Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

О старомъ стилѣ
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Православный календарь

Мѣсяцесловы

С. В. Булгакова
-
Прот. Алексія Мальцева

Житія святыхъ

Свт. Димитрія Ростовскаго
-
Д. И. Протопопова
-
Избранныя житія

Житія русскихъ святыхъ

Архим. Игнатія (Малышева)

Патерики

Аѳонскій
-
Кіево-Печерскій
-
Новгородскій
-
Троицкій

Новости сайта



Сегодня - пятница, 22 февраля 2019 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

Церковный календарь


Пятница, 22 Февраля 2019 года (9 Февраля 2019 по ст.ст.)
Седмица 1-я предуготовительная. Гласъ 5-й
Сплошная седмица, поста нѣтъ. Обрѣтеніе мощей свят. Иннокентія, еп. Иркутскаго (1805) (кр. житіе; житіе; служба; акаѳистъ 1-й; 2-й; 3-й; проповѣди). Муч. Никифора Антіохійскаго (†ок.257) (житіе; служба; проповѣдь). Преп. Панкратія Печерскаго, въ Дальнихъ пещерахъ почивающаго (†XIII) (тропарь и кондакъ; общ. служба преп. Печерскому единому). Свящмучч. Маркелла, еп. Сицилійскаго, Филагрія, еп. Кипрскаго и Панкратія, еп. Тавроменійскаго (†I) (житіе). Муч. Петра Дамаскина (†746). Препп. Геннадія (†ок.1516) и Никифора (†1557) Важеезерскихъ (житіе).

О Церковномъ календарѣ

Мы предлагаемъ Вашему вниманію одинъ изъ проектовъ «Русскаго Портала» — интерактивный Православный Церковный календарь, который умѣетъ опредѣлять даты какъ по Юліанскому («старому»), такъ и по Григоріанскому (т. н. «новому») календарю, сообщаетъ о событіяхъ переходящихъ (минейныхъ) и непереходящихъ (связанныхъ съ Пасхой) цикловъ, показываетъ гласъ недѣли, №№ недѣль по Пасхѣ и Пятидесятницѣ въ періодъ съ 1 января 25 г. по 31 декабря 2199 г. (н. ст.).

Базы Церковнаго Календаря составлены на основаніи Троицкаго Православнаго Русскаго календаря (Свято-Троицкій монастырь, Jordanville, 2000 г.), который былъ дополненъ памятями святыхъ изъ «Полнаго Мѣсяцеслова Востока» Архіеп. Сергія (Спасскаго) (Владиміръ, 1901 г.), «Мѣсяцеслова Православной Каѳолической Восточной Церкви» Прот. Алексія Мальцева (Берлинъ, 1900-1901 гг.), «Пространнаго мѣсяцеслова русскихъ святыхъ и краткихъ свѣдѣній о чудотворныхъ иконахъ Божіей Матери» Н. Тальберга (Jordanville, 1951) и другихъ авторитетныхъ источниковъ.

Проектъ еще не завершенъ. Если вы замѣтили ошибки или неточности въ работѣ или текстахъ Церковнаго Календаря и (или) если вы желаете оказать посильную помощь въ развитіи проекта (подготовка текстовъ житій святыхъ, наборъ тропарей и кондаковъ), свяжитесь съ нами. Намъ нужна Ваша помощь!

RSS-каналъ сайта — http://www.russportal.ru/news/rss.php?h=4.         Разсылка новостей — http://www.russportal.ru/subscribe
Ссылки для установки — Церковный календарь и (или) Икона дня на Вашемъ сайтѣЦитата «Торжество Православія».
Экспортъ новостей въ «Живомъ журналѣ»http://russportal.livejournal.com

Общія указанія на 2019 годъ.

Отъ сотворенія міра — 7527 годъ (съ 1 сентября — 7528 годъ). Отъ Рождества по плоти Бога Слова — 2019 годъ. Отъ крещенія Русскаго народа — 1031 годъ.

Зрячая Пасхалія на 2019 годъ.

Инди́ктъ — 5; Кру́гъ со́лнцу — 23; Вруцѣлѣ́то — 7; Кру́гъ лунѣ́ — 3; Основа́ніе — 6; Епа́кта — 15; Клю́чь грани́цъ — «Ц».

(Объясненіе Церковнаго счисленія)

Священная Пасхалія на 5 лѣтъ.

ГодъНачало ТріодиМясопустъПасхаПятидесятница
20194 (17) февраля18 февраля (3 марта)15 (28) апрѣля3 (16) іюня
202027 января (9 февраля)10 (23) февраля6 (19) апрѣля25 мая (7 іюня)
20218 (21) февраля22 февраля (7 марта)19 апрѣля (2 мая)7 (20) іюня
202231 января (13 февраля)14 (27) февраля11 (24) апрѣля30 мая (12 іюня)
202323 января (5 февраля)6 (19) февраля3 (16) апрѣля22 мая (4 іюня)

Праздники двунадесятые:
6 (19) янв. — Крещеніе Господне;24 мая (6 іюн.) — Вознесеніе Господне;8 (21) сент. — Рождество Пресв. Богородицы;
2 (15) фев. — Срѣтеніе Господне;3 (16) іюн. — День Святой Троицы;14 (27) сен. — Воздвиженіе Креста Господня;
25 мар. (7 апр.) — Благовѣщеніе Пресв. Богор.;6 (19) авг. — Преображеніе Господне;21 ноя. (4 дек.) — Введеніе во храмъ Пресв. Богор.;
8 (21) апр. — Входъ Господень въ Іерус.;15 (28) авг. — Успеніе Пресв. Богородицы;25 дек. (7 янв.) — Рождество Христово.

Великіе праздники:
1 (14) янв. — Обрѣзаніе Господне. Св. Василія Вел.;29 іюн. (12 іюл.) — свв. апп. Петра и Павла;1 (14) окт. — Покровъ Пресвятой Богородицы.
24 іюн. (7 іюл.) — Рождество св. Іоанна Предтечи;29 авг. (11 сент.) — Усѣкн. главы Іоанна Предт.;

Посты:
Навечеріе Богоявленія — 5 (18) янв.Успенскій постъ — 1 (14) авг. – 14 (27) авг.Рождеств. постъ — 15 (28) ноя. – 24 дек. (6 янв.)
Великій постъ — 26 февр. (11 март.) – 14 (27) апр.Усѣкн. главы Іоанна Крестителя — 29 авг. (11 сент.).Каждая среда и пятница, кромѣ спл. седмицъ.
Петровъ постъ — 11 (24) іюня – 28 іюня (11 іюля).Воздвиженіе Креста Господня — 14 (27) сент.

Сплошныя седмицы:
Рождеств. святки — 25 дек. (7 янв.) – 5 (18) янв.Седмица сырная — 19 февр. (4 мар.) – 25 февр. (10 мар.)Троицкая седмица — 3 (16) іюн. – 9 (22) іюн.
Седм. мытаря и фарисея — 4 (17) февр. – 10 (23) февр.Седмица Пасхальная — 15 (28) апр. – 21 апр. (4 мая)

Дни, въ которые не вѣнчаются браки:
Во всѣ посты. По вторникамъ, четвергамъ и субботамъ (т. е. наканунѣ среды, пятницы и воскресенія въ теченіе всего года). Наканунѣ двунадесятыхъ, храмовыхъ и великобдѣнныхъ праздниковъ. Наканунѣ уставныхъ дней всеобщаго поминовенія усопшихъ. Въ дни Рождественскихъ святокъ съ 25 дек. (7 янв.) по 6 (18) янв. Въ теченіе Сырной седмицы. Въ теченіе Свѣтлой (Пасхальной) седмицы.

Уставные дни всеобщаго поминовенія усопшихъ:
Суббота мясопустная — 17 фев. (2 мар.)«Радоница» — 24 апр. (7 мая)Усѣкн. главы св. Іоанна Предт. — 29 авг. (11 сент.).
Субботы 2 и 3 Вел. поста — 10 (23) мар. и 17 (30) мар.Суббота Троицкая — 2 (15) іюн.Суббота Димитріевская — 20 окт. (2 ноя.)

«День за днемъ». Дневникъ православнаго священника

9 / 22 ЯНВАРЯ.

День за днем. Дневник православного священникаЯ усышалъ молитву твою, — увидѣлъ слезы твои (Ис. 38, 5).

Господь, въ Своемъ милосердiи, изрекъ это слово больному царю Езекiю, несмотря на то, что скорбь его была чисто земнаго и даже себялюбиваго свойства: слезы Езекiя были вызваны лишь страхомъ смерти и желанiемъ жить — и все же Господь сказалъ ему: Я увидѣлъ слезы твои. Казалось бы, что цѣлая пропасть раздѣляетъ человѣческую немощь отъ Божественнаго величiя. Когда я плачу и страдаю подъ гнетомъ жгучей, но чисто земной скорби, неужели Господь можетъ сострадательно внимать моимъ слезамъ? Людская премудрость отвѣчаетъ мнѣ на это отрицательно, но Господь, въ Своемъ неисчерпаемомъ Милосердiи, мнѣ доказываетъ, что Онъ видитъ и внемлетъ моимъ слезамъ. И я знаю, что Слово Его истинно. Немощь людская всегда бываетъ ограничена; люди не могутъ даже узнать и постигнуть всей глубины страданiй и нуждъ своихъ немощныхъ братьевъ, а если бы и могли понять ихъ, не имѣли бы ни средствъ, ни времени принести имъ настоящую помощь. Но Господь, видяшiй слезы мои и знающiи ихъ причину, нисходитъ ко всѣмъ моимъ нуждамъ и, по великой милости Своей, готовъ помочь и утѣшить. Утѣшенiя Господня всемогущи и дивны. Они не всегда удовлетворяютъ желанiе сердца, не всегда устраняютъ причину слезъ; но они даютъ несравненно больше этого — они мирятъ душу со всѣмъ, что ей послано. Они даютъ ей готовность отрѣшиться добровольно отъ того, чего она лишена и, больше того, — въ долинѣ плача, они открываютъ ей источники, и душа идетъ отъ силы въ силу (Псал. 83, 7-8), — прославляя Бога, даже за страданiя, видя во всемъ Его любовь. Апостолъ Павелъ призываетъ насъ къ тому, чтобы мы все желанiя наши и нужды открывали Богу, не для того, чтобы непремѣнно получить отъ Него просимое, а для того, чтобы миръ Божiй который всегда посылается въ отвѣтъ на излiянiя души нашей, наполнялъ все наше существо. Миръ Божiй превыше всякаго ума, сказано. Непостижимый, несокрушимый, онъ нисходитъ прямо отъ Бога, не только на минуту, но чтобы соблюсти и скорбныя сердца и тревожныя помышленiя наши во Христѣ Iисусѣ (Флп. 4, 6-7).

Анонсы обновленій

ЖИТІЕ СВЯТ. ВАСИЛІЯ КИНЕШЕМСКАГО (1988)

Святитель Василий, епископ Кинешемский «Послѣ десятилѣтій духовнаго застоя среди епископата русской Православной Церкви, когда выдающіеся въ духовномъ отношеніи святители были подобны яркимъ, но рѣдкимъ цвѣтамъ, разбросаннымъ по огромнымъ пространствамъ православной Руси, теперь, въ годы гоненій, появилось множество цвѣтовъ духовно благоуханныхъ, которые для однихъ становились запахомъ смертоноснымъ на смерть, а для другихъ запахомъ живительнымъ на жизнь (2 Кор. 2, 16). Однимъ изъ такихъ святителей былъ епископъ Василій Кинешемскій, викарій Костромской епархіи (въ міру — Веніаминъ Сергѣевичъ Преображенскій, род. въ 1875 г.). Но и среди благоуханнаго сада трудно растетъ цвѣтокъ особеннаго цвѣта и запаха, ибо даже и въ ухоженномъ, но земномъ саду, неизбѣжно окружаютъ его терніи соблазновъ, грѣховъ и страстей. Своимъ христіанскимъ воспитаніемъ Василій Кинешемскій былъ обязанъ родителямъ. Въ тѣ годы многіе изъ духовенства сближались съ мірской средой, перенимая отъ нея наклонности и умонастроеніе. Но не таковы были о. Сергій Преображенскій и его супруга Павла. Ничего свѣтскаго ни изъ вещей, ни изъ предметовъ свѣтской культуры не было въ ихъ домѣ. Да и что свѣтское можетъ сравниться со Священнымъ Писаніемъ. Отецъ Сергій не принималъ въ своемъ домѣ гостей, имѣвшихъ своей цѣлью праздную бесѣду. Очищеніе ума и сердца молитвой и таинствами — въ этомъ былъ весь смыслъ и цѣль земной жизни супруговъ. А очищенное сердце уже лучше различало...» (Монреаль, 1988.) далѣе...


НОРМАЛЬНЫЙ ПРИХОДСКІЙ УСТАВЪ (1971)

Логотип типографии преп. Иова Почаевского в Джорданвилле «§ 1. Приходъ носитъ названіе ............ Онъ является составной частью ............ епархіи Русской Православной Церкви Заграницей и находится въ каноническомъ управленіи своего епархіальнаго Архіерея, подъ непосредственнымъ руководствомъ поставленнаго послѣднимъ настоятеля. Примѣчаніе: Въ виду того, что, согласно I-го параграфа Нормальнаго Приходского Устава, приходы находятся въ каноническомъ управленіи Епархіальнаго Архіерея, согласно священныхъ каноновъ, которыми руководствуются православные приходы, какъ основными священными законами своего бытія, Епархіальному Архіерею, какъ предстоятелю мѣстной Церкви (Епархіи), принадлежитъ право, въ случаѣ серьезныхъ со стороны священнослужителей епархіи преступленій или проступковъ, отрѣшеніе ихъ отъ занимаемыхъ ими должностей или переводъ ихъ, для пользы церковной службы, на другія мѣста. Епархіальному Архіерею также принадлежитъ право отрѣшенія отъ должностей всѣхъ лицъ приходского управленія, а также удаленіе изъ состава прихода лицъ, оказывающихъ противленіе церковной власти или ведущихъ въ приходѣ разрушительную работу или уличенныхъ въ преступленіяхъ или серьезныхъ проступкахъ, опасныхъ для мирной жизни прихода. Епархіальному Архіерею также принадлежитъ право запрещенія въ священнослуженіи и отлученія отъ Святаго Причастія мірянъ, въ случаѣ серьезнаго нарушенія церковнаго порядка и дисциплины. Рѣшенія о семъ Епархіальнаго Архіерея объявляются...» (Jordanville, 1971.) далѣе...


ПРЕП. АНТОНІЙ ВЕЛИКІЙ. ПИСЬМО 8-Е КЪ МОНАХАМЪ (1828)

Преподобный Антоний Великий «Возлюбленные въ Господѣ! я пишу вамъ, какъ обыкновенно пишутъ такимъ дѣтямъ, которыхъ весьма любятъ родители ихъ. Ежели плотскія дѣти бываютъ послушны своимъ родителямъ, и охотно исполняютъ ихъ приказанія: то родители любятъ ихъ всѣмъ сердцемъ и предпочитаютъ ихъ дѣтямъ непослушнымъ. Ежели у родителей случится какая нибудь красивая, или любопытная вещь: то они отдаютъ ее послушнымъ и добрымъ дѣтямъ своимъ. Ежели плотскіе родители такъ поступаютъ съ дѣтьми своими: то тѣмъ болѣе духовные отцы любятъ послушныхъ дѣтей своихъ, которыя стараются подражать имъ дѣлами своими. Посему-то, возлюбленные въ Господѣ, я люблю васъ всѣмъ сердцемъ моимъ, и желалъ бы быть у васъ всегда, видѣть и благословлять васъ. Я вижу, что вы привержены ко мнѣ, подражаете мнѣ дѣлами своими и истинно обратились къ Богу. Вы всегда живете въ сердцѣ моемъ, и я день и ночь молю о васъ Бога моего, чтобы Онъ и вамъ ниспослалъ тѣ дары, которые Онъ далъ мнѣ единственно по благости своей, а не по заслугамъ моимъ. Сіи дары составляютъ великое богатство, данное мнѣ Господомъ нашимъ, и я молю Его, чтобы Онъ и васъ обогатилъ ими. Но болѣе всего я желаю и молю Бога день и ночь о томъ, чтобы вы были въ одномъ мѣстѣ со мною, когда я выду изъ тѣла сего. Господь нашъ отъ самаго отрочества моего до сего дня внималъ молитвамъ моимъ, и я увѣренъ, что Онъ по милосердію своему исполнитъ и сію молитву мою. Дѣти мои! я пишу сіе вамъ...» («Христіанское Чтеніе». СПб., 1826.) далѣе...


ПРЕП. АНТОНІЙ ВЕЛИКІЙ. ПИСЬМО 7-Е КЪ МОНАХАМЪ (1828)

Преподобный Антоний Великий «Вѣмы, благодать Господа нашего Іисуса Христа, яко насъ ради обнища, да мы нищетою Его обогатимся (2 Кор. 8, 9), смиреніемъ Его возвысимся, буйствомъ Его умудримся, смертію Его оживемъ. Посему и мы можемъ говорить съ Апостоломъ: Аще и разумѣхомъ по плоти Христа, но нынѣ ктому не разумѣемъ. Тѣмъ же аще кто во Христѣ, нова тварь (1 Кор. 5, 16. 17). Возлюбленные! слова сіи заключаютъ въ себѣ много значенія, и я могъ бы много говорить вамъ о нихъ: но время не позволяетъ мнѣ изъяснять оныя. Теперь, благословенные дѣти мои, я во-первыхъ желаю вамъ спасенія отъ Господа, потомъ напоминаю вамъ, что если мы хотимъ приблизиться къ Творцу нашему, должны сообразно съ духовнымъ закономъ стараться объ освобожденіи душъ нашихъ отъ страстей. Неправедныя дѣла наши, господство страстей надъ нами и множество діавольскихъ искушеній ослабили насъ; сила душъ нашихъ почти совершенно уничтожилась; и мы уже не можемъ видѣть достоинства духовной природы своей по причинѣ владычества страстей надъ нами. Мы не иначе можемъ получить спасеніе, какъ только чрезъ Господа нашего Іисуса Христа. Ибо Апостолъ Павелъ написалъ, что какъ въ Адамѣ всѣ умерли, такъ во Христѣ всѣ получаютъ жизнь (1 Кор. 15, 2). И такъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ есть жизнь для всѣхъ разумныхъ тварей, созданныхъ по подобію Его. Онъ самъ есть истинное подобіе и неизмѣняемый образъ Отца: но образъ, видимый въ тваряхъ, измѣняемъ, и потому...» («Христіанское Чтеніе». СПб., 1826.) далѣе...


СВТ. АѲАНАСІЙ ВЕЛИКІЙ. ПОСЛАНІЕ КЪ АВВѢ ОРСИСІЮ (1903)

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский «Аѳанасій, Аввѣ Орсисію, отцу монаховъ, и всѣмъ подвизающимся съ нимъ въ иноческомъ житіи, утвержденнымъ въ вѣрѣ Божіей, возлюбленнымъ и желаннѣйшимъ братіямъ, желаетъ о Господѣ радоваться. Услышалъ я объ успеніи блаженнаго Ѳеодора, и весьма много обезпокоился при этой вѣсти, зная, сколько отъ него было вамъ пользы. И если бы это былъ не Ѳеодоръ, то многое сказалъ бы я вамъ, со слезами помышляя о томъ, что по смерти. Но поелику онъ — Ѳеодоръ, извѣстный и вамъ и намъ; то должно ли мнѣ въ этомъ письмѣ сказать что-либо, кромѣ слѣдующаго: блаженъ Ѳеодоръ, иже не иде на совѣтъ нечестивыхъ (Псал. 1, 1)? А если блаженъ бояйся Господа (Псал. 111, 1), ибо теперь смѣло можемъ ублажать его, имѣя надежное къ тому основанiе, потому что, какбы вступивъ въ пристань, улучилъ онъ безпечальную жизнь; то дай Богъ и каждому изъ насъ достигнуть того-же, каждому, совершивъ теченіе, вступить въ ту-же пристань, каждому въ плаваніи своемъ управить ладью свою туда — къ необуреваемому пристанищу, чтобы, упокоеваясь съ Отцами, можно было сказать: здѣ вселюся, яко изволихъ и́ (Псал. 131, 14). Посему, возлюбленные и желаннѣйшіе братія, не плачьте о Ѳеодорѣ, потому что не умре, но спитъ (Матѳ. 9, 24). Никто, воспоминая о немъ, да не проливаетъ слезъ, но да соревнуетъ каждый жизни его; ибо не должно печалиться объ отшедшемъ въ безпечальное мѣсто. Пишу же это къ вамъ вообще, но преимущественно къ тебѣ...» (Сергіевъ Посадъ, 1903.) далѣе...


СВТ. АѲАНАСІЙ ВЕЛИКІЙ. ПОСЛАНІЕ КЪ МАКСИМУ ФИЛОСОФУ (1903)

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский «Возлюбленному и истинно желанному сыну философу Максиму Аѳанасій желаетъ о Господѣ радоваться. Прочитавъ писанное тобою нынѣ, похвалилъ я благоговѣніе твое, и крайне подивившись безразсудству неразумѣющихъ, ни яже глаголютъ, ни о нихже утверждаютъ (1 Тим. 1, 7), дѣйствительно рѣшался хранить молчаніе. Ибо отвѣчать о томъ, что такъ явно и свѣтозарнѣе самого свѣта, не иное что значитъ, какъ людямъ беззаконнымъ подавать поводъ къ безстыдству. Такъ научены мы и Спасителемъ Ибо Пилату, послѣ того, какъ умылъ онъ руки и далъ мѣсто клеветѣ тогдашнихъ іудеевъ, Господь не отвѣтствовалъ болѣе, вразумлялъ же паче жену его, чтобы не по слову, но по явленію силы, увѣровали, что судимый есть Богъ. Не отвѣтствуя также и на суесловіе Каіафы, обѣтованіемъ Своимъ Господь приводилъ всѣхъ къ вѣдѣнію (Матѳ. 26, 63. 64). Такъ и я, долго медля и смотря на словопреніе безстыдныхъ людей, едва подвигнутъ былъ твоимъ ревнованіемъ по истинѣ, и не сказалъ ничего сверхъ написаннаго тобою, чтобы противникъ, убѣдившись тѣмъ самымъ, что оспоривалъ, удержалъ наконецъ языкъ свой отъ зла, и устнѣ свои, еже не глаголати лжи (Псал. 33, 14). И, о если бы подобные люди не хулили болѣе Пригвожденнаго къ древу, говоря съ мимоходившими тогда іудеями: аще Сынъ есть Божій, да спасетъ Себе (Матѳ. 27, 40; Лук 23, 35)! Если же и въ этомъ случаѣ не устыдятся они, то постыдись ты, помня Апостольскую заповѣдь: еретика человѣка...» (Сергіевъ Посадъ, 1903.) далѣе...


СВТ. ІОАННЪ ЗЛАТОУСТЪ. БЕСѢДА НА ПСАЛОМЪ 140-Й (1899)

Святой пророк и псалмопевец царь Давид «Господи, воззвахъ къ тебѣ, услыши мя: вонми гласу моленія моего (ст. 1). — Слова этого псалма, можно сказать, всѣ знаютъ и во всякомъ возрастѣ постоянно поютъ, но смысла ихъ не разумѣютъ. Это не малаго заслуживаетъ осужденія — каждый день пѣть и устами произносить слова, а не стараться вникнуть въ силу мыслей, заключающихся въ словахъ. Кто видитъ чистую и прозрачную воду, тотъ не можетъ удержаться, чтобы не приблизиться, не взять и не испить ея, и кто часто ходитъ на лугъ, тотъ не можетъ уходить оттуда, не собравши нѣсколько цвѣтовъ; а вы, съ ранняго возраста до глубокой старости продолжая повторять этотъ псаломъ, знаете только слова его, сидите у закрытаго сокровища, носите съ собою замкнутый кошелекъ, и даже изъ любопытства никто изъ васъ не старался узнать, что значатъ эти слова, никто не изслѣдовалъ, не вникалъ. Между тѣмъ нельзя сказать и того, чтобы этотъ псаломъ былъ ясенъ и всѣхъ клонилъ ко сну, чтобы въ немъ не оставалось изслѣдовать ничего, такъ какъ все находится на виду. Нѣтъ, онъ неясенъ и въ состояніи разбудить того, кто засыпаетъ, и даже того, кто уже крѣпко спитъ. Что значитъ, напримѣръ: не уклони сердце мое въ словеса лукавствія? Что значитъ: накажетъ мя праведникъ милостію и обличитъ мя? А слѣдующее затѣмъ, скажи мнѣ, не темнѣе ли всякаго мрака? Яко еще и молитва моя во благоволеніихъ ихъ. Пожерты быша при камени судіи ихъ (ст. 4-6). Но не смотря на то, что въ этомъ псалмѣ...» (СПб., 1899.) далѣе...


СВТ. ІОАННЪ ЗЛАТОУСТЪ. БЕСѢДА НА ПСАЛОМЪ 139-Й (1899)

Святой пророк и псалмопевец царь Давид «Изми мя, Господи, отъ человѣка лукава, отъ мужа неправедна избави мя (ст. 1). — Гдѣ теперь тѣ, которые говорятъ: для чего дикіе звѣри, для чего скорпіоны, для чего ехидны? Вотъ находится животное, которое обнаруживаетъ большую злобу, не по природѣ своей, а по волѣ — человѣкъ. Поэтому и пророкъ, не упоминая о всѣхъ другихъ, проситъ избавить отъ него. Скажи же мнѣ: если человѣкъ таковъ, то неужели не слѣдовало и существовать людямъ? Говорить это крайне безумно, потому что нѣтъ ничего вреднаго въ человѣкѣ, кромѣ одного только грѣха, и когда уничтоженъ грѣхъ, тогда все легко, удобно, мирно, а когда онъ существуетъ, тогда во всемъ подводные камни, бури, кораблекрушенія. Пусть никто не осуждаетъ насъ, что мы назвали человѣка порочнаго худшимъ дикаго звѣря. Звѣрь, хотя не имѣетъ кротости отъ природы, но легко можетъ быть обманутъ и проявить себя тѣмъ, что онъ есть; а отъ человѣка, замышляющаго зло и принимающаго на себя различные виды, остеречься гораздо труднѣе, нежели отъ дикаго звѣря; часто онъ одѣвается шкурою овцы, а внутри скрываетъ волка; поэтому многіе неосторожные и впадаютъ въ его сѣти. Такъ какъ трудно уловить подобныхъ звѣрей, то пророкъ обращается къ молитвѣ и призываетъ помощь Божію для избавленія отъ такой напасти. Чрезъ подобныхъ людей часто и діаволъ дѣйствуетъ, и такимъ образомъ поражаетъ. Итакъ, напастей много со всѣхъ сторонъ: и порочный человѣкъ нападаетъ, и злой бѣсъ враждуетъ...» (СПб., 1899.) далѣе...


ЕП. МИТРОФАНЪ (ЗНОСКО-БОРОВСКІЙ). "ЗА ВСЕ БЛАГОДАРИТЕ" (1985)

Господь Вседержитель «Промелькнула весна, лѣто блеснуло своими яркими лучами, прошла и осень золотистая. Въ эти времена года наслаждаешься дивами природы, вдыхая въ себя ея ароматъ и сердце питая ея красотой. Красота природы, — она возноситъ сердца наши горѣ — къ Творцу, она возгрѣваетъ въ насъ любовь къ Создателю. Чувство красоты и любви — это спутники наши, когда совершаемъ мы хожденіе по саду Господню, по Его винограднику. Любовь къ природѣ является источникомъ горѣ насъ возносящей любви. Именно это чувство — приводитъ сознаніе наше къ предстоянію предъ Творцомъ — Промыслителемъ Богомъ — съ сердцемъ, благодарности исполненнымъ. Мы окружены любовію и промышленіемъ о насъ Творца и Господа. И мы чувствуемъ и сознаемъ правоту ап. Павла и обоснованность его призыва: «за все благодарите, непрестанно молитесь». Непрестанно горѣ, къ Источнику свѣта, силы и разума, сердца ваши возносите и за все благодарите Его. Начиная день, мы Богу благодарность возносимъ; открываемъ предъ Нимъ благодарящее сердце и ко сну отходя. Всегда и за все благодаримъ мы Бога-Промыслителя, благодаримъ и келейно и въ собраніи вѣрующихъ, въ дни воскресные и праздниковъ. Чувство благодарности и умѣніе его выразить являются свидѣтельствомъ нравственнаго здоровья человѣка и его духовности. Сегодня же, въ «День Благодаренія», мы вмѣстѣ со всей страной сей, вмѣстѣ «съ самарянами и іудеями и язычниками», — предстоимъ предъ Богомъ, благодаря Его...» (Jordanville, 1985.) далѣе...


ЕП. МИТРОФАНЪ (ЗНОСКО-БОРОВСКІЙ). "СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!" (1985)

Господь Вседержитель «Съ этими словами обращаемся мы сегодня, въ «День Благодаренія», къ Помыслителю Богу. Обращаемся вмѣстѣ со всѣми жителями Америки. И заканчиваемъ благодарственную молитву словами: «Слава Тебѣ, Христе Боже нашъ, слава Тебѣ!» Этими словами мы воздаемъ хвалу Всевышнему за всѣ Его, намъ явленныя, благодѣянія. Благодаримъ и за то, что даетъ Онъ намъ силы и возможность прославлять Его не только словами, а всей нашей жизнью. За то, что даетъ Онъ намъ силы къ оправданію нашей жизни, силы къ жизни осмысленной, цѣлеустремленной, для жизни во славу Божію. Мы, дорогіе чада Божіи, совершаемъ путь нашей земной жизни во славу Божію тогда, когда «Христа ради» навѣщаемъ больного, помогаемъ нуждающемуся, утоляемъ скорбь и печаль несчастнаго, особенно — одинокаго, когда удѣляемъ часть на сиротъ, голодныхъ и безпризорныхъ, когда совершаемъ молитву о гонимыхъ и имъ протягиваемъ руку помощи, когда удѣляемъ часть отъ нашего благополучія на Божіе дѣло, на Церковь, когда въ спорѣ, въ средѣ маловѣрныхъ, проявляемъ нашу строгую духовную принципіальность, съ любовью, безъ раздраженія, свидѣтельствуя о Богѣ-Промыслителѣ и о Его любви къ человѣку. Вотъ чѣмъ, дорогіе, прославляемъ Бога въ этой благословенной, но подверженной страшному воздѣйствію сатанинскихъ силъ, странѣ. И въ «День Благодаренія» мы возносимъ хвалу Богу за то, что живемъ мы въ этой странѣ не для личнаго благополучія, не для своей славы, а для славы Божіей...» (Jordanville, 1985.) далѣе...


ЕП. МИТРОФАНЪ (ЗНОСКО-БОРОВСКІЙ). ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНІЯ (1985)

Епископ Бостонский Митрофан (Зноско-Боровский) «А что такое «благодареніе»? Принимая во вниманіе, что вся вѣрующая, Творца міра — Бога Промыслителя признающая Америка въ этотъ день съ хвалебной пѣснью обращается къ Богу, «День Благодаренія» имѣетъ характеръ религіозный. И для насъ, православныхъ христіанъ, благодареніе — это свидѣтельство о Божіемъ присутствіи въ жизни міра и человѣка. Благодареніе — это глубинный религіозный отвѣтъ нашего сердца, съ благоговѣйной радостью и съ трепетомъ свидѣтельствующаго о томъ, что и въ нашей личной жизин участвуетъ Господь, участвуетъ Своимъ величіемъ, Своей славой и любовію. Благодареніе — это отвѣтъ нашъ на Божій даръ, это — радостная признательность за милость и щедроты Божіи, являемыя намъ въ нашей жизни. И, наконецъ, — благодареніе, чувство благодарности, является основой нашей всегда обновляемой жизни во Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ. «За все благодарите, непрестанно молитесь», — поучаетъ насъ великій апостолъ Павелъ. Чувство благодарности Богу — это начальное, основное чувство, въ которомъ долженъ воспитываться, съ его самаго ранняго возраста, ребенокъ, чтобы стать душевно нормальнымъ человѣкомъ, склоннымъ и способнымъ къ своему духовному развитію. Съ этими чувствами и съ этими пожеланіями и обращаемся мы сегодня съ хвалебной пѣснью Всевышнему...» (Jordanville, 1985.) далѣе...


ЕП. МИТРОФАНЪ. СЛОВО НА КРЕЩЕНІИ А. В. АЛФЕРЬЕВОЙ (1985)

Епископ Бостонский Митрофан (Зноско-Боровский) «Со Христомъ во св. Крещеніи сочеталась душа мл. Александры, и я привѣтствую Ваше Высочество, крестную мать младенца, съ этимъ радостнымъ событіемъ. Привѣтствую и Тебя, дорогой Миша, какъ крестнаго отца. Ваше Высочество украсили дѣтскую грудь Вашей крестницы цѣннымъ даромъ — сердцемъ, усѣяннымъ драгоцѣнными камнями. Имѣю въ виду не матеріальную цѣнность, а его неоцѣненную, безцѣнную цѣнность духовную и выраженныя въ этомъ дарѣ пожеланія Вашего Высочества крестницѣ Вашей. Драгоцѣнными камнями усѣянное сердце — это даръ, Вами полученный отъ Вашей крестной, Царицы-Мученицы Государыни Александры Ѳеодоровны, — въ этомъ его духовная, нравственная и національная цѣнность. И этимъ даромъ украшая грудь Вашей крестницы, принявшей крещеніе съ именемъ св. муч. царицы Александры, Ваше Высочество несомнѣнно выразили пожеланіе, чтобы, по Вашимъ молитвамъ и подвигомъ родителей младенца, украсилъ Господь Промыслитель сердце крестницы Вашей сіяніемъ той неземной красоты, сіяніемъ чистоты и доброты, которыя были присущи крестной Вашего Высочества, Мученицѣ Государынѣ Александрѣ Ѳеодоровнѣ, и чтобы сердце ея исполнилось свято-русской любовью ко Христу, лучи которой приводили подъ Державный Скипертъ всѣхъ, безъ различія вѣры и національности, обездоленныхъ и тихаго пристанища искавшихъ. Привѣтствую и глубокочтимыхъ родителей съ совершеніемъ великаго таинства надъ ихъ младенцемъ...» (Jordanville, 1985.) далѣе...


ЕП. МИТРОФАНЪ. ДВА СЛОВА НОВОБРАЧНЫМЪ (1985)

Епископ Бостонский Митрофан (Зноско-Боровский) «Какъ нѣкогда въ Канѣ Галилейской, благословилъ Господь сегодня и вашъ бракъ. Въ Канѣ Галилейской Господь принялъ участіе въ радости новой семьи, а въ этомъ храмѣ васъ на радость благословилъ. Вы призваны къ созданію новой семьи христіанской съ Его благословеніемъ и съ Его помощью. Семья, — сколько свѣта и радости сокрыто въ этомъ словѣ, если въ основаніе семейной жизни положены вѣра и вѣрность Богу Живому, если строится она въ союзѣ любви и единства, въ сознаніи и чувствѣ отвѣтственности супруговъ другъ за друга передъ Богомъ. Семья — это крѣпость чистоты, чистаго добра; это источникъ силы и свѣта для членовъ ея, падающихъ подъ тяжелымъ бременемъ службы, подъ давящей атмосферой неправды мірскихъ отношеній между людьми. Вводя супруговъ во святая святыхъ другъ друга, семья пріучаетъ каждаго изъ нихъ къ скромности, быть честнымъ съ самимъ собою и въ отношеніяхъ съ другими. Семья открываетъ передъ нами красоту подвига любви, какъ сораспятія и состраданія ближнему. Вводя человѣка въ глубинныя переживанія его друга, открывая передъ нимъ въ глубинѣ сокрытую нетлѣнную красоту его, налагая на него долгъ воздержанія и нормы въ супружествѣ, семья является силой, укрѣпляющей волю, возвышающей чувства, духовно поднимающей человѣка и преображающей плоть его. Такой должна быть и ваша, мои дорогіе, семья; такъ должны себя явить и вы передъ родителями вашими, передъ близкими и друзьями...» (Jordanville, 1985.) далѣе...


ЕП. МИТРОФАНЪ (ЗНОСКО-БОРОВСКІЙ). "Я СВѢТЪ МІРУ" (1985)

Епископ Бостонский Митрофан (Зноско-Боровский) «Сегодня память св. блаженной княгини Россійской Ольги. Кто она — блаженная княгиня? Она — крестьянская дочь, работала перевозницей черезъ рѣку Великую въ родномъ селѣ Выбуты, подъ Псковомъ; она супруга кн. Игоря, предательски убитаго древлянами. Оставшись вдовой, кн. Ольга, вопреки языческимъ обычаямъ, не вышла второй разъ замужъ. Глубокая мудрость въ сочетаніи съ душевной чистотой, направляютъ ее ко Христу. Она принимаетъ отъ Патріарха Цареградскаго крещеніе во имя Св. Троицы и возвращается въ стольный градъ Кіевъ духовно возрожденная, соединившись въ крещеніи съ Тѣмъ, Кого — какъ источникъ свѣта и премудрости — не могъ обойти ея глубокій умъ. Имя кн. Ольги становится широко извѣстнымъ въ Европѣ того времени. Узрѣвъ во Св. Троицѣ образъ единства въ любви, кн. Ольга предпринимаетъ рядъ миссіонерскихъ поѣздокъ по своимъ, по тому времени, необъятнымъ владѣніямъ, водружая на распутіяхъ дорогъ изъ камня высѣченные св. кресты, чтобы всякій руссъ, той дорогой проходящій или проѣзжающій, устремлялся духомъ къ Свѣту — Христу. Съ ея дѣятельностью связанъ новый этапъ государственной организаціи и административнаго устройства древней Руси. Ея равноапостольнымъ подвигомъ была сокрушена сила язычества. Ею положено начало русской культурѣ, выросшей на религіозной основѣ христіанства. Не грамотность положила начало нашей культурѣ, а христіанскія понятія о человѣкѣ, о его назначеніи, о его долгѣ...» (Jordanville, 1985.) далѣе...


ЕП. МИТРОФАНЪ БОСТОНСКІЙ. ПАМЯТЬ СВ. АП. АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННАГО (1985)

Святой апостол Андрей Первозванный «Сегодня св. Церковь отмѣчаетъ память св. ап. Андрея Первозваннаго. Имя Андрей означаетъ "мужественный", и св. ап. Андрей вполнѣ оправдалъ свое имя. Придя въ возрастъ совершенный, онъ оставилъ полный изобилія родительскій домъ и вступилъ въ число учениковъ Іоанна Крестителя. Многіе израильтяне, ожидая Мессію, представляли Его въ видѣ героя, который освободитъ свой народъ отъ иноземнаго ига и создастъ непобѣдимое іудейское царство. Въ этомъ смыслѣ и ожидали они отъ Іоанна Крестителя свидѣтельства о Мессіи. Но, къ ихъ разочарованію, Іоаннъ призывалъ ихъ къ крещенію покаянія, къ подвигу смиренія, къ очищенію сердца, предуказывая тѣмъ, что грядущій Мессія не герой народный, а Искупитель, духовный возродитель человѣчества, открывающій человѣчеству утерянный имъ путь къ радости и единству всѣхъ въ Богѣ. И вотъ Андрей, чуждый законнической фарисейской закваски, услыхавъ слова Предтечи: "Вотъ Агнецъ Божій, Который беретъ на Себя грѣхи міра", сразу послѣдовалъ за Іисусомъ, назвалъ Его Учителемъ и пробылъ у Него цѣлый день. Такимъ образомъ, сынъ рыбака Іоны, Андрей, сталъ первозваннымъ ученикомъ Сына Божія. Онъ привлекъ за собой ко Христу брата своего Симона, которому Іисусъ далъ имя Кифа-Петръ. Но это еще не было окончательное избраніе Андрея и Петра. Послѣ первой встрѣчи со Христомъ они вернулись въ родное селеніе и, размышляя о Божественномъ Учителѣ...» (Jordanville, 1985.) далѣе...


ЕП. МИТРОФАНЪ БОСТОНСКІЙ. ВОЗДВИЖЕНІЕ ЧЕСТНАГО И ЖИВОТВ. КРЕСТА (1985)

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня «"Крестъ — хранитель всея вселенныя, Крестъ — красота Церкви, Крестъ — вѣрныхъ утвержденіе, Крестъ — ангеловъ слава и демоновѣ язва" — такъ воспѣваемъ мы, Христовы чада, прославляя Крестъ Христовъ. Отъ вѣка предопредѣлилъ Творецъ и Промыслитель Крестомъ спасти падшее человѣчество отъ силы вражіей, спасти Крестомъ чрезъ распятіе на немъ Единороднаго Сына Божія. "Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подножію ногу Его, яко свято есть" — вдохновенно восклицалъ св. пророкъ Давидъ. "Какъ Моисей вознесъ змію въ пустынѣ, такъ подобаетъ и Сыну Человѣческому вознестися, чтобы всякій вѣрующій въ Него не погибъ, но имѣлъ жизнь вѣчную" — сказалъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ Никодиму. Всѣ христіане, если вѣрны они Христу, почитаютъ Крестъ, со вниманіемъ и благоговѣніемъ себя ограждаютъ крестнымъ знаменіемъ, и на своей груди носятъ крестъ въ знакъ того, что мы Божіи чада, сыны Свѣта. Правда, иные христіане не носятъ креста. Почему? Одни по забвенію, другіе по легкомыслію, но есть и такіе, которые отвергаютъ Крестъ. Такъ, именующіе себя "евангельскими христіанами" отвергаютъ Крестъ. Да и не одни они: многіе протестантскія секты отреклись отъ Креста. "Господи, оружіе на діавола Крестъ Твой далъ еси намъ, трепещетъ бо и трясется, не терпя взирати на силу его". Побитый Крестомъ, врагъ нашего спасенія возненавидѣлъ Крестъ и эту ненависть ко Кресту сохраняетъ и понынѣ. Онъ и слуги его боятся Креста...» (Jordanville, 1985.) далѣе...


БЛАЖ. АВГУСТИНЪ. "О ЖИЗНИ БЛАЖЕННОЙ", ОДНА КНИГА (1879)

Блаженный Августин Иппонийский «Если бы, мужъ благосклоннѣйшій и великій Ѳеодоръ, въ ту гавань, изъ которой вступаютъ уже въ страну и на почву блаженной жизни, приводили разумомъ данное направленіе (кораблю) и сама собою взятая добрая воля: то не знаю, имѣлъ ли бы я или не имѣлъ основаній сказать, что этой гавани тогда достигало бы гораздо меньшее число людей; хотя и теперь, какъ видимъ, входятъ въ нее весьма рѣдкіе и немногіе. Ибо когда Богъ, или натура, или законъ необходимости, или наша воля, или нѣчто иное съ этимъ соединенное, или все это вмѣстѣ (ибо вопросъ этотъ весьма темный, хотя ты уже и взялся за его разъясненіе) бросаетъ насъ какъ бы безпричинно и какъ пришлось въ этотъ міръ будто въ нѣкое бурное море; насколько и кто отдалъ бы себѣ отчетъ, куда ему нужно стремиться, какою стороною возвращаться, если бы когда нибудь какая либо невзгода, кажущаяся глупымъ несчастною, не прибила невѣдущихъ и блуждающихъ, противъ даже ихъ воли, и вопреки принятому ими направленію, къ землѣ желаннѣйшей? Итакъ люди, которыхъ философія можетъ принять (въ свою гавань), кажутся мнѣ какъ бы тремя родами плавающихъ. Одинъ изъ нихъ тѣ, которые съ недальняго разстоянія, гдѣ застанетъ ихъ возрастъ, владѣющій разумомъ, при помощи небольшаго взмаха и удара веселъ уходятъ и укрываются въ этомъ покойномъ мѣстѣ; и оттуда остальнымъ гражданамъ, кому могутъ, подаютъ яснѣйшій знакъ что кому дѣлать, дабы надоумленные этимъ стремились къ нимъ. Другой родъ...» (Кіевъ, 1879.) далѣе...


БЛАЖ. АВГУСТИНЪ. "ПРОТИВЪ АКАДЕМИКОВЪ", КНИГА 3-Я (1879)

Блаженный Августин Иппонийский «Когда мы на другой день послѣ разговора, содержащагося во второй книгѣ, сидѣли вмѣстѣ въ баняхъ (такъ какъ день былъ слишкомъ пасмуренъ, чтобы у насъ явилась охота идти на лугъ), я началъ рѣчь такъ: Думаю, что вы уже достаточно уяснили себѣ, о какомъ предметѣ мы условились между собою вести разсужденіе. Но прежде чѣмъ приступлю къ изложенію своихъ воззрѣній, клонящихщихся къ разъясненію его, я попрошу васъ съ охотою выслушать немногое о надеждѣ, о жизни, о назначеніи нашемъ, отъ предмета неуклоняющееся. Я полагаю, что искать всячески истину не есть пустая или излишняя, но необходимая и самая важная обязанность наша. Въ этомъ мы согласны съ Алипіемъ. Ибо и прочіе философы думали, что ихъ мудрый находилъ ее; и Академики о своемъ мудрецѣ говорили, что онъ долженъ былъ съ величайшимъ усиліемъ искать ее, и что онъ дѣлалъ это усердно. Но такъ какъ она или скрывалась, будучи заслонена, или не выдѣлялась, будучи смѣшана; то за правило жизни онъ принималъ то, чтó находилъ вѣроятнымъ или истиноподобнымъ. Это вытекало какъ слѣдствіе и изъ вашего прежняго разсужденія. Ибо какъ скоро одинъ утверждалъ, что человѣкъ становится блаженнымъ, когда истина найдена, а другой — когда она только тщательно ищется; то никто изъ насъ не сомнѣвается, что мы не должны ничего ставить выше этой обязанности. Поэтому скажите, пожалуйста, какой по вашему мнѣнію провелъ я вчера день? Вамъ по крайней мѣрѣ удалось предаться своимъ занятіямъ...» (Кіевъ, 1879.) далѣе...


СВТ. АѲАНАСІЙ ВЕЛИКІЙ. ПОСЛАНІЕ КЪ ЕПИСКОПУ АДЕЛФІЮ (1903)

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский «Прочитавъ писанное твоимъ богочестіемъ, истинно похвалили мы благочестивую твою во Христа вѣру, прежде же всего прославили Бога, даровавшаго тебѣ таковую благодать — и хранить правое разумѣніе, и, по мѣрѣ силъ, познавать козни діавольскія; но подивились также злоумію еретиковъ, примѣчая, что впали они въ великую глубину злочестія, а оттого утратили всякое чувство и имѣютъ совершенно растлѣнный умъ. И это ихъ предпріятіе есть какъ діавольское внушеніе, такъ и подражаніе беззаконнымъ іудеямъ. Какъ тѣ, отвсюду обличаемые, сами противъ себя придумывали предлоги, только бы отречься имъ отъ Господа, и навлекали на себя предсказанное Пророками: такъ и еретики эти, усматривая, что повсюду предаются они позору, видя, что ересь ихъ для всѣхъ стала гнусною, дѣлаются изобрѣтателями золъ, чтобы имъ, не прекращая бореній съ истиною, быть въ подлинномъ смыслѣ христоборцами. Ибо откуда возникло у нихъ и это зло? Какъ вообще осмѣлились они выговорить эту новую хулу на Спасителя? Но злочестивый, какъ видно, есть нѣчто лукавое, и дѣйствительно неискусенъ о вѣрѣ (1 Тим. 3, 8). Ибо еретики эти, сперва отрицая Божество единороднаго Сына Божія, показывали по крайней мѣрѣ видъ, что признаютъ пришествіе Его во плоти; нынѣ же, постепенно падая глубже и глубже, отказались и отъ этого своего мнѣнія, и содѣлались совершенными безбожниками, такъ-что не признаютъ Его Богомъ, и не вѣруютъ, что содѣлался Онъ человѣкомъ. А если бы вѣровали...» (Сергіевъ Посадъ, 1903.) далѣе...


СВТ. АѲАНАСІЙ ВЕЛИКІЙ. ПОСЛАНІЕ КЪ ЕПИСКОПУ ЭПИКТЕТУ (1903)

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский «Думалъ я, что всякое суесловіе всѣхъ еретиковъ, сколько ни было ихъ когда-либо, прекратилось вслѣдствіе бывшаго Собора въ Никеи; потому что вѣра, согласно съ божественными Писаніями, исповѣданная на немъ Отцами, достаточна къ низложенію всякаго нечестія и къ утвержденію благочестивой во Христа вѣры. Потому и на бывшихъ нынѣ разныхъ Соборахъ въ Галліи, въ Испаніи и въ великомъ Римѣ, всѣ присутствовавшіе, съ общаго согласія, какбы движимые единымъ Духомъ, предали анаѳемѣ втайнѣ мудрствующихъ еще по-аріански, разумѣю Авксентія медіоланскаго, Урзація, Валента и Гаія изъ Панноніи. А поелику подобные симъ люди сами у себя выдумали имена Соборовъ, то Отцы писали всюду, во вселенской Церкви не выставлять на видъ никакого Собора, кромѣ бывшаго въ Никеи, — сего побѣднаго знаменія надъ всякою ересію, преимущественно же надъ аріанскою, по причинѣ которой и былъ тогда наипаче созванъ этотъ Соборъ. Посему, какъ же и послѣ этого нѣкоторые предпріемлютъ входить въ разсужденія и разысканія? Если таковые изъ числа аріанъ, то неудивительно, что охуждаютъ они написанное противъ нихъ, какъ и язычники, слыша: идоли языкъ сребро и злато, дѣла рукъ человѣческихъ (Псал. 113, 12), ученіе о божественномъ крестѣ почитаютъ безуміемъ (1 Кор. 1, 23). Если же изъ числа почитающихъ себя правовѣрующими и любящими провозглашенное Отцами есть желающіе возобновить изслѣдованіе; то не иное что дѣлаютъ они, какъ, по написанному...» (Сергіевъ Посадъ, 1903.) далѣе...


ЕП. МИТРОФАНЪ (ЗНОСКО-БОРОВСКІЙ). РОЖДЕСТВО ПРЕСВ. БОГОРОДИЦЫ (1985)

Рождество Пресвятой Богородицы «Сей день Господень, радуйтеся людіе! — такъ восклицаетъ днесь св. Церковь Христова. Какой же день Господень, когда отмѣчаемъ мы рожденіе Дѣвы Маріи? Вы знаете, какъ томилось человѣчество, когда вслѣдствіе грѣхопаденія оборвалась благодатная живая связь земли съ Богомъ. Во власти тьмы томилось человѣчество. «Изведи изъ темницы душу мою», восклицалъ человѣкъ Ветхаго Завѣта. Душевный мракъ, какъ слѣдствіе грѣха, такъ овладѣлъ человѣкомъ, что жизнь воистину стала подобной темничному заточенію. Люди ждали вызволенія изъ подъ власти этого мрака. Они знали, что долженъ придти Тотъ, Который сотретъ — уничтожить власть грѣха надъ человѣкомъ, и ожидали Его. О Немъ говорили не только пророки, о Немъ говорили Божіимъ свѣтомъ осіянные мужи изъ язычниковъ. И эти мужи и ветхозавѣтные пророки возвѣщали, что утерянная между Небомъ и землею связь должна быть возстановлена, а человѣчество къ этому должно приготовиться. На это указывалъ и Самъ Господь — Промыслитель. Вы помните бѣгство Іакова отъ своего брата Исава? Іаковъ, утомленный бѣгствомъ отъ брата, заснулъ въ пустынѣ. И вотъ, видитъ онъ Лѣстницу, поднимающуюся отъ земли къ небу, и по этой лѣстницѣ сходятъ на землю и поднимаются на небо ангелы, а на вершинѣ этой лѣстницы видитъ онъ Господа, Который говоритъ ему: «не бойся, Я съ тобою!» Въ лицѣ Дѣвы Маріи и явило человѣчество эту Лѣстницу, своей чистотой, вѣрой и любовью поднявшуюся отъ земли къ небу...» (Jordanville, 1985.) далѣе...


ЕП. МИТРОФАНЪ БОСТОНСКІЙ. УСѢКНОВЕНІЕ ГЛАВЫ СВ. ІОАННА ПРЕДТЕЧИ (1985)

Усекновение главы святого Иоанна Предтечи «Сегодня, прославляя великаго праведника, за правду пострадавшаго, св. Церковь совершаетъ поминовеніе христіанскихъ воиновъ, за правду убіенныхъ, на полѣ брани животъ свой положившихъ. Правда, для христіанина, дороже всего. Безъ правды невозможна жизнь. Правда — краще солнца, говоритъ народная пословица. Св. Іоаннъ Креститель жилъ правдой, училъ правдѣ и всѣмъ говорилъ правду, даже сильнымъ міра сего, обличая ихъ въ беззаконіяхъ. За правду онъ былъ посаженъ въ тюрьму, за правду — усѣкнутъ мечемъ. Своими страданіями и мученической смертью св. Іоаннъ Креститель не только запечатлѣлъ свою вѣрность правдѣ и чистотѣ мысли и жизни, но и насъ побуждаетъ любить правду, почитать истину. Быть страдальцемъ за Правду, не мелкую — изъ честолюбія и самости вытекающую — свою правду, а Правду Божію — это высшая честь и слава, какая только можетъ быть на землѣ. Не посему ли память праведника — св. Іоанна Крестителя, прославляется Церковью восемь разъ въ году и ему, кромѣ того, посвященъ вторникъ каждой недѣли. Въ наше время, къ прискорбію, многіе живутъ такъ, какъ жилъ нечестивый царь Иродъ. Многіе не считаются съ Божіей правдой, живутъ по своей низмѣнной правдѣ; ни во что ставятъ и заповѣди Божіи, и таинства церковныя, и честь и совѣсть. Въ свое, какъ бы, оправданіе, эти люди — часто молодые и юные — указываютъ на другихъ: такъ, молъ, и другіе многіе живутъ... Но это не можетъ служить оправданіемъ отверженія Божіихъ заповѣдей...» (Jordanville, 1985.) далѣе...


ЕП. МИТРОФАНЪ (ЗНОСКО-БОРОВСКІЙ). УСПЕНІЕ ПРЕСВ. БОГОРОДИЦЫ (3-Е СЛОВО) (1985)

Успение Пресвятой Богородицы «Сегодня св. Церковь прославляетъ въ своихъ пѣснопѣніяхъ два событія: Воскресеніе Христово и Успеніе Пречистой. Два событія — радость и скорбь — какъ будто они не совмѣстимы. Но нѣтъ, по смыслу своему они тѣсно связаны. Успеніе — переходъ въ иную жизнь, въ жизнь загробную. Обычно, при смерти, близкіе, родные усопшаго погружаются въ глубокій трауръ, горько плачутъ объ усопшемъ. Такъ плакали и скорбѣли и Апостолы, прощаясь съ Богоматерью, лишившись утѣшенія и Ея совѣтовъ, Ея поддержки въ своемъ многотрудномъ трудѣ апостольства. Апостолъ Ѳома, промыслительно опоздавшій къ погребенію Ея честнаго тѣла, на третій день придя, просилъ открыть гробъ Пречистой, чтобы поклониться праху Ея. Но, открывъ гробъ, Апостолы не обнаружили въ немъ тѣла Дѣвы Пречистой и заключили отсюда, что Самъ Воскресшій Господь воскресилъ въ третій день и Пречистую Матерь Свою, какъ это было предсказано пророкомъ: «Воскресни Господи, въ покой Твой, Ты и Кивотъ святыни Твоея». О какомъ «кивотѣ» говорилъ пророкъ? О Пречистой Дѣвѣ, ибо какъ бы въ кивотѣ носила и хранила Пречистая Дѣва въ Себѣ Божественнаго Младенца. И какъ Христосъ Спаситель воскресъ и вознесся на небо, такъ и священный Кивотъ — Матерь Свою — вознесъ въ небесныя обители. Когда же Апостолы собрались за трапезой, явилась имъ, во время молитвы, Сама Приснодѣва, явилась въ сопровожденіи Ангеловъ, подтверждая тѣмъ Свое съ тѣломъ на небеса восхожденіе...» (Jordanville, 1985.) далѣе...


ЕП. МИТРОФАНЪ (ЗНОСКО-БОРОВСКІЙ). УСПЕНІЕ ПРЕСВ. БОГОРОДИЦЫ (2-Е СЛОВО) (1985)

Успение Пресвятой Богородицы «"Воскресенія день, просвѣтимся, людіе... Христосъ бо воста — веселіе вѣчное", — такъ радостно восклицаемъ мы съ вами въ дни Праздника праздниковъ, въ дни Пасхи Христовой. И нынѣ, въ сей Богородичной Пасхи день, въ день Успенія Пречистой, восклицаемъ мы побѣдную пѣснь: «Смерте! гдѣ твое жало? Аде — гдѣ твоя побѣда?". Одна тема, одно содержаніе у этихъ двухъ свѣтлыхъ праздниковъ. Эта тема — побѣда надъ смертью, призваніе человѣка къ вѣчности. Тамъ, въ Христовой Пасхѣ, Начальникъ жизни — Христосъ — на Крестѣ смерть побѣждаетъ, въ третій день воскреснувъ; здѣсь, въ Успеніи, въ Пасхѣ Богородичной, Побѣдитель смерти — Христосъ, въ 40-й день вознесшій плоть нашу въ обители Отчи, не допуская нетлѣнія тѣла Пречистой, въ третій день Ее изъ гроба воскрешаетъ. Вновь смерть побѣждается. Единая изъ рода нашего не подлежитъ суду и тлѣнію, возносится съ плотію въ тѣ же обители Отчи. Не потому ли Успенскій постъ такъ подобенъ Великому посту? Одно содержаніе праздниковъ, та же къ нимъ требуется отъ вѣрующихъ и подготовка: воздержаніе и молитва, очищеніе. Не забудьте: «наша брань противъ духовъ злобы поднебесной», а «сей родъ изгоняется только постомъ и молитвой». Если Пасхѣ Господней предшествуетъ Страстная седмица, то Пасхѣ Богородичной — Успенія празднику — предшествуетъ Крестный день: свѣтозарное Древо Крестное осѣняетъ начало Успенскаго поста, благословляя насъ на постный подвигъ...» (Jordanville, 1985.) далѣе...


ЕП. МИТРОФАНЪ (ЗНОСКО-БОРОВСКІЙ). УСПЕНІЕ ПРЕСВ. БОГОРОДИЦЫ (1-Е СЛОВО) (1985)

Успение Пресвятой Богородицы «Пресвятая Дѣва — это образъ истиннаго материнства. Но какъ мало говоритъ Евангеліе о радостяхъ Ея материнства. Однажды лишь сказано о Ней: «а Марія сохраняла слова сіи, слагая ихъ въ сердцѣ Своемъ». Это были слова Архангела Гавріила, это были слова и ангеловъ, возвѣстившихъ съ небесъ о славѣ въ ясляхъ Рожденнаго. Пресвятая Дѣва стоитъ въ радости материнства, поистинѣ, во главѣ всего земного материнства. Стоитъ Она и во главѣ скорби материнской. Ибо значеніе словъ объ оружіи, имѣющемъ пройти Ея материнскую душу, вскорѣ раскрылось во всей суровой дѣйствительности. Сынъ оставилъ Мать, чтобы всего Себя отдать великому служенію. Но Она не была удалена отъ лобнаго мѣста въ стояніи у Креста, видѣла крестную муку и страшную смерть, отъ зрѣлища которой омрачилось солнце и земля потряслась. Материнская скорбь Приснодѣвы безмѣрно превышаетъ всякую скорбь материнскую. Она — Мать матерей, Она — слава материнства. Вы, матери-христіанки страждущей Россіи, скорбнымъ путемъ идущія и крестомъ материнства призванныя спасаться, къ Ней притецыте. Вы пріобщились не только радости, но и скорби материнства. Призванныя подготовить, воспитать дѣтей вашихъ для высшаго въ мірѣ служенія, служенія Богу и Родинѣ, развѣ не стоите вы часто въ безсиліи передъ лицомъ распинателей и растлителей душъ дѣтей вашихъ? Развѣ не скорбите и не обливается-ли сердце ваше кровью при видѣ, какъ, одолѣваемыя соблазнами...» (Jordanville, 1985.) далѣе...


ЕП. МИТРОФАНЪ (ЗНОСКО-БОРОВСКІЙ). ПРЕОБРАЖЕНІЕ ГОСПОДНЕ (3-Е СЛОВО) (1985)

Преображение Господне «Долго подготовлялъ Христосъ апостоловъ къ Своему уничиженію. Хотя они и исповѣдовали Его Сыномъ Божіимъ — «Ты еси Христосъ, Сынъ Бога живаго», — Христосъ, читая сердца ихъ, видѣлъ, что они, хотя и приблизились къ истинѣ въ своемъ пониманіи Мессіи, тѣмъ не менѣе все еще находились во власти ученія фарисеевъ и книжниковъ, связывая съ мыслью о Мессіи надежду на земное политическое царство, на владычество надъ народами. Видя предъ собою во Христѣ человѣка, въ своихъ внѣшнихъ отношеніяхъ совершенно похожаго на нихъ самихъ, апостоламъ было трудно представлять себѣ, что именно Онъ есть единородный Сынъ Божій, единосущный Своему Небесному Отцу. Къ тому же, въ своихъ бесѣдахъ съ учениками, Христосъ говорилъ имъ, что Онъ, потерпя позоръ и смерть, войдетъ въ славу Свою, какъ Мессія, и это заявленіе не только не соотвѣтствовало всѣмъ ихъ предвзятымъ мнѣніямъ, но они просто не могли понять Его и впадали въ тяжелое уныніе. Въ теченіи нѣсколькихъ дней, дней печалныхъ для апостоловъ, говорилъ имъ Христосъ о Своихъ грядущихъ страданіяхъ и смерти. Были эти дни и тяжелыми для нихъ, потому что Христосъ, говоря о Своихъ страданіяхъ и смерти, разбивалъ всѣ надежды на національно-политическое возрожденіе. Нужно было вывести апостоловъ изъ этого унынія и постепенно подготовить къ рыскрытію приближавшагося уничиженія. «Нѣкоторые изъ васъ, предо Мною стоящихъ», — сказалъ ученикамъ Христосъ...» (Jordanville, 1985.) далѣе...


ЕП. МИТРОФАНЪ (ЗНОСКО-БОРОВСКІЙ). ПРЕОБРАЖЕНІЕ ГОСПОДНЕ (2-Е СЛОВО) (1985)

Преображение Господне «Предъ Своимъ славнымъ Преображеніемъ, Господь говорилъ ученикамъ о Его грядущихъ крестныхъ страданіяхъ, о необходимости и каждому понести крестъ свой. И вотъ, чтобы ученики, смущенные словомъ Господа о Крестѣ, будучи потомъ свидѣтелями Его поруганія и страданій, не соблазнились этимъ уничиженіемъ ихъ Учителя и уразумѣли великую тайну Его вольныхъ, за спасеніе міра, страданій, Сынъ Божій — Господь, въ дивномъ Преображеніи, открываетъ славу Свою, какъ Единороднаго отъ Отца. Онъ взялъ трехъ учениковъ. Петра, дабы увѣрить въ томъ, что его свидѣтельство о Христѣ: «Ты еси Христосъ, Сынъ Бога Живаго», дѣйствительно открылъ ему Самъ Отецъ Небесный; взялъ и Іакова, какъ имѣвшаго, прежде другихъ апостоловъ, пострадать за Христа; взялъ и Іоанна, какъ дѣвственника и чистѣйшій органъ Богословія, чтобы онъ, узрѣвъ славу Сына Божія, возгремѣлъ: «Въ началѣ было Слово, и Слово было у Бога, и Богъ былъ Слово». На дивной горѣ Ѳаворъ, когда въ глубинѣ покорнаго Богу Отцу сердца изречено было Господомъ: «вотъ иду исполнить волю Твою, Боже» (Евр. 10, 7) — Христосъ преобразился, «просіяло лицо Его, какъ солнце, одежды Его сдѣлались бѣлыми, какъ снѣгъ», и этотъ небесный свѣтъ блисталъ какъ молнія и объялъ души апостоловъ. И видятъ они Моисея и Илію, со Христомъ бесѣдующихъ. Говорятъ они о грядущихъ страданіяхъ Спасителя. Іудеи часто обвиняли Господа въ томъ, что Онъ нарушаетъ Законъ, данный Моисеемъ, и въ томъ, что Онъ...» (Jordanville, 1985.) далѣе...


ЕП. МИТРОФАНЪ (ЗНОСКО-БОРОВСКІЙ). ПРЕОБРАЖЕНІЕ ГОСПОДНЕ (1-Е СЛОВО) (1985)

Преображение Господне «Во Христѣ возлюбленные братья и сестры! Вы только что прослушали евангельское повѣствованіе о Преображеніи Господа нашего Іисуса Христа, о томъ, какъ Онъ возвелъ на гору Ѳаворъ троихъ Своихъ учениковъ и преобразился предъ ними, показавъ, насколько они могли вмѣстить, ту славу, которую имѣлъ Онъ прежде сложенія міра. Исполненные великой радости, сошли ученики вмѣстѣ съ Господомъ съ горы Ѳаворъ. Всю жизнь не забыли они этихъ блаженныхъ минутъ созерцанія славы Божіей на горѣ Ѳаворъ. И въ трудахъ, и въ скорбяхъ, и въ заботахъ земныхъ, среди гоненій и радостей, — всегда помнили они Ѳаворскую радость и ею вдохновлялись на подвигъ святой. Такъ велика и безпредѣльна была радость апостоловъ, которой они исполнились на Ѳаворской горѣ. Дорогіе, а для насъ, христіанъ, доступна ли эта радость Ѳаворская, хотя бы въ малой долѣ, радость, которой исполнились апостолы, созерцая славу Христа Спасителя, слыша бесѣду Его съ пророками Моисеемъ и Иліей? Да, дорогіе мои, она — по милости Божіей — и намъ доступна. Она доступна тебѣ, христіанинъ, когда въ ночной тишинѣ проливаешь ты горячую молитву, ибо въ эту святую минуту отходятъ отъ тебя невзгоды и печали, отходятъ отъ сердца тревоги, и легко — покойно становится на душѣ, сердце радостью забьется и ты невольно воскликнуть въ себѣ: «Господи, какъ хорошо съ Тобою быти!» Доступна эта радость и тогда, когда зайдешь ты въ храмъ Божій и въ немъ увидишь къ Богу обращенныя лица, замѣтишь слезы...» (Jordanville, 1985.) далѣе...

Цитата «Торжество Православія»


Наверхъ

0