Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

Церковный календарь


Суббота, 25 Ноября 2017 года (12 Ноября 2017 по ст.ст.)
Седмица 25-я по Пятидесятницѣ. Гласъ 7-й
Свят. Іоанна Милостиваго, патр. Александрійскаго (†620) (житіе; служба; проповѣдь). Преп. Нила, постника Синайскаго (†V) (житіе; творенія; служба). Блаж. Іоанна Власатаго, Христа ради юродиваго, Ростовскаго чудотворца (†1580) (житіе). Преп. Нила Мѵроточиваго, Аѳонскаго (†1651) (житіе; ακολουθία). Прор. Ахіи (†ок.960 до Р.Х.) (житіе). Свят. Мартина, еп. Франгійскаго (†98). Свят. Льва Стипіота, патр. Константинопольскаго (†1143). Мучч. Саввы Константинопольскаго (†1726). Муч. Николая Константинопольскаго (†1732). Иконы Божіей Матери «Милостивыя-Киккскія».

О Церковномъ календарѣ

Мы предлагаемъ Вашему вниманію одинъ изъ проектовъ «Русскаго Портала» — интерактивный Православный Церковный календарь, который умѣетъ опредѣлять даты какъ по Юліанскому («старому»), такъ и по Григоріанскому (т. н. «новому») календарю, сообщаетъ о событіяхъ переходящихъ (минейныхъ) и непереходящихъ (связанныхъ съ Пасхой) цикловъ, показываетъ гласъ недѣли, №№ недѣль по Пасхѣ и Пятидесятницѣ въ періодъ съ 1 января 25 г. по 31 декабря 2199 г. (н. ст.).

Базы Церковнаго Календаря составлены на основаніи Троицкаго Православнаго Русскаго календаря (Свято-Троицкій монастырь, Jordanville, 2000 г.), который былъ дополненъ памятями святыхъ изъ «Полнаго Мѣсяцеслова Востока» Архіеп. Сергія (Спасскаго) (Владиміръ, 1901 г.), «Мѣсяцеслова Православной Каѳолической Восточной Церкви» Прот. Алексія Мальцева (Берлинъ, 1900-1901 гг.), «Пространнаго мѣсяцеслова русскихъ святыхъ и краткихъ свѣдѣній о чудотворныхъ иконахъ Божіей Матери» Н. Тальберга (Jordanville, 1951) и другихъ авторитетныхъ источниковъ.

Проектъ еще не завершенъ. Если вы замѣтили ошибки или неточности въ работѣ или текстахъ Церковнаго Календаря и (или) если вы желаете оказать посильную помощь въ развитіи проекта (подготовка текстовъ житій святыхъ, наборъ тропарей и кондаковъ), свяжитесь съ нами. Намъ нужна Ваша помощь!

RSS-каналъ сайта — http://www.russportal.ru/news/rss.php?h=4.         Разсылка новостей — http://www.russportal.ru/subscribe
Ссылки для установки — Церковный календарь и (или) Икона дня на Вашемъ сайтѣЦитата «Торжество Православія».
Экспортъ новостей въ «Живомъ журналѣ»http://russportal.livejournal.com

Общія указанія на 2017 годъ.

Отъ сотворенія міра — 7525 годъ (съ 1 сентября — 7526 годъ). Отъ Рождества по плоти Бога Слова — 2017 годъ. Отъ крещенія Русскаго народа — 1029 годъ.

Зрячая Пасхалія на 2017 годъ.

Инди́ктъ — 3; Кру́гъ со́лнцу — 21; Вруцѣлѣ́то — 5; Кру́гъ лунѣ́ — 1; Основа́ніе — 14; Епа́кта — 7; Клю́чь грани́цъ — «Л».

Священная Пасхалія на 5 лѣтъ.

ГодъНачало ТріодиМясопустъПасхаПятидесятница
201723 января (5 февраля)6 (19) февраля3 (16) апрѣля22 мая (4 іюня)
201815 (28) января29 января (11 февраля)26 марта (8 апрѣля)14 (27) мая
20194 (17) февраля18 февраля (3 марта)15 (28) апрѣля3 (16) іюня
202027 января (9 февраля)10 (23) февраля6 (19) апрѣля25 мая (7 іюня)
20218 (21) февраля22 февраля (7 марта)19 апрѣля (2 мая)7 (20) іюня

Праздники двунадесятые:
6 (19) янв. — Крещеніе Господне;12 (25) мая — Вознесеніе Господне;8 (21) сент. — Рождество Пресв. Богородицы;
2 (15) фев. — Срѣтеніе Господне;22 мая (4 іюня) — День Святой Троицы;14 (27) сен. — Воздвиженіе Креста Господня;
25 мар. (7 апр.) — Благовѣщеніе Пресв. Богор.;6 (19) авг. — Преображеніе Господне;21 ноя. (4 дек.) — Введеніе во храмъ Пресв. Богор.;
27 мар. (9 апр.) — Входъ Господень въ Іерус.;15 (28) авг. — Успеніе Пресв. Богородицы;25 дек. (7 янв.) — Рождество Христово.

Великіе праздники:
1 (14) янв. — Обрѣзаніе Господне. Св. Василія Вел.;29 іюн. (12 іюл.) — свв. апп. Петра и Павла;1 (14) окт. — Покровъ Пресвятой Богородицы.
24 іюн. (7 іюл.) — Рождество св. Іоанна Предтечи;29 авг. (11 сент.) — Усѣкн. главы Іоанна Предт.;

Посты:
Навечеріе Богоявленія — 5 (18) янв.Успенскій постъ — 1 (14) авг. – 14 (27) авг.Рождеств. постъ — 15 (28) ноя. – 24 дек. (6 янв.)
Великій постъ — 14 (27) февр. – 2 (15) апр.Усѣкн. главы Іоанна Крестителя — 29 авг. (11 сент.).Каждая среда и пятница, кромѣ спл. седмицъ.
Петровъ постъ — 30 мая (12 іюня) – 28 іюня (11 іюля).Воздвиженіе Креста Господня — 14 (27) сент.

Сплошныя седмицы:
Рождеств. святки — 25 дек. (7 янв.) – 4 (17) янв.Седмица сырная — 7 (20) февр. – 12 (25) февр.Троицкая седмица — 23 мая (5 іюня) – 28 мая (10 іюня).
Седм. мытаря и фарисея — 24 янв. (6 февр.) – 29 янв. (11 февр.)Седмица Пасхальная — 4 (17) апр. – 9 (22) апр.

Дни, въ которые не вѣнчаются браки:
        Во всѣ посты. По вторникамъ, четвергамъ и субботамъ (т. е. наканунѣ среды, пятницы и воскресенія въ теченіе всего года). Наканунѣ двунадесятыхъ, храмовыхъ и великобдѣнныхъ праздниковъ. Наканунѣ уставныхъ дней всеобщаго поминовенія усопшихъ. Въ дни Рождественскихъ святокъ съ 25 дек. (7 янв.) по 6 (18) янв. Въ теченіе Сырной седмицы. Въ теченіе Свѣтлой (Пасхальной) седмицы.

Уставные дни всеобщаго поминовенія усопшихъ:
Суббота мясопустная — 5 (18) февр.«Радоница» — 27 апр. (10 мая).Усѣкн. главы св. Іоанна Предт. — 29 авг. (11 сент.).
Субботы 2, 3 и 4 Вел. поста — 26 фе. (11 мар.), 5 (18) и 12 (25) мар.Суббота Троицкая — 21 мая (3 іюня).Суббота Димитріевская — 15 (28) окт.

«День за днемъ». Дневникъ православнаго священника

12 / 25 НОЯБРЯ.

День за днем. Дневник православного священникаОнъ прощаетъ всѣ беззаконiя твои, исцѣляетъ всѣ недуги твои, избавляетъ отъ могилы жизнь твою, вѣнчаетъ тебя милостями и щедротами; насыщаетъ благами желанiе твое (Псал. 102, 3-5).

Какое богатство милостей Господнихъ въ этомъ перечисленiи. Каждая изъ нихъ стóитъ всѣхъ сокровищь земныхъ. Если мы не прощены, мы остаемся вѣчно подъ тяжкимъ бременемъ нашихъ грѣховъ, но Господь прощаетъ, прощаетъ всѣ беззаконiя наши всецѣло и навсегда. Если мы не исцѣлены, мы остаемся на вѣки подъ гнетомъ болѣзни, одержимые проказою грѣха; но Господь исцѣляетъ всѣ наши недуги вполнѣ. Господь избавляетъ насъ отъ всякой опасности, сохраняетъ насъ, защищаетъ и насыщаетъ насъ всѣми благами. Вѣнецъ земной покрытъ шипами, листья его увядаютъ, онъ не проченъ. Но Господь вѣнчаетъ Свой народъ милостями и щедротами, пребывающими во вѣки, сiяющими свѣтомъ истиннымъ, неувядающею славою. Земная жизнь не можетъ утолить нашъ голодъ, высшiя стремленiя никогда не удовлетворятся на землѣ. Но Господь восполняетъ Своими вѣчными благами всѣ желанiя наши, ибо кто будетъ пить воду, которую Я дамъ ему, — говоритъ Господь, — тотъ не будетъ жаждать во вѣкъ, — но вода, которую Я дамъ ему, сдѣлается въ немъ источникомъ текущимъ въ жизнь вѣчную. (Iоан. 4, 14).

Анонсы обновленій

ИКОНА БОЖІЕЙ МАТЕРИ ИВЕРСКАЯ-МѴРОТОЧИВАЯ (СКАЗАНІЕ И АКАѲИСТЪ) (1995)

Икона Божией Матери Иверская-Мироточивая Монреальская «Въ 1981 году я и двое моихъ друзей отправились изъ Канады на Святую Гору Аѳонъ. Мнѣ очень хотѣлось побывать въ келліи Данилеевъ, въ которой есть школа, гдѣ пишутъ иконы, согласно древней традиціи. Путь былъ нелегкимъ: мы плыли на лодкѣ, потомъ восемь часовъ шли по горамъ пѣшкомъ. Келлія все не открывалась намъ. Когда стало совсѣмъ невмоготу и я сказалъ товарищу, что больше не могу идти, мы увидѣли небольшой скитъ и рѣшили остановиться въ немъ. Это былъ скитъ во имя Рождества Христова. Игуменъ-настоятель отецъ Климентъ радушно принялъ насъ, угостилъ на террасѣ чаемъ, послѣ чего пригласилъ въ домъ. И тутъ я увидѣлъ икону, отъ которой мое сердце какъ будто перевернулось въ груди. Мнѣ трудно объяснить, что же произошло тогда и почему я такъ сразу привязался всей душой къ этому образу, но только я сталъ настойчиво просить монаховъ продать мнѣ икону. Они отказались, пояснивъ, что она — одна изъ первыхъ, написанныхъ въ скиту иконъ, и потому не продается. Но я не прекращалъ своихъ настойчивыхъ и долгихъ просьбъ. Мой другъ, понимающій по-гречески, даже усталъ ихъ переводить. Монахи были вѣжливы и непреклонны. Они даже предлагали сдѣлать съ нея списокъ. И я начиналъ понимать всю тщетность моихъ усилій. На литургіи, во время пѣнія «Достойно есть», я палъ ницъ и усердно молился Пресвятой Дѣвѣ: "Я уже сдѣлалъ все, что можно сдѣлать по-человѣчески — я имъ предлагалъ деньги и надоѣдливо упрашивалъ игумена, но, Божія Матерь"...» (СПб., 1995.) далѣе...


Л. Д. ПЕРЕПЕЛКИНА. ЮЛІАНСКІЙ КАЛЕНДАРЬ - 1000-ЛѢТНЯЯ ИКОНА ВРЕМЕНИ НА РУСИ (1989)

Явление Честного Креста 14(27) сентября 1925 года над монастырем св. Иоанна Богослова в Афинах «Отмѣчая 1000-лѣтіе Крещенія Руси, невозможно обойти молчаніемъ вопросъ Юліанскаго календаря, который имѣетъ на Руси тоже 1000-лѣтнюю исторію. Многіе задаются вопросомъ, почему Русская Православная Церковь, несмотря ни на какія календарныя реформы, продолжаетъ жить согласно тому-же календарю, согласно которому жила древняя Русь и весь средневѣковый христіанскій Западъ. Объяснить это просто традиціоннымъ пассеизмомъ или отсталостью, какъ это пытаются иногда дѣлать, значило бы легковѣсно уклониться отъ серьезнаго отвѣта и впасть во власть предубѣжденій. Попытаемся же вникнуть въ причины удивительной жизненности Юліанскаго календаря на Руси. Какъ извѣстно, эта система лѣтосчисленія пришла на Русь изъ Византіи. Церковный Юліанскій календарь представляетъ собой византійскій синтезъ календарно-астрономическаго наслѣдія древняго Вавилона и Египта въ сочетаніи съ ученостью отцовъ Александрійской Церкви, получившій свое осуществленіе въ эпоху св. равноапостольнаго царя Константина Великаго. Эта система исчисленія времени, органически сочетающая въ себѣ Юліанскій календарь съ Александрійской Пасхаліей, въ Византіи называлась «Великимъ индиктіономъ», на Западѣ — Сіrсulus Маgnus, а въ Россіи «Міротворнымъ кругомъ». Говоря о календарѣ, необходимо подчеркнуть, что уже съ незапамятныхъ временъ календарь понимался не просто какъ орудіе для измѣренія времени, но какъ нѣчто, организующее время и опредѣляющее...» («Православный Путь». Jordanville, 1989.) далѣе...


ПРОФ. П. В. ВЕРХОВСКОЙ. ПАТРІАРХЪ ТИХОНЪ (1919)

Святитель Тихон, патриарх Всероссийский «5-го ноября въ храмѣ Христа Спасителя множествомъ архіереевъ и духовенства была отслужена торжественная литургія въ присутствіи членовъ Собора. По окончаніи часовъ покойный митрополитъ Владиміръ, въ присутствіи выборныхъ свидѣтелей, съ особыми церемоніями написалъ имена трехъ избранныхъ кандидатовъ на патріаршество — Антонія, архіепископа Харьковскаго; Арсенія, архіепископа Новгородскаго и Тихона, митрополита Московскаго — на равныхъ листкахъ бумаги, свернулъ каждый жребій въ трубочку, сложилъ поперекъ, надѣлъ на каждый изъ нихъ резиновое кольцо, вложилъ въ особый ковчежецъ, закрылъ его, обвязалъ тесьмою, концы которой запечаталъ сургучной печатью, встряхнулъ ковчежецъ, вынесъ его изъ алтаря и положилъ на особо уготованномъ столикѣ предъ мѣстною иконою Божіей Матери. На томъ же столикѣ была положена и нарочно принесенная во время литургіи изъ Успенскаго Собора чудотворная Владимірская икона Божіей Матери, предъ которой молились и были избираемы древніе Русскіе патріархи. По окончаніи литургіи былъ совершенъ торжественный молебенъ, по нарочито составленному чину, Христу Спасителю, Пречистой Богоматери и святителямъ московскимъ Петру, Алексію, Іонѣ, Филиппу и Ермогену, послѣ котораго митрополитъ Владиміръ взошелъ на солею, взялъ ковчежецъ и изнесъ его на амвонъ посрединѣ храма. Приподнявъ его въ виду всѣхъ присутствовавшихъ, онъ сотрясалъ его...» (Ростовъ-на-Дону, 1919.) далѣе...


ПРЕП. ЕПИФАНІЙ ПРЕМУДРЫЙ. ЖИТІЕ ПРЕП. СЕРГІЯ РАДОНЕЖСКАГО. ГЛАВА 11-Я (1903)

Миниатюра из лицевого Жития преподобного Сергия, Радонежского чудотворца «Стефанъ, родной братъ Сергія, пришелъ изъ Москвы и привелъ съ собой меньшаго сына своего, Іоанна. Войдя въ церковь и взявъ сына за руку, онъ вручилъ его игумену Сергію, прося постричь его въ иноческій образъ. Преподобный Сергій постригъ его и далъ ему имя въ монашествѣ — Ѳеодоръ. Видя это, старцы удивились вѣрѣ Стефана, какъ онъ нисколько не пожалѣлъ сына своего, бывшаго тогда еще ребенкомъ, но съ дѣтства отдалъ его Богу — подобно тому, какъ древній Авраамъ не пощадилъ сына своего Исаака. Итакъ Ѳеодоръ съ малыхъ лѣтъ былъ воспитанъ подъ руководствомъ дяди своего въ подвижничествѣ, во всякомъ благочестіи и чистотѣ, и преуспѣвалъ, украшая себя всѣми монашескими добродѣтелями, пока не достигъ въ мѣру возраста совершенства духовнаго. Нѣкоторые передавали, что онъ былъ постриженъ девяти лѣтъ, а другіе утверждали, что двѣнадцати. О прочихъ его дѣлахъ будетъ сказано въ другомъ мѣстѣ, такъ какъ для этого требуется своевременное соотвѣтствующее слово; намъ же должно возвратиться къ оставленной выше рѣчи, чтобы не прерывать настоящей повѣсти. Итакъ многіе изъ разныхъ городовъ и странъ приходили къ нему и оставались жить при немъ. Имена ихъ написаны въ «книгахъ животныхъ» (Апок. 22, 19). По мѣрѣ умноженія числа братіи, строились кельи, и монастырь мало-по-малу распространялся. Видя умножающееся братство, Преподобный Сергій умножалъ и труды свои, подавая собою во всемъ примѣръ стаду своему...» (Сергіевъ Посадъ, СТСЛ. 1903.) далѣе...


ПРЕП. ЕПИФАНІЙ ПРЕМУДРЫЙ. ЖИТІЕ ПРЕП. СЕРГІЯ РАДОНЕЖСКАГО. ГЛАВА 10-Я (1903)

Миниатюра из лицевого Жития преподобного Сергия, Радонежского чудотворца «Когда преподобный отецъ нашъ игуменъ Сергій возвратился въ свой монастырь, въ обитель Святыя Троицы, то братія встрѣтили его съ великою радостію, и всѣ поклонились ему до земли. Войдя въ церковь, онъ палъ лицемъ на землю и со слезами молился Царю невидимому, взирая на икону Святыя Троицы. Призывалъ онъ на помощь Пресвятую Богородицу, предстоящихъ престолу Божію Небесныхъ Силъ, Предтечу Господня, мудрыхъ Апостоловъ, съ ними — великихъ святителей: Василія Великаго, Григорія Богослова и Іоанна Златоустаго и всѣхъ Святыхъ. Молитвами ихъ просилъ онъ отъ десницы Вседержителя даровать ему съ несомнѣннымъ дерзновеніемъ — предстоять престолу Живоначальной Троицы и касаться руками Агнца Божія, за міръ закланнаго, Христа Сына Божія. Послѣ этого Блаженный началъ говорить братіи словами Господа такъ: подвизайтесь, братія, войти узкими вратами (Матѳ. 7, 13), ибо царство небесное нудится, и нуждницы восхищаютъ е (Матѳ. 11, 12). Апостолъ Павелъ говорить къ Галатамъ: плодъ духовный есть: любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, вѣра, кротость, воздержаніе (6, 22). И Давидъ сказалъ: пріидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу васъ (Пс. 33, 12). Затѣмъ онъ благословилъ братію, говоря имъ: молитесь, братія и о мнѣ, ибо я совсѣмъ грубъ и неразуменъ. Я принялъ отъ Небеснаго Царя талантъ, чтобы пещись о паствѣ словесныхъ овецъ, и долженъ буду въ этомъ дать Ему отвѣтъ...» (Сергіевъ Посадъ, СТСЛ. 1903.) далѣе...


ЕП. НЕСТОРЪ КАМЧАТСКІЙ. РАЗСТРѢЛЪ МОСКОВСКАГО КРЕМЛЯ 27 ОКТЯБРЯ – 3 НОЯБРЯ 1917 Г. (1920)

Московский Кремль «Съ 27-го октября по 3 ноября 1917 года Первопрестольная Москва пережила свою «Страстную Седмицу», когда въ теченіе семи сутокъ равстрѣливалась артиллерійскимъ, бомбометнымъ, пулеметнымъ и ружейнымъ огнемъ. Русское оружіе, въ которомъ ощущался недостатокъ для обороны противъ сильно вооруженнаго непріятеля на фронтѣ въ началѣ войны, нынѣ было заготовлено (нами и нашими союзниками) въ огромномъ количествѣ, но къ ужасу нашей Родины оно было обращено не на непріятеля, а на своихъ же русскихъ братій, на разстрѣлъ своихъ родныхъ городовъ и святынь. Лишь только замолкли вечерніе колокола «Московскихъ Сороковъ» и вѣрующій народъ возвратился изъ храмовъ въ свои мирные домашніе очаги, какъ улицы Бѣлокаменной оглушились первыми ружейными выстрѣлами. Было бы понятно, если бы, дѣйствительно, полонилъ нашу Москву лютый врагъ нѣмецъ, то и жизнь бы свою не пощадилъ тогда всякій изъ насъ — русскихъ людей, кому дорога Родина и дороги великія Московскія и Всероссійскія Святыни съ ихъ Священнымъ Кремлемъ, но если бы вы пристальнѣе всмотрѣлись въ лица людей, стрѣлявшихъ по мирной Москвѣ и разрушавшихъ Священный Кремль, то вы увидѣли бы въ большинствѣ случаевъ въ нихъ своего родного русскаго брата. Съ 28-го октября жизнь въ Москвѣ становилась все страшнѣе и ужаснѣе...» (Токіо, 1920.) далѣе...


КН. Е. Н. ТРУБЕЦКОЙ. ОЧЕРКЪ (3-Й) О РУССКОЙ ИКОНѢ "РОССІЯ ВЪ ЕЯ ИКОНѢ" (1965)

Святой великомученик Георгий Победоносец «Въ ризницѣ Троицко-Сергіевской лавры есть шитое шелками изображеніе св. Сергія, котораго нельзя видѣть безъ глубокаго волненія. Это — покровъ на раку преподобнаго, подаренный лаврѣ великимъ княземъ Василіемъ, сыномъ Дмитрія Донского, приблизительно въ 1423 или въ 1424 году. Первое, что поражаетъ въ этомъ изображеніи — захватывающая глубина и сила скорби: это — не личная или индивидуальная скорбь, а печаль обо всей землѣ русской, обездоленной, униженной и истерзанной татарами. Всматриваясь внимательно въ эту пелену, вы чувствуете, что есть въ ней что-то еще болѣе глубокое, чѣмъ скорбь, тотъ молитвенный подъемъ, въ который претворяется страданіе; и вы отходите отъ нея съ чувствомъ успокоенія. Сердцу становится ясно, что святая печаль дошла до неба и тамъ обрѣла благословеніе для грѣшной, многострадальной Россіи. Я не знаю другой иконы, гдѣ такъ ярко и такъ сильно вылилась мысль, чувство и молитва великаго народа и великой исторической эпохи. Недаромъ она была поднесена лаврѣ сыномъ Дмитрія Донского: чувствуется, что эта ткань была вышита съ любовью кѣмъ-либо изъ русскихъ «женъ-мѵроносицъ» XV вѣка, быть можетъ, знавшихъ святого Сергія и во всякомъ случаѣ переживавшихъ непосредственное впечатлѣніе его подвига, спасшаго Россію. Трудно найти другой памятникъ нашей старины, гдѣ бы такъ ясно обнаруживалась та духовная сила, которая создала русскую иконопись. Это — та самая сила, которая явилась...» (Парижъ, 1965.) далѣе...


КН. Е. Н. ТРУБЕЦКОЙ. ОЧЕРКЪ (2-Й) О РУС. ИКОНѢ "ДВА МІРА ВЪ ДР.-РУС. ИКОНОПИСИ" (1965)

Икона Пресвятой Троицы «Совершившееся на нашихъ глазахъ открытіе иконы — одно изъ самыхъ крупныхъ и вмѣстѣ съ тѣмъ — одно изъ самыхъ парадоксальныхъ событій новѣйшей исторіи русской культуры. Приходится говорить именно объ открытіи, такъ до самаго послѣдняго времени въ иконѣ все оставалось скрытымъ отъ нашего взора, и линіи, и краски, и въ особенности духовный смыслъ этого единственнаго въ мірѣ искусства. А между тѣмъ, это — тотъ самый смыслъ, которымъ жила вся наша русская старина. Мы проходили мимо иконы, но не видѣли ее. Она казалась намъ темнымъ пятномъ среди богатаго золотого оклада; лишь въ качествѣ таковой мы ее знали. И вдругъ — полная переоцѣнка цѣнностей. Золотая или серебряная риза, закрывшая икону, оказалась весьма позднимъ изобрѣтеніемъ конца XVI вѣка; она — прежде всего — произведеніе того благочестиваго безвкусія, которое свидѣтельствуетъ объ утратѣ религіознаго и художественнаго смысла. Въ сущности, мы имѣемъ здѣсь какъ бы безсознательное иконоборчество: ибо заковывать икону въ ризу — значитъ, отрицать ея живопись, смотрѣть на ея письмо и краски, какъ на что-то безразличное какъ въ эстетическомъ, такъ и въ особенности — въ религіозномъ отношеніи. И, чѣмъ богаче окладъ, чѣмъ онъ роскошнѣе, тѣмъ ярче онъ иллюстрируетъ ту бездну житейскаго непониманія, которое построило эту непроницаемую, золотую перегородку между нами и иконой. Что сказали бы мы, если бы увидали закованную въ золото...» (Парижъ, 1965.) далѣе...


КН. Е. Н. ТРУБЕЦКОЙ. ОЧЕРКЪ (1-Й) О РУССКОЙ ИКОНѢ "УМОЗРѢНІЕ ВЪ КРАСКАХЪ" (1965)

Новгородская икона Софии Премудрости Божией «Иконопись выражаетъ собою глубочайшее, что есть въ древне-русской культурѣ; болѣе того, мы имѣемъ въ ней одно изъ величайшихъ, міровыхъ сокровищъ религіознаго искусства. И, однако, до самаго послѣдняго времени икона была совершенно непонятной русскому образованному человѣку. Онъ равнодушно проходилъ мимо нея, не удостаивая ее даже мимолетнаго вниманія. Онъ просто-напросто не отличалъ иконы отъ густо покрывавшей ее копоти старины. Только въ самые послѣдніе годы у насъ открылись глаза на необычайную красоту и яркость красокъ, скрывавшихся подъ этой копотью. Только теперь, благодаря изумительнымъ успѣхамъ современной техники очистки, мы увидѣли эти краски отдаленныхъ вѣковъ, и миѳъ о «темной иконѣ» разлетѣлся окончательно. Оказывается, что лики святыхъ въ нашихъ древнихъ храмахъ потемнѣли единственно потому, что они стали намъ чуждыми; копоть на нихъ наростала частью вслѣдствіе нашего невниманія и равнодушія къ сохраненію святыни, частью вслѣдствіе нашего неумѣнія хранить эти памятники старины. Съ этимъ нашимъ незнаніемъ красокъ древней иконописи до сихъ поръ связывалось и полнѣйшее непониманіе ея духа. Ея господствующая тенденція односторонне характеризовалась неопредѣленнымъ выраженіемъ «аскетизмъ» и въ качествѣ «аскетической» отбрасывалась, какъ отжившая ветошь. А рядомъ съ этимъ оставалось непонятнымъ самое существенное и важное, что есть въ русской иконѣ — та несравненная радость, которую она возвѣщаетъ міру...» (Парижъ, 1965.) далѣе...


АРХІЕП. АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ). ВЪ ЧЕМЪ СПАСЕНІЕ РОССІИ? (1975)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Самая монархія — историческая форма правленія нашей Родины — можетъ быть спасительна для насъ только тогда, когда она — православная, а не просто «монархія», какъ думаютъ, къ несчастію, многіе. Русскій Царь долженъ быть не просто «Царь», а «Царь православный», какъ и поется въ нашемъ старомъ государственномъ гимнѣ. Царь нашъ долженъ быть вполнѣ сознательнымъ православнымъ христіаниномъ — искреннимъ, вѣрнымъ и преданнымъ сыномъ истинной Православной Церкви. Ибо Царь цѣненъ для насъ, какъ Помазанникъ Божій, освященный на свое служеніе чрезъ великое таинство Мѵропомазанія Святою Царковью — конечно, истинною Церковью, а не одной изъ тѣхъ лже-церквей, которыя, какъ мы видимъ теперь, вступили въ содружество и тѣсный союзъ съ темными антихристовыми силами. Царь долженъ намъ самъ давать высокій примѣръ подчиненія себя спасительному Закону Христову. Иначе это будетъ не «Царь Православный», а обыкновенный диктаторъ, своевольно-деспотически пользующійся своей властью въ своихъ собственныхъ интересахъ и цѣляхъ или еще хуже — пѣшка въ рукахъ антихристовыхъ силъ, пользующихся имъ для проведенія въ мірѣ своихъ адскихъ плановъ. Главной задачей современнаго русскаго человѣка, искренно-желающаго спасенія нашей Родинѣ-Россіи, поэтому является: не о формахъ правленія ожесточенно спорить, не какіе-либо чисто-человѣческіе планы строить, не политическія программы вырабатывать, а принять всѣ мѣры...» (Jordanville, 1975.) далѣе...


АРХІЕП. АВЕРКІЙ. ПОЧЕМУ ПОСТИГЛА РОССІЮ ТАКАЯ СТРАШНАЯ КАРА БОЖІЯ? (1975)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Много высказывалось и продолжаетъ высказываться разныхъ мыслей, болѣе или менѣе вѣскихъ и правдоподобныхъ, о причинахъ, которыя вызвали страшную кровавую катастрофу, постигшую нашу Родину-Россію въ 1917 году. Обыкновенно и чаще всего выставляются на видъ причины экономическаго и политическаго характера, и ими думаютъ все удовлетворительно и исчерпывающе объяснить. Но для насъ, вѣрующихъ русскихъ людей, не можетъ быть ни малѣйшаго сомнѣнія въ томъ, что эти причины, если онѣ и существовали въ дѣйствительности, причины только вторичныя, производныя, привходящія, но отнюдь не главныя, не коренныя, не основныя. Главная причина всѣхъ бѣдствій, постигающихъ человѣка и лишающихъ его мира и благополучія, это — отходъ его отъ Единственнаго Источника жизни и благоденствія, нашего Творца, Промыслителя и Спасителя Бога, попраніе Его Божественныхъ законовъ и установленій, единственно-спасительныхъ для человѣка. А этимъ именно и согрѣшилъ и притомъ тяжко согрѣшилъ нашъ православный русскій народъ, которому былъ ввѣренъ Богомъ великій спасительный талантъ единой истинной, единой спасающей вѣры — вѣры святой, православной. Мы уже много разъ писали на эту тему. Но — увы! Глубоко вошла зараза богоборчества вь души многихъ русскихъ людей, даже такихъ, которые кажутся и сами себя считаютъ вѣрующими. И не удивительно! Вѣдь десятками лѣтъ велась эта систематическая работа по духовному разложенію душъ русскихъ людей...» (Jordanville, 1975.) далѣе...


МИТР. АНТОНІЙ. КЪ ПЕЧАЛЬНОМУ 10-ЛѢТІЮ ЗАХВАТА ВЛАСТИ ВЪ РОССІИ БОЛЬШЕВИКАМИ (1927)

Митрополит Антониц (Храповицкий), Первоиерарх РПЦЗ «Прошло десять лѣтъ, какъ большевики захватили власть надъ Россіей. 10-ую годовщину своего владычества въ Россіи справляетъ нынѣ безбожный и кровавый интернаціоналъ. Сердце сжимается отъ боли, сердечная туга овладѣваетъ нами, когда мысленно окидываешь эти прошедшіе 10 лѣтъ. Сколько умученныхъ, казненныхъ и разстрѣлянныхъ іерарховъ, священнослужителей, монаховъ, монахинь и вѣрныхъ мірянъ за это время. Сколько разграбленныхъ, разоренныхъ и разрушенныхъ храмовъ Божіихъ и монастырей. Какія только кощунства и поруганія не творила за это время совѣтская власть. А развращенныя ею дѣтскія души, уничтоженныя семьи, обездоленные родители, дѣти и старцы. Разоренные города, уничтоженныя села, снесенныя кладбища. А груды и груды труповъ, замученныхъ и убитыхъ, умершихъ отъ голода, холода и разныхъ эпидемій вѣрныхъ сыновъ Россіи. Можно-ли перечесть все то зло, что сдѣлала совѣтская власть за время своего 10-ти-лѣтняго господства надъ Русской Землей? И если Свят. Патріархъ Тихонъ, анаѳематствовавшій большевиковъ въ 1918 году, уже тогда въ граматѣ своей назвалъ дѣло большевиковъ — дѣломъ сатанинскимъ и это 19 января 1918 года — всего только на 3-мъ мѣсяцѣ ихъ владычества, то что можно сказать о нихъ теперь, подводя мрачные итоги ихъ десятилѣтняго вандализма въ Россіи? "Цѣлый годъ держите вы въ рукахъ своихъ государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революціи; но рѣками пролитая кровь братьевъ нашихъ"...» («Военный Вѣстникъ». Бѣлградъ, 1927.) далѣе...


Л. Д. ПЕРЕПЕЛКИНА. ГРИГОРІАНСКАЯ РЕФОРМА КАКЪ СРЕДСТВО ПАПСКОЙ ЭКСПАНСІИ (1992)

Явление Честного Креста 14(27) сентября 1925 года над монастырем св. Иоанна Богослова в Афинах «Вопросъ о Юліанскомъ календарѣ и основанной на немъ Православной Пасхаліи, опредѣляющей ритмъ жизни Православной Церкви, является весьма сложнымъ и требуетъ освѣщенія съ астрономической, исторической, богословской и многихъ другихъ точекъ зрѣнія. Не ставя въ этой статьѣ цѣли подробно останавливаться на разсмотрѣніи всей совокупности связанныхъ съ Юліанскимъ церковнымъ календаремъ вопросовъ, постараемся лишь уяснить причину распространенныхъ заблужденій въ отношеніи къ юліанскому времясчисленію. Всякій, кто старался объективно понять сущность календарной реформы папы Григорія XIII, не можетъ не удивиться стойкости миѳа о пресловутомъ научномъ преимуществѣ Григоріанскаго календаря. Миѳъ этотъ, ставшій уже непререкаемымъ штампомъ, покоится, тѣмъ не менѣе, на ловкой идеологической и наукообразной папской пропагандѣ и довольно невѣжественномъ предразсудкѣ ея вольныхъ или невольныхъ адептовъ. Въ своей работѣ, посвященной календарному вопросу, мы уже отмѣчали, что лишь немногіе отдаютъ себѣ отчетъ въ томъ, что съ формально-научной точки зрѣнія Григоріанскій календарь не имѣетъ никакихъ преимуществъ передъ Юліанскимъ, поскольку оба календаря различны по своимъ принципамъ. Извѣстно, что Григоріанскій календарь оріентированъ на величину тропическаго, или солнечнаго года, тогда какъ Юліанскій — на величину сидерическаго, или звѣзднаго года. Причемъ, тропическій годъ...» (СПб., 1992.) далѣе...


ОПРЕДѢЛЕНІЕ АРХІЕРЕЙСКАГО СОБОРА РПЦЗ ОТЪ 17/30 ОКТЯБРЯ 1935 ГОДА (1992)

Церковь - корабль спасения «17/30 октября 1935 г. СЛУШАЛИ: докладъ, выдѣленной изъ состава Собора, Комиссіи для разсмотрѣнія новаго ученія протоіерея Сергія Булгакова о Софіи — Премудрости Божіей, слѣдующаго содержанія: "Ученіе прот. Булгакова о Софіи — Премудрости Божіей, изложенное въ его сочиненіяхъ: «Свѣтъ Невечерній», «Купина Неопалимая», «Агнецъ Божій», «Ѵпостась и ѵпостасность», «Другъ Жениха», не имѣетъ достаточнаго обоснованія для себя ни въ словѣ Божіемъ, ни въ твореніяхъ Св. Отцовъ Церкви. Всѣ попытки прот. Булгакова опереть свое софійное ученіе на свидѣтельствахъ Божественнаго Откровенія и святоотеческаго ученія представляются совершенно несостоятельными. Въ замѣнъ такого обоснованія на признанныхъ Св. Церковью авторитетахъ, автору пришлось искать ихъ въ философіи язычника Платона и въ каббалистическомъ ученіи. Но въ еще большей мѣрѣ черпаетъ онъ мысли въ давно осужденномъ Церковью гностицизмѣ, и въ особенности въ ученіи гностиковъ-валентиніанъ. Таково его ученіе о двухъ премудростяхъ, объ образѣ Божіемъ, о Софіи, какъ сущности творенія и какъ о творцѣ міра и посредствующемъ существѣ между Богомъ и міромъ. То же самое видимъ мы въ однихъ и тѣхъ же наименованіяхъ этого посредствующаго существа Софіей и Землей о. Булгаковымъ съ одной стороны и гностиками-валентиніанами съ другой. Такимъ образомъ, не ученіе Церкви является основой ученія о. Булгакова"...» (СПб., 1992.) далѣе...


Л. Д. ПЕРЕПЕЛКИНА. ЭКУМЕНИЗМЪ — ПУТЬ ВЕДУЩІЙ ВЪ ПОГИБЕЛЬ (1992)

Церковь - корабль спасения «"Мерзость запустѣнія на святомъ мѣстѣ", реченная пророкомъ Даніиломъ, связывается нашими современниками, особенно русскими, прежде всего съ разрушенными и оскверненными храмами нашей земли. Есть и другое, святоотеческое толкованіе этихъ пророческихъ словъ: "мерзость запустѣнія" во святомъ мѣстѣ — это епископскія каѳедры, занятыя недостойными іерархами. Это толкованіе приходитъ на умъ всякій разъ, когда видишь каноническія отступленія "православныхъ" экуменистовъ, ихъ экуменическую "любезность", доходящую до молитвеннаго общенія не только съ инославными, но и съ явными идолопоклонниками, оккультистами и колдунами, какъ это имѣло мѣсто на двухъ экуменическихъ ассамблеяхъ въ Ванкуверѣ и Канберрѣ. Только духовные слѣпцы могутъ не содрогнуться отъ апокалиптическаго ужаса, экуменическихъ встрѣчъ и ассамблей, каждая изъ которыхъ неизмѣнно знаменуетъ собою новую степень духовной деградаціи. Трудно повѣрить, что, молясь съ инославными, іерархи и клирики Московской Патріархіи, Константинополя и др. поборники "Экуменическаго братства" не знаютъ или забываютъ, что эти молитвы запрещены многими каноническими правилами. Въ частности, 10-е Апостольское правило гласитъ: "Аще кто съ отлученнымъ отъ общенія Церковнаго помолится, хотя бы то было въ домѣ: таковый да будетъ отлученъ". А согласно 45-му Апостольскому правилу...» (СПб., 1992.) далѣе...


"ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ". "КРАТКІЯ ЖИТІЯ (1-11) СВВ. ОТЦЕВЪ ДАЛЬНИХЪ ПЕЩЕРЪ" (1967)

Киево-Печерская Лавра «Преподобный Силуанъ схимникъ ревностно заботился о чистотѣ душевной и тѣлесной. Чтобъ пріобрѣсти ее, онъ наблюдалъ великое воздержаніе въ пищѣ и питіи. Къ постнической жизни онъ присовокуплялъ всегдашнія ночныя бдѣнія и молитвы. Умервивъ грѣховную плоть свою, онъ стяжалъ дерзновеніе къ Богу, духовное веселіе, прозорливость и чудотвореніе. Пріобрѣтеніе духовныхъ дарованій соотвѣтствовало его подвигамъ духовнымъ. Сперва благодать Божія обильно исполняла его сердце и все существо его, а потомъ, подобно благовонному аромату, изливалась отъ него и на другихъ. Назидательное слово его многихъ наставило на путь благочестія. А даръ прозливости и прозрѣнія въ духовный міръ показывалъ въ немъ угодника Божія. Вотъ примѣръ его прозорливости. Онъ былъ хранителемъ монастырскаго сада. Однажды воры пришли ночью въ садъ красть овощи. Преподобный, бывшій въ то время въ келліи на молитвѣ, провидѣлъ ихъ приходъ и, чтобы довести ихъ до сознанія своего преступленія, тотчасъ молитвою связалъ ихъ на три дня, въ продолженіи которыхъ они не могли двинуться съ своего мѣста. Приведши ихъ этимъ въ чувство раскаянія, онъ увѣщалъ ихъ вести трудолюбивую жизнь и за тѣмъ ихъ отпустилъ. Прозрѣніе св. мужей еще болѣе относится къ міру духовному. Есть безплотные хищники — враги нашего спасенія, старающіеся похитить духовныя сокровища сердца, разстроить нашу св. жизнь...» (Jordanville, 1967.) далѣе...


"ПЕЧ. ПАТЕРИКЪ". "КРАТКІЯ ЖИТІЯ СВВ. ОТЦЕВЪ ДАЛЬНИХЪ ПЕЩЕРЪ". ПРЕДИСЛОВІЕ (1967)

Киево-Печерская Лавра «Ни въ одномъ изъ дошедшихъ до насъ Патериковъ преподобныхъ отцевъ печерскихъ нѣтъ описанія житій угодниковъ Божіихъ, почивающихъ въ Дальнихъ пещерахъ; никто и не говоритъ, чтобы они кѣмъ-либо составлялись. Но что эти жизнеописанія были, это несомнѣнно (Словарь Историческій Россійскихъ святыхъ, С.-Пб., 1836 г. Предисловіе). По преданію, въ древнія времена святыя мощи въ Дальнихъ пещерахъ лежали не въ гробахъ, а просто въ нишахъ на доскахъ. Эти ниши, гдѣ стоятъ и теперь гробы съ мощами святыхъ, закрывались тоже досками. На этихъ доскахъ въ нижней части, въ лежачемъ положеніи, изображались лики преподобныхъ печерскихъ; въ срединѣ вырѣзывались небольшія окна, чтобы чрезъ нихъ поклонники могли прикладываться къ святымъ мощамъ; а сверху надписывались чистымъ славянскимъ нарѣчіемъ имена святыхъ, коихъ были мощи, съ краткимъ жизнеописаніемъ святыхъ. Безъ сомнѣнія эти краткія сказанія о жизни и подвигахъ святыхъ или взяты изъ полныхъ жизнеописаній, или составлены по живому преданію. Если были жизнеописанія полныя, то они могли быть истреблены въ разныя разоренія Кіева (Описаніе Кіевской Лавры. Кіевъ 1847 г. страница 125); а надписи очень могли сохраниться вмѣстѣ съ мощами святыхъ потому, что мощи съ надписями скрывались въ мѣста недоступныя для непріятелей. Когда въ мирное время постепенно открывались святыя мощи, тогда открывались и надписи...» (Jordanville, 1967.) далѣе...


"КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ". СКАЗАНІЕ О МѴРОТОЧИВЫХЪ ГЛАВАХЪ (1967)

Собор преподобных отцов Киево-Печерских «Кромѣ свѣтоносныхъ тѣлъ, кои въ цѣломъ видѣ, со всѣми составами, нетлѣнно почиваютъ въ пещерахъ, тамъ же находятся и мѵроточивыя главы, о которыхъ намъ неизвѣстно, какихъ онѣ людей; но что они принадлежатъ тѣламъ святыхъ угодниковъ Божіихъ, тому мы должны вѣровать по слѣдующимъ причинамъ. Главы эти, будучи сухими и кожею непокрытыми, источаютъ изъ себя непостижимымъ для человѣка образомъ елей, или мѵро и притомъ мѵро не простое, а съ Божественнымъ даромъ исцѣленія всевозможныхъ болѣзней всѣмъ, съ вѣрою приходящимъ или мажущимся имъ. Однако, если камень, который, по прикосновеніи къ нему жезла Моисеева, нѣкогда обыкновенную воду далъ изъ себя, показалъ, что Моисей святъ; если извѣстная челюсть осла, чрезъ прикосновеніе руки Самсона, также источившая воду и доставившая питье жаждавшему Самсону, также указываетъ на благодать Божію, почивавшую на Самсонѣ, то тѣмъ болѣе главы эти источающія сверхъестественное мѵро цѣлебное, указываютъ на благодать Божію, обитавшую въ тѣхъ угодникахъ Божіихъ, коихъ тѣло и душа неразрывно были соединены съ ними по самой природѣ и съ коими опять нѣкогда соединятся. Поэтому мы утверждаемъ, что эти главы несомнѣнно принадлежатъ тѣламъ святыхъ угодниковъ Божіихъ и сами святы, какъ и нетлѣнныя мощи святыхъ Николая Мѵрликійскаго, Димитрія Мѵроточиваго и проч., кои, источая такое же мѵро, несомнѣнно принадлежатъ святымъ и сами святы...» (Jordanville, 1967.) далѣе...


"ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ". СКАЗАНІЕ О ЧУДѢ, БЫВШЕМЪ ВЪ ПЕЩЕРѢ ВО ВРЕМЯ ПАСХИ (1967)

Собор преподобных отцов Киево-Печерских «Говоря о жизни и подвигахъ святыхъ Кіево-Печерскихъ угодниковъ Божіихъ, умѣстно вспомнить здѣсь объ одномъ чудесномъ событіи, относящемся къ блаженнымъ отцамъ, почивающимъ въ пещерахъ. Было это въ лѣто отъ созданія міра 6971-ое, отъ Рождества же Христова 1463. На княжескомъ престолѣ въ Кіевѣ въ это время сидѣлъ Симеонъ Александровичъ Олельковичъ, живъ былъ и братъ его Михаилъ. Архимандритомъ монастыря Печерскаго былъ тогда блаженный Николай. Нѣкто отъ братіи, священно-инокъ Діонисій, называемый Щепа, въ день свѣтлаго праздника Христова вошелъ въ пещеру преподобнаго Антонія покадить тѣла усопшихъ святыхъ. Придя на мѣсто, называемое общиной или трапезной, Діонисій, покадивши, сказалъ: «Св. отцы и братія! Сегодняшній день есть день великій: Христосъ Воскресе!» И тотчасъ отвѣтилъ ему голосъ отъ всѣхъ тѣлесъ, какъ громъ прогремѣвшій: «Воистину Воскресе!» Таковымъ чудомъ, хранимыя Господомъ кости тѣхъ праведниковъ, угодившихъ Христу Богу при жизни, и по смерти засвидѣтельствовали святость Печерскихъ угодниковъ. Взирая на ихъ святую богоугодную жизнь, изучая ихъ подвиги и дѣла, будемъ стараться, по мѣрѣ силъ нашихъ, подражать тѣмъ великимъ свѣтильникамъ, да сподобимся и мы, читатели ихъ, молитвами преподобныхъ сихъ отцевъ, которыхъ мы кость отъ костей, плоть отъ плоти ихъ, послѣ смерти своей живота, благодати и участія въ ихъ присносущней славѣ о Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ...» (Jordanville, 1967.) далѣе...


"ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ". ОБРѢТЕНІЕ МОЩЕЙ ПРАВ. ІУЛІАНІИ, КН. ОЛЬШАНСКОЙ (1967)

Святая праведная Иулиания, княжна Ольшанская «Во дни блаженной памяти архимандрита Печерской Лавры Елисея Плетенецкаго скончалась въ г. Кіевѣ дѣвственница нѣкая, которую хотѣли похоронить въ Печерскомъ монастырѣ. Стали копать гробъ близъ церкви Печерской Успенія Пресвятой Богородицы, предъ придѣломъ св. Іоанна Предтечи. И вотъ копающіе неожиданно нашли честныя мощи св. Богоугодной княжны Іуліаніи, почивающія въ нетлѣніи. Умершая лежала какъ будто живая — уснувшая; тѣло ея было благообразно и бѣло. Почившая была одѣта въ многоцѣнную, украшенную шелковыми и златоткаными обложеніями одежду; на шеѣ были надѣты златыя гривни со многими бисерами, на рукахъ золотыя драгоцѣнныя кольца, на головѣ ея дѣвическій золотой вѣнецъ съ бисерами; въ ушахъ были золотыя серьги, украшенныя золотыми бисерами и драгоцѣнными камнями. Лежала она при стѣнѣ церковной, главою на югъ и ногами на сѣверъ. Надъ ракою ея положенъ былъ камень, на коемъ было начертано знамя ея или гербъ благочестивыхъ князей Ольшанскихъ. На самой же ракѣ прибита серебряная, позлащенная дощечка, на ней изображенъ гербъ, а подъ нимъ надпись: «Іуліанія, княжна Ольшанская, дочь князя Григорія Ольшанскаго, преставившаяся дѣвою, въ лѣто отъ рожденія своего 16-ое». Все ея одѣяніе казалось какъ бы совершенно новымъ, словно никто не прикасался къ нему. Святыя мощи эти были положены въ церкви Печерской. Прошло немного времени, когда митрополитомъ Кіевскимъ...» (Jordanville, 1967.) далѣе...


"КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ". ЖИТІЕ ПРЕП. ПОЛИКАРПА, АРХИМ. ПЕЧЕРСКАГО (1967)

Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских «Не только по имени (Поликарпъ, по переводу съ греческаго языка значитъ многоплоденъ), но особенно добродѣтелями своими былъ многоплоденъ достохвальный Поликарпъ, ибо онъ нашелъ и усвоилъ себѣ причину многоплодія, указанную Самимъ Спасителемъ, сказавшимъ: кто пребываетъ во Мнѣ и Я въ немъ, тотъ приноситъ много плода (Іоан. 15, 5). Поликарпъ, отрекшись отъ житейскихъ благъ и мірской жизни, принялъ иноческое постриженіе въ монастырѣ, прославившемся пещерами, и здѣсь, какъ на удобренной и вспаханной нивѣ, онъ сталъ воспитывать свой духъ, умерщвляя тѣлесныя страсти и похоти и стремясь къ единенію съ Богомъ. И такимъ путемъ онъ принесъ много прекрасныхъ плодовъ покаянія: нелицемѣрную, искреннюю любовь къ Богу и ближнимъ, благодушіе, радость непорочной совѣсти, миръ и душевный покой послѣ побѣды надъ страстями, долготерпѣніе въ скорбяхъ и напастяхъ, благость въ покорности ко всѣмъ, милосердіе и состраданіе къ бѣднымъ, глубокую вѣру чрезъ выполненіе заповѣдей, кротость, незлобіе, воздержаніе въ пищѣ и питіи и побѣду надъ похотьми тѣлесными. Всѣ эти плоды духовные возрастилъ въ Поликарпѣ самъ, своею благодатію, и насадилъ ихъ св. Симонъ, епископъ Владимірскій и Суздальскій. Будучи родственникомъ Поликарпа по плоти, онъ не хотѣлъ, чтобы тотъ и духомъ удалялся отъ него, но, будучи добрымъ коренемъ, старался воспитать и отрасль добрую...» (Jordanville, 1967.) далѣе...


"КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ". ЖИТІЕ ПРЕП. СИМОНА, ЕП. ВЛАДИМІРСКАГО (1967)

Успенский собор Киево-Печерской лавры «Іисусъ, Сынъ Сираховъ, написавъ о Симонѣ, сынѣ Іонинѣ, говоря: Симонъ, сынъ Іонинъ, іерей великій, иже въ животѣ своемъ сострои домъ и во дни своя утверди церковь; и еще: — яко звѣзда утренняя посредѣ облаковъ, аки луна полна во днѣхъ своихъ и яко солнце, сіяющее на церковь Вышняго (Сирах. 8, 1, 6, 7). То же самое достойно сказать и написать и о преподобномъ отцѣ нашемъ Симонѣ, епископѣ Владимірскомъ и Суздальскомъ, второмъ, послѣ блаженнаго Нестора, свидѣтелѣ и писателѣ св. житій Печерскихъ. Ибо сей преподобный поистинѣ устроилъ домъ Божій; житіемъ своимъ святымъ утвердилъ Церковь Христову; прославилъ ее ученіемъ о жизни святыхъ, какъ одинъ изъ тѣхъ добрыхъ пастырей, которыхъ обѣщалъ Господь, говоря чрезъ пророка Іеремію: дамъ вамъ пастыри по сердцу Моему и упасутъ васъ разумомъ и ученіемъ (Іерем. 3, 15). И поэтому все, чѣмъ прославился Симонъ, сынъ Іонинъ, поистинѣ свойственно и преподобному Симону, пастырю Владимірскому и Суздальскому. Блаженный Симонъ, принявъ иноческій образъ во св. Печерскомъ монастырѣ, сталъ подвизаться въ добродѣтеляхъ, коими украшались св. отцы Печерскіе. Вспоминая дѣла и подвиги перваго строителя, преподобнаго Ѳеодосія, Симонъ и самъ сталъ подражать дѣламъ его. Размышляя о подвигахъ св. первоначальника Антонія, этого лучезарнаго свѣточа, просвѣтившаго всѣхъ свѣтомъ добрыхъ дѣлъ своихъ, блаженный Симонъ устремлялся и самъ по стопамъ сего великаго инока...» (Jordanville, 1967.) далѣе...


"ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ". ЖИТІЕ ПРЕП. НЕСТОРА, ЛѢТОПИСЦА РОССІЙСКАГО (1967)

Преподобный Нестор Летописец, Печерский «Всякое событіе, если оно не будетъ записано, можетъ съ теченіемъ времени быть забытымъ и неизвѣстнымъ. Такъ, если бы Моисей, по наученію отъ Бога, не написалъ о сотвореніи міра и человѣка, о жизни первыхъ людей, то для насъ ничего бы объ этомъ не было извѣстно. Самъ Господь, Который сдѣлалъ памятными чудеса Свои (Пс. 110, 4), по временамъ посылаетъ лѣтописцевъ, чтобы послѣдующія поколѣнія, прочтя записанное ими, могли поучаться и получать пользу. Такъ и въ наше послѣднее время Господь явилъ для русской земли въ Печерскомъ монастырѣ приснопамятнаго описателя, преподобнаго Нестора, который написалъ намъ о началѣ и первомъ устроеніи русской земли, не только внѣшнемъ, но больше всего внутреннемъ, духомъ, подъ коимъ разумѣть нужно сказаніе о началѣ и устройствѣ въ Россіи обители иноческаго житія, насажденнаго, какъ въ раю, въ Печерскомъ монастырѣ и о духовномъ родоначальникѣ иноковъ, преподобномъ Антоніѣ и его послѣдователяхъ, къ числу коихъ принадлежитъ и самъ лѣтописецъ. Въ то время, когда преподобный Антоній подвизался въ пещерномъ уединеніи, а блаженный Ѳеодосій строилъ монастырь, пришелъ къ нимъ молодой 17-лѣтній Несторъ, ища подвижническаго житія. Не будучи еще инокомъ, но оставаясь въ священномъ обществѣ преподобныхъ, Несторъ научился иноческимъ добродѣтелямъ: чистотѣ духовной и тѣлесной, глубокому смиренію, безпрекословному послушанію, строгому посту, добровольной нищетѣ, непрестанной молитвѣ...» (Jordanville, 1967.) далѣе...


"КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ". ЖИТІЕ ПРЕПОДОБНАГО НИФОНТА (1967)

Преподобный Нифонт, епископ Печерский «Блаженный Нифонтъ во дни игумена Тимоѳея былъ черноризцемъ печерскимъ. Подражая преподобнымъ отцамъ, онъ богоугодно украшалъ себя молитвою, бдѣніемъ и постомъ и всякими добродѣтелями. Когда же блаженный Іоаннъ, епископъ Новгородскій, оставилъ свой престолъ, послѣ 20-ти лѣтнихъ своихъ трудовъ и ушелъ на безмолвіе въ монастырь, тогда блаженный Нифонтъ, просіявъ лучами своихъ добродѣтелей, въ далекія страны изволеніемъ Божіимъ былъ выбранъ на новгородскій епископскій престолъ. Въ Кіевѣ онъ получилъ посвященіе отъ преосвященнаго митрополита Михаила. Сдѣлавшись епископомъ Новгородскимъ, какъ свѣтильникъ, поставленный на свѣщницѣ, онъ просіялъ великою ревностью объ устроеніи и укрѣпленіи православія. Много заботился онъ о славѣ Божіей и о сохраненіи жизни временной и вѣчной словесныхъ овецъ своихъ. Прежде всего, умножая славу Божію, онъ усердіемъ своимъ и Божіей помощію заложилъ и въ скоромъ времени окончилъ каменную церковь Пресвятыя Богородицы посреди Новгорода; престольную же церковь св. Софіи въ томъ же градѣ украсилъ иконнымъ писаніемъ и весь верхъ покрылъ оловомъ. По отношенію къ словеснымъ овцамъ своимъ онъ являлся добрымъ пастыремъ, примиряя ихъ вражду. Однажды случилась брань между кіевлянами и новгородцами. Блаженный Нифонтъ, взявъ съ собою вельможъ новгородскихъ, пришелъ къ ополчившимся и усмирилъ ихъ. Такъ и во всѣхъ прочихъ ссорахъ онъ примирялъ враждующихъ...» (Jordanville, 1967.) далѣе...


"КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ". ЖИТІЕ ПРЕП. ТИТА ПРЕСВИТЕРА (1967)

Преподобный Тит пресвитер, Печерский «Какъ гнѣвъ Божій открывается съ неба на гнѣвъ человѣческій, такъ и міръ Божій, превосходящій всякій умъ, открывается на тѣхъ, кто имѣетъ въ сердцѣ и душѣ своей миръ (Рим. 1, 18; Филип. 4, 7). Это явно показалъ Господь на рабѣ Своемъ блаженномъ Титѣ пресвитерѣ. Блаженный Титъ, иночествуя въ монастырѣ Печерскомъ, былъ почтенъ саномъ пресвитерскимъ и проводилъ жизнь, достойную блаженства святыхъ. Былъ у сего блаженнаго братъ по духу, черноризецъ діаконъ, именемъ Евагрій. Блаженный Титъ питалъ къ нему крѣпкую и нелицемѣрную любовь. Единодушная и искренняя любовь ихъ служила для всѣхъ удивленіемъ. Ненавидящій добро врагъ, сѣющій плевелы посреди пшеницы, посѣялъ вражду между ними. Онъ помрачилъ ихъ такимъ гнѣвомъ и ненавистью, что они не могли даже видѣть другъ друга, и когда одинъ изъ нихъ шелъ съ кадильницей въ церкви, — то другой уходилъ отъ ѳиміама. Если же онъ не уходилъ, то кадившій проходилъ мимо него, не покадивъ ему. Въ такомъ мракѣ духовномъ были они долгое время и, не примирившись другъ съ другомъ, дерзали приносить божественные дары и причащаться. Братія неоднократно умоляла ихъ примириться, но они не хотѣли о томъ и слышать. Случилось однажды пресвитеру Титу сильно разболѣться. Находясь уже при смерти, онъ началъ горько плакать о своемъ грѣхѣ и послалъ къ діакону Евагрію, съ умиленіемъ говоря: "Прости меня, братъ, ради Господа, за то, что я оскорбилъ тебя гнѣвомъ моимъ"...» (Jordanville, 1967.) далѣе...


"КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ". ЖИТІЕ ПРЕП. ЭРАЗМА ПЕЧЕРСКАГО (1967)

Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских «Великое дѣло умѣть распоряжаться богатствами. Не всякій знаетъ, что и какъ съ ними сдѣлать. Иной готовитъ себѣ богатство, а съ нимъ и погибель. Лучшимъ примѣромъ того, какъ надо распоряжаться богатствомъ, служатъ св. угодники. Изъ нихъ многіе въ мірѣ имѣли богатство, и всѣ они умѣли поступить съ ними на пользу не себѣ, а другимъ: таковъ былъ преподобный Эразмъ, черноризецъ Печерскій. Сей преподобный отъ руки вѣнчающаго милостію и щедротами получилъ большое богатство; но размысливъ, что иноку неприлично имѣть его, и возлюбивъ благолѣпіе дома Господня, онъ все, что имѣлъ, отдалъ на украшеніе церковное, оковавъ многія иконы въ церкви Печерской серебромъ и золотомъ. Въ то же время украшалъ онъ и душу свою, какъ церковь Бога живаго и образъ Его, но не серебромъ и золотомъ вещественнымъ, а чистотою и любовію и всякими добродѣтелями иноческаго закона, говоря о благолѣпіи своемъ съ пророкомъ: благъ мнѣ законъ устъ Твоихъ, паче тысящъ злата и сребра (Пс. 118, 72). Сему преподобному случилось такое искушеніе послѣ того какъ онъ истратилъ свое имѣніе на украшеніе церкви и сдѣлался бѣднымъ, всѣ стали пренебрегать имъ. Злохитрый прелестникъ діаволъ началъ тогда внушать ему, что онъ не получитъ никакой награды за потраченное на украшеніе церкви богатство, а лучше было бы раздать его нищимъ. Блаженный, не понявъ искушенія, впалъ въ отчаяніе и началъ жить въ нерадѣніи и всякомъ небреженіи, проводя дни свои безчинно...» (Jordanville, 1967.) далѣе...


"КІЕВО-ПЕЧЕРСКІЙ ПАТЕРИКЪ". ЖИТІЕ ПРЕП. АРЕѲЫ ПЕЧЕРСКАГО (1967)

Преподобный Арефа Печерский «Воистину достойно и праведно всегда благодарить Бога не только о благодѣяніяхъ, но и о злоключеніяхъ, ибо такое благодареніе не только праведнику умножаетъ благодать, какъ нѣкогда Іову, но и великаго грѣшника дѣлаетъ святымъ. Все это исполнилось на преподобномъ отцѣ нашемъ Ареѳѣ, о которомъ самовидецъ его, блаженный епископъ Симонъ такъ разсказываетъ: былъ въ Печерскомъ монастырѣ одинъ черноризецъ, именемъ Ареѳа, родомъ изъ города Полоцка. Живя въ монастырѣ, онъ имѣлъ въ келліи своей тайно большое богатство, и отличался такою скупостью, что никогда не подалъ нищему ни одной мелкой монеты и никогда ничего не тратилъ для себя. Однажды ночью воры украли все его имѣніе. Тогда инокъ впалъ въ такую скорбь, что едва не погубилъ себя и началъ нападать на многихъ, неповинныхъ въ этомъ дѣлѣ, и несправедливо мучилъ многихъ. Братія умоляла его престать отъ такого взысканія, говоря: «Брате! возверзи на Господа печаль твою и Той тя препитаетъ». Онъ же никого не слушалъ и досаждалъ всѣмъ жестокими словами. Черезъ нѣсколько дней онъ впалъ въ тяжкій недугъ и былъ уже близокъ къ смерти, однако не преставалъ отъ роптанія и хулы своей. Но человѣколюбивый Господъ, Иже всѣмъ человѣкомъ хощетъ спастися, явилъ и на немъ милость Свою. Однажды больной, лежа на одрѣ, какъ мертвый, послѣ долгаго молчанія, началъ взывать съ великимъ гласомъ: "Господи, помилуй! Господи, спаси! Господи, согрѣшихъ! Твое есть и не жалѣю о томъ"...» (Jordanville, 1967.) далѣе...


Б. Л. БРАЗОЛЬ. ЦАРСТВОВАНІЕ ИМП. НИКОЛАЯ II ВЪ ЦИФРАХЪ И ФАКТАХЪ (1968)

Святой Царь-Мученик Николай II Александрович «Прошло болѣе сорока лѣтъ со времени февральской революціи 1917 года и гибели Императорской Россіи, упорно, десятилѣтіями, подготовлявшейся ея врагами, внутренними и внѣшними. Не было той лжи, не было той клеветы, не было того пасквиля, которыми бы ни обливали Царское правительство, а за одно съ нимъ и русскій народъ. Милліоны долларовъ, фунтовъ стерлинговъ, германскихъ марокъ, французскихъ франковъ, да и русскихъ рублей, было брошено иностранными банкирами, политическими проходимцами, революціонными дѣльцами и бездѣльниками, всѣхъ толковъ и направленной на бѣшенную антирусскую пропаганду, на сверженіе русской Монархіи и разореніе русской государственности. Особенно же усилилась травля Россіи въ царствованіе Государя-Мученика, гуманнѣйшаго Николая II-го, котораго въ западно-европейской и американской печати не стыдились называть «кровавымъ» и «тираномъ». Русское правительство обвинялось въ бездарности и въ обскурантизмѣ, въ умышленномъ поощреніи безграмотности, въ желаніи держать народъ въ нищетѣ и невѣжествѣ. Такъ называемое «общественное мнѣніе» въ странахъ демократическаго Запада искусственно возбуждалось продажными газетными борзописцами противъ Имперской идеи, такъ полно и разумно воплотившейся именно въ Россіи. Этой систематической зловредной пропагандой и объясняется тотъ фактъ, что когда обезкровленная міровой войной, преданная измѣнниками-генералами и «союзной» Англіей...» (Нью Іоркъ, 1968.) далѣе...


М. М. СПАСОВСКІЙ. СВѢТЕ ТИХІЙ (1968)

Святой Царь-Мученик Николай II Александрович «Авторъ этихъ строкъ не историкъ. Матеріала для историческаго освѣщенія личности Государя Императора Николая II Александровича нѣтъ подъ рукой, но есть нѣкоторыя мысли, долгими годами выношенныя, о томъ, какъ постепенно, лукаво и хитро накапливающіяся силы зла развязали свой ударъ по Россіи въ 1917 году и какъ первой жертвой этого удара сталъ Императоръ Николай II съ Его Августѣйшей Семьей. Силамъ зла, готовымъ къ прыжку, эта жертва была нужна какъ сигналъ, во-первыхъ, ихъ побѣды надъ Свѣтомъ правды и милости и, во-вторыхъ, начала ихъ уже открытаго и ликующаго наступленія на міръ въ планѣ его БЕЗ-препятственнаго разложенія духовнаго, государственнаго и культурнаго. Всѣмъ христіанскимъ принципамъ былъ объявленъ смертный приговоръ. Обликъ Государя Императора исторически трагиченъ не только его личными безмѣрно-мучительными переживаніями, но и моментомъ всерѣшающаго значенія для будущаго народовъ земли. Съ выпаденіемъ Православной и Царской Россіи изъ международной жизни весь внѣшній міръ послѣдовательно былъ окованъ цѣпями лжи и насилія. Историческая Россія была послѣднимъ этапомъ въ завершеніи этого побѣднаго шествія силъ зла. Теперь уже никто этимъ силамъ не мѣшалъ, — передъ бѣсами растилалась открытая дорога. Вѣнценосная Личность Императора была послѣдней Личностью свободнаго и сильнаго Монарха, стоящаго у грани стараго міра...» (Нью Іоркъ, 1968.) далѣе...

Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ

0