Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 22 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.

ИЗБРАННЫЯ ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Избранныя житія святыхъ.

Мѣсяцъ Іюль.
День девятнадцатый.

Житіе св. мученика благовѣрнаго князя Романа Олеговича, Рязанскаго.

Святой благовѣрный князь Романъ Олеговичъ Рязанскій (въ мірѣ Ярославъ) родился незадолго до нашествія татаръ на Русскую землю въ 1237 году. Онъ происходилъ изъ доблестнаго рода Рязанскихъ князей, заботившихся о вѣрѣ и благочестіи. Родоначальникъ рода правнукъ святаго равноапостольнаго великаго князя Владиміра князь Ярославъ-Константинъ и его дѣти князья Михаилъ и Ѳеодоръ (память 21 мая) прославились святостью жизни. Внукъ Константина Владиміръ Святославичъ былъ примѣромъ безкорыстія и самоотверженія, святой Муромскій чудотворецъ Петръ († 1228; память 25 іюня) также былъ внукомъ Константина. Дѣдъ святаго князя Романа князь Олегъ основалъ Ольговъ Успенскій монастырь недалеко отъ Рязани. Два дѣда, князья Юрій и Олегъ Игоревичи, погибли въ 1237 году за вѣру и Отечество въ битвѣ съ Батыемъ. Святой князь Романъ умножилъ добродѣтели своихъ предковъ, прославивъ Рязанскую землю подвигомъ исповѣдничества.

Дѣтство и юность святаго князя Романа пришлись на самый первый періодъ монголо-татарскаго ига, и это оставило отпечатокъ на судьбѣ святаго князя Романа, какъ и тысячъ его современниковъ. Онъ лишился также и родителей. Объ отцѣ святаго, князѣ Олегѣ Ингваревичѣ, извѣстно, что онъ былъ взятъ Батыемъ въ плѣнъ и вернулся на родину только въ 1252 году. Неизвѣстно, какъ уцѣлѣлъ отъ татаръ юный князь Романъ. Существуетъ предположеніе, что онъ былъ увезенъ епископомъ Рязанскимъ и Муромскимъ Евфросиномъ Святогорцемъ въ Муромъ.

Лишенный родныхъ и крова, святой князь Романъ съ юности шелъ къ исповѣдническому подвигу путемъ скорбей и страданій. Воспитаніе его было, по благочестивому русскому обычаю, церковное. Начало премудрости — страхъ Божій — полагалось въ основаніе жизни черезъ чтеніе Священнаго Писанія. Кроткій князь съ юности пламенѣлъ любовью ко Христу и утверждался въ Православной вѣрѣ. Благочестіе и терпѣніе, любовь къ Отчизнѣ и совершенная преданность волѣ Божіей отличали будущаго страстотерпца и исповѣдника.

Когда отецъ вернулся изъ татарскаго плѣна, благовѣрный князь Романъ былъ уже семейнымъ человѣкомъ. Его супруга княгиня Анастасія происходила изъ рода великаго князя Кіевскаго и отличалась искренней вѣрой и благотворительностью. Трое сыновей — княжичи Ѳеодоръ, Ярославъ и Константинъ воспитывались въ благочестіи и страхѣ Божіемъ.

20 марта 1258 года, послѣ кончины отца — князя Олега, передъ смертью принявшаго монашескій постригъ, — благовѣрный князь Романъ вступилъ на престолъ обширнаго Рязанскаго княжества, которое въ то время медленно оправлялось отъ татарскаго погрома. Святой князь Романъ принялъ управленіе княжествомъ съ одной надеждой на Промыслъ Божій и въ продолженіе 12-ти тяжелѣйшихъ лѣтъ своего княженія сумѣлъ сохранить Рязанскія земли отъ новыхъ разореній. Благовѣрный князь со слезами молился о своей родинѣ и старался облегчить участь разореннаго народа. Словомъ и примѣромъ своей жизни онъ внушалъ окружавшимъ любовь къ родной землѣ и святой Церкви. Татарскіе сборщики дани (баскаки) злобились на святаго князя, такъ какъ онъ постоянно удерживалъ ихъ отъ насилій и заступался за обиженныхъ. Однажды одинъ изъ баскаковъ донесъ хану Менгу-Темиру, что благовѣрный князь Романъ хулитъ хана и поноситъ его языческую вѣру. Нашлись люди, которые подтвердили клевету, и ханъ вызвалъ святаго въ Орду.

Отправляясь къ хану, благовѣрный князь Романъ распредѣлилъ между сыновьями удѣлы своего княжества и причастился Святыхъ Христовыхъ Тайнъ. Въ Ордѣ святой князь, по слову лѣтописца, въ клеветѣ «оправдался, но баскакъ наусти многи отъ князей татарскихъ, и они начаша нудити его къ вѣрѣ ихъ. Онъ же глагола къ нимъ: "Не достоитъ православнымъ христіаномъ, оставя вѣру свою Православную, пріимати вѣру бесерменскую". Тогда начаша его бити. Онъ же глаголаше: "Христіанинъ есть, и воистину христіанская вѣра свята, а ваша татарская вѣра погана есть". За исповѣданіе христіанской вѣры святому князю отрѣзали языкъ, а затѣмъ предали страшнымъ мукамъ: выкололи глаза, обрѣзали губы и отрубили пальцы, а затѣмъ руки и ноги. «И яко остася трупъ единъ, они же одраша кожу отъ главы его и на копіе взоткнуша». Мученическая кончина святаго благовѣрнаго князя Романа послѣдовала 19 іюля 1270 года.

Преданіе гласитъ, что святыя мощи мученика Романа Рязанскаго были тайно перенесены въ Рязань и тамъ съ благоговѣніемъ преданы землѣ. Мѣсто погребенія осталось неизвѣстнымъ. Церковное почитаніе благовѣрнаго князя Романа въ ликѣ святыхъ началось сразу же послѣ его мученической кончины. Современники называли его новымъ мученикомъ и сравнивали съ великомученикомъ Іаковомъ Персяниномъ († 421; память 27 ноября).

Въ 1812 году, въ день памяти благовѣрнаго князя Романа, русскія войска одержали первую побѣду надъ французами при Клястицахъ. Въ память объ этомъ на стѣнѣ московскаго храма въ честь Христа Спасителя былъ написанъ образъ святаго князя Романа. По преданію, на иконахъ благовѣрный князь изображался такъ: «Князь не старыхъ лѣтъ, съ волосами русыми, кудрявыми, падающими на плеча тонкою волною, въ собольей шубѣ на плечахъ, въ бархатной поддевкѣ; правая рука простерта на молитву, а лѣвая держитъ городъ съ церковью».

Источникъ: Минѣя Іюль. Часть вторая [дни 11-21]. — М., 2002. — С. 389-390.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0