Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 18 iюня 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

Церковный календарь


Вторникъ, 18 Iюня 2019 года (5 Iюня 2019 по ст.ст.)
Седмица 1-я по Пятидесятницѣ. Гласъ 7-й
Сплошная седмица. Попразднство Пятидесятницы (служба). Перенесеніе мощей св. благов. вел. князя Кіевскаго Игоря-Георгія, въ монашествѣ Гавріила, Черниговскаго чудотворца (1150) (служба). Преставленіе св. благов. князя Ѳеодора Ярославича (†1233), брата св. благов. князя Александра Невскаго. Обрѣтеніе мощей препп. Вассіана и Іоны Пертоминскихъ, Соловецкихъ чудотворцевъ (1599). Свщмуч. Дороѳея, еп. Тирскаго (†ок.362) (житіе; служба; проповѣдь). Свят. Константина, митр. Кіевскаго (†1159) (житіе). Преп. Петра Коришскаго, Сербскаго (†ок.1275) (поліел. служба; бдѣн. служба). Муч. Конона Римскаго. Мучч. Маркіана, Никандра, Иперехія, Аполлона, Леонида, Арія, Горгія, Селинія, Иринія и Памвона, Египетскихъ (†ок.305-311) (житіе). Преп. Анувія Исповѣдника, пустынника Египетскаго (†IV) (житіе). Преп. Ѳеодора Чудотворца, пустынника Іорданскаго (†VI) (житіе). Преп. аввы Дороѳея Палестинскаго (†ок.620) (творенія). Муч. Марка Смирнскаго (†1801). Иконы Божіей Матери «Игоревскія» (1147).

О Церковномъ календарѣ

Мы предлагаемъ Вашему вниманію одинъ изъ проектовъ «Русскаго Портала» — интерактивный Православный Церковный календарь, который умѣетъ опредѣлять даты какъ по Юліанскому («старому»), такъ и по Григоріанскому (т. н. «новому») календарю, сообщаетъ о событіяхъ переходящихъ (минейныхъ) и непереходящихъ (связанныхъ съ Пасхой) цикловъ, показываетъ гласъ недѣли, №№ недѣль по Пасхѣ и Пятидесятницѣ въ періодъ съ 1 января 25 г. по 31 декабря 2199 г. (н. ст.).

Базы Церковнаго Календаря составлены на основаніи Троицкаго Православнаго Русскаго календаря (Свято-Троицкій монастырь, Jordanville, 2000 г.), который былъ дополненъ памятями святыхъ изъ «Полнаго Мѣсяцеслова Востока» Архіеп. Сергія (Спасскаго) (Владиміръ, 1901 г.), «Мѣсяцеслова Православной Каѳолической Восточной Церкви» Прот. Алексія Мальцева (Берлинъ, 1900-1901 гг.), «Пространнаго мѣсяцеслова русскихъ святыхъ и краткихъ свѣдѣній о чудотворныхъ иконахъ Божіей Матери» Н. Тальберга (Jordanville, 1951) и другихъ авторитетныхъ источниковъ.

Проектъ еще не завершенъ. Если вы замѣтили ошибки или неточности въ работѣ или текстахъ Церковнаго Календаря и (или) если вы желаете оказать посильную помощь въ развитіи проекта (подготовка текстовъ житій святыхъ, наборъ тропарей и кондаковъ), свяжитесь съ нами. Намъ нужна Ваша помощь!

RSS-каналъ сайта — https://russportal.ru/news/rss.php?h=4.         Разсылка новостей — https://russportal.ru/subscribe
Ссылки для установки — Церковный календарь и (или) Икона дня на Вашемъ сайтѣЦитата «Торжество Православія».
Экспортъ новостей въ «Живомъ журналѣ»http://russportal.livejournal.com

Общія указанія на 2019 годъ.

Отъ сотворенія міра — 7527 годъ (съ 1 сентября — 7528 годъ). Отъ Рождества по плоти Бога Слова — 2019 годъ. Отъ крещенія Русскаго народа — 1031 годъ.

Зрячая Пасхалія на 2019 годъ.

Инди́ктъ — 5; Кру́гъ со́лнцу — 23; Вруцѣлѣ́то — 7; Кру́гъ лунѣ́ — 3; Основа́ніе — 6; Епа́кта — 15; Клю́чь грани́цъ — «Ц».

(Объясненіе Церковнаго счисленія)

Священная Пасхалія на 5 лѣтъ.

ГодъНачало ТріодиМясопустъПасхаПятидесятница
20194 (17) февраля18 февраля (3 марта)15 (28) апрѣля3 (16) іюня
202027 января (9 февраля)10 (23) февраля6 (19) апрѣля25 мая (7 іюня)
20218 (21) февраля22 февраля (7 марта)19 апрѣля (2 мая)7 (20) іюня
202231 января (13 февраля)14 (27) февраля11 (24) апрѣля30 мая (12 іюня)
202323 января (5 февраля)6 (19) февраля3 (16) апрѣля22 мая (4 іюня)

Праздники двунадесятые:
6 (19) янв. — Крещеніе Господне;24 мая (6 іюн.) — Вознесеніе Господне;8 (21) сент. — Рождество Пресв. Богородицы;
2 (15) фев. — Срѣтеніе Господне;3 (16) іюн. — День Святой Троицы;14 (27) сен. — Воздвиженіе Креста Господня;
25 мар. (7 апр.) — Благовѣщеніе Пресв. Богор.;6 (19) авг. — Преображеніе Господне;21 ноя. (4 дек.) — Введеніе во храмъ Пресв. Богор.;
8 (21) апр. — Входъ Господень въ Іерус.;15 (28) авг. — Успеніе Пресв. Богородицы;25 дек. (7 янв.) — Рождество Христово.

Великіе праздники:
1 (14) янв. — Обрѣзаніе Господне. Св. Василія Вел.;29 іюн. (12 іюл.) — свв. апп. Петра и Павла;1 (14) окт. — Покровъ Пресвятой Богородицы.
24 іюн. (7 іюл.) — Рождество св. Іоанна Предтечи;29 авг. (11 сент.) — Усѣкн. главы Іоанна Предт.;

Посты:
Навечеріе Богоявленія — 5 (18) янв.Успенскій постъ — 1 (14) авг. – 14 (27) авг.Рождеств. постъ — 15 (28) ноя. – 24 дек. (6 янв.)
Великій постъ — 26 февр. (11 март.) – 14 (27) апр.Усѣкн. главы Іоанна Крестителя — 29 авг. (11 сент.).Каждая среда и пятница, кромѣ спл. седмицъ.
Петровъ постъ — 11 (24) іюня – 28 іюня (11 іюля).Воздвиженіе Креста Господня — 14 (27) сент.

Сплошныя седмицы:
Рождеств. святки — 25 дек. (7 янв.) – 5 (18) янв.Седмица сырная — 19 февр. (4 мар.) – 25 февр. (10 мар.)Троицкая седмица — 3 (16) іюн. – 9 (22) іюн.
Седм. мытаря и фарисея — 4 (17) февр. – 10 (23) февр.Седмица Пасхальная — 15 (28) апр. – 21 апр. (4 мая)

Дни, въ которые не вѣнчаются браки:
Во всѣ посты. По вторникамъ, четвергамъ и субботамъ (т. е. наканунѣ среды, пятницы и воскресенія въ теченіе всего года). Наканунѣ двунадесятыхъ, храмовыхъ и великобдѣнныхъ праздниковъ. Наканунѣ уставныхъ дней всеобщаго поминовенія усопшихъ. Въ дни Рождественскихъ святокъ съ 25 дек. (7 янв.) по 6 (18) янв. Въ теченіе Сырной седмицы. Въ теченіе Свѣтлой (Пасхальной) седмицы.

Уставные дни всеобщаго поминовенія усопшихъ:
Суббота мясопустная — 17 фев. (2 мар.)«Радоница» — 24 апр. (7 мая)Усѣкн. главы св. Іоанна Предт. — 29 авг. (11 сент.).
Субботы 2 и 3 Вел. поста — 10 (23) мар. и 17 (30) мар.Суббота Троицкая — 2 (15) іюн.Суббота Димитріевская — 20 окт. (2 ноя.)

«День за днемъ». Дневникъ православнаго священника

5 / 18 IЮНЯ.

День за днем. Дневник православного священникаГосподь — Пастырь мой (Псал. 22, 1).

Въ этомъ псалмѣ Давидъ описываетъ отношенiе свое къ Господу. Онъ въ зависимости отъ Бога своего, какъ овца въ зависимости отъ пастыря. Онъ сознаетъ, что рука Господня надъ нимъ, что Господь его держитъ, въ этомъ сознанiи вся его сила. Онъ не уклоняется отъ пути, онъ идетъ туда, куда его ведетъ Господь; онъ не выбираетъ самъ свою пищу, — онъ все принимаетъ изъ руки дающаго; и такъ, онъ идетъ все дальше, достигая лучшаго. Это пастбище приводитъ его къ жилищу Самого Пастыря; благодать изливается на немъ обильно, и онъ счастливъ. А ты, братъ мой, на какомъ пути находишься ты? Уклоняешься ли ты отъ вѣрнаго пастбища, вкушаешь ли отъ запрещеннаго плода, утоляешь ли свою жажду у зараженнаго источника грѣховныхъ наслажденiй? Какъ относишься ты къ волѣ Божiей, даешь ли ей первое мѣсто въ твоемъ сердцѣ, въ твоихъ стремленiяхъ? Или ты уклоняешься отъ Его слова? Если такъ, то ты не найдешь ни покоя, ни истиннаго счастiя! душа твоя очутится въ безводной пустынѣ. О, поспѣши же къ доброму Пастырю, посохъ Его тебя направитъ; Онъ, положившiй душу Свою за овецъ, одинъ можетъ восполнить Собою всю жизнь нашу; довѣримся Ему и, не колеблясь ни минуты, послѣдуемъ за Нимъ, чтобы Онъ привелъ насъ къ тихимъ водамъ и злачнымъ пажитямъ, — Онъ подкрѣпляетъ душу мою, направляетъ меня на стези правды, ради имени Своего (Псал. 22, 3).

Анонсы обновленій

СВТ. АѲАНАСІЙ ВЕЛИКІЙ. ПОСЛАНІЕ КЪ РУФИНІАНУ (1903)

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский «Господину Руфиніану, сыну и желаннѣйшему сослужителю, Аѳанасій желаетъ о Господѣ радоваться. Пишешь ты къ Отцу, чтó и прилично писать любимому сыну. Такъ и объемлю тебя, посѣтившаго письмомъ своимъ, паче всѣхъ желаннѣйшій для меня Руфиніанъ. И я, хотя и въ началѣ, и въ срединѣ, и подъ конецъ, могъ бы писать къ тебѣ какъ къ сыну, но удержался, чтобы не изъ посланiй было извѣстно наше общенiе и свидѣтельство. Ибо ты, по написанному, — мое посланіе, знаемое и прочитаемое въ сердцѣ (2 Кор. 3, 2). Посему, съ такимъ расположеніемъ (повѣрь, ей-ей повѣрь) привѣтствую тебя и убѣждаю писать ко мнѣ; потому что не мало, но много, веселишь меня своими писаніями. Поелику же съ добротолюбіемъ и по церковному (чтóо опять прилично твоему благоговѣнію) спрашивалъ ты меня объ увлеченныхъ по нуждѣ, но нерастлѣнныхъ зловѣріемъ, и желалъ, чтобы написалъ я къ тебѣ, какъ рѣшено о нихъ на Соборахъ и вездѣ; то знай, желаннѣйшій господинъ мой, что вначалѣ, по прекращеніи бывшаго насилія, былъ у насъ Соборъ Епископовъ, сошедшихся изъ областей внѣшнихъ, былъ также Соборъ и у сослужителей нашихъ, обитающихъ въ Элладѣ, а тѣмъ не менѣе и у Епископовъ въ Испаніи и въ Галліи; и какъ здѣсь, такъ и вездѣ, разсуждено за благо, падшихъ и защитниковъ злочестія прощать, если покаются, но не давать имъ мѣста въ клирѣ, а о тѣхъ, которые не первенствовали въ злочестіи, но были увлечены нуждою и насильно...» (Сергіевъ Посадъ, 1903.) далѣе...


СВТ. АѲАНАСІЙ ВЕЛИКІЙ. ИЗЪ 39-ГО ПРАЗДНИЧНАГО ПОСЛАНІЯ (1903)

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский «Поелику объ еретикахъ упомянули мы, какъ о мертвыхъ, а о себѣ, какъ объ имѣющихъ для спасенія божественныя Писанія, боюсь же, чтобы иные изъ людей простыхъ, какъ писалъ Павелъ къ Коринѳянамъ, по ухищренію нѣкоторыхъ, не уклонились отъ простоты и чистоты, и не стали уже читать другихъ книгъ, называемыхъ апокрифическими, будучи обмануты сходствомъ ихъ именованія съ книгами истинными; то умоляю васъ перенести терпѣливо, если, о чемъ сами знаете, о томъ-же и я напишу въ напоминаніе вамъ, какъ по надобности, такъ и для пользы Церкви. Намѣреваясь же написать это напоминаніе, для утвержденія своего въ дерзновеніи моемъ, воспользуюсь примѣромъ Евангелиста Луки, говоря и самъ: понеже нѣкіи начаша чинити себѣ такъ-называемыя апокрифическія книги и смѣшивать ихъ съ несомнѣнно-богодухновеннымъ Писаніемъ, якоже предаша Отцамъ иже исперва самовидцы и слуги бывшіи Словесе: изволися и мнѣ, убѣжденному и наученному искренними братіями, исчислить съ начала по порядку всѣ книги, внесенныя въ канонъ, преданныя намъ какъ божественныя, и таковыми признанныя, чтобы всякій, если вовлеченъ въ обманъ, осудилъ введшихъ его въ заблужденіе, а если пребылъ чистымъ, порадовался при новомъ этомъ напоминаніи. Итакъ, всѣхъ книгъ Ветхаго Завѣта числомъ двадцать двѣ (а по преданію, какъ слышалъ я, у евреевъ столько же и буквъ). Книги эти слѣдуютъ каждая въ такомъ порядкѣ и подъ такимъ именованіемъ: во-первыхъ Бытіе...» (Сергіевъ Посадъ, 1903.) далѣе...


ПРЕП. ЕФРЕМЪ СИРИНЪ. СЛОВО 120-Е (1895)

Преподобный Ефрем Сирин «Какую пользу находимъ мы, возлюбленные, въ суетной сей жизни? Увы мнѣ! Блаженъ, кто обрѣлъ дерзновеніе въ часъ разлученія, когда душа разлучается съ тѣломъ своимъ. Ибо приходятъ Ангелы взять душу отъ тѣла, и представить ее предъ страшнымъ престоломъ и въ трепетъ приводящимъ судилищемъ. Великъ, братія, страхъ въ часъ смертный, когда душа со страхомъ и мученіемъ разлучается съ тѣломъ. Ибо въ сей часъ разлученія предстаютъ душѣ дѣла ея, добрыя и худыя, какія дѣлала она днемъ и ночью. Ангелы съ поспѣшностію усиливаются исторгнуть ее изъ тѣла; душа же, видя дѣла свои, боится выйдти. Душа грѣшника въ страхѣ разлучается съ тѣломъ, и съ трепетомъ идетъ предстать Безсмертному Царю. И понуждаемая выйдти изъ тѣла, смотря на дѣла свои, со страхомъ говоритъ имъ: «дайте мнѣ одинъ часъ времени на изшествіе»! Дѣла же отвѣчаютъ ей: «ты дѣлала насъ, съ тобой мы идемъ къ Богу». Возненавидимъ, братія, суетную жизнь сію, и возлюбимъ единаго Святаго Христа. Не знаемъ, братія, въ какой часъ будетъ наше изшествіе; никому изъ насъ не извѣстны часъ и день нашего разлученія. Но внезапно, когда безпечно ходимъ по землѣ и веселимся, застигнетъ повелѣніе взять душу изъ тѣла; и отходитъ она, грѣшная, въ день, въ оньже не чаяла, будучи исполнена грѣховъ, не имѣя дерзновенія. Посему-то умоляю васъ, братія, сдѣлаемся свободными, сложимъ съ себя работы суетной этой жизни, окрылимъ душу свою, чтобы ежедневно изъ сѣтей и соблазновъ воспарять къ Богу...» (Сергіевъ Посадъ, 1897.) далѣе...


ПРЕП. ЕФРЕМЪ СИРИНЪ. СЛОВО 119-Е (1895)

Преподобный Ефрем Сирин «Пока есть еще время, братія мои возлюбленные, будемъ плакать въ молитвѣ нашей, чтобы Господь избавилъ насъ отъ онаго нескончаемаго плача, и отъ скрежета зубовъ, и отъ огня геенскаго, и исполнилъ насъ радостію въ нескончаемои жизни, откуда бѣжали болѣзнь, печаль и воздыханіе; гдѣ нѣтъ ни смерти, ни тлѣнія, но повсюду радость, веселіе восторгъ и прочія блага, яже уготова Богъ любящимъ Его. Блаженъ и преблаженъ, кто сподобится оныхъ благъ, бѣденъ же и окаяненъ лишенный сего, потому что Господь говоритъ: кая польза человѣку, аще пріобрящетъ міръ весь, и отщетитъ душу свою (Марк. 8, 36)? Посему да не будетъ казаться для насъ сладостнымъ этотъ лукавый и суетный вѣкъ, чтобы не содѣлались для насъ горькими оный неугасаемый огнь, вѣчный и ядоносный червь. Воспрянь, лѣнивый, и подражай въ жизни своей Христу; посмотри на живущихъ съ тобою, какъ они подвизаются и прилагаютъ стараніе о спасеніи своемъ, какъ ясны ихъ свѣтильники, и уста ихъ всегда пѣснословятъ безсмертнаго Бога. Подражай не разсѣяннымъ, но подвизающимся, не роскошествующимъ, но постящимся, не смѣющимся, но плачущимъ, не скачущимъ, но молящимся, не бѣсовскія поющимъ пѣсни, но воспѣвающимъ словеса духа, не свиряющимъ, но занимающимся чтеніемъ. Соревнуй не обогащающимся, но смиреннымъ духомъ; вмѣстѣ съ Давидомъ благодари Господа, яко во смиреніи нашемъ помяну ны Господь (Псал. 135, 22). Люби не роскошествовать, но злопострадать, люби алчущихъ и жаждущихъ...» (Сергіевъ Посадъ, 1897.) далѣе...


ПРЕП. АНТОНІЙ ВЕЛИКІЙ. ПИСЬМО 14-Е КЪ МОНАХАМЪ (1828)

Преподобный Антоний Великий «Дѣти, я люблю васъ духовно, потому что вы приготовили себя къ Царству небесному, и умолили Бога, чтобы Онъ былъ для васъ тѣмъ же, чемъ Онъ есть для отца вашего, чтобы Онъ переселилъ васъ въ то же мѣсто, въ которое переселится [отецъ] вашъ, чтобы далъ вамъ то же благословеніе, которое далъ отцу вашему, и наконецъ чтобы удостоилъ васъ той же славы, которой удостоилъ отца вашего. Вы за послушаніе сдѣлались сынами Божіими, и получили благословеніе посредствомъ истиннаго усыновленія; потому что послушные дѣти по праву наслѣдства обыкновенно получаютъ отъ родителей своихъ богатство, благословеніе и даже самыя ихъ добродѣтели. Молитвы, которыя возсылаютъ послушныя дѣти къ Богу, подобны молитвамъ ихъ родителей. Онѣ дѣлаютъ ихъ наслѣдниками добродѣтелей, которыми украшаются родители ихъ. Такъ молитвы Іакова во всемъ подобны были молитвамъ его родителей, и потому благословеніе Божіе, данное родителямъ его, перешло и на него, и онъ удостоился видѣть ту духовную лѣствицу, по которой восходили и нисходили Ангелы. Но прежде нежели онъ получилъ благословеніе своихъ родителей, не видѣлъ ни одного Ангела: получивши же родительское благословеніе, увидѣлъ Ангеловъ и былъ благословленъ ими. Истинные и благоразумные дѣти знаютъ, что они не могутъ имѣть никакой добродѣтели, если не получатъ благословенія отъ своихъ родителей. Посему они стараются оказывать послушаніе родителямъ, и просятъ ихъ, чтобы они благословили ихъ...» («Христіанское Чтеніе». СПб., 1826.) далѣе...


ПРЕП. АНТОНІЙ ВЕЛИКІЙ. ПИСЬМО 13-Е КЪ МОНАХАМЪ (1828)

Преподобный Антоний Великий «Вы знаете, возлюбленные мои въ Господѣ, что всякій человѣкъ, будетъ ли онъ мужескаго или женскаго пола, имѣетъ способность любить или божественное или человѣческое. Люди божественные любятъ божественное, люди плотскіе любятъ плотское. Поелику вы избрали божественное; то я люблю васъ всемъ духомъ моимъ. Вы имѣете въ себѣ Бога, и стоите на высокомъ степени совершенства; и я всегда молю Бога о васъ, чтобы въ вашихъ божественныхъ сердцахъ умножалась любовь къ Богу, и открылись вамъ великія таинства Божіи, которыя я не могу изъяснить словами моими, потому что онѣ очень высоки. Онѣ совершенно отличны отъ всего, что находится въ мірѣ семъ. Онѣ не открываются душамъ нечистымъ, но открываются тѣмъ людямъ, которые очистили сердца свои отъ всего нечистаго; и совершенно удалились отъ порочныхъ дѣлъ скоропреходящаго міра сего; открываются тѣмъ людямъ, которые возненавидѣли и міръ сей и души свои, взяли крестъ, послѣдовали за Господомъ, и во всемъ стараются исполнять волю Его. Почему въ нихъ вселилось Божество, и даровало имъ духовную сладость и веселіе, которое питаетъ и возращаетъ души ихъ. Ибо какъ дерева не могутъ расти, если не будутъ питаемы водою: такъ и душа не можетъ возрастать и возвышаться въ добродѣтеляхъ, если не будетъ пить небесную радость. Напротивъ тѣ души, которыя приняли въ себя Духа Божія, и напоены небесною радостію, имѣютъ силу возрастать, если только свято сохраняютъ въ себѣ дары Божіи...» («Христіанское Чтеніе». СПб., 1826.) далѣе...


И. А. ИЛЬИНЪ. "НАШИ ЗАДАЧИ". ТОМЪ 1-Й. СТАТЬЯ 22-Я (1956)

Иван Александрович Ильин «Эти два понятія ("cоціальность" и "соціализмъ") отнюдь не совпадаютъ. «Соціальность» — это живая справедливость и живое братство людей; и потому всякое установленіе, всякій порядокъ, всякій законъ, отъ которыхъ жизнь становится справедливѣе и братство крѣпнетъ, — «соціальны». Понятно, что первое условіе «соціальности» — это бережное отношеніе къ человѣческой личности: къ ея достоинству, къ ея свободѣ. Порабощеніе и униженіе человѣка исключаетъ «соціальность», ибо соціальность есть состояніе духа и порядокъ духовной жизни; говорить о соціальности унижая человѣка, дѣлая его рабомъ — нелѣпо и лицемѣрно. Сытые холопы остаются холопами; роскошно одѣтые и въ комфортѣ живущіе рабы не перестаютъ быть рабами и становятся тупыми, развратными и самодовольными рабами. Режимъ угрозъ, страха, доносовъ, шпіонажа, лести и лжи никогда не будетъ соціаленъ, несмотря ни на какую возможную «сытость». Человѣку нужны, прежде всего, — достоинство и свобода; свобода убѣжденій, вѣры, иниціативы, труда и творчества. Только достойный и свободный человѣкъ можетъ осуществить живую справедливость и живое братство. Рабы и тираны всегда будутъ хотѣть другого и проводить въ жизнь обратное. Это коварный обманъ, обѣщать людямъ подъ именемъ «соціализма» справедливость и братство, и потомъ отнять у нихъ достоинство, свободу, способность къ братству и путь къ справедливости. Именно, такъ поступили въ наше время коммунисты...» (Парижъ, 1956.) далѣе...


И. А. ИЛЬИНЪ. "НАШИ ЗАДАЧИ". ТОМЪ 1-Й. СТАТЬЯ 21-Я (1956)

Иван Александрович Ильин «Было время, когда среди русской интеллигенціи господствовало воззрѣніе, что «порядочный человѣкъ не можетъ не быть соціалистомъ» и что «только соціализмъ» осуществитъ на землѣ свободу, равенство, братство и справедливость. Съ тѣхъ поръ мы много пережили и перестрадали; опытъ осуществленъ и послѣдовательно проведенъ въ огромномъ масштабѣ. Нынѣ мы должны судить на основаніи этого опыта. Мы увидѣли соціализмъ въ жизни и поняли, что онъ осуществимъ только въ формѣ всепроникающаго и всепорабощающаго тоталитарнаго режима. Соціализмъ прежде всего угашаетъ частную собственность и частную иниціативу. Погасить частную собственность значитъ водворить монопольную собственность государства; погасить частную иниціативу значитъ замѣнить ее монопольной иниціативой единаго чиновничьяго центра. Такъ обстоитъ не только въ Россіи: и въ Западной Европѣ, всюду, гдѣ проводится совѣтскій соціализмъ (Польша, Чехія, Венгрія, Румынія, Болгарія, Югославія, Албанія, Восточная Германія) или соціализмъ Второго Интернаціонала (Франція, Англія) всюду выростаетъ (быстро или медленно) монопольная собственность государства и слагается монопольная иниціатива единаго чиновничьяго центра. Въ этомъ — самая сущность соціализма. Это ведетъ неизбѣжно къ монополіи государственнаго работодательства и создаетъ полную и безповоротную зависимость всѣхъ трудящихся отъ касты партійныхъ чиновниковъ...» (Парижъ, 1956.) далѣе...


СВТ. ГРИГОРІЙ БОГОСЛОВЪ. СЛОВО 2-Е, О СЫНѢ (1844)

Святитель Григорий Богослов «Прежде всего прославимъ Сына, чтя кровь — очищеніе нашихъ немощей. Ибо, по причинѣ возставшаго на Бога, зломудреннаго, самоубійственнаго языка, нужно, чтобы и смертный помогъ небеснымъ. Ничего не было прежде великаго Отца; потому что Онъ все имѣетъ въ Себѣ. И Его знаетъ неотлучный отъ Отца — Отцемъ рожденный, безлѣтный Сынъ, великаго Бога Слово, Образъ Первообраза, Естество равное Родителю. Ибо слава Отца — великій Сынъ. А какъ явился Онъ отъ Отца — знаетъ единый Отецъ и Явившійся отъ Отца; потому что никто не былъ близъ Божества. Впрочемъ то несомнѣнно извѣстно и всякому человѣку и мнѣ, что Божеству не льзя приписывать моего рожденія, то-есть теченія, безславнаго сѣченія. Если я дѣлаюсь родителемъ не безъ страданія, потому что составленъ изъ частей, то не слѣдуетъ изъ сего, чтобы подлежалъ страданію, кто вовсе несложенъ и безтѣлесенъ. Ибо что удивительнаго, если у тѣхъ, которые далеки между собою по естеству, и рожденія инаковы? Если время старѣе меня; то оно не прежде Слова, у Котораго Родитель безлѣтенъ. Какъ Отецъ ничего не оставляетъ для умопредставленія выше безначальнаго Божества; такъ и Сынъ Отчій имѣетъ началомъ безлѣтнаго Отца, подобно тому какъ начало свѣта есть великій и прекраснѣйшій кругъ солнечный. Впрочемъ всякое подобіе ниже великаго Бога, и опасно, чтобы, поставивъ нѣчто между присносущнымъ Отцемъ и присносущнымъ Сыномъ, не отторгнуть намъ Царя-Сына отъ Царя-Отца...» (М., 1844.) далѣе...


СВТ. ГРИГОРІЙ БОГОСЛОВЪ. СЛОВО 1-Е, О НАЧАЛАХЪ (1844)

Святитель Григорий Богослов «Знаю, что на непрочной ладьѣ пускаюсь въ дальнее плаваніе, или на малыхъ крыльяхъ уношусь къ звѣздному небу — я, въ которомъ родилась мысль открыть Божество, или опредѣленія великаго Бога, и ключъ для всего; тогда какъ и небеснымъ умамъ не достаетъ силъ возблагоговѣть предъ Богомъ, сколько должно. Впрочемъ, поелику Божеству часто бываетъ пріятенъ даръ не столько полной, сколько угодной Ему, хотя и скудной, руки, то смѣло изреку слово. Но кто злочестивъ, бѣги прочь! Мое слово простирается или къ очищеннымъ, или къ трудящимся надъ очищеніемъ себя. Оскверненные же? Какъ звѣри, прикасавшіеся къ горѣ, когда съ вершины ея возсіялъ Христосъ, и писалъ на скрижаляхъ Моисею законъ (Исх. 19, 13.), немедленно были побиваемы отторгавшимися камнями; такъ будетъ и съ ними. Такъ слово отъ нашего лика гонитъ злыхъ, которые имѣютъ богоборное сердце. А я положу на страницы предисловіемъ какъ-бы то же, чтó древле богомудрые мужи — Моисей и Исаія (говорю это знающимъ), когда одинъ давалъ новописанный законъ, а другой напоминалъ о законѣ нарушенномъ, чтобы привести въ трепетъ жестокосердый народъ, представили во свидѣтельство слова. Воими небо, и да слышитъ земля глаголы мои (Второз. 32, 1. Иса. 1, 2.)! Духъ Божій! Ты возбуди во мнѣ умъ и языкъ, содѣлай ихъ громозвучною трубою истины, чтобы усладились всѣ, прилѣпившіеся сердцемъ ко всецѣлому Божеству! Единъ есть Богъ безначальный, безвиновный, неограниченный ни чѣмъ...» (М., 1844.) далѣе...


ГЕН. П. Н. КРАСНОВЪ. "ОТЪ ДВУГЛАВАГО ОРЛА..." ТОМЪ II-Й, Ч. 3-Я, ГЛАВА 56 (1922)

Двуглавый Орел. Малый Герб Российской Империи «Отецъ Василій задумался и, наконецъ, проговорилъ: "когда всѣ люди станутъ христіанами, тогда и церкви съ ея князьями-епископами и со всѣмъ синклитомъ не станетъ. Но тогда и власти не будетъ... Тогда наступитъ истинное Царствіе Божіе..." Онъ опять помолчалъ. — "Нѣтъ..." — сказалъ онъ... — "невозможно... не отъ міра сего... А пока міръ во грѣхѣ стоитъ, пока сердце распалено злобою и ненависть къ брату кипитъ въ сердцѣ... нужна она... Сердце Богу сокрушенное и смиренное... И алтарь всесожженій... и золотая мечта — сказка.... и шестикрылые серафимы, и таинство, и шопотъ у престола, и воздѣяніе рукъ и одежды, отъ покроя которыхъ пахнетъ вѣками древности и дымъ кадильный... все нужно... Грубо сердце, ожесточили его заботы злыя, колючія, сокрушила его зависть житейская и надо, чтобы ликъ небесный воспѣлъ и возглаголилъ: "благослови душе моя, Господи, благословенъ еси Господи! Благослови душе моя Господи! И вся внутренняя моя"... Изъ тьмы вѣковъ нисходитъ на васъ со старыхъ иконъ, съ золота иконостаса, съ жеста благословенія, изъ напѣва хора церковнаго великое прошлое. Отецъ, мать, дѣдъ, прадѣдъ, пращуръ, — такъ молились и кланялись такъ, и свѣчи возжигали и простирались, касаясь лбомъ холоднаго пола, когда въ сумракѣ алтаря появлялась въ дымѣ кадильномъ чаша и дрожащій голосъ іерея несся, какъ бы изъ глубины тысячелѣтій: "всегда, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ!.." Отъ нижнихъ церковь зоветъ ваше сердце къ высшимъ и настраиваетъ васъ"...» (Берлинъ, 1922.) далѣе...


ГЕН. П. Н. КРАСНОВЪ. "ОТЪ ДВУГЛАВАГО ОРЛА..." ТОМЪ II-Й, Ч. 3-Я, ГЛАВА 55 (1922)

Двуглавый Орел. Малый Герб Российской Империи «Апостолъ Павелъ говоритъ: "Если я раздамъ все имѣніе мое, и отдамъ тѣло мое на сожженіе, а любви не имѣю: нѣтъ мнѣ въ томъ никакой пользы..." Слышите, Левъ Николаевичъ? Слышите Левинъ и Нехлюдовъ? Каково было ваше сердце, когда отдавали вы имѣніе свое крестьянамъ и отдавали тѣло свое на сожженіе Катюшѣ Масловой? Была въ васъ любовь?.. Нѣтъ! И потому не было вамъ отъ того никакой пользы. Любовь", говоритъ дальше апостолъ Павелъ, долготерпитъ, милосердствуетъ, любовь не завидуетъ, любовь не превозносится, не гордится. Не безчинствуетъ, не ищетъ своего, не раздражается, не мыслитъ зла. Не радуется неправдѣ, а сорадуется истинѣ; Все покрываетъ, всему вѣритъ, всего надѣется, все переноситъ". Какая яркая, какая точная программа всей жизни христіанина. Все съ любовью и все черезъ любовь и любовь прежде всего. Христіанинъ не отказывается отъ земного благополучія, — потому что богатство и дары земли даютъ ему возможность расширить дѣйствующую любовь и больше помогать ближнимъ. Богъ создалъ землю людямъ, чтобы они питались отъ земли. Онъ сотворилъ животныхъ, чтобы они служили человѣку, онъ создалъ рыбъ, чтобы онѣ кормили его. Земля, дающая хлѣбъ и плоды, питающая скотъ, одѣвающая насъ, производящая тепло и свѣтъ, дающая металлы, дана для того, чтобы на ней трудился человѣкъ. Трудъ надъ землею, обработка земли, сборъ урожая полей и садовъ, уходъ за стадомъ, ловля рыбы — вотъ о чемъ говоритъ Христосъ"...» (Берлинъ, 1922.) далѣе...


ГЕН. П. Н. КРАСНОВЪ. "ОТЪ ДВУГЛАВАГО ОРЛА..." ТОМЪ II-Й, Ч. 3-Я, ГЛАВА 54 (1922)

Двуглавый Орел. Малый Герб Российской Империи «"Христосъ во всей Своей земной жизни, во всей Своей проповѣди строго раздѣлялъ земное отъ небеснаго, наружное отъ внутренняго, людское отъ Божескаго, здѣшній не совершенный міръ отъ міра нездѣшняго. "...Вы отъ нижнихъ, Я отъ вышнихъ; вы отъ міра сего, Я не отъ міра cero". Внизу — борьба за существованіе, за пищу, одежду и кровъ, внизу браки и брачные пиры, похороны и скорбь, болѣзни, зависть, ненависть, преступленія, кровь, — все это чуждо Христу. Это царство земное съ его царями и начальниками, офицерами и солдатами, кровопролитными войнами, преступленіями и казнями. Земное царство грѣховныхъ людей. "Ищите же прежде царства Божія и правды Его, и это все приложится вамъ". Отецъ Василій остановился и перевелъ духъ. Онъ, преобразился. Глаза горѣли, Онъ самъ спрашивалъ и отвѣчалъ, тексты изъ Евангелія смѣшивались съ его рѣчами. Рѣчь его оживилась, онъ захватилъ Саблина своими словами и Саблинъ чувствовалъ, какъ трепетъ пробѣгалъ по его жиламъ. — "А гдѣ же оно? Гдѣ это царство Божіе, гдѣ искать то его?" "Не придетъ царствіе Божіе примѣтнымъ образомъ. И не скажутъ: "вотъ, оно здѣсь", или: "вотъ, тамъ". Ибо вотъ, царствіе Божіе внутрь васъ есть". Это желанія ваши, это помыслы ваши, это побужденія ваши. "...Изъ сердца исходятъ злые помыслы, убійства, прелюбодѣянія, любодѣянія, кражи, лжесвидѣтельства, хуленія..." Устройте въ сердцѣ вашемъ храмъ Божій, изгоните изъ него всѣ помышленія злыя и вы достигнете въ этомъ мірѣ...» (Берлинъ, 1922.) далѣе...


ГЕН. П. Н. КРАСНОВЪ. "ОТЪ ДВУГЛАВАГО ОРЛА..." ТОМЪ II-Й, Ч. 3-Я, ГЛАВА 53 (1922)

Двуглавый Орел. Малый Герб Российской Империи «"Христосъ намъ далъ только одну новую заповѣдь. Эта заповѣдь покрываетъ собою всѣ законы людскіе и тотъ, кто исполнитъ въ полной мѣрѣ эту заповѣдь — тотъ становится выше закона, потому что законъ для него ничто, выше власти, потому что власть безсильна противъ него, выше государства, потому что всѣ законы государственные бьются объ эту заповѣдь Христову, какъ разбивается морской прибой о неприступную скалу". Отецъ Василій, сказавши это, остановился. Онъ ожидалъ вопроса Саблина, но Саблинъ молчалъ. Опершись локтемъ на подушку онъ смотрѣлъ глубокимъ взоромъ на священника и слушалъ. "Христосъ зналъ, что въ этой заповѣди весь смыслъ жизни людей и тотъ, кто сумѣетъ исполнить ее, тотъ сможетъ стать счастливымъ на землѣ и пройти жизненный путь внѣ тѣхъ тяжелыхъ огорченій, которыя являются спутниками жизни всякаго не христіанина. Христосъ хотѣлъ, чтобы ученики Его поняли это и глубоко усвоили Его заповѣдь. Приближались послѣдніе дни земной жизни Іисуса Христа. Онъ зналъ, какъ Богъ, что Ему предстоитъ перенести муки крестной казни и, какъ человѣкъ, въ предвидѣніи смерти страдалъ. Его душа парила надъ землею, общаясь съ Богомъ и состояніе Его передавалось и Его ученикамъ, которые видѣли, что съ учителемъ ихъ происходитъ что то особенное. Христосъ собралъ учениковъ на послѣднюю общую трапезу. Онъ призвалъ ихъ однихъ, никого постороннихъ не было. Тихо мигали свѣтильники. Приближаллся праздникъ Пасхи и чувствовалось"...» (Берлинъ, 1922.) далѣе...


ПРЕП. ЕФРЕМЪ СИРИНЪ. СЛОВО 118-Е (1895)

Преподобный Ефрем Сирин «Ты стыдишься и краснѣешь, когда нужно сказать грѣхи свои? Стыдись лучше грѣшить, нежели исповѣдываться. Размысли: если не будетъ принесена исповѣдь здѣсь, то все будетъ исповѣдано тамъ предъ цѣлой вселенной. Гдѣ больше мученія? Гдѣ больше посрамленія? На дѣла мы отважны и безстыдны; а когда должно исповѣдаться, тогда стыдимся и медлимъ. Если будете исповѣдывать грѣхи свои, нѣтъ въ этомъ стыда; напротивъ того въ этомъ правда и добродѣтель. А если бы не было въ этомъ правды и добродѣтели; то исповѣдь не имѣла бы себѣ награды. Послушай, что сказано: глаголи ты грѣхи твоя прежде, да оправдишися (Иса. 43, 26). Повелѣваетъ исповѣдываться не для того, чтобъ ты былъ наказанъ, но чтобы ты былъ прощенъ. Итакъ произведемъ строгое испытаніе не только дѣлъ своихъ, но и словъ и помышленій, и строго изслѣдуемъ, какъ проведенъ каждый день, какой грѣхъ сдѣланъ въ продолженіи сего дня, сколько дней прожито худо, и какое движеніе или помышленіе возбудило насъ къ недоброму движенію. И постараемся по мѣрѣ грѣховъ своихъ показать и покаяніе. Наложимъ наказаніе на совѣсть, и подвергнемъ ее сильному уреканію, чтобы, по возстаніи отъ грѣха, страшась мучительности прежнихъ ранъ, не осмѣлиться намъ снова впасть въ ту же пучину. Веди въ совѣсти запись, и замѣчай въ ней ежедневные грѣхи свои, и пусть эта записная книга каждый день будетъ раскрыта передъ тобой; взвѣшивай самъ въ себѣ, что добраго и лукаваго тобою сдѣлано; приводи себѣ въ память...» (Сергіевъ Посадъ, 1897.) далѣе...


ПРЕП. ЕФРЕМЪ СИРИНЪ. СЛОВО 117-Е (1895)

Преподобный Ефрем Сирин «Послушайте, отцы и братія; врагъ часто подущаетъ человѣка, говоря; «Ты еще молодъ, удовлетвори своимъ пожеланіямъ. Какъ многіе, думаешь ты, наслаждались въ мірѣ, и не лишены вѣчныхъ благъ? И ты еще молодъ: ѣшь, пей, увеселяйся благами міра сего; подъ старость покаешься. И для чего хочется тебѣ съ такого возраста измождать тѣло своe»? Потомъ приходитъ старость, и этотъ коварный приводитъ изреченія Священнаго Писанія, и говоритъ: «Воздыхаешь ты, человѣкъ, сомнѣваешься въ Божіемъ милосердіи, и представляешь себѣ, что Богъ не милостивъ. А Божіе Писаніе проповѣдуетъ, что Богъ милостивъ и человѣколюбивъ. Чтожъ, развѣ не знаетъ Онъ, что немощный и слабый ты старецъ? Извѣстно Ему, что не можешь ты ни поститься, ни ночи проводить во бдѣніи, ни спать на голой землѣ. Не слышалъ ли ты, какъ говоритъ Онъ въ Евангеліи, что и съ ранняго и съ средняго возраста служащіе Ему, а также старики, получаютъ равную награду? Ибо сказалъ Онъ въ Евангеліи, что пришедшіе въ первомъ, и въ третьемъ, и въ шестомъ, и въ девятомъ, и въ одиннадцатомъ часу, получили равную плату. Вотъ и Пророкъ Давидъ пророчествовалъ: благословилъ есть малыя съ великими (Псал. 113, 21). — Такія рѣчи говоритъ врагъ знающимъ Писаніе, чтобы ни въ юности, ни въ старости не дать имъ оплакать грѣхи свои. А людямъ простымъ, подавая мечъ отчаянія, говоритъ: «На что ты разсчитываешь, человѣкъ? Для чего самъ себя обманываешь, говоря, что Богъ есть Богъ кающихся? Ты блудникъ, прелюбодѣй...» (Сергіевъ Посадъ, 1897.) далѣе...


СВТ. АѲАНАСІЙ ВЕЛИКІЙ. ПОСЛАНІЕ КЪ МОНАХУ АМУНУ (1903)

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский «Всѣ творенія Божіи добры и чисты, потому что Слово Божіе не сотворило ничего неблагопотребнаго или нечистаго. Ибо мы, по Апостолу, Христово благоуханіе есмы въ спасаемыхъ (2 Кор. 2, 15). Но поелику стрѣлы у діавола различны и многовидны, и людей простодушныхъ приводитъ онъ въ смущеніе, препятствуетъ братіямъ пребывать въ обычныхъ упражненіяхъ, всѣвая въ нихъ нечистые и скверные помыслы, то, по благодати нашего Спасителя, немногими словами отразимъ обольщеніе лукаваго, и подкрѣпимъ разумы людей простыхъ. Вся убо чиста чистымъ (Тит. 1, 15), а у нечистыхъ и совѣсть и все осквернено. Но дивлюсь ухищренію діавола; самь онь — мерзость и пагуба, а внушаеть, по-видимому помыслы о чистотѣ. Впрочемъ, дѣлаемое имъ есть болѣе козни, нежели испытаніе. Чтобы отвлечь подвижниковъ, какъ сказалъ я уже, отъ обычнаго и спасительнаго занятія и, по-видимому, овладѣть ими, для этого самаго начинаетъ онъ жужжать имъ въ уши о чемъ-нибудь такомъ, что никакой не приноситъ пользы для жизни, а только приводить къ пустымь вопросамъ и къ суесловію, отъ чего должно уклоняться. Напримѣръ: скажи мнѣ, возлюбленный и благоговѣйнѣйшій, чтó грѣха или нечистаго въ какомъ-нибудь естественномъ изверженіи? Захочетъ ли кто ставить въ вину выходящія изъ ноздрей мокроты, или изо рта слюны? А можешь указать еще и на важнѣйшее сего, на изверженія чрева, которыя живому существу необходимы для поддержанія жизни. Притомъ, если вѣруемъ...» (Сергіевъ Посадъ, 1903.) далѣе...


СВТ. АѲАНАСІЙ ВЕЛИКІЙ. ПОСЛАНІЕ КЪ ПРЕСВИТЕРУ ПАЛЛАДІЮ (1903)

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский «Возлюбленному сыну, пресвитеру Палладію, Епископъ Аѳанасій желаетъ о Господѣ радоваться. Получивъ и тобою однимъ писанное посланіе, былъ я радъ, тѣмъ наиболѣе, что ты по обыкновенію дышешь православіемъ. Причина же, по которой живешь ты вмѣстѣ съ возлюбленнымъ нашимъ Иннокентіемъ, извѣстна мнѣ стала не теперь только, но издавна, и я одобрилъ твое благоговѣніе. Продолжая поступать такъ, пиши и извѣщай насъ, какъ думаютъ о насъ братія, и какъ враги истины. А чтó доводишь до моего свѣдѣнія о кесарiйскихъ монахахъ, то извѣстно уже мнѣ отъ возлюбленнаго нашего Діанія, и именно, что они негодуютъ и противятся Епископу, возлюбленному нашему Василію. Хвалю тебя за то, что даешь объ этомъ знать, а имъ высказалъ я, чтó слѣдовало, и именно, чтобы какъ чада послушны были Отцу и не противорѣчили въ томъ, что онъ признаетъ лучшимъ. Если бы можно было подозрѣвать его въ разсужденіи истины, то хорошо было бы идти противъ него. А если твердо увѣрены, какъ и всѣ мы увѣрены, что онъ — похвала Церкви, подвизается паче за истину, и учитъ имѣющихъ въ томъ нужду; то надобно не противоборствовать таковому, а паче — одобрять благую его совѣсть. Ибо изъ разсказаннаго мнѣ возлюбленнымъ Діаніемъ открывается, что негодуютъ они напрасно. Василій, какъ твердо увѣренъ я, немощнымъ бываетъ немощенъ, да немощныя пріобрящетъ (1 Кор. 9, 22). И возлюбленные нами, взирая на цѣль и смотрѣніе его — соблюсти истину, да прославятъ Господа...» (Сергіевъ Посадъ, 1903.) далѣе...


ГЕН. П. Н. КРАСНОВЪ. "ОТЪ ДВУГЛАВАГО ОРЛА..." ТОМЪ II-Й, Ч. 3-Я, ГЛАВА 52 (1922)

Двуглавый Орел. Малый Герб Российской Империи «Отецъ Василій вдругъ поднялъ голову и смотрѣлъ вдаль. Онъ точно видѣлъ какія то картины, доступныя ему одному и говорилъ, рисуя ихъ передъ Саблинымъ: "Пустыня... пески..., — тихо произнесъ онъ. — Вдали маячатъ волнуемыя миражами прозрачныя горы. Нѣтъ воды, сухая растительность рѣдкими кустиками пробивается сквозь черные камни. Съ глухимъ ропотомъ бредетъ по этой пустынѣ громадная пестрая толпа людей. И богатые и бѣдные, и сильные и слабые, и здоровые и нездоровые, всѣ слились, въ одномъ желаніи найдти землю обѣтованную. Такъ живописуетъ намъ исходъ евреевъ изъ земли Египетской Библія. Сзади остался строгій египетскій законъ, бичи и скорпіоны, въ пустынѣ была свобода и закона не было. Разыгрались страсти человѣческія. Бѣдный потянулся къ имуществу богатаго и сказалъ: «мое!», голодный пошелъ тайно рѣзать чужой скотъ — случилось то, что всегда было..." Отецъ Василій помолчалъ немного и тихо, съ глубокою скорбью сказалъ: "и будетъ! Ибо несовершенны люди. Мало знали они о Богѣ и забыли они Бога. Обидъ и горя было много, судья одинъ — Моисей. И потянулись съ утра и до вечера толпы обиженныхъ къ Моисею со своими жалобами, ища защиты. И не стало у него времени заниматься дѣлами. Въ ту пору нагналъ Моисея Іоѳоръ, священникъ Мадіамскій, на дочери котораго былъ женатъ Моисей. Онъ увидалъ работу и труды Моисея по разбору людскихъ тяжбъ и понялъ, что Моисею съ этимъ не управиться. Іоѳоръ, человѣкъ"...» (Берлинъ, 1922.) далѣе...


ГЕН. П. Н. КРАСНОВЪ. "ОТЪ ДВУГЛАВАГО ОРЛА..." ТОМЪ II-Й, Ч. 3-Я, ГЛАВА 51 (1922)

Двуглавый Орел. Малый Герб Российской Империи «Сознаніе, грезы и полное безпамятство, смѣняли одно другое въ продолженіе нѣсколько дней. Чаще всего грезилось Саблину, что онъ лежитъ на постели и множество людей окружаетъ его. Они маленькіе въ полъ роста человѣка съ громадными головами и небольшими туловищами вродѣ тѣхъ людей, которыхъ рисуютъ на каррикатурахъ. Ихъ очень много толпится кругомъ Саблина, они приходятъ и уходятъ, наполняютъ комнату и проваливаются куда то, они оживлены и все время разговариваютъ другъ съ другомъ, но голосовъ ихъ не слышно. Они ничего не дѣлаютъ Саблину, но отъ ихъ присутствія Саблину неудобно и онъ не знаетъ, какъ ихъ прогнать. Иногда, сквозь эту толпу маленькихъ, суетливыхъ человѣчковъ, вдругъ протискается большая нормальная фигура, но она похожа на тѣнь. Она что то дѣлаетъ надъ Саблинымъ и послѣ нея человѣчки исчезаютъ, наступаетъ мракъ, спокойствіе и нирвана. А потомъ, черезъ сколько времени Саблинъ не могъ опредѣлить, — опять онъ лежитъ въ низкой тѣсной комнатѣ и маленькіе человѣчки съ большими головами оживленно толкутся вокругъ него, говорятъ, входятъ, проваливаются куда то и отъ нихъ такъ мучительно безпокойно. Мало по малу тѣ высокія, похожія на тѣни фигуры стали выявляться и пріобрѣтать реальныя формы и Саблинъ сталъ понимать, кто онѣ такія. Первымъ онъ узналъ короткаго толстаго человѣка съ рыжими усами и бородой, который трогалъ его холодными чисто вымытыми пальцами, и послѣ его прикосновеній...» (Берлинъ, 1922.) далѣе...


СИНОД. ПЕРЕВОДЪ. ПЕРВАЯ КНИГА МОИСЕЕВА: ИСХОДЪ (ГЛ. 1-10) (1902)

Святой пророк и боговидец Моисей «1. Вотъ имена сыновъ Израилевыхъ, которые вошли въ Египетъ съ Іаковомъ (отцомъ ихъ), вошли каждый со (всѣмъ) домомъ своимъ: 2. Рувимъ, Симеонъ, Левій и Іуда, 3. Иссахаръ, Завулонъ и Веніаминъ, 4. Данъ и Нефѳалимъ, Гадъ и Асиръ. 5. Всѣхъ же душъ, происшедшихъ отъ чреслъ Іакова, было семьдесятъ (пять), а Іосифъ былъ уже въ Египтѣ. 6. И умеръ Іосифъ и всѣ братья его и весь родъ ихъ; 7. а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возрасли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. 8. И возсталъ въ Египтѣ новый царь, который не зналъ Іосифа, 9. и сказалъ народу своему: вотъ, народъ сыновъ Израилевыхъ многочисленъ и сильнѣе насъ; 10. перехитримъ же его, чтобы онъ не размножался; иначе, когда случится война, соединится и онъ съ нашими непріятелями, и вооружится противу насъ, и выйдетъ изъ земли (нашей). 11. И поставили надъ нимъ начальниковъ работъ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И онъ построилъ фараону Пиѳомъ и Раамсесъ, города для запасовъ, (и Онъ, иначе Иліополь). 12. Но чѣмъ болѣе изнуряли его, тѣмъ болѣе онъ умножался и тѣмъ болѣе возрасталъ, такъ-что (Египтяне) опасались сыновъ Израилевыхъ. 13. И потому Египтяне съ жестокостью принуждали сыновъ Израилевыхъ къ работамъ 14. и дѣлали жизнь ихъ горькою отъ тяжкой работы надъ глиною и кирпичами и отъ всякой работы полевой, отъ всякой работы, къ которой принуждали ихъ съ жестокостью. 15. Царь Египетскій повелѣлъ повивальнымъ бабкамъ Евреянокъ...» (СПб., 1902.) далѣе...


СИНОД. ПЕРЕВОДЪ. ПЕРВАЯ КНИГА МОИСЕЕВА: БЫТІЕ (ГЛ. 41-50) (1902)

Святой праведный Иосиф Перекрасный «1. По прошествіи двухъ лѣтъ фараону снилось: вотъ, онъ стои́тъ у рѣки; 2. и вотъ, вышли изъ рѣки семь коровъ, хорошихъ видомъ и тучныхъ плотью, и паслись въ тростникѣ; 3. но вотъ, послѣ нихъ вышли изъ рѣки семь коровъ другихъ, худыхъ видомъ и тощихъ плотью, и стали подлѣ тѣхъ коровъ, на берегу рѣки; 4. и съѣли коровы худыя видомъ и тощія плотью семь коровъ хорошихъ видомъ и тучныхъ. И проснулся фараонъ, 5. и заснулъ опять, и снилось ему въ другой разъ: вотъ, на одномъ стеблѣ поднялись семь колосьевъ тучныхъ и хорошихъ; 6. но вотъ, послѣ нихъ выросло семь колосьевъ тощихъ и изсушенныхъ восточнымъ вѣтромъ; 7. и пожрали тощіе колосья семь колосьевъ тучныхъ и полныхъ. И проснулся фараонъ и понялъ, что это сонъ. 8. Утромъ смутился духъ его, и послалъ онъ, и призвалъ всѣхъ волхвовъ Египта и всѣхъ мудрецовъ его, и разсказалъ имъ фараонъ сонъ свой; но не было ни кого, кто бы истолковалъ его фараону. 9. И сталъ говорить главный виночерпій фараону и сказалъ: грѣхи мои вспоминаю я нынѣ; 10. фараонъ прогнѣвался на рабовъ своихъ и отдалъ меня и главнаго хлѣбодара подъ стражу въ домъ начальника тѣлохранителей; 11. и снился намъ сонъ въ одну ночь, мнѣ и ему, каждому снился сонъ особеннаго значенія; 12. тамъ же былъ съ нами молодый Еврей, рабъ начальника тѣлохранителей; мы разсказали ему сны наши, и онъ истолковалъ намъ каждому соотвѣтственно съ его сновидѣніемъ; 13. и ка́къ онъ истолковалъ намъ, та́къ и сбылось: я возвращенъ на мѣсто мое...» (СПб., 1902.) далѣе...


ПРЕП. АНТОНІЙ ВЕЛИКІЙ. ПИСЬМО 12-Е КЪ МОНАХАМЪ (1828)

Преподобный Антоний Великий «Возлюбленные мои въ Господѣ, любовь Божія всегда готова посѣщать души наши, и вспомоществовать въ добродѣтели тѣмъ людямъ, которые не обращаютъ мыслей сердца своего къ предметамъ суетнымъ, но непрестанно воспоминаютъ о Церкви первородныхъ (Евр. 12, 23). Поелику сіе воспоминаніе есть дѣйствіе Духа Божія: то Онъ же и молится за нихъ; потому что они сдѣлались сынами Его, и Онъ родилъ ихъ духовно. И я также непрестанно днемъ и ночью воспоминаю о васъ въ молитвахъ моихъ, и прошу Господа нашего, чтобы Онъ укрѣпилъ вѣру вашу, умножилъ добродѣтели ваши, утвердилъ мудрость вашу и навыкъ различать истину отъ лжи, и даровалъ вамъ духовнаго мужества болѣе, нежели сколько вы имѣете. Я непрестанно молюсь о васъ, потому что я родилъ васъ во Христѣ, и вы сдѣлались моими сынами. Такъ и Апостолъ Павелъ, родивши духовно Тимоѳея, написалъ къ нему слѣдующія слова: Непрестанно имамъ о тебѣ память въ молитвахъ моихъ день и нощь: желая видѣти тя, поминая слезы твоя, да радости исполнюся (2 Тим. 1, 3. 4). Дѣти мои, обратите вниманіе на сего Апостола. Онъ занимался слѣдующими тремя предметами вразсужденіи Тимоѳея, котораго родилъ духовно, и который сдѣлался его сыномъ: вопервыхъ днемъ и ночью воспоминалъ о немъ, вовторыхъ молился о немъ, въ третьихъ желалъ видѣть его. Равнымъ образомъ и я, возлюбленные мои, любя васъ за правоту сердца вашего, вразсужденіи васъ дѣлаю то же, что дѣлалъ Апостолъ Павелъ...» («Христіанское Чтеніе». СПб., 1826.) далѣе...


ПРЕП. АНТОНІЙ ВЕЛИКІЙ. ПИСЬМО 11-Е КЪ МОНАХАМЪ (1828)

Преподобный Антоний Великий «Благословенныя дѣти мои! вы должны, знать, что я пишу къ вамъ, какъ къ дѣтямъ любезнымъ мнѣ, достойнымъ благословенія и наслѣдія царства небеснаго. Поелику вы сдѣлались достойными небеснаго наслѣдія: то должны непрестанно, и днемъ и ночью, воспоминать о сынахъ царства небеснаго, если только хотите быть вмѣстѣ съ ними. Непрестанное воспоминаніе о семъ сдѣлаетъ васъ достойными того, что Богъ будетъ охранять васъ отъ всякаго зла, и вы научитесь различать добро отъ зла, избирать то, что для васъ полезнѣе, и такимъ образомъ стремиться къ пріобрѣтенію благъ, которыя уготованы праведнымъ. Поелику вы, дѣти мои, мнѣ весьма любезны, и сдѣлались сынами царства небеснаго: то я непрестанно молю Бога о васъ, чтобы Онъ далъ вамъ благодать, быть проницательными, разсудительными, и различать добро отъ зла. Сія благодать, по словамъ Апостола Павла, есть твердая пища совершенныхъ. Совершенные суть тѣ, которые имѣютъ чувствія обучена долгимъ ученіемъ въ разсужденіе добра же и зла (Евр. 5, 14), и которые потому сдѣлались сынами царства, и получили Божественное усыновленіе. Они имѣютъ мудрость и навыкъ, различать доброе отъ худаго во всѣхъ дѣлахъ своихъ, такъ что ихъ не можетъ обмануть ни человѣкъ, ни діаволъ. Діаволъ часто предлагаетъ зло подъ видомъ добра, и многихъ обманываетъ; потому что они не имѣютъ мудрости и навыка, открывать обманъ. Блаженный Павелъ, зная, что сей навыкъ и мудрость принадлежатъ къ числу тѣхъ...» («Христіанское Чтеніе». СПб., 1826.) далѣе...


ПРЕП. ЕФРЕМЪ СИРИНЪ. СЛОВО 116-Е (1895)

Преподобный Ефрем Сирин «Вспомнилъ я, возлюбленные, объ ономъ часѣ, и вострепеталъ; помыслилъ о страшномъ ономъ судѣ и о райскомъ веселіи, и пришелъ въ ужасъ, и воздыхая рыдалъ, пока оставалась во мнѣ крѣпость: потому что дни свои провелъ я въ лѣности, въ разсѣяніи, въ нечистыхъ помыслахъ. Увы мнѣ! Что мнѣ дѣлать отъ стыда въ оный часъ, когда окружатъ меня знакомые мои, которые видѣли меня въ этой одеждѣ благочестія, и ублажали; тогда какъ внутренно исполненъ я беззаконія и нечистоты, и забылъ Испытующаго сердца и утробы? Подлинно тамъ будетъ стыдъ: жалокъ, кто тамъ будетъ постыжденъ. Умоляю Тебя щедротами Твоими, Боже, не поставь меня ошуюю съ прогнѣвавшими Тебя козлищами; не скажи мнѣ: не вѣмъ тебя. Но по великому благоутробію Твоему дай мнѣ непрестанныя слезы и сокрушеніе, смири сердце мое, и очисти его, чтобы стало оно святымъ храмомъ благодати Твоей. Хотя грѣшенъ я и недостоинъ, но непрестанно ударяю въ дверь Твою; хотя лѣнивъ я и нерадивъ, но Твоимъ иду путемъ. Итакъ, братія мои возлюбленные, постараемся угождать Богу, пока есть еще время; будемъ день и ночь плакать предъ Нимъ въ молитвѣ и псалмопѣніи, чтобы избавилъ насъ отъ онаго нескончаемаго плача, отъ скрежета зубовъ, отъ огня геенскаго, отъ червя неусыпающаго, и чтобы исполнилъ насъ радости въ царствѣ Своемъ и въ вѣчной жизни, откуда бѣжали болѣзнь, печаль и воздыханіе...» (Сергіевъ Посадъ, 1897.) далѣе...


ПРЕП. ЕФРЕМЪ СИРИНЪ. СЛОВО 115-Е (1895)

Преподобный Ефрем Сирин «Какъ въ полночь, когда всѣ спятъ, при внезапномъ великомъ шумѣ съ неба, ужасныхъ громахъ, страшныхъ молніяхъ и землетрясеніи, приходятъ въ страхъ всѣ дѣлавшіе зло, и размысливъ объ этомъ, начинаютъ ударять себя въ грудь, лежа на ложахъ своихъ; потому что не куда имъ бѣжать и негдѣ скрыться: такъ и въ оный часъ Христосъ возблещетъ внезапно, какъ бы самая быстрая молнія, и ужаснетъ всю землю; страшно прозвучитъ съ неба труба, и возбудитъ усопшихъ; небеса и силы ихъ поколеблются; и вся земля, какъ вода въ морѣ, вострепещетъ отъ лица славы Его; потому что страшный огнь потечетъ отъ лица Его, очищая землю отъ всего, что оскверняетъ ее. Адъ отверзетъ врата свои. Смерть прійдетъ въ бездѣйствіе; потому что персть естества человѣческаго, услышавъ трубный гласъ, оживотворится. Чудное дѣло, возлюбленные братія, видѣть, какъ въ оный часъ кости естества человѣческаго, подлинно въ несчетномъ числѣ, подобно множеству рыбъ кружащихся въ морѣ, въ одно мгновеніе ока устремятся, каждая къ своему составу. Воскрешенные возопіютъ и скажутъ: «слава Собравшему и Воскресившему насъ, по человѣколюбію Своему»! Тогда праведники возрадуются; со славою, въ срѣтеніе безсмертному Жениху, восхищены будутъ на облакахъ всѣ любящіе Его и старавшіеся исполнять всю волю Его. Въ какой мѣрѣ каждый очистилъ здѣсь сердце свое, въ такой увидитъ тогда славу Его; и какъ вожделѣвалъ Его здѣсь, такъ насытится любовію Его! Въ тотъ часъ и первозданный Адамъ...» (Сергіевъ Посадъ, 1897.) далѣе...


БЕСѢДЫ ПРЕП. МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО. БЕСѢДА 13-Я (1979)

Преподобный Макарий Великий, Египетский «Желающій угодить Богу и, вѣруя, стать сонаслѣдникомъ Христа, при этомъ стараясь быть подражателемъ Господнимъ, чтобы и самому именоваться «сыномъ Божіимъ», родившимся отъ Духа, прежде всего долженъ, окрылившись долготерпѣніемъ и стойкостью, доблестно переносить всевозможныя и разновидныя скорби, невзгоды и нужды, будь то тѣлесныя болѣзни и тяготы, будь то поношенія и оскорбленія со стороны людей, а также — невидимыя различныя скорби, насылаемыя на душу злыми духами, дѣйствующими съ той цѣлью, чтобы воспрепятствовать человѣку войти въ Царство и привести душу въ разслабленіе, равнодушіе и нетерпѣніе, что происходитъ по промыслу Господа, допускающаго, чтобы каждая душа была испытана въ различныхъ скорбяхъ, дабы души, любящія Бога всѣмъ сердцемъ, обнаружили себя, доблестно перенося все насылаемое имъ лукавымъ и не отступая отъ надежды на Господа, но всегда ожидая въ вѣрѣ и великомъ терпѣніи, когда благодать Божія — силою которой они возмогутъ избѣгнуть всякаго искушенія, освободитъ ихъ; и такимъ образомъ, достигнувъ обѣтованія Духа, они становятся достойными Царства. Итакъ, душа, послѣдующая слову Господню, должна — по написанному — съ радостью взять на себя крестъ Господень, будучи готовой, ради Господа, перенести всякое приходящее искушеніе, какъ скрытое, такъ и явное, и всегда возлагать надежду на Господа, вѣруя, что въ Его власти какъ допустить душу испытать скорби, такъ и освободить ее...» (Монреаль, 1979.) далѣе...


"ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ" №3-4 (МАЙ-АВГУСТЪ) 1994 ГОДА

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский «Актъ Прославленія Святителя Іоанна: Богоугодное житіе и суровый аскетическій подвигъ отличали будущаго Святителя Іоанна отъ юности его. На каѳедру богоспасаемаго града Шанхая онъ былъ призванъ Священноначаліемъ Русской Православной Церкви Заграницей въ 1934 году, въ возрастѣ тридцати восьми лѣтъ и пробылъ на ней 14 лѣтъ, до того времени, когда вмѣстѣ со своимъ клиромъ и паствой, по причинѣ прихода къ власти коммунистовъ, долженъ былъ оставить Китай. Далѣе слѣдуетъ одиннадцать лѣтъ управленія епархіей Брюссельской и Западно-Европейской и, наконецъ, послѣдніе три съ половиной года, отдано епархіи Западно-Американской и Санъ-Францисской. Всѣ эти годы повинуясь духовно услышанному указанію свыше Святитель, не щадя своихъ силъ, но обновляя ихъ ежедневнымъ причащеніемъ Святыхъ Христовыхъ Таинъ, совершалъ служеніе архипастырское, преподобническое, умерщвляя плоть свою отказомъ отъ ложа отдохновенія, а миссіонерское, расширяя сердце свое всѣмъ племенамъ и народамъ и взаимно вмѣщаясь въ сердца ищущихъ назиданія людей разноплеменныхъ. Чудеса исцѣленія и даръ прозрѣнія украсили этотъ его путь, завершенный легкимъ преставленіемъ отъ жизни временной въ вѣчную, подъ покровомъ Пречистой Богоматери, сопутствуя Ея чудотворной иконѣ «Курской-Коренной Знаменіе» — Одигитріи Зарубежья нашего. Въ 1993 году Архіерейскій Соборъ, засѣдавшій тогда въ Лѣсненской Женской обители, во Франціи, подъ покровомъ...» (Jordanville, 1994.) далѣе...

Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ

0