Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

ПАТЕРИКЪ ЗЕМЛИ БОЛГАРСКОЙ

Патерикъ земли Болгарской.

Мѣсяцъ Декабрь.
День двадцать третій.

Преподобный и равноапостольный Наумъ Охридскій, чудотворецъ.

Святой Наумъ Охридскій родился въ Мизіи, какъ называлась нѣкогда Болгарія, въ семьѣ благочестивыхъ родителей. Когда онъ выросъ, то, презрѣвъ свое благородное происхожденіе и богатство, послѣдовалъ за равноапостольными Константиномъ Философомъ и его братомъ Меѳодіемъ, которые шли и проповѣдовали христіанство среди мизійскихъ, далматинскихъ, паннонскихъ и моравскихъ народовъ, и дошелъ съ ними до самого Рима. Тамъ блаженный папа Адріанъ по бывшему ему Божіему откровенію приготовилъ имъ торжественную встрѣчу на подходѣ къ городу со всѣмъ церковнымъ причтомъ и именитыми горожанами. Богъ явилъ много чудесъ и исцѣленій, прославляя Своихъ святыхъ.

Послѣ встрѣчи папа отслужилъ Божественную Литургію и совершилъ постригъ въ монашество Константина Философа, давъ ему имя Кириллъ. Меѳодія же онъ рукоположилъ въ архіепископа Моравіи и всей Панноніи. По окончаніи Литургіи папа Адріанъ показалъ всѣмъ книги, переведенныя братьями съ греческаго языка на болгарскій. Каждая изъ нихъ, являя чудо, раскрывалась сама при словахъ папы: «Благословенъ Богъ!» Адріанъ говорилъ, что книги тѣ были истиннымъ жертвоприношеніемъ, угоднымъ Богу.

Тогда же многіе были имъ рукоположены въ священниковъ и дьяконовъ, въ томъ числѣ и Климентъ съ Наумомъ. Папа повелѣлъ рукоположеннымъ совершить все богослужебное правило, — и вечернее, и утреннее, — по болгарскимъ книгамъ въ большомъ храмѣ святаго апостола Петра, чтó и было сдѣлано. Тамъ же прошла по новымъ книгамъ и Божественная Литургія, и всѣ прославляли Бога за явленныя Имъ чудеса.

Спустя нѣкоторое время, 14 февраля 869 года, въ Римѣ скончался богоносный отецъ Кириллъ. Его тѣло было положено въ храмѣ святаго Климента Римскаго, ученика апостола Павла. Послѣ смерти равноапостольнаго учителя словенскаго Богъ явилъ чудеса и черезъ знаменія прославилъ Своего истиннаго угодника. Окончивъ скорбѣть по дорогому брату и получивъ благословеніе отъ блаженнаго папы Адріана отправиться въ путь, Меѳодій, сопровождаемый учениками, пошелъ въ Паннонію и Моравію, гдѣ въ санѣ архіепископа устраивалъ все во благо ввѣренной ему паствы.

Послѣ его смерти 6 апрѣля 885 года архіепископскій престолъ занялъ Вихингъ, слѣдовавшій ереси Македонія и Аполлинарія, по которой утверждалось, что Святой Духъ исходитъ и отъ Отца, и отъ Сына. Много бѣдъ и скорбей пришлось испытать отъ него ученикамъ святаго Меѳодія. Ихъ держали въ заточеніи, скованныхъ цѣпями, но они горячо молились, и нѣсколько разъ случалось землетрясеніе, вынуждавшее всѣхъ бѣжать изъ домовъ, а двери темницы распахивались, и оковы сами падали съ узниковъ. Люди, изумляясь чуду, называли учениковъ великими святыми. Однако духоборцы приписали все случившееся веельзевулу, какъ іудеи то, что совершалъ Іисусъ (Матѳ. 12, 24), а самихъ учениковъ изгнали съ тѣхъ земель, причинивъ имъ много страданій. Тѣхъ же изъ нихъ, кто имѣлъ санъ пресвитера или дьякона, предали за деньги евреямъ, и они доставили всѣхъ въ Венецію на продажу. Но по Божіему усмотрѣнію во время торговъ въ городъ пріѣхалъ по нѣкому дѣлу изъ Царьграда посланецъ правителя. Узнавъ объ узникахъ, однихъ онъ выкупилъ, другихъ просто взялъ, доставилъ въ Константинополь и представилъ Императору Василію. Каждаго изъ изгнанниковъ возстановили въ санѣ, и никому изъ нихъ не пришлось умереть въ рабствѣ. Одни остались въ Византіи при помощи, оказанной имъ тамошними правителями, а другіе вернулись въ Болгарію, гдѣ были приняты съ большимъ почетомъ.

Моравія, какъ и пророчествовалъ святой Архіепископъ Меѳодій, вскорѣ получила отъ Бога воздаяніе за свои беззаконія и ереси, за изгнаніе правовѣрныхъ отцовъ и перенесенныя ими отъ еретиковъ страданія. Черезъ нѣсколько лѣтъ пришелъ пеонскій народъ, который плѣнилъ и опустошилъ моравскія земли, а тѣ изъ жителей, кто уцѣлѣлъ, бѣжали къ болгарамъ, такъ что вся разоренная земля ихъ осталась врагамъ.

Тѣ изъ учениковъ Меѳодія, что не были проданы іудеямъ, пошли къ рѣкѣ Дунай, отряхнувъ прахъ отъ ногъ своихъ, какъ сказано въ Писаніи (Матѳ. 10, 14). Въ селеніи, гдѣ они остановились, по ихъ молитвамъ воскресъ умершій единственный сынъ нѣкого вельможи. Домъ его просвѣтился христіанствомъ, какъ и многіе другіе, и жители стали почитать пришедшихъ къ нимъ учителей. Но тѣ отправились дальше.

Придя къ Дунаю, они помолились, призывая имя Святой Троицы, связали плотъ изъ деревьевъ и переправились на немъ на другой берегъ. Въ Бѣлградѣ представитель болгарскаго Царя встрѣтилъ ихъ съ почетомъ и сразу же послалъ къ самому правителю, благовѣрному Борису-Михаилу, въ его столицу — городъ Плиску. Узнавъ о прибытіи святыхъ, Царь Борисъ очень обрадовался, потому что давно искалъ такихъ учителей болгарскаго языка.

Святые Климентъ и Наумъ остановились въ домѣ боярина Эсхага, а Ангеларій въ домѣ Чеслава. Блаженный Ангеларій скоро слегъ съ тяжелой болѣзнью и отошелъ ко Господу.

Царь Борисъ полюбилъ бесѣдовать съ преподобными и съ удовольствіемъ слушалъ ихъ благодатныя слова о вѣрѣ и благочестивой жизни. Въ 886 году послалъ онъ Климента въ западные предѣлы своихъ земель, въ мѣста, называвшіяся Кутмичевицей, гдѣ тотъ основалъ школу болгарскаго языка и собралъ до 3500 учениковъ, которыхъ училъ болгарской письменности, Священному Писанію, христіанскому благочестію и церковному благочинію. Изъ учениковъ этихъ были поставлены священники, дьяконы и чтецы.

Наумъ остался въ Плискѣ и Преславѣ, продолжая то же дѣло просвѣщенія людей. Въ 893 году святой Климентъ былъ поставленъ епископомъ Дрембичскимъ, или Бѣличскимъ, по просьбѣ Симеона сына Царя Бориса, который отказался отъ престола и принялъ монашескій постригъ. Тогда же святой Наумъ былъ отпущенъ Царемъ учительствовать вмѣсто Климента въ городѣ Охридѣ. Тамъ онъ продолжалъ совершеніе подвиговъ въ угожденіи Богу, сохранивъ свое дѣвство отъ рожденія до кончины.

При устьѣ Бѣлаго озера святой воздвигъ большую обитель, въ которой былъ построенъ имъ храмъ святыхъ Архангеловъ. Сдѣлано это было на деньги и по распоряженію благовѣрнаго Царя Бориса-Михаила и его сына, благочестиваго Царя Симеона. Наумъ учительствовалъ въ теченіе семи лѣтъ, а по прошествіи этого срока удалился отъ дѣлъ и поселился въ своемъ монастырѣ, гдѣ прожилъ еще десять лѣтъ.

Въ концѣ жизни принялъ онъ монашескій постригъ и почилъ о Господѣ съ миромъ 23 декабря, будучи уже въ глубокой старости. Тѣло его было убрано къ погребенію руками святаго архіерея — епископа Климента Охридскаго, почившаго шесть лѣтъ спустя, въ 910 году. Гробъ преподобнаго Наума былъ положенъ въ храмѣ съ правой стороны. Богъ прославилъ преподобнаго Наума многими чудесами, изгнаніемъ бѣсовъ и исцѣленіемъ отъ болѣзней.

Источникъ: Патерикъ земли Болгарской. Томъ 1: Сентябрь-Январь. — М.: Издательство Сестричества во имя свт. Игнатія Ставрапольскаго, 2008. — С. 278-284.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0