Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ИЗБРАННЫЯ ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Избранныя житія святыхъ.

Мѣсяцъ Октябрь.
День девятнадцатый.

Житіе преподобнаго Іоанна Рыльскаго.

Съ стародавнихъ временъ, въ теченіе ряда девяти вѣковъ, и доселѣ православные, вмѣстѣ съ уваженіемъ къ памяти св. Іоанна, пустынножителя Рыльскаго, основателя обители, соединяютъ уваженіе и къ самой обители его. Среди многихъ историческихъ мѣстностей Болгаріи, на которыхъ сосредоточился интересъ эпохи, Рыльскій монастырь представляется одной изъ самыхъ славныхъ, имѣвшей громадное значеніе въ исторіи болгарской церковной и политической жизни. Какъ велики и благотворны для Болгаріи плоды иноческой жизни и подвиговъ основателя этого монастыря, видно уже изъ того, что обитель его для многострадальнаго въ своей исторіи болгарскаго народа постоянно была крѣпкимъ оплотомъ православной вѣры живымъ очагомъ славянской мысли и передовымъ постомъ защиты и укрѣпленія болгарской жизни отъ всякихъ иноземныхъ посягательствъ. Обитель, вѣрная завѣту святого основателя, отцовъ и вѣковъ прошедшихъ, стоитъ во главѣ религіозно-нравственнаго просвѣщенія болгарскаго народа сдѣлавъ свое имя незабвеннымъ въ лѣтописяхъ жизни болгарской и ставъ мѣстомъ, куда стремится каждый болгаринъ, любящій свою святую вѣру и отечество, влекомый сюда не одной только древностью обители св. Іоанна Рыльскаго и ея церковнымъ прошлымъ, но и славой подвижника ея и благоговѣніемъ къ его святой памяти. Сюда собираются во множествѣ благочестивые паломники и патріоты. Здѣсь, на мѣстахъ святыхъ молитвенныхъ подвиговъ и великихъ трудовъ пустынножителя, Гоподомъ прославленнаго небеснаго покровителя болгарскаго народа, и въ его преславной и дивной обители они находятъ радушный пріемъ, покой и великое утѣшеніе духовное, а равно и историческое поученіе.

Преподобный Іоаннъ жилъ въ X вѣкѣ по Р. X. Родомъ онъ былъ болгаринъ изъ села Скрина, въ 12 часахъ разстоянія отъ г. Софіи. Скрино находится недалеко отъ теперешняго села Бобошева, близъ монастыря св. Димитрія, что у рѣки Струмы, къ сѣверу отъ горы Руенъ, составляющей сѣверное окончаніе Осоговскихъ горъ, гдѣ нынѣ стоитъ село Курилово. Теперь Скримо не существуетъ, и видны только его развалины. Родился преподобный около 876 года отъ небогатыхъ, но очень благочестивыхъ родителей, старавшихся дать сыну религіозно-нравствейное воспитаніе. Возлюбивъ Господа отъ юности, онъ, рано лишившись отца и матери, бѣжитъ отъ людей, роздалъ все свое имущество бѣднымъ и неимущимъ и, стремясь къ иночеству, свободный отъ семейныхъ и общественныхъ обязанностей, въ одной кожаной одеждѣ, для аскетическихъ подвиговъ ушелъ въ монастырь, полагаютъ — Бобошевскій, у подошвы горы Руенъ, и тамъ постригся въ иноки.

Монашескому житію юный Іоаннъ отдался со всею пылкостью своей нѣжной души и искренностью. Развивъ въ себѣ аскетическій духъ и наклонности, онъ думаетъ уже о совершенномъ уединеніи и безмолвномъ житіи. Ради этого онъ, послѣ горячей молитвы ко Господу, оставляетъ монастырь и идетъ въ пустынныя горы близъ Витоша, гдѣ въ тиши отъ людского шума, вдали отъ міра, не тревожимый его волненіями, суетой и скорбями, въ бесѣдѣ съ самимъ Богомъ, стремясь сокровеннымъ дѣланіемъ во Христѣ къ духовному совершенству, предается подвигамъ молитвы и поста, питаясь только дикими растеніями, а жилищемъ своимъ имѣя шалашъ, сплетенный изъ хвороста. Тутъ напали на него разбойники, обильно обитавшіе въ этомъ мѣстѣ, избили его и изгнали вонъ даже изъ этого, болѣе чѣмъ скромнаго жилья. Тогда онъ переходитъ въ просторную, необитаемую пустыню Рыльскую и поселяется, занявъ глубокую пещеру, «идеже сльнце не призирааше, ни вѣтрь вѣаше, нѫ тькмо ангель единь прихождааше къ нему», въ дикихъ горахъ мѣстности Голецъ. Тутъ прожилъ онъ 12 полныхъ лишеній лѣтъ, въ постоянномъ постѣ и слезной молитвѣ ко Господу, не давая отдыха и покоя своему тѣлу. Здѣсь его посѣтилъ родной его племянникъ Лука. Съ любовію Іоаннъ принялъ юношу и особенно обрадовался, когда услышалъ, что тотъ жаждетъ душевнаго спасенія и готовъ раздѣлить съ нимъ подвижническіе труды. Братъ, скорбѣвшій объ уходѣ своего сына, обрѣтя отрока у подвижника, по наущенію духа злобы воспылалъ на сына гнѣвомъ, — порицалъ его и даже ударилъ камнемъ и повлекъ за собой домой. Іоаннъ, видя все это, молчалъ и, размышляя: о суетѣ мірского житія, павъ на землю, слезно молилъ Господа устроить спасеніе отрока. Насильственно удаленный отцомъ юноша пошелъ, но дорогой былъ укушенъ змѣей и умеръ. Отецъ, лишившись внезапно сына, созналъ свою жестокую грубость и вину, раскаялся и возвратился къ брату сообщить ему свою ужасную скорбь. Подвижникъ велѣлъ погребсти юношу невдалекѣ отъ своего жилища и часто съ молитвой навѣщалъ его могилу; здѣсь было и любимое мѣсто отдыха пустынника.

Укрывавшіеся въ горахъ вблизи преподобнаго разбойники продолжали причинять ему много скорбей и онъ рѣшилъ оставить свою пещеру, направляясь далѣе, въ глубь пустыни, ибо душа его, жаждавшая новыхъ подвиговъ, къ тому же стремилась къ полному безмолвію и уединенію. Онъ поселился въ дуплѣ дерева, имѣя покровомъ своимъ небо, не видя и лица человѣческаго, а время проводя въ неустанной молитвѣ и подвигахъ тяжелыхъ, терпѣливо перенося всѣ невзгоды жизни и вкушая только злаки земные. Господь не оставляетъ безъ милости великое терпѣніе Своего избранника и благословилъ землѣ для подкрѣпленія физическихъ силъ преподобнаго произрощать стелющійся по землѣ горохъ (сланутки), которымъ угодникъ Божій питался многіе годы своей жизни тутъ самъ и угощалъ радушно всѣхъ, посѣщавшихъ его безмолвіе.

Пустыня Рыльская долгое время хранила отъ людей это свое духовное сокровище въ тайнѣ: никто не зналъ о пребываніи здѣсь добраго пустынника и великаго подвижника. И только случайно открыли это проходившіе близко со своими стадами пастухи. Было это такъ. Однажды овцы, пасшіяся въ горахъ, гдѣ спасался святой Іоаннъ, чего-то испугались, стремительно побѣжали въ сторону и, достигши мѣста, гдѣ обиталъ преподобный, остановились. Слѣдовавшіе за ними пастухи, усталые и голодные послѣ своихъ трудовъ, были испуганно изумлены встрѣчей и видѣніемъ въ такомъ дикомъ мѣстѣ пустынножителя. А тотъ успокаивалъ ихъ смиренными и привѣтливыми словами: «вы пришли сюда голодные, — рвите себѣ мой горохъ и вкушайте». Всѣ ѣли и были сыты. Но одинъ изъ пастуховъ пожелалъ тайно безъ благословенія пустынника, набрать себѣ гороху про запасъ и унесъ его. Когда же дорогой всѣ товарищи стали угощаться, то замѣтили, что въ украденныхъ стручкахъ гороха не оказалось, — они были пустыми. Скорбь, стыдъ и раскаяніе въ похищеніи чужого привели ихъ обратно къ доброму старцу, а онъ, спокойно простивъ имъ ихъ проступокъ, только ласково сказалъ, что эти плоды земные всесильнымъ Господомъ благословлены и опредѣлены для питанія и вкушенія только здѣсь на мѣстѣ. Пораженные видѣннымъ и добротой старца въ пустынѣ Рыльской, эти свидѣтели высокой подвижнической жизни преподобнаго, вернувшись домой, не могли сохранить чудо въ тайнѣ, и этимъ вѣщали славу отшельника всѣмъ, въ своемъ и окрестныхъ селеніяхъ. Многіе стали благоговѣйно притекать къ пустыннику-подвижнику за благословеніемъ, а другіе искали у него утѣшенія въ скорбяхъ, недужные же просили молитвъ о здравіи и исцѣлялись. За шедшими во множествѣ въ пустыню къ преподобному Іоанну послѣдовалъ однажды и нѣкій болящій, одержимый уже много лѣтъ духомъ нечистымъ. Не дойдя нѣсколькихъ стадій до мѣста, гдѣ обиталъ подвижникъ, онъ вдругъ упалъ на землю, сталъ биться и громко кричать: «не могу идти далѣе, огонь палитъ меня». Спутники, горячо желая, чтобы болящій все же достигъ келіи пустынножителя, крѣпкіе надеждой на его помощь больному, принесли его связаннаго къ преподобному, прося помолиться о немъ и исцѣлить его. «Не по моимъ это силамъ, дѣти мои» сказалъ имъ пустынникъ: «я человѣкъ немощный, какъ и вы и только одинъ Богъ можетъ исцѣлить его». По усиленной просьбѣ вѣрныхъ Господу людей преподобный помолился, и болящій сталъ здоровымъ. Всѣ видѣвшіе такую милость Божію, вмѣстѣ съ пустынножителемъ прославили Господа.

Удаляясь отъ извѣстности и быстро распространявшейся славы человѣческой, пустынножитель ушелъ далеко отъ своего дупла, еще дальше и высоко въ горахъ, и скрывался въ едва доступныхъ скалахъ, проводя въ подвигахъ, въ молитвѣ и постѣ дни и ночи, болѣе семи лѣтъ, подъ открытымъ небомъ. Однако, вѣсть о великомъ пустынникѣ-подвижникѣ Рыльскомъ широко распространялась и дошла даже до благочестиваго царя болгарскаго Петра. Онъ сильно желалъ видѣть и бесѣдовать съ преподобнымъ, — предпринимаетъ путешествіе къ нему, достигъ уже высотъ, гдѣ находится подвижникъ, но пустынникъ смиренно отклонилъ это свиданіе. И только издалека царь увидѣлъ его, а черезъ особыхъ посланцевъ и письма получилъ отвѣтъ отшельника, наставляющій всѣхъ въ добромъ житіи, благочестіи и вѣрѣ. При письмѣ царь послалъ и много злата преподобному, но подвижникъ отъ всего этого отказался.

Послѣ посѣщенія преподобнаго царемъ почитаніе къ подвижнику еще болѣе стало шириться. Со всѣхъ концовъ Болгаріи люди благочестивые стекались къ нему. Ревнуя о подвигахъ и благочестивой жизни, къ Іоанну приходили люди, искавшіе удаленія отъ міра и заботившіеся о спасеніи души, просили остаться у него и получиться благочестію; многіе желали совершенно поселиться около него и спасаться подъ его руководствомъ. Преподобный не въ силахъ былъ отклонить ихъ просьбъ и желаній. И въ близъ лежащей пещерѣ они устроили церковь, а рядомъ съ пещерой подвижника мало-по-малу явились келіи его учениковъ. Такимъ образомъ при духовномъ водительствѣ преподобнаго создалась въ пустынѣ Рыльской уже обитель, возникновеніе которой относится къ 930-935 гг. Это мѣсто теперь именуется «старый скитъ» или «старата постница», въ разстояніи часа ходьбы отъ нынѣшней Рыльской обители.

Преподобный мудро, отечески управлялъ своимъ богоизбраннымъ стадомъ и еще многихъ привлекъ ко Господу. Слава о подвижникѣ быстро распространялась въ Болгаріи, число желающихъ поселиться около отшельника увеличивалось, и старого скита было уже недостаточно, новыя же помѣщенія въ скалистой и безводной мѣстности строить было невозможно. Тогда пустынножитель избираетъ мѣсто на рѣкѣ Друшлявицѣ, и строится тутъ помѣщеніе теперешняго Рыльскаго монастыря, разросшагося въ обширную и многолюдную обитель, существующую таковой и въ настоящее время. Самъ же преподобный со своими первыми учениками остался на старой постницѣ, не оставляя все же безъ руководства и обитателей новопостроенной части монастыря, давъ имъ, какъ болѣе полезное для иноковъ, общежительное начало.

Изъ учениковъ преподобнаго извѣстны Прохоръ Пшинскій, Гавріилъ Лесновскій и Іоакимъ Осоговскій, основавшіе потомъ собственные монастыри.

Положивъ прочное начало монастырской жизни въ Рыльской обители, преподобный Іоаннъ управлялъ монастыремъ недолго, и, желая пребывать въ тиши и безмолвіи, оставилъ свое начальствованіе, передавъ его возлюбленному ученику своему, по сказаніямъ, Гавріилу, а братіи далъ завѣщаніе — предостерегаться отъ мірскихъ прелестей, поучаться въ законѣ Господнемъ день и нощь, не оставаясь праздными, и заниматься чтеніемъ святоотеческихъ писаній, люди непросвѣщенныя своего единокровнаго народа утверждая въ вѣрѣ и наказуя ихъ оставлять нелѣпые языческіе обычаи и злые нравы.

Вѣрные завѣту своего учителя, иноки Рыльской обители развивали свою дѣятельность — проповѣдывали слово Божіе своему новопросвѣщенному народу и вели свое просвѣтительное дѣланіе, создавая школы и книжное дѣло при обители. Народъ, почитая преподобнаго, свое уваженіе при этомъ переносилъ и на обитель его. Люди приходили во множествѣ. А вмѣстѣ съ наплывомъ богомольцевъ росли и достатки монастыря.

70-ти лѣтъ, 18 августа 946 г., въ правленіе болгарскаго царя Петра, преподобный Іоаннъ, подвижникъ-пустынножитель Рыльскій, почилъ и учениками своими былъ погребенъ на мѣстѣ своихъ великихъ подвиговъ, во обители Рыльской.

Слава святой жизни преподобнаго не умерла съ его кончиной; великій подвижникъ, скончавшійся въ святости, вскорѣ становится предметомъ чествованія, сначала у себя и въ окрестностяхъ Рыльской обители, а потомъ и далѣе, по всей Болгаріи. Вскорѣ полныя благоуханія, источавшія чудеса св. мощи его были открыты къ общему поклоненію и почитанію вѣрующими.

Послѣ преподобнаго Рыльскій монастырь не долго, однако, могъ развивать свою дѣятельность. Въ 1018 году Болгарія подпала подъ владычество грековъ, и они мало-по-малу начинаютъ стѣснять права и привеллегіи церкви, а также и обители, и къ концу XII в. греки уже смотрѣли на Болгарію, какъ на часть тѣла своей имперіи. Но жестокая рука побѣдителей все же пока не касалась еще особенно сильно дѣятельности Рыльскаго монастыря: онъ болѣе и долѣе другихъ сумѣлъ сохраниться отъ разрушительнаго вліянія византійцевъ и продолжалъ существовать, оказывая благотворное вліяніе на народъ. Завѣты стараго болгарскаго царства и церкви сохранились въ этой обители: она оставалась оплотомъ и духовной крѣпостью народа, поддерживая его національныя стремленія и вожделѣнія. Здѣсь народъ у раки мощей преподобнаго и молился на своемъ родномъ языкѣ, а не по-гречески, и отдыхалъ душой отъ греческаго вліянія. Греки, однако, не могли относиться спокойно къ такой полезной дѣятельности обители, мѣшавшей ихъ стремленію подавить славяно-болгарское самосознаніе. Самымъ вѣрнымъ средствомъ побѣды было удаленіе мощей угодника изъ обители. Но исполнить это было не такъ просто. И поэтому, боясь протеста иноковъ и болгарскаго народа, греки прибѣгли къ хитрости, объявивъ, что преподобный самъ желаетъ перенесенія святыхъ мощей своихъ въ Софію и будто бы явился даже своимъ ученикамъ, прося ихъ перенести его святые останки въ этотъ Средецъ. Что и было теперь сдѣлано: ихъ положили въ софійскомъ храмѣ св. евангелиста Луки. Подавая исцѣленіе всѣмъ болящимъ, мощи преподобнаго тутъ пребывали до построенія особаго храма въ честь св. Іоанна Рыльскаго, гдѣ и остались для поклоненія и источали помощь всѣмъ, съ вѣрою притекавшимъ въ нимъ страждущимъ и немощнымъ.

Съ перенесеніемъ св. мощей преподобнаго Іоанна въ Софію положеніе обители нѣсколько ухудшилось. Однако, она не дошла до полнаго запустѣнія потому, что вскорѣ послѣдовало освобожденіе болгаръ отъ греческаго ига, а съ тѣмъ вмѣстѣ и возрожденіе Болгаріи и Рыльской обители.

Но въ концѣ XII в. было нашествіе на болгарскую землю венгерскаго короля Бѣлы III. Онъ, взявъ многіе города, достигъ въ 1182 г. Софіи и, слышавъ много о добродѣтельномъ житіи преподобнаго Іоанна, а затѣмъ и о чудесахъ у раки святыхъ мощей его, унесъ святыню въ свою Угрію и поставилъ въ храмѣ св. Адальберта въ Гранѣ (Strigonium). Владыка Остригомскій усумнился въ святости преподобнаго, говоря, что, не знаетъ святаго, непоминаемаго въ писаніяхъ, и дерзновенный языкъ его вдругъ онѣмѣлъ. Понявъ, что причиной нѣмоты является похуленіе преподобнаго, онъ усердно молилъ угодника о прощеніи, лобызая въ покаяніи и съ любовію его святыя мощи. Молитва была услышана и разрѣшился языкъ владыки. Величая и прославляя преподобнаго святитель повѣдалъ всѣмъ о великой милости Божіей.

Лишившись великой святыни, глубокой скорбью горѣли вѣрующія сердца всѣхъ благочестивыхъ болгарскихъ людей, и Господь благословилъ ихъ милостью: въ 1187 г., при бывшемъ въ Тырновѣ возстаніи, король венгерскій, будучи одержимъ страхомъ наказанія отъ Господа за полоненіе святыни, украсивъ раку преподобнаго сребромъ и златомъ, возвратилъ св. мощи въ Софію.

Однако чаша горечи болгаръ, бывшихъ подъ игомъ грековъ, переполнилась. И, послѣ возстанія, при царѣ Іоаннѣ Асенѣ они получаютъ политическую и церковную самостоятельность. Тырновскій архіепископъ возводится въ патріарха. Религіозная жизнь оживаетъ. 19 октября 1195 года цѣльбоносныя мощи преподобнаго Іоанна Рыльскаго съ великою славою были перенесены изъ Софіи въ тогдашнюю болгарскую столицу Тырново, въ новосозданную въ честь преподобнаго церковь, подавая исцѣленія и помошь всѣмъ, притекавшимъ и припадавшимъ къ нимъ съ вѣрою. Монастыри поднимаются изъ своего плачевнаго состоянія и оказываютъ благотворное вліяніе на духовное состояніе народа. Рыльскій монастырь, по молитвамъ Божія угодника — подвижника Іоанна, начинаетъ тоже постепенно возвышаться, пріобрѣтая снова симпатіи народа, вліяніе, почетъ и вниманіе царей, награждавшихъ его милостями; въ немъ къ XIV в. собралась уже большая библіотека, и свѣтъ монастырской науки сталъ проникать уже за стѣны обители, и она сдѣлалась разсадникомъ школъ и книжнаго дѣла во всей Болгаріи.

Въ XIV в. болгарская держава, имѣвшая доселѣ (въ XIII в.) видное политическое значеніе на Балканскомъ полуостровѣ, уступила свое первенство сербскому царству, когда 28 іюля 1330 г. болгарскія войска были разбиты Стефаномъ Душаномъ и царь болгарскій Михаилъ палъ. Но положеніе Болгаріи подъ властію Сербіи не было тяжелымъ, и объяснялось это этнографической близостью народовъ и родствомъ ихъ царей. Также безъ притѣсненій осталась и религіозная жизнь.

1393 г. былъ тяжелымъ для болгаръ: время господства турокъ надъ Болгаріей и взятіе ими Тырнова. Пострадалъ, былъ разрушенъ въ это время и Рыльскій монастырь. Но отношеніе къ обители было все же терпимое. Монастырь въ дальнѣйшіе годы даже подновился, и 1469 г. вѣковѣчная святыня болгарскаго народа — св. мощи преподобнаго Іоанна Рыльскаго изъ Тырнова возвращены въ дивную Рыльскую обителъ, гдѣ и пребываютъ понынѣ, почивая въ ракѣ у иконостаса, въ главной, соборной монастырской церкви во имя Рождества Пресвятыя Богородицы.

Подъ турецкимъ владычествомъ обитель въ первое время пользовалась нѣкоторымъ общимъ, добрымъ и внимательнымъ отношеніемъ, вниманіемъ также и со стороны султановъ, издававшихъ особые фирманы, подтверждавшіе права и преимущества обители, которая уже снова является, какъ мѣстомъ спасенія и подвиговъ благочестивыхъ людей, такъ и центромъ религіозной жизни народа. Однако, въ позднѣйшіе годы и столѣтія положеніе нѣсколько мѣняется, и отношеніе турокъ къ покореннымъ народамъ становится тяжелымъ: господствуетъ полный произволъ владыкъ надъ рабами. Церковная власть была у Константинопольскаго патріарха, и старательно искореняется всюду болгарскій и церковно-славянскій языкъ и національный духъ. Этой участи не избѣжалъ и Рыльскій монастырь. Благосостояніе обители становится хуже, такъ какъ угнетается и гибнетъ религіовность — въ народѣ нѣтъ ни церквей, ни священниковъ. Чтобы найти духовную и матеріальную поддержку въ своемъ существовавіи, обитель прибѣгаетъ за помощью въ Россіи. Со временъ уже Іоанна Грознаго и позднѣе все чаще, а затѣмъ и постоянно Русь оказываетъ поддержку и покровительство христіанамъ, находящимся подъ властію турокъ. Матеріальной жертвой изъ Россіи Рыльскій монастырь пользовался нѣсколько разъ, такъ какъ многажды терпѣлъ скорби, какъ отъ гнета грековъ и греческаго духовенства, такъ и отъ турокъ и ихъ чиновниковъ и отъ разныхъ разбойничьихъ шаекъ, захватывавшихъ при нападеніяхъ на монастырь не только цѣнности, но и жестоко расправлявшихся съ иноками и предпринимавшихъ попытки къ полному раззоренію обители и уничтоженію даже и монастырскихъ зданій.

При всѣхъ такихъ неблагопріятныхъ обстоятельствахъ монастырь все же существовалъ и мало-по-малу украшался. Особенно онъ украсился въ теченіе прошлаго [XIX] вѣка, а также и за послѣднее время, съ освобожденіемъ Болгаріи отъ турецкаго владычества, возрастая въ чудную обитель: онъ пріобрѣлъ величественный видъ великой обители съ великолѣпнымъ, въ серединѣ двора, соборнымъ храмомъ, въ которомъ почиваетъ преподобный, съ корпусомъ келлій и прочими постройками, являясь центромъ жизни христіанской и оплотомъ духовно-нравственнаго просвѣщенія болгарскаго народа. Здѣсь имѣется теперь прекрасное собраніе книгъ славянскихъ, русскихъ и греческихъ и много древностей, какъ въ памятникахъ вещественныхъ, такъ и среди рукописнаго матеріала.

Все это совершилось по милости Божіей, по молитвамъ и подъ покровомъ преподобнаго Іоанна, основателя и подвижника обители Рыльскія.

Завѣтъ великаго учителя и основателя обители блюдется братіей монастыря строго на всемъ протяженіи цѣлаго ряда вѣковъ существованія обители, являя ее путеводнымъ свѣточемъ, освѣщающимъ жизненный путь самого монастыря и направленіе дѣятельности его насельниковъ, во всѣ трудныя минуты жизни обители, жизни болгарской церкви и всего болгарскаго народа, до нашихъ дней.

Соборъ св. Архистратига Михаила и прочихъ безплотныхъ Силъ.

8 ноября 1915 года.

Источникъ: 19 октября. Преподобнаго отца нашего Іоанна Рыльскаго Житіе и Акаѳистъ. — Изданіе 2-е Іоанновскаго женскаго монастыря, что на Карповкѣ, въ Петроградѣ. — Пг.: Сѵнодальная Типографія, 1918. — С. 5-18.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0