Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Д. И. Протопоповъ.
Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію,
южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи.

Мѣсяцъ Августъ.
День четвертый.

Священномуч. равноапостольнаго Космы.

Еще будучи міряниномъ, Косма издавна имѣлъ сильное желаніе послужить на пользу христіанъ всѣмъ тѣмъ, чему учился, и часто говаривалъ: «какую великую нужду имѣютъ въ словѣ Божіемъ христіане! Ученые должны стремиться не въ господскіе дома, не ко двору вельможъ, не для богатства и знаменитости расточать свою ученость, нѣтъ, — они болѣе всего обязаны учить простой народъ, живущій въ великомъ невѣжествѣ и грубости». Но при всемъ такомъ желаніи, при всей пламенной ревности о пользѣ другихъ, Косма съ другой стороны представлялъ и всю трудность дѣла апостольской проповѣди, и самъ собою не отваживался на это предпріятіе, напередъ не уразумѣвъ изволенія Божія. Поэтому, желая узнать, угодно ли Богу его намѣреніе, Косма открываетъ книгу Писанія и тотчасъ встрѣчаетъ апостольское изреченіе: никто же своего си да ищетъ, но еже ближняго кійждо (1 Кор. 10, 24), т. е. пусть каждый ищетъ не того, что полезно для него самого, но что принесло бы пользу ближнему. На основаніи этихъ словъ, онъ рѣшилъ привести въ исполненіе свое намѣреніе. Открывъ старцамъ свое намѣреніе и получивъ отъ нихъ позволеніе, Косма пошелъ въ Константинополь для свиданія съ своимъ братомъ, учителемъ Хрисанѳомъ, который обучилъ его искусству правильнаго собесѣдованія. Въ Константинополѣ онъ объявилъ о своемъ намѣреніи архіереямъ и учителямъ; всѣ единогласно побуждали его приступить къ избранному имъ дѣлу Божію, а патріархъ Серафимъ далъ даже Космѣ письменное дозволеніе. Укрѣпленный и ободренный этимъ, Косма началъ проповѣдь слова Божія. Первыя мѣста, которыя огласились словомъ проповѣди Космы, были церкви и селенія, лежащія вблизи Константинополя. Идя далѣе отъ Константинополя, проповѣдникъ былъ въ Навпактѣ, въ Врохори, въ Мисолонги и въ другихъ мѣстахъ, а оттуда снова пришелъ въ Константинополь. Испросивъ совѣта у тогдашняго патріарха Софронія и получивь отъ него дозволеніе и благословеніе, Косма началъ еще съ большею горячностію и ревностію проповѣдывать слово Божіе. Онъ обошелъ почти всѣ княжества въ предѣлахъ Турецкой имперіи и, научивъ христіанъ приносить покаяніе и творить дѣла, достойныя покаянія, въ 1775 году возвратился на Аѳонскую гору. Посѣщая тамошніе монастыри и скиты, онъ говорилъ поученія инокамъ и провелъ нѣсколько времени въ чтеніи божественныхъ книгъ.

Проживъ недолго на Святой горѣ, Косма удалился оттуда и, начавъ съ селеній въ ея окрестностяхъ, продолжалъ проповѣдывать въ Ѳессалоникѣ, въ Верріи и во всей Македоніи; онъ прошелъ области: Химору, Акарнанію, Этолію до Арты и Превезы, а оттуда отплылъ на острова: Мавру и Кефалонію. Вездѣ, гдѣ проходилъ блаженный Косма, къ нему стекалось множество народа, который съ умиленіемъ и благоговѣніемъ внималъ его проповѣди. Проповѣдь его, подобно проповѣди апостоловъ, была весьма проста, спокойна и кротка, вслѣдствіе чего она весьма сильно дѣйствовала на умы и сердца слушателей и сопровождалась духовною пользою и исправленіемъ нравовъ. Проповѣдь Космы подобно тому, какъ нѣкогда проповѣдь апостоловъ, сопровождалась различными знаменіями и чудесами. Такъ на островѣ Кефалоніи былъ одинъ портной, у котораго съ давняго времени правая рука была суха и не дѣйствовала. Пришедши къ блаженному Космѣ, онъ просилъ исцѣлить его сухую руку. Блаженный посовѣтывалъ ему съ благоговѣніемъ слушать проповѣдь, и тогда Богъ умилосердится надъ нимъ. Сухорукій послушался его совѣта и едва выслушалъ проповѣдь святаго, на другой же день совершенно исцѣлился. Другой разслабленный, услышавъ о такомъ чудѣ, велѣлъ приносить его на мѣсто проповѣди блаж. Космы и чрезъ нѣсколько дней сталъ совершенно здоровъ. Проходя въ лѣтнее время чрезъ селеніе Курули, святый ощущалъ жажду и попросилъ воды изъ находившагося тамъ безводнаго колодезя. Ему сказали, что въ колодезѣ воды нѣтъ, но, по слову святаго, достали со дна нѣсколько грязи съ водою, которую и принесли. Косма выпилъ немного воды, и съ того времени тотъ колодезь сталъ источать чистую воду и былъ зимою и лѣтомъ всегда полонъ воды, даже сдѣлался цѣлебнымъ отъ многихъ недуговъ. Мѣстомъ проповѣди Космы было по большей части открытое поле внѣ селенія или города, такъ какъ ни одинъ храмъ, ни одно зданіе не могли вмѣстить того множества народа, которое слушало святаго. Косма обыкновенно напередъ объявлялъ, гдѣ хотѣлъ остановиться и говорить проповѣдь, — на этомъ мѣстѣ ставили большой деревянный крестъ; святый, установивъ около креста свою каѳедру, всходилъ на нее и училъ; по окончаніи проповѣди, каѳедру онъ бралъ съ собою, а крестъ оставался на мѣстѣ въ воспоминаніе его проповѣди. Впослѣдствіи, гдѣ были поставлены такіе кресты, Богъ являлъ многія чудеса. Такъ на о. Кефалоніи, среди аргостольской площади, у одного изъ такихъ крестовъ открылся чудесный источникъ, никогда не оскудѣвающій водою.

Съ о. Кефалоніи Косма переправился на о. Закинѳъ, въ сопровожденіи болѣе десяти судовъ, наполненныхъ кефалонянами. Но проповѣдь Космы не имѣла здѣсь успѣха, а потому онъ проповѣдывалъ здѣсь недолго. Возвратившись назадъ въ Кефалонію, Косма пошелъ въ Корифы, гдѣ былъ съ честью принятъ всѣми жителями, особенно же тамошнимъ правителемъ. Но такъ какъ сюда собралось много народа и изъ другихъ селеній послушать проповѣдь святаго, то начальники города, опасаясь возмущенія и смятенія въ народѣ, просили Косму удалиться изъ Корифъ. Онъ перешелъ оттуда въ область Стереи или Арванитіи, гдѣ и сталъ учить христіанъ; онъ посѣщалъ преимущественно тѣ мѣста, гдѣ было болѣе грубаго невѣжества, гдѣ благочестіе подвергалось опасности совершенно утратиться, гдѣ люди предавались множеству пороковъ: убійствамъ, воровству и т. п. Въ такихъ-то одичавшихъ и огрубѣвшихъ сердцахъ христіанскихъ св. Косма посѣвалъ сѣмя слова Божія, такъ что многихъ закоснѣвшихъ во грѣхахъ привелъ къ искреннему покаянію и исправленію. Благодаря ему, вездѣ въ большихъ и малыхъ селеніяхъ заводимы были училища, въ которыхъ дѣти безплатно обучались читать и писать. По убѣжденію же св. Космы, богатые купили болѣе четырехъ тысячъ большихъ мѣдныхъ купелей и роздали ихъ по церквамъ для крещенія въ нихъ христіанскихъ дѣтей. Всѣхъ, кто имѣлъ средства, Косма убѣждалъ покупать священныя книги, христіанскія поученія, четки, маленькіе крестики, головныя покрывала, гребни. Книги онъ раздавалъ въ подарокъ тѣмъ, которые умѣли читать или обѣщались учиться; покрывалами надѣлялъ женщимъ, чтобы они ходили съ покрытыми головами; гребни давалъ тѣмъ, которые обѣщались не брить волосъ на головѣ, какъ дѣлаютъ турки; четками и крестиками одѣлялъ простой народъ. Блаженнаго Косму сопровождали до сорока или пятидесяти священниковъ. Когда онъ намѣревался перейти изъ одной области въ другую, то приказывалъ всѣмъ христіанамъ поститься, исповѣдываться и совершать бдѣніе при множествѣ зажженныхъ свѣчь. Для этого у Космы были устроены деревянные подсвѣчники, изъ которыхъ на каждомъ можно было поставить до ста свѣчь; свѣчи всѣмъ раздавались даромъ; священники совершали освященіе елея, всѣ христіане были помазуемы, въ заключеніе Косма говорилъ проповѣдь. Для сопровождавшаго его народа Косма приказывалъ съ вечера приготовлять по нѣскольку мѣшковъ съ хлѣбомъ и нѣсколько котловъ съ вареною пшеницею тамъ, гдѣ надлежало собраться народу. Въ Албаніи, какъ и въ другихъ мѣстахъ, Косма совершилъ много чудесъ. Одинъ чиновный турокъ, сильно возненавидѣвъ святаго, однажды пустился на конѣ въ погоню за нимъ, но конь на бѣгу сбросилъ турка на землю, и онъ расшибъ себѣ правую ногу, а воротившись домой, нашелъ умершимъ своего сына. Видя въ этомъ наказаніе Божіе, онъ раскаялся и послалъ къ святому письмо, прося у него прощенія. Другой чиновный турокъ страдалъ каменною болѣзнію. Услышавъ о чудесахъ, совершаемыхъ Космою, онъ послалъ своего раба пригласить святаго, такъ какъ надѣялся, что Богъ, по молитвамъ святаго, исцѣлитъ его. Косма не соглашался идти, отзываясь, что онъ человѣкъ грѣшный. Турокъ снова прислалъ раба съ сосудомъ воды, прося святаго благословить воду. Тогда Косма, видя благоговѣніе турка, далъ ему двѣ заповѣди: не пить вина и раздать бѣднымъ десятую часть своего имущества; турокъ обѣщалъ исполнить это. Косма благословилъ воду, больной сталъ пить ее и въ сорокъ дней совершенно исцѣлился. Одна богагая женщина въ Корицѣ имѣла у себя сына и убирала ему голову множествомъ серебряныхъ монетъ и другими излишними нарядами. Косма много разъ совѣтывалъ ей раздѣлить всѣ эти уборы бѣднымъ дѣтямъ, если хочетъ, чтобы сынъ ея былъ живъ, но женщина не слушалась. Наконецъ святый говоритъ ей: «если не снимешь съ ребенка нарядовъ, то вскорѣ лишишься его». Когда же она и на этотъ разъ не повиновалась святому, то на слѣдующій день нашла сына своего въ постели мертвымъ; тогда только поняла она, что Богъ наказалъ ее за непослушаніе. Вездѣ, куда ни являлся Косма съ своею проповѣдью, онъ училъ христіанъ свято проводить воскресные и праздничные дни: не заниматься торговлею, не работать, но ходить въ церковь и слушать тамъ службу и предлагаемыя народу поученія; тѣ же, которые не слушались въ этомъ святаго, наказывались, по его молитвамъ, различнымъ образомъ. Такъ въ мѣстечкѣ Хахкіяда одинъ купецъ осмѣлился торговать въ воскресный день, но былъ наказанъ за это: у него отнялась рука. Сознавъ свою вину, онъ пришелъ къ Космѣ и испросилъ у него прощеніе въ своемъ грѣхѣ и чрезъ нѣсколько дней исцѣлился. Подобнымъ же образомъ былъ наказанъ лишеніемъ употребленія руки одинъ рабочій въ Паргѣ, захотѣвшій въ воскресный день продать свою работу. Но, исповѣдавъ свой грѣхъ святому и выслушавъ отъ него насталеніе, онъ вмѣстѣ съ прощеніемъ получилъ и исцѣленіе руки.

Св. Косма окончилъ свою апостольскую жизнь мученическою кончиною. Это случилось при слѣдующихъ обстоятельствахъ. Косма ни въ Ѳессаліи, ни въ Кастореи, ни въ Янинѣ, ни въ другихъ мѣстахъ, гдѣ были евреи, никогда не обличалъ ихъ и не обращался къ нимъ съ проповѣдью, но училъ только христіанъ, повелѣвая имъ хранить правду и покорность тѣмъ властямъ, какія далъ Богъ. Сами албанцы слышали это изъ устъ его и называли его человѣкомъ Божіимъ. Когда такая молва дошла до Куртъ-паши, то онъ потребовалъ Косму къ себѣ; бесѣда проповѣдника настолько понравилась пашѣ, что онъ приказалъ обить бархатомъ ту каѳедру, съ которой Косма имѣлъ обыкновеніе учить народъ. Но янинскіе евреи, злобствуя на Косму и не терпя, что проповѣдуется вѣра и евангеліе Іисуса Христа, обвинили Косму предъ пашей въ сношеніяхъ съ Россіею. Однако на этотъ разъ Богъ спасъ Косму отъ гибели, и христіане принуждены были только заплатить за него значительный выкупъ, самого же Косму выслали изъ Янины. Когда же было доказано, что обвиненія евреевъ есть не болѣе, какъ выдумка и явная клевета, то онъ снова пришелъ въ Янину. Здѣсь онъ началъ обличать лукавство и непримиримую ненависть евреевъ къ христіанамъ и убѣдилъ христіанъ, во-первыхъ, перенести день общаго торга съ Воскресенья на Субботу, что причиняло евреямъ значительный убытокъ; во вторыхъ — называлъ евреевъ явными врагами христіанства, готовыми дѣлать зло христіанамъ во всякое время, и въ третьихъ — запрещалъ христіанамъ носить на своихъ головахъ длинныя кисти и все, что покупали они у евреевъ, внушая, что у богоубійцъ-евреевь ничего не должно покупать. Евреи, раздраженные этимъ, пошли къ Куртъ-пашѣ, дали ему значительную сумму денегъ и просили лишить жизни св. Косму. Паша, посовѣтовавшись съ своимъ домашнимъ учителемъ вѣры (хотзою), рѣшилъ умертвить Косму при посредствѣ хотзы. Св. Косма имѣлъ обыкновеніе, какъ скоро приходилъ куда съ проповѣдью, брать сперва дозволеніе у мѣстнаго архіерея или его намѣстниковъ, а также кого-либо изъ христіанъ посылалъ за дозволеніемъ къ гражданскимъ начальникамъ, послѣ чего уже безпрепятственно проповѣдывалъ. Такъ и теперь, пришедши въ одно албанское селеніе — Коликонтаси, онъ взялъ дозволеніе у архіерея; развѣдавъ же о мѣстопребываніи гражданскихъ начальниковъ и узнавъ, что главный мѣстный правитель, Куртъ-паша, находится въ селеніи — Берати, отстоящемъ на двѣнадцать часовъ пути, а хотза его живетъ близко, послалъ къ послѣднему испросить дозволеніе. Однако-же, не довольствуясь этимъ, онъ искалъ случая самому увидать хотзу и лично удостовѣриться въ его расположеніи. Христіане долго удерживали отъ этого Косму, но немогли удержать. Святый, взявъ съ собою четырехъ иноковъ и одного священника вмѣсто переводчика, отправился къ хотзѣ; по прибытіи къ нему проповѣдниковъ, хотза притворно говоритъ, что у него есть письмо отъ Куртъ-паши, по которому приказано Косму послать къ пашѣ для собесѣдованія; между тѣмъ даетъ приказъ своимъ слугамъ держать святаго подъ стражею и, пока не будетъ отосланъ къ пашѣ, не дозволять ему сходить со двора. Косма понялъ, что его намѣреваются умертвить; всю ночь онъ молился Богу вмѣстѣ съ своими спутниками-иноками, не показывая даже признака скорби о томъ, что долженъ лишиться жизни. Какъ скоро наступилъ день, семъ человѣкъ турокъ посадили св. Косму на коня, подъ предлогомъ доставить Куртъ-пашѣ. Но чрезъ два часа пути, подъѣхавъ къ большой рѣкѣ, объявляютъ ему приказъ Куртъ-паши предать его смерти. Святый выслушалъ такое опредѣленіе и, созершивъ молитву, всталъ, крестовидно благословилъ всѣ четыре страны міра, молясь о всѣхъ христіанахъ, чтобы они хранили его наставленія. Послѣ этого мучители, посадивъ его около дерева, хотѣли связать ему руки, но святый, сказавъ, что онъ не станетъ противиться, самъ сложилъ руки крестъ-на-крестъ, какъ-бы связанныя, потомъ приложилъ голову свою къ дереву; мучители обвязали шею веревкою и удавили. Св. Косма скончался мученически въ 1779 году, на 65 году своей жизни. Раздѣвъ святаго, турки бросили его тѣло съ большимъ камнемъ на шеѣ въ рѣку. Узнавъ объ этомъ, христіане пришли искать его тѣло, опускали въ рѣку сѣти, употребляли и другіе способы, но тѣла найти не могли. Лишь чрезъ три дня одинъ благочестивый священникъ — Маркъ изъ Ардевузскаго Введенскаго монастыря, отправившись въ однопарусной лодкѣ на поиски, увидалъ тѣло святаго плавающимъ поверхъ воды. Онъ приблизился къ тѣлу, вынулъ его изъ воды и, прикрывъ своею рясою, принесъ тѣло въ Введенскій монастырь, гдѣ и предалъ тѣло мученика погребенію позади алтаря.

Между тѣмъ Куртъ-паша, раскаявшись въ напрасномъ умерщвленіи святаго человѣка, велѣлъ отпустить монаховъ-спутниковъ св. Космы въ упомянутый Введенскій монастырь, гдѣ и назначилъ имъ пребываніе. Монахи, пришедши туда, нашли тѣло святаго уже погребеннымъ; чтобы удостовѣриться въ страдальческой его кончинѣ, они вмѣстѣ съ другими священниками и христіанами откопали гробъ и нашли, что тѣло не имѣло никакихъ признаковъ тлѣнія, но благоухало, такъ что святый казался какъ-бы спящимъ, не смотря на то, что оно три дня находилось въ землѣ. Въ это время случилось быть въ монастырѣ одной бѣсноватой женщинѣ. Какъ скоро она увидѣла, что гробъ святаго отрытъ, бѣсъ сильно потрясъ ее, а вскорѣ потомъ она и совершенно исцѣлилась. Въ селеніи Коликонтаси, сказавъ послѣднюю проповѣдь, святый оставилъ тамъ, по обычаю, водруженный въ землю крестъ. По кончинѣ его, христіане каждую ночь видѣли сіявшій надъ этимъ крестомъ небесный свѣтъ, поэтому въ день Воздвиженія честнаго креста священникъ и народъ пришли туда и, взявъ тамъ крестъ, поставили его позади алтаря, близъ гроба святаго, во всегдашнее напоминаніе о чудѣ. (Аѳон. Патер. т. 2 стр. 136-147. Приб. къ твор. свв. отцовъ 1852 г. стр. 471-487.)

Примѣчаніе:
[1] Евгеній Бургарисъ былъ впослѣдствіи архіепископомъ Екатерикославскимъ и Херсонскимъ (1775-1779).

Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи. — Мѣсяцъ Августъ. — Изданіе книгопродавца Д. И. Прѣснова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 61-71.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0