Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.

СКАЗАНІЯ ОБЪ ИКОНАХЪ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Чудотворныя иконы Божіей Матери въ русской исторіи.

Мѣсяцъ Мартъ.
День четырнадцатый.

Чудотворная Ѳеодоровско-Костромская икона Богоматери.

Послѣ построенія въ Костромѣ, спеціально для этой иконы, Успенскаго собора, съ придѣломъ въ честь св. Ѳеодора Стратилата, она стала извѣстна, какъ Ѳеодоровская-Костромская.

«Однажды, когда татары подошли къ Костромѣ, русскія ополченія вышли имъ навстрѣчу, неся передъ собой свою святую икону Божіей Матери. Когда рати встали другъ передъ другомъ, между ними промчался невѣдомый всадникъ. Его багряная мантія развевалась по вѣтру, и ослѣпительно сіялъ позолоченный щитъ. Русскіе узнали въ немъ св. великомученика Ѳеодора Стратилата. На татаръ же напалъ ужасъ, и они бѣжали съ поля битвы. Такъ была спасена Кострома».

Эта чудотворная икона связывается въ русской исторіи съ избраніемъ на царство Михаила Ѳеодоровича Романова. Въ тѣ знаменательные дни, когда послѣ долгой смуты собрался всероссійскіи соборъ для избранія царя, въ Ипатьевскій монастырь (около Костромы), гдѣ укрывался Михаилъ Ѳеодоровичъ, отправилось посольство, чтобы просить его на царство. Посланники несли съ собой изъ Москвы Владимірскую икону Божіей Матери, и въ Костромѣ взяли съ собой и Ѳеодоровскую икону Божіей Матери. Предстали они передъ матерью юнаго Михаила, старицей Марѳой, и просили ее отпустить сына на царство. Послѣ перваго отказа матери, ссылавшейся на молодость Михаила, архіепископъ Рязанскій взялъ въ руки икону Божіей Матери и обратился къ Марѳѣ и Михаилу со слѣдующими словами: «Для чего же иконы Пресвятой Владычицы шествовали съ нами въ далекій путь? Если насъ не слушаетесь, то ради Богоматери склонитесь на милость и не прогнѣвайте Господа Бога». Противъ такихъ словъ старица Марѳа не смогла устоять: она упала передъ Ѳеодоровской иконой на колѣни и сказала: «Да будетъ воля Твоя, Владычице! Въ Твои руки предаю сына моего. Наставь его на путь истинный, на благо себѣ и отечеству!» Такъ передъ этой иконой былъ избранъ первый царь изъ дома Романовыхъ.

«По случаю 300-лѣтія Дома Романовыхъ, въ Царскомъ Селѣ (нынѣ гор. Пушкинъ) былъ построенъ (1909-1912 гг.) «Ѳеодоровскій Государевъ соборъ» въ память явленія Ѳеодоровской иконы Божіей Матери, съ придѣломъ во имя св. Алексія, митрополита Московскаго, и съ нижнимъ пещернымъ храмомъ во имя преподобнаго Серафима Саровскаго. По волѣ Императора Николая Второго, работы по сооруженію этого храма приняли опредѣленное направленіе, съ особымъ уваженіемъ къ древнерусскому искусству. Построенъ былъ этотъ храмъ по образцу Московскаго Благовѣщенскаго собора, въ древнемъ его видѣ, и все убранство храма было выдержано въ древнерусскомъ стилѣ. Въ верхнемъ храмѣ иконы и утварь были новыя, но сдѣланныя по древнимъ образцамъ; пещерный же храмъ св. Серафима Саровскаго заключалъ въ себѣ подлинно старинныя иконы и утварь». («Чудотворныя иконы Божіей Матери», изд. Національной Организаціи Витязей. Парижъ, 1969 г.). Это имѣло большое общественно-воспитательное значеніе и свидѣтельствовало объ особомъ покровительствѣ, которое Императоръ Николай Второй оказывалъ новой, болѣе правильной оцѣнкѣ древнерусской архктектуры и иконописи.

«Вполнѣ возможно, что образъ, находящійся сейчасъ въ церкви Воскресенія Христова на Дебрѣ», замѣняющей соборъ въ Костромѣ, есть «первоначальный» образъ этой св. иконы. «Въ такомъ случаѣ, это одна изъ рѣдкихъ чудотворныхъ и очень почитаемыхъ древнихъ иконъ, оставшихся въ церкви и не находящихся въ какомъ-нибудь музеѣ» (Тамъ же, стр. 31).

Въ смыслѣ иконописномъ, это — икона древняго византійскаго происхожденія, типа «Умиленіе». Ея изображеніе близко къ иконографіи Владимірской иконы Божіей Матери.

Главнымъ ея отличіемъ является обнаженная лѣвая ножка Младенца Іисуса Христа, Котораго Богоматерь держитъ на Своей правой рукѣ.

Праздникъ иконы: 14/27 марта, 15/28 и 16/29 августа.

Источникъ: Прот. Александръ Киселевъ. Чудотворныя иконы Божіей Матери въ русской исторіи. — Издано Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви. — New York., 1976. — С. 29-30.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0