Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

ИЗБРАННЫЯ ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Избранныя житія святыхъ.

Мѣсяцъ Іюль.
День двадцать седьмой.

Соборъ свв. седмочисленныхъ Болгарскихъ равноапостольныхъ просвѣтителей.

Святые равноапостольные Климентъ, Наумъ, Савва, Гораздъ и Ангеларъ, славяне по происхожденію, были учениками святыхъ равноапостольныхъ Меѳодія и Кирилла, учителей Словенскихъ (память 11 мая) и помогали святымъ братьямъ въ дѣлѣ просвѣщенія славянскаго народа и въ ихъ борьбѣ противъ латинскихъ проповѣдниковъ за утвержденіе Православія въ Моравіи. Послѣ кончины святителя Меѳодія († 6 апрѣля 885 г.), по его благословенію, преемникомъ на Моравской каѳедрѣ сталъ святой Гораздъ, уроженецъ Моравіи, и наиболѣе опытный изъ учениковъ святителя, прекрасно владѣвшій греческимъ и латинскимъ языками.

Святитель Гораздъ съ усердіемъ окормлялъ свою паству, и противники Православія — нѣмецкое духовенство, много причинившіе вреда святымъ Кириллу и Меѳодію, начали противъ него и его сподвижниковъ активную дѣятельность, пытаясь настроить противъ народъ. Когда это не удалось, они оклеветали святителя Горазда и святыхъ пресвитеровъ Климента, Наума, Савву и Ангелара передъ моравскимъ княземъ Святополкомъ, обвинивъ въ заговорѣ и въ распространеніи ложнаго ученія. Латинскіе миссіонеры предъявили святымъ тѣ же обвиненія, которыя они ранѣе выдвигали и противъ ихъ учителей — равноапостольныхъ Кирилла и Меѳодія: въ совершеніи Богослуженія на славянскомъ языкѣ, въ переводѣ Богослужебныхъ книгъ и книгъ Священнаго Писанія на славянскій языкъ, въ невѣрномъ, по ихъ мнѣнію, ученіи объ исхожденіи Святаго Духа и т. д. Святополкъ нашелъ святителя Горазда виновнымъ и, такъ какъ самъ въ то время былъ занятъ войной, предоставилъ ихъ противникамъ право суда надъ святителемъ и его помощниками. Латинскіе миссіонеры, въ теченіе многихъ лѣтъ безуспѣшно пытавшіеся искоренить Православіе въ Моравіи, теперь торжествовали: началось жестокое гоненіе на православныхъ. Святитель Гораздъ и святые пресвитеры, а также многіе другіе христіане были брошены въ темницу. Черезъ восемьдесятъ дней, послѣ жестокихъ истязаній однихъ (въ преклонномъ возрастѣ) изгнали изъ страны разными дорогами, чтобы разлучить между собой, другихъ продали въ рабство евреямъ. Посолъ византійскаго императора въ Венеціи Василій Македонянинъ выкупилъ на венеціанскомъ рынкѣ нѣкоторыхъ изъ нихъ и переправилъ ихъ въ Константинополь. Изгнанные же разными путями отправились въ Болгарію, гдѣ были съ честью встрѣчены болгарскимъ княземъ Борисомъ (862-888, въ крещеніи Михаилъ), утвердившемъ христіанство въ Болгаріи и собиравшемъ при своемъ дворѣ людей благочестивыхъ и просвѣщенныхъ.

О пребываніи святителя Горазда въ юго-западной Болгаріи свидѣтельствуетъ списокъ болгарскихъ архіепископовъ 1156 года, гдѣ его имя упоминается между Меѳодіемъ и Климентомъ, а также храмъ и монастырь во имя святителя близъ Берата въ Албаніи, гдѣ подъ спудомъ почиваютъ его мощи. Святитель Гораздъ скончался, очевидно, не позднѣе 896 года, такъ какъ въ томъ году архіепископомъ Болгаріи былъ поставленъ святой Климентъ.

Вмѣстѣ со святителемъ Гораздомъ въ юго-западной Болгаріи подвизался и святой Савва.

Святой Климентъ, изгнанный изъ Моравіи, пришелъ въ Болгарію вмѣстѣ съ другими исповѣдниками — святыми Наумомъ и Ангеларомъ. При первомъ же вступленіи на болгарскую землю они подверглись искушенію. Въ селеніи на берегу Дуная святые рѣшили отдохнуть послѣ долгаго пути. Имъ указали на домъ страннолюбиваго человѣка, гдѣ тяжело болѣлъ единственный сынъ хозяина. Не зная объ этомъ, святые направились къ дому, но когда вошли, юноша умеръ. Безутѣшный отецъ обратилъ свой гнѣвъ на странниковъ, обвиняя ихъ въ чародѣйствѣ и грозя отдать подъ судъ. Святые какъ могли утѣшали скорбнаго отца, а затѣмъ стали молиться надъ умершимъ. По ихъ молитвѣ юноша воскресъ.

Въ Болгаріи святые Климентъ, Наумъ и Ангеларъ нѣкоторое время жили при дворѣ князя Бориса, утверждая въ Православіи знатныхъ людей. Вскорѣ святой Ангеларъ скончался и былъ погребенъ, очевидно, въ Плискѣ, бывшей тогда столицей Болгаріи.

Черезъ нѣкоторое время князь Борисъ послалъ святаго Климента просвѣщать болгаръ въ Кутмичивицѣ (область въ Македоніи) и подарилъ ему при этомъ три дворца — въ Дѣволѣ, около Охридъ и около Главеницы.

Объѣзжая ввѣренныя ему земли, святой Климентъ проповѣдовалъ слово Божіе и крестилъ многихъ язычниковъ. Въ каждомъ округѣ онъ оставлялъ учениковъ, подготовивъ ихъ для дальнѣйшей проповѣди святаго Евангелія. Святаго Климента никогда не видѣли празднымъ: онъ училъ дѣтей грамотѣ, много читалъ, писалъ книги, организовывалъ школы для дѣтей и взрослыхъ. Въ Охридѣ святой Климентъ основалъ монастырь во имя великомученика Пантелеимона.

Около 896 года (возможно, въ 893) при болгарскомъ князѣ Симеонѣ (888-927) святой Климентъ былъ поставленъ первымъ епископомъ-болгариномъ Велицы, гдѣ христіанство существовало съ VII вѣка.

Святитель Климентъ неустанно заботился о просвѣщеніи своей паствы, вводилъ стройный порядокъ въ Богослуженіе. На болгарскомъ языкѣ не было поученій на великіе церковные праздники, и клирики, не знавшіе греческій языкъ, зачастую не могли объяснить вѣрующимъ ихъ значеніе. Святитель Климентъ, по слову его житія, «сочинилъ слова, простыя и понятныя, на всѣ праздники и сталъ для болгаръ вторымъ Павломъ». Въ древнемъ житіи также говорится, что въ Болгаріи не было плодовыхъ деревьевъ. Святитель Климентъ выписалъ ихъ изъ Греціи и путемъ прививокъ съ дикими деревьями вывелъ новые сорта, получившіе распространеніе въ Болгаріи.

Господь прославилъ святителя Климента даромъ чудотвореній. Однажды, по свидѣтельству современника, по пути изъ Главеницы въ Охриду, святитель встрѣтилъ двухъ разслабленныхъ и слѣпого. Сжалившись надъ несчастными, онъ помолился Богу, а затѣмъ прикоснулся къ больнымъ, и тѣ тотчасъ стали здоровы.

Незадолго до кончины, уже въ глубокой старости, святитель Климентъ перевелъ на славяно-болгарскій языкъ Тріодь Цвѣтную. Завѣщавъ свою библіотеку каѳедрѣ и основанному имъ Охридскому монастырю, святитель сталъ готовиться къ смерти: онъ своими руками выкопалъ себѣ могилу справа отъ притвора Охридскаго монастырскаго храма. 27 іюля 916 года епископъ Величскій Климентъ мирно скончался и былъ погребенъ въ приготовленномъ мѣстѣ. По названію обители святитель Климентъ сталъ называться Охридскимъ. Память святителя Климента Охридскаго установлена въ день его тезоименитства — 25 ноября, когда прославляется святитель Климентъ, Папа Римскій.

Святой Наумъ былъ усерднымъ помощникомъ святителя Климента. На юго-восточной сторонѣ Охридскаго озера онъ вмѣстѣ со святителемъ Климентомъ основалъ монастырь на средства князя Бориса. Въ этой обители святой Наумъ и былъ погребенъ. Святые мощи, хранящіеся подъ спудомъ, прославились чудотвореніями: прикасаясь къ гробницѣ святаго, больные получаютъ исцѣленіе. Въ обители былъ построенъ каменный храмъ во имя святаго Наума.

Соборная память Болгарскимъ просвѣтителямъ — святителямъ Клименту и Горазду и святымъ пресвитерамъ Науму, Саввѣ и Ангелару установлена въ день кончины святителя Климента — 27 іюля.

Источникъ: Минѣя Іюль. Часть третья [дни 22-31]. — М., 2002. — С. 225-226.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0