Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

МѢСЯЦЕСЛОВЪ

Прот. Алексій Мальцевъ († 1915 г.)

Алексій Петровичъ Мальцевъ, протоіерей (1854–1915) — богословъ, переводчикъ, духовный писатель и храмостроитель, видный и ревностный поборникъ Православія на нѣмецкой землѣ. Родился въ 14(27) Марта 1854 года въ Ярославской губерніи въ семьѣ священника. Окончилъ Ярославскую Духовную Семинарію и С.-Петербургскую Духовную Академію. Магистръ богословія (1879), Настоятель церкви при Императорскомъ Россійскомъ Посольствѣ въ Берлинѣ (1886-1914), Почетный Членъ Духовныхъ Академій: С.-Петербургской, Московской и Казанской, Королевско-Греческаго Общества «Христіанской археологіи», Королевско-Сербскаго Дружества Святаго Савы, Общества православныхъ соединенныхъ братствъ Нью-Іоркскаго округа, Дѣйствительный Членъ Императорскаго Православнаго Общества. Основалъ въ Германіи Свято-Князь-Владимірское братство. Перевелъ на нѣмецкій языкъ: литургію святаго Василія Великаго, Іоанна Златоуста и Григорія Двоеслова (1890), Всенощное бдѣніе (1892), Канонникъ (1895), Чинъ Священнаго Коронованія (1896), Книгу молебныхъ пѣній (1897), Послѣдованіе таинствъ (1898), Чины погребенія и нѣкоторыя особенныя и древнія церковныя службы (Чинъ омовенія ногъ въ Великій четвертокъ, Чинъ мѵроваренія, Возслѣдованіе освященія антиминсовъ, Чины малой и великой схимы, Послѣдованіе въ недѣлю Православія и др.) (1898), Постную и Цвѣтную Тріоди съ воскресными пѣснопѣніями Октоиха (1899), Мѣсяцесловъ съ тропарями и кондаками (1900-1901), Октоихъ (1903-1904) и др. Издавалъ «Ежегодникъ Берлинскаго Братства» и журналъ «Церковная Правда». Участвовалъ въ трудахъ предсоборнаго присутствія. Въ 1898 году возведенъ въ потомственное россійское дворянство. Скончался 15(28) Апрѣля 1915 года въ Кисловодскѣ. Погребенъ на Никольскомъ кладбищѣ Александро-Невской лавры въ Санктъ-Петербургѣ.

Мѣсяцесловъ прот. Алексія Мальцева

Сообщенія о новыхъ книгахъ.

Menologion der Orthodox-Katholischen Kirche des Morgenlandes. Мѣсяцесловъ Православной Каѳолической Восточной Церкви. 1 часть (сентябрь–февраль). Нѣмецкій переводъ съ параллельнымъ славянскимъ текстомъ, провѣреннымъ по греческимъ оригиналамъ. Протоіерея Алексѣя Мальцева, mag. theol., настоятеля церкви при Императорскомъ Россійскомъ посольствѣ въ Берлинѣ. Берлинъ 1900. I-XCIV+1060 стр.


«Мѣсяцесловъ» — послѣдняя книга, которою протоіерей А. П. Мальцевъ заканчиваетъ свой десятилѣтній трудъ перевода на нѣмецкій языкъ богослужебныхъ книгъ православной церкви. Имѣемъ подъ руками пока первую часть книги — первое полугодіе, съ сентября по февраль.

Названіе «Мѣсяцесловъ» не даетъ полнаго представленія о содержаніи книги: здѣсь содержится и агіологическій матеріалъ (святцы), и литургическій. Начиная съ сентября — перваго мѣсяца церковнаго года — подъ каждымъ числомъ по порядку указываются: 1) имена святыхъ и 2) праздники неподвижные, приходящіеся неизмѣнно на извѣстное число мѣсяца. Назвавъ имя святаго, о. Мальцевъ предлагаетъ его жизнеописаніе и помѣщаетъ тропарь и кондакъ ему (если таковые положены) въ славянскомъ, нерѣдко греческомъ и нѣмецкомъ текстахъ. Относительно праздниковъ соблюдается тотъ-же порядокъ: приводятся историческія свѣдѣнія и затѣмъ — отличительныя части праздничныхъ службъ — стихиры, ирмосы, париміи, чтенія евангельскія и апостольскія. На праздники двунадесятые церковныя службы приведены болѣе пространно, нѣкоторыя чинопослѣдованія даже цѣликомъ. Въ концѣ книги приложены службы изъ общей Минеи.

По примѣру прежнихъ переводческихъ работъ о. Мальцева, и «Мѣсяцесловъ» снабженъ имъ обширнымъ введеніемъ, въ которомъ наибольше мѣста отведено изложенію положительнаго ученія православно-восточной церкви о почитаніи святыхъ (XX-XXXII с.), ихъ мощей (XXXII-XXXVI) и иконъ (XXXVI-XLII). Кромѣ того, особый отдѣлъ посвященъ двунадесятымъ праздникамъ (die zwölf grossen Feste). Здѣсь словами церковныхъ пѣснонѣній, чтеній изъ Ветхаго и Новаго Завѣта о. Мальцевъ прекрасно выясняетъ общую связь идей, выражаемыхъ въ чинопослѣдованіи каждаго праздника. Введеніе вмѣстѣ съ тѣмъ имѣетъ характеръ и сравнительнаго обзора ученія и практики восточной и западныхъ церквей въ указанномъ отношеніи, и по мѣстамъ выдвигаются черты сходства и разности между ними. Наиболѣе часты параллели и сопоставленія у о. Мальцева съ римско-католическою церковію, въ концѣ введенія помѣщенъ имъ даже сравнительный обзоръ памятей святыхъ въ восточной и римско-католической церкви, гдѣ о. Мальцевъ, между прочимъ, говоритъ: «святые, которые жили до раздѣленія восточной и западной церквей, общи обѣимъ церквамъ. Не говоря уже о великихъ праздникахъ, и многія другія празднества совершаются ими сообща. Въ Римскомъ Martirologium’ѣ, принадлежащемъ староримской церкви и изданномъ, по приказанію папы Сикста V, Бароніемъ (Rom. 1586), наблюдается большее согласіе съ мѣсяцесловомъ восточной церкви, нежели въ болѣе новомъ Breviarium Romanum, оттого, что въ послѣднемъ больше появляются уже святые позднѣйшаго времени. Изъ великаго множества святыхъ, памяти которыхъ должны быть распредѣлены на 365 дней года, каждая страна и каждое время отличаютъ особымъ почитаніемъ тѣхъ, которые наиболѣе соотвѣтствуютъ ихъ потребностямъ. Однако во всѣхъ различныхъ святыхъ прославляется единый Богъ». Въ сравнительномъ обзорѣ ученія о почитаніи святыхъ, мощей и иконъ о. Мальцевъ не упускаетъ изъ вниманія и старокатолическихъ взглядовъ по этимъ вопросамъ. Приводя 7-е правило VII вселенскаго собора, запрещающее освящать алтари безъ мощей, онъ замѣчаетъ: «старокатолики не соблюдаютъ этого правила; они вообще отвергаютъ почитаніе святыхъ, ихъ мощей и изображеній, совершенно какъ протестанты (Altkath. Volksbl. № 7, 1900, S. 31). Важно именно отмѣтить, что не недостатокъ въ мощахъ препятствуетъ старокатоликамъ слѣдовать опредѣленію VII вселенскаго собора; они высказываются принципіально противъ почитанія мощей». Всюду также подчеркивается о. Мальцевымъ, что почитаніе святыхъ, мощей и иконъ было достояніемъ нераздѣленной церкви первыхъ девяти вѣковъ, что доказывается и нынѣшнимъ согласіемъ въ этомъ восточной и римской церквей.

Для характеристики переводческихъ работъ о. Мальцева, которыя теперь приблизились къ своему окончанію, справедливо прежде всего указать на то, что трудъ его не состоялъ только въ простой передачѣ готоваго текста на нѣмецкій языкъ. При переводѣ, наприм., «Мѣсяцеслова», о. Мальцевъ не располагалъ даже готовымъ подлинникомъ (исключая частей церковныхъ службъ), и ему нужно было составлять и по русски, и по нѣмецки. Переводы о. Мальцева — это ученая работа, требовавшая обширныхъ спеціальныхъ знаній. Кромѣ составленія историко-критическихъ введеній, изъ которыхъ нѣкоторыя заслуживали бы даже обратнаго перевода на русскій языкъ, главный трудъ о. Мальцева состоялъ въ сличеніи славянскаго текста богослужебныхъ книгъ съ греческимъ, въ исправленіи, или, во многихъ случаяхъ, поясненіи славянскаго текста. Въ «Мѣсяцесловѣ», въ частности, о. Мальцевымъ отмѣчено много поправокъ въ славянскомъ текстѣ пѣснопѣній.

Отзывы нѣмецкихъ и англійскихъ богослововъ о переводахъ о. Мальцева, безусловно одобрительные, были уже сообщены въ «Церк. Вѣд.» (№ 3, 1900 г.). Къ сожалѣнію, не можемъ указать сужденій періодическихъ иностранныхъ изданій о послѣдней книгѣ его — «Мѣсяцесловѣ».

Перечисляемъ переводы о. Мальцева за 10 лѣтъ: 1) Die göttlichen Liturgien (литургіи святаго Іоанна Златоустаго, Василія Великаго и Григорія Двоеслова), 2) Die Nachtwache (всенощная), 3) Andachtsbuch (каноникъ), 4) Die heilige Krönung (священное коронованіе), 5) Bitt-Dank-ünd Weihe-Gottesdienste (книга молебствій), 6) Die Sacramente (таинства), 7) Begräbniss-Ritus (чины погребенія), 8) Fasten-und-Blumen-Triodion (постная и цвѣтная тріоди) и 9) нынѣ вышедшій Menologion. Отдѣльно отъ этой серіи изданы Der Grosse Busskanon (покаянный канонъ святаго Андрея Критскаго) и Ritus der Vereinigung mit der orthodoxen Kirche (чины присоединенія къ православію).

А. Болдовскій.       

Источникъ: Сообщенія о новыхъ книгахъ: Menologion der Orthodox-Katholischen Kirche des Morgenlandes. Мѣсяцесловъ Православной Каѳолической Восточной Церкви. // Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ, издаваемымъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе. № 7. — 17 Февраля 1901 года. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1901. — С. 251-253.

/ Къ оглавленію Мѣсяцеслова /


Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0