Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.

ИЗБРАННЫЯ ЖИТІЯ СВЯТЫХЪ

Избранныя житія святыхъ.

Мѣсяцъ Декабрь.
День десятый.

Святитель Іоасафъ, епископъ Бѣлгородскій († 1754 г.)

Однажды Андрей Димитріевичъ сидѣлъ на крыльцѣ своего дома, размышляя о судьбѣ своего старшаго сына. Внезапно онъ увидѣлъ небо, какъ бы объятое пламенемъ, и посреди этого пламени Пресвятую Богородицу, а у ногъ Ея распростертаго Іоакима, и услышалъ гласъ Ея: «Довлѣетъ Ми молитва Твоя». Въ то мгновеніе Ангелъ накрылъ отрока епископской мантіей. По волѣ Божіей, отецъ, хотя и былъ потрясенъ видѣніемъ, забылъ о немъ, и вспомнилъ лишь по кончинѣ сына.

Восьми лѣтъ Іоакимъ поступилъ въ Кіевскую Братскую академію, гдѣ учились его отецъ и дядя и гдѣ получало образованіе все малороссійское дворянство. Тамъ господствовало монастырское направленіе: всѣ преподаватели были иноками, а воспитанники носили подрясники. Посѣщалъ Іоакимъ и Печерскую Лавру, и въ немъ созрѣла рѣшительность посвятить себя иноческой жизни. Но родители благословенія своего ему не дали. Тогда онъ оставилъ въ Кіевѣ для сношенія съ ними своего слугу, а самъ поступилъ послушникомъ въ Межигорскій монастырь.

Черезъ два года его постригли въ рясофоръ съ именемъ Иларіона; ему было тогда 18 лѣтъ. Тогда же онъ открылъ свою тайну родителямъ, и они со многими слезами и грустью приняли это, какъ волю Божію, и послали сыну свое благословеніе. Еще черезъ два года Иларіонъ принялъ постригъ въ мантію съ именемъ Іоасафа. Его посвятили въ священный санъ, и онъ занималъ разныя духовныя и административныя должности. Слѣдующія слова, сказанныя имъ сестрѣ передъ кончиной, проливаютъ свѣтъ на эти годы его жизни: «Сестрица, суровые подвиги вначалѣ не даютъ мнѣ вѣку дожить!» Въ это время онъ и разстроилъ свое здоровье.

Затѣмъ, въ теченіе 9-ти лѣтъ онъ былъ настоятелемъ Спасо-Преображенскаго Мгарскаго монастыря подъ Лубнами и намѣстникомъ Троице-Сергіевой Лавры (совмѣстно съ Мгарскимъ монастыремъ). Онъ возстановилъ эти обители, пострадавшія обѣ отъ пожаровъ, и поднялъ ихъ духовную жизнь. Въ эти годы онъ пріобрѣлъ большой административный опытъ.

Въ 1748 г. архимандритъ Іоасафъ былъ поставленъ епископомъ Бѣлгородскимъ. Въ Бѣлгородъ онъ прибылъ въ томъ же году 6-го августа и въ тотъ же день отслужилъ въ соборѣ свою первую литургію архіерейскимъ служеніемъ.

Его епархія была очень обширна: впослѣдствіи она была раздѣлена на три. Духовенства въ ней было мало: паства была невѣжественна и суевѣрна. Заброшенная нива требовала своего воздѣлывателя. Ежегодно объѣзжалъ ее святитель.

Однажды онъ увидѣлъ во снѣ, что въ притворѣ какой-то церкви находится на грудѣ мусора икона Пресвятой Богородицы и услышалъ отъ Нея голосъ: «Смотри, что сдѣлали съ иконой Моей служители храма сего. Сей образъ Мой предназначенъ быть источникомъ благодати для веси сей и всей страны, а они повергли его въ соръ!» Показанную ему во снѣ икону святитель нашелъ въ Вознесенской церкви предмѣстья города Изюма-Замостья, именно въ такомъ видѣ. Долго и горячо молился передъ ней святитель. Потомъ сказалъ: «Въ семъ образѣ преизобилуетъ особая благодать Божія, въ Немъ Пресвятая Богородица являетъ особенное знаменіе Своего заступничества для веси и всей страны!» Онъ приказалъ поставить св. икону въ храмѣ на подобающее ей мѣсто и, проведя въ Изюмѣ три дня, каждый день приходилъ передъ ней молиться. Это была икона Пресвятой Богородицы, именуемая Песчанской.

Разъ, на собраніи духовенства, святитель Іоасафъ увидѣлъ священника, которому было 130 лѣтъ. Прозрѣвъ какую-то тайну, святитель задержалъ его, чтобы узнать причину такого долголѣтія, и священникъ покаялся ему въ содѣянномъ имъ страшномъ грѣхѣ: мѣстный помѣщикъ, опоздавшій къ литургіи, заставилъ его своими угрозами совершить ее вторично, что запрещено св. канонами, не говоря уже о томъ, что храмъ былъ однопрестольный. Не успѣлъ запуганный іерей совершить первый возгласъ, какъ онъ услышалъ таинственный и грозный голосъ: «Остановись, что ты дѣлаешь?» Священникъ содрогнулся, но продолжалъ литургію. Голосъ продолжалъ: «Не дерзай, аще же дерзнешь, проклятъ будешь!» Обезумѣвъ, несчастный отвѣтилъ: «Самъ ты проклятъ!» и совершилъ литургію. Святитель ужаснулся, услышавъ его признаніе: «Несчастный, что ты сдѣлалъ?» — воскликнулъ онъ, — «ты проклялъ Ангела Хранителя святого мѣста того. Вотъ причина твоего долголѣтія!»

Немедленно онъ пошелъ со священникомъ на мѣсто, гдѣ прежде стояла церковь. Оно было уже давно запахано. Тамъ онъ велѣлъ ему совершить Божественную литургію и по окончаніи ея прочитать молитву св. праведнаго Симеона Богопріимца: «Нынѣ отпущаеши раба Твоего, Владыко...» Затѣмъ благословилъ его и прочиталъ разрѣшеніе грѣховъ. Склонилась голова старца на плечо святителю и, примиренный съ Богомъ и своею совѣстью, онъ тихо скончался. Святитель самъ отпѣлъ его и похоронилъ на этомъ самомъ мѣстѣ.

Но что извѣстно о внутренней жизни святителя Іоасафа, которую онъ тщательно скрывалъ? Извѣстно, что онъ имѣлъ даръ слезъ, и всякій разъ, литургисуя, проливалъ ихъ. При каждомъ боѣ часовъ онъ читалъ слѣдующую молитву: «Буди благословенъ день же и часъ, въ онъ же Господь мой Іисусъ Христосъ мене ради родился и распятіе претерпе и смертію пострада. О, Господи Іисусе Христе, въ часъ смерти моея пріими духъ раба Твоего въ странствіи суща, молитвами Пречистой Матере Твоея и всѣхъ святыхъ Твоихъ, яко благословенъ еси во вѣки вѣковъ, аминь!»

Часто онъ рубилъ дрова для бѣдныхъ и разносилъ ихъ ночью, одѣтый въ бѣдную иноческую одежду. Его письма къ матери свидѣтельствуютъ о нѣжности сердца его, а предъ строгостью его трепетала вся епархія. Онъ помогалъ узникамъ, и посылалъ обѣды со своего стола бывшему Бѣлгородскому воеводѣ Пассеку, заключенному въ тюрьмѣ. А когда губернаторъ сталъ возражать противъ этого, святитель перечислилъ ему его грѣхи и сказалъ, что когда онъ самъ попадетъ въ то же положеніе, то можетъ разсчитывать на его милосердіе.

Въ іюлѣ 1754 года святитель посѣтилъ въ послѣдній разъ родительскій домъ. Вся семья ждала его на крыльцѣ. Отецъ его былъ видимо смущенъ при мысли, что онъ долженъ будетъ преклониться передъ сыномъ, и когда Преосвященный вышелъ изъ экипажа, отецъ нарочно выронилъ трость, и бросился поднимать ее, и такимъ образомъ поклонился сыну въ ноги. Но святитель понялъ, въ чемъ дѣло, и въ то же мгновеніе былъ у ногъ отца.

Въ это свое посѣщеніе онъ узналъ, что въ одномъ изъ имѣній его родныхъ строится храмъ, и что придѣлъ его до сихъ поръ былъ безъ крыши. Онъ сдѣлалъ имъ строгій выговоръ, говоря, что о своемъ домѣ они больше заботятся, чѣмъ о храмѣ Божіемъ. Войдя въ другой день въ церковь во время совершенія проскомидіи, онъ увидѣлъ, что просфоры испечены изъ темной муки; а мука доставлялась его родными. Онъ остановилъ богослуженіе, взялъ просфору, показалъ ее матери и женѣ брата и тоже сдѣлалъ имъ выговоръ.

Отца онъ постоянно посѣщалъ въ его лѣсномъ уединеніи. Изъ родительскаго дома святитель заѣхалъ въ Мгарскій монастырь помолиться въ уже освященномъ храмѣ, который онъ самъ когда-то возобновлялъ. Оттуда онъ выѣхалъ въ Бѣлгородъ, но до каѳедральнаго своего города не доѣхалъ.

Изнемогая отъ подточившей его совершенно болѣзни, онъ долженъ былъ остановиться въ Грайворонѣ, имѣніи, принадлежавшемъ архіерейскому дому. Сюда пріѣхали къ нему мать, братъ и сестра, и здѣсь онъ и пріоткрылъ сестрѣ тайну своей первоначальной иноческой жизни. Сестра просила его молиться за нее и ея дѣтей, но онъ отвѣтилъ ей, что самъ нуждается въ молитвахъ, ибо готовится въ путь многотрудный. Послѣ соборованія, исповѣди и причастія Святыхъ Христовыхъ Таинъ, святитель Іоасафъ скончался 10 декабря 1754 г. въ 4 часа 20 минутъ пополудни, 49-ти лѣтъ. Въ часъ его кончины игуменъ Хотмыжскаго монастыря, Исаія, видѣлъ во снѣ, что святитель Іоасафъ, указывая ему въ окно на яркое сіяющее восходящее солнце, сказалъ: «Какъ солнце сіе ясно, такъ свѣтло предсталъ я въ часъ сей Престолу Божію».

Несмотря на всю скорбь родныхъ его, сомнѣній у нихъ въ святости святителя не было. Со страхомъ вошли они къ отцу, сообщить ему горестную вѣсть. Они боялись, что она убьетъ его. Но онъ сказалъ имъ: «Зналъ, что вы пришли съ извѣстіемъ о смерти сына моего Іоасафа. Но это я узналъ прежде васъ. 10 декабря вечеромъ былъ мнѣ голосъ: "Сынъ твой святитель скончался"». Онъ залился слезами и прибавилъ: «Умеръ Іоасафъ, умерла и молитва!»

Когда тѣло почившаго привезли въ Бѣлгородъ, то плачъ и рыданія народныя заглушали пѣніе. Хоронили его на средства архіерейскаго дома потому, что послѣ него осталось только 70 копеекъ. До половины февраля 1755 г. онъ лежалъ въ открытомъ гробу и тлѣніе не коснулось его. Похоронили его въ Троицкомъ соборѣ, гдѣ братъ его устроилъ алтарь для совершенія по нему заупокойныхъ литургій.

Черезъ два года было обнаружено нетлѣніе его св. мощей. Исцѣленія отъ нихъ совершались издавна, но особое обиліе ихъ было тогда, когда святитель Іоасафъ былъ причисленъ къ лику святыхъ (4 сентября 1911 года).

Источникъ: Житія русскихъ святыхъ. — 1000 лѣтъ русской святости. Собрала монахиня Таисія. — Томъ второй: Іюль – Декабрь. — Изданіе 2-е, исправленное и дополненное. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1984. — С. 316-321.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0