Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 26 августа 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.

Церковный календарь


Понедѣльникъ, 26 Августа 2019 года (13 Августа 2019 по ст.ст.)
Седмица 11-я по Пятидесятницѣ. Гласъ 1-й
Успенскій постъ (уставъ). Отданіе праздника Преображенія Господня (служба; акаѳистъ и молитва). Обрѣтеніе мощей блаж. Максима, Христа ради юродиваго, Московскаго чудотворца (1547). Свят. Тихона, еп. Воронежскаго, Задонскаго чудотворца (†1783) (служба; акаѳистъ и молитвы; проповѣдь). Преп. Максима Исповѣдника (†662) (см. 12 авг.). Мучч. Ипполита, Конкордіи, Иринея и Авундія, Римскихъ (†258) (житіе). Преп. Парамона. Св. благов. царицы Евдокіи Константинопольскія (†460). Преп. аввы Серида, иг. Газскаго (†VI). Преп. царицы Ирины, въ иночествѣ Ксеніи, Константинопольскія (†1124). Иконъ Божіей Матери: «Минскія» (1500), «Страстныя» (1641) (сказаніе) и «Семистрѣльныя» (1830).

О Церковномъ календарѣ

Мы предлагаемъ Вашему вниманію одинъ изъ проектовъ «Русскаго Портала» — интерактивный Православный Церковный календарь, который умѣетъ опредѣлять даты какъ по Юліанскому («старому»), такъ и по Григоріанскому (т. н. «новому») календарю, сообщаетъ о событіяхъ переходящихъ (минейныхъ) и непереходящихъ (связанныхъ съ Пасхой) цикловъ, показываетъ гласъ недѣли, №№ недѣль по Пасхѣ и Пятидесятницѣ въ періодъ съ 1 января 25 г. по 31 декабря 2199 г. (н. ст.).

Базы Церковнаго Календаря составлены на основаніи Троицкаго Православнаго Русскаго календаря (Свято-Троицкій монастырь, Jordanville, 2000 г.), который былъ дополненъ памятями святыхъ изъ «Полнаго Мѣсяцеслова Востока» Архіеп. Сергія (Спасскаго) (Владиміръ, 1901 г.), «Мѣсяцеслова Православной Каѳолической Восточной Церкви» Прот. Алексія Мальцева (Берлинъ, 1900-1901 гг.), «Пространнаго мѣсяцеслова русскихъ святыхъ и краткихъ свѣдѣній о чудотворныхъ иконахъ Божіей Матери» Н. Тальберга (Jordanville, 1951) и другихъ авторитетныхъ источниковъ.

Проектъ еще не завершенъ. Если вы замѣтили ошибки или неточности въ работѣ или текстахъ Церковнаго Календаря и (или) если вы желаете оказать посильную помощь въ развитіи проекта (подготовка текстовъ житій святыхъ, наборъ тропарей и кондаковъ), свяжитесь съ нами. Намъ нужна Ваша помощь!

RSS-каналъ сайта — https://russportal.ru/news/rss.php?h=4.         Разсылка новостей — https://russportal.ru/subscribe
Ссылки для установки — Церковный календарь и (или) Икона дня на Вашемъ сайтѣЦитата «Торжество Православія».
Экспортъ новостей въ «Живомъ журналѣ»http://russportal.livejournal.com

Общія указанія на 2019 годъ.

Отъ сотворенія міра — 7527 годъ (съ 1 сентября — 7528 годъ). Отъ Рождества по плоти Бога Слова — 2019 годъ. Отъ крещенія Русскаго народа — 1031 годъ.

Зрячая Пасхалія на 2019 годъ.

Инди́ктъ — 5; Кру́гъ со́лнцу — 23; Вруцѣлѣ́то — 7; Кру́гъ лунѣ́ — 3; Основа́ніе — 6; Епа́кта — 15; Клю́чь грани́цъ — «Ц».

(Объясненіе Церковнаго счисленія)

Священная Пасхалія на 5 лѣтъ.

ГодъНачало ТріодиМясопустъПасхаПятидесятница
20194 (17) февраля18 февраля (3 марта)15 (28) апрѣля3 (16) іюня
202027 января (9 февраля)10 (23) февраля6 (19) апрѣля25 мая (7 іюня)
20218 (21) февраля22 февраля (7 марта)19 апрѣля (2 мая)7 (20) іюня
202231 января (13 февраля)14 (27) февраля11 (24) апрѣля30 мая (12 іюня)
202323 января (5 февраля)6 (19) февраля3 (16) апрѣля22 мая (4 іюня)

Праздники двунадесятые:
6 (19) янв. — Крещеніе Господне;24 мая (6 іюн.) — Вознесеніе Господне;8 (21) сент. — Рождество Пресв. Богородицы;
2 (15) фев. — Срѣтеніе Господне;3 (16) іюн. — День Святой Троицы;14 (27) сен. — Воздвиженіе Креста Господня;
25 мар. (7 апр.) — Благовѣщеніе Пресв. Богор.;6 (19) авг. — Преображеніе Господне;21 ноя. (4 дек.) — Введеніе во храмъ Пресв. Богор.;
8 (21) апр. — Входъ Господень въ Іерус.;15 (28) авг. — Успеніе Пресв. Богородицы;25 дек. (7 янв.) — Рождество Христово.

Великіе праздники:
1 (14) янв. — Обрѣзаніе Господне. Св. Василія Вел.;29 іюн. (12 іюл.) — свв. апп. Петра и Павла;1 (14) окт. — Покровъ Пресвятой Богородицы.
24 іюн. (7 іюл.) — Рождество св. Іоанна Предтечи;29 авг. (11 сент.) — Усѣкн. главы Іоанна Предт.;

Посты:
Навечеріе Богоявленія — 5 (18) янв.Успенскій постъ — 1 (14) авг. – 14 (27) авг.Рождеств. постъ — 15 (28) ноя. – 24 дек. (6 янв.)
Великій постъ — 26 февр. (11 март.) – 14 (27) апр.Усѣкн. главы Іоанна Крестителя — 29 авг. (11 сент.).Каждая среда и пятница, кромѣ спл. седмицъ.
Петровъ постъ — 11 (24) іюня – 28 іюня (11 іюля).Воздвиженіе Креста Господня — 14 (27) сент.

Сплошныя седмицы:
Рождеств. святки — 25 дек. (7 янв.) – 5 (18) янв.Седмица сырная — 19 февр. (4 мар.) – 25 февр. (10 мар.)Троицкая седмица — 3 (16) іюн. – 9 (22) іюн.
Седм. мытаря и фарисея — 4 (17) февр. – 10 (23) февр.Седмица Пасхальная — 15 (28) апр. – 21 апр. (4 мая)

Дни, въ которые не вѣнчаются браки:
Во всѣ посты. По вторникамъ, четвергамъ и субботамъ (т. е. наканунѣ среды, пятницы и воскресенія въ теченіе всего года). Наканунѣ двунадесятыхъ, храмовыхъ и великобдѣнныхъ праздниковъ. Наканунѣ уставныхъ дней всеобщаго поминовенія усопшихъ. Въ дни Рождественскихъ святокъ съ 25 дек. (7 янв.) по 6 (18) янв. Въ теченіе Сырной седмицы. Въ теченіе Свѣтлой (Пасхальной) седмицы.

Уставные дни всеобщаго поминовенія усопшихъ:
Суббота мясопустная — 17 фев. (2 мар.)«Радоница» — 24 апр. (7 мая)Усѣкн. главы св. Іоанна Предт. — 29 авг. (11 сент.).
Субботы 2 и 3 Вел. поста — 10 (23) мар. и 17 (30) мар.Суббота Троицкая — 2 (15) іюн.Суббота Димитріевская — 20 окт. (2 ноя.)

«День за днемъ». Дневникъ православнаго священника

13 / 26 АВГУСТА.

День за днем. Дневник православного священникаНе бойся Авраамъ; Я твой щитъ; награда твоя весьма велика (Быт. 15, 1).

Торжественныя обѣщанiя, полученныя Авраамомъ въ Харранѣ, въ послѣдствiи какъ бы нѣсколько утратили свою силу. Быть можетъ и для тебя значенiе Слова Божiя не такъ живо, какъ тогда, когда его сѣмена впервые глубоко проникли въ твою душу. Быть можетъ, въ тяготѣ дня, небо не такъ уже ясно надъ тобою, какъ бывало въ свѣтлые, утреннiе часы твоей жизни. Быть можетъ тѣ яркiя краски, которыми впервые выступало передъ тобою высокое призванiе христiанина, уже нѣсколько померкли, и ожидающее тебя блаженство будущей жизни, какъ бы удаляется отъ твоего тревожнаго взора. Будь только вѣренъ тамъ, гдѣ Господь поставилъ тебя, и слѣдуй по стопамъ добраго пастыря, даже если онѣ тебѣ не такъ видны, какъ прежде. Вѣренъ Господь! Онъ твой Путь, Онъ твой Свѣтъ! Онъ придетъ къ тебѣ на помощь въ твоей немощи, и въ Свое время, Онъ озаритъ твой жизненный путь яснымъ свѣтомъ. Оставь твои жалобы и не страшись болѣе, подыми взоръ на небо, и каждая звѣзда проникнетъ въ твое сердце, принося лучъ надежды. О, какъ блаженны тѣ минуты, когда Господь возвышаетъ насъ надъ тяжестью нашихъ заботъ, надъ мракомъ, наполняющимъ наши души, и уноситъ насъ на высоту своихъ вершинъ, въ сiянiи небесныхъ свѣтилъ! Подыми взоръ на небо, и горе исчезнетъ. О, какое блаженство очутиться снова на родной почвѣ вѣчной истины, тогда, когда намъ казалось, что мы погибаемъ подъ гнетомъ нашего горя, изнемогая въ удушливомъ воздухѣ! Передъ Богомъ нѣтъ оправданiя, кромѣ оправданiя вѣрою. Его милосердiе простирается на тѣхъ, кто вѣруютъ въ молчанiи, и терпѣливо ожидаютъ исполненiя обѣщаннаго. Только тогда Онъ можетъ совершить въ насъ несравненно больше всего, чего мы просимъ или о чемъ помышляемъ (Ефес. 3, 20). Быть можетъ, руки твои опускаются въ безсилiи, почва подъ тобою колеблется, сердце замираетъ, и ничего еще не потеряно, если только ты бросишься къ ногамъ Спасителя! Онъ тебя подыметъ, Онъ откроетъ передъ тобою новое пространство; Онъ Самъ явится тебѣ, когда ты будешь ослабѣвать. Онъ требуетъ только одного: что бы ты слѣдовалъ за Нимъ, хотя бы и въ долину смерти. Господь часто сгушаетъ мракъ вокругъ насъ для того, чтобы свѣтъ исходилъ только отъ Него. Господь возвратитъ тебѣ свѣтъ и отраду, и если все прежнее прошло, это для того только, чтобы было все новое (Откр. 21, 4-5). Когда Господь отнимаетъ у тебя все земное, тебя ожидаетъ новая слава и новое блаженство, дотолѣ непостижимое.

Анонсы обновленій

АРХІЕП. АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ). "СЛОВА И РѢЧИ". ТОМЪ 4-Й. СЛОВО 10-Е (1976)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Въ самой серединѣ Великаго поста, поприще котораго мы сейчасъ проходимъ, св. Церковь предлагаетъ чествованію и поклоненію нашему святый Крестъ Господень. Изображеніе Честнаго и Животворящаго Креста Господня торжественно выносится изъ алтаря среди храма, и передъ нимъ всѣми молящимися совершается троекратное преклоненіе до земли съ пѣніемъ: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресеніе Твое славимъ". Глубокій смыслъ заключается въ этомъ чрезвычайно-назидательномъ для насъ, вѣрующихъ, уставномъ обычаѣ св. Церкви. Если мы добросовѣстно пропостились всю первую половину Великаго поста, то-есть: скоромной пищи вовсе не вкушали, старались ѣсть меньше и рѣже, въ разнаго рода удовольствіяхъ и развлеченіяхъ себѣ отказывали, честно боролись со своими грѣховными склонностями и привычками, мы не могли не почувствовать нѣкотораго переутомленія и даже упадка силъ отъ необычнаго напряженія воли и тѣлеснаго ослабленія. И когда подумаемъ, что прошла еще только половина поста, кое-у-кого невольно можетъ вырваться вздохъ малодушной ропотливости: "Тяжко! не по силамъ мнѣ это! Когда же конецъ?!" И вотъ, чтобы подбодрить насъ и укрѣпить нашу волю и духъ къ дальнѣйшему пощенію, св. Церковь устраиваетъ намъ духовное утѣшеніе — выноситъ для всеобщаго торжественнаго поклоненія Крестъ Господень. "Вамъ тяжело — вы ропщете", какъ бы такъ говоритъ она намъ этимъ: "а каково было Господу страдать за васъ, терпя"...» (Jordanville, 1976.) далѣе...


АРХІЕП. АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ). "СЛОВА И РѢЧИ". ТОМЪ 4-Й. СЛОВО 9-Е (1976)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Въ первый воскресный день Великаго поста наша Церковь празднуетъ торжество Православія — побѣду истиннаго христіанскаго ученія надъ всѣми его извращеніями и искаженіями — ересями и лжеученіями. Во второй воскресный день Великаго поста какъ бы повторяется и углубляется это торжество Православія въ связи съ празднованіемъ памяти одного изъ величайшихъ столповъ Православія — святителя Григорія Паламы, Архіепископа Ѳессалонитскаго, который своимъ благодатнымъ краснорѣчіемъ и примѣромъ своей личной высоко-подвижнической жизни посрамилъ лжеучителей, дерзнувшихъ отвергать самое существенное въ Православіи — подвигъ молитвы и поста, просвѣщающій душу человѣка благодатнымъ свѣтомъ и дѣлающій его причастникомъ Божественной славы. Увы! какъ мало въ настоящее время людей, даже среди самыхъ образованныхъ, а порою — даже среди современныхъ "богослововъ" и носителей духовнаго сана, которые бы правильно понимали, что такое Православіе и въ чемъ состоитъ его сущность. Подходятъ къ этому вопросу чисто внѣшнимъ формальнымъ образомъ и рѣшаютъ его слишкомъ примитивно и даже наивно, совсѣмъ не вникая въ глубину его и не видя вовсе всей полноты его духовнаго содержанія. Вопреки поверхностному взгляду многихъ, Православіе — это не есть только одно изъ многочисленныхъ нынѣ "христіанскихъ исповѣданій" или, какъ здѣсь принято выражаться, "деноминацій": Православіе — это истинное, не искаженное и не извращенное...» (Jordanville, 1976.) далѣе...


АРХІЕП. АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ). "СЛОВА И РѢЧИ". ТОМЪ 4-Й. СЛОВО 8-Е (1976)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Постное время свѣтло начнемъ!.." (стихира на вечернѣ). Многіе въ наше время задаютъ этотъ вопросъ: "почему Церковь требуетъ, чтобы мы постились?" Одни — вообще не зная и не понимая, для чего установленъ постъ, и пренебрегая имъ совсѣмъ, другіе — свысока и высокомѣрно отвергая его и смотря на постящихся, какъ на какихъ-то "отсталыхъ людей", чуть-ли не изувѣровъ. Между тѣмъ, постъ — чрезвычайно-важное установленіе нашей св. Церкви, нужное и высоко-полезное и для души и для тѣла. И всегда это такъ было, а въ наше нездоровое время особенно — нѣтъ людей вполнѣ здоровыхъ и душою и тѣломъ. Мы всѣ — люди больные, въ большей или меньшей степени, а постъ — это курсъ лѣченія для нашихъ больныхъ душъ, а въ то же время — и для тѣла. Нужно только правильно понимать его смыслъ и значеніе и разумно пользоваться имъ. Мы всѣ унаслѣдовали больную природу отъ нашихъ прародителей, осмѣлившихся дерзко нарушить данную имъ заповѣдь Божію и впавшихъ въ двойной грѣхъ — непослушанія и невоздержанія чрезъ вкушеніе запрещеннаго плода, и сами продолжаемъ такъ же грѣшить, омрачая свою душу и разстраивая одновременно здоровье тѣла, тѣсно связаннаго съ душою. Величайшая ошибка и заблужденіе — считать себя вполнѣ нормальными и идеально-здоровыми людьми! Мы — больны, и больны при томъ самымъ злѣйшимъ недугомъ — грѣхомъ, происходящимъ отъ гордости и самолюбія, который поражаетъ и душу и тѣло. Надо понять это и глубоко сознать...» (Jordanville, 1976.) далѣе...


АРХІЕП. АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ). "СЛОВА И РѢЧИ". ТОМЪ 4-Й. СЛОВО 7-Е (1976)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Помышляю день страшный и плачуся дѣяній моихъ лукавыхъ; како отвѣщаю Безсмертному Царю? коимъ же дерзновеніемъ воззрю на Судію блудный азъ? Благоутробный Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя! — Совсѣмъ иной была бы жизнь человѣческая, если бы всѣ мы постоянно помышляли объ этомъ страшномъ днѣ. Но — увы! Кажется, нѣтъ ничего другого на свѣтѣ, о чемъ бы такъ не любили помышлять современные люди, какъ о днѣ послѣдняго Страшнаго Суда Божія надъ всѣмъ человѣческимъ родомъ. И въ наши жуткіе дни почти общаго моральнаго развала, если и вспоминаютъ о немъ, то только съ усмѣшкой, обращая помышленіе о немъ въ шутку и позволяя себѣ легкомысленно острить надъ тѣми, кто говоритъ о Страшномъ Судѣ всерьезъ. Все это указываетъ лишь на то, насколько люди, порою даже христіане, духовно одичали, отошли отъ Церкви и пришли въ губительное состояніе "окамененнаго нечувствія", при которомъ человѣка, какъ говорится, уже "ничѣмъ не прошибешь". А между тѣмъ день Страшнаго Суда неизбѣжно наступитъ для всѣхъ, хотятъ ли его или не хотятъ, и на немъ рѣшится вѣчная участь наша. И онъ несомнѣнно приближается, о чемъ ярко свидѣтельствуютъ именно такія, какъ мы выше сказали, легкомысленныя настроенія и праздныя насмѣшки. Ибо, какъ предрекалъ св. Апостолъ Петръ, именно "въ послѣдніе дни явятся наглые ругатели, поступающіе по собственнымъ своимъ похотямъ", которые будутъ говорить: "гдѣ обѣтованіе пришествія Его?"...» (Jordanville, 1976.) далѣе...


АРХІЕП. АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ). "СЛОВА И РѢЧИ". ТОМЪ 4-Й. СЛОВО 6-Е (1976)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Самый великій и радостный день въ жизни Св. Христовой Церкви это — "праздниковъ праздникъ и торжество торжествъ" — день Свѣтлаго Воскресенія Христова. Это — день славной побѣды нашего Божественнаго Искупителя надъ злѣйшимъ врагомъ нашего спасенія — діаволомъ и его порожденіями, вѣками угнетавшими падшее человѣчество — грѣхомъ, проклятіемъ и смертью. Ввиду исключительной важности и несравненнаго значенія этого дня, ни одинъ день въ году не празднуется у насъ такъ радостно и такъ торжественно, какъ день Свѣтлаго Воскресенія Христова — день Св. Пасхи. Желая оттѣнить особенно-великое значеніе этого дня св. Церковь еще задолго подготовляетъ насъ къ нему продолжительнымъ такъ называемымъ Великимъ постомъ. Великимъ онъ называется, какъ по своей большой продолжительности, такъ и по своей чрезвычайной строгости. Начинается онъ еще за семь недѣль до Пасхи и состоитъ изъ св. Четыредесятницы и примыкающей къ ней вплотную Страстной седмицы. Великій Постъ назначается Церковью, какъ преимущественное время покаянія. Для того, чтобы празднованіе св. Пасхи ничѣмъ для насъ не омрачалось и было воистину свѣтлымъ и радостнымъ, необходимо предварительно очистить свою совѣсть, чтобы она ни въ чемъ скверномъ насъ не обличала и этимъ не умаляла бы нашего радостнаго праздничнаго настроенія. Это очищеніе и умиротвореніе совѣсти дается черезъ покаяніе — труды говѣнія, исповѣдь своихъ грѣховъ...» (Jordanville, 1976.) далѣе...


АРХІЕП. АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ). "СЛОВА И РѢЧИ". ТОМЪ 4-Й. СЛОВО 5-Е (1976)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Буди вѣренъ даже до смерти, и дамъ ти вѣнецъ живота! (Апокал. 2, 10). — Въ переживаемое нами исключительно-страшное богоотступническое время, когда открыто провозглашается безбожіе пропагандируемое и поддерживаемое власть имущими, а безумные сатанисты уже не скрываютъ себя, но выступаютъ явно, демонстрируя поклоненіе сатанѣ и служеніе темной бѣсовской силѣ, при такомъ же покровительственномъ отношеніи со стороны государственныхъ властей, — призывъ Апокалипсиса — "Буди вѣренъ!" пріобрѣтаетъ особенную остроту, важность и значеніе. Будь вѣренъ! Вѣренъ — кому и чему? Будь вѣренъ, конечно, прежде всего, твоему Творцу — Богу, а никакъ не врагу Божію — сатанѣ, жаждущему твоей погибели. Но будь вѣренъ Богу на самомъ дѣлѣ, а не только на словахъ, какъ фарисеи-лицемѣры! Многіе въ наше время открыто служатъ сатанѣ, но не мало и такихъ, которые дѣлаютъ видъ, будто служатъ Богу, а въ дѣйствительности угождаютъ сатанѣ, творя дѣла его. Будь вѣренъ Христу — Спасителю твоему, крестными страданіями Своими искупившему тебя отъ грѣха, проклятія и смерти и власти діавола и отверзшему тебѣ врата блаженной вѣчности — врата рая! Бодрствуй надъ собой и не дай запутать себя въ сѣтяхъ Антихриста, противника Христа, слуги котораго такъ настойчиво и напористо стремятся всѣхъ вовлечь въ орбиту служенія ему, чтобы содѣйствовать скорѣйшему воцаренію его на землѣ! Будь вѣренъ Церкви — не какой-либо сомнительной "юрисдикціи"...» (Jordanville, 1976.) далѣе...


АРХІЕП. АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ). "СЛОВА И РѢЧИ". ТОМЪ 4-Й. СЛОВО 4-Е (1976)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Получивъ громадное количество поздравленій къ празднику Рождества Христова, къ большому моему сожалѣнію, не могу лично поблагодарить каждаго поздравившаго меня отдѣльно, за что прошу меня великодушно простить и принять мою общую для всѣхъ самую сердечную благодарность. Взаимно отъ души поздравляю всѣхъ съ великими и радостными праздниками Рождества Христова и Богоявленія и молитвенно желаю сподобиться великихъ и богатыхъ милостей отъ Господа въ Новомъ 1974 Году. Дай Богъ, чтобы этотъ наступающій Новый Годъ былъ хотя бы не хуже прошедшаго: на что-то лучшее, при создавшемся положеніи, не смѣемъ мы и надѣяться!
     Прошу молиться за меня по-прежнему: мнѣ много-много лучше, но все же я еще слишкомъ слабъ, а крайне-плохая въ этомъ году перемѣнчивая погода не способствуетъ возстановленію и укрѣпленію силъ, въ чемъ я нуждаюсь. Еще разъ сердечно благодарю всѣхъ за вниманіе и любовь и призываю на всѣхъ Божіе благословеніе. Съ любовью о Христѣ Вашъ благодарный богомолецъ...» (Jordanville, 1976.) далѣе...


АРХІЕП. АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ). "СЛОВА И РѢЧИ". ТОМЪ 4-Й. СЛОВО 3-Е (1976)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Крестившись отъ Іоанна въ водахъ Іорданскихъ, Спаситель нашъ Господь Іисусъ Христосъ выходитъ въ міръ на дѣло Своего общественнаго служенія человѣческому роду. Онъ начинаетъ проповѣдывать Свое Божественное Евангельское ученіе людямъ, "сидящимъ во тьмѣ и сѣни смертной" (Матѳ. 4, 16). Но съ чего, какими словами начинаетъ Онъ Свою проповѣдь? — "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!" (Матѳ. 4, 17) — вотъ первыя слова Его проповѣди! Почему это такъ? Своимъ приходомъ въ этотъ міръ — Своимъ преславнымъ Рождествомъ отъ Пречистой Дѣвы въ Виѳлеемѣ и Своимъ Крещеніемъ отъ Іоанна во Іорданѣ Онъ уже сдѣлалъ то, что Царствіе Небесное, дотолѣ совсѣмъ закрытое для грѣшныхъ людей, стало имъ близко, сдѣлалось доступнымъ для нихъ. Оставалось научить людей, что они, съ своей стороны, должны сдѣлать, дабы пойти въ это открывшееся для нихъ Царство. И вотъ, какъ на самое важное условіе для входа въ Царство Небесное, Господь указываетъ на покаяніе: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!" (Матѳ. 4, 17). И это понятно! Каждый, кто вступаетъ въ предѣлы какого-либо царства или государства, тѣмъ самымъ обязуется исполнятъ законы этого царства или государства. Если законы эти идутъ вразрѣзъ съ его нравами, обычаями и привычками, онъ долженъ приноровиться къ нимъ и для этого передѣлать, переломить себя, измѣнить свои нравы и привычки такъ, чтобы они не были въ противорѣчіи, а соотвѣтствовали бы законамъ этого царства...» (Jordanville, 1976.) далѣе...


АРХІЕП. АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ). "СЛОВА И РѢЧИ". ТОМЪ 4-Й. СЛОВО 2-Е (1976)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Мы, люди, — разумныя твари, ибо Богъ есть Высшій Разумъ, а Онъ сотворилъ насъ "по образу Своему" (Быт. 1, 27). Эта разумность и есть главное отличительное свойство наше. Именно поэтому врагъ Божій и врагъ человѣческаго спасенія — діаволъ, желая изгладить въ насъ образъ Божій, больше всего и ополчается на нашу разумность, внушая намъ творить, вопреки всякому здравому смыслу, самыя неразумныя вещи. Можно смѣло сказать, что человѣкъ больше всего мучится и страдаетъ на землѣ именно отъ того, что слишкомъ часто дѣйствуетъ наперекоръ требованіямъ своей богозданной природы, то-есть: вмѣсто разумной дѣятельности, увлекается совершеніемъ неразумныхъ дѣлъ и поступковъ, вслѣдствіе чего спотыкается, падаетъ и больно ушибается, а иногда и расшибается на-смерть. А для того, чтобы жить достойно своего высокаго человѣческаго званія, надо всегда, рѣшаясь на какое-либо дѣло, на тотъ или иной поступокъ, предварительно ставить себѣ вопросъ: "А разумно ли то, что я собираюсь дѣлать?" Вотъ и въ нынѣшній день, при наступленіи Новаго Года, естественно задать себѣ вопросъ: "А разумно ли встрѣчать Новый Годъ такъ, какъ это вошло теперь въ моду?" Разумно ли ночь наступленія Новаго Года проводить въ веселой, легкомысленно-настроенной компаніи, въ объяденіи и пьянствѣ, въ пляскахъ и всякихъ нескромныхъ развлеченіяхъ и увеселеніяхъ? Разумно ли вообще встрѣчать Новый Годъ веселіемъ? А ужъ совсѣмъ нелѣпа и безсмысленна мода, появившаяся въ эмиграціи...» (Jordanville, 1976.) далѣе...


АРХІЕП. АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ). "СЛОВА И РѢЧИ". ТОМЪ 4-Й. СЛОВО 1-Е (1976)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Въ предлагаемомъ IV-мъ томѣ содержатся мои слова и рѣчи, произнесенныя и написанныя въ 1974–1975 годахъ въ США. Ровно 25 лѣтъ тому назадъ 23 января / 5 февраля 1951 года американскій аэропланъ со страннымъ названіемъ «Летающій Тигръ» доставилъ меня съ нашей великой россійской святыней чудотворной иконой Знаменія Божіей Матери Курско-Коренной на груди въ «благословенную», — какъ многіе ее тогда называли, послѣ ужасовъ, пережитыхъ въ Европѣ, — Америку. Здѣсь начался новый періодъ моего служенія, вскорѣ же послѣ прибытія, въ Св. Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (штатъ Нью-Іоркъ). Назначенный ректоромъ нашей единственной духовной школы въ Зарубежьѣ Св. Троицкой Духовной Семинаріи, которую учредилъ приснопамятный Архіепископъ Виталій (Максименко), я былъ рукоположенъ 12/25 мая 1953 года въ санъ Епископа и сдѣланъ постояннымъ членомъ нашего Архіерейскаго Синода, въ качествѣ Предсѣдателя Ученаго Комитета при немъ, вплоть до перемѣнъ, происшедшихъ въ 1967 году. Тогда, въ первые годы нашего прибытія въ Америку, еще велико было общее воодушевленіе: ключемъ била наша церковная жизнь, возникали все новые и новые церковные приходы, строились храмы, основывались религіозно-просвѣтительныя и церковно-благотворительныя организаціи, какъ напримѣръ, Св. Владимірскіе кружки молодежи, Фондъ имени приснопамятнаго о. Іоанна Кронштадтскаго (еще до его прославленія), часто устраивались, то тутъ то тамъ, съѣзды...» (Jordanville, 1976.) далѣе...


СВТ. ІОАННЪ ЗЛАТОУСТЪ. СОБЕСѢДОВАНІЕ О ПСАЛМАХЪ (1899)

Святитель Иоанн Златоуст «Божественныя Писанія всѣ святы, но особенною святостью проникнуты псалмы. Такъ, съ самаго начала книги (они говорятъ) прямо о воздержаніи, и прежде всего о томъ, чтобы не имѣть общенія съ нечестивыми. Съ этого именно и началъ блаженный Давидъ своими словами: блаженъ мужъ, иже не иде на совѣтъ нечестивыхъ (Пс. 1, 1). Говоря о блаженствѣ, онъ разумѣетъ высшую степень всего хорошаго. Вмѣстѣ съ тѣмъ (говорятъ псалмы) объ общеніи съ добрыми, объ обузданіи чрева, объ удержаніи рукъ, о нелюбостяжаніи, о ничтожествѣ денегъ, славы и всего подобнаго. Послушай, напримѣръ, его слова о томъ, чтобы хранить цѣломудріе: яко лядвія моя наполнишася поруганій (Пс. XXXVII, 8), и въ другомъ мѣстѣ: потребилъ еси всякаго любодѣющаго отъ тебе (Пс. LXXII, 27). О томъ, что должно обуздывать чрево, онъ говоритъ: и уби множайшыя ихъ, еще брашну сущу во устѣхъ ихъ (Пс. LXXVII, 31, 30). О томъ, что должно удаляться стяжанія: богатство, аще течетъ, не прилагайте сердца (Пс. LXI, 11), — и не искать славы: ниже снидетъ съ нимъ слава его въ слѣдъ его (Пс. XLVIII, 18). Не подражать порочнымъ: не ревнуй лукавнующымъ (Пс. XXXVI, 1). Онъ поучаетъ ни во что вмѣнять земное могущество: видѣхъ нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры ливанскія: и мимо идохъ, и се не бѣ (Пс. XXXVI, 35, 36), — и презирать все временное: ублажиша люди, имже сія суть: блажени людіе, имже Господь Богъ ихъ (Пс. CXLIII, 15). Говоритъ (псалмопѣвецъ и) о томъ, что мы не просто согрѣшаемъ...» (СПб., 1899.) далѣе...


СВТ. ІОАННЪ ЗЛАТОУСТЪ. ПРЕДИСЛОВІЕ КЪ БЕСѢДАМЪ НА ПСАЛМЫ (1899)

Святитель Иоанн Златоуст «Послѣ Моисея и преемника его Іисуса Навина, послѣ такъ называемыхъ судей израильскихъ и послѣ того, какъ Саулъ принялъ царствованіе надъ израильтянами и былъ отвергнутъ, Богъ воздвигъ имъ царя добродѣтельнаго, праведнаго и пророка, который и составилъ книгу 150-ти псалмовъ, по вдохновенію Духа Святаго, (написанныхъ) мѣрною рѣчью, свойственною отечественному языку его, и пѣтыхъ благозвучно съ разнообразіемъ въ голосѣ, съ различными музыкальными орудіями, съ ликованіемъ и припѣвами. Самъ онъ употреблялъ псалтирь и имѣлъ подъ своимъ управленіемъ разные хоры меньшихъ пророковъ; такъ онъ называлъ мужей, обращавшихся съ пророками, а иногда называлъ ихъ и сынами пророческими. Они имѣли различныя музыкальныя орудія, одинъ — кимвалы, другой — флейты, тотъ — тимпаны, этотъ — трубы, иной — псалтири и гусли, иной — такъ называемыя пастушескія свирѣли. Притомъ каждый хоръ имѣлъ начальника, изъ которыхъ одинъ назывался Асафомъ, другой Идиѳумомъ, иные — сынами Кореевыми, иной — Еѳамомъ Израильтяниномъ, иной — (именемъ) Моисея человѣка Божія. Такимъ образомъ, когда Давидъ возбуждался духомъ провѣщавать или о плѣненіи народа, или о возвращеніи его, или о нравственномъ ученіи, или о промыслѣ Божіемъ, или о Владыкѣ Христѣ, то онъ составлялъ мѣрною рѣчью псаломъ, такъ что каждый соотвѣтствовалъ своему содержанію, — потому и есть малые и большіе псалмы, — и отдавалъ его которому-нибудь хору. Если же онъ указывалъ...» (СПб., 1899.) далѣе...


СВТ. ІОАННЪ ЗЛАТОУСТЪ. БЕСѢДА О ДАВИДѢ ЦАРѢ И ПАВЛѢ АПОСТОЛѢ (1899)

Святитель Иоанн Златоуст «Недавно вы слышали слова пѣснописца Давида: помилуй мя, Боже, по велицѣй милости твоей и по множеству щедротъ твоихъ очисти беззаконіе мое (Пс. L, 3). И еще тотъ же Давидъ взываетъ: сердце чисто созижди во мнѣ, Боже, и духъ правъ обнови во утробѣ моей (ст. 12). Почему же пророкъ говоритъ: помилуй мя, Боже, по велицѣй милости твоей? Потому, что гдѣ милость, тамъ несомнѣнно спасеніе; гдѣ милость, тамъ не производится суда; гдѣ милость, тамъ не требуется отчета. Я желаю, говоритъ онъ, только быть помилованнымъ; избавь меня отъ моей немощи. И почему взываетъ Давидъ: сердце чисто созижди во мнѣ, Боже? Тотъ, кто совершилъ множество славныхъ дѣлъ, воздвигъ столько трофеевъ, умертвилъ Голіаѳа, задушилъ льва, имѣлъ такое дерзновеніе отъ Святаго Духа, говоритъ: помилуй мя, Боже, по велицѣй милости твоей, и по множеству щедротъ твоихъ очисти беззаконіе мое. Меня, говоритъ, бывшаго земледѣльцемъ, Ты сдѣлалъ царемъ; сдѣлавъ царемъ, поставилъ пророкомъ; помогъ мнѣ одержать побѣду на войнѣ, низложить Голіаѳа не крѣпостію тѣлесною, но силою вѣры; облекъ меня порфирою, отвергъ другого и возвелъ меня, даровалъ мнѣ богатство. Да оправдишися во словесѣхъ твоихъ, и побѣдиши, внегда судити ти (ст. 6). То, что обветшало отъ грѣха, обновила благодать. Что же самъ ты, пророкъ, воздашь Богу? Научу беззаконныя путемъ твоимъ, и нечестивіи къ тебѣ обратятся (ст. 15). Не распространяясь о царствѣ, онъ говоритъ о пророчествѣ...» (СПб., 1899.) далѣе...


СВТ. ІОАННЪ ЗЛАТОУСТЪ. БЕСѢДА, СКАЗАННАЯ ВЪ ВЕЛИКУЮ СЕДМИЦУ (1899)

Святитель Иоанн Златоуст «Мы совершили плаваніе поста и по благодати Божіей достигли наконецъ пристани; но не будемъ безпечными потому, что мы достигли пристани, а напротивъ потому самому, что мы достигли конца, будемъ еще болѣе ревностными. Такъ поступаютъ и кормчіе: когда они готовятся ввести въ устье пристани корабль съ грузомъ, наполненный до верху пшеницею и другими товарами, то бываютъ особенно дѣятельными и осторожными, чтобы корабль послѣ долгаго плаванія не разбился здѣсь о какую-нибудь скалу и не потопилъ всѣхъ товаровъ. Такъ и мы теперь должны быть особенно дѣятельными и осмотрительными, чтобы при концѣ не лишиться воздаянія за труды; потому намъ и нужно усилить ревность. Такъ поступаютъ и бѣгающіе на ристалищахъ: когда они видятъ, что они уже недалеко отъ мѣста наградъ, тогда особенно ускоряютъ бѣгъ свой. Такъ и борцы, когда, послѣ многихъ усилій борьбы и многократныхъ побѣдъ, приближаются къ вѣнцамъ, тогда особенно ободряются и напрягаютъ свои силы. То же самое сдѣлаемъ теперь и мы. Что для корчмаго — пристань, для бѣгающихъ — мѣсто наградъ и для борцовъ — вѣнцы, то для насъ — настоящая седмица, начатокъ благъ и приближеніе къ вѣнцамъ. Потому и мы называемъ ее великою, не потому, чтобы дни ея были продолжительнѣе всѣхъ другихъ, — напротивъ есть другіе дни продолжительнѣе, — и не потому, чтобы въ ней было числомъ больше дней, — они равны прочимъ, — но потому, что въ эту седмицу Господь совершилъ для насъ великія дѣла...» (СПб., 1899.) далѣе...


ГЕН. П. Н. КРАСНОВЪ. "ОТЪ ДВУГЛАВАГО ОРЛА..." ТОМЪ IV-Й, Ч. 8-Я, ГЛАВА 15-Я (1922)

Генерал Петр Николаевич Краснов «"Приказалъ Ленинъ", — тихо заговорилъ Осетровъ, всталъ съ кресла, подошелъ къ Полежаеву и сталъ, облокотившись на рояль. — "Приказалъ Ленинъ въ Москвѣ Иверскую снять, а икону Николая Чудотворца, что надъ Кремлевскими воротами висѣла, краснымъ кумачемъ завѣсить. Первое мая тогда мы первый разъ подъ совѣтскою властью праздновали. Сдѣлали мы это все, согласно съ приказомъ. Занавѣсили ликъ угодника Божія съ ночи и ушли. Только утромъ, иду я съ нарядомъ красноармейцевъ и вижу: народъ толпится у воротъ и то тутъ, то тамъ вспыхнетъ пѣніе: "святителю отче Николае, моли Бога о насъ!" Разгорѣлся я весь. "Ахъ", думаю, "опять эти попы что-нибудь устроили. Пакость какую-либо, чтобы народъ смущать". Кинулся туда.. Гляжу — ликъ угодника ясно глядитъ, а кругомъ красная матерія въ клочья разодрана. — "Ахъ, ты", думаю, — "какой негодяй это сдѣлалъ!" Достали мы снова лѣстницу, затянули кумачемъ, стали народъ разгонять. А люди и говорятъ намъ: — "не безпокойтесь, товарищи, ангелы съ него вашу бѣсовскую тряпку снимутъ таки". Я остался. Пока съ народомъ говорилъ и на образъ не смотрѣлъ — нечего же не можетъ тамъ случиться. Только слышу: — "вотъ онъ, батюшка нашъ заступникъ!" и опять, значитъ, запѣли: "святителю отче Николае". — Я глянулъ: — въ лохмотьяхъ алая тряпка, а ликъ глядитъ на народъ. Доложили Ленину. Обругалъ насъ. "Вѣтеръ", говоритъ, "о зубцы иконы разорвалъ кумачъ. Содрать ее совсѣмъ къ ч...вой матери"... Вѣтеръ... много чего тогда было"...» (Берлинъ, 1922.) далѣе...


ГЕН. П. Н. КРАСНОВЪ. "ОТЪ ДВУГЛАВАГО ОРЛА..." ТОМЪ IV-Й, Ч. 8-Я, ГЛАВА 14-Я (1922)

Генерал Петр Николаевич Краснов «"А есть это, знаете", — сказалъ Осетровъ задумчиво и помолчалъ... — "Совѣсть, или вотъ это самое... Богъ-то... Я не вѣрилъ, а только. — Ну да вотъ разскажу, — судите сами. Помните приказъ такой вышелъ отъ народныхъ комиссаровъ, чтобы, значить, Александро-Невскую лавру ликвидировать. Имущество въ народную казну, а помѣщенія для красноармейцевъ забрать и въ соборѣ хотѣли, значитъ, театръ устроить. Пріѣхалъ и я туда съ матросами. Все такой бравый народъ. Орлы революціи. Забрали мы тамъ попика. Уже очень онъ народъ противъ насъ возбуждалъ. И такъ ничего особеннаго не было въ немъ. Простой такой, небольшого роста, сѣдоватый, бородка чуть раздвоенная вотъ, какъ Христа рисуютъ. Отецъ Василій его звать. Посадили его матросы въ автомобиль, а онъ, спокойный такой, будто даже счастливъ чѣмъ. А чему радоваться? — на разстрѣлъ его везли. Тогда мы на Смоленскомъ полѣ больше разстрѣливали. Ему матросъ и говоритъ: — "батя, а ты знаешь, куда и зачѣмъ тебя везутъ?" — А онъ говоритъ: — "этого ни вы, ни я не знаете. Одинъ Господь Богъ это знаетъ". Матросы захохотали, весело такъ. — "Ишь", говорятъ, "батя, — притворяется, разстрѣляемъ тебя и вся твоя недолга". — А онъ опять свое: — "это, говоритъ, какъ Богъ укажетъ, а безъ Его святой воли ни одинъ волосъ съ головы моей не упадетъ". И такъ, знаете, это твердо, сильно выговорилъ, что мы даже примолкли. И только отъѣхали — шина лопнула. — "Ничего", говорятъ матросы, — "катай безъ шины". Ѣдемъ дальше"...» (Берлинъ, 1922.) далѣе...


АРХІЕП. АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ). "СЛОВА И РѢЧИ". ТОМЪ 3-Й. СЛОВО 102-Е (1975)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Въ наши зловѣще-мрачные дни почти полной духовной опустошенности, когда, съ одной стороны, наглое наступленіе ведетъ на нашу святую православно-христіанскую вѣру неистовое безбожіе, а, съ другой стороны, человѣческими массами владѣетъ равнодушіе и полное безразличіе къ вѣрѣ вообще, вслѣдствіе чего весьма многіе опускаются морально до уровня жизни скотской, въ полномъ смыслѣ слова "прилагаются скотомъ несмысленнымъ и уподобляются имъ", по выраженію Писанія, очень-очень рѣдко отъ кого можно услышать голосъ здраваго смысла — призывъ къ образумленію и коренному измѣненію своего настроенія и образа жизни. Вмѣсто этого, раздаются голоса, совершенно тщетно пытающіеся лѣчить страшную болѣзнь вѣка сего какой-то туманной философіей — сумбурной смѣсью христіанскаго ученія съ гностическими лжеученіями первыхъ вѣковъ христіанской эры, давнымъ-давно разоблаченными и осужденными Вселенской Церковью. Этотъ "нео-гностицизмъ", или что то же, "нео-христіанство", сейчасъ въ большой модѣ у тѣхъ, кто поняли духовную пустоту безбожія, но къ Церкви Христовой по-настоящему придти не смогли, не сумѣли, остановившись гдѣ-то на полдорогѣ. Многіе изъ нихъ даже готовы считать себя истинными христіанами, но истинная Церковь Христова имъ чужда: они хотѣли бы создать для себя какую-то новую "церковь", по своему вкусу, въ соотвѣтствіи со своими самочинными настроеніями. Эти люди — готовый матеріалъ для "экуменическаго движенія"...» (Jordanville, 1975.) далѣе...


АРХІЕП. АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ). "СЛОВА И РѢЧИ". ТОМЪ 3-Й. СЛОВО 101-Е (1975)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Свобода! какое это великое и прекрасное слово, имѣющее такую мощную притягательную силу для человѣка! Особенно въ наши времена приходилось и доселѣ приходится слышать это слово, часто произносимое какъ какой-то священный лозунгъ, съ цѣлью привлечь къ себѣ людей и повести ихъ за собой. И это продолжается до сихъ поръ, несмотря на то, что какъ лозунгъ оно обмануло ожиданія многихъ, а весьма многихъ, повѣрившихъ въ его искренность, заковало въ цѣпи такого ужасающаго рабства, о какомъ они и представить себѣ не могли раньше — вплоть до потери права не только свободно говорить, но даже мыслить и чувствовать свободно. Еще въ 1908 году наша Московская Синодальная Типографія издала прекрасно-написанную брошюрку подъ заглавіемъ: "Въ чемъ истинная свобода христіанина?" Вотъ какая необыкновенно-живая образная картина нарисована въ ней: "Подъ темными лучами весенняго солнышка растаяли глубокіе снѣга. Посмотри — рѣка ломаетъ ледъ. Долгую зиму она была скована холодными ледяными цѣпями. Теперь рѣка сбросила эти оковы и широкимъ стремительнымъ потокомъ разлилась по лугамъ и полямъ. Быстрыя волны неудержимо несутся впередъ туда, далеко, далеко къ простору невѣдомаго синяго моря. Мы съ тобою стоимъ на высокомъ берегу и любуемся свободной рѣкой. Но зачѣмъ вдругъ на лицѣ твоемъ отразилась печаль и тревога? Зачѣмъ въ глазахъ показались слезы скорби и отчаянія? — Ты увидалъ, что грозныя, бурныя воды, выступившей изъ береговъ рѣки"...» (Jordanville, 1975.) далѣе...


АРХІЕП. АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ). "СЛОВА И РѢЧИ". ТОМЪ 3-Й. СЛОВО 100-Е (1975)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Мы празднуемъ сегодня память одного изъ величайшихъ святителей Церкви Христовой — иже во святыхъ отца нашего Николая, Архіепископа Мирликійскаго, Чудотворца, котораго, какъ никого другого, высоко и свято чтили во всѣ времена всѣ народы земли и не только христіане, но и мусульмане и даже многіе язычники. — "Я вижу, братіе, новое солнце, восходящее надъ землей и приносящее сладостное утѣшеніе скорбящимъ и страждущимъ". — такъ воскликнулъ посвящавшій его въ санъ пресвитера Епископъ Патарскій: — "счастлива та паства, которая будетъ имѣть его своимъ руководителемъ: онъ укрѣпитъ ее въ вѣрѣ въ Господа, онъ наставитъ ее въ добродѣтельной и благочестивой жизни, онъ будетъ усерднымъ помощникомъ для всѣхъ бѣдствующихъ". Вся жизнь св. Николая была блистательнымъ исполненіемъ этихъ пророческихъ словъ прозорливца-епископа. Св. Николай отъ самой юности своей весь горѣлъ пламенной вѣрой въ Бога, будучи строгимъ и непреклоннымъ ревнителемъ чистоты Православія; онъ проводилъ самую суровую подвижническую жизнь въ непрестанныхъ бдѣніяхъ, постахъ и молитвахъ; забывая себя, онъ самоотверженно помогалъ бѣднымъ, утѣшалъ страждущихъ, защищалъ несправедливо обиженныхъ, осужденныхъ и обездоленныхъ, укрѣплялъ и наставлялъ колеблющихся въ вѣрѣ и малодушныхъ — онъ никогда не уставалъ совершать всевозможныя дѣла христіанской любви и милосердія по отношенію ко всѣмъ людямъ. Онъ въ полномъ смыслѣ слова былъ "Правиломъ вѣры"...» (Jordanville, 1975.) далѣе...


АРХІЕП. АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ). "СЛОВА И РѢЧИ". ТОМЪ 3-Й. СЛОВО 99-Е (1975)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Сегодняшнее Евангеліе, братіе, въ формѣ нагляднаго и всѣмъ понятнаго разсказа научаетъ насъ быть благодарными Богу за Его благодѣянія. Благодарность Богу — это естественная наша сыновняя обязанность по отношенію къ нашему Небесному Отцу, это — нашъ христіанскій долгъ, о которомъ — увы! — очень многіе христіане весьма часто забываютъ. Вотъ поэтому Господь Іисусъ Христосъ и напоминаетъ намъ о необходимости благодарить Бога въ нынѣ чтенномъ Евангеліи объ исцѣленіи десяти прокаженныхъ мужей (Лук. 17, 12-19). Десять человѣкъ Господь однимъ словомъ Своимъ исцѣлилъ отъ страшной болѣзни проказы, заживо съѣдающей человѣка, но изъ нихъ только одинъ пришелъ благодарить Его, "гласомъ веліимъ славя Бога", и Господь произнесъ тономъ скорбнаго недоумѣвающаго упрека: "Не десять ли очистишася, да десять гдѣ? како не обрѣтошася возвращшеся дати славу Богу?" Такъ и теперь, среди насъ, людей, сколь многіе получаютъ иной разъ великія благодѣянія отъ Бога, а многіе ли потомъ благодарятъ Бога? Не бываетъ ли чаще такъ, что когда бѣденъ и въ нуждѣ, то взываетъ человѣкъ къ Богу, умоляя Его о помощи: "Господи, спаси! Господи, помоги! Господи, пошли! Господи, избави!" а какъ только получилъ просимое, такъ и забылъ Бога совсѣмъ, какъ-будто и не Богъ послалъ ему то, о чемъ онъ прежде такъ жалобно и слезно просилъ. Грустное зрѣлище черной неблагодарности представляютъ собою всѣ люди, пользующіеся благоденствіемъ и благополучіемъ, но не желающіе...» (Jordanville, 1975.) далѣе...


АРХІЕП. АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ). "СЛОВА И РѢЧИ". ТОМЪ 3-Й. СЛОВО 98-Е (1975)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Сегодняшній радостный день есть тотъ день, котораго съ нетерпѣніемъ тысячелѣтіями ожидало человѣчество. "Къ чему праотцы столь сильно стремились, что пророки предвозвѣщали и праведные желали видѣть, то сегодня совершилось" (Еп. Ѳеофанъ). Совершилась "велія благочестія тайна" (1 Тим. 3, 16): Богъ явился на землѣ во плоти и вселился между людьми. Произошло это какъ разъ тогда, когда человѣчество, погрузившееся въ мрачную бездну грѣха, уже отчаялось въ своемъ спасеніи. Жизнь на землѣ уподобилась аду кромѣшному: дошедшіе до полнаго безвѣрія, падшіе во глубину разврата и разочаровавшіеся во всѣхъ своихъ недавнихъ идеалахъ люди отчаянно метались, утративъ всякій смыслъ и цѣль жизни и находя единственный выходъ изъ своего мучительно-гнетущаго нравственнаго состоянія только въ самоубійствѣ. Лучшіе люди того времени громогласно заявляли, что нѣтъ спасенія человѣчеству, если только Самъ Богъ не сойдетъ съ неба и не придетъ на помощь несчастнымъ людямъ, научивъ ихъ, какъ они должны жить, чтобы не погибнуть окончательно. И вотъ тогда-то, когда люди увидѣли, что они безсильны безъ Бога помочь себѣ, что жизнь безъ Бога, безъ познанія Его воли и безъ общенія съ нимъ, уподобляется аду, — тогда, по благоволенію Отчу, Сынъ Божій сошелъ на землю и сталъ человѣкомъ. Пришелъ Онъ, по выраженію Апостола, для того, чтобы "вражду убить" (Ефес. 2, 14-18): примирить падшихъ грѣхомъ людей съ Богомъ, другъ съ другомъ и съ своей собственной совѣстью...» (Jordanville, 1975.) далѣе...


АРХІЕП. АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ). "СЛОВА И РѢЧИ". ТОМЪ 3-Й. СЛОВО 97-Е (1975)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Приближается великій и радостный праздникъ Рождества Христова. Многіе русскіе люди и вообще православные, живущіе заграницей, давно уже ратуютъ за то, чтобы ввести у насъ новый календарь и, такимъ образомъ, праздновать этотъ праздникъ вмѣстѣ съ американцами и со всѣми инославными, пользующимися въ своей церковной жизни новымъ стилемъ, не отдѣляться отъ нихъ. Но они точно не знаютъ или, вѣрнѣе, не хотятъ знать, что у современныхъ людей Запада уже нѣтъ Рождества Христова, за малыми отдѣльными исключеніями. Произошла подмѣна Рождества Христова какимъ-то "сезоннымъ праздникомъ", въ которомъ нѣтъ даже упоминаній о Христѣ-Спасителѣ, а главнымъ дѣйствующимъ лицомъ является бравый румяный старикъ съ сѣдой бородой, бойко раздающій дѣтямъ подарки, фигуры и изображенія котораго можно видѣть повсюду въ эти дни "сезоннаго праздника" во всевозможныхъ видахъ и позахъ. Великіе дни подготовки къ величайшему событію явленія въ міръ Воплотившагося Сына Божія обращены теперь въ дни самаго интенсивнаго шумнаго "бизнеса" — бойкой торговли, когда предпріимчивыми людьми наживаются милліоны. А о Христѣ-Спасителѣ тутъ уже и не думаютъ! Святѣйшее Имя Его и не вспоминается! Какъ это получилось? Это, конечно, громадное "достиженіе" слугъ грядущаго Антихриста, который какъ разъ и будетъ стремиться замѣнить людямъ Христа-Спасителя, подмѣнить Его собою. Мы весьма далеки отъ дерзкой мысли предсказывать точные сроки...» (Jordanville, 1975.) далѣе...


И. А. ИЛЬИНЪ. "НАШИ ЗАДАЧИ". ТОМЪ 1-Й. СТАТЬЯ 128-Я (1956)

Иван Александрович Ильин «Итакъ, русская идея есть идея свободно созерцающаго сердца. Однако, это созерцаніе призвано быть не только свободнымъ, но и предметнымъ. Ибо свобода, принципіально говоря, дается человѣку не для саморазнузданія, а для органически-творческаго само-оформленія, не для безпредметнаго блужданія и произволенія, а для самостоятельнаго нахожденія предмета и пребыванія въ немъ. Только такъ возникаетъ и зрѣетъ духовная культура. Именно въ этомъ она и состоитъ. Вся жизнь русскаго народа могла бы быть выражена и изображена такъ: свободно созерцающее сердце искало и находило свой вѣрный и достойный Предметъ. По-своему находило его сердце юродиваго, по-своему — сердце странника и паломника; по-своему предавалось религіозному предметовидѣнію русское отшельничество и старчество; по-своему держалось за священныя традиціи Православія русское старообрядчество; по-своему, совершенно по-особому вынашивала свои славныя традиціи русская армія; по-своему же несло тягловое служеніе русское крестьянство и по-своему же вынашивало русское боярство традиціи русской православной государственности; по-своему утверждали свое предметное видѣніе тѣ русскіе праведники, которыми держалась русская земля и облики коихъ художественно показалъ H. С. Лѣсковъ. Вся исторія русскихъ войнъ есть исторія самоотверженнаго предметнаго служенія Богу, Царю и отчеству; а, напр., русское казачество сначала искало свободы, а потомъ уже научилось...» (Парижъ, 1956.) далѣе...


И. А. ИЛЬИНЪ. "НАШИ ЗАДАЧИ". ТОМЪ 1-Й. СТАТЬЯ 127-Я (1956)

Иван Александрович Ильин «Если нашему поколѣнію выпало на долю жить въ наиболѣе трудную и опасную эпоху русской исторіи, то это не можетъ и не должно колебать наше разумѣніе, нашу волю и наше служеніе Россіи. Борьба русскаго народа за свободную и достойную жизнь на землѣ — продолжается. И нынѣ намъ болѣе, чѣмъ когда-нибудь подобаетъ вѣрить въ Россію, видѣть ея духовную силу и своеобразіе, и выговаривать за нее, отъ ея лица и для ея будущихъ поколѣній ея творческую идею. Эту творческую идею намъ не у кого и не для чего заимствовать: она можетъ быть только русскою, національною. Она должна выражать русское историческое своеобразіе и въ то же время — русское историческое призваніе. Эта идея формулируетъ то, что русскому народу уже присуще, что составляетъ его благую силу, въ чемъ онъ правъ передъ лицомъ Божіимъ и самобытенъ среди всѣхъ другихъ народовъ. И въ то же время эта идея указываетъ намъ нашу историческую задачу и нашъ духовный путь; это то, что мы должны беречь и растить въ себѣ, воспитывать въ нашихъ дѣтяхъ и въ грядущихъ поколѣніяхъ, и довести до настоящей чистоты и полноты бытія, — во всемъ, въ нашей культурѣ и, въ нашемъ быту, въ нашихъ душахъ и въ нашей вѣрѣ, въ нашихъ учрежденіяхъ и законахъ. Русская идея есть нѣчто живое, простое и творческое. Россія жила ею во всѣ свои вдохновенные часы, во всѣ свои благіе дни, во всѣхъ своихъ великихъ людяхъ. Объ этой идеѣ мы можемъ сказать: такъ было, и когда такъ бывало, то осуществлялось прекрасное...» (Парижъ, 1956.) далѣе...


АРХІЕП. АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ). "СЛОВА И РѢЧИ". ТОМЪ 3-Й. СЛОВО 96-Е (1975)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Лицемѣры! лице убо небесе умѣете разсуждати, знаменій же временомъ не можете искусити" (Матѳ. 16, 3). — Каждое время, каждая эпоха въ жизни человѣчества имѣетъ свою отличительную черту, которая типична для нея въ особенности, преимущественно передъ всѣми другими эпохами. Наблюдая за происходящими въ нынѣшнемъ столѣтіи событіями, мы не можемъ не придти къ убѣжденію, что самой характерной чертой переживаемаго нами времени является потеря страха Божія, а въ тѣсной связи съ этимъ — утрата большинствомъ современныхъ людей голоса Божія въ душѣ человѣка, или совѣсти. Современная эпоха, болѣе чѣмъ какая-либо въ прошломъ — мы имѣемъ въ виду главнымъ образомъ, конечно, христіанскій періодъ исторіи человѣчества — можетъ быть названа безбожной и безсовѣстной. А ужъ вполнѣ естественнымъ слѣдствіемъ этого является столь распространенная теперь безпринципность, равнодушіе къ добру и злу, аморальность, эгоизмъ, оппортунизмъ, погоня за матеріальными благами съ полнымъ пренебреженіемъ къ благамъ духовнымъ, безстыдный, почти открытый развратъ и все растущая преступность, съ которой все труднѣе бороться органамъ власти. И все это — совершенно вопреки радужнымъ прогнозамъ и восторженнымъ "предсказаніямъ", которыя мы такъ часто слышали въ началѣ этого столѣтія, что 20-ый вѣкъ будетъ вѣкомъ необычайнаго расцвѣта и всесторонняго прогресса человѣчества, когда не будетъ ни войнъ ни междоусобій...» (Jordanville, 1975.) далѣе...


АРХІЕП. АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ). "СЛОВА И РѢЧИ". ТОМЪ 3-Й. СЛОВО 95-Е (1975)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Огромное количество поздравительныхъ писемъ, полученныхъ мною ко дню моего Ангела — 22 октября ст.ст. — не даетъ мнѣ возможности поблагодарить каждаго поздравившаго меня въ отдѣльности, тѣмъ болѣе, что я еще невполнѣ поправился послѣ перенесенной мною тяжкой болѣзни, а потому я вынужденъ принести всѣмъ мою общую глубокую благодарность за память, святыя молитвы и поздравленіе съ добрыми молитвенными благопожеланіями. Очень тронуть я выраженіями Вашего трогательнаго сочувствія въ постигшемъ меня нелегкомъ испытаніи и пожеланіями скорѣе полностью поправиться, съ помощью Божіею, на которую я только и надѣюсь. По словамъ лѣчащаго меня врача, мое положеніе было очень тяжелымъ, и онъ считаетъ настоящимъ чудомъ, что я такъ быстро, по его мнѣнію, поправляюсь, не въ примѣръ другимъ, подобнымъ мнѣ, паціентамъ. Приписываю это только молитвамъ, которыя возносятся о моемъ выздоровленіи, и сердечно всѣхъ благодарю за нихъ. Совершать богослуженіе пока я еще не въ силахъ, но регулярно проповѣдую въ концѣ Божественной литургіи, веду занятія въ нашей семинаріи и вхожу, насколько силы мнѣ позволяютъ, болѣе или менѣе, во всѣ наши церковныя, монастырскія и семинарскія дѣла. Парализованное состояніе постепенно проходить, но все еще держится большая слабость, и я нуждаюсь по временамъ въ продолжительномъ отдыхѣ. Усердно прошу всѣхъ продолжать молиться за меня. Да хранитъ и благословитъ всѣхъ Васъ Милосердный Господь!...» (Jordanville, 1975.) далѣе...


ОКТОИХЪ. СЛУЖБА ВЪ СУББОТУ 4-ГО ГЛАСА (1898)

Икона Индикта - Церковного новолетия «Христа́ Человѣколю́бца Страсте́мъ поревнова́вше, страстоте́рпцы, тѣлеса́ у́бо на ра́ны преда́сте, и го́рькимъ му́камъ, тма́мъ же болѣ́знемъ, я́ко предзря́ще при́сно рая́ Боже́ственное наслажде́ніе, пи́щу же неиждива́емую и вѣ́чнующее благосла́віе, е́же получи́вше, моли́теся о воспѣва́ющихъ ва́съ. — Па́стыріе всесвяще́нніи, нача́льнаго Па́стыря сла́вніи подо́бницы бы́вше Христа́, всѣ́хъ Царя́, ду́ши усе́рдно о овца́хъ положи́сте. Бѣды́ лю́тыя претерпѣ́сте, я́ко бори́ми отъ волко́въ тя́жкихъ, достоблаже́нніи, спаса́ете невре́дно богоизбра́нное ста́до. — Же́ртвы одушевле́нныя, всесожже́нія слове́сная, му́ченицы Госпо́дни, заколе́нія соверше́нная Бо́гу, Бо́га зна́юща и Бо́гомъ зна́ема овча́та, и́хже огра́да волко́мъ невходи́ма, моли́теся и о на́съ, упасе́ннымъ бы́ти съ ва́ми на водѣ́ упокое́нія. — Честна́ сме́рть святы́хъ Твои́хъ, Го́споди, мече́мъ бо, и огне́мъ, и душе́ю сокруше́нною пролія́ша кро́ви своя́, упова́ніе иму́ще на Тя́ воспрія́ти трудо́въ мзду́ и, претерпѣ́вше, прія́ша отъ Тебе́, Спа́се, ве́лію ми́лость. — Иму́ще дерзнове́ніе ко Спа́су, святíи, моли́те непреста́нно за ны́ грѣ́шныя, оставле́нія прегрѣше́ній прося́ще и душа́мъ на́шимъ ве́лія ми́лости. — Дне́сь а́нгельская во́инства въ па́мять страстоте́рпецъ пріидо́ша вѣ́рныхъ мы́сли просвѣти́ти и вселе́нную благода́тію уясни́ти, отъ ни́хже, Бо́же, умоле́нъ быва́я, да́руй на́мъ ве́лію ми́лость. — Кресто́мъ вооружи́вшеся, страстоте́рпцы Твои́, Христе́ Бо́же на́шъ, побѣди́ша ко́зни началозло́бнаго врага́, возсія́ша я́ко свѣти́ла, человѣ́ки наставля́юще, даю́тъ исцѣле́нія вѣ́рою прося́щимъ...» (М., 1898.) далѣе...


Н. В. ГОГОЛЬ. ТОМЪ 10-Й. ПИСЬМО КЪ В. А. ЖУКОВСКОМУ (1921)

Николай Васильевич Гоголь «Виноватъ передъ тобой, душа моя! Всякій день собираюсь писать — и непостижимая неохота удерживаетъ. Передо мной опять Неаполь, Везувій и море! Дни бѣгутъ въ занятіяхъ; время летитъ такъ, что не знаешь, откуда взять лишній часъ. Учусь, какъ школьникъ, всему тому, чему пренебрегъ выучиться въ школѣ. Но что разсказывать объ этомъ! Хотѣлось бы поговорить о томъ, о чемъ съ однимъ тобой могу говорить: о нашемъ миломъ искусствѣ, для котораго живу и для котораго учусь теперь, какъ школьникъ. Такъ какъ теперь предстоитъ мнѣ путешествіе въ Іерусалимъ, то хочу тебѣ исповѣдаться; кому же, какъ не тебѣ? Вѣдь литература заняла почти всю жизнь мою, и главные мои грѣхи — здѣсь. Вотъ уже скоро двадцать лѣтъ съ тѣхъ поръ, какъ я, едва вступавшій въ свѣтъ юноша, пришелъ въ первый разъ къ тебѣ, уже совершившему полдороги на этомъ поприщѣ. Это было въ Шепелевскомъ дворцѣ. Комнаты этой уже нѣтъ; но я ее вижу какъ теперь, всю, до малѣйшей мебели и вещицы. Ты подалъ мнѣ руку и такъ исполнился желаніемъ помочь будущему сподвижнику! Какъ былъ благосклонно-любовенъ твой взоръ!.. Что насъ свело, неравныхъ годами? Искусство. Мы почувствовали родство, сильнѣйшее обыкновеннаго родства. Отъ чего? Отъ того, что чувствовали оба святыню искусства. Не мое дѣло рѣшить, въ какой степени я поэтъ; знаю только то, что, прежде чѣмъ понимать значеніе и цѣль искусства, я уже чувствовалъ чутьемъ всей души моей, что оно должно быть свято...» (Берлинъ, 1921.) далѣе...

Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ

0