Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

Церковный календарь


Вторникъ, 11 Декабря 2018 года (28 Ноября 2018 по ст.ст.)
Седмица 29-я по Пятидесятницѣ. Гласъ 3-й
Рождественскій постъ. Свят. Ѳеодора, архіеп. Ростовскаго, чудотворца (†1394) (житіе; служба; акаѳистъ). Препмуч. Стефана Новаго (†767) (житіе; служба; проповѣдь). Муч. Иринарха и съ нимъ свв. 7-ми женъ (†303) (житіе; служба). Свв. 15-ти священномучениковъ Тиверіопольскихъ (†361) (служба). Муч. Анны Константинопольскія. Свв. благовѣрныхъ царей Константина III (†641) и Маврикія (†602) и чадъ ихъ. Мучч. Василія, Стефана, двухъ Григоріевъ, Іоанна и проч. за святыя иконы пострадавшихъ (†VIII) (житіе). Мучч. Андрея, Павла и Петра (†761).

О Церковномъ календарѣ

Мы предлагаемъ Вашему вниманію одинъ изъ проектовъ «Русскаго Портала» — интерактивный Православный Церковный календарь, который умѣетъ опредѣлять даты какъ по Юліанскому («старому»), такъ и по Григоріанскому (т. н. «новому») календарю, сообщаетъ о событіяхъ переходящихъ (минейныхъ) и непереходящихъ (связанныхъ съ Пасхой) цикловъ, показываетъ гласъ недѣли, №№ недѣль по Пасхѣ и Пятидесятницѣ въ періодъ съ 1 января 25 г. по 31 декабря 2199 г. (н. ст.).

Базы Церковнаго Календаря составлены на основаніи Троицкаго Православнаго Русскаго календаря (Свято-Троицкій монастырь, Jordanville, 2000 г.), который былъ дополненъ памятями святыхъ изъ «Полнаго Мѣсяцеслова Востока» Архіеп. Сергія (Спасскаго) (Владиміръ, 1901 г.), «Мѣсяцеслова Православной Каѳолической Восточной Церкви» Прот. Алексія Мальцева (Берлинъ, 1900-1901 гг.), «Пространнаго мѣсяцеслова русскихъ святыхъ и краткихъ свѣдѣній о чудотворныхъ иконахъ Божіей Матери» Н. Тальберга (Jordanville, 1951) и другихъ авторитетныхъ источниковъ.

Проектъ еще не завершенъ. Если вы замѣтили ошибки или неточности въ работѣ или текстахъ Церковнаго Календаря и (или) если вы желаете оказать посильную помощь въ развитіи проекта (подготовка текстовъ житій святыхъ, наборъ тропарей и кондаковъ), свяжитесь съ нами. Намъ нужна Ваша помощь!

RSS-каналъ сайта — http://www.russportal.ru/news/rss.php?h=4.         Разсылка новостей — http://www.russportal.ru/subscribe
Ссылки для установки — Церковный календарь и (или) Икона дня на Вашемъ сайтѣЦитата «Торжество Православія».
Экспортъ новостей въ «Живомъ журналѣ»http://russportal.livejournal.com

Общія указанія на 2018 годъ.

Отъ сотворенія міра — 7526 годъ (съ 1 сентября — 7527 годъ). Отъ Рождества по плоти Бога Слова — 2018 годъ. Отъ крещенія Русскаго народа — 1030 годъ.

Зрячая Пасхалія на 2018 годъ.

Инди́ктъ — 4; Кру́гъ со́лнцу — 22; Вруцѣлѣ́то — 6; Кру́гъ лунѣ́ — 2; Основа́ніе — 25; Епа́кта — 26; Клю́чь грани́цъ — «Д».

(Объясненіе Церковнаго счисленія)

Священная Пасхалія на 5 лѣтъ.

ГодъНачало ТріодиМясопустъПасхаПятидесятница
201815 (28) января29 января (11 февраля)26 марта (8 апрѣля)14 (27) мая
20194 (17) февраля18 февраля (3 марта)15 (28) апрѣля3 (16) іюня
202027 января (9 февраля)10 (23) февраля6 (19) апрѣля25 мая (7 іюня)
20218 (21) февраля22 февраля (7 марта)19 апрѣля (2 мая)7 (20) іюня
202231 января (13 февраля)14 (27) февраля11 (24) апрѣля30 мая (12 іюня)

Праздники двунадесятые:
6 (19) янв. — Крещеніе Господне;4 (17) мая — Вознесеніе Господне;8 (21) сент. — Рождество Пресв. Богородицы;
2 (15) фев. — Срѣтеніе Господне;14 (27) мая — День Святой Троицы;14 (27) сен. — Воздвиженіе Креста Господня;
25 мар. (7 апр.) — Благовѣщеніе Пресв. Богор.;6 (19) авг. — Преображеніе Господне;21 ноя. (4 дек.) — Введеніе во храмъ Пресв. Богор.;
19 мар. (1 апр.) — Входъ Господень въ Іерус.;15 (28) авг. — Успеніе Пресв. Богородицы;25 дек. (7 янв.) — Рождество Христово.

Великіе праздники:
1 (14) янв. — Обрѣзаніе Господне. Св. Василія Вел.;29 іюн. (12 іюл.) — свв. апп. Петра и Павла;1 (14) окт. — Покровъ Пресвятой Богородицы.
24 іюн. (7 іюл.) — Рождество св. Іоанна Предтечи;29 авг. (11 сент.) — Усѣкн. главы Іоанна Предт.;

Посты:
Навечеріе Богоявленія — 5 (18) янв.Успенскій постъ — 1 (14) авг. – 14 (27) авг.Рождеств. постъ — 15 (28) ноя. – 24 дек. (6 янв.)
Великій постъ — 6 (19) февр. – 25 мар. (7 апр.)Усѣкн. главы Іоанна Крестителя — 29 авг. (11 сент.).Каждая среда и пятница, кромѣ спл. седмицъ.
Петровъ постъ — 22 мая (4 іюня) – 28 іюня (11 іюля).Воздвиженіе Креста Господня — 14 (27) сент.

Сплошныя седмицы:
Рождеств. святки — 25 дек. (7 янв.) – 4 (17) янв.Седмица сырная — 30 янв. (12 февр.) – 5 (18) февр.Троицкая седмица — 14 (27) мая – 20 мая (2 іюня).
Седм. мытаря и фарисея — 15 (28) янв. – 21 янв. (3 февр.)Седмица Пасхальная — 26 мар. (8 апр.) – 1 (14) апр.

Дни, въ которые не вѣнчаются браки:
Во всѣ посты. По вторникамъ, четвергамъ и субботамъ (т. е. наканунѣ среды, пятницы и воскресенія въ теченіе всего года). Наканунѣ двунадесятыхъ, храмовыхъ и великобдѣнныхъ праздниковъ. Наканунѣ уставныхъ дней всеобщаго поминовенія усопшихъ. Въ дни Рождественскихъ святокъ съ 25 дек. (7 янв.) по 6 (18) янв. Въ теченіе Сырной седмицы. Въ теченіе Свѣтлой (Пасхальной) седмицы.

Уставные дни всеобщаго поминовенія усопшихъ:
Суббота мясопустная — 28 янв. (10) февр.«Радоница» — 4 (17) апр.Усѣкн. главы св. Іоанна Предт. — 29 авг. (11 сент.).
Субботы 2, 3 и 4 Вел. поста — 18 фе. (3 мар.), 25 фе. (10 мар.) и 4 (17) мар.Суббота Троицкая — 13 (26) мая.Суббота Димитріевская — 21 окт. (3 ноя.)

«День за днемъ». Дневникъ православнаго священника

28 НОЯБРЯ / 11 ДЕКАБРЯ.

День за днем. Дневник православного священникаСтолько времени Я съ вами, и ты не знаешь Меня? (Iоан. 14, 9).

Какой поразительный вопросъ для каждаго изъ насъ! Неужели для насъ, столь близкiй и знакомый намъ съ дѣтства Спаситель, все-же остался намъ чужимъ? Какое печальное, ужасающее предположенiе! Неужели и къ намъ, бывшимъ такъ часто свидѣтелями Его благости, Его славы, Его милосердiя, къ намъ, пользующимся столь великими преимуществами, къ намъ, питавшимся Его Словомъ съ раннихъ лѣтъ, можетъ быть обращенъ этотъ вопросъ: столько времени Я съ вами, и ты не знаешь Меня? — Не знать Его, значитъ не знать ничего, — познавая Его, узнаешь все. Постараемся проникнуться всецѣло этимъ сознанiемъ, въ немъ мы найдемъ отвѣтъ всѣмъ мучительнымъ вопросамъ, и разрѣшенiе всякаго недоумѣнiя. Познанiе Iисуса! Вотъ въ чемъ отдыхъ отъ всякой суеты, отъ тяжести испытанiй, вотъ гдѣ свѣтъ послѣ мрака, миръ и успокоенiе послѣ страха, послѣ борьбы! Книга Жизни осталась закрытой для всѣхъ поколѣнiй, и для каждаго человѣка въ отдѣльности; напрасно мы стараемся ее раскрыть; мы плачемъ о томъ, что никто не можетъ этого сдѣлать, и всѣ старанiя, всѣ усилiя остаются тщетными, вся мудрость наша безсильна. Одинъ только Агнецъ закланный снимаетъ съ нея печать, и открываетъ ее намъ. Пока мы не найдемъ Iисуса, мы стоимъ въ недоумѣнiи передъ самой истиной. Только при познанiи Его пробивается свѣтъ, и тѣни исчезаютъ. Наши грѣхи, наше горе, наши ошибки происходятъ отъ того, что мы не знаемъ Его. Тотъ, кто лучше познаетъ Христа, проникнетъ до глубины всякой истины, и подымется высоко надъ землею. Нашимъ безумiемъ, нашими грѣхами, нашими упущенiями, мы вызываемъ печальный вопросъ Христа: И ты не знаешь Меня? Ищите Его, говоритъ Пророкъ; мы блуждаемъ, мы падаемъ во мракѣ, пока намъ не явится Тотъ, Кто есть Свѣтъ мiра.

Анонсы обновленій

ПРОТ. МИХАИЛЪ ПОМАЗАНСКІЙ. ПРАВОСЛАВНОЕ ДОГМАТ. БОГОСЛОВІЕ МИТР. МАКАРІЯ (1976)

Протопресвитер Михаил Помазанский «Мысль дать посильную характеристику главнаго богословскаго труда митрополита Макарія: «Православно-догматическое Богословіе», какъ представителя нашей богословской науки XIX вѣка, вызвана желаніемъ, чтобы церковно-историческое значеніе нашихъ старыхъ догматистовъ оставалось въ нашемъ сознаніи такимъ, какое они заслужили, чтобы оно не слишкомъ умалялось изъ за того, что въ томъ или другомъ, отношеніи, въ томъ или другомъ пунктѣ, они, какъ и все въ жизни, отдали, дань своему вѣку. Къ прежнимъ русскимъ богословскимъ трудамъ часто проявляется отношеніе слишкомъ одностороннее, иногда не совсѣмъ справедливое. Поэтому, не претендуя на безспорность нашихъ собственныхъ сужденій, дѣлаемъ попытку представить въ краткой формѣ общій характеръ названнаго труда, а въ частности, остановиться на содержаніи самой существенной его части — на изложеніе догмата нашего спасенія во Христѣ, предваривъ нашъ очеркъ краткой схемой біографіи и богословской дѣятельности автора названнаго труда. — Митрополитъ Макарій Булгаковъ (1816-1882) былъ питомцемъ Кіевской Духовной Академіи. Непосредственно послѣ окончанія курса онъ былъ тамъ же оставленъ для чтенія курса Русской и всеобщей гражданской исторіи, но вскорѣ переведенъ въ С.-Петербургскую Духовную Академію на одну изъ главныхъ каѳедръ — каѳедру богословскихъ наукъ. Признательное его отношеніе къ своей alma mater, Кіевской Академіи, выразилось въ...» (Jordanville, 1976.) далѣе...


ПРОТ. МИХАИЛЪ ПОМАЗАНСКІЙ. СВТ. ТИХОНЪ ЗАДОНСКІЙ, ЕП. ВОРОНЕЖСКІЙ (1976)

Протопресвитер Михаил Помазанский «Иже во святыхъ отецъ нашъ святитель Тихонъ, великій русскій наставникъ христіанскаго благочестія, пробылъ на епископской каѳедрѣ въ Воронежѣ только четыре года и семь мѣсяцевъ, а затѣмъ удалился «на покой» сначала въ Толшевскій, потомъ въ Задонскій монастырь, гдѣ подвизался въ молитвѣ и благотвореніи до самой кончины, болѣе тринадцати лѣтъ, и гдѣ созрѣли письменныя его творенія. Въ связи съ перемѣной его образа жизни имѣются фотографіи съ двухъ его портретовъ: Тихона святителя, въ архіерейской мантіи съ епископскимъ жезломъ въ рукѣ, и Тихона отшельника Задонскаго, въ простомъ монашескомъ одѣяніи и съ посохомъ въ рукѣ, какъ у странниковъ; первый протретъ писанъ въ Воронежѣ, онъ принятъ для иконнаго изображенія святителя; второй писанъ въ Задонскѣ извѣстнымъ художникомъ Басовымъ, по желанію московскаго митрополита Платона, питавшаго особое уваженіе къ святителю Тихону. На двухъ разныхъ образахъ отражаются и два разныя состоянія, не только внѣшнія, но и внутреннія: на первомъ дѣятельное, на второмъ болѣе созерцательное; но миромъ духа вѣетъ отъ взора святителя на томъ и другомъ образѣ. Жизнь святителя Тихона представлена въ трогательныхъ воспоминаніяхъ его келейника Василія Чеботарева и въ цѣнныхъ многими фактами запискахъ о святителѣ его другого келейникй Ивана Ефимова. Оба они пишутъ на основаніи собственныхъ своихъ наблюденій и своей жизни при святителѣ въ Задонскѣ, а Чеботаревъ записалъ и то, что самъ святитель...» (Jordanville, 1976.) далѣе...


ЛАКТАНЦІЙ. КНИГА О СМЕРТИ ГОНИТЕЛЕЙ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ (1833)

Монограмма Христа «Господь услышалъ, любезный Донатъ, усердныя молитвы твои, которыя ты ежедневно къ Нему возносилъ, и молитвы прочихъ нашихъ братій, которые славнымъ исповѣданіемъ стяжали себѣ, по достоинству вѣры своей, вѣчный вѣнецъ. Се врагъ укрощенъ; миръ во вселенной возстановленъ; Церковь, бывшая недавно въ угнѣтеніи, снова подъемлетъ главу свою, и храмъ Божій, разрушенный нечестивыми, воздвигается съ большею, по милости Божіей, лѣпотою. Богъ возвелъ на престолъ такихъ Государей, которые отмѣнили нечестивыя и безчеловѣчныя повелѣнія тирановъ, возлюбили благо человѣчества, и нынѣ, какъ бы по удаленіи облака, омрачавшаго протекшее время, пріятный и свѣтлый миръ радуетъ сердца всѣхъ. Нынѣ, послѣ сильныхъ вихрей жестокой бури, опять прояснилось намъ спокойное небо и возсіялъ вожделѣнный свѣтъ. Нынѣ Господь, умилосердясь къ рабамъ своимъ, послалъ имъ небесную помощь, возставилъ поверженныхъ и угнѣтенныхъ; нынѣ, разоривъ совѣтъ нечестивыхъ, отеръ слезы плачущихъ. Противившіеся Богу низвержены; разрушавшихъ Святый храмъ постигло большее сокрушеніе; умерщвлявшіе праведниковъ испустили преступныя души подъ небесными ударами и въ заслуженныхъ мукахъ, хотя поздно, но тяжко и достойно наказанные. Богъ медлилъ наказать ихъ для того токмо, чтобъ явить надъ ними великіе и дивные примѣры, изъ которыхъ бы научились потомки, что Богъ единъ есть, и что Онъ поражаетъ и праведно наказуетъ смертію гордыхъ...» («Христіанское Чтеніе». СПб., 1833.) далѣе...


ЕВСЕВІЙ, ЕП. КЕСАРІЙСКІЙ. КНИГА О ПАЛЕСТИНСКИХЪ МУЧЕНИКАХЪ (1849)

Монограмма Христа «Былъ девятнадцатый годъ Діоклитіанова царствованія, мѣсяцъ Ксантикъ, у Римлянъ называемый Апрѣлемъ, когда предъ наступленіемъ праздника спасительныхъ страданій, при правителѣ Палестины Флавіанѣ, вдругъ вездѣ появились граматы, предписывавшія — церкви разрушать до основанія, книги истреблять огнемъ, у (Христіанъ), облеченныхъ достоинствами, отнимать эти преимущества, а людей частныхъ, если они будутъ оставаться въ христіанствѣ, лишать свободы. Таковъ былъ смыслъ перваго противъ насъ указа. За нимъ вскорѣ послѣдовали и другіе, которыми повелѣвалось — вездѣ и всѣхъ предстоятелей Церкви сперва заключать въ узы, а потомъ всячески принуждать къ принесенію жертвы (богамъ). По силѣ этого предписанія, въ Палестинѣ первымъ мученикомъ является Прокопій. Не испытавъ еще заключенія въ темницу, онъ предсталъ на судъ проконсульскій и, тотчась-же, при первомъ своемъ появленіи, выслушавъ приказаніе принесть жертву такъ-называемымъ богамъ, отвѣчалъ, что знаетъ только одного, которому надобно приносить жертву, какъ Онъ самъ того хочетъ. А когда ему повелѣвали сдѣлать возліяніе четыремъ царямъ, — онъ произнесъ слѣдующія, не нравившіяся имъ слова поэта: "Нѣтъ добраго тамъ, гдѣ много господъ; / Пусть будетъ одинъ господинъ, единственный царь", и произнесши ихъ, былъ обезглавленъ. Это случилось осьмаго числа мѣсяца Десія, или, какъ говорится у Римлянъ, за семь дней до іюньскихъ календъ, въ четвертый день...» (СПб., 1849.) далѣе...


АРХІЕП. АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ). ИСТИННОЕ ХРИСТІАНСТВО ЕСТЬ НЕСЕНІЕ КРЕСТА (1975)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «О христіанствѣ именно, какъ о подвигѣ, ясно учитъ и св. Апостолъ Павелъ: «всякъ подвизаяйся отъ всѣхъ воздержится», говоритъ онъ, а «потому и я», ставя себя въ примѣръ христіанамъ, «умерщвляю тѣло мое и порабощаю, да не како инымъ проповѣдуя, самъ исключимъ (негоденъ, недостоинъ) буду» (1 Коринѳ. 9, 25-27). Какъ Христосъ страдалъ за насъ и чрезъ эти страданія вошелъ въ славу Свою, такъ и мы, если хотимъ быть Его истинными послѣдователями, должны страдать за Него, въ теченіе всей нашей временной земной жизни, для того, чтобы потомъ войти въ вѣчную славу Его въ ожидающей насъ будущей вѣчной жизни. Это — аксіома истиннаго христіанства, которой упорно не хотятъ знать современные «реформаторы» христіанства, стремящіеся путемъ разныхъ модныхъ «экуменическихъ» теченій передѣлать христіанство «на свой ладъ», приспособить его къ своему извращенному вкусу... превративъ истинное христіанство въ антихристіанство. Вотъ почему они обыкновенно вовсе не постятся и даже другихъ учатъ и настраиваютъ не поститься. Имъ хочется блаженства еще здѣсь на землѣ, но они, конечно, никогда его не дождутся ни здѣсь, ни, тѣмъ менѣе, «тамъ». Это — люди, въ сущности, совершенно чуждые истиннаго христіанства, хотя они и сами себя считаютъ и поклонники ихъ рекламируютъ, въ качествѣ величайшихъ авторитетовъ и «столповъ» богословія. Не для нихъ столь утѣшительное изреченіе св. Апостола: "недостойны страсти нынѣшняго времене къ хотящей славѣ явитися въ насъ"...» (Jordanville, 1975.) далѣе...


АРХІЕП. АВЕРКІЙ (ТАУШЕВЪ). СОЗНАЕМЪ ЛИ МЫ СЕБЯ ПРАВОСЛАВНЫМИ? (1975)

Архиепископ Аверкий (Таушев) «Да! такъ мало осталось теперь людей, даже изъ числа именующихъ себя «православными», которые способны по достоинству оцѣнить все величіе празднуемаго въ этотъ день славнаго событія. Еще меньше такихъ, которые хорошо знаютъ свою св. православную вѣру, сознаютъ все великое значеніе своей принадлежности къ ней и дорожатъ ею, какъ своимъ величайшимъ сокровищемъ. Для большинства современныхъ людей, въ томъ числѣ и формально числящихся «поавославными», Православіе — это не больше, какъ одно изъ многихъ существующихъ въ мірѣ вѣроисповѣданій, равнозначущее, а потому и равноправное со всѣми другими. Но это представленіе — наивно-примитивное и глубоко-ошибочное, недостойное серьезнаго, мыслящаго и сознательно-относящагося къ вопросамъ вѣры человѣка. Пущено же оно въ обиходъ — для насъ не можетъ быть въ этомъ никакого сомнѣнія — злонамѣренно врагами истинной вѣры въ Бога, желающими постепенно и непримѣтно отнять отъ людей вѣру въ духовный міръ вообще, вѣру въ ожидающую ихъ будущую вѣчную жизнь, лишить всѣхъ людей подлинной духовной жизни и обратить ихъ въ обыкновенныхъ животныхъ, привязанныхъ лишь къ временной земной жизни и ко всему временному, скоропреходящему земному. Дабы понять и по достоинству оцѣнить, что такое Православіе, надо обратиться къ безпристрастной исторіи, основательно и глубоко (а не только поверхностнымъ, внѣшнимъ образомъ) познакомиться съ исторіей Церкви...» (Jordanville, 1975.) далѣе...


ПРЕП. ЕФРЕМЪ СИРИНЪ. О ТОМЪ, КАКЪ ДУШѢ ОБРѢСТИ БОГА (1895)

Преподобный Ефрем Сирин «Кто возложилъ на себя безмолвіе, и стремится къ уединенію, тотъ избралъ доброе начало. Но какъ далекъ онъ отъ безпокойствъ видимаго смятенія, такъ пусть заглянетъ въ душу свою, избавился ли отъ внутреннихъ мятежей, и освободился ли отъ нападающихъ во множествѣ бѣсовъ; потому что и въ душѣ бываютъ возмущенія и мятежи лукавыхъ помысловъ, по великой злобѣ сопротивныхъ силъ, о чемъ говоритъ Апостолъ: нѣсть наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ, и ко властемъ, и къ міродержителемъ тмы вѣка сего, къ духовомъ злобы (Ефес. 6, 12); и еще: оружія наша не плотская, но сильна Господемъ на раззореніе твердемъ, помышленія низлагающе, и всяко возношеніе, взимающееся на разумъ Божій (2 Кор. 10, 4. 5). Посему весь подвигъ нашъ въ томъ, чтобы безмолвствовать внутренно и отречься истинныхъ мятежей, волненія помысловъ, и сопротивныхъ силъ. Иначе напрасно будетъ отреченіе и видимое удаленіе съ мѣста. Ибо вотъ истинное отреченіе — внутренно пребывать въ мірѣ и тишинѣ. Посему, когда станешь предъ Богомъ на молитву, смотри, чтобы прекрасныхъ орудій, на которыхъ поешь Богу, т. е. помысловъ твоихъ, не расхитили враги твои. Какъ, или чѣмъ будешь служить Богу, когда отнято у тебя орудіе, т. е. плѣнены помыслы? Богъ не имѣетъ нужды, чтобъ молились уста или языкъ. Служеніе Богу требуетъ, чтобы помыслы, вся крѣпость и сила души, весь умъ, нераясѣянно напряжены были въ Богу. Къ золоту своему не примѣшивай мѣди иди свинца, т. е. въ душѣ твоей...» (Сергіевъ Посадъ, 1897.) далѣе...


ПРЕП. ЕФРЕМЪ СИРИНЪ. О ТОМЪ, ЧТО НЕ ДОЛЖНО СОБЛАЗНЯТЬ БЛИЖНЯГО (1895)

Преподобный Ефрем Сирин «Вступившихъ на поприще благочестія и возложившихъ руку на рало, не должно обращать назадъ и полагать имъ препятствіе достигнуть цѣли, — благоугожденія Богу; а напротивъ того должно руководствовать ихъ къ совершенству. Ибо о таковыхъ сказано: касаяйся васъ, яко касаяйся въ зѣницу ока Его (Зах. 2, 8). Посему, кто не хочетъ нарушить заповѣдь Божію, тотъ да оградитъ себя отвсюду, чтобъ не соблазнить другого, особенно же приступившаго ко Господу Богу и избѣжавшаго сѣтей міра. Иначе и онъ причтенъ будетъ къ тѣмъ, которыхъ укоряетъ Пророкъ, говоря: горе напаяющему подруга своего развращеніемъ мутнымъ (Аввак. 2, 15). Горе вамъ, веселящіися о злыхъ, и радующіися о развращеніи злѣмъ, ихже стези стропотни и крива теченія ихъ, далече тя сотворити отъ пути праваго, и чужда отъ праведнаго разума (Причт. 2, 14-16). Чрезъ это дѣлаютъ они себя подлежащими гнѣву Божію, какъ нарекъ Господь опредѣленіе Свое въ Евангеліи, сказавъ: уне было бы человѣку, да жерновъ осельскій облежалъ бы о выи его и вверженъ въ пучину морскую, неже да соблазнитъ единаго отъ малыхъ сихъ, вѣрующихъ въ Мя (Лук. 17, 1. Матѳ. 18, 6). Ибо несказанный бываетъ отъ сего вредъ и ущербъ. Итакъ, опишемъ по возможности одно происшествіе, чтобъ въ маломъ семъ примѣрѣ изобразить весь ходъ дѣла, и заключая о великости вреда, удерживать себя страхомъ, и не полагать преткновенія или соблазна ближнему. Былъ сынъ одинъ у своихъ родителей, и они крѣпко его любили, потому что всю надежду свою...» (Сергіевъ Посадъ, 1897.) далѣе...


ТИХОНІЯ АФРИКАНЦА КНИГА О СЕМИ ПРАВИЛАХЪ ДЛЯ НАХОЖД. СМЫСЛА СВ. ПИСАНІЯ (1891)

Монограмма Христа «О видѣ и родѣ мы говоримъ не по наученнымъ человѣческія премудрости словесемъ (1 Кор. II, 13), съ которыми не сообразовался и тотъ, кто болѣе всѣхъ былъ способенъ къ этому, — дабы обращеніемъ за помощью къ суетнымъ украшеніямъ рѣчи не упразднить креста Христова; но говоримъ, сообразуясь съ тайнами небесной мудрости и имѣя наставникомъ Духа Святаго. Чтобы утвердить вѣру въ таинственное, какъ цѣну, которою покупается истина, Онъ повѣствовалъ, подъ видомъ скрывая родъ, такъ что о нынѣшней церкви, во всей ея совокупности и распространенности, говоримъ подъ образомъ древняго Іерусалима, или обо всемъ тѣлѣ подъ образомъ одного члена, какъ напр. Соломона. Но это не менѣе сокровенно, чѣмъ прочее становящееся таковымъ не только вслѣдствіе формы выраженія, но и вслѣдствіе разнообразія формъ повѣствованія. Поэтому, призывая на помощь благодать Божію, мы должны стараться о томъ, чтобы духъ умножалъ доступы къ (пониманію) рѣчи (ingressus legendi) и простоту изложенія (eloquiumque subtile) смѣшивающаго, для затрудненія пониманія, родъ съ видомъ или видъ съ родомъ, нетождество которыхъ легко видѣть. Ибо когда повѣствуетъ о видѣ, то не такъ переходитъ къ роду, чтобы переходъ былъ тотчасъ же вполнѣ ясенъ и замѣтенъ, но ставитъ при переходѣ слова, могущія относиться къ тому и другому, пока, наконецъ, понемногу не выйдетъ изъ предѣловъ вида и не сдѣлаетъ яснымъ перехода, продолжая рѣчь въ такихъ словахъ, которыя...» (ПТСО. М., 1891.) далѣе...


АРХИМ. АНТОНІЙ. О ПРАВИЛАХЪ ТИХОНІЯ И ИХЪ ЗНАЧЕНІИ ДЛЯ СОВР. ЭКЗЕГЕТИКИ (1891)

Митрополит Антоний (Храповицкий) «Авторъ «книги о семи правилахъ», донатистскій епископъ Тихоній, жилъ въ VI вѣкѣ и умеръ между 390-мъ и 400-мъ годами. Несмотря на его принадлежность къ расколу, Церковь долгое время пользовалась его герменевтическими правилами, какъ однимъ изъ лучшихъ руководствъ къ толкованію слова Божія. Причиной тому было отчасти достоинство самихъ правилъ и малочисленность отеческихъ трудовъ по методикѣ толкованія, но конечно главнымъ виновникомъ ихъ распространенія былъ другой, уважаемый во всей западной половинѣ христіанскаго міра, учитель Церкви, блаж. Августинъ. Послѣдній въ своей «Христіанской Наукѣ» не только отзывается о Тихоніи, какъ о мужѣ даровитомъ, хотя и донатистѣ, но отводитъ немалое количество строкъ изложенію каждаго изъ семи правилъ нашего автора. Ихъ одобряетъ и Кассіодоръ, а Исидоръ Севильскій составилъ на основаніи ихъ же свои «Sententiarum libri tres». Тихоній затѣмъ простиралъ свое руководственное вліяніе на обильнаго древняго латинскаго толкователя, ученика блаж. Августина, епископа Примасія, постоянно пользовавшагося его толковательнымъ принципомъ de specie et genere; слѣды подобнаго вліянія замѣчаются и на позднѣйшихъ церковныхъ писателяхъ, особенно на латинскомъ западѣ, гдѣ Правила нашего автора усердно изучались и въ эпоху среднихъ вѣковъ. Кромѣ этого сочиненія Тихоній писалъ полемическія и апологетическія письма, а также толкованія на Апокалипсисъ, впрочемъ до насъ не дошедшія. Однако и то немногое, что сохранилось...» (ПТСО. М., 1891.) далѣе...


СВТ. ВАСИЛІЙ, ЕП. КИНЕШЕМСКІЙ. БЕСѢДА 16-Я НА ЕВАНГЕЛІЕ ОТЪ МАРКА (1996)

Святитель Василий (Преображенский), епископ Кинешемский «Снова евангелистъ Маркъ разсказываетъ намъ о столкновеніи между Господомъ и фарисеями, одномъ изъ тѣхъ многочисленныхъ столкновеній, которыя, постепенно усиливая злобу фарисеевъ, приводятъ къ страшной развязкѣ. Не простое недоразумѣніе и не одно лишь раздраженное мелкое самолюбіе, боящееся потерять свое вліяніе, чувствуется въ укорахъ книжниковъ, упрекающихъ учениковъ Господа въ несоблюденіи старческихъ преданій. Корни столкновенія лежатъ гораздо глубже. Передъ нами два совершенно различныхъ міровоззрѣнія, два взгляда на религію, два пониманія отношенія человѣка къ Богу. Ясно, что фарисеи цѣнятъ главнымъ образомъ внѣшнее поведеніе и ритуальное, или обрядовое благочестіе, выражающееся въ тщательномъ и неуклонномъ выполненіи обрядовъ, многочисленныхъ преданій, религіозныхъ обычаевъ. Господь, наоборотъ, требуетъ отъ человѣка внутреннихъ настроеній, любящаго, чистаго сердца, души, благоговѣйно преданной Богу, и поведенія, всецѣло подчиненнаго этому духу любви къ ближнему и преданности Богу. Все это возможно лишь при условіи, если единственнымъ центромъ жизни для человѣка является Богъ и единственною цѣлью жизненныхъ стремленій — единеніе съ Нимъ. Но мы уже знаемъ, что эти стремленія легко подмѣнить другими, имѣющими лишь религіозную видимость, и Бога можно замѣнить различными кумирами. Какъ ни странно, но такимъ кумиромъ, замѣняющимъ Бога, можетъ стать внѣшній религіозный культъ, пышное торжественное богослуженіе...» (М., 1996.) далѣе...


СВТ. ВАСИЛІЙ, ЕП. КИНЕШЕМСКІЙ. БЕСѢДА 15-Я НА ЕВАНГЕЛІЕ ОТЪ МАРКА (1996)

Святитель Василий (Преображенский), епископ Кинешемский «Не будемъ долго останавливаться на доказательствахъ возможности чуда увеличенія хлѣбовъ. Невѣрующіе скептики все равно не примутъ никакихъ доказательствъ, а для вѣрующихъ достаточно поразмыслить о томъ, что такія чудеса совершаются каждое лѣто, когда въ поляхъ каждое зернышко превращается въ спѣлый наливной колосъ, содержащій иногда до сотни и болѣе зеренъ. Развѣ это не то же чудо увеличенія хлѣбовъ? И отъ того обстоятельства, что увеличеніе здѣсь происходитъ регулярно, каждогодно, въ опредѣленные періоды, съ извѣстной постепенностью, оно ничуть не перестаетъ быть чудомъ. Ибо кто пойметъ и объяснитъ дѣйствіе тѣхъ силъ, которыя производятъ этотъ процессъ? Наука можетъ лишь описать, какъ это происходитъ, но отвѣтить на вопросы «почему? отчего?» она безсильна. Если мы не удивляемся подобнымъ чудесамъ, разсѣяннымъ всюду въ Божіемъ мірѣ, то только потому, что слишкомъ къ нимъ привыкли. Если же сила Божіяго всемогущества творитъ такія чудеса постоянно, то что удивительнаго въ томъ, что Господь сдѣлалъ то же Своимъ благословеніемъ и молитвою, правда, въ другой обстановкѣ и при другихъ условіяхъ, но тою же всемогущею силою, присущей Ему какъ Богу? Другой вопросъ интересуетъ насъ: какъ случилось это чудо? При какихъ условіяхъ? И помимо Божественной силы Господа, какова здѣсь доля участія Его учениковъ? Какъ вообще совершаются великія дѣла въ христіанствѣ и какъ можетъ проявиться въ нихъ участіе человѣка? Великія дѣла!.. Кто о нихъ не мечталъ?...» (М., 1996.) далѣе...


ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ (26-30) ПРЕП. МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО (1904)

Преподобный Макарий Великий, Египетский «Вотъ признакъ христіанства: сколько ни потрудишься, сколько ни совершишь праведныхъ дѣлъ, — оставаться въ той мысли, будто бы ничего тобою не сдѣлано; постясь говорить: «я не постился»; молясь: — «не молился»; пребывая въ молитвѣ: — «не пребывалъ, полагаю только начало подвигамъ и трудамъ». Хотя бы и праведенъ былъ ты предъ Богомъ, долженъ говорить: «я не праведникъ, не тружусь, а каждый день начинаю только». Но должно также христіанину всякій день имѣть упованіе, радость и чаяніе будущаго царства и избавленія, и говорить: «если не избавленъ я сегодня, буду избавленъ на утро». Насаждающій у себя виноградникъ, прежде нежели приступить къ труду, имѣетъ въ себѣ радость и надежду, и когда вина еще нѣтъ, живо представляетъ въ умѣ точило, вычисляетъ доходы, и въ такихъ мысляхъ принимается за трудъ; надежда и ожиданіе заставляютъ его трудиться усердно, и дѣлаетъ онъ пока большія издержки въ домѣ. А подобнымъ образомъ домостроитель и земледѣлецъ, сперва расточаютъ много своей собственности, въ надеждѣ на будущую прибыль. Такъ и здѣсь, если не будетъ у человѣка предъ очами радости и надежды, что пріиметъ избавленіе и жизнь, то не возможетъ стерпѣть скорбей и принять на себя бремя и шествіе тѣснымъ путемъ. А сопровождающія его надежда и радость дѣлаютъ, что онъ трудится, терпитъ скорби, и принимаетъ на себя бремя, и идетъ тѣснымъ путемъ. Какъ головнѣ трудно бѣжать отъ огня, такъ душа не иначе, какъ съ великимъ трудомъ, избѣгаетъ огня смерти...» (Сергіевъ Посадъ, СТСЛ. 1904.) далѣе...


ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ (21-25) ПРЕП. МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО (1904)

Преподобный Макарий Великий, Египетский «Кто хочетъ истинно благоугождать Богу и поистинѣ возненавидѣлъ противную сторону злобы, тому должно вести брань въ подвигахъ и бореніяхъ двоякаго рода, именно: въ видимыхъ дѣлахъ міра сего удаляться отъ земныхъ развлеченій, отъ любви къ мірскимъ связямъ и отъ грѣховныхъ страстей, а въ дѣлахъ сокровенныхъ бороться съ самыми духами злобы, о которыхъ сказалъ Апостолъ: нѣсть наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ, ко властемъ, къ міродержителемъ тмы вѣка сего, къ духовомъ злобы, поднебеснымъ (Еф. 6, 12). Человѣкъ, преступивъ заповѣдь, и будучи изгнанъ изъ рая, связанъ двоякимъ образомъ и двоякаго рода узами: въ мірѣ семъ — дѣлами житейскими, любовію къ міру, т. е. къ плотскимъ удовольствіямъ и страстямъ, къ богатству и славѣ, къ имѣнію, къ женѣ, къ дѣтямъ, къ роднымъ, къ отечеству, къ мѣсту и одеждамъ, однимъ словомъ, ко всему видимому, отъ чего слово Божіе повелѣваетъ отрѣшиться по собственному произволенію (потому что каждый ко всему видимому и привязывается по доброй волѣ), чтобы, отрѣшась и освободивъ себя отъ всего этого, могъ онъ стать совершеннымъ исполнителемъ заповѣди; втайнѣ же опутываютъ, окапываютъ, остѣняютъ и оковами тмы связываютъ душу духи злобы; почему, не можетъ ни, сколько желаетъ, любить Господа, ни, сколько желаетъ, вѣровать, ни, сколько желаетъ, молиться, потому что, со времени преступленія перваго человѣка, противленіе и явно и тайно во всемъ овладѣло нами...» (Сергіевъ Посадъ, СТСЛ. 1904.) далѣе...


ПРОТ. М. ХИТРОВЪ. СЛОВО НА ВВЕДЕНІЕ ВО ХРАМЪ ПРЕСВ. БОГОРОДИЦЫ (1898)

Введение во храм Пресвятой Богородицы «Все чаще и чаще раздаются жалобы на оскудѣніе духовной жизни, на духовное измельчаніе, на отсутствіе идеальныхъ стремленій... Что за причина? Вотъ предъ нами — образъ, выше, чище, свѣтлѣе котораго не найти намъ между людьми. Никогда сила нравственнаго чувства не была сообщаема душѣ человѣческой въ такомъ обиліи, и ни въ комъ она столь быстро не раскрывалась въ такой полнотѣ, какъ въ Пресвятой Дѣвѣ Маріи, воистину благодатной. Ни въ комъ съ такой дивной красотой не сіяли чистѣйшія, ангельскія свойства человѣческаго сердца, какъ въ смиренной Дѣвѣ изъ Назарета. Удивительное смиреніе, пламенная вѣра, всецѣлая покорность волѣ Божіей, безконечная кротость, любовь къ Богу горящая, глубочайшая сосредоточенность всей духовной жизни... но возможно ли начертать достойно образъ этого ангелоподобнаго существа? Читайте и вдумывайтесь въ тѣ мѣста Евангелія, гдѣ говорится о Пресвятой Дѣвѣ. Тамъ найдемъ идеалъ неизобразимаго совершенства, который, должно сказать, не повторится болѣе на землѣ! Не думаемъ, что будетъ дерзновеніемъ съ нашей стороны, если, углубляясь благоговѣйною мыслію въ незримыя силы, возрастившія райскій цвѣтъ, вспомнимъ о томъ, что Пресвятая Дѣва получила воспитаніе въ храмѣ Всевышняго. На землѣ нѣтъ совершенства — пока стоитъ этотъ грѣшный міръ, добро въ немъ болѣе или менѣе перемѣшано со зломъ, пшеница съ плевелами, Истина въ борьбѣ съ ложью, добрыя, чистыя стремленія — съ самолюбивыми...» («Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ» СПб., 1898.) далѣе...


СЛОВО ВЪ ДЕНЬ ВВЕДЕНІЯ ВО ХРАМЪ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (1866)

Введение во храм Пресвятой Богородицы «Молю васъ, братіе, щедротами Божіими, представити тѣлеса ваша жертву живу, святу и благоугодну Богови (Рим. 12, 1). — Итакъ, св. апостолъ желаетъ, чтобы мы, чувствуя великую любовь, которою возлюбилъ насъ Богъ Отецъ, призвавъ насъ въ наслѣдіе святыхъ во свѣтѣ, сдѣлали съ собою тоже, что сдѣлали праведные Іоакимъ и Анна съ Пресв. Богородицею, во исполненіе обѣта своего, который они дали Богу, моля Его избавить ихъ отъ поношенія безчадства. Какъ сію богодарованную имъ по молитвамъ, послѣ многихъ лѣтъ безчадства, дочь, Пресв. Дѣву Марію, лишь исполнилось Ей три года, посвятили Богу, введя Ее во храмъ іерусалимскій, дабы, пребывая здѣсь постоянно, она съ младенчества исполнялась духомъ силы, любви и цѣломудрія (2 Тим. 1, 7): такъ и мы, по желанію св. апостола, должны представить тѣла свои въ жертву живую, святую и благоугодную Богу, т. е. не должны попускать, чтобы грѣхъ царствовалъ въ смертномъ тѣлѣ нашемъ, чтобы намъ повиноваться въ похотяхъ его; не должны предавать членовъ своихъ въ орудія неправды; но должны представить себя Богу и члены свои Ему въ орудія праведности (Рим. 6, 12. 13). Если мы, по словамъ тогоже св. апостола, твореніе Божіе, созданы во Христѣ Іисусѣ на добрыя дѣла, которыя Богъ предназначилъ намъ исполнять (Ефес. 2, 10); то излишне доказывать, что желаніе его, чтобы мы посвящали Богу, вмѣстѣ съ душами своими, и тѣла свои, есть самое справедливое. Ибо тѣла наши суть храмъ живущаго въ насъ Святаго Духа...» («Православный Собесѣдникъ». Казань, 1866.) далѣе...


СВТ. ІОАННЪ ЗЛАТОУСТЪ. БЕСѢДЫ НА ПСАЛМЫ. НА ПСАЛОМЪ 124-Й (1899)

Святитель Иоанн Златоуст «Надѣющіися на Господа, яко гора Сіонъ (ст. 1). — Для чего пророкъ прибавилъ: Сіонъ? Для чего не сказалъ просто: яко гора, но упомянулъ именно объ этой горѣ? Для того, чтобы научить насъ не падать духомъ въ несчастіяхъ, не погружаться въ уныніе, но, держась надежды на Бога, мужественно переносить все — и войны, и битвы, и смятенія. Какъ эта гора, сдѣлавшись нѣкогда пустынною и лишенною жителей, опять достигла прежняго благосостоянія и возвратила древнее благополучіе вслѣдствіе возвращенія своихъ обитателей и откровенія чудесъ, такъ и мужественный человѣкъ, хотя бы потерпѣлъ безчисленное множество бѣдствій, не поколеблется. Такъ и ты желай жизни не безопасной, бездѣйственной и безбѣдной, но неколеблющейся отъ опасностей. Не одинаково вѣдь можно показать свое искусство, оставаясь спокойно въ пристани или переплывая волнующееся море. Одинъ дѣлается лѣнивымъ, безпечнымъ и слабымъ; а другой, испытавъ много подводныхъ камней, много скалъ, много бурныхъ вѣтровъ и другихъ морскихъ опасностей, и перенесши все это, дѣлаетъ свою душу болѣе крѣпкою. Ты введенъ въ настоящую жизнь не для того, чтобы бездѣйствовать, лѣниться, не терпѣть никакихъ бѣдствій, но чтобы чрезъ страданія сдѣлаться славнымъ. Не будемъ же искать покоя, или роскошной жизни; желаніе этого прилично не мужественному человѣку, а червю, болѣе животному неразумному, нежели имѣющему разумъ. Ты молись усердно, чтобы не впасть въ искушеніе; но когда впадешь, то не скорби...» (СПб., 1899.) далѣе...


СВТ. ІОАННЪ ЗЛАТОУСТЪ. БЕСѢДЫ НА ПСАЛМЫ. НА ПСАЛОМЪ 123-Й (1899)

Святитель Иоанн Златоуст «Яко аще не Господь бы былъ въ насъ (ст. 1). — Часто я говорилъ, и теперь скажу, и не перестану говорить: великъ плодъ плѣна и можетъ приводить внимательныхъ къ любомудрію. Въ самомъ дѣлѣ, посмотри, что говорятъ теперь послѣ плѣна тѣ, которые прибѣгали къ идоламъ, отвращались отъ Бога и предавались нечестію, какъ они приписываютъ свое спасеніе Богу? И пророкъ, какъ превосходный хороначальникъ, заповѣдуетъ имъ непрестанно говорить это. Сказавъ напередъ самъ, онъ внушаетъ и имъ, какъ учитель ученикамъ, говоритъ: да речетъ убо Исраиль: яко аще не Господь бы былъ въ насъ, внегда востати человѣкомъ на ны, убо живыхъ пожерли быша насъ (ст. 2). Они были безоружны, наги, плѣнники, рабы, только что освободились отъ бѣдствій, имѣли городъ безъ стѣнъ, или даже вовсе не имѣли города, и по возвращеніи были для всѣхъ готовою добычею; но вмѣсто стѣны и крѣпости былъ у нихъ Богъ. Тоже и мы нынѣ будемъ говорить: яко аще не Господь бы былъ въ насъ, убо живыхъ пожерли быша насъ. Дѣйствительно, чего не сдѣлалъ бы врагъ нашъ діаволъ, аще не Господь бы былъ въ насъ? Послушай, что Христосъ говоритъ Симону: Симоне, Симоне, сколько разъ сатана просилъ, дабы сѣялъ тебя, яко пшеницу. Азъ же молихся о тебѣ, да не оскудѣетъ вѣра твоя (Лук. XX, 31, 32). Этотъ злой и ненасытный звѣрь, если бы не былъ непрестанно обуздываемъ, ниспровергъ бы и разстроилъ все. Если онъ, получивъ нѣкоторую малую власть надъ блаженнымъ Іовомъ, разрушилъ домъ его до основанія...» (СПб., 1899.) далѣе...


ПРОТ. МИХАИЛЪ. БЕСѢДЫ СВ. ВАСИЛІЯ ВЕЛИКАГО И ПРАВ. ІОАННА КРОНШТАДТСКАГО (1976)

Протопресвитер Михаил Помазанский «Катихизическія бесѣды приснопамятнаго о. Іоанна о Святой Троицѣ, Богѣ Творцѣ и Промыслителѣ міра, входящія въ первый томъ прежнихъ изданій его сочиненій, повидимому, относятся къ сравнительно раннему періоду его священнослуженія. Онѣ цѣнны для насъ не только по своему прямому назначенію учить вѣрѣ и жизни по вѣрѣ: онѣ также цѣнны и дороги въ томъ отношеніи, что пріоткрываютъ завѣсу, какъ формировалась его собственная пастырская личность, изъ какихъ источниковъ питалась она. О. Іоаннъ въ своемъ пастырскомъ служеніи весь дѣятельность, весь жизнь, весь горѣніе; во внѣбогослужебные часы онъ въ движеніи, въ поѣздкахъ, въ посѣщеніяхъ домовъ; о. Іоаннъ не кабинетный труженикъ. А между тѣмъ, какъ интенсивна была умственная работа о. Іоанна! О ней лишь отчасти говорятъ его записи въ дневникъ, столь возвышенныя, обычно такія глубокія по мысли. Катихизическія бесѣды перваго тома его сочиненій указываютъ на внимательное чтеніе имъ отцевъ Церкви, которыхъ онъ цитируетъ здѣсь непосредственно по русскимъ изданіямъ постоянно. Здѣсь встрѣчаемъ имена древнихъ христіанскихъ апологетовъ Иринея и Тертулліана, святителей Василія Великаго, Григорія Богослова, Іоанна Златоустаго, Кирилла Іерусалимскаго, Григорія Нисскаго, блаженнаго Ѳеодорита, Діонисія Ареопагита, Ѳеофилакта Болгарскаго, преп. Іоанна Дамаскина, а равно русскихъ святителей Димитрія Ростовскаго и Тихона Воронежскаго...» (Jordanville, 1976.) далѣе...


ПРОТ. МИХАИЛЪ ПОМАЗАНСКІЙ. ЖИЗНЬ ВЪ ЦЕРКВИ - ЖИЗНЬ ВЪ БЛАГОДАТИ (1976)

Протопресвитер Михаил Помазанский «Православная вѣра, исповѣдуемая въ твореніяхъ отцовъ и учителей Церкви, едина у всѣхъ и всѣмъ имъ обща. Но вѣра есть жизнь, а жизнь не производитъ совершенно одинаковыхъ штамповъ. Наличіе индивидуальнаго элемента сообщаетъ твореніямъ свѣжесть, жизненность, силу. Въ общей суммѣ святоотеческой письменности такъ создается многосторонность, богатство, полнота. Выявить индивидуальное, особенное, характерное въ твореніяхъ отдѣльныхъ церковныхъ писателей составляетъ одну изъ существенныхъ задачъ при изученіи святоотеческой письменности. Но такъ какъ своеобразное здѣсь можетъ представиться и уклономъ отъ общаго, не входящимъ въ строгія рамки церковнаго ученія, то поэтому важно бываетъ видѣть соотвѣтствіе у двухъ или нѣсколькихъ церковныхъ писателей въ ихъ характерномъ личномъ, устанавливать параллель и общность идей. Не изъ книжнаго любопытства, не изъ за теоріи и систематики подходитъ христіанинъ къ твореніямъ и отдѣльнымъ мыслямъ нашихъ учителей вѣры, а чтобы воспринять отъ нихъ наставленія для самихъ себя, провѣрять собственные шаги, усвоить полезныя для себя и другихъ указанія. — Преп. Симеонъ Новый Богословъ и о. Іоаннъ Кронштадтскій — люди разныхъ эпохъ, разныхъ національностей, ихъ дѣятельность протекала въ разныхъ церковныхъ условіяхъ, различны они и по своимъ характерамъ и, наконецъ, по формѣ ихъ писаній. Преп. Симеонъ заканчиваетъ собой первое тысячелѣтіе православной христіанской мысли...» (Jordanville, 1976.) далѣе...


"ПОЧЕМУ ПРАВОСЛ. ХРИСТ. НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ЭКУМЕНИСТОМЪ". 8-Е ОСНОВАНІЕ (1992)

Православная Церковь - ковчег спасения «Экуменизмъ, какъ было показано, ставитъ цѣлью создать нѣкое «единство» изъ разрозненныхъ христіанскихъ исповѣданій. Съ помощью діалоговъ и собесѣдованій онъ пытается создать изъ объединенныхъ лжеученій нѣкую «истину», которую бы приняли собранныя подъ его эгидой разнородныя по своимъ взглядамъ религіозныя группировки, каждая изъ которыхъ настаиваетъ на признаніи своего «вѣрую». Ясно, что результатомъ подобныхъ усилій не можетъ быть достиженіе истины, а лишь окончательное удаленіе отъ нея, ибо истина не есть сочетаніе заблужденій! Несмотря на трудности объединенія, экуменисты надѣются достигнуть его путемъ діалоговъ, организованныхъ и проводимыхъ въ экуменическомъ духѣ. Центральный комитетъ ВСЦ, засѣдавшій въ 1971 году въ Аддисъ-Абебѣ, утверждаетъ, что «діалогъ есть процессъ, при которомъ отдѣльныя личности и общества освобождаются отъ взаимнаго страха и недовѣрія и обрѣтаютъ новое довѣріе другъ ко другу... Діалогъ обѣщаетъ открытіе новыхъ горизонтовъ въ пониманіи нашей религіи (!), новыхъ отношеній между христіанами и иновѣрцами, какихъ прежде не было». Будущее единство экуменисты не мыслятъ монолитнымъ. «Наоборотъ, — пишутъ они, — мы свободны и сообща должны пытаться раскрыть живое преданіе Евангелія и Церкви въ многообразіи современности, въ которой живемъ». Итакъ, въ основу единства положено «многообразіе», т.-е. плюрализмъ...» (СПб., 1992.) далѣе...


"ПОЧЕМУ ПРАВОСЛ. ХРИСТ. НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ЭКУМЕНИСТОМЪ". 7-Е ОСНОВАНІЕ (1992)

Православная Церковь - ковчег спасения «Какъ было подчеркнуто во второмъ основаніи, экуменизмъ — это ересь прежде всего изъ-за своего неправильнаго ученія о Церкви. Въ немъ заключены и другія ереси, которыя мы разсмотримъ ниже. Однако ересь экуменизма проявляется и въ методахъ. Слово ересь происходитъ отъ греческаго глагола αἰρέομαι, который означаетъ «выбирать». Еретики всѣхъ временъ создавали свои лжеученія, выбирая нужные имъ отрывки изъ Священнаго Писанія, игнорируя другіе, опровергающіе ихъ, священные тексты. По мнѣнію св. Іоанна Златоуста, множество ересей и неправильныхъ мнѣній возникло именно вслѣдствіе подобныхъ злоупотребленій Словомъ Божіемъ. Вотъ что онъ говоритъ: «Не достаточно сказать о чемъ-нибудь, что оно написано въ Писаніяхъ; не должно, прямо выхватывая и отрывая слова отъ Богодуховныхъ Писаній, брать ихъ отдѣльно и безъ взаимной связи, произвольно и безотчетно искажая ихъ. Такимъ образомъ, вошли въ нашу жизнь многія неправыя мнѣнія, по дѣйству діавола, который научаетъ людей безпечныхъ превратно толковать заключающееся въ Писаніяхъ и, прибавляя или убавляя, помрачать истину». Издревле и до сего дня методы еретиковъ остаются прежними — отбирать лишь угодные имъ тексты, умалчивая обличительные для нихъ. Такъ поступаютъ и экуменисты. Они берутъ, напримѣръ, нѣкоторые священные тексты (вродѣ Ін. 17, 21), но не ищутъ добросовѣстнаго толкованія и смысла заповѣданнаго Богомъ единства...» (СПб., 1992.) далѣе...


СВТ. ВАСИЛІЙ, ЕП. КИНЕШЕМСКІЙ. БЕСѢДА 14-Я НА ЕВАНГЕЛІЕ ОТЪ МАРКА (1996)

Святитель Василий (Преображенский), епископ Кинешемский «Первое правило для борьбы со страстью: борьба эта можетъ вестись успѣшно только на религіозной почвѣ подъ знаменемъ надежды на Господа Іисуса Христа. Въ этой надеждѣ главная опора и сила христіанина! Во-вторыхъ, борьбу лучше начинать тогда, когда страсть еще не вышла изъ первой стадіи своего развитія — изъ области мысли. Боритесь, какъ только почувствуете первый позывъ какой-либо страсти, какъ только мелькнула о ней первая мысль. Когда страсть начнетъ осуществляться на дѣлѣ и когда, подчинясь ей, вы уже сдѣлаете что-нибудь для ея удовлетворенія, тогда остановить ее неизмѣримо труднѣе. Даже въ томъ случаѣ, если вы уже пали, совершивъ грѣхъ на дѣлѣ, если даже начали привыкать къ нему, все же дальнѣйшая, самая энергичная борьба должна вестись въ области мысли. Отталкивайте отъ себя самый образъ грѣха и позывъ къ нему, какъ только онъ появится въ мысляхъ. Научитесь побѣждать страстную мечту, ибо здѣсь корень грѣха. Извнутрь, изъ сердца, человѣческаго, — говоритъ Господь, — исходятъ злые помыслы, прелюбодѣянія, любодѣянія, убійства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство (Мк. VII, 21-22). Остановить грѣшныя мысли такъ, чтобы онѣ насъ совершенно не безпокоили, мы не можемъ. Это отъ насъ не зависитъ, ибо онѣ часто навѣваются посторонней враждебной намъ нечистой силой, которая не щадитъ при этомъ самыхъ святыхъ минутъ и благочестивыхъ настроеній, но...» (М., 1996.) далѣе...


СВТ. ВАСИЛІЙ, ЕП. КИНЕШЕМСКІЙ. БЕСѢДА 13-Я НА ЕВАНГЕЛІЕ ОТЪ МАРКА (1996)

Святитель Василий (Преображенский), епископ Кинешемский «Давно-давно жилъ одинъ святой старецъ, который много молился и часто скорбѣлъ о грѣхахъ человѣческихъ. И страннымъ ему казалось, почему это такъ бываетъ, что люди въ церковь ходятъ, Богу молятся, а живутъ все такъ же плохо. Грѣха не убываетъ. “Господи, — думалъ онъ, — неужели не внемлешь Ты нашимъ молитвамъ? Вотъ люди постоянно молятся, чтобы жить имъ въ мирѣ и покаяніи, и никакъ не могутъ. Неужели суетна ихъ молитва?” Однажды съ этими мыслями онъ погрузился въ сонъ. И чудилось ему, будто свѣтозарный ангелъ, обнявъ крыломъ, поднялъ его высоко-высоко надъ землей... По мѣрѣ того, какъ поднимались они выше и выше, все слабѣе и слабѣе становились звуки, доносившіеся съ поверхности земли. Не слышно было болѣе человѣческихъ голосовъ, затихли пѣсни, крики, весь шумъ суетливой мірской жизни. Лишь порой долетали откуда-то гармоничные, нѣжные звуки, какъ звуки далекой лютни. — “Что это?” — спросилъ старецъ. — “Это святыя молитвы”, — отвѣчалъ ангелъ, — “только онѣ слышатся здѣсь!” — “Но отчего такъ слабо звучатъ онѣ? Отчего такъ мало этихъ звуковъ? Вѣдь сейчасъ весь народъ молится въ храмѣ?..” Ангелъ взглянулъ на него, и скорбно было лицо его. — “Ты хочешь знать?.. Смотри...” Далеко внизу виднѣлся большой храмъ. Чудесной силой раскрылись его своды, и старецъ могъ видѣть все, что дѣлалось внутри. Храмъ весь былъ полонъ народомъ. На клиросѣ виденъ былъ большой хоръ. Священникъ въ полномъ облаченіи стоялъ въ алтарѣ...» (М., 1996.) далѣе...


СВТ. КИРИЛЛЪ ІЕРУСАЛИМСКІЙ. ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ ПОУЧЕНІЕ 4-Е (1900)

Монограмма Христа «Порокъ подражаетъ добродѣтели, и плевелы стараются показаться пшеницею; по виду, правда, походятъ они на пшеницу; но способные различать, узнаютъ ихъ при вкушеніи: и діаволъ преобразуется въ Ангела свѣтла не для того, чтобы придти въ первобытное свое состояніе, но чтобы обольстить людей: (ибо имѣя сердце твердое, какъ наковальня, онъ и волю имѣетъ не могущую уже раскаяться), чтобы ведущихъ равноангельскую жизнь облагать мракомъ слѣпоты и смертоноснымъ распространеніемъ невѣрія. Много ходитъ волковъ въ одеждѣ овчей; одежду овецъ имѣютъ они, но не имѣютъ ихъ копытъ и зубовъ. Будучи покрыты кожею кроткаго животнаго и наружностію обольщая простыхъ людей, они испускаютъ изъ челюстей своихъ гибельный ядъ нечестія. Итакъ, нужна намъ благодать Божественная, мысль бодрая и очи осмотрительныя, дабы по невѣдѣнію не съѣсть вмѣсто пшеницы плевелъ, и не потерпѣть намъ вреда; дабы не попасть на волка почтя его за овцу; и дабы не содѣлаться пищею злотворнаго діавола, принявъ его за благодѣтельнаго Ангела. Ибо онъ по словамъ Писанія, ходитъ какъ рыкающій левъ, искій кого поглотити (1 Петр. 5, 8); для сего предлагаетъ наставленія церковь, для сего дѣлаются настоящія поученія, для сего бываетъ чтеніе Священнаго Писанія. Образъ Богопочтенія заключается въ сихъ двухъ принадлежностяхъ, въ точномъ познаніи догматовъ благочестія, и въ добрыхъ дѣлахъ: догматы безъ добрыхъ дѣлъ не благопріятны Богу; не пріемлетъ Онъ и дѣлъ...» (М., 1900.) далѣе...


СВТ. КИРИЛЛЪ ІЕРУСАЛИМСКІЙ. ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ ПОУЧЕНІЕ 3-Е (1900)

Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский «Веселитеся небеса и торжествуй земля о тѣхъ, кои хотятъ окропиться ѵссопомъ, очистить себя ѵссопомъ духовнымъ и силою того, который во время страданія своего посредствомъ ѵссопа и трости напаяемъ былъ. Силы небесныя да радуются; а души, имѣющія сочетаться съ духовнымъ Женихомъ, да пріуготовляются къ сему. Ибо гласъ вопіетъ уже въ пустынѣ: уготовайте путь Господень (Исаіи 40, 3). Не маловажное дѣло сіе; не тѣлесъ обыкновенное и безразсудное сочетаніе, но избраніе по вѣрѣ всеиспытующаго духа. Мірскія супружества и брачные союзы не съ надлежащимъ совершаются разборомъ; но гдѣ или богатство, или красота, тамъ скоро соглашается женихъ; а здѣсь не красота тѣлесная, но неукоризненная совѣсть души; не предосудительное богатство, но богатство душевнаго благочестія уважается. Итакъ, чада оправданія, внемлите Іоанну увѣщавающему и говорящему: исправите путь Господень (Іоан. 1, 23); старайтесь уничтожить всякое препятствіе и соблазнъ, дабы прямо шествовать вамъ къ вѣчной жизни. Посредствомъ нелицемѣрныя вѣры уготовьте чистые души сосуды для пріятія Святаго Духа. Начните покаяніемъ измывать одежду вашу; дабы, когда призваны будете въ чертогъ брачный, явиться вамъ чистыми. Ибо хотя Женихъ призываетъ всѣхъ безъ изъятія; потому что благодать щедра, и громкій гласъ провозвѣстниковъ собираетъ всѣхъ; впрочемъ Самъ же Онъ различаетъ вшедшихъ на таинственный пиръ брачный. Да не случится кому-либо изъ тѣхъ, коихъ имена...» (М., 1900.) далѣе...


ДУХОВНЫЯ БЕСѢДЫ (1-20) ПРЕП. МАКАРІЯ ЕГИПЕТСКАГО (1904)

Преподобный Макарий Великий, Египетский «Кто хочетъ приступить къ Господу, сподобиться вѣчной жизни, содѣлаться обителію Христовою, исполниться Духа Святаго, чтобы прійдти въ состояніе приносить плоды Духа, чисто и неукоризненно исполнять заповѣди Христовы: тотъ долженъ начать тѣмъ, чтобы прежде всего крѣпко увѣровать въ Господа, и всецѣло предать себя вѣщаніямъ заповѣдей Его, во всемъ отречься отъ міра, чтобы весь умъ не былъ занятъ ничѣмъ видимымъ. И ему надлежитъ непрестанно пребывать въ молитвѣ, съ вѣрою, въ чаяніи Господа, всегда ожидая Его посѣщенія и помощи, сіе одно всякую минуту имѣя цѣлію ума своего. Потомъ, по причинѣ живущаго въ немъ грѣха, надлежитъ ему понуждать себя на всякое доброе дѣло, къ исполненію всѣхъ заповѣдей Господнихъ. Такъ напримѣръ: надлежитъ понуждать себя къ смиренномудрію предъ всякимъ человѣкомъ, почитать себя низшимъ и худшимъ всякаго, ни отъ кого изъ людей не ища себѣ чести, или похвалы, или славы, какъ написано въ Евангеліи, но имѣя всегда предъ очами единаго Господа и заповѣди Его, Ему единому желая угодить въ кротости сердца, какъ говоритъ Господь: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ: и обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. 11, 29). Подобно сему да пріучаетъ себя, сколько можно, быть милостивымъ, добрымъ, милосердымъ, благимъ, какъ говоритъ Господь: будите добры и благи, якоже и Отецъ вашъ небесный милосердъ есть (Лук. 6, 36); и еще говоритъ: аще любите Мя, заповѣди Моя соблюдите (Іоан. 14, 15)...» (Сергіевъ Посадъ, СТСЛ. 1904.) далѣе...


СВѢДѢНІЯ О ЖИЗНИ И ПИСАНІЯХЪ ПРЕП. МАКАРІЯ ВЕЛИКАГО (1904)

Преподобный Макарий Великий, Египетский «Макарій, въ отличіе отъ другаго соименнаго и современнаго ему подвижника, родившагося въ Александріи, названный Египетскимъ, а за свою святость и мудрость Великимъ, родился въ 300 г. Время юности провелъ онъ въ домѣ родителей, и былъ пастухомъ стадъ отца своего. Не сохранилось извѣстія, чтобы Макарій получилъ образованіе въ какомъ-либо училищѣ, но изъ его описаній видно, что онъ не чуждъ былъ и книжнаго образованія. Но то несомнѣнно, что нравственное его образованіе началось рано. Какъ въ самыхъ молодыхъ лѣтахъ онъ заботился о правотѣ своихъ дѣйствій, показываетъ одинъ случай въ его дѣтствѣ, разсказанный имъ самимъ. Однажды сверстники его пошли въ чужой садъ за смоквами и, когда бѣжали назадъ, уронили одну изъ нихъ. Макарій поднялъ ее и съѣлъ. Эта погрѣшность такъ тяжело легла на его чистую совѣсть, что осталась навсегда памятною, и во всю жизнь свою, какъ говорилъ самъ Макарій, онъ не могъ вспомнить объ ней безъ слезъ. Сильное стремленіе къ подвижнической жизни, въ началѣ четвертаго вѣка, пробужденное въ Египтѣ примѣромъ Великаго Антонія, и увлекавшее въ пустыни многочисленныя толпы вѣрующихъ, и дѣйствіе Божественной благодати, особыми таинственными путями приводящей избранныхъ на путь имъ предназначенный, расположили Макарія, оставивъ всѣ земныя заботы, посвятить себя единственно попеченію о спасеніи своей души. Рѣшись оставить міръ, Макарій не вдругъ поселился въ пустынѣ, но, желая испытать себя...» (Сергіевъ Посадъ, СТСЛ. 1904.) далѣе...

Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ

0