Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.

Церковный календарь


Понедѣльникъ, 20 Августа 2018 года (7 Августа 2018 по ст.ст.)
Седмица 13-я по Пятидесятницѣ. Гласъ 3-й
Успенскій постъ (уставъ). Попразднство Преображенія Господня (служба; акаѳистъ и молитва). Преп. Пимена Многоболѣзненнаго, Печерскаго (†1110) (житіе; сказан. патерика; служба; проповѣдь). Обрѣтеніе мощей свят. Митрофана, еп. Воронежскаго (1832) (житіе 1-е; 2-е; служба; акаѳистъ и молитва; проповѣди). Препмуч. Дометія Персянина (†363) (житіе; служба). Свщмуч. Наркисса, патр. Іерусалимскаго (†ок.212). Мучч. Марина воина и Астерія сенатора (†ок.260) (житіе). Муч. Мокія. Преп. Ора, пустынника Ѳиваидскаго (†ок.390) (житіе). Препп. 10.000 подвижниковъ Ѳиваидскихъ. Преп. Иперехія (†IV). Препмучц. Потаміи Чудотворицы (†IV). Преп. Созона Никомидійскаго. Преп. Ѳеодосія Новаго, врача Пелопонесскаго (†ок.862). Преп. Меркурія Печерскаго, еп. Смоленскаго (†1239). Преп. Пимена, постника Печерскаго (†XIII-XIV). Преп. Никанора Чудотворца, Каллистратовскаго (†1419). Преп. Дометія Филоѳеевскаго, Аѳонскаго (†XVI). Преп. Антонія Оптинскаго (†1865).

О Церковномъ календарѣ

Мы предлагаемъ Вашему вниманію одинъ изъ проектовъ «Русскаго Портала» — интерактивный Православный Церковный календарь, который умѣетъ опредѣлять даты какъ по Юліанскому («старому»), такъ и по Григоріанскому (т. н. «новому») календарю, сообщаетъ о событіяхъ переходящихъ (минейныхъ) и непереходящихъ (связанныхъ съ Пасхой) цикловъ, показываетъ гласъ недѣли, №№ недѣль по Пасхѣ и Пятидесятницѣ въ періодъ съ 1 января 25 г. по 31 декабря 2199 г. (н. ст.).

Базы Церковнаго Календаря составлены на основаніи Троицкаго Православнаго Русскаго календаря (Свято-Троицкій монастырь, Jordanville, 2000 г.), который былъ дополненъ памятями святыхъ изъ «Полнаго Мѣсяцеслова Востока» Архіеп. Сергія (Спасскаго) (Владиміръ, 1901 г.), «Мѣсяцеслова Православной Каѳолической Восточной Церкви» Прот. Алексія Мальцева (Берлинъ, 1900-1901 гг.), «Пространнаго мѣсяцеслова русскихъ святыхъ и краткихъ свѣдѣній о чудотворныхъ иконахъ Божіей Матери» Н. Тальберга (Jordanville, 1951) и другихъ авторитетныхъ источниковъ.

Проектъ еще не завершенъ. Если вы замѣтили ошибки или неточности въ работѣ или текстахъ Церковнаго Календаря и (или) если вы желаете оказать посильную помощь въ развитіи проекта (подготовка текстовъ житій святыхъ, наборъ тропарей и кондаковъ), свяжитесь съ нами. Намъ нужна Ваша помощь!

RSS-каналъ сайта — http://www.russportal.ru/news/rss.php?h=4.         Разсылка новостей — http://www.russportal.ru/subscribe
Ссылки для установки — Церковный календарь и (или) Икона дня на Вашемъ сайтѣЦитата «Торжество Православія».
Экспортъ новостей въ «Живомъ журналѣ»http://russportal.livejournal.com

Общія указанія на 2018 годъ.

Отъ сотворенія міра — 7526 годъ (съ 1 сентября — 7527 годъ). Отъ Рождества по плоти Бога Слова — 2018 годъ. Отъ крещенія Русскаго народа — 1030 годъ.

Зрячая Пасхалія на 2018 годъ.

Инди́ктъ — 4; Кру́гъ со́лнцу — 22; Вруцѣлѣ́то — 6; Кру́гъ лунѣ́ — 2; Основа́ніе — 25; Епа́кта — 26; Клю́чь грани́цъ — «Д».

(Объясненіе Церковнаго счисленія)

Священная Пасхалія на 5 лѣтъ.

ГодъНачало ТріодиМясопустъПасхаПятидесятница
201815 (28) января29 января (11 февраля)26 марта (8 апрѣля)14 (27) мая
20194 (17) февраля18 февраля (3 марта)15 (28) апрѣля3 (16) іюня
202027 января (9 февраля)10 (23) февраля6 (19) апрѣля25 мая (7 іюня)
20218 (21) февраля22 февраля (7 марта)19 апрѣля (2 мая)7 (20) іюня
202231 января (13 февраля)14 (27) февраля11 (24) апрѣля30 мая (12 іюня)

Праздники двунадесятые:
6 (19) янв. — Крещеніе Господне;4 (17) мая — Вознесеніе Господне;8 (21) сент. — Рождество Пресв. Богородицы;
2 (15) фев. — Срѣтеніе Господне;14 (27) мая — День Святой Троицы;14 (27) сен. — Воздвиженіе Креста Господня;
25 мар. (7 апр.) — Благовѣщеніе Пресв. Богор.;6 (19) авг. — Преображеніе Господне;21 ноя. (4 дек.) — Введеніе во храмъ Пресв. Богор.;
19 мар. (1 апр.) — Входъ Господень въ Іерус.;15 (28) авг. — Успеніе Пресв. Богородицы;25 дек. (7 янв.) — Рождество Христово.

Великіе праздники:
1 (14) янв. — Обрѣзаніе Господне. Св. Василія Вел.;29 іюн. (12 іюл.) — свв. апп. Петра и Павла;1 (14) окт. — Покровъ Пресвятой Богородицы.
24 іюн. (7 іюл.) — Рождество св. Іоанна Предтечи;29 авг. (11 сент.) — Усѣкн. главы Іоанна Предт.;

Посты:
Навечеріе Богоявленія — 5 (18) янв.Успенскій постъ — 1 (14) авг. – 14 (27) авг.Рождеств. постъ — 15 (28) ноя. – 24 дек. (6 янв.)
Великій постъ — 6 (19) февр. – 25 мар. (7 апр.)Усѣкн. главы Іоанна Крестителя — 29 авг. (11 сент.).Каждая среда и пятница, кромѣ спл. седмицъ.
Петровъ постъ — 22 мая (4 іюня) – 28 іюня (11 іюля).Воздвиженіе Креста Господня — 14 (27) сент.

Сплошныя седмицы:
Рождеств. святки — 25 дек. (7 янв.) – 4 (17) янв.Седмица сырная — 30 янв. (12 февр.) – 5 (18) февр.Троицкая седмица — 14 (27) мая – 20 мая (2 іюня).
Седм. мытаря и фарисея — 15 (28) янв. – 21 янв. (3 февр.)Седмица Пасхальная — 26 мар. (8 апр.) – 1 (14) апр.

Дни, въ которые не вѣнчаются браки:
Во всѣ посты. По вторникамъ, четвергамъ и субботамъ (т. е. наканунѣ среды, пятницы и воскресенія въ теченіе всего года). Наканунѣ двунадесятыхъ, храмовыхъ и великобдѣнныхъ праздниковъ. Наканунѣ уставныхъ дней всеобщаго поминовенія усопшихъ. Въ дни Рождественскихъ святокъ съ 25 дек. (7 янв.) по 6 (18) янв. Въ теченіе Сырной седмицы. Въ теченіе Свѣтлой (Пасхальной) седмицы.

Уставные дни всеобщаго поминовенія усопшихъ:
Суббота мясопустная — 28 янв. (10) февр.«Радоница» — 4 (17) апр.Усѣкн. главы св. Іоанна Предт. — 29 авг. (11 сент.).
Субботы 2, 3 и 4 Вел. поста — 18 фе. (3 мар.), 25 фе. (10 мар.) и 4 (17) мар.Суббота Троицкая — 13 (26) мая.Суббота Димитріевская — 21 окт. (3 ноя.)

«День за днемъ». Дневникъ православнаго священника

7 / 20 АВГУСТА.

День за днем. Дневник православного священникаВсякiй человѣкъ да будетъ... медленъ на гнѣвъ, ибо гнѣвъ человѣка не творитъ правды Божiей (Iак. 1, 19-20).

Гнѣвъ не разъ уже, и вполнѣ справедливо, сравнивали съ сумасшествiемъ; въ гнѣвѣ человѣкъ бываетъ внѣ себя, какъ помѣшанный; онъ уже не помнитъ себя и не властенъ надъ собою. Онъ находится въ какомъ-то нравственномъ опьяненiи, мысли его путаются, взглядъ не ясенъ, и онъ теряетъ всякое равновѣсiе. Человѣкъ въ такомъ гнѣвномъ возбужденiи подобенъ лодкѣ безъ руля, которую буря бросаетъ во всѣ стороны, и на это время, будь оно продолжительно или коротко, дѣлается какъ бы затмѣнiе его воли, его «я» исчезаетъ передъ господствующею страстью. Долготерпѣливый лучше храбраго, и владѣющiй собой лучше завоевателя города (Прит. 16, 32), — говоритъ Соломонъ. Вѣкá не измѣняютъ этой ужасной страсти, гнѣвъ и теперь остался тѣмъ же, чѣмъ былъ прежде, хотя мы и не всегда даемъ ему волю, все же въ насъ часто кипитъ то же чувство, и мы сознаемъ, что бѣшенство овладѣваетъ нами. Оправданiя наши напрасны: мы утверждаемъ, что гнѣвъ нашъ справедливъ, что мы боремся за правду и за добро, что мы ревнители правосудiя Божiя: Ему не нужны наши старанiя! Правда Божiя обнаружится и безъ нашего содѣйствiя; мы-же, напротивъ, лишь заглушаемъ Его голосъ нашей разъяренной страстью, мы затмѣваемъ Его образъ своею суетою, мы вредимъ благому дѣлу излишнимъ усердiемъ: вотъ въ чемъ приходится намъ сознаться, къ нашему стыду. Родители, наставники, начальники, всѣ имѣющiе власть надъ ближними, помните, что направлять надо съ любовью, съ твердостью, но безъ ожесточенья; помните, что гнѣвъ человѣка не творитъ правды Божiей; Самъ Господь, хотя пути Его непогрѣшимы, однако медленъ на гнѣвъ, и такъ, совершая волю Божiю на землѣ, будемъ прежде всего подражать Тому, Кто кротокъ и смиренъ сердцемъ.

Анонсы обновленій

ПОМѢСТНЫЙ СОБОРЪ 1917-1918 ГГ. ДѢЯНІЕ 46-Е (20 НОЯБРЯ 1917 Г.)

Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг. «Протопресвитеръ Н. А. Любимовъ. Имѣю долгъ доложить Священному Собору нижеслѣдующее: Высокопреосвященный Анастасій и я были сегодня, въ 9 часовъ утра, у коменданта г. Москвы съ заявленіемъ о необходимости совершить завтра, 21 ноября, въ день интронизаціи Святѣйшаго Патріарха молебствіе на Красной Площади, съ прибытіемъ туда крестныхъ ходовъ съ 15 окраинъ Москвы. Встрѣтивъ со стороны коменданта и со стороны окружавшихъ его молодыхъ (правда, все же постарше, чѣмъ самъ комендантъ) помощниковъ очень любезное къ себѣ отношеніе, мы, однако, въ сущности цѣли не достигли, ибо комендантъ рѣшительно заявилъ, что онъ, по совѣщаніи со штабомъ, не можетъ завтра разрѣшить крестныхъ ходовъ на Красную Площадь со всѣхъ окраинъ Москвы и совершенія тамъ молебствія, потому что у него совершенно нѣтъ возможности, какъ наблюдать за порядкомъ во время шествія и молебствія, такъ и охранять собравшихся богомольцевъ отъ возможныхъ, по его выраженію, провокаціонныхъ выстрѣловъ. Онъ говорилъ, что у него теперь нѣтъ для того средствъ, ибо солдаты, бывшіе въ его распоряженіи въ значительномъ количествѣ, по усталости, какъ онъ выразился, попросили отпуска и распущены и у него не осталось средствъ къ охранѣ порядка; тѣмъ болѣе завтра — послѣдній день выборовъ, которые проходятъ въ Москвѣ въ очень нервномъ настроеніи и политическая борьба можетъ очень обостриться, если...» (Пг., 1918.) далѣе...


ЕП. ГРИГОРІЙ (ГРАББЕ). "РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ПЕРЕДЪ ЛИЦОМЪ ГОСПОД. ЗЛА". ГЛ. 6-Я (1991)

Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский «Первое время послѣ освобожденія, Патріархъ отдыхалъ душею при видѣ проявленія радости и вѣрности ему паствы. Съ другой стороны чувствуется, что онъ еще былъ подъ нѣкоторымъ впечатлѣніемъ односторонняго освѣдомленія со стороны чекистовъ объ успѣхахъ обновленческаго движенія и опасался отрицательнаго отношенія вѣрующихъ къ его отказу впредь отъ обличенія большевиковъ. На другой день послѣ освобожденія въ бесѣдѣ съ корреспондентомъ, Патріархъ противопоставилъ про-коммунизму обновленцевъ свою аполитичность: «Я думаю, — сказалъ онъ, — что Церковь должна быть аполитичной, и во всей своей дѣятельности я буду твердо стоять на этомъ»... На вопросъ, что онъ думаетъ дѣлать въ дальнѣйшемъ, Патріархъ отвѣтилъ: «Мнѣ предоставлена свобода и, слѣдовательно, право совершать богослуженіе. Я буду служить въ Донскомъ монастырѣ и въ другихъ мѣстахъ, куда меня пригласятъ вѣрующіе. Если народъ захочетъ, онъ будетъ ходить ко мнѣ на молитву. Если же не захочетъ — ничего не подѣлаешь, буду молиться одинъ. Если у меня найдется достаточное количество приверженцевъ, то наше церковное объединеніе приметъ какія-нибудь организаціонныя формы». Если по началу у Патріарха могли быть сомнѣнія въ отношеніи къ нему церковнаго народа, то они должны были очень скоро разсѣяться при видѣ того энтузіазма, съ какимъ всюду встрѣчали его вѣрующіе. Сразу послѣ его освобожденія, къ Патріарху явился епископъ Иларіонъ (Троицкій)...» (Jordanville, 1991.) далѣе...


ПОМѢСТНЫЙ СОБОРЪ 1917-1918 ГГ. ДѢЯНІЕ 45-Е (18 НОЯБРЯ 1917 Г.)

Печать Всероссийского Поместного Собора 1918 года «Протопресвитеръ Н. А. Любимовъ. 21 ноября, въ день Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы, въ Московскомъ Большомъ Успенскомъ соборѣ имѣетъ быть совершено возведеніе на патріаршую каѳедру богоизбраннаго Святѣйшаго Патріарха Тихона. Это торжество будетъ совершено за литургіей, по окончаніи коей имѣетъ быть совершенъ крестный ходъ на Красную площадь для служенія Святѣйшимъ Патріархомъ всенароднаго молебствія объ умиротвореніи Русской Земли и прекращеніи въ ней междоусобія. Къ 11½ часамъ дня должны прибыть на Красную площадь крестные ходы изъ слѣдующихъ храмовъ: 1) монастырей, соборовъ и всѣхъ приходскихъ храмовъ Китайскаго сорока; духовенство Китайскаго сорока направляется къ Успенскому собору для подъема святыни. 2) Храма Христа Спасителя. 3) Приходскихъ церквей: Богородице-Рождественской, у Смоленскаго рынка. 4) Богородице-Рождественской, въ Кудринѣ. 5) Св. Василія Кессарійскаго, на Тверской улицѣ. 6) Спасской, во Спасскомъ, близъ Сухаревой башни. 7) Воскресенской, въ Сокольникахъ. 8) Дмитріе-Селунской, на Благушѣ. 9) Троицкой, у Салтыкова моста, 10) Сергіевской, въ Рогожской. 11) Николаевской, въ Студенцахъ. 12) Флоро-Лаврской, на Зацѣпѣ. 13) Казанской, у Калужскихъ воротъ. 14) Воскресенской, въ Кадашевѣ. 15) Николаевской, въ Хамовникахъ. Настоятели поименованныхъ церквей благоволятъ сообщить о крестныхъ ходахъ причтамъ сосѣднихъ и лежащихъ на пути храмовъ. По прибытіи на Красную площадь...» (Пг., 1918.) далѣе...


ЕП. ГРИГОРІЙ (ГРАББЕ). "РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ПЕРЕДЪ ЛИЦОМЪ ГОСПОД. ЗЛА". ГЛ. 5-Я (1991)

Епископ Вашингтонский Григорий (Граббе) «Обновленцы съ самаго начала подѣлились на двѣ партіи: группу церковнаго обновленія во главѣ съ еп. Антониномъ и Живую Церковь, которая первоначально возглавлялась бывшими протоіереями Калиновскимъ и Введенскимъ. Обѣ эти группы въ іюнѣ 1923 года совмѣстно провели свой соборъ. Они имѣли извѣстные успѣхи, особенно первоначально, когда дѣло Патріарха казалось безнадежнымъ и къ нимъ стали приставать оппортунисты даже изъ числа архіереевъ. Особенно сильное впечатлѣніе произвело подписанное митрополитомъ Сергіемъ признаніе обновленческаго Высшаго Церковнаго Управленія, какъ законнаго органа власти. "Мы, Сергій, митрополитъ Владимірскій и Шуйскій, Евдокимъ, архіепископъ Нижегородскій и Арзамасскій и Серафимъ, архіепископъ Костромской и Галичскій, разсмотрѣвъ платформу Высшаго Церковнаго Управленія и каноническую законность Управленія, заявляемъ, что цѣликомъ раздѣляемъ мѣропріятія Высшаго Церковнаго Управленія, считаемъ его единственной, канонической, законной, верховной церковной властью и всѣ распоряженія, исходящія отъ него, считаемъ вполнѣ законными и обязательными. Мы призываемъ послѣдовать нашему примѣру всѣхъ истинныхъ пастырей и вѣрующихъ сыновъ Церкви, какъ ввѣренныхъ намъ, такъ и другихъ епархій" Митрополитъ Сергій, архіепископъ Серафимъ, архіепископъ Евдокимъ. Дата этого документа въ двухъ книгахъ, очевидно вслѣдствіе у кого-то опечатки, поставлена разная...» (Jordanville, 1991.) далѣе...


ПОМѢСТНЫЙ СОБОРЪ 1917-1918 ГГ. ДѢЯНІЕ 44-Е (17 НОЯБРЯ 1917 Г.)

Печать Всероссийского Поместного Собора 1917 года «Посланіе Собора: Въ послѣднее время группа людей, силою оружія захватившая власть въ Петроградѣ, Москвѣ и нѣкоторыхъ другихъ городахъ, взяла на себя смѣлость наканунѣ открытія Учредительнаго Собранія вступить съ Германіей отъ лица Русскаго народа и Русскаго Государства въ переговоры о мирѣ. Мы, всѣ Члены Всероссійскаго Церковнаго Собора, епископы, клирики и міряне всѣхъ званій и состояній, какъ законно избранные представители свыше ста милліоновъ православнаго населенія Россіи, въ полномъ согласіи и единодушіи считаемъ своею обязанностію засвидѣтельствовать, что Русскій народъ, истомленный бѣдствіями войны и междуусобной брани, дѣйствительно жаждетъ мира, и что поэтому на обязанности правомочныхъ органовъ власти въ Россійскомъ Государствѣ лежитъ скорѣйшее принятіе дѣйствительныхъ и достойныхъ Россіи мѣръ къ приближенію прочнаго мира. Но, свидѣтельствуя объ этомъ, мы не можемъ не засвидѣтельствовать и того, что лица, вступившія отъ лица Россійскаго Государства въ международныя сношенія, не являются свободно избранными представителями населенія и выразителями мысли и воли націи, почему и не могутъ быть признаны правомочными въ дѣлѣ веденія мирныхъ переговоровъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ, мы утверждаемъ, что прочный и достойный Россійскаго Государства миръ можетъ быть заключенъ не иначе, какъ въ согласіи съ нашими союзниками, и что миръ, заключенный на иныхъ основаніяхъ, былъ бы измѣной нашимъ союзникамъ...» (Пг., 1918.) далѣе...


ЕП. ГРИГОРІЙ (ГРАББЕ). "РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ПЕРЕДЪ ЛИЦОМЪ ГОСПОД. ЗЛА". ГЛ. 4-Я (1991)

Епископ Вашингтонский Григорий (Граббе) «Январь 1918 года послужилъ началомъ ряда жестокихъ убійствъ представителей духовенства въ такомъ же разбойничьемъ порядкѣ, какъ и убійство Митрополита Владиміра. 31-го марта Патріархъ Тихонъ въ сослуженіи четырехъ архіереевъ и многочисленнаго духовенства служилъ торжественную панихиду объ упокоеніи «рабовъ Божіихъ за вѣру и Церковь Православную убіенныхъ». Кромѣ Митрополита Владиміра поминали 14 убитыхъ священниковъ «и многихъ священнаго, иноческаго и мірского чина, ихъ же имена Ты, Господи, вѣси». Какъ пишетъ отецъ Владиміръ Русакъ: «Лишь въ 1923 году принятъ уголовный и уголовно-процессуальный кодексъ»... «самосудъ и гулялъ по совѣтской Россіи до середины 1919 года подъ штыкомъ кого угодно». Въ 1919 году эти «самосуды» перешли въ руки состоявшихъ на мѣсячномъ жалованіи членовъ Чрезвычайныхъ Комиссій (ЧК'а, Чрезвычайка)». Введенскій очень правильно опредѣлилъ сущность декрета о лишеніи Церкви всякихъ правъ: «Декретъ этотъ истекалъ изъ самыхъ основныхъ принциповъ Конституціи Р.С.Ф.С.Р. Совѣтское строительсто полагается исключительно на свои человѣческія силы: «добьемся мы освобожденія своею собственной рукой». Это есть торжество гуманизма въ точномъ смыслѣ слова. Человѣческое противопоставляется Божескому. Человѣкъ ниспровергаетъ Бога». Безчинства противъ Церкви начались ранѣе изданія декрета объ религіи. Члены собора, побывавъ въ своихъ епархіяхъ на святкахъ, уже были свидѣтелями начала гоненія...» (Jordanville, 1991.) далѣе...


ПОМѢСТНЫЙ СОБОРЪ 1917-1918 ГГ. ДѢЯНІЕ 42-Е (16 НОЯБРЯ 1917 Г.)

Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг. «Докладчикъ проф. С. Н. Булгаковъ. Беру слово, чтобы дать разъясненія объ общемъ характерѣ законопроекта. Къ крайнему удивленію моему, наибольшія нападки и возраженіи вызваны именно общимъ смысломъ и стилемъ законопроекта, чѣмъ частностями. Но, вѣдь, нужно имѣть въ виду, что каждое заданіе имѣетъ свою логику. Если мы хотимъ стать на путь разрыва, полнаго отдѣленія Церкви и Государства, если мы отчаялись въ будущемъ Русскаго Государства, если мы думаемъ, что отношенія Церкви и Государства возможны только въ формѣ бойкота Государства со стороны Церкви, то тогда безъ сомнѣнія, нужно поступить болѣе радикально: нужно просто зачеркнуть весь законопроектъ, ибо онъ построенъ на другомъ началѣ, именно онъ построенъ на принципѣ нѣкотораго союза, содружества между Церковью и Государствомъ. Каково это содружество, какова его форма? Я затруднился бы опредѣлить это, — съ одной стороны потому, что самое это понятіе въ современныхъ условіяхъ не можетъ не остаться нѣсколько неяснымъ, невырисованнымъ, — а съ другой стороны и потому, что въ юридической наукѣ нѣтъ точныхъ терминовъ, опредѣляющихъ это понятіе. Въ основѣ законопроекта лежатъ двѣ мысли: первая — та, что должно быть создано нѣкоторое удаленіе между Церковью и Государствомъ, и вторая — та, что отношенія союза все же должны быть сохранены. Безспорно, что излищне тѣсная связь между Церковью и Государствомъ...» (Пг., 1918.) далѣе...


ЕП. ГРИГОРІЙ (ГРАББЕ). "РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ПЕРЕДЪ ЛИЦОМЪ ГОСПОД. ЗЛА". ГЛ. 3-Я (1991)

Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский «Въ избраніи Митрополита Тихона Патріархомъ, члены Всероссійскаго собора увидѣли осуществленіе воли Божіей. Всѣ три кандидата на эту должность были выдающимися личностями. Всѣ они уже имѣли не малый жизненный и административный опытъ и были единомышленниками въ главныхъ принципахъ церковнаго управленія. Ни одинъ изъ нихъ не добивался избранія и всѣ сознавали, что патріаршее служеніе въ существующихъ условіяхъ сулитъ не столько почета и радости, сколько тягчайшихъ испытаній. Митрополиту Тихону было 52 года. Родомъ онъ былъ изъ г. Торопца Псковской губерніи, гдѣ отецъ его былъ священникомъ. Съ 1878 года по 1883 годъ онъ обучался въ Псковской Духовной семинаріи. По серьезности его характера товарищи тамъ дали ему прозвище «архіерей». По окончаніи семинаріи, Василій Беллавинъ поступилъ въ Петербургскую Духовную Академію. Тамъ, по той же причинѣ, товарищи дали ему прозвище «патріархъ». По окончаніи Академіи, еще въ свѣтскомъ званіи, Василій Беллавинъ былъ назначенъ преподавателемъ Псковской Духовной семинаріи. Въ 1891 году будучи 26 лѣтъ, онъ былъ постриженъ въ монашество съ именемъ Тихона и назначенъ инспекторомъ Холмской семинаріи. Вскорѣ онъ былъ возведенъ въ санъ архимандрита и въ 1898 году хиротонисанъ въ санъ епископа. Черезъ годъ онъ былъ назначенъ на самостоятельную каѳедру въ Сѣверную Америку, въ которой прослужилъ 8 лѣтъ...» (Jordanville, 1991.) далѣе...


Н. Д. КУЗНЕЦОВЪ. ОСНОВАНІЯ, ПРИВОДИМЫЯ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНІЯ ПАТРІАРШЕСТВА (1918)

Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг. «Задача Собора, какъ органа не только церковнаго законодательства, но и церковнаго сознанія, не сводится лишь къ установленію тѣхъ или другихъ нормъ церковнаго устройства и управленія: Соборъ долженъ пробуждать въ соотвѣтствующемъ направленіи созданіе въ народѣ и возможно шире освѣщать вопросъ. Такъ поступали Вселенскіе Соборы, что можно видѣть изъ ихъ актовъ и что, конечно, должно служить примѣромъ и для настоящаго Собора. Выслушанное мною по вопросу о Патріаршествѣ на Соборѣ и послѣ моей лекціи объ этомъ передъ Членами Собора въ залѣ семинаріи лишній разъ подтверждаетъ, что первенствующее значеніе въ рѣшеніи нами тѣхъ или иныхъ вопросовъ принадлежитъ волѣ. Когда въ многолюдномъ собраніи, пояснялъ извѣстный представитель философскаго знанія Куно-Фишеръ, воля большинства вооружена противъ тебя, тогда тщетны всѣ доводы разума. Но постановленія Собора, долженствующія находить откликъ въ умахъ и сердцахъ всѣхъ членовъ Церкви, ради своего авторитета не могутъ быть оправдываемы только извѣстной группировкой воль. Народъ и послѣдующіе Соборы должны знать и всѣ соображенія, которыя были высказаны во данному вопросу. Относительно себя я считаю нужнымъ замѣтить, что я никогда не отрицалъ необходимости учрежденія въ Русской Церкви института перваго епископа, устанавливаемаго 34-мъ Апостольскимъ правиломъ...» (М., 1918.) далѣе...


ЕП. ГРИГОРІЙ (ГРАББЕ). "РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ПЕРЕДЪ ЛИЦОМЪ ГОСПОД. ЗЛА". ГЛ. 2-Я (1991)

Епископ Вашингтонский Григорий (Граббе) «Устраненіе царской власти сразу ввергло Россію въ тяжелую для населенія смуту, что отразилось, конечно, и на жизни Церкви. Въ теченіе двухъ-трехъ дней не оказалось полиціи. Совѣтъ Солдатскихъ и Рабочихъ Депутатовъ приказомъ № 1 внесъ разложеніе и въ армію. Во имя революціи стало оправдываться всякое беззаконіе. Самочиніе во имя революціи распространялось все шире и шире. Въ книгѣ Левитина и Шаврова «Очерки исторіи русской церковной смуты», приводится интересный примѣръ, какъ уже въ іюнѣ 1917 года Главное Командованіе арміи обратилось къ Церкви за помощью, чтобы бороться съ стихійнымъ ростомъ дезертирства. Оберъ-прокуроръ Синода В. Н. Львовъ срочно посылаетъ въ армію трехъ краснорѣчивыхъ революціонныхъ священниковъ. Они прибываютъ къ начальнику штаба главнокомандующаго генералу Алексѣеву и онъ сразу же знакомитъ ихъ со своимъ безсиліемъ. «Вводятъ насъ въ кабинетъ начальника штаба генерала Алексѣева, — разсказывалъ Введенскій... — Поднимается намъ навстрѣчу пожилой осанистый генералъ, знакомый по тысячамъ портретовъ. Говоритъ легко и свободно, со сдержаннымъ волненіемъ: «Вамъ придется ѣхать на фронтъ, на самые опасные участки. Имѣйте въ виду, что армія разложена полностью, арміи больше нѣтъ. Одна изъ нашихъ надеждъ — это вы, духовенство. Поѣзжайте: можетъ быть вы сумѣете что-то сдѣлать». Генералъ предупредилъ священниковъ, что не можетъ гарантировать имъ безопасность». Краснорѣчивые демагоги...» (Jordanville, 1991.) далѣе...


ПОМѢСТНЫЙ СОБОРЪ 1917-1918 ГГ. ДѢЯНІЕ 41-Е (15 НОЯБРЯ 1917 Г.)

Печать Всероссийского Поместного Собора 1918 года «Докладчикъ проф. С. Н. Булгаковъ. Божественному Провидѣнію угодно было, чтобы нашъ Отдѣлъ представилъ на уваженіе Священнаго Собора докладъ объ отношеніи Церкви въ Государству въ тѣ трагическія минуты русской государственности, когда у всѣхъ насъ является сомнѣніе на сердцѣ, лежитъ тяжкая дума: да есть ли еще Русская государственность и правительственная власть? Не есть ли это указаніе на то, что всѣ вопросы, въ частности, и вопросъ объ отношеніи Церкви къ Государству, Церковь должна рѣшать не практически или исторически, но по вѣчнымъ завѣтамъ своего бытія, въ соотвѣтствіи вѣчнымъ истинамъ, которыя лежатъ въ ея основѣ, не считаясь съ измѣнчивымъ положеніемъ Государства и ходомъ историческихъ событій? И при обсужденіи этого вопроса да не смущается кто-либо изъ насъ тѣмъ, что наши разные запросы и вопросы могутъ имѣть лишь теоретическое значеніе и никѣмъ не будутъ услышаны. Нѣтъ: они должны быть услышаны, во-первыхъ, Вселенскою Церковію, органомъ которой отчасти является нашъ Священный Соборъ; во-вторыхъ, православнымъ русскимъ народомъ, который не исчерпывается тѣми, которые сидятъ въ Смольномъ Институтѣ, и, наконецъ, всѣмъ православнымъ міромъ, ибо это не скомбинированіе деталей, это наше торжественное исповѣданіе, провѣренное исторіей и самосознаніемъ Церкви по этому важному вопросу. Нашъ докладъ является естественнымъ выраженіемъ общихъ соображеній о тѣхъ нормахъ, которыми...» (М., 1918.) далѣе...


СВТ. ІОАННЪ, АРХІЕП. ШАНХАЙСКІЙ. ЕДИНООБРАЗІЕ ВЪ БОГОСЛУЖЕНІИ (1994)

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский «Богослуженіе и обряды Православной Церкви, имѣя въ основѣ одинъ уставъ и сохраняя общность во всемъ существенно важномъ, весьма различаются между собою въ исполненіи. Не только различаются обычаи отдѣльныхъ странъ и помѣстныхъ церквей, но въ предѣлахъ одной мѣстности, иногда даже въ одномъ и томъ же городѣ, въ близко находящихся храмахъ служится по разному. Не разъ поднимался вопросъ о введеніи одного общаго сокращеннаго устава, который былъ бы обязателенъ для всѣхъ храмовъ. Однако, то можетъ быть лишь теоретическимъ рѣшеніемъ, въ дѣйствительности же невыполнимымъ и даже вреднымъ. Разница въ выполненіи церковнаго устава происходитъ, какъ въ силу укоренившихся обычаевъ, иногда имѣющихъ глубоко осмысленное значеніе, но иногда и безсмысленныхъ, такъ и въ силу наличной возможности его выполненія, также и зависитъ отъ ревности и усердія его выполнителей. Безусловно надо считаться съ тѣмъ, что является уже освященнымъ обычаемъ, т. е. является издревле установившимся и вошло въ сознаніе не только совершителей богослуженія, но и народа. Однако, въ значительно меньшей степени должно принимать во вниманіе то, что является лишь практикой, т. е. вошло лишь въ привычку совершителей, не имѣя внутренняго значенія и не войдя въ народное сознаніе; того должно держаться лишь если оно полезно для дѣла, не противорѣча церковному уставу. Въ остальномъ можно дать лишь общее указаніе: чѣмъ ближе къ церковному уставу, тѣмъ лучше...» (Санъ Францисско, 1994.) далѣе...


ПОМѢСТНЫЙ СОБОРЪ 1917-1918 ГГ. ДѢЯНІЕ 40-Е (14 НОЯБРЯ 1917 Г.)

Печать Всероссийского Поместного Собора 1917 года «Графъ Д. А. Олсуфьевъ. Я не понимаю замѣчаній Преосвященнаго Прокопія о необходимости молитвы [за убитыхъ большевиковъ]. Мы уже это сдѣлали въ храмѣ Христа Спасителя. Тамъ была отслужена панихида по всѣмъ убіеннымъ. Преосвященному Прокопію, развѣ это неизвѣстно? Слѣдовательно, эти замѣчанія отпадаютъ. Мы молились. А теперь вопросъ о томъ, чтобы пойти на мѣсто погребенія и совершить демонстративно панихиду и тѣмъ освятить мѣсто погребенія. Здѣсь дѣло не въ политикѣ, хотя, говоря о политикѣ, я не могу согласиться съ тѣмъ воззрѣніемъ, что Церковь должна быть безразлична къ государственнымъ явленіямъ: ни Митрополитъ Алексій не былъ безразличенъ къ татарамъ, ни Гермогенъ не былъ безразличенъ къ Пожарскому или къ Тушинскому вору. Меня поражаетъ мысль, что на военномъ суднѣ «Петропавловскѣ» было избито много офицеровъ. Тамъ есть и храмъ Божій и священникъ. Было ли распоряженіе, чтобы изъ этого разбойничьяго гнѣзда отозвать хотя бы священника? Нѣтъ: если бы тамъ пребывали и разбойники, Церковь должна быть. Но для спасенія разбойниковъ, которые бѣгаютъ въ лѣсу, едва ли нужно посылать священника. Знаю примѣръ, что въ Саратовской губ. вмѣшался въ политику священникъ. Въ селѣ былъ разгромъ. Онъ заперъ церковь въ видѣ наказанія. Приходитъ праздничный день, все населеніе покаялось; тогда онъ отперъ свою церковь. Говорили вчера, что мы были на похоронахъ убитыхъ юнкеровъ. У гробовъ ветхіе покровы; родственниковъ не было, безусловно голяки...» (М., 1918.) далѣе...


ОБРАЩЕНІЕ СВТ. ІОАННА ОБЩЕ-ПРИХОДСКОМУ ГОДОВОМУ СОБРАНІЮ (1994)

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский «Нынѣшнее общее Собраніе происходитъ въ день воспоминанія о Страшномъ Судѣ и всѣ мы должны помнить, что нѣкогда предстанемъ предъ Судіей всего міра, видящимъ даже сокровенныя наши мысли, и должны внимательно слѣдить за своими желаніями, словами и мыслями, дабы не быть осужденными на Судѣ. Собраніе наше есть собраніе церковное, чтобы рѣшать дѣла, касающіяся нашихъ храмовъ и церковной жизни. Посему, хотя мы собрались не въ храмѣ, мы должны себя вести, какъ въ церкви, не допуская ничего, что не можетъ допускаться въ церкви, также шумныхъ выраженій одобренія и негодованія. Мы чада Православной Церкви и должны прежде всего подчиняться ея законамъ, законамъ Православной Церкви, установленными Самимъ Господомъ Богомъ (основные законы положены Имъ). Господь сказалъ: «Созижду Церковь Мою и врата адовы не одолѣютъ ея», и также сказалъ: «Се Азъ съ вами на вся дни до скончанія вѣка». Господь вдохнулъ Духъ Святой въ апостоловъ, далъ имъ власть держать и разрѣшать грѣхи и далъ власть и обязанность проповѣди Евангелія по всей вселенной. Проповѣдуя Евангеліе они устрояли Церковь на землѣ, какъ ученики и друзья Христовы. Свою власть они затѣмъ передали своимъ преемникамъ, т. е. епископамъ, которыхъ они поставили. Мы видимъ это уже изъ Священнаго Писанія, Дѣяній Апостоловъ и Посланій апостола Павла — для христіанъ важны всѣ законы Церкви. Бываютъ разныя взаимоотношенія между Церковью и государствомъ...» (Санъ Францисско, 1994.) далѣе...


ПОМѢСТНЫЙ СОБОРЪ 1917-1918 ГГ. ДѢЯНІЕ 39-Е (13 НОЯБРЯ 1917 Г.)

Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг. «Предсѣдательствующій. Священный Соборъ имѣетъ выслушать докладъ Соборнаго Отдѣла объ имущественномъ и правовомъ положеніи духовенства по вопросу о братскихъ доходахъ. Прошу Члена Собора, священника Николая Карташева сдѣлать докладъ. — Докладчикъ. Постановленіемъ Священнаго Собора отъ 30 сентября 1917 года, за № 21, согласно заявленію 30 Членовъ Собора и заключенію Соборнаго Совѣта, Отдѣлу о правовомъ и имущественномъ положеніи духовенства предложено въ первую очередь разсмотрѣть вопросъ о нормахъ раздѣла братскихъ доходовъ между членами причтовъ. На выполненіе этой задачи потребовалось 6 засѣданій Отдѣла, и, кромѣ того, въ 4-хъ засѣданіяхъ вопросъ о раздѣлѣ доходовъ разсматривался частично, въ связи съ общимъ вопросомъ объ обезпеченіи духовенства. Результаты своихъ работъ Отдѣлъ имѣетъ честь представить Священному Собору. До настоящаго времени пользованіе мѣстными средствами содержанія православнаго духовенства опредѣляется особыми правилами, утвержденными 24 марта 1873 года, а раздѣлъ этихъ средствъ производится на основаніи опредѣленія Святѣйшаго Сѵнода отъ 16–24 декабря 1887 года, сущность коего, за небольшими исключеніями, сводится къ тому, что каждый псаломщикъ получаетъ 1 часть, діаконъ 2 части и священникъ 3 части. Но въ послѣднее время такой способъ раздѣла доходовъ многихъ пересталъ удовлетворять...» (М., 1918.) далѣе...


ЕП. ГРИГОРІЙ (ГРАББЕ). "РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ПЕРЕДЪ ЛИЦОМЪ ГОСПОД. ЗЛА". ГЛ. 1-Я (1991)

Епископ Вашингтонский Григорий (Граббе) «Государственный переворотъ въ февралѣ-мартѣ 1917 года осуществился для большинства русскихъ людей совершенно неожиданно. Онъ всѣхъ засталъ врасплохъ, въ томъ числѣ, конечно, и Святѣйшій Правительствующій Синодъ. Большинство членовъ его, къ тому же было въ отсутствіи, уѣхавъ изъ Петрограда въ свои епархіи съ наступленіемъ Великаго поста. Общее положеніе Русской Церкви въ то время могло казаться благополучнымъ. Конечно, временами возникали проблемы. Какъ всегда, составъ Синода, включая оберъ-прокурора, не всѣхъ могъ удовлетворить; въ частности, большой критикѣ подвергался Петроградскій митрополитъ Питиримъ, но въ этомъ не видѣлось ничего катастрофическаго. Церковь къ этому времени, вмѣстѣ со всей имперіей, преодолѣла искушенія революціи 1905-1906 года. Тогда революція врывалась въ ея внутреннюю жизнь главнымъ образомъ въ видѣ безпорядковъ въ нѣкоторыхъ духовныхъ Академіяхъ и семинаріяхъ, но все это преодолѣли и, казалось, наступило нормальное теченіе жизни подъ покровительствомъ благочестиваго царя. Напряженіе чувствовалось только въ связи съ тѣмъ, что шла напряженная война. Были всѣ основанія надѣяться, что конецъ ея близится и что она завершится побѣдой, которая укрѣпила бы государственный строй и открыла бы возможность приступить къ важнѣйшимъ реформамъ. Къ ихъ числу многіе надѣялись присоединить возстановленіе патріаршества послѣ созыва Всероссійскаго собора. По грѣхамъ нашимъ Богъ судилъ иначе...» (Jordanville, 1991.) далѣе...


ПОМѢСТНЫЙ СОБОРЪ 1917-1918 ГГ. ДѢЯНІЕ 82-Е (12 ФЕВРАЛЯ 1918 Г.)

Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг. «Совѣтомъ такъ называемыхъ народныхъ комиссаровъ распубликованы декреты о расторженіи браковъ и о гражданскомъ бракѣ (газета Временнаго Рабочаго и Крестьянскаго Правительства 1917 г. № 36 и 37). Въ этихъ постановленіяхъ, изданныхъ не только безъ сношенія съ Православной Церковью, но и съ полнымъ пренебреженіемъ къ требованіямъ христіанской вѣры, вводится расторженіе брака чрезъ гражданскій судъ, только по одной просьбѣ обоихъ супруговъ или даже одного изъ нихъ, и тѣмъ открыто попирается святыня брака, который можетъ лишь въ опредѣленныхъ, исключительныхъ случаяхъ быть расторгнутъ церковною властью, но по общему правилу является нерасторжимымъ, согласно ученію Спасителя нашего (Матѳ. XIX). Между тѣмъ, по смыслу этихъ новыхъ гражданскихъ постановленій, разведенные получаютъ возможность вступать въ новые гражданскіе браки, заключаемые простою записью въ судѣ, при чемъ нѣтъ запрещенія каждому вступать въ бракъ сколько угодно разъ. Въ заботахъ о спасеніи чадъ Православной Церкви. Священный Соборъ призываетъ ихъ строго различать законы гражданскіе отъ законовъ церковныхъ и объявляетъ, что декреты эти никогда не будутъ признаны Церковью. А посему Священный Соборъ опредѣляетъ: 1) церковный бракъ не можетъ быть расторгнутъ гражданскою властію; такое расторженіе Церковь не признаетъ дѣйствительнымъ, а совершающіе расторженіе церковнаго брака простымъ заявленіемъ у свѣтской власти повинны въ поруганіи Таинства брака...» (М., 1918.) далѣе...


МИТР. АНАСТАСІЙ (ГРИБАНОВСКІЙ). РѢЧЬ ПРИ ГРОБѢ МИТР. АНТОНІЯ (1936)

Митрополит Анастасий (Грибановский), Первоиерарх РПЦЗ «Мы понесли поистинѣ невознаградимую потерю. Мы лишились нашего общаго Отца, Пастыря, духовнаго водителя и друга. Его дарованія были столь же велики и разнообразны какъ и его заслуги передъ Церковью и Русскимъ православнымъ народомъ. Это была истинная твердыня и вмѣстѣ Мѣрило Православія, высокій умъ, труба богословія, черпавшая свое вдохновеніе изъ источниковъ Слова Божія и отеческаго ученія и вмѣстѣ изъ внутренняго благодатнаго опыта. На этихъ двухъ крыльяхъ его великій духъ возносился какъ бы до третьяго небесе, чтобы созерцать тамъ тайны внутренней жизни Самой Божественной Троицы и низводить ихъ на землю. Это былъ строгій ревнитель каноническаго порядка въ Церкви, чтившій въ священныхъ церковныхъ правилахъ дыханіе того же Божественнаго Духа, какой вдохновлялъ святыхъ Богомудрыхъ Отцевъ въ то время, когда они излагали для насъ догматы вѣры. Онъ явилъ себя ревностнымъ поборникомъ и проникновеннымъ истолкователемъ древняго церковнаго искусства и особенно нашего церковно-богослужебнаго устава, высокую архитектонику котораго онъ такъ тонко понималъ своимъ просвѣщеннымъ богословскимъ умомъ и православнымъ чувствомъ. Онъ вмѣстилъ въ себѣ множество другихъ разнообразныхъ познаній, ревниво пополняя ихъ запасъ каждый день. Онъ былъ книгою, открытою для всѣхъ, учителемъ, который говорилъ и не умолкалъ ради братій своихъ и ближнихъ своихъ. Сокровищница его сердца заслуживаетъ еще болѣе удивленія, чѣмъ богатство ума...» («Царскій Вѣстникъ». Бѣлградъ, 1936.) далѣе...


ПОМѢСТНЫЙ СОБОРЪ 1917-1918 ГГ. ДѢЯНІЕ 81-Е (10 ФЕВРАЛЯ 1918 Г.)

Печать Всероссийского Поместного Собора 1918 года «Проф. М. Н. Васильевскій. Итакъ, наступаетъ моментъ, когда Священному Собору предстоитъ высказаться, дать ли единовѣрцамъ особаго епископа, или не дать. Единовѣрцы просятъ, какъ видно изъ ст. 2, самостоятельнаго епархіальнаго епископа, который бы подъ своимъ руководственнымъ вліяніемъ, объединялъ единовѣрческіе приходы въ одну епархію. Одинъ изъ преосвященныхъ ораторовъ, высказывавшійся противъ удовлетворенія просьбы единовѣрцевъ, просилъ заступниковъ особаго единовѣрческаго епископата обосновать положеніе о немъ со стороны догматической, канонической и исторической. Сколько это въ нашихъ силахъ, попытаемся сдѣлать. Прежде всего, можно ли дать епископа единовѣрческаго обряда? Здѣсь заявлялось, что дать епископа особаго обряда, значитъ учредить въ Церкви нѣчто небывалое, встать будто бы на явно невозможную точку зрѣнія, преувеличить и переоцѣнить значеніе обряда въ Церкви. Я не знаю, зачѣмъ все это говорилось, когда вопросъ уже разрѣшенъ въ положительномъ смыслѣ нашею Церковью. У насъ допускаются священники стараго обряда, есть единовѣрческіе монастыри, возглавляемые священно-архимандритами того же обряда, есть уже и епископъ единовѣрческій, разумѣю Преосвященнаго Тихона Уральскаго. Такимъ образомъ практически вопросъ давно разрѣшенъ и отвѣтъ возражателю данъ. Затѣмъ, мы могли бы напомнить примѣры изъ исторіи древней Церкви. Кромѣ общеизвѣстнаго примѣра Апостола Павла, обрѣзавшаго ради іудеевъ, Апостола Тимоѳея, укажемъ еще...» (М., 1918.) далѣе...


СВТ. ІОАННЪ ШАНХАЙСКІЙ. СЛОВО КЪ САНЪ ФРАНЦИССКОЙ ПАСТВѢ (1994)

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский «Къ прискорбію, отъ нашей первой эмиграціи 20-хъ годовъ потомства почти не осталось, только единицы существуютъ отъ тѣхъ семействъ, которыя прибыли сюда въ 20-хъ годахъ. Почему? Они растворились, они отошли отъ православной вѣры и отъ русской національности, также въ большинствѣ перемѣнили свои фамиліи, такъ что не узнаешь, что они русскіе. Такое явленіе замѣчалось и прежде, но тѣ самые, которые переселились не изъ державной Россіи, а подъяремной Руси — Галичины, Прикарпатской Руси, Буковины, уже проживаютъ здѣсь много десятковъ лѣтъ и сохранили какъ-то свою самобытность. Мы должны вспомнить тѣхъ старообрядцевъ, которые въ Турціи 300 лѣтъ прожили, однако прибыли въ Америку чисто русскими, говорятъ на чистѣйшемъ русскомъ языкѣ и носятъ свои народныя одежды. А прибыли они сюда, т. к. теперешнее турецкое правительство стало притѣснять ихъ въ области исповѣданія вѣры. Вотъ если бы наша эмиграція была также тверда въ исповѣданіи своей вѣры и своего русскаго достоинства, то дѣйствительно мы представляли бы силу, передъ которой склонялись бы другія народности. Не напрасно же насъ Господь выбросилъ изъ нашей страны, не только за грѣхи наши, а и чтобы мы были проповѣдниками Евангелія, чтобы, какъ сказано въ Евангеліи: «передъ концемъ міра проповѣдано будетъ Евангеліе во всемъ мірѣ». Надо, приводя къ православію другихъ, опасаться чтобы мы сами не стали «солью обуявшей», но сохранили святое православіе...» (Санъ Францисско, 1994.) далѣе...


ПОМѢСТНЫЙ СОБОРЪ 1917-1918 ГГ. ДѢЯНІЕ 80-Е (9 ФЕВРАЛЯ 1918 Г.)

Печать Всероссийского Поместного Собора 1917 года «Вѣдѣнію Общихъ Благочинническихъ Собраній подлежатъ слѣдующія дѣла: а) заботы о благолѣпіи и единообразіи церковнаго Богослуженія; б) разсмотрѣніе финансовой смѣты, составляемой Благочинническимъ Совѣтомъ по всѣмъ учрежденіямъ округа, обсужденіе годовыхъ отчетовъ о религіозно-нравственномъ состояніи округа и отчетовъ просвѣтительныхъ, благотворительныхъ, миссіонерскихъ и иныхъ благочинническихъ и приходскихъ учрежденіи; в) обсужденіе предположеній Благочинническаго Совѣта о мѣропріятіяхъ къ оживленію церковно-приходской жизни въ округѣ и къ устраненію неблагопріятныхъ для нея условій, о борьбѣ съ расколомъ, сектантствомъ и невѣріемъ; г) обсужденіе церковно-школьнаго дѣла въ округѣ вообще и преподаванія Закона Божія въ частности; д) разрѣшеніе заявленныхъ Благочинническому Совѣту недоумѣній въ церковно-приходской жизни отдѣльныхъ приходовъ; е) заключеніе объ открытіи новыхъ и закрытіи существующихъ приходовъ, а также объ измѣненіи границъ приходовъ въ предѣлахъ округа, какъ по ходатайству приходовъ, такъ и по предложеніямъ епархіальной власти; ж) пересмотръ и распредѣленіе между церквами и причтами благочинія налоговъ на содержаніе просвѣтительныхъ учрежденій (духовно-учебныя заведенія, библіотеки), благотворительныхъ и другихъ; з) предварительное обсужденіе дѣлъ, подлежащихъ разсмотрѣнію Епархіальныхъ и Уѣздныхъ Собраній; и) обсужденіе вопросовъ объ открытіи...» (М., 1918.) далѣе...


2-Й ВСЕЗАРУБ. СОБОРЪ 1938 Г. ДОКЛАДЪ ГРАФА П. М. ГРАББЕ (1939)

Члены Второго Всезарубежного Собора РПЦЗ 1938 г. «Конецъ 90-хъ годовъ прошлаго [XIX] столѣтія ознаменовался въ Россіи, главнымъ образомъ въ столицахъ, какъ то неожиданно вспыхнувшимъ въ средѣ до того въ большинствѣ своемъ безбожной или равнодушной къ религіи интеллигенціи, какимъ то лихорадочнымъ религіозно-философскимъ движеніемъ. Въ столицахъ стали, какъ грибы, плодиться всевозможные кружки, гдѣ встрѣчались люди самыхъ разнообразныхъ взглядовъ. Въ моду вошло слово «богоискательство». На первый взглядъ въ нихъ царилъ сумбуръ. Представителей какихъ только мнѣній тамъ не было! Тутъ были гностики и люди съ сильно раціоналистическимъ уклономъ. Имена Валентина, Василида можно было услышать въ свѣтскихъ гостинныхъ. Были и сатанисты, и люциферіане, и люди, думавшіе, что они православные члены Св. Церкви. Общее у всѣхъ было — пренебрежительное отношеніе къ Церкви, таковой какъ она есть и была. Ее называли насмѣшливо то синодальной, то оффиціальной, противупоставляя ей какую то другую, называемую ими то живою, то внутреннею. Въ послѣднемъ случаѣ они слѣдовали примѣру русскихъ хлыстовъ. Впрочемъ, въ иныхъ собраніяхъ бывали и радѣнія. Въ Петербургѣ бывали подобія радѣній. Между прочимъ, въ 1905 г. въ кабинетѣ ресторана Палкина водили хороводъ. Литераторы, при такомъ занятіи, т. е. веденіи хоровода, кололи одного изъ участниковъ булавкой и, выжавъ его кровь въ вино, пили оное, называя сіе «Діонисовымъ дѣйствомъ». Рядомъ шла и пропаганда разврата. Стоитъ прочитать нѣкоторые стихи Бальмонта и присныхъ, чтобы убѣдиться...» (Бѣлградъ, 1939.) далѣе...


ПОМѢСТНЫЙ СОБОРЪ 1917-1918 ГГ. ДѢЯНІЕ 77-Е (5 ФЕВРАЛЯ 1918 Г.)

Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг. «Архимандритъ Матѳей. Вчера послѣ бесѣды въ Пятницкой церкви на Замоскворѣчьѣ, гдѣ было до пяти тысячъ народа, къ Членамъ Собора П. И. Астрову. И. М. Покровскому и ко мнѣ подошли прихожане и заявили, что уже издано распоряженіе о томъ, чтобы въ теченіе этой недѣли удалить настоящія воинскія части, имѣющія пребываніе въ Кремлѣ, и замѣнить ихъ красной гвардіей. Что это за части, какъ для вопрошавшихъ, такъ для насъ, осталось неяснымъ. Но уже происшедшее расхищеніе Патріаршей ризницы вызываетъ большую тревогу за то, что всего дороже для насъ, за сердце Россіи, за святыни Кремля. Поэтому прихожане Пятницкой церкви просили насъ сообщать объ ихъ тревогѣ Высшей Церковной Власти, обратить вниманіе власти имущихъ на то, чтобы была приняты мѣры къ охранѣ святынь Кремля, чтобы съ ними не случилось того, что было въ Казани и другихъ мѣстахъ. Не говорю о цѣнностяхъ, но о томъ, что дороже всего православному человѣку — о святыняхъ Кремля. Что если и въ Кремлѣ повторится то, что было въ Казани, гдѣ была похищена чудотворная икона Казанской Божіей Матери и до сихъ поръ неизвѣстно, какая судьба ее постигла, или также поступятъ съ мощами Святителей, какъ сожгли мощи Преподобнаго Софронія въ Иркутскѣ? Поэтому предъ лицемъ Священнаго Собора передаю тревогу православныхъ мірянъ за то, что если цѣлая Комиссія не смогла сохранить порученной ея охранѣ патріаршей ризницы, то какъ бы не случилось еще худшаго со всѣми святынями Кремля, когда тамъ будутъ водворены части красной гвардіи...» (М., 1918.) далѣе...


СВТ. ІОАННЪ. "ВЗОЙДИТЕ НА ГОРУ И НЕСИТЕ ДЕРЕВА И СТРОЙТЕ ХРАМЪ"

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский «Такъ рекъ Господь Саваоѳъ: «народъ сей говоритъ: не пришло еще время, не время строить Домъ Господень». И было слово Господне: «а вамъ самимъ время жить въ домахъ вашихъ украшенныхъ, тогда когда Домъ сей въ запустѣніи?» Къ кому обращены сіи слова Господни? Задолго до Рождества Христова черезъ пророка Аггея такъ говорилъ Господь іудеямъ, вернувшимся въ Іерусалимъ изъ Вавилонскаго плѣненія. Но также дословно обращеніе Господне относится и православной паствѣ Санъ Францисской. Не тѣ ли же слова слышатся нынѣ? «Не время строить храмъ», говорятъ люди, изъ которыхъ многіе пріобрѣтаютъ себѣ дома, живутъ въ своихъ домахъ въ полномъ достаткѣ или перепродаютъ свои дома, переходя изъ лучшаго въ лучшій и все увеличивая свое имущество. Понятно, когда такія слова слышатся изъ устъ невѣрующихъ. Понятно, когда безбожники, ненавидя все, что напоминаетъ о Богѣ, разрушаютъ церкви, построенныя нашими благочестивыми предками. Но какъ то могутъ повторять люди вѣрующіе, сами посѣщающіе церковь? Церковь есть мѣсто освященное, святое, въ которомъ вѣчно пребываетъ благодать Божія. При освященіи храма Соломонова слава Господня въ видѣ облака наполнила домъ Божій. Такъ было въ Ветхозавѣтномъ храмѣ. Во сколько же сильнѣе дѣйствуетъ благодать Божія въ храмахъ новозавѣтныхъ, въ которыхъ подается истинное очищеніе отъ грѣховъ, въ которыхъ пріобщаемся Тѣла и Крови Христовыхъ, въ которыхъ постоянно Духъ Святый сходитъ во время литургіи на освящаемые Дары...» (Санъ Францисско, 1994.) далѣе...


ПОМѢСТНЫЙ СОБОРЪ 1917-1918 ГГ. ДѢЯНІЕ 76-Е (3 ФЕВРАЛЯ 1918 Г.)

Святитель Тихон Исповедник, патриарх Всероссийский «Святѣйшій Патріархъ Тихонъ. Появившіяся въ газетахъ свѣдѣнія объ убійствѣ въ Кіевѣ Митрополита Владиміра, къ несчастію, нынѣ подтвердились. Я имѣлъ печальный случай убѣдиться въ этомъ отъ одного человѣка, прибывшаго сегодня изъ Кіева. Злодѣйское убійство произошло 25-го или 26-го Января, когда часть Кіева была уже въ рукахъ большевистскихъ войскъ. Большевистскіе солдаты въ этотъ день явились въ Кіево-Печерскую Лавру, находящуюся вблизи арсенала. Солдаты думали, что въ Лаврѣ установлены орудія. Спросивъ у лаврской братіи, кто здѣсь хозяинъ, солдаты направились въ покои митрополита Владиміра, произвели здѣсь обыскъ, расчитывая найти большія деньги. Но у митрополита Владиміра оказалось только 100 р. Затѣмъ, солдаты спросили у митрополита, нѣтъ ли въ Лаврѣ орудій и оружія. Несмотря на заявленіе митрополита, что никакого оружія въ Лаврѣ нѣтъ, солдаты произведи полный обыскъ. Конечно, ничего подозрительнаго въ Лаврѣ не оказалось. Послѣ этого солдаты приказали митрополиту Владиміру одѣться и слѣдовать за ними къ коменданту. Былъ вечеръ. Митрополитъ былъ выведенъ за лаврскія ворота. Братія Лавры или перепугалась, или солдаты не разрѣшили ей итти за митрополитомъ, — только митрополитъ Владиміръ ушелъ съ солдатами одинъ. На слѣдующее утро митрополитъ Владиміръ вблизи Лавры былъ найденъ убитымъ. На трупѣ были обнаружены двѣ смертельныхъ огнестрѣльныхъ раны и нѣсколько штыковыхъ...» (М., 1918.) далѣе...


СВТ. ІОАННЪ ШАНХАЙСКІЙ. "ВОЗЛЮБЛ. НАШЕЙ САНЪ ФРАНЦИССКОЙ ПАСТВѢ" (1994)

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский «Христосъ раждается, славите, Христосъ съ небесъ, срящите, — слышится въ церквахъ съ нынѣшняго дня. Православная Церковь призываетъ чадъ своихъ готовиться къ встрѣчѣ Сына Божіяго, грядущаго съ неба. Призываемся мы очищать сердце свое отъ злобы и всего сквернаго и готовиться постомъ и молитвой къ великому празднику Рождества Христова. И одновременно нашу паству облетѣла вѣсть, что часть ея подняла церковный мятежъ и заявила о своемъ отказѣ подчиняться какъ мѣстной, такъ и высшей, церковной власти Русской Зарубежной Церкви. Уже годъ, какъ мы обращаемся, и въ нынѣшній день снова обращаемся съ призывомъ, прекратить раздѣленія и нестроенія и, хотя бóльшая часть паствы стремится къ этому, однако нѣкоторая часть донынѣ продолжаетъ волноваться, не находя покоя въ себѣ и не давая его остальнымъ. Кому-то очевидно выгодны наши раздѣленія и измышляются все новыя причины для нихъ съ цѣлью не допустить наступленію полнаго мира среди паствы и благополучнаго завершенія постройки новаго собора. Мы знаемъ, что если кто въ томъ виновенъ, то лишь немногіе, а другіе лишь поддаются различнымъ слухамъ, часто совершенно невѣрнымъ. Призываю всю нашу паству, безъ различія ея прежнихъ взглядовъ на мѣстныя церковныя дѣла объединиться вокругъ насъ и не слѣдовать за призывами къ новому расколу и къ отторженію нѣкоторой его части. Великій грѣхъ совершаютъ прежде всего тѣ, кто руководятъ, а затѣмъ и тѣ, кто за ними слѣдуетъ...» (Санъ Францисско, 1994.) далѣе...


ПОМѢСТНЫЙ СОБОРЪ 1917-1918 ГГ. ДѢЯНІЕ 75-Е (1 ФЕВРАЛЯ 1918 Г.)

Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг. «Архимандритъ Матѳей. Сегодняшнее засѣданіе Собора производитъ на меня такое впечатлѣніе, что какъ будто наша церковная жизнь протекаетъ въ условіяхъ спокойныхъ и безмятежныхъ, какъ было это въ старое доброе время. Между тѣмъ, на самомъ дѣлѣ въ церковной жизни нѣтъ покоя и въ ней не можетъ бытъ покоя въ то время, когда развергающійся вулканъ страстей отступившихъ отъ Бога русскихъ людей заливаетъ своей мерзкой лавой все кругомъ, и Богъ знаетъ, что будетъ завтра. Вѣдь не секретъ, конечно, что совершается нѣчто ужасное вокругъ насъ. Нѣтъ Сѵнода, расхищена патріаршая ризница, похищены святыни русскаго народа; унесены врагами церкви драгоцѣнные памятники старины, исчезновеніе которыхъ оплакиваетъ даже и совѣтская печать. Почему же Соборъ не отзовется на эти событія? Мнѣ хотѣлось бы обратиться къ Соборному Совѣту съ указаніемъ о необходимости назначить экстренное засѣданіе Собора для заслушанія о событіяхъ захвата Сѵнода, разграбленія ризницы и друихъ святыхъ сокровищъ русскаго народа. Намъ нужно такъ или иначе отвѣтить на эти событія. — П. И. Астровъ. Долженъ сказать, что есть еще одно посягательство, послѣдствія котораго простираются на далекое будущее. Захвачены склады Сѵнодальныхъ изданій и средства печатанія Слова Божія: печатать негдѣ, а Слово Божіе распространять нужно. Объ этомъ тоже должно быть произнесено слово Собора...» (М., 1918.) далѣе...


СВТ. ІОАННЪ ШАНХАЙСКІЙ. "НАШЕЙ ВОЗЛЮБЛ. САНЪ ФРАНЦИССКОЙ ПАСТВѢ" (1994)

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский «Врагъ Божій діаволъ, всегда стремящійся разрушить дѣло Божіе, съ самаго основанія Христомъ святой Церкви пытался посѣять раздоры среди ея чадъ. Еще апостолъ Павелъ долженъ былъ писать въ Коринѳъ, увѣщая ихъ прекратить раздѣленія и не говорить «я Павловъ», «я Аполлосовъ», «а я Кифинъ». Нѣчто подобное произошло и въ нашемъ градѣ, и недавно еще бывшая единая паства раздѣлилась на нѣсколько теченій, называющихся именами ихъ духовныхъ водителей. Въ своей непріязни другъ къ другу часто притомъ не замѣчаютъ, что происшедшее не только губительно для каждаго въ отдѣльности, но вредитъ всей церковной жизни, тѣмъ увеличивая грѣхъ. Снова должны мы повторить слова святого апостола Павла: «Умоляю васъ, братія, именемъ Господа Іисуса нашего Христа, чтобы всѣ говорили одно, и не было между вами раздѣленій» (1 Кор. 1, 1-10). Если для многихъ трудно изгладить изъ души слѣды происходившихъ событій, каждый долженъ стараться воздержаться отъ всего, что можетъ такъ или иначе нарушить миръ, избѣгать всѣхъ словъ, писемъ и дѣлъ, могущихъ помѣшать возстановленію мира. Призываю всѣхъ остерегаться отъ подписыванія какихъ бы то ни было листовъ и заявленій безъ твердой увѣренности, что они не будутъ использованы для новыхъ раздѣленій. Сосредоточимся на построеніи собора Пресвятой Богородицы, общими усиліями, отнюдь не умаляя тѣмъ духовной цѣнности намоленнаго стараго собора, который также останется мѣстомъ молитвы...» (Санъ Францисско, 1994.) далѣе...


ПОМѢСТНЫЙ СОБОРЪ 1917-1918 ГГ. ДѢЯНІЕ 74-Е (31 ЯНВАРЯ 1918 Г.)

Печать Всероссийского Поместного Собора 1917 года «Переживаемое нами время — особенно тяжелое, требующее большого числа работниковъ. На мѣстахъ недоумѣваютъ, почему до сихъ поръ новыя высшія церковныя учрежденія не приступили къ дѣйствію, ибо организація Высшаго Церковнаго Управленія — главный моментъ въ реформахъ Церкви. Теперь церковная жизнь строится на новыхъ началахъ. Работы много неотложной и напряженной. Въ настоящее время связь внутри Церкви утеряна. Вся наша Русь находится въ какомъ-то бродячемъ, переходномъ состояніи. Поэтому вопросъ о сокращеніи численнаго состава высшихъ органовъ церковнаго управленія вызываетъ только одно недоумѣніе. Если онъ вызванъ декретомъ народныхъ комиссаровъ объ отдѣленіи Церкви отъ государства, то явленіе это временное и скоропреходящее. Оглянемся и посмотримъ на совершающееся вокругъ насъ. Такое ли теперь время, чтобы сокращать силы борцовъ? Теперь Церковь на военномъ положеніи, и нужны не сокращеніе, не уменьшеніе силъ, а собираніе большихъ силъ, не демобилизація, а мобилизація этихъ силъ, увеличеніе ихъ, чтобы было кому понести тяготы организаціонной работы. Нашихъ избранниковъ ожидаетъ крестный путь, путь лишеній, страданій, подвига, такъ какъ реорганизація Церкви должна быть отъ самаго верха и до глубокихъ низовъ. Кто же все это долженъ сдѣлать? Главнымъ образомъ наши органы Высшаго Церковнаго Управленія. Соборъ и его Отдѣлы потратили очень много времени и силъ на образованіе органовъ церковнаго управленія...» (М., 1918.) далѣе...

Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ

0