Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 19 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Д. И. Протопоповъ.
Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію,
южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи.

Мѣсяцъ Августъ.
День двадцать четвертый.

Св. муч. Сиры дѣвицы.

Однажды она встрѣтилась съ христіанскими женщинами-нищими и, услышавъ отъ нихъ объ Іисусѣ Христѣ, стала разспрашивать о христіанской вѣрѣ, о ея истинахъ и жизни христіанской. Слышанное глубоко запало въ ея душу: оставшись наединѣ, она начала сравнивать персидскую религію и христіанскую между собою и убѣдилась, что христіанство есть религія истинная и чистая, между тѣмъ какъ персидская — есть ложная; это привело Сиру къ рѣшимости оставить язычество и сдѣлаться христіанкою. Чтобы ближе ознакомиться съ христіанствомъ, она стала посѣщать тайно христіанскіе храмы и слушать церковныя службы. Христіанство ей полюбилось, и она стала подражать христіанской жизни: поститься, умерщвлять плоть свою и т. п. Сирѣ исполнилось уже семнадцать лѣтъ, и она одного боялась, какъ-бы не отдали ее замужъ, такъ какъ тогда разстроилось бы ея желаніе — сдѣлаться христіанкою. Вслѣдствіе этого она сторонилась отъ знатныхъ персидскихъ женщинъ и дѣвушекъ, бѣгала бесѣдъ и дружбы съ ними; напротивъ любила сходиться съ христіанскими дѣвицами и женщинами и бесѣдовать съ ними объ Іисусѣ Христѣ и вообще о христіанствѣ. Обращеніе съ христіанами и бесѣда съ ними сильно дѣйствовали на молодую душу Сиры: часто она запиралась въ своей комнатѣ, читала тамъ христіанскія книги, учила христіанскія молитвы и псалмы и молилась христіанскому Богу, такъ что, не бывъ просвѣщена христіанскимъ крещеніемъ, она уже была христіанкою по жизни. Но особенно сильно подѣйствовалъ на Сиру и еще болѣе привлекъ ее къ христіанству слѣдующій случай. Однажды она сильно заболѣла; не найдя себѣ помощи отъ волшебства, она пришла въ христіанскій храмъ и просила у священника немного церковной земли, думая получить отъ нея исцѣленіе, но священникъ отказалъ ей, какъ язычницѣ. Не обидѣлась Сира на это, сознавая свое недостоинство, но съ вѣрою прикоснулась къ ризѣ священника и получила исцѣленіе. Возвратясь домой совершенно здоровою, она разсуждала: «если уже служители Христа имѣютъ такую силу, то сколько болѣе силенъ Самъ Христосъ?!» Съ этого времени она стала размышлять, какъ бы ей принять христіанское крещеніе; но безъ колебаній и сомнѣній не могла обойтись даже и такая истинно убѣжденная душа, какъ душа Сиры: и ей иногда приходила въ голову мысль объ отступничествѣ; но Богъ избавилъ ее отъ этого: въ сонномъ видѣніи Онъ открылъ ей ея будущую судьбу, послѣ видѣнія она успокоилась и начала проводить еще болѣе строгую жизнь.

Сродники Сиры, смотря на измѣнившееся отъ поста и воздержанія лице ея, видя, что она стала задумчива и молчалива, что она уклоняется отъ жертвоприношеній и молитвъ богамъ, догадывались, не хочетъ ли уже она быть христіанкою. Они просили ея мачиху — убѣдить дѣвицу отказаться отъ своего желанія, чтобы не обезчестить ихъ родъ и не навлечь гнѣва царя на ихъ домъ. Хитрая мачиха стала убѣждать Сиру, предлагая ей втайнѣ исповѣдывать христіанство, наяву же приносить жертвы идоламъ. Совѣтъ ея едва было не подѣйствовалъ на святую дѣву, — но Богъ не допустилъ совершиться этому: Онъ подкрѣпилъ ее новымъ откровеніемъ. Наступившую четыредесятницу Сира задумала провести въ тайномъ постѣ и подвигахъ, и, когда начала поститься, однажды въ сонномъ видѣніи увидѣла на одной сторонѣ всѣхъ своихъ родственниковъ и отца лежащими въ смрадномъ мѣстѣ, а на другой увидѣла свѣтлый чертогъ, въ которомъ находилось множество свѣтлыхъ лицъ, призывавшихъ ее къ себѣ. Послѣ этого видѣнія Сира пошла къ епископу Іоанну и просила себѣ крещенія. Но епископъ, боясь съ одной стороны, какъ бы не навлечь гнѣва жрецовъ, а вслѣдствіе этого и гоненія царя на христіанъ, а съ другой, сомнѣваясь, какъ бы Сира вслѣдствіе гнѣва и побоевъ отцовскихъ не отступила отъ Христа, отказалъ ей въ крещеніи, посовѣтовавъ прежде исповѣдать Господа предъ своими родными. Однажды мачиха велѣла ей совершить устроенную жертву богамъ; Сира, показывая видъ, что она слушается мачихи, взяла всѣ употребляемыя при идолослуженіи орудія, подошла къ жертвеннику и въ глазахъ всѣхъ сокрушила ихъ (орудія), потомъ плюнула на жертвенный огонь, почитаемый персами за божество, разметала его и, опрокинувъ алтарь, громко воскликнула: «я христіанка! Отрицаюсь идоловъ, плюю на этихъ ложныхъ боговъ и на нечестивые алтари ихъ, а вѣрую только въ одного христіанскаго истиннаго Бога!» Родные, мачиха и всѣ домашніе схватили ее и затворили въ отдѣльной комнатѣ; но Сира просила призвать отца, чтобы и предъ нимъ исповѣдать себя христіанкою. Родственники со слезами убѣждали дѣвицу не печалить родителя и не безчестить своего рода: Сира ничего не хотѣла слушать. Между тѣмъ пришелъ отецъ ея и, увидѣвъ опрокинутый алтарь, разметанныя жертвенныя орудія и услышавъ, какъ его дочь прославляетъ имя Христово, сильно разгнѣвался, сталъ безъ пощады своими руками бить ее и билъ до тѣхъ поръ, пока не изнемогъ отъ побоевъ. Потомъ со слезами сталъ убѣждать ее, ласкать и упрашивать, но, ничего не успѣвъ, затворилъ ее въ темномъ мѣстѣ, морилъ ее голодомъ, и жестоко билъ; иногда же опять и самъ, и при помощи родственниковъ ласками старался склонить ее въ язычество. Но св. Сира была непоколебима.

Видя, что Сиру ничѣмъ не возможно отвратить отъ христіанства, отецъ ея донесъ о ней князю волхвовъ. Князь велѣлъ привести дѣвицу къ храму и, въ присутствіи жрецовъ, волхвовъ и многочисленнаго народа, сталъ спрашивать о причинѣ ея отреченія отъ отечественной религіи. Сира отвѣчала, что она убѣдилась въ истинности христіанства и потому принимаетъ его. Князь жрецовъ сталъ грозить ей муками, если она не отречется отъ христіанства, на что святая изъявила полную готовность, — и сколько послѣ этого князь ни говорилъ ей, сколько ни убѣждалъ ее, она молчала, читая псалмы Давидовы. Когда князь узналъ, что она читаетъ христіанскія молитвы, онъ приказалъ бить ее по устамъ, потомъ началъ ночью склонять ее на бракъ, наконецъ отдалъ ее на увѣщаніе родителю. Св. мученица, возвращаясь въ домъ, радовалась, что сподобилась предъ княземъ и народомъ страдать за имя Христово. Находясь въ отцовскомъ домѣ, святая дѣва была утѣшаема и укрѣпляема Господомъ; ей являлись иногда ангелы, иногда Моисей, Илія, ап. Петръ, иногда же другіе святые. Отецъ сильно старался отвлечь дочь отъ христіанства, но усилія были тщетны. Въ это время прибылъ въ городъ одинъ изъ царскихъ сенаторовъ. Родитель св. Сиры жаловался ему на свою дочь. Сенаторъ также послалъ убѣждать ее и обѣщалъ ей царскія награды, въ случаѣ же отказа грозилъ предать ее мукамъ. Но св. мученица отвѣчала, что она сама хотѣла идти къ сенатору и сказать, что она христіанка, что она не отречется отъ Христа и готова умереть за Господа своего. Сенаторъ приказалъ взять ее изъ отцовскаго дома и посадить въ городскую темницу, связавъ оковами и лишивъ ее пищи и питья. Когда чрезъ три дня она снова отказалась сдѣлаться язычницею, ее сковали такъ, что голова ея была преклонена къ ногамъ и въ такомъ положеніи бросили въ темный смрадный ровъ. Но Господь послалъ ей свѣтъ, оковы распались и спали съ нея, а смрадъ претворился въ благоуханіе. Между тѣмъ христіане, собравшись съ своимъ епископомъ въ церковь, молились Богу, чтобы Онъ укрѣпилъ рабу Свою въ страданіяхъ. Св. мученица пробыла во рву пятнадцать дней, и всѣ уже отчаялись видѣть ее живою. Въ это время случились засуха и бездождіе, и въ народѣ говорили, что это случилось въ наказаніе за невинно-гонимую Сиру. Узнавъ, по прошествіи пятнадцати дней, что Сира жива, сенаторъ приказалъ вывести ее и заключить опять въ городскую темницу. Когда св. мученицу вывели изъ рва, то пошелъ сильный дождь; народъ говорилъ, что Господь послалъ дождь ради св. мученицы. — Господь даровалъ св. Сирѣ даръ чудотвореній и исцѣленій: многіе приходили къ ней въ темницу и получали исцѣленія. Во время праздника въ церкви свв. мучениковъ, пострадавшихъ прежде въ Персіи, св. мученица пожелала быть на всенощной службѣ. Одинъ христіанинъ далъ стражамъ денегъ и поручился за св. мученицу, что онъ къ утру приведетъ ее въ темницу. Мученица перемѣнила одежды и была въ церкви, гдѣ исцѣлила одну бѣсноватую женщину. Въ другую ночь св. мученица была за порукою и за деньги отпущена стражами изъ темницы и приняла крещеніе отъ епископа.

Чрезъ нѣсколько времени сенаторъ и жрецы рѣшились послать св. Сиру къ царю; но, чтобы вмѣсто нея не была представлена другая, они положили на шею мученицѣ печать. Воины привели ее въ городъ Аліакъ, гдѣ въ то время былъ царь, и представили ее къ городскому начальнику съ указаніемъ ея вины, ея рода и мученій, вынесенныхъ ею. Начальникъ попытался-было подѣйствовать на нее ласкою, но, не убѣдивъ ее, велѣлъ одѣть ее въ рубище и отдать на увѣщаніе іудеямъ. Іудеи заключили св. мученицу въ желѣзныя оковы, бросили въ темницу и давали ей мало хлѣба. Они досаждали св. узницѣ, бранили ее и хулили Господа, насмѣшливо говоря: «посмотримъ, избавитъ ли тебя твой Господь отъ оковъ!» Когда однажды они такъ поносили ее, она помолилась Господу, и оковы спали съ шеи, съ рукъ и ногъ ея; іудеи удивились. Чрезъ одиннадцать дней начальникъ снова потребовалъ къ себѣ св. мученицу и послалъ ее къ начальнику волхвовъ. Но этотъ, сколько ни убѣждалъ, не могъ убѣдить ее и отослалъ ее опять къ іудеямъ, которые безчеловѣчно мучили ее и томили разными способами. Одинъ сановникъ — главный начальникъ надъ темницами, узнавъ о св. мученицѣ, перевелъ ее отъ іудеевъ въ свою темницу. Онъ зналъ, что христіане имѣютъ обыкновеніе давать деньги за входъ въ темницу. Чрезъ нѣсколько времени царь отправлялся въ другой городъ; за нимъ отправлялись всѣ персидскіе вельможи и начальники волхвовъ. Вслѣдъ за ними повели и св. Сиру съ прочими узниками. Во время пути св. мученица пѣла псалмы; воины, сопровождавшіе узниковъ, запрещали ей это и даже сковывали ее тяжелыми оковами, но она не умолкала. Когда путники были въ мѣстечкѣ Карса, начальникъ волхвовъ велѣлъ привести св. мученицу на истязаніе: Сира снова исповѣдала себя христіанкою. «Я христіанка, — говорила она, — Христова раба, Его я люблю, Ему служу и за Него желаю умереть!» Начальникъ волхвовъ заставлялъ ее произносить различныя волшебныя выраженія. которымъ она училась прежде, но св. мученица въ отвѣтъ на это говорила изрѣченія изъ Псалтири. Тогда начальникъ волхвовъ велѣлъ разорвать на ней одежды и поставить ее нагою. «Не стыдно ли тебѣ?» спросилъ онъ. «Чего же стыдиться? — спросила въ свою очередь мученица. — Я не хищница, не блудница; если вы и обнажили меня, то я имѣю одежду пресвѣтлую, нетлѣнную, вѣчную на небесахъ, которую приготовилъ мнѣ мой Господь, за Котораго я обнажена!» Народъ кричалъ: «повинна смерти, такъ какъ хулитъ боговъ, унижаетъ царя и смѣется надъ князьями!» Св. Сира была осуждена на смерть, но нѣкоторые изъ совѣтниковъ отложили смерть ея до другаго времени, чтобы она была убита не въ этомъ городѣ, гдѣ было много христіанъ. Св. мученица была связана съ прочими узниками. Царь отправился въ городъ Веѳармисъ: туда была приведена и св. Сира и брошена въ темницу. Тамъ она разболѣлась, но помолилась Господу, чтобы Онъ не лишилъ ее возможности скончаться мученически, — и Господь исцѣлилъ ее. Одинъ изъ темничныхъ стражей хотѣлъ обезчестить св. дѣву, но былъ пораженъ за это проказою и, падши на землю, неистово кричалъ. Не смотря на это, начальникъ темничный задумалъ сдѣлать тоже, но и онъ тоже палъ замертво, будучи наказанъ Господомъ; во гнѣвѣ онъ задумалъ удавить мученицу веревкою и призвалъ кузнеца, чтобы снять съ св. мученицы желѣзныя оковы. Но святая, обратясь къ начальнику, сказала: «не нужно здѣсь кузнеца!» и, сказавъ это, сбросила съ себя оковы. Начальникъ велѣлъ связать ей руки, чтобы она не противилась, но святая сказала: «оставь, я свою шею добровольно отдамъ на смерть за Господа моего!» Послѣ этого св. Сира была удавлена за Христа Господа. Честное тѣло ея было отдано на съѣденіе псамъ, но псы не прикоснулись къ нему. Когда тѣло было выброшено за ограду, христіане взяли его и честно похоронили. Св. Сира скончалась въ 558 году. (Четьи-Минеи.)

Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи. — Мѣсяцъ Августъ. — Изданіе книгопродавца Д. И. Прѣснова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 364-372.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0