Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.

ЖИТІЯ РУССКИХЪ СВЯТЫХЪ

Архим. Игнатій (Малышевъ) († 1897 г.)

Архимандритъ Игнатій (въ мірѣ — Иванъ Васильевичъ Малышевъ; 1811-1897) — русскій православный подвижникъ, духовный писатель, художникъ, архитекторъ, духовный сынъ свт. Игнатія (Брянчанинова), еп. Кавказскаго и его преемникъ (съ 1857 г.) на должности настоятеля Сергіевой пустыни близь Санктъ-Петербурга. — Родился 24 Марта 1811 г. въ дер. Шишкино Ярославской губерніи. Въ 1824 г. съ обозомъ пришелъ въ Санктъ-Петербургъ, работалъ «посыльнымъ», затѣмъ приказчикомъ у купца первой гильдіи Петра Васильевича Лѣсникова. Съ января 1834 г. — келейникъ архимандрита Игнатія (Брянчанинова) въ Троицѣ-Сергіевой пустыни. Подъ ближайшимъ руководствомъ свт. Игнатія, Иванъ Малышевъ прошелъ все степени иноческаго подвижничества. Въ 1841 г. постриженъ въ мантію, въ 1843 г. — іеромонахъ, съ 1857 г. и до конца дней — архимандритъ и настоятель пустыни. Великій постникъ и подвижникъ, архим. Игнатій продолжилъ духовные традиціи своего наставника. Оставилъ послѣ себя не мало духовно-назидательныхъ сочиненій. Изучалъ древнерусское зодчество и руководилъ строительствомъ въ пустыни; пройдя въ Петербургской Академіи Художествъ обученіе у худ. А. Г. Варнека, писалъ иконы и исполнялъ росписи въ храмахъ обители. По эскизу архим. Игнатія архитекторъ А. А. Парландъ создалъ въ 1882 проектъ храма «Спасъ на Крови». Скончался архим. Игнатій 16 Мая 1897 г. Похороненъ въ Воскресенскомъ соборѣ Троицѣ-Сергіевой пустыни (могила не сохранилась). — Сочиненія: «Краткія жизнеописанія русскихъ святыхъ». СПб. 1875 (два тома); «Жизнеописаніе епископа Игнатія Брянчанинова» (сост. подъ ред. и при непоср. содѣйствіи архим. Игнатія). СПб., 1881; «Слово въ защиту русскихъ монастырей». СПб. 1874; «Слово о духѣ времени». СПб., 1874 и др.

Житія русскихъ святыхъ архим. Игнатія (Малышева)

Архим. Игнатій (Малышевъ) († 1897 г.)
Краткія жизнеописанія русскихъ святыхъ.

Вѣкъ X.
Россійская княгиня Ольга, во святомъ крещеніи Елена Равноапостольная.
Іюля 11. 969.

Крылами богоразумія вперивши твой умъ, возлетѣла еси превыше видимыя твари: взыскавши Бога и Творца всяческихъ и Того обрѣтши, паки рожденіе крещеніемъ пріяла еси, древа животнато наслаждающеся, нетлѣнна во вѣки пребываеши, Ольга приснославная. (Тропарь въ Минеи 11 іюля).

Извѣстно по лѣтописи Нестора, что княгиня Ольга была природная славянка, родившаяся близъ Пскова, или точнѣе въ томъ мѣстѣ, гдѣ основался потомъ Псковъ. «Игорь Рюриковичь, — говоритъ Несторъ лѣтописецъ, — поятъ себѣ жену Ольгу отъ Пскова».

По Іоакимовской лѣтописи, Ольга была изъ рода Гостомысла, славнаго умомъ и вліяніемъ своимъ на племена славянскія. По той же лѣтописи, Ольга называлась прекрасною, по красотѣ лица и души; а Ольгою назвалъ ее опекунъ Игоря, Олегъ, когда выдавалъ ее за Игоря.

По смерти супруга, по малолѣтству сына своего Святослава, великая княгиня Ольга сдѣлалась правительницею Руси. Она управляла дѣлами съ мудростію и мужествомъ; возмутившихся древлянъ она наказала за смерть мужа своего Игоря, и на столько усмирила ихъ, что ввела между ними свои установленія, не потерявъ при томъ ни одного изъ своихъ вѣрныхъ подданныхъ. Вельможи князя Владиміра говорили ему, что бабка его Ольга умнѣйшая изъ людей. Въ Кіевѣ были христіане при ней и до нея: Ольга, видя ихъ непорочную и честную жизнь, могла узнать о вѣрѣ ихъ: свѣтлый, проницательный ея умъ понялъ, что язычество не можетъ воспитать людей такъ какъ христіанство, и сердце ея плѣнилось евангельскою истиною. Она искала бесѣды съ христіанскими учителями; на 60-мъ году жизни отправилась въ Царьградъ, желая въ столицѣ христіанства выслушать наставленія въ вѣрѣ самыя точныя, чтобы въ самомъ важномъ дѣлѣ не допустить какой либо ошибки.

Преподобный Несторъ говоритъ: «Еѳіопская царица ходила слушать премудрости Соломона и видѣть опыты премудрости его: такъ и Ольга искала премудрости Божіей и обрѣла, какъ евангельскій купецъ, драгоцѣнную жемчужину — Христа.

Ольга прибыла въ Константинополь въ 957 году, и тамъ первымъ дѣломъ ея было открыть патріарху свое искреннее намѣреніе принять христіанскую вѣру. Выслушавъ отъ него наставленіе въ вѣрѣ, она приняла св. крещеніе. Несторъ говоритъ, что Ольгу крестилъ самъ патріархъ Поліевктъ, славный по святости жизни и по образованію своему, и далъ ей христіанское имя Елены; воспріемнымъ же отцемъ ея былъ императоръ Константинъ Порфирородный. Просвѣтившись св. крещеніемъ, Ольга возрадовалась душею и тѣломъ. Патріархъ сказалъ ей: «Благословенна ты между женами русскими, что возлюбила свѣтъ и отвергла тьму! Тебя будутъ благословлять сыны россійскіе до послѣдняго рода». Онъ же преподалъ ей наставленіе о церковномъ уставѣ, о молитвѣ, постѣ, милостынѣ, о сохраненіи чистоты душевной и тѣлесной. Она стояла съ наклоненною головою, и какъ губа напояемая, внимала ученію его; выслушавъ всѣ наставленія, она поклонилась ему и сказала: «Твоими молитвами да сохранитъ меня Господь отъ всякой непріязненной сѣти».

Ольга, отправляясь домой, еще разъ была у патріарха для испрошенія его благословенія. Она говорила ему: «Народъ мой и мой сынъ — язычники; о, если бы Господь соблюлъ меня отъ всякаго зла!» Чадо вѣрное, отвѣчалъ ей патріархъ: — крестясь во Христа, ты облеклась во Христа: Онъ сохранитъ Тебя».

По возвращеніи въ Кіевъ, благовѣрная Ольга, глубоко убѣжденная въ превосходствѣ христіанской вѣры, могла ли не желать чтобы и другіе, остающіеся во мракѣ язычества, ни обратились къ свѣту христіанскому? Прежде всего, какъ любящая мать, говорила она о св. вѣрѣ сыну своему Святославу: «Я познала истиннаго Бога и радуюсь, сынъ мой! познаешь ты и ты будешь радоваться. Христіанская вѣра — свѣтъ и радость души; она животворитъ и сама говоритъ о своемъ неземномъ происхожденіи. Прими эту вѣру, и не только не будешь жалѣть, но станешь считать себя самымъ счастливымъ, какъ я себя считаю счастливѣйшею».

Такъ говорила княгиня Ольга сыну своему; но къ сожалѣнію Святославъ слишкомъ любилъ славу міра сего и думалъ только о битвахъ. На просьбы матери принять христіанскій законъ, онъ отвѣчалъ: «Какъ мнѣ одному принять этотъ законъ? моя дружина будетъ смѣяться надъ этимъ».

Святославъ не только не обнаруживалъ расположенія къ принятію св. вѣры; но, весь занятый мечтами о земной власти и славѣ, не разъ выражалъ и гнѣвъ на предложеніе матери. Впрочемъ, отвергая св. вѣру, онъ однакоже, не препятствовалъ другимъ принимать ее; хотя въ тоже время, не препятствовалъ своей языческой дружинѣ нагло смѣяться надъ принявшими св. крещеніе, а подъ часъ и самъ смѣялся вмѣстѣ съ дикою дружиною и оскорблялъ христіанъ злыми насмѣшками. Со скорбію души Ольга останавливала его и говорила: «несчастный будетъ конецъ твоей жизни», что и сбылось въ послѣдствіи: князь печенѣговъ Куря отсѣкъ ему голову и сдѣлалъ изъ нея чашу.

Ольга молилась день и ночь за народъ свой и за сына. Она съ утѣшеніемъ взирала на то, что племянникъ ея и многіе другіе бывшіе съ нею въ Царьградѣ, пламенно любили св. вѣру и готовы были пролить за нее кровь свою. Это подавало ей лучшія надежды въ будущемъ. Благовѣрная Ольга, послѣ крещенія своего, жила еще двѣнадцать лѣтъ и въ это время она успѣла посѣять сѣмена православной вѣры въ своемъ юномъ внукѣ Владимірѣ и его братьяхъ. Болѣе чѣмъ вѣроятно, что когда Святославъ занимался войною и почти не жилъ въ Кіевѣ, Ольга пользовалась этимъ временемъ для свободнаго сѣянія св. вѣры за предѣлами Кіева. Такимъ образомъ равноапостольная княгиня, въ отсутствіи войнолюбиваго своего сына, посѣщала свою родину Псковъ и тамъ посѣяла сѣмена св. вѣры. Тогда какъ святая мать заботилась о лучшей будущности своей отчизны, сынъ ея Святославъ, рыская за чужими землями, едва не потерялъ роднаго Кіева: въ отсутствіи своего князя, стѣсненные печенѣгами, безпомощные кіевляне доведены были до такой крайности, что готовы были отдаться въ плѣнъ печенѣгамъ. Возвратясь поспѣшно въ Кіевъ, Святославъ прогналъ печенѣговъ и готовъ былъ опять спѣшить за Дунай, но слезная просьба матери, находящейся на смертномъ одрѣ, удержала его.

«Погреби меня, сказала благовѣрная Ольга своему сыну: и тогда иди куда хочешь». Спустя три дня, 11-го Іюля 969 года, св. Ольга скончалась. Духовникъ ея совершилъ надъ нею погребальное пѣніе въ присутствіи оплакивающей ее княжеской семьи.

Нетлѣнныя ея мощи, по прошествіи двадцати лѣтъ, перенесены были внукомъ ея, княземъ Владиміромъ, въ десятинный храмъ Богоматери, имъ построенный.

Несторъ, оканчивая свои извѣстія о благовѣрной княгинѣ Ольгѣ, пишетъ: «Она предтеча христіанству въ землѣ нашей, какъ зарница предъ солнцемъ, какъ заря предъ свѣтомъ. Она первая изъ Руси вошла въ Царство Небесное».

Источникъ: Краткія жизнеописанія русскихъ святыхъ, составленныя Архимандритомъ Игнатіемъ. — СПб.: Типографія И. И. Глазунова, 1875. — С. 3-6.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0