Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

ИЗБРАННЫЯ ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Избранныя житія святыхъ.

Мѣсяцъ Декабрь.
День двѣнадцатый.

Преподобный Германъ, Аляскинскій чудотворецъ (1760 или 1756 — 1837 гг.)
(Память его 27 іюля и 12 декабря.)

Черезъ 6 лѣтъ молодой инокъ перешелъ въ Валаамскій монастырь и принялъ постригъ съ именемъ Германа.

Въ 1793 г. при великомъ старцѣ игуменѣ Назаріи на Валаамѣ произошло важное событіе: была послана на Алеутскіе острова, открытые русскими промышленниками, миссія съ цѣлью просвѣщенія язычниковъ, во главѣ съ архимандритомъ Іоасафомъ. Сотрудниками его были іеромонахи Ювеналій, Макарій и Аѳанасій, іеродіаконы Стефанъ и Нектарій, и монахи Германъ и Іоасафъ. Ѣхали шесть мѣсяцевъ, причемъ на морѣ чуть не подверглись кораблекрушенію. Поселились они на островѣ Кадьякъ, построили церковь и начали свою апостольскую дѣятельность.

Шла она сначала успѣшно: алеуты крестились тысячами. Преп. Германъ жилъ и работалъ на кухнѣ въ хлѣбной. На Валаамѣ сохранились его письма къ отцу Назарію, въ которыхъ онъ говоритъ о необычайной апостольской ревности іеромонаховъ. О себѣ онъ пишетъ такъ: «Вашихъ отеческихъ ко мнѣ благодѣяній не изгладятъ изъ моего сердца ни страшныя непроходимыя Сибирскія мѣста, ни лѣса темные, ни быстрины великихъ рѣкъ не смоютъ, даже грозный океанъ не смоетъ чувствъ оныхъ. Я въ умѣ воображаю любимый мною Валаамъ, на него всегда смотрю черезъ великій океанъ...»

Между тѣмъ сказалась воля Божія: въ 1799 году іеромонахъ Ювеналій, перебравшійся на материкъ на Аляску, былъ мученически убитъ дикарями, и въ томъ же году архимандритъ Іоасафъ, возведенный уже въ санъ епископа въ Иркутскѣ, на пути въ свою епархію, потонулъ во время кораблекрушенія съ нѣсколькими своими сотрудниками. Другіе миссіонеры, съ годами, или вернулись въ Россію, или умерли.

Оставшись одинъ, преподобный Германъ поселился на небольшомъ лѣсистомъ островѣ, называвшимся Еловымъ — отдѣлявшимся отъ Кадьяка проливомъ, и началъ суровую жизнь. Сначала онъ жилъ въ пещерѣ, но потомъ назначилъ ее мѣстомъ своего погребенія, а для себя построилъ небольшую келью. Около нея онъ развелъ огородъ. Питался онъ разъ въ день небольшимъ количествомъ рыбы и овощей. Одѣвался онъ въ рубашку изъ оленьей кожи, подрясникъ и рясу. На головѣ онъ носилъ клобукъ, а на груди — желѣзный крестъ 15 фунтовъ вѣсомъ. Сейчасъ этотъ крестъ сохраняется въ Кадьякской церкви. Ту же самую одежду онъ носилъ до самой смерти. Спалъ на скамьѣ съ изголовьемъ изъ кирпичей, причемъ все это было прикрыто оленьей шкурой. Одѣяломъ ему служила доска, которой, по его завѣщанію, былъ закрытъ его гробъ.

Его ученикъ алеутъ Игнатій Алигьяга говорилъ: «Да, трудную жизнь велъ "Апа" ("дѣдушка" — какъ звали его алеуты) и никто не можетъ жизни его подражать!» Преподобнаго Германа спрашивали: «Какъ вы можете жить одинъ въ лѣсу?» Онъ отвѣчалъ: «Нѣтъ, я тамъ не одинъ! Тамъ Богъ, а Онъ вездѣ! Тамъ Его святые Ангелы! Развѣ можно скучать съ ними? Съ кѣмъ радостнѣе бесѣдовать — съ людьми или съ Ангелами? Конечно, съ Ангелами!»

Бѣдныхъ алеутовъ преподобный любилъ нѣжно, какъ дѣтей, и всегда о нихъ заботился и за нихъ заступался. И они любили его, вѣрили ему и называли его «Апа», то-есть «Дѣдушка».

Суровая жизнь и непрестанная молитва открыли въ немъ многіе благодатные дары: онъ ясно видѣлъ скрытыя человѣческія мысли. Поэтому и его духовнымъ дѣтямъ легко было открывать ему свое сердце. Алеуты приходили къ нему толпами — мужчины, женщины, дѣти — за совѣтомъ, наставленіемъ, молитвой, помощью въ бѣдѣ, заступничествомъ передъ властями. Всѣхъ онъ успокаивалъ и утѣшалъ. Особенно его любили дѣти; они сбѣгались къ нему, а онъ ихъ ласкалъ и угощалъ лакомствами и крендельками, которые самъ для нихъ пекъ.

Когда островъ Кадьякъ постигла страшная эпидемія, преп. Германъ переселился туда, ухаживалъ за больными, молился съ ними и приготовлялъ ихъ къ переходу въ вѣчность. Священникомъ онъ не былъ. Черезъ мѣсяцъ моръ кончился, но осталось множество сиротъ. Для нихъ преподобный устроилъ на Еловомъ пріютъ, и употреблялъ на него всѣ средства, которыя могъ заработать. Онъ училъ дѣтей Закону Божьему и церковному пѣнію, а дѣвочками занималась духовная дочь его, Софія Власова — креолка, которая для этого поселилась на Еловомъ. По воскресеньямъ и праздникамъ собирались къ святому старцу алеуты: кто-нибудь изъ дѣтей читалъ молитвы, а Апостолъ и Евангелія — самъ преп. Германъ и объяснялъ прочитанное. Всѣ слушали съ напряженнымъ вниманіемъ. Пѣли дѣти и пѣли очень хорошо.

Много горя доставила преп. Герману торгово-промышленная компанія, управлявшая колоніей. Это были грубые и жестокіе люди, искавшіе только наживу. Съ бѣдными беззащитными алеутами они обращались безчеловѣчно. Сразу же по своемъ пріѣздѣ миссія стала на защиту мѣстнаго населенія. Этимъ можно объяснить ея успѣхъ въ дѣлѣ обращенія его въ христіанство. То же дѣлалъ и преп. Германъ и наживалъ себѣ этимъ много враговъ и непріятностей. Но онъ не обращалъ на это вниманія. Его благодатному вліянію подчинялись не одни простосердечные и довѣрчивые алеуты, но и русскіе, часто не имѣвшіе никакого понятія о христіанской жизни и заповѣдяхъ. Управитель колоніи, Яновскій, невѣрующій и вначалѣ враждебно относившійся къ старцу человѣкъ, подъ мудрымъ и благодатнымъ вліяніемъ преп. Германа, измѣнился до неузнаваемости и сталъ его духовнымъ сыномъ. Къ каждому его слову онъ относился съ благоговѣніемъ. Овдовѣвъ, Яновскій принялъ монашество въ Тихоновой пустыни Калужской епархіи. Дочь его, монахиня, написала портретъ преп. Германа.

Яновскій разсказываетъ, что однажды пришелъ на Кадьякъ русскій военный корабль, и преподобнаго старца пригласили для бесѣды съ офицерами. Ихъ было болѣе 25 человѣкъ. Всѣ они были люди свѣтскіе и образованные. Прежде всего, преподобный поставилъ имъ общій вопросъ: «Господа, что вы любите больше всего и что каждый желаетъ для своего счастья?» Отвѣты были всѣ въ одномъ духѣ: одни желали богатства, другіе — славу, третьи — красавицу жену, иные — командовать прекраснымъ кораблемъ... Святой старецъ сказалъ: «Неправда ли, что ваши желанія сводятся къ тому, что каждый желаетъ того, что онъ считаетъ наилучшимъ и наиболѣе достойнымъ любви?» Они отвѣтили: «Да, это такъ!» Онъ продолжалъ: «Не скажете ли вы всѣ, что не это лучше всего и все превосходитъ — а наиболѣе достоинъ любви Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Который создалъ насъ, далъ всему жизнь, питаетъ и любитъ всѣхъ, Который сама Любовь и есть прекраснѣйшій изъ людей? Не должны ли мы любить Его больше всего, и искать Его?» Всѣ сказали: «Конечно, да! Это само собой разумѣется!» Тогда святой старецъ спросилъ: «Но любите ли вы Бога?» Они всѣ отвѣтили: «Конечно, мы любимъ Бога! Какъ можно не любить Бога?» Святой старецъ возразилъ: «А я грѣшный сорокъ лѣтъ стараюсь любить Бога, и не могу сказать, что люблю Его совершенной любовью! Если мы кого-нибудь любимъ, мы всегда помнимъ его, стараемся его радовать, день и ночь думаемъ о немъ. Такъ ли вы, господа, любите Бога? Часто ли обращаетесь къ Нему? Всегда ли помните о Немъ? Молитесь ли Ему всегда и исполняете ли Его святыя заповѣди?» Собесѣдники должны были признаться, что нѣтъ. «Для нашего блага и для нашей пользы», — заключилъ святой старецъ, — «обѣщаемъ по крайне мѣрѣ стараться любить Бога больше всего другого, и исполнять Его святую волю!» «Мы были безотвѣтны передъ нимъ», — разсказывалъ Яновскому капитанъ-командиръ корабля.

Вліяніе преп. Германа простиралось даже на животныхъ. Около его кельи жили горностаи. Эти звѣрьки отличаются своей пугливостью. Но они прибѣгали къ преп. Герману и ѣли изъ его рукъ. Видѣли, какъ преп. Германъ кормилъ медвѣдя.

Разъ океанъ разбушевался такъ, что волны грозили затопить островъ. Жители въ ужасѣ сбѣжалисъ къ преподобному. Но онъ вынесъ икону Божіей Матери, поставилъ ее предъ надвигавшимися волнами, а самъ преклонилъ колѣна. Послѣ краткой молитвы онъ сказалъ: «Не бойтесь, вода не пойдетъ выше того мѣста, гдѣ стоитъ святая икона!» Такъ и случилось, а икону преп. Германъ передалъ Софіи Власовой и велѣлъ ей всякій разъ, когда наводненіе будетъ грозить острову, ставить ее напротивъ волнъ. Софія точно исполняла это, и волны всегда останавливались.

Другой разъ: загорѣлся на островѣ лѣсъ. Преп. Германъ вмѣстѣ со своимъ ученикомъ Игнатіемъ провелъ длинную черту, вырывая на ней мохъ. Потомъ онъ сказалъ: «Успокойся, далѣе этой черты огонь не пойдетъ». И, приблизившись со страшной яростью къ чертѣ, огонь побѣжалъ вдоль нея и погасъ. Ни одно дерево за чертой не пострадало.

Преп. Германъ предсказалъ, что въ Америкѣ будетъ свой епископъ. «Тридцать лѣтъ пройдетъ послѣ моей смерти», — говорилъ онъ, — «и тогда вспомнятъ обо мнѣ!» Ровно черезъ 30 лѣтъ въ 1867 г. Валаамскій игуменъ, о. Дамаскинъ, нашелъ его письма къ игумену Назарію, и такъ память о преп. Германѣ воскресла. Онъ говорилъ, что на Еловомъ островѣ будетъ жить монахъ подобно ему бѣгающій міра. И дѣйствительно, въ кельѣ его прожилъ 40 лѣтъ инокъ Тихонова Калужскаго монастыря Герасимъ, который скончался въ санѣ архимандрита въ 1969 году.

Преп. Германъ предсказалъ, что хоронить его будутъ его ученики, жители Еловаго острова, безъ священника. Сбылось и это. Наступилъ день, когда онъ велѣлъ ученику своему Герасиму зажечь свѣчи и читать Дѣянія Апостольскія. Вдругъ лицо его освѣтилось улыбкой, и онъ сказалъ, что Господь продлитъ его жизнь еще на недѣлю. Ровно черезъ недѣлю опять по его приказанію свѣчи были зажжены, и Герасимъ сталъ читать Дѣянія. Тихо склонилъ преп. Германъ голову свою на грудь Герасима, ликъ его сіялъ отъ радости, и онъ тихо отошелъ ко Господу 13 (26) декабря 1837 года, на81-м году своей жизни.

Мѣсяцъ его не погребали: управитель колоніи Кашеваровъ велѣлъ ждать, пока онъ не пріѣдетъ со священникомъ и не привезетъ гробъ. Но разразилась такая буря, что ни Кашеваровъ, ни священникъ пріѣхать не могли, а только черезъ мѣсяцъ съ трудомъ привезли гробъ. Такъ и погребли алеуты сами преподобнаго, по его предсказанію. Осталось еще сбыться его предсказанію объ основаніи на Кадьякѣ монастыря.

Въ 1841 г. будущій Митрополитъ Московскій Иннокентій, тогда еще миссіонеръ, былъ застигнутъ бурей на пути на Кадьякъ. Взглянувъ по направленію Еловаго, онъ сказалъ: «Если ты, отче Германѣ, обрѣлъ благодать у Бога, измѣни направленіе вѣтра». Черезъ четверть часа на морѣ наступила тишина. На могилѣ старца Германа благодарный путникъ отслужилъ панихиду.

9 августа (27 іюля) 1970 г. состоялось открытіе мощей и прославленіе преподобнаго Германа, Аляскинскаго чудотворца.

Источникъ: Житія русскихъ святыхъ. — 1000 лѣтъ русской святости. Собрала монахиня Таисія. — Томъ второй: Іюль – Декабрь. — Изданіе 2-е, исправленное и дополненное. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1984. — С. 325-332.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0