Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Д. И. Протопоповъ.
Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію,
южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи.

Мѣсяцъ Августъ.
День первый.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородицѣ.

Ясныхъ указаній на праздникъ Всемилостивому Спасу и Пречистой Богоматери, по случаю побѣды надъ сарацынами императора Мануила, нѣтъ ни у греческихъ историковъ, ни въ богослужебныхъ греческихъ книгахъ. Впрочемъ въ исторіи императора Мануила, который велъ не мало войнъ съ разными народами, можно найти случаи, возбуждавшіе царя къ особенному благодаренію Бога за успѣшное окончаніе войны и за счастливое избавленіе отъ великихъ опасносгей во время войны. Особенно обращаютъ на себя вниманіе два случая въ его жизни: это во-первыхъ, побѣда надъ пеонійцами или паннонцами въ Европѣ за Дунаемъ. Царь поручилъ начальство надъ войскомъ Андронику Консто-Стефану, а самъ, по совѣту окужавшихъ его, остался въ Сардикѣ и молилъ Бога Спасителя, чтобы Онъ былъ вождемъ его войскъ. 8 іюня произошло весьма упорное сраженіе: паннонцы потерпѣли сильное поражеиіе. Царь, услышавъ объ этой блистателыюй побѣдѣ, въ радости и восторгѣ приноситъ благодареніе Богу, а чрезъ нѣсколько дней, и самъ торжественно вступаетъ въ столицу... Впереди его ѣхала серебряная вызолоченная колесница, запряженная бѣлыми конями, а на ней стояла икона Богоматери, непобѣдимой Защитницы и Соратницы царя. Послѣ того у императора Мануила другая была жестокая война — съ турецкимъ султаномъ или съ сарацынами. Царь самъ начальствовалъ надъ войскомъ и подвергался лично многократнымъ и чрезвычайнымъ опасностямъ и, хотя побѣда досталась врагу, но самое спасеніе царя поистинѣ можно считать чудомъ милости Божіей и не могло не возбудить въ царѣ особенныхъ чувствъ благодаренія Богу. Это было въ сентябрѣ, но походъ, конечно, начался ранѣе, въ августѣ. Послѣ этой битвы были двѣ удачныя стычки у грековъ съ сарацынами, и одна изъ нихъ подъ предводительствомъ царя противъ сарацынъ лакерійскихъ и панасійскихъ. Эти событія и суть тѣ, которыя подали поводъ и предрасположили императора Мануила установить праздникъ Всемилостивому Спасу и Его Матери. Время побѣды Боголюбскаго надъ болгарами назначается нашими лѣтописцами въ 1164 году, и сказанія о войнахъ Мануила съ турками, хотя не означены годами, но расположены такъ, что ближе къ концу, чѣмъ къ началу его царствоваиія, т. е. тоже къ 1164 году. Извѣстія же изъ Россіи о чрезвычайной помощи Божіей въ войнѣ противъ болгаръ естественно еще болѣе располагали Мануила къ воспоминанію избавленія отъ опасностей и установленію Спасу общаго христіанскаго праздника, которому начало положено было уже въ Царьградѣ освященіемъ воды въ Софіи 1 августа. Изъ Константинополя, по этому поводу, была прислана грамата къ русскому митрополиту или князю, въ концѣ которой говорится: «азъ же написахъ сіе малое писаніе повелѣніемъ царя Мануила и всего причта церковнаго, да празднуемъ вси обще праздникъ сей мѣсяца августа въ 1 день въ славу Всемилостиваго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа и Пречистыя Его Матери». Князь, посовѣтовавшись съ своими архіереями, установилъ празднество 1 августа, въ воспоминаніе силы крестной, даровавшей побѣду. Въ Русской Церкви праздникъ Спасу и Богоматери 1 августа существовалъ несомнѣнно съ 12 вѣка, хотя служба въ этотъ день Кресту и Всемилостивому Спасу встрѣчается не ранѣе 15 вѣка, со времени введенія іерусалимскаго устава; до этого же времени празднованіе, вѣроятно, совершалось молебнымъ пѣніемъ. (Прологъ. Четьи-Минеи. Мѣсяц. Вост. А. Сергія т. 2-й замѣт. стр. 223-224.)

Источникъ: Д. И. Протопоповъ. Житія святыхъ, чтимыхъ Православною Россійскою Церковію, а также Греческою Церковію, южно-славянскихъ, грузинскихъ и мѣстно чтимыхъ въ Россіи. — Мѣсяцъ Августъ. — Изданіе книгопродавца Д. И. Прѣснова. — М.: Типографія Ф. Іогансонъ, 1885. — С. 4-7.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0