Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Д. И. Протопоповъ.
Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію,
южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи.

Мѣсяцъ Августъ.
День двадцать первый.

Преп. Аврамія Смоленскаго.

Преп. Аврамій проводилъ весьма строгую подвижническую жизнь, умерщвляя плоть свою чрезвычайнымъ постомъ: сухота его тѣла и блѣдное его лице выражали труженическій его подвигъ. Вина онъ совсѣмъ не пилъ и даже воду употреблялъ въ мѣру; онъ не любилъ также дорогихъ одеждъ, а одѣвался въ худыя одежды. Много испыталъ преп. Аврамій искушеній демонскихъ какъ видимыхъ, такъ и невидимыхъ: думая устрашить преподобнаго, діаволъ являлся нѣсколько разъ ему въ страшныхъ образахъ, но молитвою преподобнаго всегда былъ побѣждаемъ. Наконецъ діаволъ, не будучи въ силахъ дѣйствовать лично на святаго, возбудилъ противъ него людей. Многіе изъ мірянъ и изъ духовныхъ стали распускать молву, будто Аврамій проповѣдуетъ еретическое ученіе и совращаетъ въ свое лжеученіе молодыхъ людей, — читаетъ «голубиныя книги», живетъ нечисто, прикрывая темныя дѣла наружною святостію. Такіе разнообразные толки дошли до самого смоленскаго епископа Игнатія и возстановили его также противъ святаго; весь народъ пришелъ въ волненіе и движеніе: бояре, духовные и многіе изъ простаго народа возстали противъ святаго мужа, совѣщаясь, что бы сдѣлать праведному мужу. Нѣкоторые совѣтывали сослать его въ заточеніе, другіе — сжечь на кострѣ, иные настаивали, чтобы Аврамія водить по городу съ побоями и потомъ бросить въ воду, — наконецъ согласились всѣ въ одномъ: пошли просить у епископа Игнатія суда надъ Авраміемъ. — Городское духовенство собралось для суда на владычиій дворъ; послали слугъ привести иа судъ Аврамія. Когда слуги явились въ обитель, Аврамій въ это время молился; они схватили его и двухъ учениковъ его и съ безчестіемъ и бранью повели къ епископу. Но смиренный инокъ безмолствовалъ; ни слова не отвѣчая на всѣ укоризны, онъ только молился во время пути и такъ съ спокойнымъ духомъ предсталъ онъ на судъ во владычній дворъ, гдѣ ожидали его враги. Въ это время одинъ благочестивый инокъ, Лука Прусинъ, совершавшій девятый часъ молитвы въ монастырѣ св. архангела Михаила, слышалъ съ неба гласъ: «вотъ ведутъ угодника Моего Аврамія съ его учениками на судъ, но ты не соблазняйся этимъ». Лука поспѣшилъ на судъ и сталъ обличать неправедныхъ судей. «Невиненъ тотъ, — говорилъ онъ, — кого хулите вы. О! когда грѣхи его были бы на мнѣ!» Но его не слушали. На судѣ епископа всѣ обвиненія, какія выставляли противъ Аврамія, оказались клеветою. Напрасно князь и вельможи искали вины на праведнаго мужа! они ни въ чемъ не могли обличить его; однако не приняли мѣръ къ обузданію людей безпокойныхъ. Епископъ для общаго покоя велѣлъ Аврамію удалиться въ Богородичный монастырь, запретивъ ему совершать богослуженіе и даже говорить съ людьми. Но изъ запрещенія, возложеннаго на Аврамія, вышло много вредныхъ послѣдствій. Люди слабые, которыхъ онъ удерживалъ отъ пороковъ своими наставленіями, стали жить теперь порочно; многіе изъ учениковъ его разошлись вслѣдствіе непріятностей изъ монастыря и стали заниматься прежними мірскими дѣлами. Тогда благочестивый смоленскій священникъ Лазарь — тотъ самый, который послѣ Игнатія былъ епископомъ, пришелъ къ епискоиу Игнатію и сказалъ: «городъ строго будетъ наказанъ, если не раскается въ своей несправедливости противъ Аврамія». Епископъ, призвавъ всѣхъ игуменовъ и священниковъ города, строго запретилъ имъ оскорблять Аврамія, такъ какъ весь городъ за осужденіе праведника навлекъ уже на себя наказаніе: тяжкія бѣдствія посѣщали виновный городъ, иногда засухи и бездождіе, иногда же болѣзни смиряли враговъ преп. Аврамія; поражены были смертію нѣкоторые изъ священниковъ, несправедливо клеветавшіе на него; но онъ не осуждалъ ихъ, въ душѣ своей говоря: «Богъ имъ — судья». Наконецъ наступила страшная засуха въ Смоленской странѣ. Напрасно совершались молебствія о дождѣ, — его не было. Игнатій чувствовалъ, что онъ допустилъ слабость, сдѣлавъ уступку проискамъ злобы. Онъ послалъ сказать врагамъ Аврамія, чтобы пришли въ себя и перестали поносить Аврамія. Но тѣ мало думали о себѣ. Тогда одинъ благочестивый священникъ, пришедъ къ епископу, сказалъ: «мы молились Богу и не были услышаны; не отъ того-ли это, что невинному Аврамію запрещено священнодѣйствовать?» Тронулся этимъ благовременнымъ напоминаніемъ Игнатій и, призвавъ къ себѣ Аврамія, разрѣшилъ ему священнодѣйствіе; просилъ у него прощенія себѣ и городу и молитвъ его о дождѣ. «Кто я, грѣшный, — смиренно отвѣчалъ Аврамій, — что возлагаешь на меня такое повелѣніе, которое свыше моихъ силъ. Воля Божія да будетъ о всѣхъ насъ; ты же, какъ пастырь, помолись о ввѣренномъ тебѣ стадѣ, да послушаетъ тебя Господь». Преподобный удалился въ келлію и, тамъ затворясь, усердно помолился Господу, чтобы Онъ услышалъ молитву епископа и народа и послалъ бы дождь на землю. Едва онъ произнесъ эту молитву, какъ пошелъ обильный дождь и оросилъ сухую землю. Всѣ увидѣли въ этомъ силу молитвъ праведпика, и стали высоко уважать его.

Святитель Игнатій построилъ близъ города новый «монастырь въ честь положенія ризы Богоматери», почтительно пригласилъ къ себѣ преп. Аврамія и поручилъ ему настоятельство въ новой обители. Съ любовью принялъ смиренный Аврамій предложеніе святителя и возблагодарилъ Господа, даровавшаго ему служеніе Божіей Матери. Онъ благолѣпно украсилъ новый храмъ богатыми завѣсами, иконами и лампадами. Уже не боялись, приходить къ нему желавшіе послушать его сладкихъ душеспасительныхъ бесѣдъ, отовсюду толпами стекались къ преподобному бояре и простолюдины, богатые и бѣдные, чтобы послушать его наставленія. Много было желавшихъ поступить въ Авраміеву обитель, но преподобный не всѣхъ принималъ, и лишь послѣ строгихъ испытаній, такъ что у него было только 17 братій. Радовался епископъ, что нашелъ такого игумена своей обители, радовался и Аврамій, что снискалъ себѣ любовь святителя. Но непродолжительна была ихъ общая радость. Вскорѣ въ глубокой старости преставился епископъ Игнатій; преп. Аврамій пережилъ духовнаго друга своего, еп. Игнатія. Послѣ его смерти, онъ еще болѣе сталъ готовиться къ исходу изъ сей жизни, молился день и ночь о томъ, чтобы непостыдно предстать ему предъ страншое судилище Христово. Тоже напоминалъ и своимъ духовнымъ чадамъ, прося не забывать его въ своихъ молитвахъ. Пятьдесятъ лѣтъ подвизался преп. Аврамій въ иноческой жизни и послѣ краткой болѣзни предалъ Богу чистую свою душу, не позже 1220 года. Рукописная служба «на память отца нашего Аврамія, Смоленскаго чудотворца, и ученика его Ефрема», молитъ преподобныхъ: «молитеся Христови даровати православнымъ избавленіе отъ поганскихъ плѣненій... Молите милостиво, да насъ избавитъ отъ агарянскихъ обстояній». Очевидно, эта служба составлена была подъ гнетомъ татарскаго ига. Въ каменномъ храмѣ обители одинъ придѣлъ посвященъ преп. Аврамію. Но мощи его, во время польскаго разгрома 1609 года, не извѣстно гдѣ сокрыты. (Четьи-Минеи. Русс. свв. Филарета, архіеп. черн. Жит. святыхъ Муравьева. Ист. Росс. іер. ч. 3-я, стр. 65.)

Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи. — Мѣсяцъ Августъ. — Изданіе книгопродавца Д. И. Прѣснова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 329-336.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0