Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

СКАЗАНІЯ ОБЪ ИКОНАХЪ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Иконы Божіей Матери.

«Благодѣянія Богоматери роду христіанскому чрезъ Ея св. иконы».
Объ иконѣ Боголюбской Богоматери.

Желаніе князя исполнилось. Однажды, разговаривая съ своими боярами о чудесахъ, бывающихъ отъ св. иконъ, узналъ онъ, что въ Вышгородскомъ дѣвическомъ монастырѣ совершается нѣчто дивное, непостижимое для нихъ, съ иконой Богоматери, написанной, какъ говоритъ преданіе, Евангелистомъ Лукою и привезенной изъ Константинополя купцемъ Пирогощею. Св. икона то сама собою переносилась въ храмѣ съ одного мѣста на другое, то стояла среди церкви на воздухѣ, какъ бы ища себѣ достойнаго мѣста. Слыша эти разсказы, благочестивый князь отправился въ монастырь, гдѣ стояла эта чудная икона. Со слезами палъ онъ предъ св. образомъ, говоря: «О, Пречистая Госпоже, Дѣво Богородице, Мати Христа Бога нашего, аще хощеши, можеши ми помощница быти и въ Ростовской земли, идѣже тщимся шествовати, и тамо посѣти насъ Владычице!» — Долго молился Андрей предъ св. иконою и вышелъ изъ храма, твердо рѣшивъ переселиться въ сѣверную Русь, вѣруя и надѣясь на заступленіе Царицы Небесной. Тайно отъ всѣхъ, даже не сказавъ отцу, съ семействомъ, священникомъ, діакономъ и немногими придворными Андрей Георгіевичъ весною въ 1155 г. выѣхалъ изъ Вышгорода. Вмѣсто всякихъ сокровищъ взялъ онъ съ собою эту чудотворную греческую икону Богоматери.

Когда князь Андрей Юрьевичъ Боголюбскій шелъ съ чудотворною Иконою Богоматери изъ Вышгорода въ Ростовъ и дошелъ до того мѣста, гдѣ теперь находится Боголюбовъ монастырь, къ ужасу князя кони, на которыхъ везли икону, не могли идти далѣе. Онъ велѣлъ священнику отслужить молебенъ Богоматери. Послѣ молебна князь ушелъ въ свой шатеръ и долго усердно молился. Во время молитвы къ нему явилась Богоматерь, держа въ рукѣ хартію, и сказала: «Я не хочу, чтобы ты образъ Мой несъ въ Ростовъ, поставь его во Владимірѣ; а на семъ мѣстѣ во имя Моего Рождества выстрой церковь и составь обитель для иноковъ». Потомъ, поднявъ руки, какъ бы молясь явившемуся Христу Спасителю и благословляющему Ее, Она стала невидима. Пораженный и обрадованный этимъ видѣніемъ, князь тотчасъ призвалъ иконописцевъ и велѣлъ написать образъ Богоматери такъ, какъ Она ему явилась. По повелѣнію Богоматери, онъ заложилъна избранномъ Ею Самой мѣстѣ церковь въ честь Рождества Богоматери, изъ бѣлаго камня, назначивъ быть тутъ монастырю. Этотъ монастырь и городъ, который при немъ основался, получилъ названіе Боголюбова, потому что это мѣсто возлюбила Богоматерь. Здѣсь стояла взятая изъ Вышгорода чудотворная икона Богоматери до тѣхъ поръ, пока не была выстроена Владимірская Успенская златоверхая церковь. Часто бывалъ князь Андрей въ Боголюбовомъ монастырѣ. Здѣсь онъ былъ замученъ, когда, потерявъ своего 20 лѣтняго сына Глѣба, удалился въ монастырь, чтобы уединенной молитвой облегчить свою скорбь. Послѣ смерти князя Андрея всѣ сокровища Боголюбова были разграблены, осталась только одна икона Божіей Матери, написанная въ память явленія князю Богоматери и названная Боголюбскою.

Икону Богоматери Боголюбской всегда уважали. Въ 1432 г. Великій Московскій князь Василій Васильевичъ выпросилъ себѣ списокъ съ этой иконы и поставилъ его во храмѣ Срѣтенія во дворцѣ. Въ 1680 г. Царь Ѳеодоръ Алексѣевичъ приложилъ къ иконѣ Богоматери Боголюбской золотой крестъ, который никогда съ нея не снимается. Въ 1771 г., когда во Владимірѣ была сильная моровая язва, жители города вслѣдствіе явленій, бывшихъ нѣкоторымъ благочестивымъ христіанамъ, просили позволенія принести изъ Боголюбова монастыря чудотворную икону Богоматери. Но по настоянію врача Каппеля, лютеранина, доказывавшаго, что отъ большого стеченія народа язва еще болѣе усилится, Преосвященный отказалъ гражданамъ. Владимірцы же твердо вѣрили въ помощь Богоматери и настаивали на своемъ. Наконецъ Преосвященный исполнилъ ихъ просьбу и 22 октября чудотворную икону внесли въ городъ, обнесли кругомъ съ крестнымъ ходомъ въ сопрожденіи множества народа. Всѣ усердно молились, твердо надѣясь на помощь Богоматери и не обманулись. Очевидцы говорятъ, что ни въ монастырѣ Боголюбовѣ, ни селѣ, прилегающемъ къ нему, моровой язвы не было. Даже заразившіеся, съ трудомъ дойдя до Боголюбова монастыря навстрѣчу Богоматери, получили исцѣленіе. И во Владимірѣ въ этомъ-же году въ ноябрѣ чума прекратилась. Замѣчательно, что тотъ же невѣрующій врачъ Каппель, на другой день по внесеніи св. иконы въ городъ, обходя свой кварталъ, къ своему удивленію увидѣлъ, что даже тѣ, которые были безнадежны, получили облегченіе. Врачъ, говорятъ, придя домой, бросилъ шляпу и воскликнулъ: «Боже мой, это чудо!» Ясно видя въ этомъ чудесную помощь Богоматери, жители Владиміра съ общаго согласія предложили преосвященному Іерониму Владимірскому епископу въ память спасенія отъ язвы каждый годъ приносить во Владиміръ чудотворную икону. Съ этого времени было установлено приносить икону Богоматери каждый годъ 21-го мая. 20-го мая Боголюбскую икону переносятъ въ село Доброе; 21-го послѣ ранней обѣдни приносятъ во Владиміръ. Изъ Успенскаго Владимірскаго собора выходитъ духовенство съ архіереемъ въ крестномъ ходу, встрѣчаетъ икону у Сергіевской церкви и вноситъ въ соборъ. Икона стоитъ въ городѣ 26 дней и во все это время носится по домамъ, и три раза обносится вокругъ города. Икону отпускаютъ въ Боголюбовъ 16-го іюня въ крестномъ ходу къ празднику въ честь Боголюбской иконы, совершаемому 18-го іюня со временъ благовѣрнаго князя Андрея Боголюбскаго. Въ этотъ день, по случаю освященія выстроеннай Богородице-Рождественской церкви, князь Андрей навсегда установилъ праздновать явленію Боголюбской иконы Богоматери. По случаю праздника 18 іюня въ Боголюбовѣ бываетъ ярмарка и множество народа. Большую часть года по желанію жителей Боголюбскую икону Богородицы носятъ по городамъ и селеніямъ Владимірской губерніи. Чудотворная икона стоитъ въ церкви Рождества Пресвятыя Богородицы.

Икона греческаго письма, писана на кипарисѣ, длиною два аршина съ половиною и шириною полтора аршина. Въ 1820 г. икону украсили новою серебряною вызолоченною ризою и вѣнцами изъ разныхъ драгоцѣнныхъ камней и жемчуга [1].

На иконѣ Боголюбской Богоматерь изображена во весь ростъ съ поднятыми руками къ явившемуся Ей Господу, какъ было предъ окончаніемъ явленія Ея Вел. Кн. Андрею; въ правой рукѣ Ея находится хартія, въ которой изображена молитва, произнесенная Ею къ Сыну Своему и Богу нашему, да благословитъ Онъ мѣсто, Ею избранное. Надъ образомъ Богоматери изображены въ маломъ видѣ пять иконъ бывшихъ во время путешествія Андрея изъ Вышгорода въ Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божіей Матери, св. Іоанна Предтечи и Архангеловъ Михаила и Гавріила.

Примѣчаніе:
[1] «Слава Богоматери», стр. 45.

Источникъ: Благодѣянія Богоматери роду христіанскому чрезъ Ея св. иконы. — Изданіе 2-е. — СПб.: Изданіе книгопродавца И. Л. Тузова, 1905. — С. 24-28.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0