Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Прот. Алексій Мальцевъ († 1915 г.)

Алексій Петровичъ Мальцевъ, протоіерей (1854–1915) — богословъ, переводчикъ, духовный писатель и храмостроитель, видный и ревностный поборникъ Православія на нѣмецкой землѣ. Родился въ 14(27) Марта 1854 года въ Ярославской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Ярославскую Духовную Семинарію и С.-Петербургскую Духовную Академію. Магистръ богословія (1879), Настоятель церкви при Императорскомъ Россійскомъ Посольствѣ въ Берлинѣ (1886-1914), Почетный Членъ Духовныхъ Академій: С.-Петербургской, Московской и Казанской, Королевско-Греческаго Общества «Христіанской археологіи», Королевско-Сербскаго Дружества Святаго Савы, Общества православныхъ соединенныхъ братствъ Нью-Іоркскаго округа, Дѣйствительный Членъ Императорскаго Православнаго Общества. Основалъ въ Германіи Свято-Князь-Владимірское братство. Перевелъ на нѣмецкій языкъ: литургію святаго Василія Великаго, Іоанна Златоуста и Григорія Двоеслова (1890), Всенощное бдѣніе (1892), Канонникъ (1895), Чинъ Священнаго Коронованія (1896), Книгу молебныхъ пѣній (1897), Послѣдованіе таинствъ (1898), Чины погребенія и нѣкоторыя особенныя и древнія церковныя службы (Чинъ омовенія ногъ въ Великій четвертокъ, Чинъ мѵроваренія, Возслѣдованіе освященія антиминсовъ, Чины малой и великой схимы, Послѣдованіе въ недѣлю Православія и др.) (1898), Постную и Цвѣтную Тріоди съ воскресными пѣснопѣніями Октоиха (1899), Мѣсяцесловъ съ тропарями и кондаками (1900-1901), Октоихъ (1903-1904) и др. Издавалъ «Ежегодникъ Берлинскаго Братства» и журналъ «Церковная Правда». Участвовалъ въ трудахъ предсоборнаго присутствія. Въ 1898 году возведенъ въ потомственное россійское дворянство. Скончался 15(28) Апрѣля 1915 года въ Кисловодскѣ. Погребенъ на Никольскомъ кладбищѣ Александро-Невской лавры въ Санктъ-Петербургѣ.

Мѣсяцесловъ прот. Алексія Мальцева

Прот. Алексій Мальцевъ († 1915 г.)
Мѣсяцесловъ Православной Каѳолической Восточной Церкви.

Предисловіе къ первой части Мѣсяцеслова (Сентябрь-Февраль).

Восхвалимъ убо мужи славны и отцы наши въ бытіи! (Сирах. 44, 1)

Cъ переводомъ «Мѣсяцеслова», первая часть коего теперь выходитъ въ свѣтъ, заканчивается цѣлая серія предпринятыхъ мною еще въ 1890 г. переводовъ Богослужебныхъ книгъ Православно-каѳолической восточной Церкви.

Въ предшествовавшемъ томѣ, «Постная и Цвѣтная тріоди», приведены были службы подвижныхъ праздниковъ, находящихся въ зависимости отъ праздника св. Пасхи, въ Мѣсяцесловѣ же приводятся тѣ праздники и дни памяти святыхъ, кои тѣсно связаны съ опредѣленными числами въ извѣстномъ мѣсяцѣ.

Настоящая, 1-ая часть Мѣсяцеслова обнимаетъ 1-ое полугодіе церковнаго лѣта, обыкновенно начинающагося съ 1-го Сентября и кончающагося мѣсяцемъ Февралемъ; слѣдующая же, 2-ая часть будетъ обнимать 2-ое полугодіе съ Марта по Августъ. Частнѣйшее содержаніе настоящаго выпуска слагается изъ:

а) указанія именъ святыхъ или названія праздника, память коихъ совершается Церковію въ извѣстное число мѣсяца;

б) изъ болѣе или менѣе подробнаго описанія жизни и подвиговъ празднуемаго святаго; по отношенію же къ праздникамъ: — значенія ихъ, времени и повода къ установленію и проч.

в) изъ соотвѣтствующихъ тропарей и кондаковъ, а въ большіе праздники — стихиръ и ирмосовъ, указанія паримійныхъ, апостольскихъ и евангельскихъ чтеній.

Если въ день памяти извѣстнаго святаго не находится особаго тропаря и кондака, это значитъ, что служба ему правится по общей минеѣ съ соотвѣтствующимъ общимъ тропаремъ и кондакомъ, примѣнительно къ тому классу святыхъ, къ которому онъ принадлежалъ по своему служенію или кончинѣ, напр. существуютъ службы пророкамъ, апостоламъ, іерархамъ, мученикамъ и т. п. Несомнѣнно, что весьма многимъ изъ этихъ святыхъ существуютъ не только особые тропари и кондаки но и цѣлыя службы, но они совершаются пока на мѣстѣ ихъ подвиговъ или прославленія и не вошли въ общепринятый кругъ церковныхъ службъ.

Матеріаломъ для сего служили различныя «святцы» или житія святыхъ, находящіеся въ Четьи-Минеяхъ и прологахъ, агіологіяхъ Д-ра бог. Сергія, архіепископа Владимірскаго, Димитрія, архіепископа Тверскаго, Булгакова, Графа Толстаго, Барсукова, г-жи Дестунисъ, Косолапова, Бахметьевой, Снѣсарева, протоіерея Вершинскаго, Краснянскаго и др., включая сюда данныя изъ греческихъ и славянскихъ миней, греч. горологіона (часослова), слав. слѣдованной псалтири, а равно греч. менологіона, Urbini 1442 и мартирологіона римскаго.

Чтеніе житій святыхъ издревне было любимымъ назидательнымъ чтеніемъ нашихъ предковъ, ихъ, такъ сказать, насущнымъ хлѣбомъ. Въ этомъ отношеніи святые угодники Божіи, хотя были и сами бѣдны въ семъ мірѣ, но оставили намъ богатѣйшее наслѣдство, безчисленнѣйшіе образы для подражанія, такъ что къ нимъ именно какъ нельзя болѣе примѣнимы слова апостола: Они испытали поруганія и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пыткѣ, умирали отъ меча, скитались въ милотяхъ и козіихъ кожахъ, терпя недостатки, скорби, озлобленія; они, которыхъ весь міръ не былъ достоинъ, скитались по пустынямъ и горамъ, по пещерамъ и ущельямъ земли (Евр. 11, 36-38). По истинѣ они суть небесныя звѣзды, созерцая которыхъ не должны и мы сами позаимствоваться отъ ихъ блеска?

Нѣтъ нужды говорить, что самая большая часть содержанія сей книги появляется на нѣмецкомъ языкѣ впервые. На латинскомъ языкѣ въ этой области извѣстенъ трудъ проф. Ниллеса: Kalendarium utriusque Ecclesiae Orientalis et Occidentalis, отъ котораго нашъ трудъ существеннымъ образомъ отличается внесеніемъ службъ и празднествъ, совершаемыхъ въ русской и другихъ славянскихъ церквахъ.

Основнымъ счисленіемъ въ каждомъ мѣсяцѣ принятъ мною конечно старый или Іуліанскій стиль, съ указаніемъ однако-же, для западныхъ читателей, соотвѣтствующаго числа (въ скобкахъ) и по новому Грегоріанскому стилю, разнившемуся до 1 Марта 1900 г. на 12 дней, такъ что каждому 1-му числу мѣсяца стараго стиля отвѣчало 13-ое число того же мѣсяца новаго стиля. Съ 1-го же Марта 1900 эта разность вслѣдствіе того, что у насъ сей годъ високосный, на западѣ же невисокосный (имѣющій въ Февралѣ 28 дней), увеличилась еще на одинъ день, и именно 13 дней, вмѣсто 12, такъ что теперь 1-му числу каждаго мѣсяца по старому стилю отвѣчаетъ 14-ое число по новому, что необходимо имѣть въ виду при практическомъ пользованіи книгою при этомъ счисленіи (прибавляя къ выставленной датѣ новаго стиля единицу). При выпускѣ 2-ой части Мѣсяцеслова принята во вниманіе уже 13-дневная разница.

По примѣру прежнихъ выпусковъ и настоящему предшествуетъ введеніе, содержащее въ себѣ сравнительно историческій очеркъ неподвижныхъ праздниковъ и святыхъ Православно-каѳолической восточной церкви въ ея отношеніи къ другимъ христіанскимъ церквамъ.

Какъ первый трудъ въ этой области, предлагаемый выпускъ конечно не чуждъ весьма многихъ недостатковъ, неточностей и неполноты, что можетъ быть устранено и восполнено лишь послѣдующими изданіями, и я былъ бы счастливъ, еслибъ эта работа послужила лишь фундаментомъ для дальнѣйшихъ, болѣе совершенныхъ трудовъ.

Заканчивая настоящій трудъ, бывшій для меня источникомъ многихъ радостей и дававшій мнѣ истинную усладу въ жизни, я не могу не вспомнить съ чувствомъ благодарности о моемъ дорогомъ и неизмѣнномъ участникѣ въ немъ, О. Василіѣ Гёкенѣ.

Берлинъ, Праздникъ Св. Пасхи 1900.

Источникъ: Мѣсяцесловъ Православной Каѳолической Восточной Церкви. I часть (Сентябрь-Февраль). Нѣмецкій переводъ съ параллельнымъ славянскимъ текстомъ, провѣреннымъ по греческимъ оригиналамъ, протоіерея Алексія Мальцева, mag. theol., Наcтоятеля церкви при   И м п е р а т о р с к о м ъ   Россійскомъ Посольствѣ въ Берлинѣ, Почетнаго члена Казанской Духовной Академіи, Королевско-Греческаго Общества «Χριστιανικὴ ἀρχαιολογικὴ Ἑταιρεία» и Королевско-Сербскаго Дружества Св. Савы. — Берлинъ: «Карлъ Сигизмундъ», 1900. — С. VII-XVII.

/ Къ оглавленію /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0