Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 26 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

СКАЗАНІЯ ОБЪ ИКОНАХЪ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Иконы Божіей Матери.

Мѣсяцъ Іюнь.
День двадцать восьмой.

Сказаніе о чудотворной иконѣ Пресвятыя Богородицы, именуемой: «Троеручица», находящейся въ монастырѣ Хилендарскомъ.

Оставляя Дамаскъ, св. Іоаннъ взялъ съ собою и чудотворную икону, предъ которою получилъ исцѣленіе; и эта икона съ его времени, отъ половины VIII даже до XIII вѣка, оставалась неподвижною въ Лаврѣ преп. Саввы Освященнаго, то есть, до прибытія туда знаменитаго Саввы, архіепископа Сербскаго, которому она была дарована отъ Лавры въ благословеніе, по особенному на то соизволенію Божіей Матери. Отправляясь изъ Палестины, святитель Савва икону Троеручицы взялъ съ собою въ Сербію, гдѣ она и находилась — долго ли, коротко ли — нѣтъ положительныхъ свѣденій; извѣстно только, особенно по живописнымъ Хилендарскимъ памятникамъ, что, при возникшихъ смутахъ въ Сербіи, икона Троеручицы была возложена на осла, а оселъ пущенъ на волю странствующей на немъ, Своею божественною иконою, Царицы Небесной. Оселъ, безъ всякаго водительства со стороны людей, подъ непосредственнымъ ихъ наблюденіемъ издали, прошелъ до Святой Горы Аѳонской, и предъ Хилендарскимъ монастыремъ сталъ какъ вкопанный [2]. Братія торжественно приняли къ себѣ икону Богоматери и поставили ее въ алтарѣ соборнаго храма [3].

Неизвѣстно, сколько времени стояла икона Троеручицы въ алтарѣ; одно обстоятельство вызвало ее оттуда. — Разъ въ Хилендарѣ умеръ настоятель; избраніе новаго стоило многихъ и сильныхъ волненій въ братствѣ: одни хотѣли того, а другіе инаго, такъ что монастырь раздѣлился на двѣ партіи: возникли неудовольствія и распри. Смуты братства потревожили и Богоматерь, имени которой посвященъ монастырь; Она сама вступилась въ спорное дѣло братіи, и дала ему мирное направленіе. Въ одинъ день братія, по обыкновенію, собравшись къ утрени, увидѣли, что икона Троеручицы не на своемъ мѣстѣ въ алтарѣ, а на игуменскомъ. Отнеся это къ тайнымъ дѣйствіямъ экклесіарховъ, братія отнесли икону въ алтарь; но на слѣдующій день она опять появилась надъ игуменскимъ мѣстомъ; ее поставили снова въ алтарѣ; а между тѣмъ были приняты всѣ мѣры предосторожности: двери церкви освидѣтельствованы, наложены на нихъ печати; но на третій день икона опять была надъ игуменскимъ мѣстомъ. Пока еще братія дивилась этой странности, является извѣстный всѣмъ затворникъ, единственный между ними по святости жизни, и разсказываетъ видѣніе, въ которомъ Богоматерь благоволила сказать, чтобы братія не трогала иконы Ея съ игуменскаго мѣста, потому что въ устраненіе несогласій и въ настоящее и на будущее время, при избраніи игумена, Она Сама хочетъ занять это мѣсто Своею божественною иконою и непосредственно управлять монастыремъ. Съ той поры не выбираютъ, и нѣтъ тамъ дѣйствительнаго игумена изъ братіи, а есть только проигуменъ, то есть намѣстникъ, завѣдывающій монастыремъ, и мѣсто игуменское, надъ которымъ стоитъ икона Троеручицы, всегда остается праздно въ церкви.

Такъ какъ здѣсь нѣтъ игумена, то экклесіархи берутъ благословеніе на что бы то ни было, — на звонъ ли къ службѣ, или къ начатію ея, — у иконы Троеручицы, и по существующему здѣсь на Аѳонѣ положенію, одѣвшись въ мантію, подходятъ къ иконѣ, дѣлаютъ предъ ликомъ Богоматери два земныхъ поклона, съ крестнымъ знаменіемъ цѣлуютъ ея руку, а потомъ, какъ предъ Настоятельницею, падаютъ въ землю уже безъ крестнаго знаменія. Экклесіархи признаются, что подступая къ иконѣ, для принятія отъ Богоматери благословенія, они ощущаютъ невольный страхъ, похожій на страхъ подчиненнаго предъ владыкою, а съ тѣмъ вмѣстѣ — и чувство дѣтской любви, какъ предъ Матерью вѣчной любви и утѣшенія.

Видъ этой иконы чрезвычайно выразителенъ и даже строгъ: замѣчательно, что и на задней сторонѣ ея есть еще другое изображеніе — святителя Христова Николая Чудотворца [4].

Примѣчанія:
[1] Не отсюда ли у христіанъ обыкновеніе дѣлать къ чудотворнымъ иконамъ привѣски въ память полученныхъ отъ нихъ исцѣленій? Впрочемъ объ обыкновеніи христіанъ дѣлать разныя привѣски къ мощамъ святыхъ, въ память исцѣленія ихъ отъ какихъ-нибудь болѣзней, говоритъ еще Ѳеодоритъ, епископъ Киррскій. (См. замѣчанія объ этомъ въ Историч. ученіи объ отцахъ Церкви. Филар. Арх. Черн. и Нѣж. Томъ III, стр. 129. 1859 г. СПб.).
[2] Странствіе осляти съ божественною иконою и появленіе его предъ монастыремъ живописно изображено при пути отъ монастыря къ морю на памятникѣ, воздвигнутомъ на томъ мѣстѣ, гдѣ это животное было найдено Хилендарскими отцами съ безцѣнною на немъ ношею: это вблизи монастыря. И къ мѣсту явленія Троеручицы ежегодно совершается крестный ходъ ради явленія иконы.
[3] А почтенный архимандритъ Хилендарскій Онуфрій утверждаетъ, что чудесное перенесеніе иконы Троеручицы изъ Сербіи на Аѳонъ случилось при сынѣ и преемникѣ Стефана Душана Сильнаго — Урошѣ V. Онъ говоритъ, что будто бы государь этотъ имѣлъ обыкновеніе, всякій разъ, когда онъ выходилъ на брань, брать съ собою сію икону, которая, бывъ поставлена на мула, была возима предъ его полками; что въ одинъ изъ таковыхъ походовъ она, вмѣстѣ съ муломъ, по неисповѣдимымъ судьбамъ Божіимъ, была чудесно перенесена изъ Сербіи на Аѳонъ.
       Урошъ V взошелъ на престолъ Сербіи въ 1356 году. При немъ много было внутреннихъ въ Сербіи смятеній, которыя раздирали ее и дѣлали жертвою внѣшнихъ враговъ.
[4] Позволимъ себѣ дополнить, что въ XIX вѣкѣ икона Божіей Матери Троеручица украшена дивною ризою чистаго золота съ множествомъ драгоценныхъ камней, тончайшей работы Русскихъ ювелировъ изъ Санктъ-Петербурга, съ изображеніемъ фигуръ святыхъ пророковъ на поляхъ, перевитыхъ виноградомъ, что, помимо обычнаго Евангельскаго смысла, указываетъ и на лозу, чудесно произрастающую изъ алтаря соборнаго храма, изъ гробницы святаго преподобнаго Симеона Мѵроточиваго, родителя святителя Саввы Сербскаго и кореня благоплодной лозы Царской династіи Неманичей, давшей Сербской Церкви великое число угодников Божіихъ. Русскіе мастера изобразили внизу сей ризы мирно упокоившагося предъ иконою Пресвятыя Богородицы преподобнаго Симеона, изъ чреселъ коего произрастаетъ чудотворная лоза, имѣющая силу подавать безплоднымъ супругамъ чадородіе.

Источникъ: Ака’ѳистъ Пресвятѣ’й Богоро’дицѣ, предъ ико’ною Ея’ имену’емою Троеру’чица. — Ака’ѳистъ святи’телю Са’ввѣ, архіепи’скопу Се’рбскому. — Моли’твы о спасе’ніи Се’рбскаго наро’да, наро’чито на Ко’совѣ и въ Мето’хіи. — Изданіе Русско-Сербскаго Братства святыхъ Царя Николая и владыки Николая. — М., 2008. — С. 33-38.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0