣ онъ провелъ всю жизнь, а умирая видѣлъ лики ангеловъ, которые, пришедши, взяли его душу и отнесли на небо».

Преп. Мартирій діаконъ, по древнему извѣстію, за великую чистоту и постническіе подвиги удостоенъ былъ діаконства и дара чудесъ. Многіе обращались къ нему за помощію въ своихъ нуждахъ еще при жизни, и всѣ, за кого онъ молился предъ Богомъ, стоя на амвонѣ, получали просимое: или здоровье, или благую мысль. Онъ былъ страшенъ бѣсамъ и издали прогонялъ ихъ молитвою; послѣ долгихъ подвиговъ и трудовъ переселился къ Богу.

Преп. Ѳеодоръ, князь Острожскій, отдаленный потомокъ Владиміра святаго, усердно строилъ и украшалъ православные храмы на Волыни въ то время, когда папизмъ старался разрушать ихъ. Ревностный сынъ православной церкви, князь Ѳеодоръ былъ мужественнымъ защитникомъ православныхъ противъ насилій папизма. Когда Ягелло, отступникъ отъ православія, для жены своей Ядвиги сталъ тѣснить св. вѣру и права русскихъ, князь Ѳеодоръ, по словамъ современнаго польскаго историка, «самый храбрый изъ всѣхъ князей Литвы и Россіи и самый опытный въ военномъ дѣлѣ», принявъ сторону низверженнаго защитника православныхъ Свидригайлы, въ 1432 году нѣсколько разъ разбивалъ поляковъ, взялъ Смотричъ и едва не уничтожилъ польскую армію. Побѣда его вынудила Ягелла оградить закономъ свободу православія, сравнять русское дворянство съ польскимъ и оставить безъ исполненія замыслы, непріязненные православію. Когда же Ягелло перемѣнился въ отношеніяхъ своихъ къ православію, князь Ѳеодоръ примирился съ Польшею и въ 1435 году, освободясь изъ рукъ жестокаго Свидригайлы, возымѣвшаго къ нему недовѣріе, осыпанъ былъ милостынями Польши. Въ послѣдній разъ мы встрѣчаемъ въ исторіи имя князя Ѳеодора въ 1438 году, когда онъ участвовалъ въ жаркой битвѣ съ татарами, въ которой, по словамъ современника, «палъ цвѣтъ русскаго дворянства». Вѣроятно, вскорѣ послѣ этого онъ вступилъ въ Кіево-Печерскій монастырь и съ принятіемъ иноческаго чина принялъ вмѣсто мірскаго имени новое имя — Ѳеодосія и смѣнилъ княжескую мантію на иноческое вретище. По древнему печерскому извѣстію, онъ, «оставивши прелесть міра сего и княжескую славу, взялъ на себя святое иночество, крѣпко подвизался для своего спасемія до самой смерти». Неизвѣстно достовѣрно, былъ ли преп. Ѳеодоръ посвященъ въ санъ іеромонаха или же скончался въ санѣ простаго инока. На обыкновенныхъ лаврскихъ иконахъ, извѣстныхъ подъ именемъ «собора святыхъ угодниковъ Печерскихъ», преп. Ѳеодоръ изображается въ одеждѣ простаго монаха: въ мантіи и подрясникѣ, опоясанномъ кушакомъ, съ княжескою короною у ногъ. Подлинникъ изображаетъ его такъ: «преп. Ѳеодоръ, князь Острожскій, надсѣдъ; брада на конецъ космами, власы съ ушей; на плечахъ клобукъ черный; риза преподобническая; руки на крестъ держитъ у сердца». Точно также безъ всякихъ признаковъ священства изображается преп. Ѳеодоръ и на иконѣ, стоящей надъ его мощами. Между тѣмъ въ Пятницкой церкви въ городѣ Острогѣ есть старинный образъ преп. Ѳеодора въ ростъ, находившійся нѣкогда, какъ говоритъ преданіе, въ бывшей острожской семинарской Преображенской церкви. На этой иконѣ преп. Ѳеодоръ изображенъ въ мантіи, съ книгою въ рукѣ и въ епитрахили. Въ такомъ же видѣ изображается онъ и въ церкви Кирилло-Меѳодіевскаго Острожскаго братства. Значитъ, на Волыни издревле было преданіе о посвященіи преп. Ѳеодора въ санъ священства. Преп. Ѳеодоръ скончался, вѣроятно, 11-го августа, потому что въ этотъ день издревле особо совершается его память въ Кіево-Печерской лаврѣ.

Преп. Діонисій затворникъ, по прозванію «Щепа», іеромонахъ и блюститель пещеръ. При немъ въ 1463 году, въ княженіе благочестиваго кіевскаго князя Сампсона Александровича, при митрополитѣ Іонѣ и архимандритѣ печерскомъ Николаѣ, было слѣдующее событіе въ пещерѣ Антоніевой. Въ день святой Пасхи, во время пасхальной утрени, когда преп. Діонисій со крестомъ обходилъ пещеры, чтобы покадить святыя мощи усопшихъ подвижниковъ и, придя въ пещеру, въ избыткѣ духовной радости и любви къ нимъ, воскликнулъ: «святые отцы и братія! сегодня есть великій день: Христосъ Воскресе!» — въ то же мгновеніе ему отвѣчалъ отъ всѣхъ святыхъ голосъ, какъ громъ: «воистину воскресе!» Послѣ этого событія преподобный Діонисій заключился въ затворъ, гдѣ и скончался.

Св. Ѳеофилъ, епископъ Новгородскій, послѣдній владыка вольнаго Новгорода. Начало своей иноческой жизни онъ проводилъ въ Отенской обители и при святителѣ Іонѣ былъ протодіакономъ и ризничимъ архіерейской каѳедры. По смерти святителя Іоны Ѳеофилъ жребіемъ былъ избранъ въ архіепископа Новгородскаго. Но монахъ Пименъ, бывшій ключникомъ и умѣвшій обогатиться на счетъ архіепископской казны, сильно домогался той же власти. Онъ присталъ къ партіи недовольныхъ великимъ княземъ и объявилъ своимъ друзьямъ: «пошлите меня въ Кіевъ, я согласенъ принять рукоположеніе отъ Григорія». Но его происки не удались: онъ былъ уличенъ въ расхищеніи архіепископской казны, его обобрали и выгнали изъ города. Послѣ этого послали въ Москву къ митрополиту просьбу о дозволеніи явиться Ѳеофилу для посвященія во епископа. Между тѣмъ въ это же время начались сильныя волненія въ Новгородѣ противъ великаго князя; нѣкоторые изъ мятежниковъ хотѣли отдать Новгородъ подъ покровительство Польши и, измѣнивъ государю Московскому, готовы были поколебать вѣру своихъ праотцевъ. Напрасно преподобный Ѳеофилъ уговаривалъ безпокойныхъ искателей суеты опомниться: Новгородъ, по требованію людей своекорыстныхъ, вступилъ въ договоръ съ королемъ польскимъ; Ѳеофилъ останавливалъ буйныхъ и говорилъ имъ: «или не измѣняйте православію, или я не буду пастыремъ отступниковъ, — иду назадъ въ смиренную келлію, откуда вы извлекли меня на позорище мятежа». Но его удержали въ домѣ епископа и заставили принять участіе въ договорѣ. Свою насильственную измѣну Ѳеофилъ загладилъ по крайней мѣрѣ тѣмъ, что настоялъ въ договорѣ, чтобы православная вѣра оставалась неприкосновенною въ новгородскихъ владѣніяхъ и отнюдь не было бы здѣсь костеловъ; о самомъ посвященіи архіепископа было сказано, что онъ будетъ посвящаться тамъ, гдѣ угодно Новгороду. Митрополитъ московскій Филиппъ, благодаря связямъ съ Ѳеофиломъ, не разъ посылалъ письменныя увѣщанія Новгороду — разорвать связь съ королемъ польскимъ. Но ослѣпленный народъ не внималъ словамъ пастыря: Новгородъ рѣшился на войну съ великимъ княземъ. Война началась къ несчастію не удачная для Новгорода, потому что новгородцы нѣсколько разъ были разбиваемы; наконецъ Шелонская битва (14 іюля 1471 г.), въ которой полкъ архіепископа, по его наставленію, не принималъ участія, рѣшила участь новгородцевъ: князь разбилъ ихъ окончательно. Ѳеофилъ заставилъ новгородцевъ просить милости у православнаго Государя и при его посредствѣ былъ заключенъ договоръ съ великимъ княземъ Московскимъ. Все это дѣлалъ Ѳеофилъ, не будучи еще посвященъ въ санъ архіепископа; наконецъ въ декабрѣ его посвятили въ архіепископа въ Москвѣ, и онъ выпросилъ у великаго князя свободу 30-ти знаменитымъ гражданамъ, захваченнымъ въ плѣнъ. Послѣ посвященія архипастырь мирно занимался церковными дѣлами и посѣщалъ Псковъ для обыкновенныхъ судныхъ дѣлъ. Въ 1475 году Іоанну донесли на неправосудіе новгородскихъ сановниковъ; обвиненіе, къ несчастію Новгорода, было справедливо; архіепископъ два раза являлся къ великому князю съ ходатайствомъ о милосердіи къ виновнымъ. Іоаннъ III-й оказалъ нѣкоторое снисхожденіе. Но въ 1477 году снова вспыхнули смуты; Іоаннъ при такихъ смутахъ потребовалъ отъ Новгорода, чтобы онъ отказался отъ всѣхъ древнихъ своихъ правъ. Блаженный Ѳеофилъ много употребилъ трудовъ на то, чтобы, какъ великій князь смягчилъ свои суровыя требованія, такъ и Новгородъ не былъ слишкомъ настойчивъ на свои отжившія права; не разъ архіепископъ являлся къ великому князю съ просъбами за Новгородъ. Іоаннъ сдѣлалъ кое-какія уступки, но неважныя. Послѣ этого Новгородъ снова отважился вступить въ сношенія съ польскимъ королемъ, и Ѳеофилъ по званію архіепископа Новгородскаго вовлеченъ былъ въ это дѣло. Тогда Іоаннъ III-й вошелъ въ Новгородъ съ войскомъ, и вѣче навсегда умолкло. Новгородская каѳедра лишена была многихъ селъ и имуществъ, собранныхъ вѣками; затѣмъ Ѳеофила заставили отказаться граматою отъ управленія епархіею, отправили въ Москву, гдѣ онъ около трехъ лѣтъ жилъ въ Чудовомъ монастырѣ, сперва въ тѣсномъ заключеніи, а потомъ больной. На пещерной доскѣ, закрывавшей мощи блаженнаго святителя, было написано слѣдующее: «когда Ѳеофилъ лежалъ больной въ Чудовомъ монастырѣ, — явился ему новгородскій епископъ Нифонтъ, почивающій въ ближнихъ пещерахъ, и напомнилъ ему обѣщаніе его поклониться печерскимъ преподобнымъ. Ѳеофилъ отправился въ Кіевъ и уже приближался къ Днѣпру, какъ болѣзнь его усилилась, и онъ получилъ откровеніе, что хотя онъ не достигнетъ живымъ до пещеръ, но тѣло его упокоится въ нихъ, и это исполнилось».

Преп. Зинонъ, постникъ и трудолюбецъ, благоугодилъ Богу многими подвигами добродѣтельнаго иноческаго житія, — постомъ, молитвами, смиреніемъ, послушаніемъ. Кальнофойскій писалъ: «почилъ послѣ трудовъ своихъ благословенный инокъ Зинонъ; въ тѣлѣ цѣломъ лежитъ».

Преп. Григорій чудотворецъ отличался подвигомъ воздержанія и поста. Пищею ему во всю жизнь служила невареная трава, а питьемъ — вода; ночь онъ проводилъ въ молитвѣ. За такіе подвиги онъ сподобился отъ Бога дара чудотворенія: всѣ недужные, вкушая съ водою траву, которою онъ питался, получали исцѣленіе.

Преп. Ипатій, врачъ и цѣлебникъ, весь день непрестанно трудился на послушаніи монастырскомъ, а ночи стоялъ на молитвѣ, очень рѣдко ложась для малаго успокоенія; вкушалъ только хлѣбъ и воду — и то въ маломъ количествѣ. Служа святымъ отцамъ во время ихъ болѣзни, онъ самъ получилъ отъ Бога такой даръ, что прикосновеніемъ руки исцѣлялъ больныхъ; и нынѣ, кто въ болѣзни притекаетъ къ мощамъ его, получаетъ исцѣленіе.

Св. Лукіанъ пресвитеръ, благочестиво поживъ въ священствѣ и иночествѣ, потерпѣлъ мученическую смерть, при нашествіи Батыя въ 1239 году.

Преп. Іосифъ многоболѣзненный, находясь много лѣтъ въ болѣзни, обѣщался до смерти служить въ Печерскомъ монастырѣ, если Господь даруетъ ему здравіе. Господь услышалъ его молитву: онъ выздоровѣлъ; поступивъ въ монастырь, онъ до смерти усердно подвизался, угождая Господу Богу постомъ и молитвою и служа братіи съ смиреннымъ послушаніемъ. Правая рука почившаго преп. Іосифа остается въ положеніи молящейся: три первые перста соединены вмѣстѣ, два послѣдніе — безымянный и малый пригнуты къ ладони.

Преп. Павелъ послушливый, принявъ на себя иноческій образъ въ Печерскомъ монастырѣ, безропотно выполнялъ всякое послушаніе, какое ни назначалъ ему настоятель, и никогда не былъ празднымъ.

Преп. Сисой схимникъ проводилъ свою жизнь въ великихъ постническихъ трудахъ, коимъ удивлялись всѣ его знавшіе. Богъ даровалъ ему побѣду надъ страстями и злыми духами и осѣнялъ его Своею благодатію. Задолго до смерти онъ предузналъ и предсказалъ свою кончину. По рукописнымъ святцамъ, онъ былъ канонархистомъ, — конечно до принятія схимы.

Преп. Несторъ, по древнему извѣстію, «не книжный, не тотъ, что написалъ лѣтопись о Россіи, а другой». Этотъ былъ неученый и рода простаго. Оставивъ свѣтъ и мірскія хлопоты, онъ такъ горячо служилъ Господу, что, слушая благочестивыя поученія, никогда не дремалъ; молясь, не думалъ ни о чемъ другомъ, какъ о Богѣ, и о томъ, что говорилъ языкомъ. Онъ видалъ при молитвахъ ангеловъ и Самого Христа и узналъ день своей смерти.

Преп. Памво, по древнему извѣстію, «пойманный на послушаніи монастырскомъ отъ поганъ, много отъ нихъ пострада, не хотячи Христа отврещися». Нужно полагать, что онъ терпѣлъ страданія за вѣру отъ татаръ-язычниковъ. По всей вѣроятности, это было въ 1240 году, когда иноки, затворившись въ пещерахъ отъ враговъ, вынуждены были послать Памву за пищею. Какъ ни велика была опасность, Памво принялъ на себя дѣло послушанія, но былъ схваченъ татарами, которые подвергли его мукамъ. Освобожденный чудесно отъ смерти, онъ почилъ въ затворѣ.

Преп. Ѳеодоръ молчаливый, избравъ молчаніе путемъ ко всегдашнему богомыслію и средствомъ удержать себя отъ согрѣшенія даже и въ словѣ, угодилъ чрезъ это Господу и получилъ отъ Него даръ чудотворенія.

Преп. Софроній затворникъ каждый день прочитывалъ псалтирь, всегда носилъ власяницу и еще носилъ на тѣлѣ желѣзный поясъ.

Преп. Аммонъ затворникъ много странствовалъ въ свою жизнь. По благословенію игумена, путешествовалъ на святую Аѳонскую гору и въ Іерусалимъ, ревнуя жизни великихъ святыхъ отцевъ; вернувшись, онъ жилъ такъ свято, что для многихъ служилъ образцемъ иноческаго житія.

Преп. Мардарій затворникъ, по рукоппснымъ святцамъ, «нестяжательный», по древней надписп «безкелейный». Съ тѣхъ поръ, какъ сталъ инокомъ, онъ старался хранить постъ, молитву и послушаніе, и пріучилъ себя къ полному безкорыстію, такъ что ничего не хотѣлъ держать въ своей келліи, кромѣ одежды, которую носилъ на себѣ.

Преп. Піоръ затворникъ отличался особенно постомъ и трудолюбіемъ. Преп. Руфъ затворникъ, выполняя послушанія, постоянно заботился быть лучшимъ.

Преп. Веніаминъ изъ богатыхъ купцовъ обратился къ иноческимъ подвигамъ размышленіемъ о словахъ Писанія: «яко неудобь богатіи внидутъ въ Царствіе небесное»; раздавъ все свое богатство, онъ принялъ добровольную нищету и постригся въ монахи. Святыя мощи почиваютъ нетлѣнно.

Преп. Арсеній трудолюбивый никогда не былъ празднымъ, а всегда — то молился, то выполнялъ монастырское послушаніе; пищи никогда не принималъ прежде захожденія солнца.

Преп. Евѳимій схимникъ жилъ чисто и безмолвно, подражая добродѣтелямъ великихъ святыхъ. Кальнофойскій пишетъ, что раменнымъ крестомъ преп. Евѳимія благословляются приходящіе къ нему, и нѣкторые больные получаютъ исцѣленіе. По древнему извѣстію, онъ съ тѣхъ поръ, какъ облекся въ схиму, ни съ кѣмъ не говорилъ ни слова: пищи вареной никогда не вкушалъ, а только одно суровое зелье.

Преп. Титъ воинъ, будучи на войнѣ, смертельно былъ раненъ въ голову, вслѣдствіе чего оставилъ военную службу. Немного оправившись отъ болѣзни, онъ пришелъ въ Печерскій монастырь и былъ принятъ въ число иноковъ; постригшись, онъ усердно подвизался въ постѣ и молитвѣ, воюя съ невидимымъ врагомъ — діаволомъ; усердными молитвенными слезами онъ снискаль у Бога такую благодать, что ему еще при жизни было возвѣщено объ отпущеніи его грѣховъ.

Преп. Ахила діаконъ не только никогда не вкушалъ вкусной пищи, приправленной или вареной, но и суровой ѣлъ мало; пищею ему служила просфора, вкушаемая разъ въ недѣлю. При такомъ постѣ «онъ былъ твердъ въ молитвенныхъ бдѣніяхъ».

Препп. Паисій и Меркурій, живя между собою въ неразлучной братской любви и единомысліи, непрестанно просили Бога о томъ, чтобы Онъ не разлучилъ ихъ другъ съ другомъ ни въ сей жизни, ни въ будущей. И Господь далъ имъ по молитвѣ и вѣрѣ ихъ: на землѣ они жили всегда въ одной келліи и по смерти были положены въ одномъ гробѣ. Нынѣ, неизвѣстно съ какого времени, они почиваютъ въ особыхъ ракахъ другъ противъ друга, по обимъ сторонамъ пещернаго корридора.

Преп. Макарій діаконъ, будучи больнымъ ребенкомъ, обѣщанъ былъ Богу, если выздоровѣетъ, и, по выздоровленіи, отданъ былъ печерскимъ отцамъ; обученный въ монастырѣ всему доброму удостоился монашества и діаконства, въ каковомъ санѣ еще усерднѣе служилъ Богу въ постѣ и молитвѣ, такъ что сподобился дара чудесъ.

Преп. Пименъ постникъ былъ игуменомъ Печерскаго монастыря съ 1132 года до 1141 года; при немъ подвизались св. князь Николай Святоша, преп. Спиридонъ и Никодимъ. Онъ имѣлъ отъ Господа ту благодать, что вкушалъ пищу только одинъ разъ въ недѣлю и то весьма мало и никогда не ослабѣвалъ отъ поста и труда въ монастырскихъ послушаніяхъ: днемъ онъ мололъ въ жерновахъ, носилъ дрова для братіи, а ночью подвизался въ молитвахъ.

Препп. Леонтій и Геронтій, канонархи Печерскіе, исполнявшіе важную должность канонаршескую въ Великой церкви Печерской обители, оба еще въ отрочествѣ постриглись въ иночество и угождали Господу молитвами, воздержаніемъ и ревностнымъ прохожденіемъ своего служенія, уподобляясь въ этихъ подвигахъ совершеннымъ въ духовномъ возрастѣ святымъ отцамъ.

Преп. Захарія постникъ въ иночествѣ не вкушалъ ни печенаго, ни варенаго, а питался только зернами яроваго хлѣба, употребляя эту пищу въ самомъ маломъ количествѣ, и то по захожденіи солнца; онъ былъ страшенъ бѣсамъ, такъ что одно призываніе его имени отгоняло ихъ.

Преп. Силуанъ схимникъ, по канону, «ревнитель чистоты и охранитель садовъ» однажды связалъ воровъ, пришедшихъ воровать плоды. Древнее извѣстіе вотъ что разсказываетъ объ этомъ: однажды воры пришли красть, — преп. Силуанъ связалъ ихъ молитвою, такъ что они не могли двинуться съ мѣста три дня, а потомъ, доведши ихъ до раскаянія, отпустилъ.

Преп. Агаѳонъ чудотворецъ за постническую жизнь сподобился такого дара, что на какого больнаго возлагалъ руку, тотъ получалъ исцѣленіе; онъ имѣлъ также и даръ пророчества и зналъ о времени своей смерти.

Преп. Игнатій, архимадритъ Печерскій (съ 1435 года), за свою святую жизнь получилъ отъ Бога даръ чудесъ: своею молитвою онъ исцѣлялъ многихъ больныхъ; кому давалъ просфору, освященную во время его служенія, тотъ получалъ исцѣленіе.

Преп. Лонгинъ, вратарь Печерскій имѣлъ, по древнему извѣстію, такой даръ отъ Господа, что зналъ мысли людей, съ какими кто входилъ въ монастырь и съ какими выходилъ; кого видѣлъ съ дурными мыслями, тому напоминалъ, чтобы онъ оставилъ свою злую мысль, грозя ему гнѣвомъ отъ Господа.

Св. Иларіонъ, митрополитъ Кіевскій, по извѣстіямъ преп. Нестора, до своего посвященія въ епископство выполнялъ священническую службу при храмѣ княжескаго села Берестова, гдѣ былъ дворецъ великаго князя и гдѣ, по примѣру своего отца, любилъ жить благовѣрный Ярославъ. Въ то время Иларіонъ былъ извѣстенъ какъ «мужъ благій и книжный, еще же и постникъ». Постриженіе въ иночество онъ принялъ отъ преп. Антонія, вѣроятно, не задолго до своего святительства. Когда (въ 1049 году) умеръ митрополитъ Ѳеопемптъ, то великій князь Ярославъ рѣшилъ возвести благочестиваго и просвѣщеннаго Иларіона на каѳедру митрополита всей Руси. Блаженный Иларіонъ былъ поставленъ въ митрополита въ Кіевъ соборомъ русскихъ архипастырей. Посвященный по древнему правилу, Иларіонъ, по установившемуся обычаю, испрашивалъ и получилъ утвержденіе себѣ въ званіи митрополита отъ патріарха. Ко времени управленія Иларіона Русскою Церковію относятся блистательныя церковныя событія. Въ его время начало процвѣтать духовное просвѣщеніе — умножены церковныя училища; въ его же время разцвѣтало искреннее благочестіе; къ его же времени относилось устройство церковнаго богослуженія. Достовѣрно неизвѣстно, когда послѣдовала блаженная кончина святителя, но, вѣроятно, не прежде 1066 года. По своимъ писаніямъ митрополитъ Иларіонъ остается навсегда незабвеннымъ учителемъ вѣры и благочестія. Его «поученіе о законѣ и благодати и похвала Кагану Владиміру», «исповѣданіе вѣры» и «наставленіе о жизни» — памятники его живаго благочестія и глубокаго знанія вѣры, живаго краснорѣчія и сильнаго чувства. — Самое замѣчательное изъ этихъ сочиненій «поученіе о законѣ и благодати». Ученіе о ветхомъ и новомъ законѣ показываетъ собою, что тогда имѣли нужду говорить противъ іудейства. Иларіонъ въ своемъ поученіи показываетъ превосходство благодати Христовой предъ закономъ прежде всего исторіею Агари и Сарры, потомъ раскрываетъ всемірное значеніе христіанства и мѣстное, временное — Закона Моисеева. «Законъ существовалъ прежде, но не надолго возвысился и прошелъ. Вѣра христіанская, хотя и явилась послѣ, стала болѣе закона и распространилась на множество языковъ. Благодать Христова наполнила всю землю, покрыла ее какъ морская вода. Всѣ, оставивъ ветхое, испортившееся по худобѣ іудеевъ, держатся новаго... Прежде въ одномъ Іерусалимѣ было мѣсто для поклоненія Богу, нынѣ же Св. Троица славится но всей землѣ и принимаетъ поклоненіе отъ всей твари: малые и великіе славятъ Бога». За тѣмъ излагастся основная мысль христіанства — соединеніе Божества съ человѣчествомъ и обличается слѣпота іудеевъ, не понявшихъ Божественнаго величія въ Іисусѣ Христѣ и ученія пророковъ о Мессіи. Наконецъ мысль о всемірномъ значеніи христіанства излагается въ приложеніи къ русскому народу, при чемъ показывается, какія высокія благодѣянія принесло съ собою христіанство въ Россію. «Уже не безъ надеждъ мы, но уповаемъ на жизнь вѣчную, уже не капища строимъ, но созидаемъ церкви Христовы, не закалаемъ другъ друга въ жертву бѣсамъ, но Христосъ за насъ закалается и раздробляется въ жертву Богу и Отцу, уже не кровь жертвъ вкушаемъ и погибаемъ, но вкушаемъ пречистую кровь Христову и спасаемся... Слѣпыми были, не зная свѣта истиннаго и блуждая во тмѣ идолопоклонства, — глухи мы были, не слыша спасительнаго ученія, но помиловалъ насъ Богъ и пролилъ на насъ свѣтъ видѣнія... Мы были прежде подобны звѣрямъ и скотамъ, не умѣли различать правой руки отъ лѣвой, привязаны были къ земному и ни мало не заботились о небесномъ, но и къ намъ Господь послалъ заповѣди, которыя ведутъ къ вѣчной жизни».

О св. Амфилохіи, еп. Владиміра Волынскаго, лѣтописи говорятъ намъ только то, что онъ хиротонисанъ въ 1105 году и скончался въ 1122 году. Въ одномъ спискѣ святцевъ сказано, что «святой Амфилохій въ пещерѣ преставися».

Игуменъ Тимоѳей съ 1127 года былъ предшественнпкомъ Пимена и преемникомъ Прохора. Въ 1130 году онъ обложилъ раку преп. Ѳеодосія серебромъ и золотомъ, на что суздальскимъ тысяцкимъ Юріемъ Симоновичемъ было прислано 500 гривенъ серебра и 50 гривенъ золота.

Преп. Досиѳей, архимандритъ Печерскій, первый принесь въ Россію съ св. горы Аѳонской чинъ пѣнія дванадесяти псалмовъ и написалъ отвѣтъ на предложенные ему вопросы о жизни аѳонскихъ иноковъ. Неизвѣстно, когда принято имъ имя Ѳеодосія — въ малой ли схимѣ, или въ великой, только въ назидательномъ повѣствованіи его о жизни аѳонцевъ по спискамъ онъ называется то Досиѳеемъ, то Ѳеодосіемъ.

Преп. Акиндинъ, игуменъ Печерскій, съ 1219 г. былъ преемникомъ преп. Досиѳея-Ѳеодосія. По лѣтописи Акиндинъ въ 1231 году былъ на посвященіи ростовскаго епископа Кирилла. Блаженный Симонъ епископъ называетъ его «мужемъ святымъ». О ревиости его къ духовной жизни свидѣтельствуетъ то, что онъ приказалъ благочестивому и наблюдательному Поликарпу описать жизнь печерскихъ подвижниковъ, въ память и назиданіе черноризцамъ. Поликарпъ, какъ самъ онъ говоритъ, исполнилъ эту волю блаженнаго игумена въ «15-й годъ его игуменства», т. е. въ 1234 году.

Въ Ѳеодосіевыхъ пещерахъ, въ церкви Рождества Христова находятся еще тридцать мѵроточивыхъ главъ неизвѣстныхъ по имени святыхъ. Вотъ что разсказываетъ о нихъ одно уважаемое свѣтское лицо: «въ той части пещеръ, которая доступна для всѣхъ богомольцевъ, мѵроточивыя главы лежатъ на блюдахъ, прикрытыя особаго устройства колпаками; изъ главъ сочится на эти блюда по каплямъ мѵро, что-то въ родѣ безцвѣтнаго и безвкуснаго масла на видъ жиже обыкновеннаго деревяннаго, нѣжно пріятнаго запаха. Однажды при мнѣ былъ такой случай: мой знакомый, докторъ Савенко, не вѣрилъ, чтобы изъ главъ могло истекать мѵро, и притомъ безпрерывно, онъ думалъ, что это — продѣлка монаховъ. Поэтому, какъ только ему случилось быть въ Кіевѣ, онъ не преминулъ сдѣлать относительно этого опытъ, разумѣется, съ разрѣшенія монастырскихъ властей. Опытъ состоялъ въ томъ, что Савенко взялъ одну изъ мѵроточивыхъ главъ, вытеръ ее насухо сукномъ внутри и снаружи, точно также вытеръ и сосудъ, обвязалъ все это протечной бумагой и запечаталъ. Дверь комнаты, гдѣ была оставлена глава, тоже запечатали. На другой день Савенко пришелъ, самъ распечаталъ главу, — и въ сосудѣ оказалось мѵро. (Разсказъ профессора О. Г. Солнцева въ «Русской Старинѣ» 1876 г. іюнь.)

Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи. — Мѣсяцъ Августъ. — Изданіе книгопродавца Д. И. Прѣснова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 424-440.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0