Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 26 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

ИЗБРАННЫЯ ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Избранныя житія святыхъ.

Мѣсяцъ Январь.
День двадцатый.

Житіе преподобнаго и богоноснаго отца нашего Евѳимія Великаго.

Однако главнымъ, все опредѣляющимъ стремленіемъ въ жизни преп. Евѳимія было стремленіе къ иноческой жизни въ уединеніи, чтобы быть нераздѣльно и безпрепятственно всегда наединѣ съ Богомъ.

Поэтому въ 29-лѣтнемъ возрастѣ онъ оставилъ свой родной городъ и пришелъ въ Іерусалимъ, гдѣ, поклонившись Святымъ Мѣстамъ, поселился онъ въ пещерѣ близъ лавры Фаранской; здѣсь онъ весь отдался Богу, проводя время въ молитвахъ, трудахъ и всяческомъ воздержаніи. Былъ у св. Евѳимія сосѣдъ и другъ, единодушный съ нимъ во всемъ, преподобный Ѳеоктистъ (память 3 сентября). Каждый годъ преп. Евѳимій съ преп. Ѳеоктистомъ уходили въ пустыню на время св. Четыредесятницы до Вербнаго Воскресенія.

Во время одного изъ этихъ своихъ прохожденій по пустынѣ нашли они мѣсто, привлекшее ихъ своей красотой и уединенностью. Здѣсь они рѣшили поселиться.

Въ полномъ одиночествѣ прожили они нѣсколько лѣтъ. Но когда мѣстные пастухи случайно открыли ихъ обиталище, окрестные жители стали приходить къ нимъ, ища духовнаго утѣшенія и наставленія. Стали вскорѣ приходить къ нимъ и монахи изъ Фаранской обители, поселяясь рядомъ съ пещерой преп. Евѳимія и Ѳеоктиста. Преп. Евѳимій установилъ для этой выросшей такимъ образомъ обители монастырскій уставъ и поучалъ собравшихся иноковъ строго сосредоточенной, воздержанной и безмолвной жизни.

Такъ возникла святая Обитель, впослѣдствіи получившая наименованіе Евѳиміевой Лавры.

Въ это время преп. Евѳимій широко прославился совершеннымъ имъ чудомъ исцѣленія сына вождя арабскаго племени. Вождь этотъ, по имени Аспеветъ, былъ Византійскимъ императоромъ поставленъ во главѣ всѣхъ наемныхъ вспомогательныхъ арабскихъ дружинъ, бывшихъ тогда на Византійской службѣ. У него тяжко разболѣлся его единственный сынъ Теревонъ, увидавшій во снѣ, что инокъ по имени Евѳимій можетъ исцѣлить его. Аспеветъ привелъ своего сына къ преп. Евѳимію, и святой молитвами исцѣлилъ юношу.

Когда слухъ объ этомъ исцѣленіи разнесся по окрестнымъ странамъ, жители стали во множествѣ приходить къ св. Евѳимію, и онъ увидѣлъ, что его желаніе оставаться наединѣ съ Богомъ Единымъ, оказывается невыполнимымъ на данномъ мѣстѣ.

Поэтому, взявъ съ собою инока Дометіана, своего соотечественника по Мелетинѣ Армянской, преп. Евѳимій удалился изъ своей обители на югъ, въ пустыню около Мертваго моря. Здѣсь поселился онъ съ Дометіаномъ въ малой пещерѣ. Однако черезъ краткое время и сюда стали приходить во множествѣ люди, ищущіе у преп. Евѳимія наставленія и исцѣленія отъ недуговъ. Поэтому, пробывъ въ южной пустынѣ нѣсколько лѣтъ, преподобный Евѳимій, движимый любовью къ оставленной имъ прежней обители, сказалъ однажды Дометіану: «Пойдемъ, чадо, и посѣтимъ преподобнаго Ѳеоктиста съ братіей».

Вернувшись такимъ образомъ къ созданной имъ ранѣе обители, преп. Евѳимій поселился на горѣ, неподалеку отъ обители, возглавляемой преп. Ѳеоктистомъ, и Аспеветъ построилъ тутъ для святого церковь и три келліи на этой горѣ.

Въ это время началъ преп. Евѳимій святой трудъ по обращенію въ христіанство арабскихъ племенъ, переселявшихся въ предѣлы Византійскіе. Арабы горячо полюбили святого и стали селиться во множествѣ около его обители. Когда селенія эти разрослись, преп. Евѳимій обратился къ Іерусалимскому патріарху, св. Ювеналію съ просьбой посвятить для арабовъ въ санъ епископа ихъ вождя благочестиваго Аспевета, принявшаго въ святомъ крещеніи имя Петра. Св. патріархъ Ювеналій исполнилъ просьбу преподобнаго, и епархія епископа Аспевета-Петра скоро сдѣлалась цвѣтущимъ центромъ христіанскаго просвѣщенія для арабовъ.

Наполнялась и обитель преп. Евѳимія людьми, горящими духомъ и жаждущими подвига. Всѣмъ имъ преп. Евфимій служилъ наисовершеннѣйшимъ примѣромъ. Преп. Киріакъ Отшельникъ такъ свидѣтельствуетъ о св. Евѳиміѣ: «Никогда не видѣлъ я его ни вкушающимъ что-либо во всѣ дни недѣли, кромѣ субботы и воскресенія, ни бесѣдующимъ, кромѣ какъ по нуждѣ. Не видѣлъ я его и отдыхающимъ или лежащимъ когда-либо. Но, вкушая сна немного, засыпалъ онъ или сидя, или даже стоя и держась рукою за веревку, для того протянутую черезъ его келлію. Погружаясь въ сонъ, говорилъ онъ, подобно преп. Арсенію Великому: «Гряди, злый рабе, въ безмолвіе и безсловесіе на краткій часъ». И не только въ томъ, но и въ иномъ многомъ старался святый отецъ нашъ Евфимій подражать примѣру жизни св. Арсенія Великаго, всячески разспрашивая о его жизни у иноковъ, приходящихъ изъ Египта».

Въ это время Церковь была волнуема ересями несторіанства и монофизитства. Преподобный Евѳимій принималъ дѣятельное участіе въ борьбѣ съ тѣмъ и другимъ лжеученіемъ. Въ эпоху борьбы съ несторіанствомъ преп. Евѳимій своему духовному сыну епископу Петру, бывшему Аспевету, далъ при проводахъ его на 3-й Вселенскій Соборъ инструкцію держаться во всемъ на сторонѣ св. Кирилла Александрійскаго и св. Акакія еп. Мелитинскаго (пам. 17 апр.).

Послѣ 3-го Вселенскаго Собора, осудившаго ересь Несторія, св. Евѳимій очень скорбѣлъ объ Іоаннѣ, патріархѣ Антіохійскомъ, который былъ близокъ къ обители преп. Евѳимія, такъ какъ родной и любимый племянникъ патріарха былъ собратомъ въ монастырѣ св. Евѳимія. Между тѣмъ на Вселенскомъ Соборѣ патріархъ Іоаннъ защищалъ Несторія, хотя самъ не раздѣлялъ всѣхъ неправыхъ воззрѣній Несторіевыхъ. Молитвами и убѣжденіями преп. Евѳимія патріархъ Іоаннъ черезъ короткое время исправилъ свои церковныя позиціи и полностью примкнулъ къ Православной сторонѣ.

Но несторіанство было сравнительно мимолетнымъ явленіемъ въ Палестинѣ. Зато вскорѣ послѣ того появившаяся ересь монофизитства произвела очень большія и пагубныя раздѣленія въ средѣ палестинскаго монашества. Православный святитель св. Ювеналій, патріархъ Іерусалимскій, былъ устраненъ съ патріаршаго престола и вмѣсто него на престолъ былъ возведенъ монофизитъ Ѳеодосій, пользовававшійся довѣріемъ и поддержкой проживавшей тогда въ Палестинѣ императрицы Евдокіи, сочувствовавшей ереси монофизитовъ.

Преп. Евѳимію пришлось выдержать долгую и напряженную борьбу за Православіе.

Воцареніе императора Маркіана и возвращеніе на патріаршій престолъ блаженнѣйшаго Ювеналія остановили распространеніе ереси въ Палестинѣ. Преп. Евѳимій былъ особенно обрадованъ тѣмъ, что благодаря его стараніямъ удалось обратить въ Православіе царицу Евдокію.

Когда преп. Евѳимію было уже болѣе 80 лѣтъ, въ его обитель пришелъ юный новоначальный инокъ, по имени Савва, вошедшій впослѣдствіи въ исторію Церкви подъ именемъ преп. Саввы Освященнаго (пам. 5 декабря). Преп. Евѳимій сразу, прозорливымъ окомъ увидѣлъ въ молодомъ монахѣ его великія духовныя дарованія и, отдавъ его первоначально на обученіе въ обитель преп. Ѳеоктиста, позднѣе взялъ его къ себѣ, воспитывая самолично этого великаго подвижника.

Когды св. Евѳимію исполнилось 90 лѣтъ, скончался его ближайшій другъ и сподвижникъ преп. Ѳеоктистъ. Вскорѣ послѣ того и великій Евѳимій сталъ готовиться къ своему отшествію изъ этого міра.

Черезъ семь лѣтъ по кончинѣ св. Ѳеоктиста, когда имя преп. Евѳимія Великаго было уже широко извѣстно во всемъ христіанскомъ мірѣ, собрались въ его обители послѣ праздника Богоявленія великіе старцы не только его монастыря, но и многихъ иныхъ монастырей Палестины и даже изъ Египта и Сиріи. Въ это время преподобный Евѳимій всегда торжественно выходилъ изъ своей обители и направлялся въ пустыню на все время Великаго поста до недѣли Ваій. Въ этотъ же годъ онъ не пошелъ въ пустыню и прозорливо сказалъ братіи: «Эту недѣлю я пробуду съ вами, а въ субботу отлучусь отъ васъ». Братія не поняла, что онъ говоритъ о своей кончинѣ черезъ недѣлю — въ субботу.

На всенощномъ бдѣніи, наканунѣ дня памяти преп. Антонія Великаго, св. Евѳимій обратился къ братіи съ поученіемъ: «Отцы и братіи мои, возлюбленные о Господѣ, отхожу отъ васъ въ путь отцовъ моихъ. Вы же, если любите меня, то сохраните заповѣди мои. Важнѣе всего въ жизни — союзъ любви. Какъ не укрѣпляетъ человѣка пища безъ соли, такъ не дѣйственно никакое добродѣланіе безъ любви. Послѣ любви важнѣе всего смиреніе. Смиреніе возводитъ человѣка на вершину добродѣтелей, любовь же поддерживаетъ, такъ что имѣющій любовь и смиреніе не можетъ ниспасть...»

Послѣ того спросилъ преп. Евѳимій, кого хочетъ братія избрать настоятелемъ послѣ него. Всѣ единогласно назвали Дометіана. Но преп. Евѳимій снова прозорливо сказалъ: «Невозможно этому быть, потому что чрезъ краткое время и Дометіанъ пойдетъ моимъ путемъ». Тогда братія избрала своимъ настоятелемъ эконома обители авву Илію.

Благословивъ всю братію и попрощавшись съ ними, преподобный затворился въ алтарѣ обительской церкви и оставался тутъ въ теченіе трехъ дней и трехъ ночей, послѣ чего съ миромъ отошелъ ко Господу 20-го января 473 г. въ возрастѣ 97 лѣтъ.

Церковь свято чтитъ его память, и на каждой Божественной Литургіи священнослужитель, совершая Проскомидію и вынимая частицу во имя преподобныхъ отцовъ, говоритъ «Въ честь и память... преподобныхъ и богоносныхъ отецъ нашихъ Антонія, Евѳимія...», ставя тѣмъ преподобнаго Евѳимія Великаго въ рядъ съ основателемъ и аввой всего христіанскаго монашества — Антоніемъ Великимъ.

Источникъ: Житія святыхъ. № 10. Январь (отъ 16 до 31). — Мюнхенъ: Изданіе обители преп. Іова Почаевскаго, 1966. — С. 96-100.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0