Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Д. И. Протопоповъ.
Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію,
южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи.

Мѣсяцъ Августъ.
День третій.

Св. Раждена перса.

Но не желая прямо погубить грузинскаго вельможу, Фирузъ употребляетъ ласки и притворство. Онъ обѣщаетъ Раждену богатство и почести, чтобы только онъ отрекся отъ Христа и поклонился солнцу и огню. Но исповѣдникъ, слыша отъ царя подобныя льстивыя рѣчи и обѣщанія, усмѣхнулся и съ твердостью сказалъ царю: «да будетъ тебѣ извѣстно, царь, что я не отрекусь отъ Іисуса Христа и не поклонюсь твоимъ богамъ. Обѣщанныя мнѣ сокровища и слава мнѣ не нужны, и я изъ-за нихъ не оставлю моего Бога и не промѣняю вѣчную, обѣщанную намъ Христомъ, жизнь на жизнь временную. Поэтому, сколько ни обѣщай и ни совѣтуй мнѣ, ты не вынудишь у меня отреченія отъ Христа, Бога моего; предлагаемыя тобою сокровища и честь я отвергаю и не послушаю тебя болѣе, чѣмъ Господа моего». Этими словами Ражденъ привелъ Фируза въ страшную ярость и негодованіе, — онъ приказалъ палачамъ пытать святаго. Палачи безжалостно начали исполнять приказаніе своего царя и били мученика по лицу до тѣхъ поръ, пока не вывалились всѣ зубы и не сокрушились всѣ кости лица его. За тѣмъ они начали влачить мученика нагаго по землѣ, нанося ему удары палками и влачили до тѣхъ поръ, пока все тѣло страдальца не было обезображено, и онъ не пришелъ въ совершенное изнеможеніе. Тогда Раждена заковали въ оковы, надѣли на его шею тяжелыя цѣпи и въ такомъ положеніи бросили его въ темницу, гдѣ безчеловѣчно морили его голодомъ и жаждою. Въ это время нѣкоторые изъ грузинскихъ вельможъ, изъ угожденія царю оставившіе христіанство, явились къ Фирузу и сказали ему, что для совращенія Раждена лучше будетъ на время отпустить его на волю повидаться съ своими родными и тогда онъ, повидавшись съ ними, сжалится надъ ними и изъ жалости къ нимъ отвергнется Христа и возвратится къ персидской религіи. Въ темницу къ Раждену приходили нѣкоторые персидскіе вельможи, высказывали ему свое сочувствіе и совѣтывали для своего благополучія и для счастія своего семейства оставить Христа; въ такомъ случаѣ они обѣщали ему отъ имени царя большія почести и награды. Но мученикъ съ негодованіемъ отвергъ ихъ заманчивыя предложенія. Тогда Фирузъ, по совѣту грузинскихъ вельможъ, отправилъ Раждена въ Мцхетъ, гдѣ въ то время проживало его семейство, взявъ напередъ съ Раждена слово опять вернуться въ персидскій станъ. Когда мученикъ прибылъ въ Мцхетъ — къ своему семейству, то семейство просило его пощадить себя и своихъ близкихъ и не оставлять ихъ сиротами ради исповѣданія Христа. Но мужественный исповѣдникъ, хотя и было ему тяжело отказать въ просьбѣ своему семейству, остался непоколебимъ въ своихъ убѣжденіяхъ. «Никто не отвратитъ меня, — сказалъ Ражденъ своему семейству, — отъ любви къ Господу моему Іисусу Христу». Для него не было теперь никакого удовольствія остаться въ кругу родныхъ; онъ желалъ теперь только скорѣйшей смерти за Христа и потому не внималъ воплямъ своей жены и своего семейства и не слушалъ ихъ суетныхъ прошеній.

По прошествіи того времени, на которое былъ отпущенъ Ражденъ, онъ, оставаясь вѣрнымъ своему слову, снова возвратился въ персидскій лагерь. Раздраженные твердостію исповѣдника, персы связали его веревками и представили царю. Царь снова предлагалъ ему всѣ блага міра, представлялъ ему всю тяжесть и жестокость мученій, ожидающихъ непокорныхъ христіанъ; но на всѣ требованія царя мученикъ не отвѣчалъ и хранилъ глубокое молчаніе, оставаясь непреклоннымъ въ своихъ убѣжденіяхъ. Не добившись отъ него ничего, царь счелъ за лучшее отослать мученика къ какому-либо сатрапу (губернатору), думая, что тотъ какъ-нибудь можетъ отвратить его отъ Христа. Съ этою цѣлію Раждена отправили къ правителю верхней Карталиніи съ приказаніемъ — приложить все стараніе къ отвращенію Раждена отъ христіанства; въ случаѣ же не успѣха повелѣвалъ предать его жестокимъ мученіямъ и за тѣмъ распять его на крестѣ. Получивъ приказаніе царя и желая угодить ему, правитель рѣшился отвратить Раждена отъ Христа. Онъ дѣлалъ мученику различныя предложенія, но этотъ послѣдній на всѣ предложенія правителя рѣшителыю отвѣчалъ: «ни что въ мірѣ не отвратитъ меня отъ любви къ Господу моему, Іисусу Христу, и я не разлучусь съ Нимъ, хотя бы и пришлось мнѣ ради Его въ одинъ день претерпѣть тысячу страданій». Видя твердость и непоколебимость мученика, правитель отъ лести перешелъ къ жестокости и приказалъ палачамъ бить его по лицу, потомъ послѣ жестокихъ истязаній изувѣченнаго Раждена связали и бросили въ темницу, гдѣ святый мученикъ удостоился видѣнія Господа, Іисуса Христа, за Котораго страдалъ, терпѣлъ жестокія мученія и отъ Котораго теперь получилъ исцѣленіе отъ своихъ ранъ. На другой день, когда персы увидѣли въ мученикѣ такую перемѣну, сильно удивились и не знали, чему приписать такое явленіе. Послѣдовали новыя убѣжденія отречься отъ христіанства, — новыя обѣщанія, но страдалецъ не прельщался ихъ обѣщаніями и хранилъ глубокое молчаніе. Не добившись, такимъ образомъ, ничего, раздраженные персы рѣшились положить конецъ св. Раждену — распять его на крестѣ, какъ приказалъ царь. Приготовили крестъ и привели къ нему мученика. Увидѣвъ предъ собою крестъ, мученикъ исполнился радости и, перекрестившись, воскликнулъ: «радуйся животворящее древо, которымъ умерщвленъ былъ древній змій и къ которому были пригвождены и мои грѣхи, и я чрезъ тебя взойду ко Господу моему.., и подобно Ему буду пригвожденъ на тебѣ». Послѣ этого, святаго мученика раздѣли и пригвоздили ко кресту среди четырехъ преступниковъ, которые здѣсь же были распяты съ нимъ. Желая увеличить страданія мученика, мучители выпросили у правителя стрѣлковъ, которые вонзили въ тѣло страдальца множество ядовитыхъ стрѣлъ, и св. мученикъ висѣлъ на крестѣ, весь пронзенный стрѣлами. Смерть св. муч. Раждена послѣдовала въ 454 году.

Персы, опасаясь, чтобы тѣло мученика не было украдено христіанами, и не погребено по ихъ обычаю, приставили ко кресту стражу; чрезъ нѣсколько же дней приказано было снять святое тѣло мученика и бросить его на съѣденіе звѣрямъ и на расхищеніе птицамъ. Но въ первую же ночь сдѣлалась страшная буря, сопровождаемая сильнымъ вихремъ; неизъяснимый ужасъ напалъ на воиновъ, которые, позабывъ воинскую дисциплину, оставили свой постъ, и въ страхѣ разбѣжались по своимъ палаткамъ. Христіане, наблюдавшіе издали за тѣломъ мученика и желавшіе какъ-нибудь овладѣть имъ, воспользовались робостію воиновъ, пришли ко кресту, сіявшему небеснымъ свѣтомъ, торопливо сняли тѣло со креста и погребли вблизи того мѣста, гдѣ онъ былъ распятъ. Между тѣмъ благочестивый царь Иверскій Вахтангъ Гургусланъ, глубоко скорбя о смерти Раждена и сожалѣя о великой потерѣ, которую испытало его государство въ смерти храбраго Раждена, старался всѣми мѣрами найти тѣло мученика; но, къ великому прискорбію царя, старанія его долго не увѣнчивались успѣхомъ, такъ какъ мѣсто погребенія мученика оставалось долго неизвѣстнымъ. Наконецъ самъ мученикъ открылъ царю, гдѣ лежали его св. мощи. Св. Ражденъ явился одному священнику, бывшему при его погребеніи, и приказалъ ему открыть царю то мѣсто, гдѣ покоится его тѣло. Повинуясь святому, священникъ исполнилъ его волю. Обрадованный этою вѣстію, царь немедленно пришелъ къ могилѣ мученика, съ честію вынулъ изъ земли его святыя мощи и съ великимъ торжествомъ, въ сопровожденіи католикоса и другихъ многихъ епископовъ, вельможъ и множества народа, перенесъ ихъ въ городъ Никози [2], и съ честію положилъ ихъ въ Никозскомъ епископскомъ храмѣ, гдѣ эти мощи почиваютъ и до сего дня.

Вахтангъ Гургусланъ Великій, вскорѣ по перенесеніи мощей св. мученика въ городъ Никози, выстроилъ церковь въ честь святаго въ Кахетинскомъ городѣ Уджармѣ и другую церковь въ Самгоро. Празднество въ честь св. Раждена установлено при Вахтангѣ Гургусланѣ католикосомъ Самуиломъ 1-мъ и положено праздновать день его кончины 3-го августа. (Груз. свв. Сабинина. ч. 8-я.)

Примѣчаніе:
[1] Имя «Ражденъ» есть арабское и значитъ «свѣтило вѣры», отъ арабскаго слова «сраждинъ».
[2] Никози находится въ Верхней Карталиніи, при рѣкѣ Большой Ліахвѣ. Онъ имѣлъ своего епископа отъ временъ Вахтанга до 1810 года. Въ составъ Никозійской епархіи входили мѣстности отъ р. Ксани до Имеретинской границы, населенныя Осетинцами, Сванетцами и Глаллами, — коренными грузинцами, жившими на границѣ Грузіи и Имеретіи.

Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи. — Мѣсяцъ Августъ. — Изданіе книгопродавца Д. И. Прѣснова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 42-50.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0