Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

ИЗБРАННЫЯ ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Избранныя житія святыхъ.

Мѣсяцъ Ноябрь.
День шестой.

Святитель Германъ, архіепископъ Казанскій († 1568 г.)

Отъ юности онъ отличался склонностью къ созерцательности и любилъ изучать Священное Писаніе, особенно псалмы Давидовы. Родители его не препятствовали его настроенію, но отпустили его въ монастырь лишь когда ему минуло 25 лѣтъ.

Онъ поступилъ въ Іосифовъ Волоколамскій монастырь. Въ то время тамъ подвизался будущій святитель Гурій, просвѣтитель Казани (4 окт.), тогда еще рядовой инокъ, а потомъ настоятель; а также неправедно сосланный туда преп. Максимъ Грекъ (21 янв.). Оба они имѣли на молодого монаха большое вліяніе.

Проходя всѣ монастырскія послушанія, онъ продолжалъ изучать Священное Писаніе и занимался переписываніемъ богослужебныхъ книгъ. Затѣмъ онъ былъ архимандритомъ Старицкаго Успенскаго монастыря и довелъ его до цвѣтущаго состоянія. Тогда онъ поставилъ вмѣсто себя настоятелемъ ученика своего Іова (будущаго перваго Патріарха Всероссійскаго), а самъ вернулся въ Волоколамскій монастырь на безмолвіе. Вслѣдъ за сыномъ, поступилъ въ ту же обитель отецъ его бояринъ Ѳеодоръ Аѳанасьевичъ Полевъ и принялъ постригъ съ именемъ Филоѳея.

Отецъ и сынъ принимали участіе въ Соборѣ 1556 г., и тогда-то, по совѣту св. Германа, царь Іоаннъ IV, который хорошо зналъ и почиталъ его — избралъ архимандрита Гурія, находившагося тогда въ затворѣ — первымъ архіепископомъ Казанскимъ.

Св. Германъ былъ назначенъ его вторымъ помощникомъ. Святитель Гурій поручилъ ему Свіяжскую горную сторону новопокоренной страны. Онъ любилъ его, довѣрялъ ему во всемъ и совершенно не вмѣшивался въ его распоряженія.

Въ Свіяжскѣ св. Германъ создалъ монастырь съ училищемъ, ставшимъ просвѣтительнымъ средоточіемъ края. Велики былъ просвѣтительные труды его, а также дѣла его милосердія. Къ себѣ онъ былъ необыкновенно строгъ. Келья его, очень узкая и тѣсная, помѣщалась подъ колокольней. До послѣдняго времени хранились въ ней его наперстокъ и нитки, которыми онъ чинилъ свои одежды.

Ставъ, послѣ кончины свят. Гурія (1564 г.), его преемникомъ, онъ продолжалъ его ревностные труды. Такъ онъ ввелъ общежитіе въ Зилантьевомъ монастырѣ и расширилъ находившееся тамъ училище. Предполагаютъ, что будущій Патріархъ Всероссійскій Гермогенъ (17 фев.) былъ его ученикомъ. Онъ называлъ святителя Германа своимъ учителемъ.

Въ 1566 г. архіепископъ Германъ былъ вызванъ въ Москву для занятія митрополичьяго престола и хотя былъ вынужденъ поселиться въ митрополичьихъ покояхъ, но престола все-таки не занялъ. Это было страшное время опричины и святитель на слѣдующій же день при первой встрѣчѣ съ царемъ напомнилъ ему, что судъ Божій и истязанія о дѣлахъ ждутъ каждаго человѣка, какъ царей, такъ и простыхъ. «Еще на митрополію не возведенъ еси, а уже меня неволею обязуешь!» — воскликнулъ царь.

Митрополитомъ согласился стать Соловецкій игуменъ св. Филиппъ, котораго духовенство умолило, ради блага Церкви и народа, дать царю обязательство «не вступаться въ опричину». Онъ оговорилъ себѣ только древнее право «печалованія» (заступничества) за осужденныхъ.

Когда же всѣ епископы, страшась царя, въ началѣ ноября 1568 года осудили свят. Филиппа и тѣмъ подготовили его низверженіе и будущее убійство, за него открыто вступился святитель Германъ. Онъ сказалъ царю: «Хотя бы всѣ братія наши, еще тмами словесъ, обносила предъ тобою сего блаженнаго, — ни одинъ изъ нихъ не сказалъ тебѣ правды. Сей человѣкъ отъ юности своей никогда не произносилъ неправеднаго суда и не зналъ лицепріятія!» Царь отвѣчалъ ему молчаніемъ — онъ зналъ, что это правда.

Черезъ нѣсколько дней — 6 ноября 1568 г. — святитель Германъ былъ зарубленъ опричниками. Было объявлено, что онъ умеръ отъ моровой язвы. Но въ описаніи мощей его, открыто почивавшихъ въ Свіяжскомъ монастырѣ, сказано другое: «О родѣ кончины святителя явно свидѣтельствуютъ его мощи: голова его отрублена, и притомъ способомъ необычнымъ при обыкновенной казни, а двумя ударами: однимъ спереди, отсѣкшимъ нижнюю часть, а другимъ сзади по шеѣ. Видно, что святой сдѣлался жертвой не казни, а какого-то свирѣпаго побоища». Погребли его, по завѣщанію его, при церкви святителя Николая Мокраго «въ архіерейской одеждѣ»: ясно, что святитель ждалъ свою участь и опасался, что этого могутъ не сдѣлать.

Въ 1592 году св. мощи его были перенесены въ Свіяжскъ, по просьбѣ жителей этого города, гдѣ были встрѣчены Митрополитомъ Казанскимъ Гермогеномъ и положены въ монастырскомъ Успенскомъ храмѣ, причемъ храмъ исполнился благоуханія, и были исцѣленія. Къ лику святыхъ, чтимыхъ всей Русской Церковью, святитель Германъ былъ причисленъ въ 1696 году. Въ послѣднее время святыя мощи его почивали посреди церкви.

Источникъ: Житія русскихъ святыхъ. — 1000 лѣтъ русской святости. Собрала монахиня Таисія. — Томъ второй: Іюль – Декабрь. — Изданіе 2-е, исправленное и дополненное. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1984. — С. 268-269.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0