Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Д. И. Протопоповъ.
Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію,
южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи.

Мѣсяцъ Августъ.
День двадцать восьмой.

Преп. Саввы Псковскаго или Крыпецкаго.

Недалеко однако отошелъ преп. Савва отъ монастыря преп. Евфросина: онъ поселился за 15 верстъ отъ Толвы, въ Крыпецкой пустынѣ, бывшей тогда почти непроходимою. Здѣсь онъ жилъ одинъ на большемъ холмѣ, при небольшемъ озерѣ; вокругъ были лѣсъ и мхи, гдѣ жили только медвѣди и другіе дикіе звѣри. Пищею для отшельника были только хлѣбъ и вода, но и этого онъ вкушалъ по немногу и то къ вечеру, въ среду же и пятницу вовсе ничего не вкушалъ. Въ теченіи дня преподобный не оставался празднымъ: онъ воздѣлывалъ землю, чтобы питаться трудами рукъ своихъ. Онъ терпѣлъ много нападеній отъ нечистыхъ духовъ, которые старались изгнать его страшными привидѣніями, но преподобный силою молитвы и крестнаго знаменія побѣждалъ ихъ. Спустя нѣсколько лѣтъ отшельнической жизни преп. Саввы, слава о немъ распространилась по окрестностямъ: одни восхваляли его высокое смиреніе, кроткій нравъ и трудолюбивый подвигъ, другихъ поражала сладость его ученія. Привлекаемые такою молвою о святой жизни преп. Саввы, къ нему стали собираться изъ Пскова и окрестныхъ мѣстъ ревнители пустынной жизни; всѣхъ съ любовію принималъ преподобный, какъ достойный ученикъ учителя своего Христа. Ученики упросили его устроить обитель; онъ построилъ храмъ въ честь св. Іоанна Богослова, и этимъ было положено начало Крыпецкой обители, но настоятельства надъ обителью преп. Савва не принялъ, а поручилъ управлять ею Кассіану. По высокой жизни основателя обитель скоро получила извѣстность, и ее стали многіе посѣщать. Князья, посадники, бояре и благочестивые люди города Пскова стали приходить къ Саввѣ за духовнымъ совѣтомъ, и онъ всѣхъ отпускалъ съ назиданіемъ, поучая ихъ воздерживаться отъ лѣности и неправды, отъ зависти и клеветы. Посѣщавшимъ его мірянамъ онъ свободно предлагалъ врачества противъ немощей того времени. Онъ училъ ихъ соблюдать чистоту тѣлесную, напоминая о судѣ апостольскомъ противъ сквернителей тѣла. Вельможамъ и судьямъ онъ внушалъ производить справедливый судъ и не обижать бѣдныхъ. Богатыхъ увѣщевалъ подавать милостыню, напоминая сказанное въ Писаніи, что домъ милостивыхъ не оскудѣетъ. Вообще всѣмъ онъ напоминалъ уклоняться отъ ссоръ и вражды, вредныхъ и для земнаго счастія, — а лучше сохранять любовь и миръ и покрывать ошибки другихъ снисхожденіемъ, чтобы и насъ прощали. Такъ преп. Савва устроялъ спасеніе многихъ душъ, и нѣкоторые изъ приходившихъ къ нему не хотѣли болѣе возвращаться въ міръ, но принимали отъ него постриженіе и оставались въ монастырѣ иноками. Управлявшій Псковомъ князь Ярославъ Васильевичъ Оболенскій особенно часто посѣщалъ обитель преп. Саввы и благотворилъ ей: онъ еженедѣльно пріѣзжалъ въ монастырь ко всенощному бдѣнію, чтобы потомъ насладиться духовною бесѣдою старца. Однажды онъ приближался къ обители вмѣстѣ съ больною супругою. Савва послалъ сказать ему: «старецъ, грѣшный Савва, говоритъ тебѣ, князь, не вступай въ обитель съ княгинею; у насъ здѣсь такое правило — женщины не должны входить въ обитель. Если нарушишь отеческую заповѣдь, княгиня твоя не получитъ отъ Бога исцѣленія въ своей болѣзни». Смиренно повиновался князь и одинъ пришелъ въ монастырь просить прощенія у старца въ своей винѣ. Савва, разрѣшивъ князя отъ невольнаго грѣха, вышелъ съ братіею за ворота обители; тамъ былъ совершенъ молебенъ, послѣ котораго княгиня у ногъ преподобнаго просила его молитвъ. Осѣняя ее крестнымъ знаменіемъ, онъ сказалъ: «во имя Отца и Сына и Св. Духа, молитвами св. Іоанна Богослова, будь здрава и къ тому не согрѣшай»; княгиня получила исцѣленіе отъ своей болѣзни. Въ благодарность за исцѣленіе своей супруги, князь приказалъ построить длинный мостъ на 1.400 саженей длины чрезъ мхи и болота къ обители Саввы. Этотъ мостъ и донынѣ называется Ярославовымъ. Сверхъ того, по убѣжденію добраго князя, Псковъ выдалъ въ 1487 году грамату на землю для обители. Преп. Савва устроилъ въ своей обители общежитіе, не дозволяя никому ничего называть своимъ. Самъ преподобный ничего не имѣлъ даже и тогда, когда въ обитель Саввы собралось довольно братіи и довольно средствъ; въ келліи его не было ничего, кромѣ двухъ иконъ, мантіи и рогожки, на которой онъ ложился для отдыха. Той же нищетѣ онъ обучалъ и братію. «Кто любитъ міръ сей, въ томъ нѣтъ любви Отчей», говорилъ онъ словами Писанія. Онъ завѣщевалъ своимъ инокамъ воздѣлывать землю своими руками, что сохранялось прежде и сохраняется донынѣ въ его обители. Въ другое время онъ говорилъ братіи: «къ чему называемъ мы древнихъ подвижниковъ отцами своими, когда не живемъ ихъ жизнію, какъ слѣдуетъ дѣтямъ. Они — бездомные, нищіе проводили время въ вертепахъ, въ пустыняхъ и для Господа со всею твердостію покоряли свою плоть духу, не знали покоя ни днемъ, ни ночью». «Возлюбимъ, дѣти, благаго Господа — говорилъ онъ еще; — не звуками только и одеждою будемъ показывать нашу любовь къ Нему, а дѣлами: любовію другъ къ другу, слезами, постомъ, всякимъ воздержаніемъ, какъ совершали это древніе отцы». Проведя многіе годы въ строгомъ житіи, преп. Савва достигъ маститой старости и наконецъ впалъ въ тяжкую болѣзнь. Чувствуя скорую свою кончину, онъ призвалъ всю братію и въ послѣдній разъ заповѣдалъ свято соблюдать иноческіе обѣты. Свою обитель онъ поручилъ игумену Кассіану, старцу Евфимію и діакону Герасиму, съ которыми долго подвизался. Пріобщившись 28-го августа 1495 года св. Таинъ, онъ въ мирѣ скончался. Съ великимъ плачемъ погребли его ученики по правую сторону созданной имъ церкви Іоанна Богослова.

Прошло уже 60 лѣтъ послѣ преставленія преп. Саввы, когда игумену Ѳеоктисту пришло на мысль соорудить каменную церковь во имя св. Іоанна Богослова на мѣстѣ деревянной, надъ гробницею же преподобнаго поставить придѣлъ во имя святителя сербскаго Саввы, имя котораго носилъ основатель обители. Игуменъ сообщилъ свое намѣреніе братіи, и съ общаго согласія всѣ усердно приступили къ дѣлу; разобрали церковь и ветхую гробницу преподобнаго и начали копать рвы для основанія каменной церкви, въ которыхъ нашли много человѣческихъ костей, но ничего не нашли въ самой гробницѣ, и много скорбѣли объ этомъ. Это было въ 1557 году, на самый праздникъ великомученнка Георгія. Въ тотъ день постриженникъ обители, пресвитеръ Исаія, послѣ трапезы легъ отдохнуть въ своей келліи, во снѣ ему представилось слѣдующее: три черноризца — Патермуѳій, Даніилъ и Власій ходятъ съ заступами по монастырю и, раскапывая гробы, всюду ищутъ мощей начальника обители. Не далеко отъ того мѣста, гдѣ была старая гробница, они нашли ближе къ церкви дубовый гробъ и въ немъ мощи; но, не узнавъ въ нихъ мощей преподобнаго, опять закрыли гробъ. Тогда самъ собою гробъ открылся, и изъ него раскапывавшіе услыхали голосъ: «братія, кого ищете?» Иноки испугались и отъ ужаса едва могли отвѣтить: «ищемъ отца Савву, строителя этой обители». Тогда, воставъ изъ гроба, сѣлъ на немъ старецъ высокаго роста, съ брадою сѣдою какъ снѣгъ, круглою, густою и не очень долгою, и сказалъ: «я есмь многогрѣшный старецъ Савва, начальникъ этой обители, который претерпѣлъ много напастей на этомъ мѣстѣ отъ бѣсовъ и злыхъ людей; нынѣ же пришло время, такъ угодно Господу, быть извѣстными моимъ мощамъ». Спящему иноку продолжалось видѣніе, будто самъ игуменъ Ѳеоктистъ съ братіею пришли принять благословеніе святаго, и Савва, благословляя ихъ, далъ имъ три ягоды, говоря: «возмите плоды моихъ духовныхъ трудовъ на посѣщеніе этому мѣсту. Отнынѣ да будетъ вамъ извѣстно, братія, что не оскудѣетъ обитель эта, но исполнена будетъ духовныхъ и тѣлеспыхъ благъ, потому что я постоянно молю о ней Господа, Пречистую Его Матерь и св. евангелиста Іоанна». Сказавъ это, преп. Савва опять благословилъ всю братію и возлегъ въ гробъ. Видѣніе кончилось; инокъ Исаія проснулся отъ такого чуднаго видѣнія и поспѣшилъ разсказать о немъ игумену, который пришелъ на мѣсто, указанное во снѣ пресвитеру Исаіи. Раскопавъ землю, нашли большой дубовый гробъ; доски его полуистлѣли, кромѣ нижней, на которой покоились мощи преп. Саввы въ совершенномъ нетлѣніи. Священные останки переложили въ новую раку, обломки же старой раздавали благоговѣйнымъ поклонникамъ для исцѣленія отъ болѣзней.

Изъ загробныхъ чудесъ преп. Саввы извѣстны многіе замѣчательные случаи. Пришли однажды ночью разбойники къ обители съ намѣреніемъ ее ограбить. Начальникъ ихъ, оставивъ не вдалекѣ свою дружину, приблизился къ воротамъ и увидѣлъ множество невѣдомыхъ ему людей, ходившихъ по монастырю съ фонарями. Со страхомъ онъ поспѣшилъ объявить о томъ дружинѣ, которая бросилась бѣжать; разбойникамъ казалось, что за ними гонится много народа и впереди всѣхъ старецъ, украшенный сѣдинами съ жезломъ въ рукахъ, который грозилъ разбойникамъ, какъ дерзнули они напасть на монастырь. На другой день нѣкоторые изъ числа разбойниковъ пришли въ обитель и спрашивали: «кто были вооруженные люди, ходившіе ночью съ фонарями по монастырю?» Они изумились, услышавъ, что никого не было, и пришли покаяться въ своей винѣ игумену, начальникъ же ихъ постригся въ иночество и остался жить въ обители. Старецъ Патермуѳій, просфорникъ обители, страдалъ долгое время лихорадкою и совершенно изнемогъ отъ болѣзни. Усердно онъ молилъ преподобнаго о помощи, выставляя то, что уже 25 лѣтъ трудился въ обители. Во снѣ является ему преподобный и говоритъ: «зачѣмъ ты тревожишь меня?» Потомъ, взявъ его за голову, говоритъ: «во имя Отца и Сына и Св. Духа будь здоровъ и спасай свою душу». Больной исцѣлился. Служитель монастырскій, Иванъ Дойня, сильно страдалъ отъ горячки. Однажды онъ услышалъ голосъ, внушавшій ему идти къ гробу преподобнаго Саввы; когда онъ пришелъ и, припавши къ священной ракѣ, призвалъ имя святаго, предсталъ на яву высокій ростомъ старецъ, съ широкою сѣдою бородой и, взявъ больнаго за голову, крестообразно потрясъ ее и сказалъ: «Іоаннъ! будь здоровъ; служи же въ моей обители вѣрно и не грѣши болѣе, чтобы не случилось съ тобой большей бѣды». Больному казалось отъ жестокой боли, что вся кожа сошла съ него отъ головы до ногъ, но это послѣдняя боль была знаменіемъ исцѣленія: онъ выздоровѣлъ. Когда, въ царствованіе царя Іоанна Васильевича, польскій король подступилъ съ сильнымъ войскомъ къ Пскову, изъ Крыпецкой обители всѣ иноки бѣжали въ укрѣпленный городъ. Въ обители остался только одинъ изъ братіи, по имени Іоаннъ; онъ разсказывалъ, что литовцы много разъ подходили къ обители и хотѣли зажечь келліи и церковь, но, по молитвѣ чудотворца, не могли. Пришли однажды три ротмистра съ полками, чтобы окончательно разорить монастырь, но имъ было страшное видѣніе: они увидѣли вооруженнаго воина, идущаго съ востока прямо къ церкви Іоанна Богослова, изъ которой вышелъ ему на встрѣчу другой воинъ, тоже вооруженный, — оба эти воина пошли къ гробницѣ преп. Саввы, откуда явился третій ратникъ съ оружіемъ. Потомъ стали отовсюду выходить изъ келлій, изъ гробницъ вооруженные воины, такъ что ими наполнился весь монастырскій дворъ. Съ ужасомъ смотрѣли литовцы сквозь святыя ворота на это чудное явленіе и въ страхѣ разсѣялись по окрестнымъ лѣсамъ и болотамъ. Только на третій день могли они разными путями собраться въ свой станъ и повѣдали королю, что большое войско московское стоитъ въ обители Крыпецкой. Напрасно однако допытывали плѣнныхъ о войскѣ; всѣ единодушно свидѣтельствовали, что въ обители нѣтъ ни одного ратника. Король, пораженный чудомъ, запретилъ своимъ воинамъ приближаться къ обители и наносить ей малѣйшій вредъ; такъ какъ понялъ, что кто-либо изъ угодниковъ Божіихъ ограждаетъ монастырь своимъ присутствіемъ. Отпущенные на свободу плѣнники пришли въ Псковъ и разсказали о чудномъ событіи. Тогда игуменъ съ братіею возвратились въ обитель и, увидѣвъ ее совершенно цѣлою, воспѣли благодарственный молебеиъ Господу, Богоматери, св. Іоанну Богослову и преп. Саввѣ, чудно сохранившему свое жительство. (Прологъ. Ист. слов. о свв. стр. 237. Русс. свв. Филарета, арх. черн. Жит. свв. Муравьева.)

Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи. — Мѣсяцъ Августъ. — Изданіе книгопродавца Д. И. Прѣснова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 416-424.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0