Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

ИЗБРАННЫЯ ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ И СКАЗАНІЯ О ПРАЗДНИКАХЪ

Избранныя житія святыхъ и сказанія о праздникахъ.

Благодѣянія Богоматери роду христіанскому чрезъ Ея св. иконы.
Свѣнская икона Богоматери.

Въ 1288 г. Черниговскій князь Романъ Михайловичъ, во время своего пребыванія въ Брянскѣ, лишился зрѣнія. Узнавъ о чудесахъ и исцѣленіяхъ, получаемыхъ при чудотворной иконѣ Печерской Богоматери, онъ послалъ въ Печерскій монастырь гонца съ милостынею и просьбою прислать къ нему въ Брянскъ св. икону для испрошенія исцѣленія. Печерскій архимандритъ съ согласія братіи отпустилъ къ князю со священниками икону на лодкѣ рѣкою Десною. Во время плаванія лодка вдругъ остановилась среди Десны, но едва провожавшіе св. икону сказали: «проведемъ эту ночь въ Свѣнѣ рѣкѣ», лодка пошла и они провели ночь на правой сторонѣ. Проснувшись, они пошли помолиться иконѣ Пресвятой Богородицы, но не нашли ее. Они пошли искать св. икону на горѣ противъ рѣки Свѣны и нашли ее стоящею на большомъ дубу между вѣтвями. Объ этомъ чудѣ было донесено князю Роману. Князь, сопровождаемый священниками, отправился пѣшкомъ къ мѣсту, гдѣ стояла икона. Доро́гою князь, дойдя до того мѣста, гдѣ теперь стоитъ Свѣнскій монастырь, вздохнувъ, со слезами сказалъ: «О, Пречудная Владычице, Богородице, Матерь Христа Бога нашего! даруй мнѣ Госпоже видѣть очами своими свѣтъ и Твой чудотворный образъ». Тутъ же онъ далъ обѣтъ на этомъ мѣстѣ построить храмъ и обитель и дать ему столько земли, сколько увидитъ съ этого мѣста. Въ ту-же минуту онъ увидѣлъ небольшую тропинку и велѣлъ тутъ поставить крестъ. Когда пришли къ дереву, гдѣ стояла икона, князь громко сказалъ: «О, Пресвятая Владычице, Госпоже Дѣво Богородице! услышь гласъ молитвы моей, и дай прозрѣніе очамъ моимъ!» Послѣ этой молитвы онъ прозрѣлъ и сталъ видѣть лучше, чѣмъ прежде и, приказалъ снять съ дерева икону, но никто изъ простыхъ священниковъ не могъ ее снять; одинъ епископъ снялъ ее и поднесъ къ князю приложиться. Приложившись, князь отслужилъ молебенъ и самъ со всѣми бывшими началъ рубить деревья; вскорѣ былъ выстроенъ храмъ во имя Успенія Богоматери. Потомъ князь устроилъ монастырь, созвалъ братію и щедро надѣлилъ его деньгами, а чудотворную икону обложилъ золотомъ. Дерево, на которомъ стояла икона срубили и употребили на доски для иконъ и на кресты [1].

Свѣнская чудотворная икона Богоматери изображается такъ: На золотомъ возвышенномъ тронѣ, который поставленъ на особомъ амвонѣ въ одну ступень, величественно возсѣдаетъ Пресвятая Богоматерь, Которой правая стопа стоитъ на небольшомъ камнѣ, а лѣвая покоится на амвонѣ. На колѣняхъ Пресвятой Дѣвы возсѣдаетъ Предвѣчный Младенецъ, Господь нашъ Іисусъ Христосъ и благословляетъ; а Пречистая Богоматерь держитъ Своего Божественнаго Сына обѣими руками. По обѣимъ сторонамъ трона Владычицы на особыхъ возвышеніяхъ стоятъ: съ правой стороны преподобный Ѳеодосій, а по лѣвую преподобный Антоній, Печерскіе чудотворцы, — оба со свитками въ рукахъ. На свиткѣ у преподобнаго Антонія написано: «Молю убо вы чада, держимся воздержанія и не лѣнимся. Имамы въ семъ Господа Помощника». На свиткѣ у преподобнаго Ѳеодосія написано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимыхъ и невидимыхъ, Своимъ смотрѣніемъ возгради домъ Пречистыя Своея Матери мною рабомъ твоимъ Ѳеодосіемъ, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшнаго (на) хвалу и славословіе Тебѣ». Преподобный Антоній представленъ въ полной монашеской схимѣ, а преподобный Ѳеодосій изображенъ въ мантіи и епитрахили, безъ клобука, съ открытою главой.

Мѣрою святая чудотворная Печерская Свѣнская икона въ длину пятнадцать съ половиною вершковъ, а въ ширину девять съ половиною вершковъ.

И такъ св. икона Печерской Богоматери съ 1288 г. и доселѣ находится въ Брянскомъ Свѣнскомъ Успенскомъ монастырѣ и, по имени этой обители, называется чудотворною Свѣнскою иконою [2].

Чрезъ нѣсколько времени послѣ основанія монастыря, окладъ чудотворной иконы обломался. Вслѣдствіе просьбы Свѣнскаго игумена передѣлать окладъ, царь Иванъ Васильевичъ велѣлъ принести икону къ себѣ въ Москву и передѣлать окладъ, прибавивъ много золота, серебра и драгоцѣнныхъ камней. Окладъ сдѣлали чрезъ три года и икону съ молебствіемъ отпустили въ Свѣнскій монастырь [3].

Цари и великіе князья Іоаннъ Васильевичъ, Ѳеодоръ Іоанновичъ, Борисъ Ѳеодоровичъ, Михаилъ Ѳеодоровичъ, Алексѣй Михайловичъ, Ѳеодоръ, Іоаннъ и Петръ Алексѣевичи, императрица Елисавета Петровна, святѣйшіе патріархи Филаретъ Никитичъ и Іосифъ, бояре Юрьевы-Романовы, многіе князья и вельможи почитали чудотворную Свѣнскую икону Богоматери и благотворили святой обители Свѣнской многими богатыми дарами.

Много чудесъ совершалось и совершается отъ этой св.иконы. Особенно замѣчательныя изъ нихъ слѣдующія:

1) Въ 1566 г. въ Свѣнской обители заложили церковь и чрезъ годъ выстроили ее. Когда церковь выстроили, своды ея упали, но игуменъ Мартиніанъ съ братіею вышелъ изъ церкви невредимымъ.

2) Однажды къ обители подошли иноплеменники съ намѣреніемъ разорить обитель; но Царица Небесная не допустила ихъ: нападающіе вдругъ были всѣ ослѣплены и всѣ сокровища взятыя ими были возвращены въ обитель.

3) И въ другія разныя времена непріятели подходили къ Брянску, чтобы разорить его и жителей взять въ плѣнъ, но каждый разъ Царица Небесная не допускала ихъ.

4) Въ 1673 г. изъ города Трубчевска къ чудотворному образу Богоматери привели земледѣльца, Патапія, который такъ сильно бѣсновался, что едва могли удержать его. Какъ только отслужили молебенъ, онъ получилъ испѣленіе и постригся въ Свѣнской обители въ монашество.

5) Въ этомъ же году изъ города Сѣвска пришелъ нѣкто Аѳанасій, также страдавшій отъ нечистыхъ духовъ, и, послѣ молитвы предъ св. иконою Богоматери, получилъ исцѣленіе.

6) Въ 1677 г. 20 ноября теплая каменная церковь преподобныхъ Антонія и Ѳеодосія Печерскихъ разрушилась, но царскія двери и святыя иконы были найдены въ алтарѣ неповрежденными. Образъ Воскресенія Христова, лежавшій на аналоѣ, на третій день послѣ разрушенія церкви былъ найденъ подъ кирпичами въ щебнѣ, также цѣлымъ, между тѣмъ какъ аналой совершенно былъ раздавленъ.

7) Въ 1685 г. изъ города Трубчевска пришелъ земледѣлецъ Іоаннъ, бѣсноватый и, послѣ молитвы предъ св. иконою Богоматери получилъ исцѣленіе.

8) Въ 1812 г. во время войны съ французами нѣкоторыя полчища пошли къ городу Брянску и грозили разорить его. Въ это время благочестивые жители города Брянска обратились съ усердною молитвою къ Царицѣ Небесной, Единственной Помошницѣ и Утѣшительницѣ во всѣхъ несчастіяхъ. Взявъ Ея чудотворный образъ, обошли съ нимъ вокругъ города и вскорѣ получили извѣстіе, что въ то время, когда въ Брянскѣ молились, непріятельскія полчища были возвращены назадъ. Въ благодарность за избавленіе отъ непріятеля, брянскіе граждане со всѣмъ духовенствомъ опять подняли св. икону Богоматери и крестнымъ ходомъ обошли городъ, и въ это самое время получили извѣстіе объ изгнаніи французовъ изъ Москвы. Въ память этого заступленія Богоматери, жители гор. Брянска съ дозволенія начальства установили каждый годъ совершать крестный ходъ 11-го августа, для чего наканунѣ этого дня приносятъ св. икону въ городъ Брянскъ; въ городскомъ соборѣ совершаютъ всенощное бдѣніе; а утромъ послѣ литургіи, обходятъ вокругъ города съ чудотворною иконою, крестами, иконами и святыми хоругвями изъ всѣхъ церквей и со всѣмъ городскимъ духовенствомъ и затѣмъ возврашаются въ соборъ. Предъ вечернею народъ собирается въ соборъ и съ честію и славою провожаетъ чудотворную икону въ обитель.

Въ память избавленія отъ французовъ въ 1815 году устроили новую золотую ризу на икону Богоматери.

Въ 1846 г. брянскій помѣщикъ Владиміръ Ростиславичъ Демидовъ сдѣлалъ на золотую ризу Свѣнской чудотворной иконы Богоматери драгоцѣнную брилліантовую корону съ сіяніемъ изъ крупныхъ брилліантовъ, также брилліантовыя звѣзды на плеча Приснодѣвы, вѣнецъ и нарукавники Предвѣчнаго Младенца.

9) Въ 1830 г. Екатерина, младшая дочь Ивана Яковлевича Климова, купца города Брянска, семь недѣль сильно страдала глазною болѣзнію и затѣмъ ослѣпла. Въ маѣ мѣсяцѣ во время болѣзни дѣвица Екатерина во снѣ слышала голосъ, повелѣвающій принести въ ихъ домъ изъ Свѣнскаго монастыря чудотворную икону. Узнавъ объ этомъ, Иванъ Яковлевичъ Климовъ попросилъ принести къ себѣ св. икону 19-го мая 1830 г. На другой день принесли къ нему св. икону, отслужили предъ нею молебенъ и освятили воду. Когда слѣпую подвели приложиться къ св. кресту и окропили св. водою, то она немного прозрѣла. Но когда подвели ее приложиться къ св. иконѣ, больная прозрѣла и совершенно исцѣлилась отъ сильной боли. «Батюшка, батюшка! Я теперь все вижу, — радостно воскликнула несчастная, — и боли нѣтъ. Пусти, голубчикъ, нести образъ». Но ей это не позволили. Свидѣтелей прозрѣнія и выздоровленія дѣвицы Екатерины было десять человѣкъ.

10) Въ 1830 г. Иванъ Васильевъ, сынъ Абрамовъ, экономическій крестьянинъ села Ревенъ, Трубчевскаго уѣзда, просилъ преосвященнаго Никодима, епископа Орловскаго, позволить принести въ его домъ чудотворную икону Богоматери. «Я — писалъ онъ между прочимъ, — четыре года страдалъ помраченіемъ ума, сильною тоскою и уныніемъ; но какъ только далъ я обѣтъ — поднять въ свой домъ чудотворную икону Богоматери, то тотчасъ получилъ утѣшеніе и отраду». Епископъ позволилъ и чудотворная икона была поднята въ село Ревны.

11) Въ 1832 году одна женщина, Смоленской губерніи, одиннадцать лѣтъ была бѣсноватая; она во время припадковъ сильно кричала. Во время вечерни въ Свѣнской обители больная успокоилась. Отслужили молебенъ; когда больная приложилась къ св. иконѣ, получила исцѣленіе.

12) Въ 1840 году Карачевская помѣщица Александра Иванова Гринева прислала письмо, слѣдующаго содержанія: «Я отъ простуды получила сильное воспаленіе въ глазахъ и почти слѣпоту, и рожу на головѣ и на всемъ лицѣ, страшно больно и невыносимо мнѣ было смотрѣть на свѣтъ, а болѣе на огонь; я должна была ходить съ вожатымъ, и накрывъ совсѣмъ голову и лицо; это продолжалось до октября. Во время Свѣнской ярмарки я, узнавъ объ исцѣленіи отъ глазной болѣзни при св. Свѣнской иконѣ Богоматери, просила свезти меня туда. Ѣхали мы день и ночь, такъ какъ я не выносила скорой ѣзды. На паромѣ перевезли насъ прямо къ монастырю. Въ это время служили раннюю обѣдню; меня ввели въ церковь и поставили сзади всѣхъ, чтобы не видать мнѣ свѣта отъ свѣчей; боль была невыносимая. Послѣ литургіи понесли св. икону въ лавку, я шла сзади, взявъ съ собою полотенце и стаканъ. Мнѣ подали св. воды, которую освящали въ лавкѣ; я помочила глаза и все лицо: въ ту же минуту боль утихла; я сбросила покрывало съ лица, уже не чувствуя никакой боли; опухоль прошла, и я совершенно была исцѣлена. При этомъ дали мнѣ на дорогу бутылку св. воды: я ею умывалась и воспаленіе и боль совершенно окончились и болѣе не возвращались, по милосердію Матери Божіей, совершившемуся надо мною предъ чудотворною Свѣнскою иконою. Что свидѣтельствую по чистой совѣсти и подписуюсь: Карачевская помѣщица Александра Иванова Гринева». — «Тотчасъ послѣ моего пріѣзда домой, я нашла у своего двороваго человѣка Стефана Бедреева трехлѣтняго сына Андрея, совершенно ослѣпшаго отъ оспы и отправила больного съ его отцомъ въ Свѣнскій монастырь. Ослѣпшій Андрей совершенно исцѣлѣлъ въ монастырѣ, и доселѣ находится въ военной службѣ».

Благочестивые брянскіе граждане очень уважаютъ Свѣнскую икону и во всѣхъ важныхъ случаяхъ своей жизни усердно молятся предъ св. иконою. Вступаютъ-ли въ бракъ, отправляются-ли ихъ суда въ далекое плаваніе или обозы идутъ съ товарами, въ радостяхъ и печаляхъ, — всегда приходятъ въ св. обитель и усердно молятся предъ св. иконою Богоматери.

Часто благочестивые граждане города Брянска и жители окрестностей и другихъ мѣстъ принимаютъ въ свои дома св. икону Богоматери. Съ древнихъ лѣтъ поднятіе чудотворной иконы совершается такъ: Когда желающіе поднять св. чудотворную икону придутъ въ обитель, тогда начинается соборный благовѣстъ въ большой колоколъ съ переводомъ и во всѣ колокола. Настоятель съ братіею идетъ въ церковь; собираются и сосѣдніе сельскіе обыватели. Настоятель съ соборомъ въ облаченіи выходитъ изъ алтаря, становится предъ чудотворнымъ образомъ и благословляетъ начинать молебенъ. Послѣ пѣнія: «Царю небесный», читаются «Трисвятое», «Отче нашъ», «Господи помилуй», 12 разъ, «Пріидите поклонимся», Псаломъ 142-й: «Господи услыши молитву мою», по прочтеніи котораго діаконъ говоритъ: «Богъ Господь, и явися намъ»; и поются тропари Богородичны: «Къ Богородицѣ прилежно», и проч. Въ это время два іеромонаха берутъ св. икону и при пѣніи выносятъ ее изъ церкви. Настоятель, іеромонахи и весь народъ идутъ за нею. По выходѣ за монастырскія ворота, при звонѣ колоколовъ и пѣніи священныхъ стихиръ, іеромонахи съ св. иконою останавливаются на площади лицомъ къ обители; настоятель стои́тъ предъ чудотворнымъ образомъ, съ крестомъ въ рукѣ, а іеродіаконы съ кадилами. Тутъ іеродіаконъ говоритъ ектенію и бываетъ отпускъ. Настоятель прикладывается къ иконѣ и проситъ Царицу Небесную не покидать обитель, затѣмъ даетъ приложиться ко кресту поднимавшимъ св. икону. Получивъ благословеніе, подъемлющіе въ свой домъ св. икону, принимаютъ ее отъ іеромонаховъ. Іеромонахъ, назначенный для сопровожденія чудотворной иконы, принимаетъ отъ настоятеля крестъ; затѣмъ отправляются въ путь при пѣніи и колокольномъ звонѣ, а настоятель съ братіею возвращается въ обитель.

Въ городѣ Брянскѣ и въ селахъ, когда несутъ чудотворную икону, въ церквахъ бываетъ звонъ во всѣ колокола и благоговѣйные христіане встрѣчаютъ и провожаютъ съ такою же радостію и трепетомъ, какъ бы Самую Царицу Небесную. При встрѣчѣ и провожаніи Свѣнской чудотворной иконы падаютъ на колѣна, ложатся на землю, кладутъ подъ св. икону грудныхъ младенцевъ, подводятъ отроковъ, чтобы чрезъ нихъ перенесли св. икону. Въ это время въ цѣломъ селеніи бываетъ праздникъ, дворы, улицы, площади чисто подметены, избы по возможности и состоянію убраны.

Такъ же торжественно и провожаютъ св. икону въ обитель. Настоятель съ братіей въ облаченіи, діаконы съ кадилами и пономари со свѣчами выходятъ изъ монастыря на встрѣчу святынѣ, при звонѣ во всѣ колокола, настоятель кадитъ чудотворную икону, принимая св. Крестъ отъ іеромонаха, а іеромонахи отъ богомольцевъ принимаютъ св. икону; и такъ бываетъ шествіе въ церковь. По входѣ въ храмъ, икону ставятъ на мѣсто, іеродіаконъ говоритъ ектенію, затѣмъ бываетъ отпускъ и цѣлованіе св. Креста и чудотворнаго образа.

Въ соборной монастырской Успенской церкви чудотворная икона Богоматери занимаетъ первое мѣсто въ иконостасѣ по правую сторону царскихъ вратъ; а въ теплой церкви устроено для нея особое мѣсто.

Съ чудотворной иконы Богоматери въ Свѣнскомъ монастырѣ есть списокъ, очень древній. Эта св. икона украшена золотою ризою, тою, которая прежде была на чудотворной иконѣ и устроена въ 1778 г. при игуменѣ этой обители Никодимѣ, вѣсомъ двухъ фунтовъ. При этой же ризѣ находятся жемчужныя украшенія, приложенныя въ 1583 г. къ чудотворной иконѣ царемъ и великимъ княземъ Іоанномъ Васильевичемъ при отпускѣ ея изъ Москвы [4].

Примѣчанія:
[1] Слав. Бог., стр. 96.
[2] Опис. Свѣн. Успен. мон. Ар. Іероеея, стр. 8.
[3] Слав. Бог., стр. 99.
[4] Опис. Свѣнс. Успснск. мон. Ар. Іероѳея, стр. 11-20.

Источникъ: Благодѣянія Богоматери роду христіанскому чрезъ Ея св. иконы. — Изданіе 2-е. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1905. — С. 566-574.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0