Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Д. И. Протопоповъ.
Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію,
южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи.

Мѣсяцъ Августъ.
День третій.

Преп. Антонія Римлянина.

Поблагодаривъ купца, преп. Антоній пошелъ помолиться въ храмъ св. Софіи и видѣть святителя; увидѣвъ благолѣпіе церковное, преп. Антоній обрадовался въ душѣ своей; обойдя и прочія церкви, онъ возвратился на свой камень, не показавшись святителю, такъ какъ еще не зналъ русскаго языка. Онъ молился Господу дать ему познаніе этого языка; къ св. Антонію стали приходить жившіе вблизи берега жители и приносить ему пищу; отъ нихъ онъ сталъ учиться понимать русскую рѣчь и вскорѣ, при помощи Божіей, понялъ ее. Жители спрашивали праведника о его отечествѣ и родѣ, но онъ не открылся имъ и только называлъ себя грѣшникомъ. Спустя немного времени, святитель Никита, узнавъ о праведникѣ, послалъ за нимъ и спросилъ его: откуда онъ и какъ прибылъ? Св. Антоній только кланялся святителю и говорилъ: «Владыка святый, прости меня, грѣшнаго и страннаго человѣка!» Онъ не хотѣлъ славы человѣческой. Но святитель заклиналъ св. Антонія разсказать все о себѣ. Тогда праведникъ сталъ подробно разсказывать о своемъ рожденіи и воспитаніи въ Римѣ, о гоненіи на православныхъ, о бѣгствѣ своемъ въ пустыню и о чудесномъ прибытіи къ Новгороду на камнѣ. Говоря это, св. Антоній со слезами палъ къ ногамъ святителя и просилъ не открывать о немъ никому его тайны. Они упали другъ предъ другомъ на землю и со слезами просили другъ у друга благословенія. Святитель благословилъ праведника и много бесѣдовалъ съ нимъ; онъ желалъ, чтобы св. Антоній пребывалъ вмѣстѣ съ нимъ. Но праведникъ отвѣчалъ: «не принуждай меня, ради Бога, но оставь меня жить на томъ мѣстѣ, гдѣ повелѣлъ мнѣ Господь!» Святитель согласился на это и вскорѣ построилъ преподобному малую деревянную церковь во имя Рождества Богородицы, такъ какъ наканунѣ этого праздника Господь привелъ праведника въ ихъ городъ; святитель устроилъ при церкви келлію, которая служила бы пристанищемъ инокамъ.

Спустя годъ, рыбаки ловили рыбу въ рѣкѣ Волховѣ близъ камня св. Антонія, всю ночь они трудились, но ничего не поймали; усталые и грустные послѣ напрасныхъ трудовъ, они, вытащивъ сѣти, сидѣли на берегу. Въ это время къ нимъ подошелъ св. Антоній и, нанимая ихъ ловить рыбу, сказалъ имъ: «бросьте свои сѣти и что поймаете, то пойдетъ въ домъ Пречистой Богородицы!» — «Мы всю ночь трудились и ничего не поймали», отвѣчали рыбаки. Они не хотѣли ловить, но потомъ, взявъ плату, бросили въ рѣку сѣти; когда они вытащили изъ рѣки сѣти, то нашли вмѣстѣ съ множествомъ рыбы и бочку, обитую желѣзными обручами. Св. Антоній узналъ свою бочку, которую онъ бросилъ въ море въ Римѣ, и сказалъ рыбакамъ: «друзья! видите милость Божію, какъ Онъ промышляетъ о рабахъ Своихъ! Возьмите себѣ рыбу, а бочку далъ мнѣ Господь, и все, что въ ней, пусть пойдетъ на созданіе моего монастыря». Но рыбаки отвѣчали: «мы напялись тебѣ ловить рыбу, а не бочки; рыба будетъ твоя, а бочка наша, такъ какъ мы сами бросили ее въ море на сохраненіе». — «Я съ вами не стану долго спорить, сказалъ преподобный, но пойдемъ къ судьямъ». Онъ пошелъ съ ними въ городъ; рыбаки взяли съ собою и бочку; предъ судьями рыбаки стали спорить о бочкѣ, но преподобный сказалъ судьямъ: «господа, спросите ихъ, если бочка ихъ, — пусть скажутъ, что въ ней положено». Но рыбаки не знали, что сказать. Тогда преп. Антоній сказалъ: «эта бочка моя; я своими грѣшными руками бросилъ ее въ море въ Римѣ; въ ней лежатъ церковные золотые и серебряные сосуды, потиры и блюда и многія другія священныя вещи; еще тамъ находится много золота и серебра изъ имѣнія моихъ родителей. Я бросилъ бочку въ море на волю Божію, по случаю смятенія и гоненія на православныхъ». Судьи велѣли разбить бочку, и въ ней оказалось все, что перечислилъ Антоній. Дивясь чуду, они поведѣли ему взять свое. Преподобный показалъ сокровища святителю и на золото и серебро устроилъ каменную церковь и не большой монастырь. Собравъ братію, онъ купилъ землю вокругъ монастыря и рыбную ловлю на пропитаніе иноковъ.

По кончинѣ еп. Никиты, святителемъ новгородскимъ былъ Іоаннъ, а послѣ него св. Нифонтъ, который съ любовію и уваженіемъ относился къ преп. Антонію. Уже четырнадцать лѣтъ подвизался Антоній въ распространявшейся обители, когда иноки стали умолять его, чтобы онъ, принявъ санъ священства и званіе игумена, сдѣлался ихъ начальникомъ и руководителемъ. Не смотря на свое смиреніе, преподобный не могъ отказать усердной просьбѣ иноковъ, и св. еп. Нифонтъ съ радостію рукоположилъ его въ пресвитера; еще 16 лѣтъ игуменствовалъ блаженный пришлецъ римскій въ созданной имъ обители. Предчувствуя свою кончину, преп. Антоній призвалъ одного изъ иноковъ своей обители — Андрея и открылъ ему чудную повѣсть своей жизни; за тѣмъ, поучивъ и утѣшивъ плачущихъ иноковъ и назначивъ послѣ себя игуменомъ Андрея, онъ скончался 80 лѣтъ, въ 1147 году. Мощи его обрѣтены въ 1597 году нетлѣнными и положены въ окованную серебромъ раку; съ того времени учрежденъ въ память его крестный ходъ изъ Софійскаго собора въ первую пятницу послѣ Петрова дня. При ракѣ находится вѣтвь осоки, съ которою Антоній приплылъ изъ Рима, держа оную въ рукѣ; такъ онъ изображается и на иконахъ. Мощи преп. Антонія почиваютъ въ соборной монастырской церкви Рождества Богородицы, въ придѣлѣ, сооруженномъ во имя преподобнаго. Латинскія надписи на нѣкоторыхъ изъ вещей преп. Антонія, доселѣ цѣлыхъ, подтверждаютъ собою сказаніе о прибытіи преп. Антонія съ Запада. Въ обители Антонія сохраняются шесть иконъ, изъ которыхъ на трехъ изображенъ Господь Вседержитель, на другихъ трехъ — распятый Спаситель съ латинскими надписями. Опытомъ того, какъ преп. Антоній заботился о духовномъ просвѣщеніи своихъ учениковъ, служатъ труды ученика его Кирика, который при жизни Антонія въ 1136 году написалъ статью о счисленіи лѣтъ и потомъ предлагалъ вопросы епископамъ новгородскимъ о разныхъ предметахъ благочинія и богослуженія. Въ особенности же въ этомъ отношеніи замѣчателенъ «Завѣтъ молодымъ монахамъ», Антонія, сохранившійся въ одной рукописи Антоніева монастыря. Вотъ что пишетъ преп. Антоній инокамъ: „Умъ всегда держи на небѣ. Не привыкай ходить изъ келліи въ келлію, — выходи только на молитву въ церковь, или на служеніе братіи. Все дѣлай съ благословеніемъ старца. Не живи для себя, живи для Бога, заботясь о вѣчности. Келлія твоя да будетъ гробомъ, прежде обычнаго гроба. Не имѣй собственности, не живи для міра, отъ чего ты отказался. Когда увидишь игумена, поклонись до земли, проси благословенія. Встрѣтившись съ братомъ, поклонись и говори молитву: молитвами св. отецъ нашихъ, Господи Іисусе Христе, Боже нашъ, помилуй насъ. Послѣ вечерни не говори ни съ кѣмъ. Придетъ братъ со стороны изъ другаго монастыря, встрѣчая его, говори молитву: Господи Іисусе Христе, Боже нашъ, помилуй насъ, аминь. Войдя съ нимъ въ келлію, говори туже молитву; потомъ, утѣшившись духовно, угости его. Никогда не смѣйся до оскаленія зубъ и не смотри дерзско. Одежда твоя — простая свита, суконная, обтягивающая тѣло; поясъ — кожаный. Походка ни борзая, ни лѣнивая; идя, имѣй руки согбенныя на груди. Съ мірскими не разговаривай, особенно съ молодыми и дѣтьми, не сиди и не стой съ ними; не берись и учить дѣтей грамотѣ. Бѣги оттуда, гдѣ игры, кощунство и смѣхъ. Не обнимайся руками съ братомъ и не касайся его; не дозволяй и къ тебѣ касаться или смотрѣть тебѣ въ лице, — уклонись и отойди. Остерегайся шутокъ и забавъ. Чернецъ потому и называется инокомъ, что онъ одинъ внимаетъ Богу день и ночь. Берегитесь, не сидите молодые одинъ съ другимъ въ праздности. Каждый остерегайся нечистой любви, бѣгай ее пуще яда. Сонъ принимай при нуждѣ великой; передъ сномъ долго молись, читай книги, занимайся рукодѣліемъ. Ложась, будь опоясаннымъ по свитѣ, съ клобукомъ на головѣ, съ согбенными на груди руками. Не ложись съ другимъ на постелѣ и не садись съ другими на лошади, берегись нечистой связи, не погуби себя. И вставая, и ложась, и сидя за трапезою, и ходя, и сидя — всегда говори молитву: молитвами святыхъ отецъ нашихъ, Господи Іисусе Христе, Боже нашъ, помилуй насъ, аминь. Если монахъ молится только во время молитвы общей — это — не молитвенникъ. Онъ долженъ молиться каждый часъ; коротка эта молитва, но приноситъ великую пользу молящемуся съ вѣрою...». (Четьи-Минеи. Прологъ. Русс. св. Филарета, архіеп. Черн. Жит. свв. Муравьева. Описан. новгородскаго Антоніева монастыря 1810 г.)

Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи. — Мѣсяцъ Августъ. — Изданіе книгопродавца Д. И. Прѣснова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 33-40.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0